Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
приказ №371ос от 28.08.2017г
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»
Рабочая учебная программа
по физике для 7а, б класса
основного общего образования
2017–2018 учебный год
Составитель: Угланова Алена Сергеевна
учитель физики
пгт. Новоаганск, 2017
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- примерной программы основного общего образования. Физика. 7-9 классы Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник. –М.: Дрофа, 2015 г
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- примерная ООП ООО одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Календарно-тематическое планирование соответствует учебнику А.В. Перышкина «Физика» для 7 класса –М.: Дрофа, 2016 г.
Цели рабочей программы по физике:
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Виды контроля
Содержание программы |
Кол-во часов |
Формы контроля |
||
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
зачеты |
||
1.Введение 2.Первоначальные сведения о строении вещества 3.Взаимодействие тел |
4 7 23 |
1 1 3 |
- 1 1 |
1 |
4.Давление твердых тел, жидкостей и газов. 5.Работа и мощность. Энергия. |
20
14
|
3 3 - |
1 1 1 |
1
1 |
6.Повторение |
2 |
|
|
|
итого |
70 |
11 |
5 |
3 |
Форма промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа.
2.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения физики 7 класса ученик научится
/понимать:
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро;
• смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
• смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.
• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
• решать задачи на применение изученных физических законов;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов.
3. Основное содержание разделов учебного предмета
№ раздела |
Наименование |
Содержание раздела |
1 |
Введение 4 часа |
Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Физические величины. Погрешности измерений. Физика и техника. Лабораторная работа: Определение цены деления измерительного прибора Основной
формой организации учебного процесса является классно-урочная система. |
2 |
Первоначальные сведения о строении вещества 7 часов |
Строение вещества. Молекулы. Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Различия в строении веществ. Лабораторная работа: Измерение размеров малых тел Основной
формой организации учебного процесса является классно-урочная система. |
3 |
Взаимодействие тел. 23 часа |
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Единицы силы. Связь силы и массы. Динамометр. Сложение сил. Сила трения. Трение скольжения, качения и покоя. Трение в природе и технике. Лабораторная работа: Измерение массы тела на рычажных весах, Измерение объема тел, Определение плотности твердого тела. Основной формой организации учебного процесса
является классно-урочная система. |
4 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов. 20 часов |
Давление. Единицы давления. Способы изменения давления. Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание. Лабораторная работа: Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины, Определение выталкивающей силы, Выяснение условий плавания тел. Основной формой организации учебного процесса
является классно-урочная система. |
5 |
Работа и мощность. Энергия. 14 часов |
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. «Золотое правило» механики. Цент тяжести. Равенство работ при использовании механизмов. Коэффициент полезного действия. Энергия. Превращение энергии. Закон сохранения энергии. Лабораторная работа: Выяснение условия равновесия рычага, Определение центра тяжести плоской пластины, Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная
система. |
6 |
Повторение 2 часа |
|
4.Календарно-тематическое план учебного предмета физика (2 часа в неделю; 35 учебных недель)
№ урока |
Кол-во часов |
Тема урока |
Сроки изучения |
|
Сроки изучения |
|
|||
план |
факт |
|||
Тема 1. Введение – 4 часа |
||||
1 |
1 |
Что изучает физика. Наблюдения и опыты. |
1.09 |
|
2 |
1 |
Физические величины. Погрешность измерений. |
7.09 |
|
3 |
1 |
Физика и техника |
8.09 |
|
4 |
1 |
«Определение цены деления измерительного прибора» Л.Р. № 1 |
14.09 |
|
Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества – 7 часов |
||||
5 |
1 |
Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение. |
15.09 |
|
6 |
1 |
Движение молекул. |
21.09 |
|
7 |
1 |
« Измерение размеров малых тел» Л.Р.№ 2 |
22.09 |
|
8 |
1 |
Взаимодействие молекул. |
28.09 |
|
9 |
1 |
Агрегатные состояния веществ. Свойства газов, жидкостей и твердых тел. |
29.09 |
|
10 |
1 |
Решение задач. Обобщение темы |
5.10 |
|
11 |
1 |
Контрольная работа №1 «Строение вещества» |
6.10 |
|
Тема 3. Взаимодействие тел – 23 часа |
||||
12 |
1 |
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. |
12.10 |
|
13 |
1 |
Скорость. Единицы скорости |
13.10 |
|
14 |
1 |
Расчет пути и времени движения. |
19.10 |
|
15 |
1 |
Инерция. |
20.10 |
|
16 |
1 |
Взаимодействие тел. |
26.10 |
|
17 |
1 |
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы. |
27.10 |
|
18 |
1 |
«Измерение массы тела на рычажных весах» Л.Р. № 3 |
9.11 |
|
19 |
1 |
Плотность вещества |
10.11 |
|
20 |
1 |
«Измерение объема тел» Л.Р. № 4«Определение плотности вещества твердого тела» Л.Р. № 5 |
16.11 |
|
21 |
1 |
Расчет массы и объема тела по его плотности |
17.11 |
|
22 |
1 |
Решение задач на расчет массы, плотности и объема. |
23.11 |
|
23 |
1 |
«Движение и взаимодействие тел» К.Р. № 2 |
24.11 |
|
24 |
1 |
Сила. |
30.11 |
|
25 |
1 |
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. |
1.12 |
|
26 |
1 |
Сила упругости. Закон Гука. |
7.12 |
|
27 |
1 |
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. |
8.12 |
|
28 |
1 |
Динамометр. «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины» Л.Р. № 6 |
14.12 |
|
29 |
1 |
Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. |
15.12 |
|
30 |
1 |
Сила трения. Трение покоя. |
21.12 |
|
31 |
1 |
Трение в природе и технике |
22.12 |
|
32 |
1 |
Решение задач по теме «Сила. Равнодействующая сила». |
28.12 |
|
33 |
1 |
«Силы в природе» К.Р. № 3 |
11.01 |
|
34 |
1 |
Зачет 1 по теме: «Взаимодействие тел» |
12.01 |
|
Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов – 20 часов |
||||
35 |
1 |
Давление. Единицы давления. Способы изменения давления |
18.01 |
|
36 |
1 |
Давление газа. |
19.01 |
|
37 |
1 |
Передача давления в жидкостях и газах. Закон Паскаля. |
25.01 |
|
38 |
1 |
Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда |
26.01 |
|
39 |
1 |
Решение задач на расчет давления |
1.02 |
|
40 |
1 |
Сообщающие сосуды |
2.02 |
|
41 |
1 |
Вес воздуха. Атмосферное давление |
8.02 |
|
42 |
1 |
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. |
9.02 |
|
43 |
1 |
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. |
15.02 |
|
44 |
1 |
Решение задач. Манометры. |
16.02 |
|
45 |
1 |
,,Давление твердых тел, жидкостей и газов» К.Р. № 3 |
22.02 |
|
46 |
1 |
Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс |
1.03 |
|
47 |
1 |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. |
2.03 |
|
48 |
1 |
Архимедова сила. |
15.03 |
|
49 |
1 |
«Определение выталкивающей силы» Л.Р. № 7 |
16.03 |
|
50 |
1 |
Плавание тел. |
22.03 |
|
51 |
1 |
«Выяснение условий плавания тел» Л.Р.№ 8 |
23.03 |
|
52 |
1 |
Плавание судов. Воздухоплавание |
5.04 |
|
53 |
1 |
«Гидростатика и аэростатика» К.Р. № 4 |
6.04 |
|
54 |
1 |
Зачет 2 по теме: «Давление, гидростатика и аэростатика» |
12.04 |
|
Тема 5. Работа. Мощность. Энергия – 14 часов |
||||
55 |
1 |
Механическая работа. Единицы работы. |
13.04 |
|
56 |
1 |
Мощность. Единицы мощности. |
19.04 |
|
57 |
1 |
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. |
20.04 |
|
58 |
1 |
Момент силы. |
26.04 |
|
59 |
1 |
Рычаги в технике, быту и природе. «Выяснение условия равновесия рычага» Л.Р. № 9 |
27.04 |
|
60 |
1 |
Блоки. «Золотое правило механики». |
3.05 |
|
61 |
1 |
Решение задач |
4.05 |
|
62 |
1 |
Центр тяжести тела. Центры тяжести различных твердых тел. «Определение центра тяжести плоской пластины» Л.Р. № 10 |
10.05 |
|
63 |
1 |
Условия равновесия тел. |
11.05 |
|
64 |
1 |
КПД. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» Л.Р. № 11 |
12.05 |
|
65 |
1 |
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии. |
17.05 |
|
66 |
1 |
Превращение энергии. Закон сохранения энергии. |
18.05 |
|
67 |
1 |
Итоговая контрольная работа |
24.05 |
|
68 |
1 |
Зачет 3 по теме: «Работа. Мощность. Простые механизмы. Энергия» |
25.05 |
|
69 |
1 |
Повторение |
31.05 |
|
70 |
1 |
1.06 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.