Данный материал представлен в формате Word. Это рабочая программа по соответствующему курсу, указанному в теме материала, а также классу и ступени образования. Рабочая программа написана с учётом основных требований к учебному процессу по указанному предмету. Она предполагает использование определённого учебника, что отражено в программе. Программа содержит все основные разделы, с подробным описанием методических частей, входящих в неё. Материал полностью готов к распечатке
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Лосевская средняя общеобразовательная школа № 1
Рассмотрено:
на заседании ОМО учителей
математики и физики
Протокол № __ от «__» ________ 20__г
Руководитель ОМО _________________
Согласовано:
На МС, руководитель
_____ ________________
«___» _________ 20__г
Утверждаю:
Директор школы:
_____ _________________
«___» ____________ 20__г
ОМО учителей математики и физики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
2 ступень обучения, 9 класс
Срок реализации программы: 20__ – 20__ учебный год
Составлена на основе Примерной программы основного общего образования:
«Физика» 7 9 классы и государственного образовательного стандарта
Программу составил учитель физики Запорожцева Ольга Ивановна, первая
квалификационная категория
с. Лосево
20__ г
1Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего
образования: «Физика» 7 – 9 классы, авторской программыЕ. М. Гутника, А. В.
Пёрышкина «Физика» 7 – 9 классы и государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю).
Разработана Запорожцевой О. И.. – учитель физики МКОУ Лосевская «СОШ №1»
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение
предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с
учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и
практических занятий.
При преподавании используются:
∙ Классно урочная система
∙ Лабораторные и практические занятия.
∙ Решение экспериментальных задач.
Цели изучения курса – выработка компетенций:
общеобразовательных:
умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
умения использовать элементы причинноследственного и структурно
функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта,
развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для
обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде,
выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметноориентированных:
понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния
науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу
общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и
способы охраны природы;
развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе
самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников
информации, в том числе компьютерных;
воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного
общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.;
овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных
физических явлений;
применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ
и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.
2Программа направлена на реализацию
личностноориентированного,
освоение учащимися
деятельностного,
интеллектуальной и практической деятельности.
проблемнопоискового подходов;
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного
предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она
раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует
формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования
основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных
интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не
передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего
мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их
разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается
проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении
специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в
том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать
объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической
географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется
на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения:
механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления.
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства
с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной
жизни.
Ц е л и изучения физики.
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых
явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются;
методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о
физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и
обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для
изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с
помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и
процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения
физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических
задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных
технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к
элементу общечеловеческой культуры;
3 применение полученных знаний и умений для решения практических задач
своей жизни, рационального
повседневной жизни, для обеспечения безопасности
природопользования и охраны окружающей среды.
Модификация: Л/Р разработаны учителем физики согласно стандарту проведения
л/р в данном классе примерной программы и учебника, соответствуют количеству л/р для
данной ступени.
4Содержание образования
(68 часов, 2 часа в неделю)
Законы движения и взаимодействия тел (27 ч)
Механическое движение.
Относительность движения. Система отсчета.
Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного
прямолинейного движения.
Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное
движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.
Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.
Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Сила.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес
тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Демонстрации:
Равномерное прямолинейное движение.
Относительность движения.
Равноускоренное движение.
Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Направление скорости при равномерном движении по окружности.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона.
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Лабораторные работы и опыты:
Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.
Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.
Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
Механические колебания и волны. Звук (12 ч)
Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период
колебаний математического и пружинного маятников.
Механические волны. Длина волны. Звук.
Демонстрации:
Механические колебания.
Механические волны.
Звуковые колебания.
Условия распространения звука.
Лабораторные работы и опыты:
Определение ускорения свободного падения при помощи маятника
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного
маятника от длины нити
Электромагнитное поле (14 ч)
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное
поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила
Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Электрогенератор.
5Переменный ток.
Электромагнитные колебания.
волн.
Скорость распространения электромагнитных
Свет – электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных
излучений на живые организмы.
Демонстрации:
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Устройство электродвигателя.
Электромагнитная индукция.
Устройство генератора постоянного тока.
Устройство генератора переменного тока.
Электромагнитные колебания.
Свойства электромагнитных волн.
Лабораторные работы и опыты:
Изучение явления электромагнитной индукции.
Квантовые явления (15 ч)
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра. Зарядовое и
массовое числа.
Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа, бета и
гаммаизлучения. Методы регистрации ядерных излучений.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Дозиметрия. Влияние радиоактивных
Экологические проблемы работы атомных
излучений на живые организмы.
электростанций.
Демонстрации:
Модель опыта Резерфорда.
Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.
Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Лабораторные работы и опыты:
Изучение треков заряженных частиц по фотографии
6Учебнотематический план
2 часа в неделю, всего 68 ч.,
в том числе резерв 1 ч
Количество: К/Р: 4 Л/Р: 6 тест: 1
Сроки
(примерн)
Тема
Колво
часов
Колво
л/р
Колво
к/р
Законы взаимодействия и движения тел
Механические колебания и волны. Звук.
Электромагнитное поле
Строение атома и атомного ядра
Резерв
Всего
№ Название темы
27
12
13
15
1
68
1
2
1
2
6
2
1
1
0, тест
5
Учебно – тематический план
Кол
во
часов
Кол
во
л/р
Кол
во
к/р
дата
прим факт
1 четверть (9 нед*2ч=18ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Механическое движение
Траектория, путь и перемещение
Прямолинейное равномерное движение
Графическое представление движения
Прямолинейное равноускоренное движение
Перемещение при прямолинейном равноускоренном
движении
Р/З: Прямолинейное равноускоренное движение
Р/З: Прямолинейное равноускоренное движение
Относительность механического движения
Л/Р № 1: Исследование равноускоренного движения без
начальной скорости
К/Р № 1: Прямолинейное равномерное и
равноускоренное движение
Первый закон Ньютона
Второй закон Ньютона
Третий закон Ньютона
Р/З: Законы Ньютона
Свободное падение.
вертикально вверх
Р/З: Свободное падение
Закон всемирного тяготения
Движение тела,
брошенного
2 четверть (7 нед*2ч=14ч)
Сила тяжести и ускорение свободного падения
Равномерное движение по окружности
Р/З: Движение по окружности
Движение искусственных спутников
Импульс. Закон сохранения импульса.
Р/З: Закон сохранения импульса
Реактивное движение
Обобщение: Механическое движение
К/Р № 2: Законы динамики
Колебания
Характеристики колебательного движения
Л/Р № 2: Определение ускорения свободного падения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
731
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
1
3 четверть (10 нед*2ч=20ч)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Распространение колебаний в упругой среде. Волны
Волны в среде
Звуковые волны
Высота и тембр звука. Громкость
Распространение звука. Скорость звука
Отражение звука. Эхо.
К/Р № 3: Механические колебания и волны.
Магнитное поле
Действие магнитного поля на проводник с током
Индукция магнитного поля
Р/З: Магнитное поле
Явление эл/маг индукции. Л/Р № 4: Изучение явления
эл/маг индукции
Самоиндукция
Получение переменного эл тока. Эл/маг поле
Эл/маг колебания
Электромагнитная природа света
Электромагнитная природа света
Электромагнитная природа света
Р/З: Эл/маг поле
К/Р № 4: Электромагнитное поле
4 четверть (8 нед*2ч=16ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения
атома. Опыта Резерфорда
Радиоактивные превращения атомных ядер
Р/З: Радиоактивные превращения
Экспериментальные методы регистрации элементарных
частиц
Л/Р № 5: Изучение треков заряженных частиц по
фотографии
Открытие протона и нейтрона
Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс
Энергия связи. Дефект масс
Р/З: Энергия связи. Дефект масс
Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции
Ядерный реактор. Атомная энергетика
Л/Р № 6: Изучение деления ядра атома урана по
фотографии
Термоядерные реакции
Биологическое действие радиоактивных излучений
ТЕСТ: Строение атома и атомного ядра
Резерв
Л/Р № 3: Исследование зависимости периода и частоты
свободных колебаний нитяного маятника от его длины
Превращения энергии при колебаниях. Резонанс.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8График контрольных и лабораторных работ
Законы движения и взаимодействия тел
к/р
л/р
прим.
сроки
№ 1: Исследование равноускоренного
движения без начальной скорости
№ 1: Равномерное и равноускоренное
движение
№ 2: Законы динамики
л/р
Механические колебания и волны. Звук
к/р
прим.
сроки
№ 2:
Определение ускорения
свободного падения при помощи
маятника
№ 3: Исследование зависимости
частоты и периода свободных
колебаний нитяного маятника от его
длины
№ 3: Механические колебания и волны.
Звук
прим.
сроки
прим.
сроки
л/р
Электромагнитное поле
прим.
сроки
к/р
прим.
сроки
№
электромагнитной индукции
Изучение
4:
явления
№ 4: Электромагнитное поле
л/р
Строение атома и атомного ядра
к/р
прим.
сроки
прим.
сроки
частиц
Изучение
треков
по
№ 5:
заряженных
фотографиям
№ 6: Изучение деления ядра
атома урана по фотографии
треков
№ 5: Строение атома и атомного
ядра
Тест: Строение атома и атомного
ядра
910Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса (базовый уровень):
В результате изучения физики ученик 9 класса должен:
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, механическое
движение, относительность движения, свободное падение, электрическое поле,
магнитное поле, волна, атом, атомное ядро.
смысл величин: путь, скорость, ускорение, импульс, кинетическая энергия,
потенциальная энергия.
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, и
механической энергии.
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,
равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие
магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, радиоактивные
превращения атомных ядер
использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин:
расстояния, промежутка времени.
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на это
основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний от длины нити
маятника.
выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
приводить примеры практического использования физических знаний о механических,
электромагнитных и квантовых представлений
решать задачи на применение изученных законов
использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.
Владеть
коммуникативной, личного самосовершенствования.
компетенциями:
ценностносмысловой,
учебнопознавательной,
11Критерии оценивания
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание
физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а
так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения:
правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану,
сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации
при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее
изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении
других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на
оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения
знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и
материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку
или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой
помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность
рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в
усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов
программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач
с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих
преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух
недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 23 негрубых
ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 45 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в
соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем
необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из
поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и
недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более
одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной
грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной
негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для
оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и
рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и
режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает
требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все
12записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ
погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два
три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем
выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы:
если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем
выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты,
измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил
безопасности груда.
13Список литературы
Учебно – методическая литература для учителя и учащихся:
1.Пёрышкин А. В., Гутник Е. М. Физика 9 класс: Учебник для общеобразовательных
учреждений. М,: Дрофа 2010
2.Сборник задач по физике 7 – 9 класс. / Составитель В. И. Лукашик. – М,: Просвещение
2010
3. Сборник задач по физике 7 – 9 класс. / Составитель А. В. Пёрышкин, Н. В. Филонович. –
М.: Экзамен 2004
Методические пособия
1.Поурочные разработки по физике 9 класс В. А. Волков, М.: Вако, 2007
2.Для информационнокомпьютерной поддержки учебного процесса предполагается
использование следующих программнопедагогических средств, реализуемых с помощью
компьютера:
1С:
CDROM.
демонстрационные и тестирующие программы.
Компьютерные обучающие,
Репетитор.
Физика 1.5.
Открытая физика. Часть 1 и 2. CDROM. Компьютерные обучающие,
демонстрационные и тестирующие программы. CDROM. Компьютерные
обучающие, демонстрационные и тестирующие программы.
Учебнометодический комплекс
Авторы, составители Название учебного издания
А.В. Перышкин
В.И. Лукашик
Л.А.Кирик
Е. М Гутник Э. И.
Доронина Е.В.
Шаронина
А.В. Перышкин
А. В. Чеботарёва
Е. А. Марон
Физика9кл
Сборник задач по физике79кл.
Самостоятельные и контрольные
работы9 класс
Примерное поурочное
планирование к учебнику
«Физика9» А.В. Перышкина и
Е.М. Гутник
Сборник задач по физике
Тесты по физике
Опорные конспекты и
разноуровневые задания
Физика в формулах и схемах
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Годы
издания
Издательство
2010
2010
2010
М. Дрофа
М.Просвещение
М. Илекса
2010
М. Дрофа
2010
2010
2013
2013
М. Экзамен
М. Дрофа
СПетербург,
Виктория плюс
СПетербург,
Виктория плюс
Данный учебнометодический комплекс реализует задачу концентрического принципа
построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного
представления о физической картине мира.
1415№
Тема
Часы
Тип
урока
Элементы содержания
Средства обучения,
демонстрации
Требования к уровню подготовки
Вид
контроля,
измерители
Д/З
да
та
I ч е т в е р т ь (9 нед*2ч = 18 ч)
Раздел I. З а к о н ы д в и ж е н и я и в з а и м о д е й с т в и я т е л (27 ч)
Тема 1. П р я м о л и н е й н о е р а в н о м е р н о е д в и ж е н и е (4 ч)
1 Механическое
движение
2
3
4
5
6
7
8
9
Траектории, путь и
перемещение
Прямолинейное
равномерное
движение
Графическое
представление
движения
Прямолинейное
равноускоренное
движение
Перемещение при
прямолинейном
равноускоренном
движении
Прямолинейное
равноускоренное
движение
Прямолинейное
равноускоренное
движение
Относительность
механического
движения
10 Л/Р№1:
Исследование
равноускоренного
движения без
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Комб
Комб
Комб
Комб
ИНМ Материальная
Система
Перемещение
точка.
отсчёта.
Определение координаты
движущегося тела
Демонстрация различных
видов мех движения;
равномерное
прямолинейное движение
Схемы, таблицы по теме
Перемещение
прямолинейном
равномерном движении
Построение графиков
при
Графики движения
Графики движения
Знать понятия: механическое движение,
система отсчёта,
материальная точка,
перемещение
Уметь привести примеры мех движения
Знать понятия:
Перемещение.
Уметь объяснить их физический смысл
Знать понятия: прямолинейное равномерное
движение
Уметь описать и объяснить
Уметь строить графики Х(t), V(t)
траектория,
путь.
Тема 2. П р я м о л и н е й н о е р а в н о у с к о р е н н о е д в и ж е н и е (7 ч)
мгновенная скорость,
Перемещение и скорость
Равноускоренное
движение
(скатывание
тележки с наклонной
плоскости)
Таблицы по теме
Знать понятия:
ускорение, равноускоренное движение
Уметь описать, объяснить
понятия:
Знать
равноускоренном движении
перемещение при
Комб
Перемещение
Физ
диктант,
Упр
Физ
диктант,
Упр
С/Р, Упр
С/Р, Упр
Чтение
графиков,
Упр
С/Р
С/Р
С/Р
1 2
2 3
4
4
5 6
7 8
6 – 8
6 – 8
Комб
Прямолин равноус движ
Таблицы по теме
Уметь решать графические задачи
Закр
знан
Прямолин равноус движ
Таблицы по теме
Применяют изученные законы к решению
комбинир задач
Комб
Относительность движения
Относительность
движения DVD
Понимать и объяснять относительность
перемещения и скорости
Работа с
учебником
9, упр
Практ
икум
Исследование
равноускоренного движения
без начальной скорости
Разбор
работы
выполнения
Приобретение навыков при работе с
оборудованием (секундомер, измерительная
лента)
Умение работать по плану
Оформлени
е работы,
вывод
Подгот
к к/р
16начальной
скорости
11 К/Р№1:
Прямолинейное
равномерное и
равноускоренное
движения
1
контр
оль
Прямолинейное
равномерное
равноускоренное движение
и
Уметь решать задачи по теме
закон
1
ИНМ Первый закон Ньютона
Тема 3. З а к о н ы д и н а м и к и (16)
Таблицы по теме. Явление
инерции.
Знать содержание первого закона, понятие
инерциальной системы отсчёта
ИНМ Второй закон Ньютона
Комб
Третий закон Ньютона
Три закона Ньютона
Таблицы по теме. Второй
закон Ньютона
Взаимодействие двух тел.
Третий закон Ньютона
Таблицы по теме
Знать содержание второго закона, формулу,
Единицы измерения физ величин в СИ
Написать формулу и объяснить
Знать содержание третьего закона
Написать формулу и объяснит
Знать границы применимости законов
Ньютона, приводить примеры
Ускорение
падения
свободного
Свободное падении тел в
трубке Ньютона
Объясняют свободное падение (физич
смысл)
К/Р: чтение
графиков,
определени
е искомой
величины
Форнт
опрос,
тестировани
е
Фронт
опрос, тест,
задачи
Фронт
опрос
Решен
качеств
задач
Работа с
книгой, С/Р
10
11
12
1012
1314
1314
12 Первый
Ньютона
13 Второй
Ньютона
закон
14 Третий
закон
Ньютона
Законы Ньютона
15
16 Свободное
падение. Движение
тела, брошенного
вертикально вверх
Свободное
17 Р/З:
падение
18
Закон всемирного
тяготения
1
1
1
1
1
1
Закр
знан
Комб
Закр
знан
Комб
падение.
Свободное
Движение тела, брошенного
вертикально вверх
Гравитационная постоянная
Сборники задач тесты
карточки
Уметь решать задачи на расчёт скорости и
высоты при свободном падении
С/Р
Таблицы по теме
Знать
взаимодействие, гравитац постоянная.
Написать формулу и объяснить
I I ч е т в е р т ь (7 нед* 2ч = 14 ч)
понятия:
гравитационное
С/Р, Упр
15
19 Сила тяжести и
1
Комб
ускорение
свободного
падения
20 Равномерное
движение
окружности
по
1
Комб
Ускорение своб падения и
сила тяжести на Земле и др
небесных телах
Планеты
системы
Центростремительное
ускорение
Солнечной
Таблицы по теме, явление
тяготения. Невесомость
Знать зависимость ускор своб падения от
широты и высоты над Землёй
Знать зависимость силы тяжести от ускор
своб падения
С/Р
книгой,
фронт
опрос
с
1617
Направление скорости
при
равномерном
движении по окружности
определение криволинейного
Знать:
природу,
движения, приводить примеры
физ величину, единицу измер периода,
частоты и скорости
Работа с
книгой, Упр
1819
21 Р/З: Движение по
1
Закр
Равномерное движение по Сборники задач тесты Уметь применять знания при решении Качественн
1819
17знан
ИНМ Первая
окружности
космическая
скорость
Вторая и третья космич
скорости
Импульс. Закон сохранения
импульса
карточки
DVD ИСЗ
соответствующих задач
Уметь рассчитывать первую космическую
скорость
ые задачи
С/Р, работа
с книгой,
упр
20
Закон
импульса
сохранения
Знать понятия: импульс тела, импульс силы
Написать формулы и объяснить
С/Р, упр
2122
Закон сохранения импульса
Сборники задач тесты
карточки
Уметь применять знания при решении
соответствующих задач
Реш задач
Ракеты
Успехи в освоении космич
пространства
Механическое движение
Законы динамики
Реактивное
запуск ракеты
движение,
Знать практическое использование закона
сохранения импульса.
Сводные таблицы
Обобщение и систематизация знаний
Уметь применять знания при решении
тповых задач
Физ дикт,
работа с
книгой
С/Р
К/Р
23
Подгот
к к/р
Раздел II. М е х а н и ч е с к и е к о л е б а н и я и в о л н ы. З в у к. (12 ч)
ИНМ Свободные и вынужд
колебания. Колебательные
системы
Колебательное движение
(тело на нити и пружине)
Знать условия существования свободных
колебаний, привести примеры
Комб
Практ
икум
Практ
икум
Период, частота, амплитуда,
график колебаний.
Гармонические колебания
Определение
ускорения
свободного падения одним
из методов
Исследование зависимости
периода
частоты
свободных
колебаний
нитяного маятника от его
длины
и
Таблицы по теме, график
колебаний
Знать уравнения колебательного движения.
Написать формулу и объяснить
Умение работать с оборудованием
предложенной схеме
по
Умение работать с оборудованием
предложенной схеме
по
2425
2627
Работа с
книгой,
фронт
опрос
Фронт
опрос, реш
задач
Оформлени
е работы,
вывод
Оформлени
е работы,
вывод
Комб
Закр
знан
Комб
Закр
знан
контр
оль
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
окружности
22 Движение
искусственных
спутников
23 Импульс.
Закон
сохранения
импульса
24 Р/З:
Закон
сохранения
импульса
25 Реактивное
движение
26 Механическое
движение
27 К/Р № 2: Законы
динамики
28 Колебания
29 Характеристики
колебательного
движения
30 Л/Р №
2:
Определение
ускорения
свободного
падения
3:
и
31 Л/Р №
Исследование
зависимости
периода
частоты
свободных
колебаний
нитяного
маятника от его
длины
32 Превращения
1
Комб
Затухающие колебания.
Свободные
и Объяснять и применять закон сохранения Работа с
2830
18при
энергии
колебаниях.
Резонанс
Вынужденные колебания
вынужденные колебания.
Превращения энергии
энергии для определения полной энергии
колеблющегося тела
книгой, С/Р,
Упр
I I I ч е т в е р т ь (10 нед* 2ч = 20 ч)
DVD Колебания в среде,
волны и их виды
Знать определения механических волн.
Основные характеристики волн.
Фронт
опрос, упр
3133
ИНМ Виды волн. Характеристики
Распространение
волн.
колебаний в упругой среде.
Комб
Волны в среде
33 Распространение
колебаний
упругой
Волны.
в
среде.
34 Волны в среде
35
Звуковые волны
36 Высота и тембр
звука. Громкость
звука
37 Распространение
Скорость
звука.
звука.
38 Отражение звука.
Эхо.
39 К/Р №
Механические
колебания
волны
3:
и
40 Магнитное поле
41 Действие маг поля
на проводник с
током
и
заряженную
частицу
42 Индукция
магнитного поля.
Магнитный поток
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Комб
Комб
Комб
Комб
контр
оль
Источники звука. Звуковые
колебания
Высота и тембр звука.
Громкость звука
DVD Звуковые волны
DVD
звуковых волн
Характеристики
Знать характер распространения колебат
процессов в трёхмерном пространстве
Знать понятие «звуковые волны», привести
примеры
Знать физические характеристики звука:
высота, тембр, громкость
Беседа по
вопросам §
Фронт
опрос
Беседа по
вопросам
33
34
3536
Распространение
Скорость звука.
звука.
DVD
звука
Распространение
Знать и уметь объяснить особенности
распространения звука в различных средах
Беседа по
вопросам
3738
Звуковой резонанс
Ультразвук. Инфразвук.
Интерференция звука
Механические колебания и
волны
.
DVD Отражение звука.
Эхо.
Интерференция
звука
Знать
особенности поведения звуковых
волн на границе раздела двух сред, уметь
объяснить
Уметь решать задачи по теме
С/Р
решение
задач
К/Р
3940,
41, 42
Раздел III. Э л е к т р о м а г н и т н о е п о л е (14 ч)
ИНМ Графическое изображение
маг поля. Однородное и
неоднородное маг поле.
Направление линий маг поля
Комб
Правило левой руки (сила
Ампера и Лоренца)
Таблицы по теме. Опыты
взаимодействию
по
магнитов.
с
железными опилками.
Опыт
Знать понятие «маг поле». Понимать
структуру маг поля, уметь объяснять на
примерах графиков рисунков, знать правило
буравчика
Таблицы по
теме.
Действие маг поля на
проводник с током
Знать силу Ампера,
силу Лоренца
(физический смысл), уметь определять их
направление
4244
45
Эвристич
беседа по
вопросам.
Решение
качест зад
Беседа по
вопросам с
примерами
р/з, С/Р
Комб
Линии маг индукции
Таблицы по теме, опыты с
магнитами разной силы и
гвоздиками
Знать силовую характеристику маг поля
С/Р
46 47
43 Р/З:
поле
Магнитное
1
Закр
знан
Количественная
характеристика маг поля
Таблицы по теме, пакеты
с заданиями
Уметь решать задачи на применение силы
Ампере и Лоренца, рассчитывать индукцию
Решение
задач
191
1
1
1
44 Явление
электромагнитной
индукции
45 Л/Р №
4:
Изучение явления
эл/маг индукции
46 Самоиндукция
47 Получение
переменного эл
тока
.
Электромагнитное
поле
ИНМ Направление индукционного
тока. Правило Ленца
Таблицы по теме, явление
ЭМИ,
с
алюминиевым кольцом
опыт
маг поля, определять направление линий маг
поля
Знать что представляет собой ЭМИ, правило
Ленца и его применение (для направления
индукционного тока)
Практ
икум
Явление эл/маг индукции
Умение работать с оборудованием
предложенной схеме.
по
Комб
Индуктивность
Таблицы по теме, явление
самоиндукции
Знать о явлении самоиндукции
представлять, что такое «индуктивность»
и
Комб
Трансформатор.
Электромагнитные волны.
Шкала эл/маг волн
Таблицы по
теме,
генератор постоянного
тока, шкала эл/маг волн
48 49
50
51 53
54 – 56
5859
57, 60
61 64
Эвристичес
кая беседа,
С/Р,
Р/З,
работа с
книгой
Оформлени
е работы,
вывод
Эврист бес,
формулир
выводов из
опытов, р/з
Беседа, С/Р,
работа с
книгой,
выступлени
я, работа со
шкалой
эл/маг волн
Беседа,
работа с
книгой,
таблицами
и схемами,
р/з
Беседа,
работа с
книгой, Р/З
Беседа,
работа с
книгой, р/з
Беседа,
работа с
книгой,
К/Р
20
Знать способы получения эл тока. Уметь
объяснить. Знать понятие «эл/маг поле» и
условия его существования.
Понимать механизм возникновения эл/маг
волн.
Знать зависимость свойств излучений от их
длины, приводить примеры
Знать устройство простейшего конденсатора
и понятие «ёмкость»,
что
представляет собой колебательный контур и
механизм возникновения эл/маг колебаний, а
также принципы радиосвязи (модуляция и
детектирование)
Знать историческое развитие взглядов на
природу света. Знать закон преломления
света и физический смысл показателя
преломления света
Знать понятие интерференция и дисперсия
света, спектр
знать,
Знать типы оптических спектров, что такое
спектральный анализ
и механизм
поглощения и испускания света атомами
(теория Бора)
Систематизация знаний по теме
48 Электромагнитные
1
ИНМ Конденсатор.
колебания
Колебательный
контур.
Принципы радиосвязи и
телевидения
49 Электромагнитная
1
природа света
ИНМ Преломление
Показатель
света
света.
преломления
50 Электромагнитная
1
природа света
ИНМ Дисперсия света. Цвета тел.
Интерференция света. Опыт
Юнга и Ньютона
51 Электромагнитная
1
природа света
52 К/Р №
4:
Электромагнитн
ое поле
1
ИНМ Типы оптических спектров.
Спектральный
анализ.
Поглощение и испускание
света атомами
Электромагнитная природа
света
контр
оль
теме,
Таблицы по
конденсатор,
колебательный контур,
принципы радиосвязи
Таблицы по
преломление света
теме,
Таблицы по
дисперсия
интерференция
цвета в природе
Таблицы по
спектроскоп,
спектров
теме,
и
света,
теме,
типы
Раздел IV. С т р о е н и е а т о м а и а т о м н о г о я д р а, и с п о л ь з о в а н и е э н е р г и и
IV четверть (8 нед* 2 ч = 16 ч)
ИНМ Виды и характеристика
радиоактивного излучения.
Модели атома
а т о м н ы х я д е р (15)
β
Таблицы по теме, модель
опыта Резерфорда
α
γ
,
,
Знать
лучи (природу). Знать
строение атома по Резерфорду, показать на
моделях
65 66
Беседа по
вопросам,
С/Р, работа
с книгой
53 Радиоактивность
как свидетельство
сложного строения
атома.
Опыты
Резерфорда
54 Радиоактивные
превращения
атомных ядер
55 Р/З:
Радиоактивные
превращения
56 Экспериментальны
методы
е
регистрации
заряженных частиц
5:
Изучение треков
заряженных
частиц
фотографии
по
57 Л/Р №
58 Открытие протона
и нейтрона
59 Ядерные
Энергия
Дефект масс
силы.
связи.
Р/З: Энергия связи,
дефект масс
60
61
62 Деление
ядер
Цепные
урана.
ядерные реакции
63 Ядерный реактор.
Атомная
энергетика
64 Л/Р №
6:
Изучение деления
ядра атома урана
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
Комб
Закр
знан
Комб
Состав атомного ядра.
Правило смещения
Таблицы по теме
Знать природу радиоактивного распада и его
закономерности. Знать состав атомного ядра
Физ дикт
67, 71,
Решение задач
Таблицы по теме
Уметь решать задачи по теме
Физ дикт,
р/з, тесты ..
Счётчик Гейгера, камера
Вильсона,
пузырьковая
камера
Приборы для регистрации
элементарных
частиц:
счётчик Гейгера, камера
Вильсона
Знать современные методы обнаружения и
исследования заряженных частиц и ядерных
превращений
Работа с
книгой,
тест
68
Практ
икум
Изучение
треков
заряженных частиц по
фотографии
Умение работать с оборудованием
предложенной схеме.
по
Оформлени
е работы,
вывод
Комб
Комб
Закр
знан
Комб
протона
и
Таблицы по теме
Знать историю открытия протона и нейтрона Беседа по
Открытие
нейтрона
Ядерные силы.
связи. Дефект масс
Энергия
Таблицы по теме
Решение задач
Сборник задач
дефект масс,
Знать, что представляют собой ядерные
силы,
формулу её
определения. Знать понятие «прочность
атомных ядер»
Уметь решать задачи на нахождение энергии
связи и дефекта масс
6970
72, 73
вопросам
Беседа,
работа с
учебником,
р/з
Физ дикт,
р/з, тесты ..
Деление ядер урана. Цепные
ядерные реакции
DVD Деление ядра урана,
цепные реакции
Понимать механизм деления ядер урана
С/Р
74, 75
Комб
Критическая масса
DVD Ядерный реактор
Знать устройство ядерного реактора
Практ
икум
Изучение деления ядра
атома урана по фотографии
Умение работать с оборудованием
предложенной схеме.
по
76, 77
Физ дикт,
беседа по
вопросам
Оформлени
е работы,
вывод
21по фотографии
65 Термоядерные
реакции
66 Биологическое
действие
радиоактивных
излучений
67 Тест:
Строение
атома и атомного
ядра
68 Итоговый урок
1
1
1
1
Комб
Термоядерные реакции
Комб
Доза излучения. Получение
и
применение
радиоактивных изотопов
Термоядерные
DVD
реакции
Таблицы по теме
Знать условия протекания, применение
термоядерной реакции
Знать правила защиты от радиоактивных
излучений
тест
Беседа
79
78
контр
оль
Строение атома и атомного
ядра
тест
Уметь решать задачи по теме
Закр
знан
Подведение итогов(урок –
игра)
Обобщение и систематизация полученных
знаний (в виде игры)
тест
тест
22