«Согласовано» «Согласовано»
Руководитель МО Заместитель директора школы
___________ Кагарманов Р.Д. по УВР Протокол № __ от __________ Ескиев А.С.
«_____»_______2014 г. «_____»_______2014 г. «Утверждаю» Директор МБОУ «Гой-чунская СОШ им. А.С.Алаудинова» _________ Батукаева З.М.
Приказ № __ от «__» ___2014г
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Рабочая программа по физике для 7, 8 и 9 классов
Составитель: учитель высшей квалификационной категории Кагарманов Р.Д.
Гой-чу
2014
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание сле-дует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
ü освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
ü овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
ü развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
ü воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
ü использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Рабочая программа по физике для 7-9 классов составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией А. В. Перышкина, Н.В Филонович, Е. М. Гутник, ФГОС второго поколения.федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
При реализации рабочей программы используется УМК Перышкин А. В «физика» для 7, 8 классов и Перышкин А. В, Гутник Е. М. «физика» для 9 класса, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: в7 классе 10 лабораторных работ, 5 занятий контроля знаний; в 8 классе 10 лабораторный работ 9 занятий контроля знаний (6 контрольных работ и 3 зачета), в 9 классе 5 лабораторных работ, 4 контрольных.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ 7-9 классах отводится всего 204часа, по 2 ч в неделю (68часов за год).
В обязательный минимум, вошли темы, которой не было в предыдущем стандарте: в 7 классе «Броуновское движение», «Центр тяжести», «Условие равновесия»; в 8 классе «конденсатор», «Видимое движение светил», «Строение глаза», «Проводники и непроводники»; в 9 классе раздел Астрономии «строение и эволюция вселенной» которая включает следующие темы: «Состав, строение и происхождение солнечной системы», «Большие планеты Солнечной системы», «Малые тела солнечной системы», «Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд», «Строение и Эволюция вселенной».
В результате изучения курса физики ученик должен:
знать/понимать
7 класс
ü смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
ü смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
ü смысл физических законов: Паскаля, Архимеда; уметь
ü описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
ü использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
ü представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
ü выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
ü приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
ü решать задачи на применение изученных физических законов;
ü осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
ü использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
8 класс
ü смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;
ü смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
ü смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света; уметь
ü описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
ü использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
ü представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
ü выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
ü приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
ü решать задачи на применение изученных физических законов;
ü осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
ü использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.
ü смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
ü смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
ü смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии; уметь
ü описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
ü использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
ü представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
ü выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
ü приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
ü решать задачи на применение изученных физических законов;
ü осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
ü использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.
Содержание программы учебного предмета.
Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
1. Определение цены деления измерительного прибора.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
—понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
—умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;
—владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения;
—понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярнокинетических представлений.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
2. Определение размеров малых тел.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
— понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
—владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;
—понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
—умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
3.Измерение массы тела на рычажных весах.
4.Измерение объема тела.
5.Определение плотности твердого тела.
6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, эколо-
гия, охрана окружающей
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
—понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;
—умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;
—владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления;
—понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;
—владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;
—умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
—умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;
—понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
—среды).
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
—понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления;
—умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
—владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;
—понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
—понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;
—владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;
—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
10. Выяснение условия равновесия рычага.
11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
—понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;
—умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
—владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
—понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии;
—понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;
—владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;
—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
Резерв времени (2 часа)
8 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2.Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
3.Измерение влажности воздуха.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
— понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы;
-умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;
—владение экспериментальными методами исследования: зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре; давления насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества;
—понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании;
—понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;
—овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;
—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
5.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. 6.Регулирование силы тока реостатом.
7.Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
8.Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
—понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия электрического тока;
—умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление;
—владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;
—понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;
—понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их использовании;
—владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;
—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).
Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
9. Сборка электромагнита и испытание его действия.
10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
—понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;
—владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи;
—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).
Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
—понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;
—умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
—владение экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;
—понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света;
—различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой;
—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.]1 Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Измерение ускорения свободного падения.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
—понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел, невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;
—знание и способность давать определения/описания физических понятий: относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; [первая космическая скорость], реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчета; физических
величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения,
мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;
—понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и умение применять их на практике;
—умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знание и умение объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;
—умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности;
—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические колебания]. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука.
Эхо. Звуковой резонанс. [Интерференция звука].
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
— понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания математического и пружинного
маятников, резонанс (в том числе звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;
—знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период и частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука, скорость звука; физических моделей: [гармонические колебания], математический маятник;
—владение экспериментальными методами исследования зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины его нити.
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. [Интерференция света.] Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. [Спектрограф и спектроскоп.] Типы оптических спектров. [Спектральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
5. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
— понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения;
—знание и способность давать определения/описания физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;
—знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;
—знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф; —[понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей].
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Ре-зерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 6. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
7.Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
8.Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона.
9.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
—понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, ионизирующие излучения;
—знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; протоннонейтронная модель атомного ядра, модель процесса деления ядра атома урана; физических величин: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада;
—умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных нейтронах;
—умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром;
—знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон сохранения массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного распада, правило смещения;
—владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени;
—понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;
—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
—представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;
—умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы;
—знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звезд и радиоактивные в недрах планет);
—сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;
—объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом.
Общими предметными результатами обучения по данному курсу являются:
—умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
—развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.
Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план)
Всего: 68 ч.
2 ч. в неделю.
Контрольных работ: 4.
Лабораторных работ: 10.
№ |
§ |
Тема урока |
Дата проведения |
Отметка о выполнении |
|
|
I. Введение (4 ч.) |
|
|
1/1 |
1-3 |
Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. |
5.09 |
|
2/2 |
4-5 |
Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность физических величин. |
8.09 |
|
3/3 |
|
Лабораторная работа № 1 "Определение цены деления измерительного прибора". |
12.09 |
|
4/4 |
6 |
Физика и техника. |
15.09 |
|
|
|
II. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч.) |
|
|
1/5 |
7-9 |
Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение. |
19.09 |
|
2/6 |
|
Лабораторная работа № 2 "Измерение размеров малых тел". |
22.09 |
|
3/7 |
10 |
Движение молекул. |
26.09 |
|
4/8 |
11 |
Взаимное притяжение и отталкивание молекул. |
29.09 |
|
№ |
§ |
Тема урока |
Дата проведения |
Отметка о выполнении |
5/9 |
12- 13 |
Агригатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. |
3.10 |
|
6/10 |
|
Контрольная работа №1 по теме: "Первоначальные сведения о строении вещества". |
6.10 |
|
III. Взаимодействие тел (21 ч.) |
||||
1/11 |
14- 15 |
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. |
10.10 |
|
2/12 |
16 |
Скорость. Единицы скорости. |
13.10 |
|
3/13 |
17 |
Расчет пути и времени движения. |
17.10 |
|
4/14 |
18 |
Инерция. |
20.10 |
|
5/15 |
19 |
Взаимодействие тел. |
24.10 |
|
6/16 |
20- 21 |
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. |
27.10 |
|
7/17 |
|
Лабораторная работа № 3 "Измерение массы тела на рычажных весах". |
31.10 |
|
8/18 |
22 |
Плотность тела. |
3.11 |
|
9/19 |
|
Лабораторная работа № 4 "Измерение объема тела". Лабораторная работа № 5 "Определение плотности твердого тела". |
10.11 |
|
10/20 |
23 |
Расчет массы и объема тела по его плотности. |
14.11 |
|
11/21 |
|
Решение задач. Подготовка к контрольной работе. |
17.11 |
|
12/22 |
|
Контрольная работа №2 по темам "Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества". |
21.11 |
|
№ |
§ |
Тема урока |
Дата проведения |
Отметка о выполнении |
13/23 |
24 |
Сила. |
24.11 |
|
14/24 |
25- 26 |
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. |
28.11 |
|
15/25 |
27 |
Сила упругости. Закон Гука. |
1.12 |
|
16/26 |
28- 29 |
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. |
5.12 |
|
17/27 |
30 |
Динамометр. Лабораторная работа № 6 "Градуирование пружины и измерение сил динамометром". |
8.12 |
|
18/28 |
31 |
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. |
12.12 |
|
19/29 |
32- 33 |
Сила трения. Трения покоя. |
15.12 |
|
20/30 |
34 |
Трение в природе и технике. Решение задач |
19.12 |
|
21/31 |
|
Контрольная работа №3 по темам: “Вес тела”, “Графическое изображение сил”,“Силы”. |
22.12 |
|
IV. Давление твердых тел, жидкостей и газов (25 ч.) |
||||
1/32 |
35 |
Давление. Единицы давления. |
26.12 |
|
2/33 |
36 |
Способы уменьшения и увеличения давления. |
29.12 |
|
3/34 |
37 |
Давление газа. |
12.01 |
|
4/35 |
38 |
Закон Паскаля. |
16.01 |
|
5/36 |
39- 40 |
Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. |
19.01 |
|
6/37 |
|
Решение задач. |
23.01 |
|
7/38 |
41 |
Сообщающиеся сосуды. |
26.01 |
|
8/39 |
42- |
Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему |
30.01 |
|
№ |
§ |
Тема урока |
Дата проведения |
Отметка о выполнении |
|
43 |
существует воздушная оболочка Земли. |
|
|
9/40 |
44 |
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли |
2.02 |
|
10/41 |
45- 46 |
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. |
6.02 |
|
11/42 |
47 |
Манометры. |
9.02 |
|
12/43 |
48- 49 |
Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. |
13.02 |
|
13/44 |
50 |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. |
16.02 |
|
14/45 |
51 |
Архимедова сила. |
20.02 |
|
15/46 |
|
Лабораторная работа № 7 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело". |
23.02 |
|
16/47 |
52 |
Плавание тел. |
27.02 |
|
17/48 |
|
Решение задач. |
2.03 |
|
18/49 |
|
Лабораторная работа № 8 "Выяснение условий плавания тела в жидкости". |
6.03 |
|
19/50 |
53- 54 |
Плавание судов. Воздухоплавание. |
9.03 |
|
20/51 |
|
Решение задач |
13.03 |
|
21/52 |
|
Зачет по теме "Атмосферное давление. Архимедова сила". |
16.03 |
|
V. Работа и мощность. Энергия (14 ч.) |
||||
1/53 |
55 |
Механическая работа. Единицы работы. |
20.03 |
|
2/54 |
56 |
Мощность. Единицы мощности. |
23.03 |
|
№ |
§ |
Тема урока |
Дата проведения |
Отметка о выполнении |
3/55 |
57- 58 |
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. |
3.04 |
|
4/56 |
59 |
Момент силы. |
6.04 |
|
5/57 |
60 |
Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 9 "Выяснение условия равновесия рычага". |
10.04 |
|
6/58 |
61- 62 |
Блоки. "Золотое правило" механики. |
13.04 |
|
7/59 |
|
Решение задач. |
17.04 |
|
8/60 |
63 |
Центр тяжести тела. |
20.04 |
|
9/61 |
64 |
Условя равновесия тел. |
24.04 |
|
10/62 |
65 |
КПД. Лабораторная работа № 10 "Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости". |
27.04 |
|
11/63 |
|
Решение задач. |
4.05 |
|
12/64 |
66- 67 |
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. |
8.05 |
|
13/65 |
68 |
Превращение одного вида механической энергии в другой. |
15.05 |
|
14/66 |
|
Итоговая контрольная работа |
18.05 |
|
67 |
|
Резерв учебного времени.Повторение. |
22.05 |
|
68 |
|
Резерв учебного времени. Повторение. |
29.05 |
|
Всего: 69 ч.
2 часа в неделю.
Контрольных работ: 5.
Лабораторных работ: 10.
№ |
§ |
Тема урока |
Дата проведения |
Отметка о выполнении |
I. Тепловые явления (23 ч.) |
|
|
||
1/1 |
1-2 |
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. |
4.09 |
|
2/2 |
3 |
Способы изменения внутренней энергии тела. |
8.09 |
|
3/3 |
4 |
Теплопроводность. |
11.09 |
|
4/4 |
5-6 |
Конвекция. Излучение. |
15.09 |
|
5/5 |
7 |
Количество теплоты. Единицы количества теплоты. |
18.09 |
|
6/6 |
8 |
Удельная теплоемкость. |
22.09 |
|
7/7 |
9 |
Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. |
25.09 |
|
8/8 |
|
Лабораторная работа № 1 "Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры". |
29.09 |
|
9/9 |
|
Лабораторная работа № 2 "Измерение удельной теплоемкости твердого тела". |
2.10 |
|
10/10 |
10
|
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. |
6.10 |
|
11/11 |
11
|
Закон сохранения и передачи энергии в механических и тепловых процессах. |
9.10 |
|
12/12 |
|
Контрольная работа №1 «Тепловые явления». |
13.10 |
|
13/13 |
12-
13 |
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. |
16.10 |
|
14/14 |
14-
15 |
График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. |
20.10 |
|
15/15 |
|
Решение задач. |
23.10 |
|
16/16 |
16- 17
|
Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации. |
27.10 |
|
17/17 |
11-
19 |
Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. |
30.10 |
|
№ |
§ |
Тема урока |
Дата проведения |
Отметка о выполнении |
18/18 |
|
Решение задач. |
3.11 |
|
19/19 |
20
|
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа№3 «Измерение влажности воздуха» |
10.11 |
|
20/20 |
21-
22 |
Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. |
13.11 |
|
21/21 |
23-
24 |
Паровая турбина. КПД теплового двигателя. |
17.11 |
|
22/22 |
|
Контрольная работа №2 «Агрегатные состояния вещества»". |
20.11 |
|
23/23 |
|
Зачет по теме «Тепловые явления» |
24.11 |
|
II. Электрические явления (29 ч.) |
||||
1/24 |
25 |
Электризация тел при их соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. |
27.11 |
|
2/25 |
26- 27 |
Электроскоп. Электрическое поле. |
1.12 |
|
3/26 |
28- 29 |
Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. |
4.12 |
|
4/27 |
30 |
Объяснение электрических явлений. |
8.12 |
|
5/28 |
31 |
Проводники, полупроводники и непроводники электричества. |
11.12 |
|
6/29 |
32 |
Электрический ток. Источники электрического тока. |
15.12 |
|
7/30 |
33 |
Электрическая цепь и ее составные части. |
18.12 |
|
8/31 |
34- 36 |
Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока. |
22.12 |
|
9/32 |
37 |
Сила тока. Единицы силы тока. |
25.12 |
|
10/33 |
38 |
Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа № 4 "Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках". |
29.12 |
|
11/34 |
39-
40 |
Электрическое напряжение. Единицы напряжения. |
12.01 |
|
12/35 |
41-
42 |
Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. |
15.01 |
|
13/36 |
43
|
Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа№5 «Измерение напряжения на разных участках электрической цепи». |
19.01 |
|
14/37 |
44 |
Закон Ома для участка цепи. |
22.01 |
|
15/38 |
45
|
Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. |
26.01 |
|
16/39 |
46
|
Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения. |
29.01 |
|
№ |
§ |
Тема урока |
Дата проведения |
Отметка о выполнении |
17/40 |
47
|
Реостаты. Лабораторная работа № 6 "Регулирование силы тока реостатом". |
2.02 |
|
18/41 |
|
Лабораторная работа № 7 "Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра". |
5.02 |
|
19/42 |
48 |
Последовательное соединение проводников. |
9.02 |
|
20/43 |
49 |
Параллельное соединение проводников. |
12.02 |
|
21/44 |
|
Решение задач |
16.02 |
|
22/45 |
|
Контрольная работа №3 по темам "Электрические явления. Электрический ток". |
19.02 |
|
23/46 |
50-
51 |
Работа электрического тока. Мощность электрического тока. |
23.02 |
|
24/47 |
52
|
Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Лабораторная работа № 8 "Измерение мощности и работы тока в электрической лампе". |
26.02 |
|
25/48 |
53
|
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. |
2.03 |
|
26/49 |
54 |
Конденсатор |
5.03 |
|
27/50 |
55- 56 |
Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание, предохранители. |
9.03 |
|
28/51 |
|
Контрольная работа «Работа и мощность электрического тока», «Закон Джоуля-Ленца», «Конденсатор» |
12.03 |
|
29/52 |
|
Зачет по теме «электрические явления» |
16.03 |
|
|
III. Электромагнитные явления (5 ч.) |
|
||
1/53 |
57- 58 |
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. |
19.03 |
|
2/54 |
59 |
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа № 9 "Сборка электромагнита и испытание его действия". |
23.03
|
|
3/55 |
60- 61 |
Постоянный магнит. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. |
2.04 |
|
4/56 |
62 |
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа № 10 "Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)". |
6.04 |
|
5/57 |
|
Контрольная работа №4 "Работа электрического тока" и "Электромагнитные явления". |
9.04 |
|
|
IV. Световые явления (11ч.) |
|
||
№ |
§ |
Тема урока |
Дата проведения |
Отметка о выполнении |
1/58 |
63 |
Источники света. Распространение света. |
13.04 |
|
2/59 |
64 |
Видимое движение светил. |
16.04 |
|
3/60 |
65 |
Отражение света. Законы отражения света. |
20.04 |
|
4/61 |
66 |
Плоское зеркало. |
23.04 |
|
5/62 |
67 |
Преломление света. |
27.04 |
|
6/63 |
68 |
Линзы. Оптическая сила линзы. |
30.04 |
|
7/64 |
69 |
Изображения, даваемые линзой. |
4.05 |
|
8/65 |
70 |
Глаз и зрение |
7.05 |
|
9/66 |
|
Контрольная работа№5 "Световые явления". |
14.05 |
|
10/67 |
|
Зачет по теме «Световые явления». |
18.05 |
|
68 |
|
Резерв учебного времени |
21.05 |
|
69 |
|
Резерв учебного времени |
28.05 |
|
9 класс
Всего: 68 ч.
2 часа в неделю.
Контрольных работ:4 .
Лабораторных работ: 6.
№ |
§ |
Тема урока |
Дата |
Отметка о выполнении |
I. Законы взаимодействия и движения тел (27 ч.) |
|
|||
1/1 |
1 |
Материальная точка. Система отсчета |
2.09 |
|
2/2 |
2 |
Перемещение. |
8.09 |
|
3/3 |
3 |
Определение координаты движущегося тела. |
9.09 |
|
4/4 |
4 |
Перемещение при прямолинейном равномерном движении. |
15.09 |
|
5/5 |
5 |
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. |
16.09 |
|
6/6 |
6 |
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. |
22.09 |
|
7/7 |
7 |
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. |
23.09 |
|
8/8 |
8 |
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. |
29.09 |
|
9/9 |
|
Лабораторная работа № 1 “Исследование равноускоренного движения без начальной скорости”. |
30.09 |
|
10/10 |
9 |
Относительность движения. |
6.10 |
|
11/11 |
10 |
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. |
7.10 |
|
12/12 |
11 |
Второй закон Ньютона. |
13.10 |
|
13/13 |
12 |
Третий закон Ньютона. |
14.10 |
|
14/14 |
13 |
Свободное падение тел. |
20.10 |
|
15/15 |
14 |
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Лабораторная работа № 2 "Измерение ускорения свободного падения”. |
21.10 |
|
16/16 |
15 |
Закон всемирного тяготения. |
27.10 |
|
17/17 |
16 |
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. |
28.10 |
|
18/18 |
18- 19 |
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. |
10.11 |
|
19/19 |
21 |
Импульс тела. Закон сохранения импульса. |
11.11 |
|
20/20 |
22 |
Реактивное движение. Ракеты. |
17.11 |
|
№ |
§ |
Тема урока |
Дата |
Отметка о выполнении |
21/21 |
23 |
Вывод закона сохранения механической энергии. |
18.11 |
|
22/22 |
|
Решение задач. |
24.11 |
|
23/23 |
|
Контрольная работа № 1 "Основы динамики". |
25.11 |
|
II. Механические колебания и волны. Звук (12 ч.) |
|
|||
1/24 |
24- 25 |
Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. |
1.12 |
|
2/25 |
26 (27) |
Величины, характеризующие колебательное движение. |
2.12 |
|
3/26 |
|
Лабораторная работа № 3 “Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины”. |
8.12 |
|
4/27 |
28- 29 |
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. |
9.12 |
|
5/28 |
30 |
Резонанс |
15.12 |
|
6/29 |
31- 32 |
Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. |
16.12 |
|
7/30 |
33 |
Длина волны. Скорость распространения волн. |
22.12 |
|
8/31 |
34 |
Источники звука. Звуковые колебания. |
23.12 |
|
9/32 |
35- 36 |
Высота и тембр звука. Громкость звука. |
29.12 |
|
10/33 |
37- 38 |
Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. |
30.12 |
|
11/34 |
|
Контрольная работа № 2 «Механические колебания и волны. Звук.» |
12.01 |
|
12/35 |
39- 40 |
Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. |
13.01 |
|
III. Электромагнитное поле (12 ч.) |
|
|||
1/36 |
42- 43 |
Магнитное поле. Неоднородное и однородное магнитное поле. |
19.01 |
|
2/37 |
44 |
Направление тока и направление линий его магнитного поля. |
20.01 |
|
3/38 |
45 |
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. |
26.01 |
|
4/39 |
46- 47 |
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. |
27.01 |
|
5/40 |
48 |
Явление электромагнитной индукции. |
2.02 |
|
№ |
§ |
Тема урока |
Дата |
Отметка о выполнении |
6/41 |
49- 50 |
Направление индукционного тока. Правила Ленца. Самоиндукция. |
3.02 |
|
7/42 |
|
Лабораторная работа № 4 "Изучение явления электромагнитной индукции". |
9.02 |
|
8/43 |
51 |
Получение переменного электрического тока. |
10.02 |
|
9/44 |
52- 53 |
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. |
16.02 |
|
10/45 |
54- 55 |
Конденсатор. Колебательный контур. |
17.02 |
|
11/46 |
56 |
Принцип радиосвязи и телевидения. Контрольная работа№3 «электромагнитное поле». |
23.02 |
|
12/47 |
58 |
Электромагнитная природа света. |
24.02 |
|
13/48 |
59- 60 |
Преломление света. |
2.03 |
|
14/49 |
|
Типы оптических спектров. Лабораторная работа№5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания». |
3.03 |
|
15/50 |
64 |
Поглощение и испускание света атомами. |
9.03 |
|
IV Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (17 ч.) |
||||
1/51 |
65- 66 |
Радиоактивность. Модели атомов. |
10.3 |
|
2/52 |
67 |
Радиоактивные превращения атомных ядер. |
16.03 |
|
3/53 |
68 |
Экспериментальные методы исследования частиц. Лабораторная работа № 5 "Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков". |
17.03 |
|
4/54 |
69- 70 |
Открытие протона и нейтрона. |
23.03 |
|
5/55 |
71- 72 |
Состав атомного ядра.. Ядерные силы. |
24.03 |
|
6/56 |
73 |
Энергия связи. Дефект масс. |
6.04 |
|
№ |
§ |
Тема урока |
Дата |
Отметка о выполнении |
7/57 |
74- 75 |
Деление ядер урана. Цепная реакция. |
7.04 |
|
8/58 |
76 |
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. |
13.04 |
|
9/59 |
77 |
Атомная энергетика. |
14.04 |
|
10/60 |
78 |
Биологическое действие радиации. |
20.04 |
|
11/61 |
79 |
Термоядерная реакция. |
21.04 |
|
12/62 |
|
Контрольная работа № 4 "Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер". |
27.04 |
|
V |
|
Строение и эволюция вселенной |
28.04 |
|
1/63 |
|
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. |
11.05 |
|
2/64 |
|
Большие планеты Солнечной системы. |
12.05 |
|
3/65 |
|
Малые тела Солнечной системы |
18.05 |
|
4/66 |
|
Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. |
19.05 |
|
5/67 |
|
Строение и эволюция Вселенной. |
23.05 |
|
68 |
|
Итоговый урок. |
25.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.