Данный материал представлен в формате Word. Это рабочая программа по соответствующему курсу, указанному в теме материала, а также классу и ступени образования. Рабочая программа написана с учётом основных требований к учебному процессу по указанному предмету. Она предполагает использование определённого учебника, что отражено в программе. Программа содержит все основные разделы, с подробным описанием методических частей, входящих в неё. Материал полностью готов к распечатке
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Лосевская средняя общеобразовательная школа № 1
Рассмотрено:
на заседании ОМО учителей
математики и физики
Протокол № __ от «__» ________ 20__г
Руководитель ОМО ________________
Согласовано:
На МС, руководитель
_____ _________________
«___» _________ 20__г
Утверждаю:
Директор школы:
_____ _________________
«___» ___________ 20__г
ОМО учителей математики и физики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
2 ступень обучения 8 класс
Срок реализации программы: 20 __ – 20 __ учебный год
Составлена на основе Примерной программы основного общего образования:
«Физика» 7 9 классы и государственного образовательного стандарта
Программу составил Запорожцева Ольга Ивановна, учитель физики, первая
квалификационная категория
с. Лосево20 __ г
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего
образования: «Физика» 7 – 9 классы, авторской программы Е. М. Гутника, А. В.
Пёрышкина «Физика» 7 – 9 классы и государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов (из расчёта 2 часа в неделю).
Разработана Запорожцевой О. И.. – учитель физики МБОУ Лосевская «СОШ №1»
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение
предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с
учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций,
лабораторных работ и практических занятий.
При преподавании используются:
∙ Классно урочная система
∙ Лабораторные и практические занятия.
∙ Решение экспериментальных задач.
Цели изучения курса – выработка компетенций:
общеобразовательных:
умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
умения использовать элементы причинноследственного и структурно
функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта,
развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для
обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде,
выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметноориентированных:
понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного
влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу
общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и
способы охраны природы;
развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе
самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных
источников информации, в том числе компьютерных;
воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного
общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.;
овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных
физических явлений;
применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ
и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.Программа направлена на реализацию
деятельностного,
интеллектуальной и практической деятельности.
проблемнопоискового подходов;
личностноориентированного,
освоение учащимися
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного
предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества,
способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач
формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и
познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание
следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного
познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся
самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами
научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а
не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения
природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в
том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать
объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической
географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования
структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их
усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления,
квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений
природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике
и повседневной жизни.
Ц е л и изучения физики.
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых
явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются;
методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о
физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и
обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для
изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с
помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и
процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения
физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических
задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных
технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к
элементу общечеловеческой культуры; применение полученных знаний и умений для решения практических задач
своей жизни, рационального
повседневной жизни, для обеспечения безопасности
природопользования и охраны окружающей среды.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
*знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования
объектов и явлений природы;
*приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и
квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
*формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять
опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использование
измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
*овладение учащимися такими общенаучными понятиями. Как природное явление,
эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат
экспериментальной проверки;
*понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации,
ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных
потребностей человека.
Модификация: Л/Р разработаны учителем физики согласно стандарту проведения
л/р в данном классе примерной программы и учебника и наличия имеющегося
лабораторного оборудования, соответствуют количеству л/р для данной ступени.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Тепловые явления (25 ч)
Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Тепловое движение.
Тепловое равновесие.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней
энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество
теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение.
Зависимость температуры кипения от давления.
Плавление и кристаллизация.
Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет
количества теплоты при теплообмене.
Принципы работы тепловых двигателей.
Паровая турбина. Двигатель
внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение
устройства и принципа действия холодильника.
Преобразования энергии в тепловых машинах.
Экологические проблемы
использования тепловых машин.
Демонстрации:
Модель хаотического движения молекул.
Модель броуновского движения.
Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.
Теплопроводность различных материалов.
Конвекция в жидкостях и газах.
Теплопередача путем излучения.
Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.Явление испарения.
Кипение воды.
Постоянство температуры кипения жидкости.
Явления плавления и кристаллизации.
Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.
Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
Устройство паровой турбины
Лабораторные работы и опыты:
Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
Изучение явления теплообмена.
Измерение удельной теплоемкости вещества.
Измерение влажности воздуха. (групповая в процессе изучения темы)
Электрические явления (27 ч)
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов.
Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
Постоянный электрический ток.
Источники постоянного тока. Действия
электрического тока.
Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление.
Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и
параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон
Джоуля–Ленца.
Демонстрации:
Электризация тел.
Два рода электрических зарядов.
Устройство и действие электроскопа.
Проводники и изоляторы.
Электризация через влияние.
Перенос электрического заряда с одного тела на другое.
Закон сохранения электрического заряда.
Источники постоянного тока.
Составление электрической цепи.
Измерение силы тока амперметром.
Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной
электрической цепи.
Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.
Измерение напряжения вольтметром.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины,
площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
Реостат и магазин сопротивлений.
Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.
Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.
Лабораторные работы и опыты.
Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.
Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при
постоянном напряжении (или изучение роли сопротивления)
Измерение работы и мощности электрического тока.
Электромагнитные явления (7 ч)Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов.
Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с
током. Электродвигатель.
Демонстрации:
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Постоянные магниты.
Взаимодействие постоянных магнитов
Электромагнит
Действие магнитного поля на проводник с током.
Устройство электродвигателя.
Лабораторные работы и опыты.
Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током
Изучение принципа действия электромагнита
Световые явления (9 ч)
Свет – электромагнитная волна.
Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон
отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы.
Оптическая сила линзы.
Демонстрации:
Источники света.
Прямолинейное распространение света.
Закон отражения света.
Изображение в плоском зеркале.
Преломление света.
Ход лучей в собирающей линзе.
Ход лучей в рассеивающей линзе.
Получение изображений с помощью линз.
Лабораторные работы и опыты:
Получение изображений с помощью собирающей линзы.Учебнотематический план
2 часа в неделю, всего 70 ч.,
Количество: К/Р: 8 Л/Р: 11
в том числе резерв 2 часа
Сроки
(примерн)
Тема
Тепловые явления
Электрические явления
Электромагнитные явления
Световые явления
Резерв
Всего
Колво
часов
25
27
7
9
2
70
Колво
Колво
л/р
3
5
2
1
11
к/р
3
3
1
1
8
№ Название темы
Учебно – тематический план
Кол
во
часов
Кол
во
л/р
Кол
во
к/р
дата
прим факт
1 четверть (9 нед*2ч=18ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
ТБ в кабинете физики. Тепловое движение. Температура
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней
энергии
Виды теплопередачи: Теплопроводность. Конвекция.
Излучение
Виды теплопередачи: Теплопроводность. Конвекция.
Излучение
Особенности различных способов теплопередачи. Примеры
теплопередачи в природе и технике
Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Л/Р №
1: Исследование изменения со временем температуры
остывающей воды
Удельная теплоёмкость
Расчёт количества теплоты. Необходимого для нагревания
тела или выделяемого им при охлаждении. Л/Р № 2:
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды
разной температуры
Р/З: Расчёт количества теплоты. Необходимого для
нагревания тела или выделяемого им при охлаждении
Л/Р № 3: Измерение удельной теплоёмкости твёрдого
тела
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания
Закон сохранения и превращения энергии в механических и
тепловых процессах
К/Р № 1: Т е п л о в ы е я в л е н и я
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание
кристаллических тел. График плавления и отвердевания
Удельная теплота плавления
Р/З: Агрегатные состояния вещества
К/Р № 2: Нагревание и плавление кристаллических тел
(20 мин); Р/З
Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и
выделение её при конденсации пара
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2 четверть (7 нед*2ч=14ч)
Кипение. Удельная теплота парообразования и
конденсации
Кипение, парообразование и конденсация
Влажность воздуха. Способы определения влажности
1
1
1
1
1
1
1
11
3 четверть (10 нед*2ч=20ч)
1
1
1
воздуха
Работа газа и пара при расширении. ДВС
Паровая турбина. КПД теплового двигателя
Обобщение: Кипение, парообразование и конденсация.
Влажность воздуха. Работа газа и пара при расширении
К/Р № 3: Изменение агрегатных состояний вещества
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие
заряженных тел. Два орда зарядов.
Электроскоп. Проводники и диэлектрики
Электрическое поле
Делимость эл заряда. Строение атомов
Объяснение эл явлений
Эл ток. Источники эл тока. К/Р № 4: Электризация тел.
Строение атомов
Эл цепь и её составные части
Эл ток в металлах. Действия эл тока. Направление тока
Сила тока. Единицы силы тока
Амперметр. Измерение силы тока. Л/Р № 4: Сборка эл
цепи и измерение силы тока в её различных участках
Эл напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр.
Измерение напряжения
Эл сопротивление. Единицы сопротивления. Л/Р № 5:
Измерение напряжения на различных участках эл цепи
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для
участка цепи
Расчёт сопротивления проводников. Удельное
сопротивление
Реостаты. Л/Р № 6: Регулирование силы тока
реостатом
Л/Р № 7: Определение сопротивления проводника при
помощи амперметра и вольтметра
Последовательное соединение проводников
Параллельное соединение проводников
Закон ома для участка цепи
Работа эл тока. К/Р № 5: Эл ток. Соединение проводников
Работа и мощность эл тока
Л/Р № 8: Измерение мощности и работы тока в эл
лампе
Нагревание проводников эл током. Закон Джоуля Ленца
Лампа накаливания. Эл нагревательные приборы
Короткое замыкание. Предохранители
Обобщение: Электрические явления
К/Р № 6: Электрические явления
I V ч е т в е р т ь (9 нед × 2 ч = 18 ч)
Маг поле. Маг поле прямого тока. Маг линии.
Маг поле катушки с током. Электромагниты. Л/Р № 9:
Сборка электромагнита и испытание его действия
Применение электромагнитов
Постоянные магниты. Маг поле постоянных магнитов. Маг
поле Земли.
Действие маг поля на проводник с током.
Электродвигатель.
Л/Р № 10: Изучение эл двигателя постоянного тока (на
модели)
Устройство электроизмерительных приборов. К/Р № 7:
Электромагнитные явления
Источники света. Распространение света
Отражение света. Законы отражения света
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61Плоское зеркало
Преломление света
Линзы. Оптическая сила линзы
Изображения, даваемые линзой
Л/Р № 11: Получение изображения при помощи линзы
Р/З: Линзы
К/Р № 8: Световые явления
Резерв
1
1
1
1
1
1
1
2
62
63
64
65
66
67
68
69
70
1
1График контрольных и лабораторных работ
л/р
Л/Р № 1: Исследование изменения со
временем температуры остывающей
воды
Л/Р № 2: Сравнение количеств теплоты
при смешивании воды разной
температуры
Л/Р № 3: Измерение удельной
теплоёмкости твёрдого тела
Тепловые явления
прим.
сроки
к/р
К/Р № 1: Т е п л о в ы е я в л е н и я
прим.
сроки
К/Р № 2: Нагревание и плавление
кристаллических тел (20 мин)
К/Р № 3: Изменение агрегатных состояний
вещества
Электрические явления
л/р
прим.
сроки
к/р
прим.
сроки
Л/Р № 4: Сборка эл цепи и измерение
силы тока в её различных участках
Л/Р № 5: Измерение напряжения на
различных участках эл цепи
Л/Р № 6: Регулирование силы тока
реостатом
Л/Р № 7: Определение сопротивления
проводника при помощи амперметра и
вольтметра
Л/Р № 8: Измерение мощности и работы
тока в эл лампе
К/Р № 4: Электризация тел. Строение
атомов
К/Р № 5: Эл ток. Соединение проводников
К/Р № 6: Электрические явления
Электромагнитные явления
л/р
прим.
сроки
к/р
Л/Р № 9: Сборка электромагнита и
испытание его действия
Л/Р № 10: Изучение эл двигателя
постоянного тока (на модели)
К/Р № 7: Электромагнитные явления
л/р
Л/Р № 11: Получение изображения при
помощи линзы
Световые явления
прим.
сроки
к/р
К/Р № 8: Световые явления
прим.
сроки
прим.
срокиТребования к уровню подготовки учащихся 8 класса (базовый уровень):
В результате изучения физики ученик 8 класса должен:
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, внутренняя энергия,
теплопроводность, конвекция, излучение, энергия топлива, агрегатные состояния
вещества, плавление, кристаллизация, испарение, конденсация, кипение, влажность
воздуха, работа газа, КПД, электризация, электроскоп, электрическое поле, сила тока,
напряжение, работа тока, мощность тока, магнитное поле, постоянные магниты,
магнитное поле Земли, свет и его распространение.
смысл физических величин:
коэффициент полезного действия, внутренняя энергия,
температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический
заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление,
работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: закон сохранения и превращения энергиив тепловых
процессах, закон Ома. Закон Джоуля – Ленца, закон отражения и преломления света,
закон прямолинейного распространения света, правила построения изображения в
линзах.
уметь:
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение,
испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие
электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с
током, тепловое действие тока, отражение, преломление.
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения
физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического
сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на это
основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний от длины нити
маятника.
выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
решать задачи на применение изученных законов
использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.
Владеть
коммуникативной, личного самосовершенствования.
компетенциями:
ценностносмысловой,
учебнопознавательной,Критерии оценивания
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание
физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а
так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения:
правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану,
сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой
ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между
изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом,
усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на
оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения
знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и
материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну
ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с
небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность
рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в
усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов
программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач
с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих
преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух
недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 23 негрубых
ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 45 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в
соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем
необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из
поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и
недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более
одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной
грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной
негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для
оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и
рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и
режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает
требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет всезаписи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ
погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два
три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем
выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы:
если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем
выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты,
измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил
безопасности груда.Список литературы
Учебно – методическая литература для учителя и учащихся:
1.Пёрышкин А. В., Гутник Е. М. Физика 8 класс: Учебник для общеобразовательных
учреждений. М,: Дрофа 2010
2.Сборник задач по физике 7 – 9 класс. / Составитель В. И. Лукашик. – М,: Просвещение
2010
3. Сборник задач по физике 7 – 9 класс. / Составитель А. В. Пёрышкин, Н. В. Филонович. –
М.: Экзамен 2004
Методические пособия
1.Поурочные разработки по физике 8 класс В. А. Волков, М.: Вако, 2010
2.Для информационнокомпьютерной поддержки учебного процесса предполагается
использование следующих программнопедагогических средств, реализуемых с помощью
компьютера:
1С: Репетитор.
CDROM.
демонстрационные и тестирующие программы.
Физика 1.5.
Компьютерные обучающие,
Открытая физика. Часть 1 и 2. CDROM. Компьютерные обучающие,
демонстрационные и тестирующие программы. CDROM. Компьютерные
обучающие, демонстрационные и тестирующие программы.
Учебнометодический комплекс
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Авторы, составители Название учебного издания
А.В. Перышкин
В.И. Лукашик
Л.А.Кирик
Е. М Гутник Э. И.
Доронина Е.В.
Шаронина
А.В. Перышкин
А. В. Чеботарёва
Е. А. Марон
Физика8кл
Сборник задач по физике79кл.
Самостоятельные и контрольные
работы8 класс
Примерное поурочное
планирование к учебнику
«Физика8» А.В. Перышкина и
Е.М. Гутник
Сборник задач по физике
Тесты по физике
Опорные конспекты и
разноуровневые задания
Физика в формулах и схемах
Годы
издания
2010
2010
2010
Издательство
М. Дрофа
М.Просвещение
М. Илекса
2010
М. Дрофа
2010
2010
2013
2013
М. Экзамен
М. Дрофа
СПетербург,
Виктория плюс
СПетербург,
Виктория плюс
Данный учебнометодический комплекс реализует задачу концентрического принципа
построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного
представления о физической картине мира.№
Тема
Ч
а
с
ы
Ти
п
уро
ка
Средства
обучения,
демонстрации
Требования к
уровню
подготовки
I ч е т в е р т ь (9 н е д × 2 ч = 18 ч)
Т е п л о в ы е я в л е н и я (2 5 ч)
1 ТБ в кабинете физики.
Тепловое движение.
Температура
2 Внутренняя энергия.
Способы изменения
внутренней энергии
1 ИН
М
1 Ко
мб
плакаты,
Схемы,
презентация
Модель
броуновского
движения
Плакаты, опыт с
бросанием мячика.
3 Виды теплопередачи:
Теплопроводность.
Конвекция. Излучение
4 Виды теплопередачи:
Теплопроводность.
Конвекция. Излучение
1 Ко
мб
1 Ко
мб
5 Особенности различных
способов теплопередачи.
Примеры теплопередачи в
природе и технике
1 Ко
мб
(бе
с)
со
Опыты
способами
изменения
внутренней
энергии,
Опыт
«теплопроводност
ь»,
Опыт
«конвекция»,
Опыт «излучение»
Схемы,
плакаты,
презентация
6 Количество теплоты.
Единицы количества
теплоты. Л/Р № 1:
Исследование изменения со
временем температуры
остывающей воды
7 Удельная теплоёмкость
8 Расчёт количества теплоты.
Необходимого для
нагревания тела или
выделяемого им при
охлаждении. Л/Р № 2:
Сравнение количеств
теплоты при смешивании
воды разной температуры
9 Р/З: Расчёт количества
теплоты. Необходимого для
нагревания тела или
выделяемого им при
1 Ур
ок
пра
кти
ку
м
1 ИН
М
1 Ур
ок
пра
кти
ку
м
1 ко
мб
Лабораторное
оборудование
Таблицы
Формулы
Формулы,
таблицы, плакаты,
пакет заданий
Знать понятия:
тепловое
движение,
температура
Знать понятия:
внутренняя
энергия,
способы
изменения
её
Знать понятие
«теплопроводно
сть»,
«конвекция»,
«излучение»
Знать:
особенности
различных
способов
теплопередачи
примеры
теплопередачи в
природе
и
технике
Знать
определение
«количество
теплоты»,
единицы
измерения,
формулу
Знать
определение
теплоёмкости,
физич смысл
расчёт
Знать
количества
теплоты.
Уметь решать
задачи
на
количество
теплоты
Уметь решать
задачи по теме
Д/З
д
а
т
а
1
2 3
4 6
Вид
контро
ля,
измери
тели
Фронт
провер
ка, уст
ответы
Фронт
провер
ка, уст
ответы,
тест по
д/з
Фронт
провер
ка, уст
ответы,
тест
4 6
Привод
ить
пример
ы, тест
7
8
9
л/р
Работа
с табл,
справо
чникам
и
с/р с
оборуд
ование
м
Работа
с
пакето
мохлаждении
Л/Р № 3: Измерение
удельной теплоёмкости
твёрдого тела
Энергия топлива. Удельная
теплота сгорания
1 Ур
ок
пра
кти
ку
м
1 ИН
М
Лабораторное
оборудование
Схемы. Таблицы
Закон сохранения и
превращения энергии в
механических и тепловых
процессах
1 ИН
М
Схемы. Таблицы
К/Р № 1: Т е п л о в ы е я в
л е н и я
Агрегатные состояния
вещества. Плавление и
отвердевание
кристаллических тел. График
плавления и отвердевания
1 Ко
нтр
оль
1 ИН
М
Схемы,
таблицы.
Плакаты. графики
Удельная теплота плавления
1 ИН
М
Таблицы, графики,
справочники
расчёт
Знать
удельной
теплоёмкости
твёрдых тел.
Уметь решать
задачи по теме
Знать понятия:
Энергия
топлива,
удельная
теплота
сгорания
Знать
закон
сохранения и
превращения
энергии
в
механических и
тепловых
процессах,
приводить
примеры
Уметь решать
задачи по теме
и
Знать понятия:
агрегатные
состояния
вещества.
Плавление
отвердевание
кристаллических
График
тел.
плавления
и
отвердевания
Знать понятия:
удельная
теплота
плавления
Р/З: Агрегатные состояния
вещества
1 ко
мб
ин
Формулы,
таблицы, плакаты,
пакет заданий
Уметь решать
задачи по теме
К/Р № 2: Нагревание и
плавление кристаллических
тел (20 мин); Р/З
Испарение. Поглощение
энергии при испарении
жидкости и выделение её при
конденсации пара
1 кон
тро
ль
1 ИН
М
по
с
Опыты
испарению
веществ,
заполнением
таблицы
задани
й
с/р с
оборуд
ование
м
Работа
с табл,
справо
чникам
и
Физ
диктан
т
к/р
Работа
с
график
ами
Работа
с табл,
справо
чникам
и
Работа
с
пакето
м
задани
й
к/р
Фронт
провер
ка,
устные
ответы
10
11
12 –
14
15
12 –
15,
повт
16,
17
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
Уметь решать
задачи по теме
Знать понятие
«испарение»,
объяснять
процесс
поглощения
энергии
испарении
жидкости
и
выделения её ри
конденсации
при
1 Кипение. Удельная теплота
1 ко
I I ч е т в е р т ь
Кипение, таблицы
Знать понятие Фронт
18,9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
парообразования и
конденсации
Кипение, парообразование и
конденсация
Влажность воздуха. Способы
определения влажности
воздуха
мб
1 кон
тро
ль
1 ко
мб
таблицы
Термометр.
Психрометр.
Гигрометр,
таблица влажности
Работа газа и пара при
расширении. ДВС
1 Ко
мб
Таблицы.
презентация
Паровая турбина. КПД
теплового двигателя
1 ИН
М
Модель
схема турбины
ДВС,
провер
ка,
устные
ответы
р/з,
тестир
ование
Фронт
провер
ка,
устные
ответы
Фронт
провер
ка,
устные
ответы
Мини
конфер
енция
«кипение».
Объяснять
процесс
парообразования
и конденсации
тесты
Знать понятие
«влажность».
Уметь работать
с психрометром
и гигрометром
Знать
устройство и
принцип
действия ДВС
Знать
устройство и
принцип
действия
паровой
турбины
1 обо
бщ
Формулы, таблицы Разбор и анализ
ключевых задач
р/з
Обобщение: Кипение,
парообразование и
конденсация. Влажность
воздуха. Работа газа и пара
при расширении
К/Р № 3: Изменение
агрегатных состояний
вещества
1 кон
тро
ль
Уметь решать
задачи по теме
к/р
Э л е к т р и ч е с к и е я в л е н и я (2 7 ч)
Электризация тел при
соприкосновении.
Взаимодействие заряженных
тел. Два орда зарядов.
1 ИН
М
по
Опыты
электризации
трением
Электроскоп. Проводники и
диэлектрики
1 ИН
М
Электроскоп и
опыты с ним
Презентация
Опыты
с
электроскопом по
делимости
эл
заряда
Электрическое поле
Делимость эл заряда.
Строение атомов
Объяснение эл явлений
1 ИН
М
1 Ко
мб
1 ИН
М
Опыты
электроскопом,
эбонитовой
палочкой
Уметь объяснять
эл явления и их
свойства
с
и
20
19
21
23,
24
25,
26
27
28
29,
30
31
Знать понятие
«электризация
тел», объяснять
взаимодействие
заряженных тел
Знать принцип
действия
и
назначение
электроскопа.
Уметь находит в
периодической
таблице
проводники и
диэлектрики
Знать понятие
«эл поле». Его
графическое
изображение
Знать
закон
сохранения эл
заряда
тест
Физ
диктан
т
Физ
диктан
т
с/р на
20 мин,
сос
схем
атомов
элемен
тов
Фронт
опрос3
1
3
2
3
3
3
4
3
5
3
6
3
7
3
8
3
9
Эл ток. Источники эл тока.
К/Р № 4: Электризация
тел. Строение атомов
1 Ко
нтр
оль
гильзой
Различные
источники эл тока
Эл цепь и её составные части
1 Ко
мб
Схемы эл цепей
Эл ток в металлах. Действия
эл тока. Направление тока
1 Ко
мб
I I I ч е т в е р т ь
таблицы,
на
Схемы,
опыты
различные
действия эл тока
Сила тока. Единицы силы
тока
1 Ко
мб
Таблицы, графики
Амперметр. Измерение силы
тока. Л/Р № 4: Сборка эл
цепи и измерение силы тока
в её различных участках
Эл напряжение. Единицы
напряжения. Вольтметр.
Измерение напряжения
Эл сопротивление. Единицы
сопротивления. Л/Р № 5:
Измерение напряжения на
различных участках эл цепи
Зависимость силы тока от
напряжения. Закон Ома для
участка цепи
Расчёт сопротивления
проводников. Удельное
сопротивление
1 Ур
ок
пра
кти
ку
м
1 Ко
мб
1 Ур
ок
пра
кти
ку
м
1 Ко
мб
1 Зак
реп
зна
ний
Лабораторное
оборудование
цепи
Вольтметр, сборка
эл
и
измерение
напряжения
Магазин
сопротивлений,
лабораторное
оборудование
Таблицы. графики
Магазин
сопротивлений
Знать:
понятия: эл ток,
источники эл
тока
условия
возникновения
эл тока
Знать понятие
«эл
цепь»,
называть
элементы цепи
его
Знать понятие
«эл ток в
металлах».
Уметь объяснить
действие эл тока
и
его
направление
Знать понятие
«сила
тока»,
обозначение физ
величины,
единицы
измерения
Знать
устройство
амперметра, его
обозначение в эл
цепях,
уметь
работать с ним
Знать понятие
напряжеия,
единицы
измерения,
обозначение физ
величины.
Устройство
вольтметра.
Обозначение его
в цепях, уметь
работать
с
вольтметром
Знать понятие
сопротивления,
обозначение физ
величины,
единицы
измерения,
обозначение его
в цепях
Знать
определение
закона Ома для
участка цепи,
его физии смысл
Уметь
производить
расчёт
сопротивления
проводников,
к/р на
20 мин
32
Физ
диктан
т
Физ
диктан
т
33
34 –
36
тест
37
38
39
41
Оформ
ление
работы.
Состав
ление
цепей
Работа
с
прибор
ами.
Состав
ление
цепей
43
Оформ
ление
работы,
составл
ение
цепей
с/р на
20 мин
42,
44
р/з
454
0
4
1
Реостаты. Л/Р № 6:
Регулирование силы тока
реостатом
Л/Р № 7: Определение
сопротивления проводника
при помощи амперметра и
вольтметра
Лабораторное
оборудование
Лабораторное
оборудование
1 Ур
ок
пра
кти
ку
м
1 Ур
ок
пра
кти
ку
м
4
2
Последовательное
соединение проводников
1 Ко
мб
Схема, формулы,
сборка цепи
4
3
Параллельное соединение
проводников
1 Ко
мб
Схема, формулы,
сборка цепи
4
4
4
5
4
6
4
7
4
8
Закон ома для участка цепи
К/Р № 5: Эл ток.
Соединение проводников
Работа и мощность эл тока
Л/Р № 8: Измерение
мощности и работы тока в
эл лампе
Нагревание проводников эл
током. Закон Джоуля Ленца
Зак
реп
зна
ний
1 Ко
нтр
оль
1 ИН
М
1 Ур
ок
пра
кти
ку
м
1 Ко
мб
Тестовый
материал, пакеты с
заданиями
Таблицы. схемы
Таблицы. схемы
Лабораторное
оборудование
Таблицы. схемы
в
находить
удельное
сопротивление
по таблицам
Знать
устройство и
принцип
действия
реостата,
его
обозначение в
цепях
Уметь измерять
и находить по
показаниям
приборов
значение физ
величин,
входящих
формулу Ома
Уметь
рассчитывать
силу
тока,
напряжение и
сопротивление
при
последовательно
м соединении
проводников
Уметь
рассчитывать
силу
тока,
напряжение и
сопротивление
при
параллельном
соединении
проводников
Уметь решать
задачи
Уметь объяснять
работу эл тока.
Знать формулы
Знать понятия:
мощность,
работа,
обозначение физ
величины,
единицы
измерения
Уметь снимать
показания
приборов
вычислять
работу
мощность
Знать
и
объяснять физ
смысл
закона
Джоуля Ленца
и
и
Оформ
ление
работы
45,
46
Оформ
ление
работы
46,
47
р/з
48
р/з
49
Разбор
ключев
ых
задач
по теме
Мини
к/р
тест
44
50
51
Оформ
ление
работы
тест
53I V ч е т в е р т ь (9 н е д × 2 ч = 18 ч)
Лампа накаливания. Эл
нагревательные приборы
1 ИН
М
Презентация
.доклады
Короткое замыкание.
Предохранители
1 Ко
мб
Презентация,
доклады
4
9
5
0
5
1
5
2
5
3
5
4
5
5
5
6
5
7
5
8
5
9
Обобщение: Электрические
явления
К/Р № 6: Электрические
явления
1 Об
об
щ
1 Ко
нтр
оль
Маг поле. Маг поле прямого
тока. Маг линии.
1 Ко
мб
Маг поле катушки с током.
Электромагниты. Л/Р № 9:
Сборка электромагнита и
испытание его действия
Применение электромагнитов
Постоянные магниты. Маг
поле постоянных магнитов.
Маг поле Земли.
Действие маг поля на
проводник с током.
Электродвигатель.
Л/Р № 10: Изучение эл
двигателя постоянного
тока (на модели)
Устройство
электроизмерительных
приборов. К/Р № 7:
Электромагнитные явления
1 Ур
ок
пра
кти
ку
м
1 Ко
мб
1 Ко
мб
1 ко
мб
1 Ур
ок
пра
кти
ку
м
1 Ко
нтр
оль
эл
Знать
устройство и
объяснять
работу
приборов
Знать принцип
нагревания
проводников эл
током.
Знать понятия
темы.
Уметь
решать задачи
Уметь решать
задачи по теме
Знать понятие
«маг поле» и его
физ
смысл.
Объяснять
графическое
изображение маг
поля прямого
тока
при
помощи
маг
силовых линий
Приобретение
навыков
работе
оборудованием
при
с
Знать
устройство и
применение
электромагнитов
Знать понятие
маг поля. Уметь
объяснять
наличие
маг
поля Земли и его
влияние
на
живое
Знать
устройство эл
двигателя.
Уметь объяснить
маг
действие
поля
на
проводник
с
током
Объяснять
устройство
двигателя
постоянного
тока на модели
Фронт
опрос
54
тест
55
Тр/з
к/р
37 –
55,
повт
Фронт
опрос
56,
57
58
Оформ
ление
работы
Фронт
опрос
Физ
диктан
т
58
59,
60
61
Мини
экспер
имент
Оформ
ление
работы,
вывод
Мини
к/р
Формулы,
таблицы, схемы
Эрстеда,
Опыт
графическое
изображение маг
поля,
опыты с
магнитами
и
опилками
Лабораторное
оборудование
Презентация,
доклады
Опыты
магнитами,
презентация
с
по
Опыт
взаимодействию
маг
проводник
током, схемы
поля на
с
Лабораторное
оборудование
Схемы устройства
эл измерительных
приборов
Знать
устройство
электро
измерительных
приборов. УметьС в е т о в ы е я в л е н и я (9 ч)
объяснить их
работу
Источники света.
Распространение света
1 ИН
М
Презентация,
схемы, опыты со
световым пучком,
образование тени,
полутени
6
0
6
1
6
2
6
3
6
4
6
5
6
6
6
7
6
8
6
9
7
0
Отражение света. Законы
отражения света
Плоское зеркало
Преломление света
Линзы. Оптическая сила
линзы
Изображения, даваемые
линзой
Л/Р № 11: Получение
изображения при помощи
линзы
Р/З: Линзы
К/Р № 8: Световые явления
Резерв
Резерв
1 ИН
М
1 ИН
М
1 ИН
М
1 ИН
М
1 ИН
М
1 Ур
ок
пра
кти
ку
м
1 Зак
реп
зна
ний
1 кон
тро
ль
1 По
вто
р
1 По
вто
р
Знать понятия:
источники света.
Уметь объяснять
прямолинейное
распространение
света
Знать
законы
отражения света
Знать понятие
«плоское
зеркало»
законы
Знать
преломления
света
Знать, что такое
линзы,
давать
определения и
изображать их
Уметь строить
изображения,
даваемые линзой
при
с
Приобретение
навыков
работе
оборудованием,
построение
изображений
Уметь решать
задачи по теме
62
63
64
65
66
67
60,
61
повт
Физ
диктан
т
тест
Постро
ение
изобра
жений
в
зеркале
Работа
со
схемам
и
тест
Постро
ение
изобра
жений
Оформ
ление
работы
Тест,
задачи
по
Опыт
отражению света
Получение
изображения
в
плоском зеркале и
описание
его
свойств
по
Опыты
преломлению
света
Различные виды
линз, опыты по
получению
изображений и ход
лучей в линзах.
Схемы построения
изображений,
даваемых линзой
Лабораторное
оборудование
Пакеты заданий
Уметь решать
задачи по теме
к/р