Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике 8-9кл разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по физике. Рабочая программа по физике для 7-9 классов составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина. Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников.
Физика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи, она играет ведущую роль в современном естествознании. Физические законы, теории и методы исследования имеют решающее значение для всех естественных наук.
Физика раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:
—физическая компетентность — умение различать физические явления, пользоваться специальными терминами;
—коммуникативная (языковая) компетентность — умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
—информационная компетентность — владение информационными технологиями — умение работать со всеми видами информации; (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер);
―учебно-познавательная компетентность― это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки( добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях, владение измерительными навыками).
―компетентность личностного самосовершенствования
направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Объем изучаемого материала позволяет принять небыстрый темп продвижения по курсу физики 7-9 классах. В данных классах на изучение физики отводится по 2ч в неделю в каждом классе.
Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе несложных, доступных учащимся упражнений. Курс физики наполняется заданиями, разнообразными по форме и содержанию, позволяющими применять полученные знания в большом многообразии ситуаций. Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития продуктивной умственной деятельности – дети учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать несложные обобщения. Переносить известные приемы в нестандартные ситуации, обучаются приемам организации мыслительной деятельности.
На основании требований государственного образовательного стандарта года в программе реализуются следующие цели:
- освоение знаний о физических явлениях и законах, физических величинах; - овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений; использовать простые измерительные приборы; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблицы; применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении задач;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижения науки и техники, уважения к творцам науки и техники;
- развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (эмпирического и теоретического, логического и диалектического), памяти, речи, воображения;
- формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии. - применения полученных знаний и умений для решения задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В задачи преподавания физики в 7-9 классах входит:
-сообщение учащимся первоначальных знаний по физике (о механическом движении, тепловых, электрических, магнитных, звуковых и световых явлений);
-ознакомление с методами, применяемыми в научных исследованиях по физике, формирование первоначальных умений в пользовании этими методами, умения наблюдать, пользоваться простейшими приборами, выполнять измерения, ставить опыты, делать выводы на основе данных опытов;
-формирование умения самостоятельно работать с учебником, справочной и хрестоматийной литературой по физике, решать задачи;
-формирование умения применять знания для объяснения явлений, наблюдаемых в природе, в окружающей жизни;
-развитие мышления школьников, формирование у них убеждения о материальности мира, его познаваемости;
-ознакомление учащихся с достижениями в науке и технике.
Программа для 8-9кл рассчитана на 136 часов в год: по 68 часов учебного времени в каждом классе.
При неиспользовании резервного времени эти часы используются в конце учебного года на решение задач. Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и физических диктантов (по 10-15 минут на каждый вид) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой контрольной работы.
Программа предусматривает проведение:
в 7кл- 7 контрольных, 10 лабораторных работ; в 8кл – 8 контрольных работ, 6 лабораторных работ.
в 9кл – 6 контрольных и 6 лабораторных работ. Формы организации образовательного процесса:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, уроклекция, урок-практикум, исследовательские лабораторные работы, проблемные дискуссии, интегрированный урок.
Технологии обучения:
Групповые технологии разных видов – групповой опрос, урок- соревнование, урок – игра, урок-практикум, урок-путешествие, и т.д.
Дифференцированные технологии.
Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:
- создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
- формирование умения использовать различные языки физики, свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, аргументации и доказательства, интегрирования в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной информации;
- создание условия для плодотворного участия в работе в группе, самостоятельной и мотивированной организации своей деятельности, использования приобретенных знаний и навыков в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; при решении практических задач использовать при необходимости справочники и вычислительные устройства;
- овладение монологической и диалогической речью; умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы;
- совершенствование устных и письменных вычислительных навыков, развивать грамотную речь учащихся;
- развитие логического мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы и самопроверки;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Виды и формы контроля:
Учреждение осуществляет текущий контроль успеваемости, проводит промежуточную аттестацию обучающихся. В учреждении принята следующая система оценивания знаний, умений и навыков обучающихся: 5(отлично), 4(хорошо), 3(удовлетворительно), 2(неудовлетворительно), «зачтено», «не зачтено».
Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года(ступени) в соответствии с требованиями, установленными федеральными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения:
В результате изучения физики в 7кл ученик должен в конце учебного года уметь:
-описывать и объяснять: роль и место эксперимента в процессе познания; существование связей и зависимостей между физическими величинами. Физические явления: взаимодействие молекул, явление диффузии, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, взаимодействие тел, явление инерции; сложение сил; действие выталкивающей силы на тело, погруженное в жидкость, условие плавания тел; равновесие рычага; превращение потенциальной и кинетической энергии из одного вида в другой; относительность механического движения. -описывать и объяснять физические явления: тепловые, механические, световые и звуковые;
-экспериментально определять размеры малых тел; массу тела, объем жидкости, плотность вещества, пройденный путь; градуировать пружину, и с ее помощью определять действующую на тело силу; атмосферное давление, выталкивающую силу, КПД наклонной плоскости, пользуясь измерительными приборами и механизмами;
-использовать физические приборы и измерительные инструменты: линейку, секундомер, термометр, динамометр, измерительный цилиндр (мензурку), рычажные весы, рычаг, барометр-анероид, манометр.
-представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и объяснять зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления;
-пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей веществ, мощностей некоторых двигателей;
-переводить единицы измерения физических величин в дольные и кратные.
-изображать графически силу, скорость;
-решать качественные задачи на применение закона всемирного тяготения, явления инерции, на примеры взаимодействия тел, на закон сложения сил; законы Паскаля, Архимеда, плавания тел;
-решать расчетные задачи (в одно-два действия) с применением изученных формул;
-решать комбинированные задачи на применение изученных законов и формул; -приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и решать задачи на применение изученных физических законов;
-проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочной литературы), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков); -изображать на чертеже силы: силу тяжести, трения, вес тела, силу упругости,
указывать направление движения тела – скорость движения;
-сравнивать плотности некоторых тел с плотностью воды и устанавливать условия плавания тел; давления, оказываемые телами на поверхность; давление жидкости и газов на тело, погруженное в них;
-использовать методы научного познания при изучении физических явлений. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения явлений природы и принципов работы технических устройств;
-рационального применения простых механизмов; измерять длину, время, температуру тела и воды ;
-обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств; - подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; -бережного отношения к окружающей среде.
В результате изучения физики в 8кл ученик должен в конце учебного года уметь:
- описывать явление: диффузии, теплопроводности, конвекции, излучения; превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое; явления, иллюстрирующие действия тока (тепловое, магнитное, химическое); скорости изменение агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи; - измерять физические величины: температуру, давление, количество теплоты, удельную теплоемкость, удельную теплоту плавления льда, влажность воздуха; силу тока, напряжение, работу тока и мощность;
- объяснять устройство и принцип действия физических приборов и технических объектов: термометра, психрометра, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания, электрометра, амперметра, вольтметра, реостата; последовательное и параллельное соединение проводников; графики зависимости силы тока от напряжения на концах проводника, силы тока от сопротивления проводника; механизм нагревания металлического проводника при прохождении по нему
электрического тока;
-применять знания закона Паскаля, закона сохранения энергии в тепловых процессах, закона сохранения электрического заряда, закона Ома для участка электрической цепи, закона Джоуля – Ленца для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов и при решении задач;
- наблюдать и описывать явление диффузии; строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел; взаимодействие молекул вещества; способы измерения массы и размеров молекулы; электризацию тел, модели строения простейших атомов, условия существования электрического тока, наблюдаемые действия электрического
тока;
- производить измерение физических величин: объема, давления, температуры, массы, выталкивающей силы, силы тока, напряжения, электрического
сопротивления, работы и мощности тока;
- проводить простые физические опыты и экспериментальные исследования по изучению: взаимодействия молекул, смачивание, явление диффузии, условий плавания тел, изменение внутренней энергии тела различными способами, при изучении видов теплопередачи, электростатического взаимодействия заряженных
тел, действия тока, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи.
Владеть компетенциями: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, коммуникативной, личного самосовершенствования.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- практически применять физические знания для учета теплопроводности и
теплоемкости различных веществ в повседневной жизни;
- для безопасного обращения с электробытовыми приборами;
- предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока.
В результате изучения физики в 9кл ученик должен в конце учебного года уметь:
-описывать и объяснять физические явления: инерции, равномерное прямолинейное движение, равноускоренное движение, свободное падение тел, равномерное движение по окружности; механические колебания и волны; действие магнитного поля на проводник с током; электромагнитную индукцию.
-использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: промежутка времени, расстояния, силы;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять эмпирические зависимости: координаты от времени, скорости движения от времени, пути от времени, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити;
-выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов; -приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и решать задачи на применение изученных физических законов;
-переводить единицы измерения физических величин в дольные и кратные;
-изображать графически координату движущегося тела, различные виды сил, действующие на тело; скорость, ускорение; модели строения
-решать качественные задачи на применение закона всемирного тяготения, явления инерции, на примеры взаимодействия тел, на закон сложения сил; законы Паскаля, Архимеда, плавания тел;
-решать расчетные задачи (в одно-два действия) с применением изученных формул;
-решать комбинированные задачи на применение изученных законов и формул; -приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и решать задачи на применение изученных физических законов;
-проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочной литературы) , ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств; - предупреждения опасного воздействия на организм человека электромагнитных излучений;
- защиты от опасного воздействия на организм человека и животных радиоактивных излучений.
Используемые учебники:
1. Физика-7кл. Перышкин А.В, Родина Н.А. - М.: Просвещение, 2017г.
2. Физика 9 кл. Перышкин А.В, Гутник Е.М, М., Дрофа, 2015г.
3. Физика- 8. Перышкин А.В. Родина Н. А. - М.: Просвещение, 2015г
(физика 8 класс: 2ч в неделю; всего 68 часов, их них 6 контрольных работ и 6 лабораторных работ)
Основное содержание программы курса физики в 8кл составляет изучение тем:
• Тепловые явления-25ч: тепловое движение, виды теплопередачи и различные тепловые процессы. Количество теплоты и его единицы измерения. Виды тепловых двигателей.
• Электрические явления-28ч: электрический ток и его источники; электризация тел и взаимодействие зарядов, электроскоп. Электрические цепи и законы их соединения. Закон Ома и закон Джоуля -Ленца.
• Электромагнитные явления-5ч: магнитное поле и его способы обнаружения. Магнитные линии и их направление. Электрический двигатель. Магнитное поле постоянных магнитов.
• Световые явления-10ч: свет, его источники. Законы распространения, отражения и преломления света. Линзы и построение изображений в них. Оптическая сила линзы.
( 2 ч в неделю; 68 ч, из них 6 контрольных работ и 6 лабораторных работ) Основное содержание курса физики 9 класса составляет изучение:
• 1. Законы взаимодействия и движения тел- 27ч: механическое движение, система отсчета, материальная точка, траектория. Различные виды движения тела (прямолинейное равномерное и равноускоренное, свободное падение тел) и их характеристики (скорость, перемещение, ускорение и координата). Относительность движения, инерция, импульс тела и силы; энергия, мощность, работа. Законы Ньютона, закон сохранения импульса и энергии в механических процессах, закон всемирного тяготения;
• 2. Механические колебания и волны. Звук.- 11ч: различные виды колебательного движения и величин, характеризующих колебательное движение; превращение энергии при колебательном движении; различные виды волн и их характеристики. Распространение звука, звуковая волна, отражение звука и их характеристики.
• 3. Электромагнитное поле-12ч: понятие магнитного поля и его разновидности; обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток; взаимосвязь электрических и магнитных полей; электромагнитные волны и скорость распространения волн.
• 4.Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер-14ч: понятие: радиоактивность, виды излучений, модели атомов. Атомное ядро, протонно-нейтронная модель ядра, заряд ядра. Ядерные реакции, закон сохранения массового и зарядового числа, использование ядерной энергии. 5.Итоговое повторение-4ч: повторение основных вопросов: различные виды движения, графики движения. Законы Ньютона и их применение при решении задач. Законы сохранения импульса и энергии.
В результате изучения физики в 7 классе ученик должен знать
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, молекула, атом, механическое движение, атмосферное давление, плавание тел, сила, воздухоплавание, энергия, работа, мощность;
• смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
• смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, всемирного тяготения, сохранения механической энергии; уметь
• описывать и объяснять физические явления: диффузию, инерцию, равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, равновесие рычага;
• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, объема, плотности, силы, давления, температуры, КПД наклонной плоскости;
• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, плотности тела от его объема, архимедовой силы от объема тела и плотности жидкости; выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, звуковых, световых, магнитных явлениях; решать задачи на применение изученных физических законов; проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности своей жизни при использовании бытовой техники; сознательного выполнения правил безопасного движения транспортных средств и пешеходов; оценки безопасности радиационного фона.
В результате изучения физики в 8 классе ученик должен
знать: смысл понятий: Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин. Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники и диэлектрики. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Носители электрических зарядов в металлах. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Элементы геометрической оптики. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система.
Должны уметь: описывать явление диффузии, изменение агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи. Объяснять эти явления на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах. Измерять физические величины: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость, удельную теплоту плавления льда, влажности воздуха. Объяснять устройство и принцип действия физических приборов и технических объектов: термометра, психрометра, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания. Наблюдать и описывать электризацию тел, взаимодействия магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света. Объяснять эти явления. Производить измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока, фокусного расстояния собирающей линзы. Проводить простые физические опыты и экспериментальные исследования по изучению: электростатического взаимодействия заряженных тел, действия магнитного поля на проводник с током, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- практически применять физические знания для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни;
- для безопасного обращения с электробытовыми приборами;
-предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока.
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения физики на базовом уровне в средней (полной) школе ученик должен
Знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин и их единиц измерения: скорость, ускорение, перемещение. Сила, масса тела, импульс. Работа, количество теплоты, мощность, энергия. Температура, абсолютная температура, давление, объем, внутренняя энергия. Напряженность, потенциал, электроемкость. Сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, ЭДС источника тока; работа и мощность эл.тока. Период, частота, длина и скорость волны. Магнитный поток, магнитная индукция, ЭДСиндукции, индуктивность, емкость, энергия электромагнитного поля. Показатель преломления, фокус, оптическая сила линзы.
- смысл физических законов: законы Ньютона, закон сохранения импульса и энергии. Закон Всемирного тяготения и закон Гука. Газовые законы. Первый закон термодинамики. Закон сохранения электрич заряда и закон Кулона. Закон Ома для участка цепи и для полной цепи, закон Джоуля - Ленца; закон электролиза. Закон классической механики, электромагнитной индукции, фотоэффекта. Законы отражения, преломления и прямолинейного распространения света. Уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; броуновское движение; электризация тел при соприкосновении; взаимодействие проводников с током, действие магнитного поля на проводник с током; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; радиоактивность.
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света; - выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов;
- приводить примеры практического использования физических знаний о
механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - обеспечения безопасности своей жизни при использовании транспортных средств, бытовой электротехники, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- сознательного выполнения правил безопасного движения транспортных средств и пешеходов;
- определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
- оценки безопасности радиационного фона;
- защиты опасного воздействия на организм человека и другие организмы радиоизлучений;
- предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений.
Литература и средства обучения Для учащихся:
1.Физика-8кл. А.В. Перышкин, Н.А. Родина. Дрофа ОАО «Московские учебники»
2014г
2. Физика-9кл. А.В. Перышкин, Гутник, Дрофа ОАО «Московские учебники» 2014г
3. Интернет - ресурсы
Для учителя:
1. Физика- 8 кл. А.В. Перышкин, Н.А. Родина. Дрофа. Москва 2015г
2. Физика-9кл. А.В. Перышкин, Гутник, Дрофа ОАО «Московские учебники» 2015г
3. Примерная программа основного общего образования по физике 7-9кл.
4.Контрольные работы по физике 7-9кл. А.Е.Марон, Е.А.Марон. Москва «Просвещение», 2012г
5.Физика – тесты по физике 7кл. А.В.Чеботарева. Издательство «Экзамен» Москва, 2016г.
6.Дидактический материал по физике 8-9кл (самостоятельные и контрольные работы, тесты). А.Е.Марон, Е.А.Марон. Москва. Дрофа.
7.Физика. Поурочные планы 8кл по учебнику А.В.Перышкина.
8.Поурочные разработки по физике 9кл.
9.Нестандартные уроки. Физика 7-11кл. Составитель М.А.Петрухина. Волгоград, издательство «Учитель».
10. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9кл. Москва «Глобус».
11.Занимательные опыты по физике Л.А.Горев Москва «Просвещение»
12.100 игр по физике И.Я. Ланина Москва «Просвещение»
(8 класс, всего 68 часов, из них контрольных работ и 7 лабораторных работ)
Наименование раздела (темы) |
Всего часов |
Требования к уровню подготовки |
Перечень контрольно измерительных Мероприятий |
|
Самостоятельные работы |
Контрольные работы |
|||
1. Тепловые явления |
25 |
Знать понятие тепловое движение; внутренняя энергия и способы ее изменения; различные виды теплопередачи; агрегатные состояния вещества; количество теплоты и ее единицы измерения; удельную теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, сгорания, кипения. Тепловые двигатели и их разновидность. Уметь решать задачи по изученным формулам; пользоваться таблицами удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты сгорания, плавления, парообразования. Пользоваться термометром и калориметром. При решении качественных задач использовать знания об агрегатных состояниях вещества. Экспериментально подтвердить правильность закона сохранения энергии при тепловых процессах |
Лабораторная работа№1 |
Контрольная работа№1 Контрольная работа№2 Контрольная работа№3 |
2.Электрические явления
|
28 |
Знать понятия: электризация, электрический ток, электрическая цепь, сила тока, напряжение, сопротивление. Закон Ома и Джоуля - Ленца. Законы соединения проводников. Уметь решать вычислительные задачи по изученным темам в одно – два действия. Чертить схемы простейших электрических цепей. Собирать электрическую цепь по схеме. Пользоваться таблицей удельного сопротивления проводников. Читать графики зависимости силы тока от напряжения. Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел при их соприкосновении; экспериментально определять работу и мощность электрического тока. Уметь в домашних условиях пользоваться электронагревательными приборами. |
Лабораторная работа№2 Лабораторная работа№3 Лабораторная работа№4 Лабораторная работа№5 Лабораторная работа№6 |
Кратковременная контрольная работа№4 Контрольная работа№5 Контрольная работа№6 |
3.Электромагнитные явления
|
5 |
Знать о существовании магнитного поля вокруг проводника с током; о различных способах обнаружения магнитного поля; о магнитных линиях и их направлении. Электромагниты и их применение. Взаимное расположение полюсов магнита. Уметь решать качественные задачи с использованием знаний о магнитном поле и магнитных явлениях. Приводить примеры применения электромагнитов, электрических двигателей. Определять направление силовых линий магнит поля. |
|
Контрольная работа№7 |
4.Световые явления |
10 |
Знать понятия: луч, источник света, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света. Плоское зеркало, линза, фокус, оптическая сила линзы. Уметь приводить |
|
Контрольная работа№8 |
|
|
примеры источников света; строить изображение предмета в линзах. Строить дальнейший ход лучей при отражении и преломлении света. Решать качественные и расчетные задачи, используя законы отражения и преломления света. Пользоваться дополнительной литературой и справочником. |
|
|
(2ч в неделю, 68ч в год; контрольных работ 6, лабораторных работ 6)
Наименование раздела (темы) |
Всего часов |
Требования к уровню Подготовки |
Перечень контрольно измерительных мероприятий
|
|
Лабораторные Работы и тесты |
Контрольные Работы |
|||
1.Законы взаимодействия и движения тел. |
27ч |
Знать определения материальной точки, системы отсчета, виды механического движения (равномерное, равноускоренное, свободное падение тел); скорости, ускорения, относительность движения, сила, перемещение, путь, траектория, импульс тела и силы. Криволинейное движение: его особенности, величины. Законы: 3 закона Ньютона, всемирного тяготения, Гука, сохранения импульса. Уметь вычислять физические величины: время, перемещение, координату, скорость, ускорение. Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движениях. Решать простейшие расчетные задачи на изученные формулы. Изображать на чертеже направления векторов перемещения, скорости, ускорения, силы. Пользоваться измерительными инструментами и оборудованием (линейка, динамометр, часы, метроном). Приводить примеры проявления закона сохранения импульса и энергии в природе.
|
Лабораторная работа№1
|
Контрольная работа№1 Контрольная работа№2 |
2.Механические колебания и волны. Звук. |
11ч |
Знать смысл механических колебаний: виды колебаний и их характеристики (период, амплитуда, частота). Механические волны: распространение волн, виды волн, их характеристики (длина волны, скорость, частота). Звук: источники звука, величины, характеризующие звук. Узнавать среди наблюдаемых процессов колебательные и волновые движения. Приводить примеры таких движений в природе и технике. Решать расчетные и качественные задачи на изученные процессы. Описывать изменения и преобразования энергии при анализе колебательных движений. Экспериментально определить зависимость периода и частоты колебаний маятника от его длины. |
Лабораторная работа№2
|
Контрольная работа№3 |
3. Электромагнитное поле. |
12ч |
Знать понятия: магнитное поле, взаимодействие проводников с током, действие магнит поля на электрические заряды; электромагнитная индукция; взаимосвязь электрических и магнитных полей; электромагнитные волны. Давать определения физий величин; описывать физические явления и процессы; называть источники электрических и магнитных полей; способы их обнаружения. Знать правила: буравчика, левой руки. Уметь определять направление силы Ампера и Лоренца. Изображать графически магнитные поля. Приводить примеры применения электромагнитных волн в окружающей жизни. |
Лабораторная работа№4
|
Контрольная работа№4 |
4.Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. |
14ч |
Знать понятия: радиоактивность, атом, ядро, ядерные реакции, энергия, цепная и термоядерные реакции. Законы сохранения массового и зарядового числа. Уметь давать определения изученных понятий, определений. Формулировать физические законы. Объяснять результаты наблюдений и экспериментов. Применять полученные знания при решении качественных задач. Приводить примеры экологических последствий работы атомных электростанций. Экспериментально изучить деление ядра урана по готовым фотографиям. Продолжать работу по формированию навыков учащихся для самостоятельного поиска необходимых материалов. |
Лабораторная работа№5 и 6
|
Контрольная работа№5 |
5.Повторение |
4ч |
Уметь решать расчетные задачи по указанным темам. |
|
Итоговая контрольная работа. |
Приложение
к рабочей программе
Учитель: Шемонаева С.Н.
№ урока |
Тема урока |
Кол- во часов |
Дата |
|
Вид контроля |
план |
факт |
||||
1 |
Тепловые явления |
24 |
|
|
|
1 |
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловое движение. Температура |
1 |
|
|
|
2 |
Внутренняя энергия |
1 |
|
|
|
3 |
Способы изменения внутренней энергии |
1 |
|
|
|
4 |
Теплопроводность |
1 |
|
|
|
5 |
Конвекция. Излучение |
1 |
|
|
|
6 |
Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике |
1 |
|
|
|
7 |
Количество теплоты. Единицы количества теплоты |
1 |
|
|
|
8 |
Удельная теплоемкость вещества |
1 |
|
|
|
9 |
Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении |
1 |
|
|
|
10 |
Решение задач |
1 |
|
|
|
11 |
Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа № 1 |
1 |
|
|
Лабораторная работа№1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» |
12 |
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива |
1 |
|
|
|
13 |
Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах |
1 |
|
|
|
14 |
Контрольная работа№1 |
1 |
|
|
Контрольная работа№1«Тепловые явления» |
15 |
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания |
1 |
|
|
|
16 |
Удельная теплота плавления |
1 |
|
|
|
17 |
Решение задач |
1 |
|
|
|
18 |
Контрольная работа№2 |
1 |
|
|
Контрольная работа№2«Нагревание и плавление кристаллических тел» |
19 |
Анализ контрольной работы. Испарение. Поглощение энергии при испарении и выделение ее при конденсации пара |
1 |
|
|
|
20 |
Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации |
1 |
|
|
|
21 |
Решение задач |
1 |
|
|
|
22 |
Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания |
1 |
|
|
|
23 |
Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Решение задач |
1 |
|
|
|
24 |
Контрольная работа№3 |
1 |
|
|
Контрольная работа№3«Изменение агрегатных состояний вещества» |
2 |
Электрические явления |
28 |
|
|
|
25 |
Анализ контрольной работы. Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие зарядов. Два рода зарядов |
1 |
|
|
|
26 |
Электроскоп. Проводники и непроводники электричества |
1 |
|
|
|
27 |
Электрическое поле. Делимость электрического заряда |
1 |
|
|
|
28 |
Строение атомов |
1 |
|
|
|
29 |
Объяснение электрических явлений. Кратковременная контрольная работа№4 |
1 |
|
|
Кратковременная контрольная работа№4«Электризация тел. Строение атомов» |
30 |
Анализ контрольной работы. Электрический ток. Источники тока |
1 |
|
|
|
31 |
Электрическая цепь и ее составные части |
1 |
|
|
|
32 |
Электрический ток в металлах. Действия электрич тока. Направление электрич тока |
1 |
|
|
|
33 |
Сила тока. Единицы силы тока |
1 |
|
|
|
34 |
Амперметр. Измерение силы тока |
1 |
|
|
|
35 |
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа№2 |
1 |
|
|
Лабораторная работа№2«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках цепи» |
36 |
Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр |
1 |
|
|
|
37 |
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа№3 |
1 |
|
|
Лабораторная работа№3«Измерение напряжения на различных участках цепи» |
38 |
Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления |
1 |
|
|
|
39 |
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи |
1 |
|
|
|
40 |
Решение задач |
1 |
|
|
|
41 |
Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление проводников |
1 |
|
|
|
42 |
Реостат. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа№4 |
1 |
|
|
Лабораторная работа№4«Регулирование силы тока в цепи реостатом» |
43 |
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа№5 |
1 |
|
|
Лабораторная работа№5«Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» |
44 |
Последовательное соединение проводников. Решение задач |
1 |
|
|
|
45 |
Параллельное соединение проводников. Решение задач |
1 |
|
|
|
46 |
Контрольная работа№5 |
1 |
|
|
Контрольная работа№5«Электрический ток. Соединение проводников» |
47 |
Анализ контрольной работы. Работа и мощность электрического тока. Единицы работы и мощности электрического тока |
1 |
|
|
|
48 |
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа№6 |
1 |
|
|
Лабораторная работа№6«Измерение работы и мощности электрич тока» |
49 |
Решение задач |
1 |
|
|
|
50 |
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля -Ленца |
1 |
|
|
|
51 |
Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители |
1 |
|
|
|
52 |
Контрольная работа№6 |
1 |
|
|
Контрольная работа№6«Электрические явления» |
3 |
Электромагнитные явления |
5 |
|
|
|
53 |
Анализ контрольной работы. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии |
1 |
|
|
|
54 |
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты |
1 |
|
|
|
55 |
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли |
1 |
|
|
|
56 |
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель |
1 |
|
|
|
57 |
Контрольная работа№7 |
1 |
|
|
Контрольная работа№7 «Электромагнитные явления» |
4 |
Световые явления |
11 |
|
|
|
58 |
Анализ контрольной работы. Источник света. Распространение света |
1 |
|
|
|
59 |
Отражение света. Закон отражения света |
1 |
|
|
|
60 |
Решение задач |
1 |
|
|
|
61 |
Плоское зеркало. |
1 |
|
|
|
62 |
Преломление света. Закон преломления света |
1 |
|
|
|
63 |
Линзы. Оптическая сила линзы |
1 |
|
|
|
64 |
Изображения, даваемые линзой |
1 |
|
|
|
65 |
Повторение темы: «Световые явления» |
1 |
|
|
|
66 |
Контрольная работа№8 |
1 |
|
|
Контрольная работа№8«Световые явления» |
67 |
Анализ контрольной работы. Повторение |
1 |
|
|
|
68 |
Повторение |
1 |
|
|
|
Приложение к рабочей программе
Учитель: Шемонаева С.Н.
№ |
Тема урока |
Кол -во час |
Дата |
Вид Контроля |
|
план |
факт |
||||
1 |
Законы взаимодействия и движения тел. |
27ч |
|
|
|
1 |
Правила по технике безопасности. Материальная точка. Система отсчета. |
1 |
|
|
|
2 |
Перемещение |
1 |
|
|
|
3 |
Определение координаты движущегося тела. |
1 |
|
|
|
4 |
Перемещение при прямолинейном равномерном движении. |
1 |
|
|
|
5 |
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. |
1 |
|
|
|
6 |
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. |
1 |
|
|
|
7 |
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. |
1 |
|
|
|
8 |
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. |
1 |
|
|
|
9 |
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа№1 |
1 |
|
|
Лабораторная работа№1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». |
10 |
Решение задач. |
1 |
|
|
|
11 |
Контрольная работа№1 |
1 |
|
|
Контрольная работа№1«Механическое движение тел» (итоговый тест). |
12 |
Анализ контрольной работы. Относительность движения |
1 |
|
|
|
13 |
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. |
1 |
|
|
|
14 |
Второй закон Ньютона. |
1 |
|
|
|
15 |
Третий закон Ньютона. |
1 |
|
|
|
16 |
Свободное падение тел. |
1 |
|
|
|
17 |
Движение тела, брошенного вертикально вверх. |
1 |
|
|
|
18 |
Решение задач. |
1 |
|
|
|
19 |
Закон всемирного тяготения. |
1 |
|
|
|
20 |
Ускорение свободного падения на Земле и др. небесных тел. |
1 |
|
|
|
21 |
Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. |
1 |
|
|
|
22 |
Решение задач. |
1 |
|
|
|
23 |
Искусственные спутники Земли. |
1 |
|
|
|
24 |
Импульс тела. Закон сохранения импульса тела. |
1 |
|
|
|
25 |
Реактивное движение. Ракета. |
1 |
|
|
|
26 |
Решение задач. |
1 |
|
|
|
27 |
Контрольная работа№2 |
1 |
|
|
Контрольная работа№2«Законы Ньютона. Движения тел». |
2 |
Механические колебания и волны. Звук. |
11ч |
|
|
|
28 |
Анализ контрол работы. Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. |
1 |
|
|
|
|
29 |
Величины, характеризующие колебательное движение. |
1 |
|
|
|
|
30 |
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа№2 |
1 |
|
|
Лабораторная работа№2«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины». |
|
31 |
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. |
1 |
|
|
|
|
32 |
Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. |
1 |
|
|
|
|
33 |
Длина волны. Скорость распространения волн. |
1 |
|
|
|
|
34 |
Источники звука. Звуковые колебания. Решение задач. |
1 |
|
|
|
|
35 |
Высота. Громкость звука |
1 |
|
|
|
|
36 |
Распространение звука. Звуковая волна. Скорость звука. |
1 |
|
|
|
|
37 |
Отражение звука. Эхо. Решение задач. |
1 |
|
|
|
|
38 |
Контрольная работа№3 |
1 |
|
|
Контрольная работа№3«Механические колебания и волны. Звук» (итоговый тест). |
|
3 |
Электромагнитное поле. |
12ч |
|
|
|
|
39 |
Анализ контрол работы. Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. |
1 |
|
|
|
|
40 |
Направление тока и направление линий магнитного поля. |
1 |
|
|
|
|
41 |
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрич ток. Правило левой руки. |
1 |
|
|
|
|
42 |
Индукция магнитного поля. |
1 |
|
|
|
|
43 |
Магнитный поток. |
1 |
|
|
|
|
44 |
Явление электромагнитной индукции. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа№4 |
1 |
|
|
Лабораторная работа№4«Изучение явления электромагнитной индукции». |
|
45 |
Получение переменного электрического тока. |
1 |
|
|
|
|
46 |
Электромагнитное поле. |
1 |
|
|
|
|
47 |
Электромагнитные волны. |
1 |
|
|
|
|
48 |
Электромагнитная природа света. |
1 |
|
|
|
|
49 |
Решение задач. Подготовка к контрольной работе. |
1 |
|
|
|
|
50 |
Контрольная работа№4 |
1 |
|
|
Контрольная работа№4«Электромагнитное поле». |
|
4 |
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. |
14ч |
|
|
|
|
51 |
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. |
1 |
|
|
|
|
52 |
Модели атомов. Опыт Резерфорда. |
1 |
|
|
|
|
53 |
Радиоактивные превращения атомных ядер. |
1 |
|
|
|
|
54 |
Экспериментальные методы исследования частиц. |
1 |
|
|
|
|
55 |
Открытие протона и нейтрона |
1 |
|
|
|
|
56 |
Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы. |
1 |
|
|
|
|
57 |
Энергия связи. Дефект масс. |
1 |
|
|
|
|
58 |
Деление ядер урана. Цепная реакция. |
1 |
|
|
|
|
59 |
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую. |
1 |
|
|
|
|
60 |
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа№5 и 6 |
1 |
|
|
Лабораторная работа№5 и 6«Изучение деления ядра урана по готовым фотографиям». |
|
61 |
Биологическое действие радиации. Термоядерные реакции. |
1 |
|
|
|
|
62 |
Обобщающий урок по теме. Подготовка к контрольной работе. |
1 |
|
|
|
|
63 |
Контрольная работа№5 |
1 |
|
|
Контрольная работа№5«Строение атома и атомного ядра» (итоговый тест). |
|
64 |
Анализ контрольной работы. |
1 |
|
|
|
|
65 66 67 |
Повторение |
3ч |
|
|
|
|
68 |
Итоговая контрольная работа. |
1ч |
|
|
Итоговая контрольная работа. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.