Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Поддерживаемый учебник - "Физика 7 класс", автор - Пёрышкин А.В. Предназначена для изучения физики на базовом уровне. К программе прилагаются примерные контрольные и тестовые работы. Рассчитана на преподавание по стандартам второго поколения (Пока не ФГОС)
Физика 7 Морозов.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ УСТЬБЫСТРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор МБОУ УБСОШ
_______________/Бирюкова Л.В.
Приказ от 31.08.2016г № 123
Рабочая программа
по физике
для 7 класса
Количество часов: 68 ч.
Учитель: Морозов Павел Васильевич, учитель I квалификационной
категории 20162017 учебный год
1. Пояснительная записка
Нормативные акты и учебнометодические документы, на основании
которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г
№273ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.07.2015г);
ФКГОС от 05.03.2004г № 1089 (изменения от 23.06.2015г. №609);
основная образовательная программа ООО для 79 классов (Приказ от
31.08.2016 № 122);
учебный план на 20162017 учебный год ( Приказ от 22.06.2016г № 105);
годовой календарный учебный график на 20162017 учебный год ( Приказ от
31.08.2016 № 122) ;
примерная программа по физике для 79 классов под редакцией В. А. Орлова, О.
Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., М., Просвещение, 2009 г.
Цели:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых
явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они
подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе
представлений о физической картине мира.
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и
обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы
для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или
измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические
зависимости; применять научные знания для объяснения разнообразных природных
явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для
решения физических задач.
Задачи:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении
физических задач и выполнении экспериментальных исследований с
использованием информационных технологий.
воспитание
убеждённости в возможности познания природы, в
необходимости разумного использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и
техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры.
2
применение полученных знаний и умений для решения практических
задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни,
рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.
Реализация данной рабочей программы предполагает формирование у
учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности,
ключевых компетенций.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения физики ученики в 7 классе должны:
Знать/понимать:
физический закон,
физическое явление,
Смысл понятий:
вещество,
взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро,
ионизирующие излучения.
Смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила,
давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная
энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура,
количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический
заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое
сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние
линзы.
Смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения
импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах.
Сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи,
Джоуля Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.
Уметь
Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное
плавание тел,
движение, равноускоренное прямолинейное движение,
механические колебания и волны, теплопроводность, конвекция, излучение,
испарение, конденсация, кипение, плавление, кристаллизация, электризация тел,
взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие
магнитного поля на проводник с током.
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения
физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления,
температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения. Электрического
сопротивления, работы и мощности электрического тока.
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на
этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от
удлинения пружины, периода колебания маятника от длины нити, периода
3 колебания груза на пружине от массы груза и жёсткости пружины, температуры
остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла
отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света.
Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы.
Приводить примеры практического использования физических знаний о
механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях.
Решать задачи на применение изученных физических законов.
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного
содержания с использованием различных источников( учебных текстов,
справочных и научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов
Интернета), её обработку и представление в разных формах( словесно, с помощью
графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
Обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств,
электробытовых приборов, электронной техники.
Контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и
газовых приборов в квартире, рационального
применения простых механизмов.
4 3. Содержание учебного предмета
Введение 3ч.
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений.
Погрешности
Физические приборы. Физические величины и их измерение.
измерений.
Международная система единиц. Физический эксперимент и
физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики.
Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Демонстрации:
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых
явлений.
Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты:
Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества 6ч.
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское
движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов,
жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Демонстрации:
Сжимаемость газов.
Диффузия в газах и жидкостях.
Модель хаотического движения молекул.
Модель броуновского движения.
Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
Сцепление свинцовых цилиндров.
Лабораторные работы и опыты:
Измерение размеров малых тел
Взаимодействие тел – 21ч.
Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное
движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения
расстояния, времени и скорости.
5 Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.
Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил. Сила упругости. Методы
измерения силы.
Сила тяжести. Сила трения.
Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия
равновесия тел.
Демонстрации:
Равномерное прямолинейное движение.
Явление инерции.
Взаимодействие тел.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Сложение сил.
Сила трения.
Лабораторные работы и опыты:
Измерение массы тела на рычажных весах
Измерение объёма тела.
Измерение плотности твердого тела.
Градуирование пружины и измерение сил.
Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины
Контрольная работа № 1 «Взаимодействие тел»
Контрольная работа № 2 «Силы»
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов 21ч.
Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон
Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Демонстрации:
Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и
площади опоры.
Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления барометроманероидом.
Закон Паскаля.
Гидравлический пресс.
Закон Архимеда.
Лабораторные работы и опыты:
Измерение выталкивающей силы
Выяснение условий плавания тел.
Контрольная работа № 3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Работа, мощность, энергия 13ч.
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия
взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые
механизмы. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации:
Изменение энергии тела при совершении работы.
6 Превращения механической энергии из одной формы в другую.
Простые механизмы.
Лабораторные работы и опыты:
Выяснение условий равновесия рычага.
Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Контрольная работа № 4 «Работа. Мощность. Энергия. Простые
механизмы»
Повторение 4ч.
Повторение основных понятий курса физики 7 класса
4. Календарно – тематическое планирование.
№
п/п Раздел, тема урока
Введение
Колво
часов по
разделу,
теме
3
1
1
2
3
2
4
5
6
7
8
9
3
Что изучает физика. Физические явления. Техника
безопасности в кабинете физики
Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника
Лабораторная работа №1 «Измерение цены деления
приборов»
Первоначальные сведения о строении вещества
Строение вещества
Строение вещества
Взаимодействие между молекулами
Три состояния вещества
Лабораторная работа №2 «Измерение размеров
малых тел»
Зачетное занятие по теме «Первоначальные
сведения о строении вещества»
Взаимодействие тел
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
21
Дата
провед
ения
01.09
08.09
01.09
06.09
08.09
13.09
29.09
13.09
15.09
20.09
22.09
27.09
29.09
04.10
7 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
20.12
04.10
06.10
11.10
13.10
18.10
20.10
25.10
27.10
08.11
10.11
15.11
17.11
22.11
24.11
29.11
01.12
06.12
08.12
13.12
15.12
20.12
22.12
16.03
22.12
27.12
10.01
12.01
17.01
19.01
24.01
26.01
31.01
02.02
07.02
09.02
14.02
16.02
21.02
8
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
4
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
Скорость
Расчет скорости, пути и времени
Инерция
10 Механическое движение
11
12
13
14 Масса
15
Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на
рычажных весах»
Плотность
Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела»
Лабораторная работа №5 «Измерение плотности
твердого тела»
Решение задач на тему «Взаимодействие тел»
Контрольная работа № 1 «Взаимодействие тел»
Сила
Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины
и измерение сил»
Сила тяжести
Сила тяжести
Сила упругости
Сложение сил. Вес тела
Сила трения
Решение задач на тему «Силы»
Контрольная работа № 2 «Силы»
Зачетное занятие по теме «Взаимодействие тел»
Давление твердых тел, жидкостей и газов
Давление
Давление
Давление газа
Закон Паскаля
Гидростатическое давление
Решение задач на тему «Давление»
Решение задач на тему «Давление»
Сообщающиеся сосуды
Атмосферное давление
Атмосферное давление
Архимедова сила
Архимедова сила
Решение задач на тему «Сила Архимеда»
Решение задач на тему «Сила Архимеда»
Лабораторная
работа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
«Измерение 1
№7 выталкивающей силы»
Плавание тел. Воздухоплавание
Лабораторная работа №8 «Выяснение условий
плавания тел»
Решение задач на тему «Давление»
Решение задач на тему «Давление»
Контрольная работа № 3 «Давление твердых тел,
жидкостей и газов»
Зачетное занятие по теме «Давление твердых тел,
жидкостей и газов»
Работа. Мощность. Энергия
1
1
1
1
1
1
13
46
47
48
49
50
51
5
28.02
02.03
07.03
09.03
14.03
16.03
21.03
11.05
21.03
23.03
04.04
06.04
11.04
13.04
18.04
20.04
25.04
27.04
02.05
04.05
11.05
16.05
25.05
16.05
18.05
23.05
25.05
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
52 Механическая работа Мощность
53 Механическая работа Мощность
54
55
56
Простые механизмы
Простые механизмы. Рычаги
Лабораторная работа №9 «Выяснение условия
равновесия рычага»
Простые механизмы. Блоки. Золотое правило
механики
Лабораторная работа №10 «Измерение КПД при
подъеме тела»
Энергия
Энергия
Решение задач на тему «Работа. Мощность.
Энергия»
Решение задач на тему «Работа. Мощность.
Энергия»
Контрольная работа № 4 «Работа. Мощность.
Энергия. Простые механизмы»
Зачетное занятие по теме «Работа. Мощность.
Энергия»
Повторение
Строение вещества
Взаимодействие тел
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
Работа, мощность, энергия
57
58
59
60
61
62
63
64
6
65
66
67
68
«СОГЛАСОВАНО» « СОГЛАСОВАНО»
9 Протокол заседания МО учителей Заместитель директора по УР
естественно математического цикла ____________/Петренко Н.В./
МБОУ УБСОШ «__30__»___08__2016 г
от «29» августа 2016г №1
Руководитель МО
____________/_Киселева С.В.___/
Приложение1
Контрольные работы
Контрольная работа № 1 «Взаимодействие тел»
1. За какое время Луна, двигаясь со скоростью 1000 м/с, пройдет путь
Вариант 1
60 км?
2. Найдите массу чугунной плиты объемом 2,5 м3, если плотность чугуна
7000 кг/м3.
3. Даны два одинаковых по объему шарика из свинца и олова. Какой из
них легче? Почему?
4. Почему запрещается резко поднимать груз подъемным краном?
5. На рисунке показаны графики зависимости пути равномерного
движения тела от времени. По этим графикам определите:
А) каков путь, пройденный каждым телом за 2 с;
Б) чему равны скорости движения тел?
10 Контрольная работа № 1 «Взаимодействие тел»
Вариант 2
1. Какой путь пройдет пешеход за 2 мин, двигаясь со скоростью 2 м/с?
2. Найдите объем ледяной глыбы массой3,6 т, если плотность льда 900
кг/м3.
3. Какой из двух автомобилей двигается быстрее: имеющий скорость 14
м/с или 54 км/ч?
4. Почему легче перепрыгнуть ров с разбега?
5. На рисунке показаны графики зависимости
пути равномерного
движения тела от времени. По этим
графикам определите:
А) каков путь, пройденный каждым
телом за 4 с;
Б) чему равны скорости движения тел?
Контрольная работа № 2 «Силы»
Вариант 1
1. Определите плотность металлической плиты объемом 4 м3, на которую
действует сила тяжести 280 кН.
2. В каком случае равнодействующая трех сил 12 Н, 8 Н и 4 Н будет равна нулю.
Изобразите графически действующие на тело силы.
3. Стальной и пробковый шары имеют одинаковые массы. Сравните силы
тяжести, действующие на них.
4. При открывании двери длина дверной пружины увеличилась на 12 см; при
этом сила упругости пружины составила 4 Н. При каком удлинении пружины сила
упругости равна 10 Н?
11 Контрольная работа № 2 «Силы»
Вариант 2
1. Найдите объем медного бруска, вес которого 801 кН.
2. Одна из сил, действующих на тело вдоль одной прямой, равна 5 Н.
Равнодействующая этих сил 8 Н. Какой может быть по величине другая сила? Как
она должна быть направлена? Изобразите эти силы графически.
3. Почему в процессе шлифовки трущихся поверхностей трение между ними
сначала уменьшается, а затем возрастает?
4. Для равномерного перемещения вагонетки с грузом необходимо приложить
силу 150 Н. Определите массу вагонетки, если коэффициент трения равен 0,03.
Контрольная работа № 3 «Давление»
Вариант 1
1. Какое давление производит на пол мальчик массой 35 кг, если общая площадь
подошв его ботинок, соприкасающихся с полом, равна 200 см2?
2. На какой глубине движется подводная лодка, если на крышку выходного
люка, имеющего площадь 3000 см2, вода давит с силой 618 кН?
3. Зачем железнодорожные рельсы укладывают на шпалы? С какой целью
нижнюю часть рельса делают более широкой?
12 Контрольная работа № 3 «Давление»
Вариант 2
1. Какова масса человека, если он оказывает на пол давление 15 кПа, а площадь
подошвы ботинок равна 0,04 м2?
2. Плоскодонная баржа получила пробоину в дне площадью 200 см2. С какой
силой нудно давить на пластырь, которым закрывают отверстие, чтобы сдержать
напор воды на глубине 1,8 м?
3. Почему при проколе камеры велосипедного колеса давление воздуха в ней
уменьшается?
Контрольная работа № 4 «Архимедова сила»
Вариант 1
1. Определите архимедову силу, действующую на тело объемом 10 см3,
погруженное в керосин.
2. Каков объем металлического шарика, если он выталкивается из воды с силой
500 Н?
13 3. Объем тела 400 см3, а его вес 4 Н. Утонет ли тело в воде?
4. Металлический брусок погрузили в жидкость один раз полностью, другой –
наполовину. Одинаковая ли выталкивающая сила действует на брусок в этих
случаях?
Контрольная работа № 4 «Архимедова сила»
Вариант 2
1. Чему равна архимедова сила, действующая на кусок мрамора объемом 40 см3,
наполовину погруженный в воду?
2. На тело объёмом 10 дм3 при полном погружении в жидкость действует
выталкивающая сила 80 Н. Какая это жидкость?
3. Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 30 кг,
объем которого 0,012 м3?
4. Сосновый и пробковый шарики равного объема плавают на воде. Какой из них
глубже погружен в воду? Почему?
14
Рабочая программа по физике 7 класс
Рабочая программа по физике 7 класс
Рабочая программа по физике 7 класс
Рабочая программа по физике 7 класс
Рабочая программа по физике 7 класс
Рабочая программа по физике 7 класс
Рабочая программа по физике 7 класс
Рабочая программа по физике 7 класс
Рабочая программа по физике 7 класс
Рабочая программа по физике 7 класс
Рабочая программа по физике 7 класс
Рабочая программа по физике 7 класс
Рабочая программа по физике 7 класс
Рабочая программа по физике 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.