Данный материал представлен в формате Word. Это рабочая программа по соответствующему курсу, указанному в теме материала, а также классу и ступени образования. Рабочая программа написана с учётом основных требований к учебному процессу по указанному предмету. Она предполагает использование определённого учебника, что отражено в программе. Программа содержит все основные разделы, с подробным описанием методических частей, входящих в неё. Материал полностью готов к распечатке
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Лосевская средняя общеобразовательная школа № 1
Рассмотрено:
на заседании ОМО учителей математики и
физики
Протокол № __ от «__» ________ 20__г
Руководитель ОМО _________________
Согласовано:
На МС, руководитель
____________________
«___» _________ 20__г
Утверждаю:
Директор школы:
_____ ________________
«___» ____________ 20__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
2 ступень обучения, 7 класс
Срок реализации программы: 20__ – 20__ учебный год
Составлена на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7
9 классы и государственного образовательного стандарта
Программу составил Запорожцева Ольга Ивановна, учитель физики, первая
квалификационная категория
с. Лосево
20__ гПояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования:
«Физика» 7 – 9 классы, авторской программы Е. М. Гутника, А. В. Пёрышкина «Физика» 7 – 9 классы и
государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов (из расчёта 2 часа в неделю).
Разработана Запорожцевой О. И.. – учитель физики МКОУ Лосевская «СОШ №1»
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных
часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен
также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.
При преподавании используются:
∙ Классно урочная система
∙ Лабораторные и практические занятия.
∙ Решение экспериментальных задач.
Цели изучения курса – выработка компетенций:
общеобразовательных:
умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность
(от постановки до получения и оценки результата);
умения использовать элементы причинноследственного и структурнофункционального
анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать
суждения, давать определения, приводить доказательства;
умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и
презентации результатов познавательной и практической деятельности;
умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять
экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметноориентированных:
понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и
техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать
взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе
самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации,
в том числе компьютерных;
воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества,
понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями
применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов
в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни,
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа направлена на реализацию личностноориентированного, деятельностного,
проблемнопоискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в
школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в
экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научногомировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики
основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами
научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной
деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания
предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении
специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она
вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об
окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии,
технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе
рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления,
тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается
на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением
этих законов в технике и повседневной жизни.
Ц е л и изучения физики.
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено
на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного
познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать
результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических
явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять
на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных
природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения
физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении
экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества,
уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной
жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
*знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и
явлений природы;
*приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых
явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
*формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты,
лабораторные работы и экспериментальные исследования с использование измерительных приборов,
широко применяемых в практической жизни;
*овладение учащимися такими общенаучными понятиями. Как природное явление, эмпирически
установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
*понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки
для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.Модификация: Л/Р разработаны учителем физики согласно стандарту проведения л/р в данном
классе примерной программы и учебника, соответствуют количеству л/р для данной ступени.СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Физика и физические методы изучения природы (5 ч)
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы.
Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц.
Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики.
Физика и техника.
Демонстрации:
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.
Свободное падение тел
Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты:
Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества (6ч)
Строение вещества. Молекулы. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Диффузия.
Броуновское движение. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества.
Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.
Демонстрации:
Диффузия в растворах и газах, в воде
Модель хаотического движения молекул в газе
Модель броуновского движения
Сцепление твёрдых тел
Повышение давления воздуха при нагревании
Демонстрация образцов кристаллических тел
Демонстрация расширения твёрдого тела при нагревании
Лабораторные работы и опыты:
Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения
Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара
Измерение длины или размеров малых тел
Взаимодействие тел (20 ч)
Механическое движение. Понятие материальной точки. Путь. Перемещение. Прямолинейное
равномерное и неравномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Средняя
скорость. Графики зависимости пути и скорости от времени. Методы измерения расстояния, времени и
скорости. Явление инерции. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.
Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости.
Методы измерения силы. Единицы силы. Связь между силой и массой. Графическое изображение силы.
Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике.
Демонстрации:
Равномерное прямолинейное движение.
Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Явление инерции.
Взаимодействие тел.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Сложение сил.
Сила трения.
Лабораторные работы и опыты
Измерение массы тела на рычажных весахИзмерение объема жидкости или твердого тела.
Определение плотности твёрдого тела.
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
Сложение сил, направленных под углом.
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Сообщающиеся
сосуды. Измерение атмосферного давления. Манометры. Гидравлические машины. Закон Архимеда.
Условие плавания тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Демонстрации
Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
Барометр
Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления барометроманероидом.
Закон Паскаля. Опыт с шаром Паскаля
Гидравлический пресс.
Закон Архимеда. Опыт с ведёрком Архимеда. Плавание тел.
Лабораторные работы и опыты
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
Изучение условий плавания тел.
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон
сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы
измерения энергии, работы и мощности.
Мощность и работа. Энергия (13 ч)
Демонстрации:
Изменение энергии тела при совершении работы.
Превращения механической энергии из одной формы в другую.
Простые механизмы.
Лабораторные работы и опыты:
Выяснение условий равновесия рычага.
Определение КПД при подъёме тележки по наклонной плоскости
Нахождение центра тяжести плоского тела.Количество: К/Р: 5 Л/Р: 9
Сроки
(примерн)
Учебнотематический план
2 часа в неделю, всего 70 ч.,
в том числе резерв 2 часа
Тема
Физика и физические методы изучения природы
Первоначальные сведения о строении вещества
Взаимодействие тел
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
Мощность и работа. Энергия
Повторение
резерв
Всего
Колво
часов
5
6
20
21
13
3
2
70
Колво
л/р
1
1
4
1
2
9
Колво
к/р
1
2
1
1
5
Название темы
1 четверть (9 нед*2ч=18ч)
Колво
часов
Колво
Колво
дата
л/р
к/р
прим
факт
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Физика – наука о природе.
Некоторые физические термины
Наблюдения и опыты. Законы
Физические величины и их измерение
Физика и техника. Л/Р № 1: Определение цены деления шкалы
измерительного прибора
Строение вещества. Молекулы.
Л/Р № 2: Измерение размеров малых тел
Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Скорость движения
молекул и температура тела.
Взаимное притяжение и отталкивание молекул
Три состояния вещества
Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.
С/Р № 1: Строение вещества
12 Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем
13
14
15
отличается путь от перемещения.
Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение
Расчёт скорости, пути и времени движения
Расчёт скорости, пути и времени движения
С/Р № 2: Механическое движение
Инерция
Взаимодействие тел
16
17
18 Масса тела. Единицы массы
2 четверть (7 нед*2ч=14ч)
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Л/Р № 3: Измерение массы вещества на рычажных весах
Плотность вещества
Л/Р № 4: Измерение объёма твёрдого тела
Л/Р № 5: Определение плотности твёрдого тела
Расчёт массы и объёма вещества по его плотности
Расчёт массы и объёма вещества по его плотности.
С/Р № 3: Плотность
К/Р № 1: Механическое движение. Плотность.
Сила. Сила – причина изменения скорости
Явление тяготения. Сила тяжести
Сила упругости
Единицы силы. Связь между силой и массой тела
Л/Р № 6: Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил
динамометром
Графическое изображение силы. Сложение сил
Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике
Давление. Способы уменьшения и увеличения давления3 четверть (10 нед*2ч=20ч)
Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление»
Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление»
К/Р № 2: Сила. Давление твёрдых тел.
Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и
стенки сосуда
Давление. Закон Паскаля
Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов,
водомерного стекла
Вес воздуха. Атмосферное давление. Причина появления
атмосферного давления
Измерение атмосферного давления.
С/Р № 4: Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление
Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело
Архимедова сила
Л/Р № 7: Определение выталкивающей силы, действующей на
погруженное в жидкость тело
Плавание тел
Плавание тел
С/Р № 5: Архимедова сила
Плавание судов
Воздухоплавание
Воздухоплавание
Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел,
воздухоплавание.
С/Р № 6: Плавание тел
К/Р № 3: Закон Паскаля. Архимедова сила. Плавание тел
41
42 Манометры
43
44
45
33
34
35
36
37
38
39
40
46
47
48
49
50
51
52
62
63
64
65
66
67
68
69
70
4 четверть (9 нед × 2 ч = 18 ч)
Работа
Рычаги
53
54 Мощность
55 Мощность и работа
56
57 Момент силы
58
59
60
61
Л/Р № 8: Выяснение условий равновесия рычага
Блоки. Золотое правило механики
Золотое правило механики
Л/Р № 9: Определение КПД при подъёме тележки по наклонной
плоскости
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения
энергии
Превращение одного вида механической энергии в другой
Превращение одного вида механической энергии в другой
С/Р № 7: Энергия. Превращение энергии
К/Р № 4: Работа и мощность. Энергия
Повторение: Строение веществ, их свойства
Повторение: Взаимодействие тел
К/Р № 5: Итоговая
Резерв
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1График контрольных и лабораторных работ
Физика и физические методы изучения природы
л/р
прим.
сроки
к/р
Л/Р № 1: Определение цены деления шкалы
измерительного прибора
Первоначальные сведения о строении вещества
л/р
прим.
сроки
Л/Р № 2: Измерение размеров малых тел
л/р
Взаимодействие тел
прим.
сроки
к/р
к/р
Л/Р № 3: Измерение массы вещества на
рычажных весах
Л/Р № 4: Измерение объёма твёрдого тела
Л/Р № 5: Определение плотности твёрдого
тела
Л/Р № 6: Динамометр. Градуирование
пружины и измерение сил динамометром
К/Р № 1: Строение вещества. Механические
явления. Плотность
л/р
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
к/р
прим.
сроки
Л/Р № 7: Определение выталкивающей силы,
действующей на погруженное в жидкость тело
К/Р № 2: Силы в механике. Давление.
К/Р № 3: Давление твёрдых тел, жидкостей и
газов
Мощность и работа. Энергия
л/р
прим.
сроки
к/р
Л/Р № 8: Выяснение условий равновесия рычага
К/Р № 4: Работа и мощность. Энергия
Л/Р № 9: Определение КПД при подъёме
тележки по наклонной плоскости
К/Р № 5: Итоговая
прим.
сроки
прим.
сроки
прим.
сроки
прим.
сроки
прим.
срокиТребования к уровню подготовки учащихся 7 класса (базовый уровень):
В результате изучения физики ученик 7 класса должен:
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность,
кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения
механической энергии, закон Гука
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное и неравномерное прямолинейное движение,
передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, возникновение силы упругости и трения,
различие в молекулярном строении тел в разных агрегатных состояниях
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических
величин: длин, массы, сил, объёма тела или жидкости, атмосферного давления, КПД наклонной плоскости;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на это основе
эмпирические зависимости: пути от времени, удлинения пружины от внешней силы (силы упругости).
выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
решать задачи на применение изученных законов
использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.
Владеть компетенциями: ценностносмысловой, учебнопознавательной, коммуникативной, личного
самосовершенствования.Критерии оценивания
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности
рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение
физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики;
строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять
знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между
изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при
изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без
использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз
использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др.
предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить
самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых
явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики,
не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять
полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при
решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки
и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 23 негрубых ошибок, одной
негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 45 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с
требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и
недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и
одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и
одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов,
при наличии 4 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для
оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует
необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение
правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете
правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два три недочета,
не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части
таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и
измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части
работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения
производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.Список литературы
Учебно – методическая литература для учителя и учащихся:
1.Пёрышкин А. В., Гутник Е. М. Физика 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М,:
Дрофа 2010
2.Сборник задач по физике 7 – 9 класс. / Составитель В. И. Лукашик. – М,: Просвещение
2010
3. Сборник задач по физике 7 – 9 класс. / Составитель А. В. Пёрышкин, Н. В. Филонович. – М.: Экзамен
2004
Методические пособия
1.Поурочные разработки по физике 8 класс В. А. Волков, М.: Вако, 2010
2.Для информационнокомпьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование
следующих программнопедагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
1С: Репетитор. Физика 1.5. CDROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и
тестирующие программы.
Открытая физика. Часть 1 и 2. CDROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и
тестирующие программы. CDROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и
тестирующие программы.
Учебнометодический комплекс
Авторы, составители
Название учебного издания
А.В. Перышкин
В.И. Лукашик
Л.А.Кирик
Е. М Гутник Э. И.
Доронина Е.В.
Шаронина
А.В. Перышкин
А. В. Чеботарёва
Е. А. Марон
Физика7кл
Сборник задач по физике79кл.
Самостоятельные и контрольные
работы7 класс
Примерное поурочное планирование к
учебнику «Физика7» А.В. Перышкина
и Е.М. Гутник
Сборник задач по физике
Тесты по физике
Опорные конспекты и разноуровневые
задания
Физика в формулах и схемах
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Годы
издания
2010
2010
2010
Издательство
М. Дрофа
М.Просвещение
М. Илекса
2010
М. Дрофа
2010
2010
2013
2013
М. Экзамен
М. Дрофа
СПетербург,
Виктория плюс
СПетербург,
Виктория плюс
Данный учебнометодический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения
учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической
картине мира.№
Тема
Ч
ас
ы
Тип
уро
ка
Средства обучения,
демонстрации
Требования к уровню
подготовки
Ф и з и к а и ф и з и ч е с к и е м е т о д ы и з у ч е н и я п р и р о д ы (5 ч)
1
1 ТБ в кабинете физики. Что
1
I ч е т в е р т ь (9 н е д * 2 ч = 1 8 ч)
использовать
приборы и
Знать: смысл понятия
«тело»,
«вещество»,
«материя».
Уметь:
физ
измерительные
инструменты
измерения
величин.
Выражать результаты в
СИ
для
физ
изучает физика. Физика –
наука о природе.
2 Некоторые физические
термины
3 Наблюдения и опыты. Законы
4 Физические величины и их
измерение
5 Физика и техника. Л/Р № 1:
Определение цены деления
шкалы измерительного
прибора
эл,
физ явления
ТБ,
(мех,
маг,
тепловые, звуковые,
световые)
Схемы,
презентация,
тела. вещество
таблицы,
физ
таблицы,
Схемы,
презентация
Различ физ приборы,
шкалы
физ
приборов,
схемы,
таблицы
Презентация.
Лабораторное
оборудование
ком
б,
1 ИН
М
1 ИН
М
ком
б
1
1 Кон
т и
усво
ен
знан
ий
П е р в о н а ч а л ь н ы е с в е д е н и я о с т р о е н и и в е щ е с т в а ( 6 ч)
7,8
опыты,
Ком
6 Строение вещества.
1
Плакаты,
подтверждающие
строение вещества
Лабораторное
оборудование
Знать смысл понятий:
вещество,
взаимодействие, атом
(молекула)
Уметь: описывать и
объяснять диффузию
Вид
контрол
я,
измерите
ли
Д/З
д
а
т
а
Фронт
беседа
2
3
4,5
6
Фронт
опрос,
физ
диктант
Пакеты
заданий
Физ
приборы
Л/Р,
выводы,
оформле
ние
Фронт
опрос,
тест
Л/Р,
выводы,
оформле
ние
Опорный
конспект
,
фрон
беседа
Фронт
опрос,
пакеты
заданий
Физ
диктант,
опорный
конспект
Составле
ние табл
«Строен
ие
вещества
»
9
10
11
12
Молекулы.
7 Л/Р № 2: Измерение размеров
малых тел
8 Диффузия в газах, жидкостях
и твёрдых телах. Скорость
движения молекул и
температура тела.
9 Взаимное притяжение и
отталкивание молекул
1
0
1
1
Три состояния вещества
Различие в молекулярном
строении твёрдых тел,
жидкостей и газов.
С/Р № 1: Строение вещества
1
1
1
1
1
б
Пра
кти
кум
Ком
б
Ком
б
Ком
б
Кон
тр и
оцен
ив
зани
й
(КВ
Н)
Диффузия
жидкостях,
плакаты
в
газах,
Опыты,
доказывающие
притяжение
и
отталкивание между
молекулами
(со
свинцовыми
цилиндрами, явление
смачивания)
Опыты,
демонстрирующие
свойства вещества в
трёх
агрегатных
состояниях
Схемы, плакаты
В з а и м о д е й с т в и е т е л ( 2 0 ч )1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
Механическое движение.
Понятие материальной точки.
Чем отличается путь от
перемещения.
Скорость тела. Равномерное и
неравномерное движение
Расчёт скорости, пути и
времени движения
Расчёт скорости, пути и
времени движения.
С/Р № 2: Механическое
движение
Инерция
Взаимодействие тел
Масса тела. Единицы массы
Л/Р № 3: Измерение массы
вещества на рычажных весах
Плотность вещества
Л/Р № 4: Измерение объёма
твёрдого тела
Л/Р № 5: Определение
плотности твёрдого тела
Расчёт массы и объёма
вещества по его плотности
Расчёт массы и объёма по его
плотности
С/Р № 3: Плотность
К/Р № 1: Строение вещества.
Механические явления.
Плотность
Сила. Сила – причина
изменения скорости
I I ч е т в е р т ь ( 7 н е д * 2 ч = 1 4 ч )
1
Лабораторное
оборудование
Пра
кти
кум
Знать:
инерции,
явление
физический
закон,
взаимодействие
смысл понятий путь,
скорость,
масса,
плотность
Уметь:
описывать и объяснять
равномерное
прямолинейное
движение
физ
использовать
приборы для измерения
пути, времени, массы,
силы
выражать величины в
СИ
Знать,
что мерой
любого взаимодействия
тел является сила.
Уметь
приводить
примеры
Знать:
определение
массы и её единицы.
Уметь воспроизвести
формулу
Уметь работать с
лабораторным
оборудованием при
нахождении массы тела
Знать
определение
плотности,
формулу.
Уметь работать с физ
величинами,
входящими в данную
формулу
Умение работать с
приборами (мензурка,
весы)
Уметь работать с физ
величинами,
входящими в формулу
нахождения
массы
вещества, работать с
приборами
Уметь решать задачи
по теме
определение
единицы её
и
Знать
силы,
измерения
обозначения
Опорный
конспект
13
14,15
16
16
17
18
19, 20
21
22
22
Опрос,
физ
диктант
Физ
диктант,
р/з
Физ
диктант,
р/з
Опорный
конспект
Опорный
конспект
, тест
Вывод,
оформле
ние
работы
Тест
Вывод,
оформле
ние
работы
р/з
р/з,
подготов
ка к к/р
к/р
Опорный
конспект
23
Механическое
движение,
относительность
движения, плакаты
Равномерное
неравномерное
движение
Формулы,
заданий
пакет
и
Формулы,
заданий
пакет
1
1
1
1
ИН
М
ИН
М
Ком
б
Зак
реп
лени
е
1
Ком
Явление инерции
б
Ком
б
Опыты
по
взаимодействию тел,
плакаты
ком
б
Весы, набор грузов,
измерение массы на
весах
1
1
1
1
1
1
1
1
ИН
М
Пра
кти
кум
Ком
б
Ком
б
кон
трол
ь
ИН
М
Опыты по измерению
плотности вещества,
зная массу и объём
тела, сравнительные
таблицы плотности
различных веществ
Лабораторное
оборудование
Примеры решения
задач на определение
плотности
Пакет заданий
Пакет заданий
Опыты,
доказывающие, что
сила – причина
появления
деформации,
изменения скорости
и
мера
взаимодействия тел,
плакаты
Опыты,
показывающие
действие
тяжести
силы
2
6
Явление тяготения. Сила
тяжести
1
ком
б
Знать
определение
силы тяжести. Уметь
схематически
изобразить точку её
24
Опорный
конспект
, тест2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
3
4
3
5
3
6
3
7
3
8
3
9
4
0
Ком
б
Опыт с пружиной,
линейкой и шнуром
на демонстрацию
силы упругости.
Ком
Схемы, плакаты
б
ком
б
Лабораторное
оборудование
Ком
б
Сложение
вычитание сил
сил,
Сила упругости. Вес тела
Единицы силы. Связь между
силой и массой тела
Л/Р № 6: Динамометр.
Градуирование пружины и
измерение сил
динамометром
Графическое
силы. Сложение сил
изображение
Сила трения. Трение покоя.
Роль трения в технике
1
1
1
1
1
приложения к телу
Знать
определение
силы упругости. Уметь
схематически
изобразить точку её
приложения к телу
Отработка формулы
зависимости между
силой и массой тела
Уметь работать с физ
приборами.
Градуирование шкалы
прибора
Умение
составлять
схемы векторов сил,
действующих на тело
определение
Знать
силы трения. Уметь
привести примеры
Опорный
конспект
,
фрон
опрос
Опрос,
упр
Упр,
проверка
л/р.
вывод
Умение
работать
с
чертёжн
ыми
инструм
ентами
Тест,
опорный
конспект
25, 26
27
28
29
30
32
ИН
М
плакаты,
Схемы,
действие
силы
трения, виды силы
трения, подшипники
Д а в л е н и е т в ё р д ы х т е л. Ж и д к о с т е й и г а з о в (2 1 ч)
Давление. Способы
уменьшения и увеличения
давления
1
ИН
М
Проявление силы
давления
Знать, что
представляет собой
давление в тв телах
I I I ч е т в е р т ь (1 0 н е д * 2 ч = 2 0 ч)
Знать определение физ
давление,
величин:
давление
газа,
плотность вещества,
объём, масса
Знать смысл физ
законов: Паскаля.
Уметь:
объяснять передачу
давления в жидкостях
и газах
использовать
физ
приборы для измерения
давления
выражать величины в
СИ
Давление газа.
1
Ком
Давление газа
б
Зак
реп
лени
е
кон
трол
ь
Ком
б
Зак
реп
лени
е
Ком
б
Ком
б
Ком
б
1
1
1
1
1
1
1
Давление газа. Повторение
понятий «плотность»,
«давление»
К/Р № 2: (кратковременная)
Закон Паскаля
Давление в жидкости и газе.
Расчёт давления жидкости на
дно и стенки сосуда
Давление. Закон Паскаля
Сообщающиеся сосуды.
Применение. Устройство
шлюзов, водомерного стекла
Вес воздуха. Атмосферное
давление. Причина появления
атмосферного давления
Измерение атмосферного
давления
С/Р № 4: Сообщающиеся
сосуды. Атмосферное
давление
Пакет заданий
Опыт с шаром
паскаля,
пакет
заданий
Давление в жидкости
Пакет заданий
Сообщающиеся
сосуды, плакаты
воздуха,
Вес
проявление
атмосферного
давления
Измерение
атмосферного
давления
33, 34
35
35
36
37, 38
37.
38,
повт
39
40, 41
42
Тест,
опорный
конспект
, опрос
Проверк
а
опорного
конспект
а, пакет
заданий
р/з
к/р
р/з
р/з
Рис.
Схемы,
опрос
Фронт
опрос
Работа с
прибора
ми,
знание
их
устройст
ваУметь:
объяснять передачу
давления в жидкостях
и газах
использовать
физ
приборы для измерения
давления
Знать смысл физ
законов:
закон
Архимеда
Уметь:
объяснять передачу
давления в жидкостях
и газах
использовать
физ
приборы для измерения
давления
выражать величины в
СИ
Решать задачи на закон
Архимеда
Ком
Барометр анероид
б
Ком
б
ком
б
Ком
б
Пра
кти
кум
Ком
б
Ком
б
Манометры,
поршневой
жидкостный насос,
гидравлический
пресс
Действие жидкости
на погруженное в неё
тело
Опыт с ведёрком
Архимеда
Лабораторное
оборудование
Плавание тел в
жидкости различной
плотности
Пакет заданий
Ком
б
Плакаты.
Презентация
ИН
М
Плакаты.
Презентация
Зак
реп
лени
е
Пов
тор
обо
бщ
кон
трол
Пакет заданий
Пакет заданий
Составление
обобщающей таблицы,
решение задач
Пакет заданий
Уметь решать задачи
по теме
ь
Барометр – анероид.
Атмосферное давление на
различных высотах.
Манометры
Действие жидкости и газа на
погруженное в них тело
Архимедова сила
Л/Р № 7: Определение
выталкивающей силы,
действующей на погруженное
в жидкость тело
Плавание тел
Плавание тел
С/Р № 5: Архимедова сила
Плавание судов
Воздухоплавание
Воздухоплавание
Повторение вопросов:
архимедова сила, плавание тел,
воздухоплавание
С/Р № 6: Плавание тел
К/Р № 3: Давление твёрдых
тел, жидкостей и газов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Работа
Мощность
Мощность и работа
4
1
4
2
4
3
4
4
4
5
4
6
4
7
4
8
4
9
5
0
5
1
5
2
5
3
5
4
5
5
I V ч е т в е р т ь (9 н е д × 2 ч = 18 ч)
М о щ н о с т ь и р а б о т а. Э н е р г и я (1 3 ч)
определение
обозначение
величины и
Примеры
мех
работы, презентация
ИН
М
1
1
Ком
Презентация
б
Пакет заданий
1
Про
верк
а
Знать
работы,
физ
единицы измерения
Знать
определение
мощности, обозначение
физ
величины и
единицы измерения
Знать
определение
работы и мощности,
обозначение
физ
величины и единицы
измерения
Уметь воспроизводить
43. 44
45
(46.4
7)
48
49
49,
повт
50
51
52
53
54
Тест,
опорный
конспект
Проверк
а
опорного
конспект
а
Рис,
фрон
беседа
Проверк
а
опорного
конспект
а, тест
Умение
работать
с физ
прибора
ми
Опорный
конспект
Отработ
ка
формул,
р/з
Проверк
а
опорного
конспект
а, тест
Опорный
конспект
, опрос
р/з
Составле
ние
обобщаю
щей
табл, р/з
р/з
Опорный
конспект
, тест
Опорный
конспект
, тест
Проверк
а
опорного
конспект
а, тест,
задачи5
6
5
7
5
8
5
9
6
0
6
1
6
2
6
3
6
4
6
5
6
6
6
7
6
8
6
Рычаги
Момент силы
Л/Р № 8: Выяснение условий
равновесия рычага
Блоки. Золотое правило
механики
Золотое правило механики
Л/Р № 9: Определение КПД
при подъёме тележки по
наклонной плоскости
Энергия. Потенциальная и
кинетическая энергия. Закон
сохранения энергии
Превращение одного вида
механической энергии в
другой
Превращение одного вида
механической энергии в
другой
С/Р № 7: Энергия.
Превращение энергии
К/Р № 4: Работа и
мощность. Энергия
Строение веществ, их
свойства. Взаимодействие тел
Давление твёрдых тел,
жидкостей и газов. Работа,
мощность, энергия
К/Р № 5: Итоговая
Резерв
1
1
1
Рычаги
ИН
М
Ком
б
Пра
кти
кум
Равновесие рычага
Лабораторное
оборудование,
рычаги в быту и
технике
1
Ком
Блоки
б
Пов
тор
обо
бщ
Пра
кти
кум
Ком
б
Ком
б
Пов
тор
обо
бщ
Кон
трол
ь
1
1
1
1
1
1
Пакет заданий
Лабораторное
оборудование
Примеры
проявления
потенциальной и
кинетической
энергии
Опыты,
показывающие
превращение энергии
и её сохранение
Пакет заданий
Пакет заданий
Тесты
Тесты
тесты
1 Обо
бщ
сист
ем
1 Обо
бщ
сист
ем
Кон
трол
1
ь
итог
1
формулы и решать
задачи по теме
Знать
рычага
устройство
Уметь изобразить на
рис расположение сил
и найти момент силы
проводить
Уметь
эксперимент
и
измерять длину плеч
рычага и массу грузов,
работать
физ
приборами
Знать устройство блока
и золотое правило
механики, объяснять на
примерах
Знать определения физ
величин:
работа,
мощность, КПД
с
физ
определять
сохранения
Знать определения физ
величин:
работа,
мощность, КПД.
Уметь
силу. Высоту, работу
Знать:
определения
величин – энергия
единицы измерения
закон
энергии
Знать смысл закона
сохранения энергии,
примеры
приводить
мех
её
превращения
Знать
определение,
обозначение, формулу
работы,
энергии,
мощности
Уметь решать задачи
по теме
Уметь решать задачи
по теме
энергии
определения.
определения.
Знать
Обозначения,
нахождение изученных
величин
Знать
Обозначения,
нахождение изученных
величин
Уметь решать задачи
по
изученному
материалу за год
55. 56
57
58
Тест,
знакомст
во
с
простым
и
механиз
мами
р/з
Вывод,
оформле
ние
работы
Физ
диктант
59, 60
59,60,
повт
61
62, 63
64
р/з, упр
Вывод,
оформле
ние
работы
Опорный
конспект
Проверк
а
опорного
конспект
а, р/з
Тест,
пакет
заданий
к/р
Тест
1 32
33
64
Тест
Тест9
7
0
Резерв
1