Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012г. и зарегистрирован в Минюсте России «07» июня 2012г. За основу составления рабочей программы взята Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины в 7 – 9 классах основной школы, реализуется в
учебниках А.В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика» для 9 класса системы
«Вертикаль».
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012г.
и зарегистрирован в Минюсте России «07» июня 2012г. За основу составления рабочей программы взята Программа
основного общего образования. Физика. 79 классы Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник
1. Пояснительная записка
1.1 Цели изучения физики в средней школе
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит
существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий для
естественнонаучных дисциплин, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии,
географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные
знания об окружающем мире. В 78 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания,
формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить физический
эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы
становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.
Целями изучения физики в средней школе являются:
на ценностном уровне:
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, личностную значимость физического
знания независимо от его профессиональной деятельности, а также ценность: научных знаний и методов познания,творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения,
смыслового чтения;
на метапредметном уровне:
овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действия, обеспечивающих
его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к
эффективному решению различного рода жизненных задач;
на предметном уровне:
овладение учащимися системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических
законах и о способах их использования в практической жизни; освоение основных физических теорий, позволяющих
описать явления в природе, и пределов применимости этих теорий для решения современных и перспективных
технологических задач;
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в структуре естественнонаучного знания и
культуры в целом, в создании современной научной картины мира;
формирование умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной,
культурной, технической среды, используя для этого физические знания; понимание структурногенетических оснований
дисциплины.
Базисный учебный план на этапе основного общего образования выделяет 210 ч. для обязательного изучения курса
1.2 Место дисциплины в учебном плане
«Физика».
В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые
явления из области физики и астрономии. В 56 классах возможно преподавание курса «Введение в естественнонаучные
предметы. Естествознание», который можно рассматривать как пропедевтику курса физики. В свою очередь, содержание
курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественнонаучного образования, служит
основой для последующей уровневой и профессиональной дифференциации.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
1.3 Требования к результатам освоения дисциплины
2 сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от
профессиональной деятельности, научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового
образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и
технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики
как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.
мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе
герменевтического, личностноориентированного, феноменологического и экологоэмпатийного подхода.
Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД). К ним
относятся:
1) личностные;
2) регулятивные, включающие также действия саморегуляции;
3) познавательные, включающие логические, знаковосимволические;
4) коммуникативные.
Личностные УУД обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события
с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения),
самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной
структуры сознания личности.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и
того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление
плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона,
реального действия и его продукта;
3 оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и
уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору
ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаковосимволические УД.
Общеучебные УУД включают:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения задач;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая
содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
действие со знаковосимволическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного
обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические
действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания,
утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или
дедуктивной).
Знаковосимволические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют
действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от
конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции
других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
знать и понимать смысл физических понятий, физических величин и физических законов;
4 описывать и объяснять физические явления;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические
зависимости;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и
квантовых явлений;
решать задачи на применение физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации в предметной области «Физика»;
использовать физические знания в практической деятельности и повседневной жизни.
№
раздела
Наименование
раздела
1
1
2
Введение
2. Содержание и структура дисциплины
2.1 Содержание разделов дисциплины
7 класс.
Содержание раздела
3
Что изучает физика. Наблюдения и опыты.
Физические величины. Погрешности измерений.
Физика и техника.
Форма текущего
контроля
4
тесты
устный опрос; письменные задания;
собеседование;
действия;
составление структурносемантических
схем учебного текста; метод проектов;
самостоятельная работа;
контрольная
работа;
тестирование с помощью
технических средств; домашнее задание.
Строение вещества. Молекулы. Диффузия в устный опрос; письменные задания;
52
3
4
5
Первоначальные
сведения о
строении
вещества
жидкостях, газах и твердых телах. Взаимное
притяжение и отталкивание молекул. Три состояния
вещества. Различия в строении веществ.
Скорость.
Равномерное
и
Механическое
движение.
Единицы
неравномерное движение.
скорости. Расчет пути и времени движения. Явление
инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы
массы. Измерение массы. Плотность вещества. Расчет
массы и объема тела по его плотности. Сила. Явление
тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон
Гука. Вес тела. Единицы силы. Связь силы и массы.
Динамометр. Сложение сил. Сила трения. Трение
скольжения, качения и покоя. Трение в природе и
технике.
Давление. Единицы давления. Способы изменения
давления. Давление газа. Закон Паскаля. Давление в
жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки
сосуда.
Вес воздуха.
Атмосферное давление. Измерение атмосферного
давления. Опыт Торричелли. Барометранероид.
Атмосферное давление на различных высотах.
Манометры.
Поршневой жидкостной насос.
Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на
погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание
тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Механическая работа.
Мощность.
Сообщающие сосуды.
Взаимодействие
тел.
Давление
твердых тел,
жидкостей и
газов.
Работа и
тесты
собеседование;
действия;
составление структурносемантических
схем учебного текста; метод проектов;
самостоятельная работа;
контрольная
работа;
тестирование с помощью
технических средств; домашнее задание,
зачет.
устный опрос; письменные задания;
собеседование;
действия;
составление структурносемантических
схем учебного текста; метод проектов;
самостоятельная работа;
контрольная
работа;
тестирование с помощью
технических средств; домашнее задание,
зачет.
тесты
тесты
устный опрос; письменные задания;
собеседование;
действия;
составление структурносемантических
схем учебного текста; метод проектов;
самостоятельная работа;
контрольная
тестирование с помощью
работа;
технических средств; домашнее задание,
зачет.
Простые устный опрос; письменные задания;
6мощность.
Энергия.
механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент
силы. Рычаги в технике, быту и природе. «Золотое
правило» механики. Цент тяжести. Равенство работ
при использовании механизмов.
Коэффициент
полезного действия. Энергия. Превращение энергии.
Закон сохранения энергии.
тесты
собеседование;
действия;
составление структурносемантических
схем учебного текста; метод проектов;
самостоятельная работа;
контрольная
работа;
тестирование с помощью
технических средств; домашнее задание,
зачет.
№
Наименование
раздела
1
1
раздела
2
Тепловые явления
8 класс.
Содержание раздела
3
Форма текущего
контроля
4
тесты
структурносемантических
устный опрос; письменные задания;
собеседование;
действия;
составление
схем
метод проектов;
учебного текста;
самостоятельная работа; контрольная
работа;
тестирование с помощью
технических средств; домашнее задание,
зачет.
Теплопроводность.
Количество теплоты.
Тепловое движение. Тепловое равновесие.
Температура. Внутренняя энергия. Работа и
Конвекция.
теплопередача.
Излучение.
Удельная
теплоемкость. Расчет количества теплоты при
теплообмене. Сгорание топлива. Удельная теплота
сгорания топлива. Закон сохранения и превращения
энергии в механических и тепловых процессах.
Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Удельная теплота плавления.
Испарение и
Влажность воздуха.
конденсация.
Удельная теплота парообразования. Объяснение
изменения агрегатного состояния вещества на
основе молекулярнокинетических представлений.
Преобразование энергии в тепловых машинах.
Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.
КПД теплового двигателя. Экологические проблемы
Кипение.
72
Электрические
явления.
3
Электромагнитные
явления.
использования тепловых машин.
заряды.
поле.
Закон
Взаимодействие
Электризация тел. Два рода электрических
заряженных тел.
зарядов.
Проводники, диэлектрики и полупроводники.
Электрическое
сохранения
электрического заряда. Делимость электрического
заряда. Электрон. Строение атома. Электрический
Действие электрического поля на
ток.
электрические
Источники тока.
Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое
напряжение. Электрическое сопротивление. Закон
Ома для участка цепи. Последовательное и
параллельное соединение проводников. Работа и
мощность электрического тока. Закон Джоуля
Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при
работе с электроприборами.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле
прямого тока. Магнитное поле катушки с током.
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных
магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие
магнитов. Действие магнитного поля на проводник с
током. Электрический двигатель.
4.
Световые явления. Источники света. Прямолинейное распространение
света. Видимое движение светил. Отражение света.
Закон отражения света. Преломление света. Закон
преломления света. Линзы. Фокусное расстояние
линзы. Оптическая сила линзы. Изображения,
тесты
структурносемантических
устный опрос; письменные задания;
собеседование;
действия;
составление
схем
метод проектов;
учебного текста;
самостоятельная работа; контрольная
работа;
тестирование с помощью
технических средств; домашнее задание,
зачет.
тесты
структурносемантических
устный опрос; письменные задания;
собеседование;
действия;
составление
схем
метод проектов;
учебного текста;
самостоятельная работа; контрольная
работа;
тестирование с помощью
технических средств; домашнее задание,
зачет.
устный опрос; письменные задания;
собеседование;
действия;
составление
учебного текста;
структурносемантических
схем
метод проектов;
8
тесты№
раздела
1
Наименование
раздела
2
1
2
Законы
взаимодействия и
движения тел.
Механические
колебания и
волны.
даваемые линзой. Глаз как оптическая система.
Оптические приборы.
самостоятельная работа; контрольная
работа;
тестирование с помощью
технических средств; домашнее задание,
зачет.
9 класс.
Содержание раздела
3
Система
точка.
механического
Скорость
движения.
отсчета.
Материальная
прямолинейного
Перемещение.
Прямолинейное
равномерного
равноускоренное движение: мгновенная скорость,
ускорение перемещение. Графики зависимостей
кинематических величин от времени при
равномерном и равноускоренном движении.
Относительность
движения.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира.
Инерциальные системы отсчета. Законы Ньютона.
Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного
тяготения.
Искусственные спутники Земли.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное
движение.
Колебательное движение. Колебание груза на
пружине. Свободные колебания. Колебательная
система. Маятник. Амплитуда, период, частота
колебаний. Гармонические колебания. Превращение
энергии при колебательном движении. Затухающие
колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах.
Форма текущего
контроля
4
тесты
устный опрос; письменные задания;
собеседование;
действия;
составление
структурносемантических схем учебного
текста; метод проектов; самостоятельная
работа; контрольная работа; тестирование
с помощью технических средств;
домашнее задание, зачет.
тесты
устный опрос; письменные задания;
собеседование;
действия;
составление
структурносемантических схем учебного
текста; метод проектов; самостоятельная
работа; контрольная работа; тестирование
с помощью технических средств;
9домашнее задание, зачет.
тесты
устный опрос; письменные задания;
собеседование;
действия;
составление
структурносемантических схем учебного
текста; метод проектов; самостоятельная
работа; контрольная работа; тестирование
с помощью технических средств;
домашнее задание, зачет.
Переменный ток.
Поперечные и продольные волны. Длина волны.
Связь длины волны со скоростью ее распространения
и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость
звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.
Звуковой резонанс. Интерференция звука.
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его
магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение
магнитного поля. Правило левой руки. Индукция
магнитного поля. Магнитный поток. Опыты
Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление
индукционного тока. Правило Ленца. Явление
самоиндукции.
Генератор
переменного тока. Преобразование энергии в
электрогенераторах.
Передача
электрической
расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.
Скорость распространения электромагнитных волн.
Влияние электромагнитных волн на живые
организмы. Колебательный контур. Получение
электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи
и
света.
Электромагнитная природа света. Преломление
света. Показатель преломления. Дисперсия света.
Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы
оптических спектров.
Спектральный анализ.
Поглощение и испускание света атомами.
Происхождение линейчатых спектров.
Трансформатор.
Интерференция
телевидения.
энергии
на
3
Электромагнитное
поле.
4
Строение атома и Радиоактивность как свидетельство сложного
строения атомов. Альфа, бета и гамма излучения.
устный опрос; письменные задания;
собеседование;
действия;
тесты
10Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер.
Сохранение зарядового и массового чисел при
ядерных реакциях. Экспериментальные методы
исследования частиц. Протоннонейтронная модель
ядра. Физический смысл зарядового и массового
чисел. Изотопы. Правило смещения для альфа, бета
распадов при ядерных реакциях. Энергия связи
частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция.
Ядерная энергетика. Экологические проблемы
работы атомных электростанций. Дозиметрия.
Период полураспада. Закон радиоактивного распада.
Влияние радиоактивных излучений на живые
организмы. Термоядерные реакции. Источники
энергии Солнца и звезд.
Состав, строение и происхождение Солнечной
системы. Планеты и малые тела Солнечной системы.
Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд.
Строение и эволюция Вселенной.
атомного ядра.
5
Строение и
эволюция
Вселенной.
составление
структурносемантических схем учебного
текста; метод проектов; самостоятельная
работа; контрольная работа; тестирование
с помощью технических средств;
домашнее задание, зачет.
тесты
устный опрос; письменные задания;
собеседование;
действия;
составление
структурносемантических схем учебного
текста; метод проектов; самостоятельная
работа; контрольная работа; тестирование
с помощью технических средств;
домашнее задание, зачет.
2.2 Структура дисциплины
7 класс.
Полуго
Примерные сроки
дие
1
Содержание программы
Введение
Количеств
о часов
Количество
лабораторных
4
работ
1
Количество
контрольных
работ и зачетов
112
Итого
Полуго
Примерные сроки
дие
1
2
Итого
Первоначальные сведения о строении
вещества
Взаимодействие тел
Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Работа и мощность. Энергия.
Резерв учителя
6
23
21
14
2
70
1
6
3
3
14
1
1+2
1+2
1+1
4+5
8 класс.
Содержание программы
Тепловые явления
Электрические явления
Электрические явления
Электромагнитные явления
Световые явления
Резерв часов
Количеств
о часов
Количество
лабораторных
работ
Количество
контрольных
работ и зачетов
23
9
20
5
11
2
70
4
5
2
3
14
1+2
1+1
1+1
1+1
4+5
Полуго
Примерные сроки
дие
1
9 класс.
Содержание программы
Количеств
о часов
Количество
лабораторных
работ
Количество
контрольных
работ и зачетов
Законы взаимодействия и движения тел
Механические колебания и волны. Звук
26
6
2
2
1+1
122
Итого
Механические колебания и волны. Звук
Электромагнитное поле
Строение атома и атомного ядра
Строение и эволюция Вселенной
7
15
11
5
70
2
4
10
1+1
1
1
4 +2
2.3 Лабораторные работы
7 класс.
Наименование лабораторных работ
3
Определение цены деления измерительного прибора
Измерение размеров малых тел
Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение
скорости
Измерение массы тела на рычажных весах
Измерение объема тел
Определение плотности твердого тела
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение коэффициента
жесткости пружины
Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления. Измерение
коэффициента трения
Измерение давления твердого тела на опору
Определение выталкивающей силы
Выяснение условий плавания тел
Выяснение условия равновесия рычага
Определение центра тяжести плоской пластины
Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости
№
ЛР
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
№
раздела
2
1
2
3
3
3
3
3
3
4
4
4
5
5
5
Колво часов
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13№
ЛР
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
№
ЛР
1
1
2
3
№
раздела
2
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3
4
4
4
№
раздела
2
1
1
2
8 класс.
Наименование лабораторных работ
3
Исследование изменения со временем температуры остывающей воды
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды различной температуры
Измерение удельной теплоемкости твердого тела
Измерение относительной влажности воздуха
Сборка э/цепи и измерение силы тока в ее различных участках
Измерение напряжения на различных участках цепи
Регулирование силы тока реостатом
Определение сопротивления при помощи вольтметра и амперметра
Измерение мощности и работы тока в электрической лампе
Сборка электромагнита и испытание его действия
Изучение электрического двигателя постоянного тока
Исследование зависимости угла отражения от угла падения света
Исследование зависимости угла преломления от угла падения света
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений
9 класс.
Наименование лабораторных работ
3
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
Измерение ускорения свободного падения
Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и
Колво часов
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Колво часов
4
1
1
1
144
5
6
7
8
9
10
2
3
3
4
4
4
4
жесткости пружины
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от
длины нити
Изучение явления ЭМИ
Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания
Измерение естественного радиационного фона дозиметром
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков
Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
1
1
1
1
1
1
1
2.4. Тематическое планирование учебного материала.
7 класс.
Тема урока
Дата
План Факт
№
урок
а
Домашнее задание
Кво
часо
в
151
2
3
ТЕМА 1: Введение
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Что изучает физика. Наблюдения и опыты.
Физические величины. Погрешность измерений.
«Определение цены деления измерительного прибора»
Л.Р. № 1
Физика и техника.
ТЕМА 2: Первоначальные сведения о строении вещества
Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение.
« Измерение размеров малых тел» Л.Р.№ 2
Движение молекул.
Взаимодействие молекул.
Агрегатные состояния веществ. Свойства газов, жидкостей и
твердых тел.
Зачет 1 по теме «Первоначальные сведения о строении
вещества»
ТЕМА 3: Взаимодействие тел.
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.
Скорость. Единицы скорости.
«Изучение зависимости пути от
времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение
скорости». ЛР № 3
Расчет пути и времени движения.
Инерция.
Взаимодействие тел.
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы.
«Измерение массы тела на рычажных весах» Л.Р. № 4
Плотность вещества
«Измерение объема тел» Л.Р. № 5
5
4
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
23
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
§ 13
§ 45 упр.1
§ 15 повт. Зад.1
§ 6
§ 78
§ 78 повтор.
§ 9 зад.2/1
§ 10 упр.2
§ 1112 зад.3
§ 112 повтор.
§ 1314 зад.4
§ 15 упр.4 № 1,4
§ 16 упр.5 № 2,4
§ 17 сост. 2 задачи
§ 18
§ 1920 упр.6 № 1,3
§ 20
§ 21 упр.7 № 2,3
§ 21 упр.7 № 4,5
1620
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
«Определение плотности вещества твердого тела» Л.Р. № 6
Расчет массы и объема тела по его плотности
Решение задач на расчет массы, плотности и объема.
«Движение и взаимодействие тел» К.Р. № 1
Сила.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.
Сила упругости. Закон Гука.
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.
Динамометр. «Исследование зависимости силы упругости от
удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины» Л.Р. № 7
Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой.
Сила трения. Трение покоя.
Трение в природе и технике. «Исследование зависимости силы
трения скольжения от силы нормального давления.
Измерение коэффициента трения» Л.Р. № 8
Решение задач по теме «Сила. Равнодействующая сила».
«Силы в природе» К.Р. № 2
Зачет 2 по теме: «Взаимодействие тел»
ТЕМА 4: Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Давление. Единицы давления. «Измерение давления твердого тела
на опору»
Л.Р. № 9
Способы изменения давления
Давление газа.
Передача давления в жидкостях и газах. Закон Паскаля.
Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда
Решение задач на расчет давления
Сообщающие сосуды
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
1
1
1
1
1
1
1
§ 22 сост. 2 задачи
Упр.8 № 3,4
§ 23
§ 24
§ 25
§ 2627 упр.9 № 1,3
§ 28 упр.10 № 1,3
§ 29 упр.11 № 2,3
§ 3031
§ 32 сочинение о
трении.
§ 3031
§ 33 упр.12 № 2,3
§ 34 упр.13 зад.6
§ 35
§ 36 упр.14 № 2,4 зад.7
§ 3738 упр.15 № 1,3
§ 3338 повт. зад.8
§ 39 упр.16 № 3,4 зад.9
1741
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
Вес воздуха. Атмосферное давление
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.
Барометранероид. Атмосферное давление на различных высотах.
Решение задач. Манометры.
,,Давление твердых тел, жидкостей и газов» К.Р. № 3
Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Архимедова сила.
«Определение выталкивающей силы» Л.Р. № 10
Плавание тел.
«Выяснение условий плавания тел» Л.Р.№ 11
Плавание судов. Воздухоплавание
«Гидростатика и аэростатика» К.Р. № 4
Зачет 3 по теме: «Давление, гидростатика и аэростатика»
ТЕМА 5: Работа и мощность. Энергия.
Механическая работа. Единицы работы.
Мощность. Единицы мощности.
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.
Момент силы.
Рычаги в технике, быту и природе. «Выяснение условия равновесия
рычага» Л.Р. № 12
Блоки. «Золотое правило механики».
Решение задач
Центр тяжести тела. Центры тяжести различных твердых тел.
«Определение центра тяжести плоской пластины» Л.Р. № 13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
§ 4041 упр.17,18 зад.10
§ 42 упр.19 № 4 зад.11
§ 4344 упр.20,21 № 1,2
§ 45 упр.21 № 4
§ 46 47упр.22 № 2,
упр.23 №1
§ 48 упр.19 № 2
§ 49 упр.24 № 3 ЛР7
§ 49 упр.24 № 2,4 п.8
§ 50 упр.25 № 35
Повт. § 4850
§ 5152 упр.26 № 1,2
упр.27 № 2
§ 53 упр.28 № 3,4
§ 54 упр.29 № 3,6
§ 5556 зад.18/2
§ 57 упр.30 № 2 ЛР9
§ 58 упр.30 № 1,3,4
§ 5960 упр.31 № 5
зад.19
Упр.31 № 2,3 ЛР10
Кт лекции. Определить
центр тяжести плоской
фигуры
18Дата
План Факт
2
3
63
64
65
66
67
68
№
урок
а
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
«Определение КПД при подъеме тела по наклонной
Условия равновесия тел.
КПД.
плоскости»
Л.Р. № 14
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии.
Превращение энергии. Закон сохранения энергии.
«Работа. Мощность. Энергия» К.Р. № 5
Зачет 4 по теме: «Работа. Мощность. Простые механизмы.
Энергия»
Резерв часов учителя
1
1
1
1
1
1
2
Кт лекции
§ 61
§ 6263 повтор.
§ 64
8 класс.
Тема урока
ТЕМА 1: «Тепловые явления»
4
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия.
Способы изменения внутренней энергии.
Теплопроводность.
Конвекция. Излучение.
Количество теплоты. Единицы количества теплоты. «Исследование
изменения со временем температуры остывающей воды» Л.Р. № 1
Удельная теплоемкость.
Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении
« Сравнение количеств теплоты при смешивании воды различной
температуры» Л.Р. № 2
«Измерение удельной теплоемкости твердого тела» Л.Р. № 3
Кво
часо
в
5
23
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Домашнее задание
6
§ 12
§ 3 зад.1
§ 4 упр.1
§ 56 упр.2,3
§ 7
§ 8 упр.4 № 1
§ 9 упр.4 № 2,3
§ 79 повтор.
§ 9
1910
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых
процессах
«Тепловые явления» К.Р. № 1
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание. График
плавления и отвердевания.
Удельная теплота плавления.
Решение задач.
Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее
при конденсации пара.
Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.
Решение задач.
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.
«Измерение относительной влажности воздуха» Л.Р. № 4
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.
Паровая турбина. КПД теплового двигателя.
«Агрегатные состояния вещества» К.Р. № 2
Зачет 1 по теме: «Тепловые явления. Агрегатные состояния
вещества»
ТЕМА 2: «Электрические явления»
Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел.
Электроскоп. Электрическое поле.
Делимость электрического заряда. Строение атома.
Объяснение электрических явлений.
Проводники, полупроводники и диэлектрики.
Э/ток. Источники тока.
Электрическая цепь и ее составные части.
Э/ток в металлах. Действия э/тока. Направление тока.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
1
1
1
1
1
1
1
1
§ 10 упр.5
§ 11 упр.6
§ 1214 упр.7 №
35
§15 упр.8 № 13
§ 3 с.183
§ 1617 упр.9 №
13
§ 18,20 упр.10 №
35
Зад.4
§ 19
§ 2122 Зад.5
§ 2324 в.3,4 с.57
§ 2526
§ 2728
§ 2930 упр.11
§ 31 упр.12
§ 27
§ 32 зад.6
§ 33 упр.13 № 1
§ 3436
2032
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
Сила тока. Единицы силы тока.
Амперметр. «Сборка э/цепи и измерение силы тока в ее различных
участках» Л.Р. № 5
Электрическое напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения.
Сопротивление. «Измерение напряжения на различных участках
цепи» Л.Р. № 6
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.
Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.
Реостаты. «Регулирование силы тока реостатом» Л.Р. № 7
«Определение сопротивления при помощи вольтметра и амперметра»
Л.Р. № 8
Последовательное соединение проводников.
Параллельное соединение проводников
Решение задач (на соединение проводников, закон Ома)
Работа э/тока.
Мощность э/тока.
«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» Л.Р. №
9
Нагревание проводников э/током. Закон ДжоуляЛенца.
Конденсатор
Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.
Короткое замыкание. Предохранители.
«Электрический ток. Соединения проводников» К.Р. № 3
Зачет 2 по теме: «Электрические явления»
ТЕМА 3: «Электромагнитные явления»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
§ 37 упр.14
§ 38 упр.15
§ 3941 упр.16 №
1
§ 43 упр.18 № 1,2
§ 42,44 упр.19 №
2,4
§ 45,46 упр.20 №
1,2
§ 47 упр.21 № 13
§ 47 упр.20 № 3
§ 48 упр.22 № 1
§ 49упр.23 №
2,3,5
Упр.21 № 4
§ 50 упр.24 № 1,2
§ 51 упр.25 № 1,4
§ 52 упр.26
§ 53 упр.27 № 1,4
Кт лекции
§ 54 зад.7,8
§ 55
2152
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.
Магнитные линии.
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.
электромагнита и испытание его действия» Л.Р. № 10
Постоянные магниты. Магнитное поле магнитов. Магнитное поле Земли.
«Сборка
Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
«Изучение электрического двигателя постоянного тока» Л.Р. № 11
«Электромагнитные явления» К.Р. № 5
Зачет 3 по теме: «Электромагнитные явления»
ТЕМА 4: «Световые явления»
Источники света. Распространение света.
Видимое движение светил.
Отражение света. Законы отражения света.
Плоское зеркало. «Исследование зависимости угла отражения от угла
падения света» Л.Р. № 12
Преломление света. «Исследование зависимости угла преломления от
угла падения света» Л.Р. № 13
Линзы. Оптическая сила линзы.
Изображения, даваемые линзой
«Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение
изображений» Л.Р. № 14
Решение задач на построение изображений, даваемых линзой.
Глаз и зрение
«Световые явления» К.Р. № 6
Зачет 4 по теме: «Световые явления»
Резерв часов
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
§ 5657
§ 58 упр.28 № 13
§ 5960 зад.9 №
1,2
§ 61 зад.11
§ 62 упр.29 № 1
зад.12
§ 62 зад.12
§ 63 упр.30 № 13
§ 64 упр.31 № 4
§ 65 упр.32 №3
§ 66 упр.33 №1
§ 67 упр.34 № 1
§ 6267
§ 4 д.чт.
§ 56 д.чт.
22Дата
План Факт
2
3
9 класс.
Тема урока
4
ТЕМА 1: «Законы взаимодействия и движения тел»
Материальная точка. Система отсчета.
Перемещение.
Определение координаты движущегося тела.
Перемещение при прямолинейном равномерном движении.
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.
Скорость равноускоренного движения. График скорости.
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без
начальной скорости.
«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
Л.Р. № 1
Относительность движения
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона.
Свободное падение тел.
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.
«Измерение ускорения свободного падения» Л.Р. № 2
№
урок
а
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Кво
часо
в
5
26
1
1
1
1
1
1
1
1
Домашнее задание
6
§ 1 упр.1 № 2,5
§ 2 упр.2 №
1с.240
§ 3 упр.3
§ 4 упр.4, №3
с.240
§ 5 упр.5 № 2,3
§ 6 упр.6 №13
§ 7 упр.7
§ 8 упр.8
1 № 9,10 с 242
1
1
1
1
1
1
1
§ 9 упр.9 № 2,4,5
§ 10 упр.10
§ 11 упр.11 №
2,4,5.
§ 12 упр.12
§ 13 упр.13.
§ 14 упр.14
§ 1314 №21,22
с.242
2317
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
Закон всемирного тяготения
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел.
Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по
окружности.
Искусственные спутники Земли.
Решение задач
Импульс тела. Закон сохранения импульса тела.
Реактивное движение. Ракеты.
Вывод закона сохранения механической энергии.
«Законы взаимодействия и движения тел» К.Р. № 1.
Зачет 1 по теме: «Законы взаимодействия и движения тел»
ТЕМА 2: «Механические колебания и волны. Звук».
Колебательное движение. Свободные колебания. Маятник.
Величины, характеризующие колебательное движение.
«Исследование зависимости периода колебаний пружинного
маятника от массы груза и жесткости пружины» Л.Р. № 3
«Исследование зависимости периода и частоты свободных
колебаний нитяного маятника от длины нити» Л.Р. № 4
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в среде. Продольные и поперечные волны.
Длина волны. Скорость распространения волн.
Источники звука. Звуковые колебания.
Высота и тембр звука. Громкость звука.
Распространение звука. Звуковые волны.
Отражение звука. Звуковой резонанс.
«Механические колебания и волны. Звук» К.Р. № 2
Зачет 2 по теме: «Механические колебания и волны. Звук»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
1
1
1
§ 15 упр.15 №2,3
§ 16 упр.16 № 2,3
§ 1819 упр.17 №
1,2
§ 20 упр.19
упр.18 № 2
§ 2122 упр.20 №
2 упр.21 №2
§ 23 упр.22
§ 2223
§ 2425 упр.23
§ 2627 упр.24
§ 28 упр.25
1 № 34,35 с.246
§ 2930 упр. 27
§ 3132 № 36,37
с.247
§ 33 упр.28
§ 34 упр.29
§ 3536
§ 3738 упр.30
§ 3940
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2440
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
ТЕМА 3: «Электромагнитное поле»
Магнитное поле и его графическое изображение.
Направление тока и направление линий его магнитного поля.
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.
Правило «левой руки».
Индукция магнитного поля. Магнитный поток.
Явление ЭМИ. «Изучение явления ЭМИ» Л.Р. № 5
Направление индукционного тока. Правило Ленца.
Явление самоиндукции. Получение и передача переменного
электрического тока. Трансформатор.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.
Принципы радиосвязи и телевидения.
Электромагнитная природа света.
Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета
тел.
Типы оптических спектров. «Наблюдение сплошного и линейчатого
спектров испускания» Л.Р. № 6
Поглощение и испускание света атомом. Происхождение линейчатых
спектров.
Зачет 3 по теме: «Электромагнитное поле»
ТЕМА 4: «Строение атома и атомного ядра»
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели
атомов.
Радиоактивные превращения атомных ядер.
Экспериментальные методы исследования частиц.
естественного радиационного фона дозиметром» Л.Р. № 7
Открытие протона, нейтрона.
«Измерение
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
§ 43 44 упр.33;
34
§ 45 упр.35
§ 46 упр.36
§ 4748 упр.3738
§ 49 упр.39
§ 49
§ 50 упр.40
§ 5152 упр.42
§ кт лекции
§ кт лекции
§ 5354
§ кт лекции
§ кт лекции
§ кт лекции
§ 5556
§ 57 упр.43
§ 58
§ 5960 упр.44
2559
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
Состав атомного ядра. Ядерные силы.
Энергия связи. Дефект массы.
Деление ядер урана. Цепная реакция. «Изучение деления ядра атома
урана по фотографии треков» Л.Р. № 8
Ядерный реактор. Атомная энергетика. Термоядерная реакция.
Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.
«Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов
распада газа радона» Л.Р. № 9
«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
Л.Р. № 10 (выполняется дома)
Зачет 4 по теме: «Строение атома и атомного ядра»
ТЕМА 5: «Строение и эволюция Вселенной»
Состав, строение и происхождение Солнечной системы.
Большие планеты Солнечной системы.
Малые тела Солнечной системы.
Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд.
Строение и эволюция Вселенной.
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
§ 6164 упр.4546
§ 65 упр. 47
§ 6667
§ 68;69;72
§ 7071
§
§
§
§
§
3. Образовательные технологии
3.1 Интерактивные технологии, используемые в учебных занятиях
проблемное обучение (проблемные лекции, проблемные семинары);
проектное обучение;
мозговой штурм (письменный мозговой штурм, индивидуальный мозговой штурм);
технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
технология обучения смысловому чтению учебных естественнонаучных текстов;
технология проведения дискуссий;
26
технология «Дебаты»;
тренинговые технологии (когнитивные тренинги);
технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
1. Тихонова Е.Н. сост. Рабочие программы. Физика. 79 классы: учебнометодическое пособие. 2е изд., стереотип. – М.:
4. Учебнометодическое обеспечение дисциплины
4.1 Основная литература
Дрофа, 2013. 398 с.
2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 79 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В.
Иванова. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.
3.Е.А. Марон Опорные конспекты и разноуровневые задания / Е.А. Марон – СанктПетербург,2007. – 88с.
4.Кабардин О.Ф. Контрольные и проверочные работы по физике.711 класс.: Метод.пособие / О.Ф. Кабардин, С.И.
Кабардина, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2000. – 192с.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Марон
УМК «Физика» 7 класс.
Физика. 7 класс. А.В. Перышкин
Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.
Физика. Методическое пособие. 7 класс. Е.М. Гутник; Е.В. Рыбакова
Физика. Тесты. 7 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.
Физика. Дидактические материалы. 7 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон
Физика. Сборник вопросов и задач. 79 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский; Е.А.
Электронное приложение к учебнику.
УМК «Физика» 8 класс.
1. Физика. 8 класс. А.В. Перышкин
2. Физика. Методическое пособие. 8 класс. Е.М. Гутник; Е.В. Рыбакова; Е.В. Шаронина
3. Физика. Тесты. 8 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.
4. Физика. Дидактические материалы. 8 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон
5. Физика. Сборник вопросов и задач. 79 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский; Е.А. Марон
6. Электронное приложение к учебнику.
УМК «Физика» 9 класс.
1. Физика. 9 класс. А.В. Перышкин; Е.М. Гутник
272. Физика. Тематическое планирование. 9 класс Е.М. Гутник
3. Физика. Тесты. 9 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.
4. Физика. Дидактические материалы. 9 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон
5. Физика. Сборник вопросов и задач. 79 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский; Е.А. Марон
6. Электронное приложение к учебнику.
1.
2.
Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку / В.Н. Ланге М.: Наука, 1979. – 125с.
Кабардин О.Ф., Орлов В.А. /О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов. Экспериментальные задания по физике. 911 классы. – М.:
Вербум, 2001. – 208с.
4.2 Дополнительная литература
3. Примерная основная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост./Е.С.Савинов]. М.: Просвещение,
2011 474 с.
(Стандарты второго поколения)
4. Словарь по образованию и педагогике/В.М.Полонский. М.:Высш.шк., 2004 С.82
5. Словарьсправочник по педагогике/авт. сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004
6.
С.306
Данилова Г.П., Демидова М.Ю., Мирошниченко И.П., Рохлов В.С. Региональные образовательные программы:
содержание, структура, экспертиза, условия реализации. М.: МИОО, 2010. 96 с.
7. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования,
2008. С.41
1. Научнопопулярный физикоматематический журнал для школьников и студентов «Квант»
4.3 Периодические издания
4.4 Интернетресурсы
28Название сайта или
статьи
Каталог ссылок на
ресурсы о физике
Бесплатные
обучающие программы
по физике
Лабораторные работы
по физике
Анимация физических
процессов
Физическая
энциклопедия
Содержание
Адрес
библиотеки,
Энциклопедии,
СМИ,
научные организации, конференции и др.
15 обучающих программ по различным
разделам физики
вузы,
http
: www
. ivanovo
. ac . ru / phys
http
: www
. history
. ru / freeph
. htm
работы.
лабораторные
Виртуальные
Виртуальные демонстрации экспериментов.
Трехмерные анимации и визуализация по
физике,
сопровождаются теоретическими
объяснениями.
Справочное издание, содержащее сведения по
всем областям современной физики.
http
: phdep.ifmo.ru
http
: physics.nad.ru
http
:// www
. elmagn
. chalmers
. se /%7
eigor
4.5. Программное обеспечение современных информационнокоммуникационных технологий
1. 1С. Школа. Физика, 711 кл. Библиотека наглядных пособий. – Под редакцией Н.К. Ханнанова. – CD ROM. – Рег.
номер 82848239.
2. 1 CD for Windows. Физика, 711 кл. Библиотека электронных наглядных пособий. CD ROM.
Комплект демонстрационного и лабораторного оборудования по (механике, молекулярной физике, электродинамике,
5. Материальнотехническое обеспечение дисциплины
оптике, атомной и ядерной физике) в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.
29