Данная программа составлена для обучающихся общеобразовательного класса.Основной формой проведения является урок.Рассматриваются механические,тепловые,электромагнитные,квантовые явления,величины характеризующие эти явления,законы которым они подчиняются. Формируется представление о физической картине мира.В программе предусмотрены учебно- тематический план. календарно- тематический план,лабораторные работы, контрольные работы, интернет - ресуры, литература.Рабочая программа по физике 9 класс.
Программафизика9класс.doc
СУКМАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ШПИКУЛОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Согласована
на заседании МС
МБОУ Шпикуловской СОШ
Протокол № _1_
от « 30 » _мая__ 2016 года
Принята
решением педагогического совета
Протокол № 1 от «30» августа 2016г.
Утверждена приказом МБОУ
Шпикуловской СОШ
от « » августа 2016 года №_344_
Директор
__________________/ Г.С. Чернышова/
подпись
печать
Рабочая программа
предмета ФИЗИКА
предмет
для 9 классов
(реализующая федеральный государственный образовательный стандарт
начального (основного) общего образования.
срок реализации _1__ года/лет
Составитель:
учитель физики и математики
Сукмановского филиала
МБОУ Шпикуловской СОШ
Ильина Мария Васильевна с.Сукмановка, 2016 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Физика» разработана в соответствии с
нормативноправовой базой:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г.№273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.03.2004 № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного
плана и примерных учебных планов для общеобразовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования";
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством Образования и науки Российской Федерации к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях, на 20162017 учебный год:
Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
31 марта 2014г. № 253. «Об утверждении федеральных перечней
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и
имеющих государственную аккредитацию»;
4. Примерная программа основного общего (начального общего, среднего
полного общего(теперь называется стандарт)) образования по предмету
(физике)
5. Программы общеобразовательных учреждений. Положение о структуре,
порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ
Шпикуловской СОШ;
6. Образовательная программа МБОУ Шпикуловской СОШ;
7. Учебный план Сукмановского филиала МБОУ Шпикуловской СОШ на
20162017 учебный год.
8. Учебник физики 9класс.Автор А.В. Перышкин М. Дрофа 2013г.
Количество учебных часов: 2 часа в неделю (66 часов ),
Специфика программы: данная программа составлена для обучающихся
общеобразовательного класса. Основной формой проведения занятий
является урок:
урок овладения новыми знаниями, комбинированный
контрольная работа
практическая работа
зачёт
Формы организации образовательного процесса:
групповые, индивидуально групповые, фронтальные, практикумы
Виды и формы контроля:
устный опрос (индивидуальный и фронтальный)
тест
самостоятельная работа, контрольная работа, лабораторная работа
итоговый, текущий, тематический контроль.
Технологии обучения:
проблемное, информативное, модульное, практикоориентированное,
личностноориентированное, системное, развивающее, дифференцированное
обучение, творческий подход,
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых
явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они
подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой
основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать
и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные
приборы для изучения физических явлений; представлять результаты
наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой
основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для
объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов
действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении
физических задач и выполнении экспериментальных исследований с
использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы
использование полученных знаний и умений для решения практических
задач повседневной жизни
Задачи:
приобретение знаний о строении вещества и основных механических
явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления, основных
законах, их применение в технике и повседневной жизни, методах научного
познания природы;
овладение способами деятельности по применению полученных знаний для
объяснения физических явлений и процессов, принципов действия технических устройств; решения задач, а также по применению
естественнонаучных методов познания, в том числе в экспериментальной
деятельности
освоение предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной,
личностного саморазвития, ценностноориентационной
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных,
проверочных работ, физических диктантов (по1015 минут). Итоговая
аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
На основании требований Государственного образовательного стандарта
2004 г. в содержании календарнотематического планирования предусмотрено
формирование у школьников умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного
общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных
естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента,
моделирования;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия,
доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и
экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационнокоммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности
понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение
предвидеть всевозможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование,
определение оптимального соотношения цели и средств.
Планируемые результаты
должен:
знать/понимать
смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное
ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения
импульса и механической энергии; уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное
движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную
индукцию, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для
измерения физических величин: естественного радиационного фона;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять
на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного
маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы
груза и от жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной
системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о
механических, электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного
содержания с использованием различных источников (учебных текстов,
справочных и научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных,
ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах
(словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и
структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для рационального использования, обеспечения
безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки
безопасности радиационного фона.
СОДЕРЖАНИЕ
. Материальная точка.
I . Законы взаимодействия и движения тел
Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета. Определение
координаты движущего тела. Графики зависимости кинематических величин
от времени. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость
равноускоренного движения. Перемещение при равноускоренном движении.
Определение координаты движущего тела. Графики зависимости
кинематических величин от времени. Ускорение. Относительность
механического движения. Инерциальная система отсчета.
Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Свободное падение Закон Всемирного тяготения. Криволинейное движение
Движение по окружности. Искусственные спутники Земли. Ракеты. Импульс.
Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Движение тела
брошенного вертикально вверх. Движение тела брошенного под углом к горизонту. Движение тела брошенного горизонтально. Ускорение свободного
падения на Земле и других планетах.
Уметь определять координаты (пройденного пути, траектории, скорости)
материальной точки в заданной системе отсчета ,строить график скорости
Знать/понимать
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение ,импульс тела,
импульс силы. Уметь решать простейшие задачи на применение закона
сохранения импульса
Ф р о н т а л ь н а я л а б о р а т о р н а я р а б о т а
«Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»
II . Механические колебания и волны. Звук. Механические колебания.
Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы.
Маятник. Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.
Вынужденные колебания.
Механические волны. Длина волны. Продольные и поперечные волны.
Скорость распространения волны. Звук. Высота и тембр звука. Громкость
звука. Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо.
Резонанс.
Знать/понимать
физический смысл основных характеристик колебательного движения,
«волна», «длина волны», «скорость волны»
Уметь описывать и объяснять зависимость периода колебаний от параметров
системы, совершающей колебания, применять полученные знания при
решении задач.
Ф р о н т а л ь н а я л а б о р а т о р н а я р а б о т а »
№2 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от
массы груза и жесткости пружины»
№3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний
нитяного маятника от длины нити»
III
Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Взаимодействие проводников с
током. Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое
изображение магнитного поля. Направление тока и направление его
магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на
электрический ток. Правило левой руки. Магнитный поток.
Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции.
Получение переменного электрического тока. Электромагнитное поле.
. Электромагнитное поле. γ
α β
, и излучение. Опыты по рассеиванию альфачастиц.
Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического и
магнитного полей. Электромагнитные волны. Скорость распространения
электромагнитных волн. Электродвигатель. Электрогенератор. Свет –
электромагнитная волна.
Знать/понимать
понятие «индукция магнитного поля», линии вектора магнитной индукции.
единицы магнитной индукции, магнитный поток, смысл физического понятия
«свет».
Уметь;
описывать и объяснять полезные и вредные воздействия излучений на живые
организмы, уметь приводить примеры практического применения
электромагнитных излучений, знать способы защиты от вредных излучений,
применять полученные знания при решении задач,
Ф р о н т а л ь н а я л а б о р а т о р н а я р а б о т а
«Изучение явление электромагнитной индукции»
IV
. Строение атома и атомного ядра.
Использование энергии атомных ядер
Радиоактивность.
Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протоннонейтронная модель
ядра. Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные
превращения. Экспериментальные методы. Заряд ядра. Массовое число ядра.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового
числа при ядерных реакциях. Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы.
Энергия связи частиц в ядре. Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии
при делении и синтезе ядер. Использование ядерной энергии. Дозиметрия.
Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую
энергию. Атомная энергетика. Термоядерные реакции. Биологическое
действие радиации.
Знать/понимать
смысл понятий: «быстрые и медленные нейтроны», «управляемые и
неуправляемые ядерные реакции», «обогащенный уран»
Уметь
вычислять энергию связи атомных ядер связи, решать задачи по теме
«Строение атомного ядра. Энергия связи. Радиоактивные превращения
атомных ядер», приводить примеры практического применения ядерных
реакторов составлять уравнения ядерных реакций.
Ф р о н т а л ь н а я л а б о р а т о р н а я р а б о т а
«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
Резерв 3ч.
Учебнотематический план Тема
Законы взаимодействия и движения тел
Механические колебания и волны. Звук.
Электромагнитное поле
Строение атома и атомного ядра
Всего
Резерв .Повторение
Итого
Количество
часов
17
19
18
11
65
1
66
Учебнометодическая литература
№
п\п
Авторы,
составители
Название учебного
издания
Годы
издания Издательство
А.В. Перышкин
Физика9кл
2012
М. Дрофа
1.
2.
В.И. Лукашик
3. Марон А.Е., Марон
Е.А.
4.
Е.М.Гутник
Э.И.Доронина
Е.В.Шаронина
5.
А.В. Перышкин
9 класс:
Сборник задач по
физике79кл.
Физика.
Дидактические
материалы
Примерное поурочное
планирование
к
учебнику «Физика9»
А.В. Перышкина и
Е.М. Гутник
Сборник задач по
физике
2012
М.Просвещение
2010
М. Дрофа
2012
М. Дрофа
2010
М. Экзамен
Интернетресурсы:
1.
2.
3.
4.
"Российское образование" Федеральный портал
ресурсы портала для общего образования
"Российский общеобразовательный портал"
"Портал информационной поддержки Единого Государственного
экзамена"
"Федеральный Интернетэкзамен в сфере профессионального
образования"
"Союз образовательных сайтов"
5.
6. 7. ФИПИ федеральный институт педагогических измерений
8.
9.
"Федеральное агентство по образованию РФ".
http://nic.ru/
Дополнительная литература:
1.Сборник задач по физике 79кл. к учебникам Перышкина А.В_2010
192с
2.Сборник задач по физике. 79 кл_Лукашик В.И. , Иванова Е.В_2011
240с
3.Физика. Все законы и формулы в таблицах. 711 классы_Моркотун
В.Л_2007 160с
4.Физика. Весь школьный курс в таблицах_Тульев В.В_2010 240с
5.Лабораторные работы по физике с вопросами и заданиями. Тарасов
О.М_2011 96с
6.Физика ГИА 2012
7.Контрольные и самост. работы по физике. 9кл. К учебн. Перышкина
А.В., Гутник_Громцева О.И_2010 160с
Календарнотематическое планирование
№
урока
Наименование раздела и тем
Часы
учебного
времени
Дата
план.
Дата
(факт.)
Контроль
Законы движения и взаимодействия тел 17 часов
1
2
3
4
5
6
Вводный инструктаж по ТБ в
кабинете физики.
Материальная точка. Система
отсчета
Перемещение
Определение координаты
движущегося тела.
Перемещение при
прямолинейном равномерном
движении
Прямолинейное
равноускоренное движение.
Ускорение. Проверочная
работа по теме «Механическое
движение»
Скорость прямолинейного
равноускоренного движения.
График скорости
Лабораторная работа
«Измерение ускорения тела
при равноускоренном
движении»
1
1
1
1
1
1
Текущий 7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Решение задач. Механическое
движение
Решение задач по теме
«Основы кинематики» Тест по
теме «Основы кинематики»
Относительность движения.
Инерциальные системы
отсчета.
Первый закон Ньютона. Второй
закон Ньютона. Третий закон
Ньютона
Самостоятельная работа по
теме «Законы Ньютона»
Свободное падение тел
Лабораторная работа
«Измерение ускорения»
Закон всемирного тяготения.
Ускорение свободного падения
на Земле и других небесных
тел. Движение тела,
брошенного вертикально вверх.
Невесомость.
Прямолинейное и
криволинейное движение.
Движение тела по окружности
с постоянной по модулю
скоростью.
Импульс тела. Закон
сохранения импульса
Контрольная работа «Основы
кинематики и динамики»
Анализ контрольной работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Механические колебания и волны. Звук 19 часов
Решение задач по теме
«Основы динамики»
Закон сохранения
механической энергии.
Решение задач
Колебательное движение.
Колебательные системы.
Величины, характеризующие
колебательное движение.
Математический маятник.
1
1
1
1
Тест с выбором
ответа
Контрольная
работа по
вариантам
Тест с выбором
ответа 22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Лабораторная работа
«Исследование зависимости
периода колебаний пружинного
маятника от массы груза и
жесткости пружины»
Математический маятник.
Лабораторная работа
«Исследование зависимости
периода и частоты свободных
колебаний нитяного маятника
от длины нити»
Решение задач.
Математический маятник
Превращения энергии при
колебательном движении.
Затухающие и вынужденные
колебания
Тестирование. Решение задач
Механические волны.
Продольные и поперечные
волны
Длина и скорость
распространения волны
Решение задач. Волны
Контрольная работа
«Механические колебания»
Анализ контрольной работы
Решение задач
Инструкция по технике
безопасности. Повторение.
Основы динамики
Источники звука. Звуковые
колебания. Проверочная
работа по теме «Механические
волны»
Распространение звука.
Скорость звука
Отражение звука. Решение
задач по теме «Механические
колебания и звук»
Обобщение по теме
«Механические колебания и
звук». Тестирование.
37
Магнитное поле. Однородное и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Текущий
Контрольная
работа по
вариантам
Текущий
Тест с выбором
ответа неоднородное магнитное поле
Направление тока и
направление линий его
магнитного поля.
Обнаружение магнитного поля
по его действию на
электрический ток.
Индукция магнитного поля.
Магнитный поток
Явление электромагнитной
индукции. Правило Ленца
Самостоятельная работа по
теме «Магнитное поле»
Явление самоиндукции.
Лабораторная работа №4
«Изучение явления
электромагнитной индукции»
Получение и передача
переменного электрического
тока. Трансформатор
Проверочная работа
«Электромагнитная индукция.
Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны.
Конденсатор.
Колебательный контур.
Получение электромагнитных
колебаний
Принципы радиосвязи и
телевидения
Электромагнитная природа
света. «Электромагнитные
волны»
Дисперсия света. Решение
задач по теме
«Электромагнитные явления»
Контрольная работа
«Электромагнитные явления»
Анализ контрольной работы.
Решение задач по теме
«Электромагнитные явления»
Повторение. Магнитное поле
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Текущий
Текущий
Тест с выбором
ответа
Текущий
Текущий
Контрольная
работа по
вариантам 53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
Решение задач.
Электромагнитное поле
Повторение. Решение задач.
Тестирование
Испускание и поглощение
света атомами. Линейчатые
спектры. Лабораторная работа
«Наблюдение сплошного и
линейчатого спектров»
Радиоактивность как
свидетельство сложного
строения атомов
Модели атомов. Опыт
Резерфорда. Радиоактивные
превращения атомных ядер
Экспериментальные методы
исследования частиц.
Открытие протона и нейтрона.
Состав атомного ядра
Ядерные силы. Энергия связи.
Дефект масс.
Деление ядер урана. Цепная
реакция.
Ядерный реактор. Атомная
энергетика
Проверочная работа
Лабораторная работа
«Изучение треков заряженных
частиц по фотографиям»
Биологическое действие
радиации. Закон
радиоактивного распада.
Самостоятельная работа
Термоядерная реакция.
Решение задач по теме
«Ядерная физика»
Контрольная работа по теме
«Ядерная физика»
65
Анализ контрольной работы.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Текущий
Тест с выбором
ответа
Тест с выбором
ответа
Контрольная
работа по
вариантам Повторение
Итоговое повторение 1 час
66
Повторение материала по теме
«Основы кинематики и
динамики»
«Механические колебания и
волны»
1
Рабочая программа по физике (9 класс)
Рабочая программа по физике (9 класс)
Рабочая программа по физике (9 класс)
Рабочая программа по физике (9 класс)
Рабочая программа по физике (9 класс)
Рабочая программа по физике (9 класс)
Рабочая программа по физике (9 класс)
Рабочая программа по физике (9 класс)
Рабочая программа по физике (9 класс)
Рабочая программа по физике (9 класс)
Рабочая программа по физике (9 класс)
Рабочая программа по физике (9 класс)
Рабочая программа по физике (9 класс)
Рабочая программа по физике (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.