Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"
Оценка 4.9

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Оценка 4.9
Документация
docx
физика
Взрослым
17.04.2017
Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Физика рп машинисты.docx
Приложение №______ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» Рабочая   программа   общеобразовательной   учебной   дисциплины «Физика»  разработана   с   учетом   требований   Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего   образования   для   профессии   среднего   профессионального образования (далее СПО) 23.01.09 Машинист локомотива,  технического профиля профессионального образования Организация­разработчик:  ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум  технологий и экономики» Разработчик:  Подорожнова Ольга Вячеславовна, преподаватель ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и  экономики».  Программа рекомендована профильной цикловой комиссией естественно­ научных дисциплин «          »_______________ 2015 г. Руководитель профильной цикловой комиссии ___________________  Евтихова Н.В.          (подпись) Содержание Содержание...................................................................................................................................................3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................................................................6 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА».........................................6 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.............................................................7 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.................................................................7 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Введение.....................................................................8 1.Механика....................................................................................................................................................8 2.Основы молекулярной физики и термодинамики................9 3.Электродинамика...........................................9 4.Колебания и волны........................................10 5.Оптика...................................................11 6.Элементы квантовой физики................................11 7. Эволюция Вселенной......................................11 Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов ...........................................................12 тематическое планирование....................................................................................................................14 ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...................................14 Примерный тематический план.............................................................................................................14 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ.........20 УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»..................................................................25 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................26 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых  к структуре,   содержанию   и   результатам   освоения   учебной   дисциплины   «Физика»,   в   соответствии   с Рекомендациями   по   организации   получения   среднего   общего   образования   в   пределах   освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259). Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы; овладение   умениями   проводить   наблюдения,   планировать   и   выполнять   эксперименты,   выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических   явлений   и   свойств   веществ;   практически   использовать   физические   знания;   оценивать достоверность естественно­научной информации; развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих   способностей   в   процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; воспитание   убежденности   в   возможности   познания   законов   природы,   использования   достижений физики   на   благо   развития   человеческой   цивилизации;   необходимости   сотрудничества   в   процессе совместного   выполнения   задач,   уважительного   отношения   к   мнению   оппонента   при   обсуждении проблем естественно­научного содержания; готовности к морально­этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения   безопасности   собственной   жизни,   рационального   природопользования   и   охраны окружающей   среды   и   возможность   применения   знаний   при   решении   задач,   возникающих   в последующей профессиональной деятельности. • • • • В   программу   включено   содержание,   направленное   на   формирование   у   студентов   компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС). Программа   учебной   дисциплины   «Физика»   является   основой   для   разработки   рабочих   программ,   в которых   профессиональные   образовательные   организации,   реализующие   образовательную   программу среднего   общего   образования   в  пределах   освоения   ОПОП   СПО   на   базе   основного   общего   образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику   рефератов,   индивидуальных   проектов,   виды   самостоятельных   работ,   учитывая   специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности. Программа   может   использоваться   другими   профессиональными   образовательными   организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий   физики   и   представлений   о   современной   физической   картине   мира,   а   также   выработка   умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач. Многие   положения,   развиваемые   физикой,   рассматриваются   как   основа   создания   и   использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно­ научных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). В физике формируются многие виды деятельности,   которые   имеют   мета­   предметный   характер.   К   ним   в   первую   очередь   относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно­информационный анализ,   формулирование   гипотез,   анализ   и   синтез,   сравнение,   обобщение,   систематизация,   выявление причинно­следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента. Физика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем на уровне как понятийного   аппарата,   так   и   инструментария.   Сказанное   позволяет   рассматривать   физику   как метадисциплину, которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира. Физика является системообразующим фактором для естественно­научных учебных предметов, поскольку физические  законы  лежат  в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии   и  специальных дисциплин   (техническая   механика,   электротехника,   электроника   и   др.).   Учебная   дисциплина   «Физика» создает  универсальную  базу  для   изучения  общепрофессиональных   и специальных  дисциплин,  закладывая фундамент для последующего обучения студентов. Обладая   логической   стройностью   и   опираясь   на   экспериментальные   факты,   учебная   дисциплина «Физика»   формирует   у   студентов   подлинно   научное   мировоззрение.   Физика   является   основой   учения   о материальном мире и решает проблемы этого мира. Изучение   физики   в   профессиональных   образовательных   организациях,   реализующих   образовательную программу   среднего   общего   образования   в   пределах   освоения   ОПОП   СПО   на   базе   основного   общего образования,   имеет   свои   особенности   в   зависимости   от   профиля   профессионального   образования.   Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине   их   освоения   студентами,   объеме   и   характере   практических   занятий,   видах   внеаудиторной самостоятельной работы студентов. В содержании учебной дисциплины по физике при подготовке обучающихся по профессиям технического профиля профессионального образования профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так   как   большинство   профессий   и   специальностей,   относящихся   к   этому   профилю,   связаны   с электротехникой и электроникой. Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторными работами. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного   зачета   или   экзамена   в   рамках   промежуточной   аттестации   студентов   в   процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС). МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебная   дисциплина   «Физика»  является   учебным   предметом   по   выбору  из   обязательной   предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего   образования   в   пределах   освоения   ОПОП   СПО   на   базе   основного   общего   образования,   учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС). В   учебных   планах   ППКРС   место   учебной   дисциплины   «Физика»   —   в   составе   общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: • личностных: ­ ­ ­ ­ чувство   гордости   и   уважения   к   истории   и   достижениям   отечественной   физической   науки; физически   грамотное   поведение   в   профессиональной   деятельности   и   быту   при   обращении   с приборами и устройствами; готовность   к   продолжению   образования   и   повышения   квалификации   в   избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом; умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения   собственного   интеллектуального   развития   в   выбранной   профессиональной деятельности; умение   самостоятельно   добывать   новые   для   себя   физические   знания,   используя   для   этого доступные источники информации; 7 ­ ­ умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач; умение   управлять   своей   познавательной   деятельностью,   проводить   самооценку   уровня собственного интеллектуального развития; • метапредметных: использование   различных   видов   познавательной   деятельности   для   решения   физических   задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности; использование   основных   интеллектуальных   операций:   постановки   задачи,   формулирования гипотез,   анализа   и   синтеза,   сравнения,   обобщения,   систематизации,   выявления   причинно­ следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность; умение анализировать и представлять информацию в различных видах; умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации; ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ • предметных: сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание   физической   сущности   наблюдаемых   во   Вселенной   явлений,   роли   физики   в формировании   кругозора   и   функциональной   грамотности   человека   для   решения   практических задач; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики; владение   основными   методами   научного   познания,   используемыми   в   физике:   наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умения   обрабатывать   результаты   измерений,   обнаруживать   зависимость   между   физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; сформированность умения решать физические задачи; сформированность   умения   применять   полученные   знания   для   объяснения   условий   протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни; сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Введение Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно­научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО. 1. Механика Кинематика.   Механическое   движение.   Перемещение.   Путь.   Скорость.   Равномерное   прямолинейное движение.   Ускорение.   Равнопеременное   прямолинейное   движение.   Свободное   падение.   Движение   тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Законы   механики   Ньютона.   Первый   закон   Ньютона.   Сила.   Масса.   Импульс.   Второй   закон   Ньютона. Основной   закон   классической   динамики.   Третий   закон   Ньютона.   Закон   всемирного   тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике. Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения. Демонстрации Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Виды механического движения. Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Сложение сил. Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия. 8 Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Невесомость. Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Лабораторные работы Исследование движения тела под действием постоянной силы. Изучение закона сохранения импульса. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела. Изучение законов сохранения на примере удара шаров и баллистического маятника. Изучение особенностей силы трения (скольжения). 2. Основы молекулярной физики и термодинамики Основы   молекулярно­кинетической   теории.   Идеальный   газ.   Основные   положения   молекулярно­ кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного   взаимодействия.   Строение   газообразных,   жидких   и  твердых   тел.   Скорости   движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно­кинетической тео­ рии газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная. Основы термодинамики. Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия   идеального   газа.   Работа   и   теплота   как   формы   передачи   энергии.   Теплоемкость.   Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы. Свойства паров. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике. Свойства   жидкостей.   Характеристика   жидкого   состояния   вещества.   Поверхностный   слой   жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. Свойства твердых тел. Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация. Демонстрации Движение броуновских частиц. Диффузия. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изотермический и изобарный процессы. Изменение внутренней энергии тел при совершении работы. Модели тепловых двигателей. Кипение воды при пониженном давлении. Психрометр и гигрометр. Явления поверхностного натяжения и смачивания. Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела. Лабораторные работы Измерение влажности воздуха. Измерение поверхностного натяжения жидкости. Наблюдение процесса кристаллизации Изучение деформации растяжения. Изучение теплового  расширения твердых тел. Изучение особенностей теплового расширения воды. 3. Электродинамика Электрическое   поле.   Электрические   заряды.   Закон   сохранения   заряда.   Закон   Кулона.   Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью   потенциалов   электрического   поля.   Диэлектрики   в   электрическом   поле.   Поляризация диэлектриков.   Проводники   в   электрическом   поле.   Конденсаторы.   Соединение   конденсаторов   в   батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. 9 Законы постоянного тока. Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила   тока   и   плотность   тока.   Закон   Ома   для   участка   цепи   без   ЭДС.   Зависимость   электрического сопротивления   от   материала,   длины   и   площади   поперечного   сечения   проводника.   Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля—Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. Электрический   ток   в   полупроводниках.   Собственная   проводимость   полупроводников. Полупроводниковые приборы. Магнитное   поле.   Вектор   индукции   магнитного   поля.   Действие   магнитного   поля   на   прямолинейный проводник   с   током.   Закон   Ампера.   Взаимодействие   токов.   Магнитный   поток.   Работа   по   перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц. Электромагнитная индукция. Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля. Демонстрации Взаимодействие заряженных тел. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Конденсаторы. Тепловое действие электрического тока. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковый диод. Транзистор. Опыт Эрстеда. Взаимодействие проводников с токами. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Электродвигатель. Электроизмерительные приборы. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника. Работа электрогенератора. Трансформатор. Лабораторные работы Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников. Изучение закона Ома для полной цепи. Изучение явления электромагнитной индукции. Определение коэффициента полезного действия электрического чайника. Определение температуры нити лампы накаливания. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения. 4. Колебания и волны Механические колебания. Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания.   Линейные   механические   колебательные   системы.   Превращение   энергии   при   колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания. Упругие волны. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение. Электромагнитные   колебания.   Свободные   электромагнитные   колебания.   Превращение   энергии   в колебательном   контуре.   Генератор   незатухающих электромагнитных   колебаний.   Вынужденные   электрические   колебания.   Переменный   ток.   Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи  переменного  тока. Работа  и  мощность  переменного  тока. Генераторы  тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.   Затухающие   электромагнитные   колебания. Электромагнитные волны. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн. Демонстрации Свободные и вынужденные механические колебания. Резонанс. Образование и распространение упругих волн. Частота колебаний и высота тона звука. Свободные электромагнитные колебания. 1 0 Осциллограмма переменного тока. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Резонанс в последовательной цепи переменного тока. Излучение и прием электромагнитных волн. Радиосвязь. Лабораторные работы Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза). Индуктивные и емкостное сопротивления в цепи переменного тока Природа   света.   Скорость   распространения   света.   Законы   отражения   и   преломления   света.   Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. 5. Оптика Волновые свойства света. Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках.   Полосы   равной   толщины.   Кольца   Ньютона.   Использование   интерференции   в   науке   и   технике. Дифракция   света.   Дифракция   на   щели   в   параллельных   лучах.   Дифракционная   решетка.   Понятие   о голографии.   Поляризация   поперечных   волн.   Поляризация   света.   Двойное   лучепреломление.   Поляроиды. Дисперсия   света.   Виды   спектров.   Спектры   испускания.   Спектры   поглощения.   Ультрафиолетовое   и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Демонстрации Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Оптические приборы. Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света. Получение спектра с помощью призмы. Получение спектра с помощью дифракционной решетки. Спектроскоп. Лабораторные работы Изучение изображения предметов в тонкой линзе. Изучение интерференции и дифракции света. Градуировка спектроскопа и определение длины волны спектральных линий. 6. Элементы квантовой физики Квантовая   оптика.   Квантовая   гипотеза   Планка.   Фотоны.   Внешний   фотоэлектрический   эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Физика атома. Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые генераторы. Физика   атомного   ядра.   Естественная   радиоактивность.   Закон   радиоактивного   распада.   Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект   массы,   энергия   связи   и   устойчивость   атомных   ядер.   Ядерные   реакции.   Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор.   Получение   радиоактивных   изотопов   и   их   применение.   Биологическое   действие   радиоактивных излучений. Элементарные частицы. Демонстрации Фотоэффект. Линейчатые спектры различных веществ. Излучение лазера (квантового генератора). Счетчик ионизирующих излучений. 7. Эволюция Вселенной Строение и развитие Вселенной. Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной.   Понятие   о   космологии.   Расширяющаяся   Вселенная.   Модель   горячей   Вселенной.   Строение   и происхождение Галактик. Эволюция   звезд.   Гипотеза   происхождения   Солнечной   системы.   Термоядерный   синтез.   Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы. 1 1 Демонстрации Солнечная система (модель). Фотографии планет, сделанные с космических зондов. Карта Луны и планет. Строение и эволюция Вселенной. Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов • Александр Григорьевич Столетов — русский физик. • Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио. • Альтернативная энергетика. • Акустические свойства полупроводников. • Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики. • Асинхронный двигатель. • Астероиды. • Астрономия наших дней. • Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов. • Бесконтактные методы контроля температуры. • Биполярные транзисторы. • Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель. • Величайшие открытия физики. • Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека. • Влияние дефектов на физические свойства кристаллов. • Вселенная и темная материя. • Галилео Галилей — основатель точного естествознания. • Голография и ее применение. • Движение тела переменной массы. • Дифракция в нашей жизни. • Жидкие кристаллы. • • • • Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники. • Исаак Ньютон — создатель классической физики. • Использование электроэнергии в транспорте. • Классификация и характеристики элементарных частиц. • Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой. • Конструкция и виды лазеров. • Криоэлектроника (микроэлектроника и холод). • Лазерные технологии и их использование. • Леонардо да Винчи — ученый и изобретатель. • Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения магнитного потока,  Законы Кирхгофа для электрической цепи. Законы сохранения в механике. Значение открытий Галилея. магнитной индукции). • Майкл Фарадей — создатель учения об электромагнитном поле. • Макс Планк. • Метод меченых атомов. • Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц. • Методы определения плотности. • Михаил Васильевич Ломоносов — ученый энциклопедист. • Модели атома. Опыт Резерфорда. • Молекулярно­кинетическая теория идеальных газов. • Молния — газовый разряд в природных условиях. • Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники. • Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия. • Николай Коперник — создатель гелиоцентрической системы мира. • Нильс Бор — один из создателей современной физики. • Нуклеосинтез во Вселенной. • Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики. • Оптические явления в природе. • Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости. • Переменный электрический ток и его применение. • Плазма — четвертое состояние вещества. • Планеты Солнечной системы. 1 2 Развитие средств связи и радио. Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины. Реликтовое излучение. Рентгеновские лучи. История открытия. Применение. Рождение и эволюция звезд. Роль К.Э. Циолковского в развитии космонавтики. • Полупроводниковые датчики температуры. • Применение жидких кристаллов в промышленности. • Применение ядерных реакторов. • Природа ферромагнетизма. • Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин. • Производство, передача и использование электроэнергии. • Происхождение Солнечной системы. • Пьезоэлектрический эффект его применение. • • • • • • • Свет — электромагнитная волна. • Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетнокосмической техники. • Силы трения. • Современная спутниковая связь. • Современная физическая картина мира. • Современные средства связи. • Солнце — источник жизни на Земле. • Трансформаторы. • Ультразвук (получение, свойства, применение). • Управляемый термоядерный синтез. • Ускорители заряженных частиц. • Физика и музыка. • Физические свойства атмосферы. • Фотоэлементы. • Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта. • Ханс Кристиан Эрстед — основоположник электромагнетизма. • Черные дыры. • Шкала электромагнитных волн. • Экологические проблемы и возможные пути их решения. • Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость. • Эмилий Христианович Ленц — русский физик. 1 3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ При  реализации   содержания  общеобразовательной  учебной  дисциплины «Физика»  в пределах  освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: • по профессиям СПО технического профиля — 270 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая лабораторные работы, — 180 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 90 часов; Примерный тематический план Вид учебной работы Аудиторные занятия. Содержание обучения Количество часов Профессии СПО Введение 1. Механика 2. Молекулярная физика. Термодинамика 3. Электродинамика 4. Колебания и волны 5. Оптика 6. Элементы квантовой физики 7. Эволюция Вселенной Итого Внеаудиторная самостоятельная работа Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов,  индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета или экзамена 2 38 24 54 26 14 14 8 180 90 270 Всего Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся 2 1 КУРС Введение Содержание учебного материала 1. Повторение пройденного материала. Контрольная работа (нулевой срез) 1    Научные  методы   познания  окружающего   мира.  Основные   элементы физической   картины   мира.  Роль   физики   в   повседневной   жизни   и   в профессии. Тема 1 Содержание учебного материала 1 4 МЕХАНИКА Тема 2 Молекулярная физика.  Термодинамика.    1.1            кинематика 1.1.1 Механическое движение. Материальная точка. Относительность  движения. Действия над векторами. Скорость равномерного прямолинейного движения. Ур­е равномерного  прямолинейного движения. Решение задач на нахождение перемещения, координаты, скорости при равномерном движении. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Решение задач. Ускорение.   Скорость   при   движении   с   постоянным   ускорением. Решение задач. Свободное падение тел. Движение точки по окружности. Решение задач. 1.1.2 1.1.3 1.1.4 Контрольная работа  1. Кинематика точки Лабораторные занятия  1. Определение ускорения свободного падения с помощью маятника 1.2  Динамика. Силы в природе. Законы Ньютона. Решение задач по теме «Законы Ньютона». Самостоятельная работа. Гравитационные силы. Силы упругости. Силы трения. Решение задач по теме «Силы в природе». 1.2.1 1.2.2 1.2.3 1.2.4 Лабораторные занятия  1. Изучение   движения   тела   по   окружности   под   действием   сил   упругости   и тяжести 1.3  Законы сохранения 1.3.1 1.3.2 1.3.3 Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Решение задач по теме «Закон сохранения импульса». Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения  энергии в механике. Решение задач. Контрольная работа  1. Силы в природе. Законы сохранения Лабораторные занятия  1. Изучение закона сохранения в механике Самостоятельная работа при изучении темы: Действие с векторами. Правила сложения векторов. Проекции вектора на оси  координат. Достижения в космонавтике. Выполнение презентаций по теме  «Силы в природе». Содержание учебного материала 2.1. Основные положения МКТ. Броуновское движение. Строение  газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ. Решение задач Температура. Энергия теплового движения молекул. Абсолютная  температура. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Взаимные превращения жидкостей и газов. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Ко­во теплоты. Первый закон термодинамики. 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 1 5 2.8 Применение первого закона термодинамики к различным изопроцессам. КПД. Лабораторные работы:  1. Опытная проверка закона Гей­Люссака  2. Определение массы воздуха в классной комнате Практические занятия: 1. Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ» 2. Решение задач по теме «Газовые законы»  3. Решение задач на определения КПД. Контрольные работы: 1. Газовые законы 2.  Термодинамика Самостоятельная работа при изучении темы: Наблюдение кристаллизации соли в домашних условиях. Наблюдение испарения и конденсации в природе и технике, написание отчета в виде презентации или реферата. Различные виды температурных шкал и их применение. Содержание учебного материала. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 3.15 Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения  электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип  суперпозиции. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Два вида  диэлектриков. Потенциальная энергия заряженного тела в однородном  электростатическом поле. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.  Решение задач. Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи.  Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение  проводников.  Работа и мощность постоянного тока. ЭДС. Закон Ома для полной цепи. Электрическая проводимость различных веществ. Сверхпроводимость. Электрический ток в полупроводниках.  Полупроводниковые приборы. Электронно­лучевая трубка. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.  Электрический ток в газах. Самостоятельные и несамостоятельные  разряды. Плазма. Семинар по теме «Практическое применение электрического тока в  различных средах». Физика в быту, технике, моей профессии. Лабораторные работы: 1. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников  2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока Тема 3  Электродинамик а 1 6 Контрольная работа по теме «Электродинамика» Самостоятельная работа при изучении темы: Применение   проводников,   диэлектриков,   полупроводников   в   быту,   технике (выполнение   презентаций).   Триод.   Подготовка   к  семинару   «Практическое применение электрического тока в различных средах».                                                                                                2 КУРС 1 Повторение.  Контрольная работа (входной контроль) Электродинамика (продолжение) 3.1 3.2 3.3 Взаимодействие токов. Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. Применение закона Ампера. Сила Лоренца.  Магнитные свойства вещества.  Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток.  Индукционный ток. Правило Ленца Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС  индукции в движущихся проводниках. Самоиндукция. Индуктивность.  Энергия магнитного поля тока . Электромагнитное поле. Практические занятия: 1. Применение закона Ампера. Сила Лоренца. Решение задач. 2. Магнитные свойства вещества. Решение задач. 3. Магнитный поток. Индукционный ток. Правило Ленца. Решение задач. 4. Закон электромагнитной индукции. Решение задач 5. Самоиндукция. Индуктивность. Решение задач. 6. Энергия магнитного поля тока. Решение задач 7. Лабораторные работы: 1. Наблюдение действия магнитного поля на ток 2. Изучение явления электромагнитной индукции . Электромагнитное поле. Решение задач      Контрольная работа по теме: «Электромагнитная индукция».     Самостоятельная работа при изучении темы:  Ферромагнетики,   точка  Кюри,   применение.   Выполнение   презентаций   по  теме «магнитные свойства вещества» Содержание учебного материала. 4.1 4.2 4.3 Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.  Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных  колебаниях. Период свободных электрических колебаний. Переменный электрический ток. Активное сопротивление.  Действующее значение силы тока и напряжения. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи  переменного тока. 1 7 Тема 4 Колебания и волны 4.4 4.5 4.6 4.7 Резонанс в электрической цепи. Автоколебания. Генерирование  электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической  энергии. Электромагнитные волны.  Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн.  Изобретение радио  А.С. Поповым.  Модуляция. Детектирование. Свойства электромагнитных волн.  Распространение радиоволн. Принципы радиосвязи. Практические занятия: 1. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный  контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Период  свободных электрических колебаний. Решение задач. 2. Переменный электрический ток. Активное сопротивление. Действующее  значение силы тока и напряжения. Решение задач. 3. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи  переменного тока. 4. Резонанс в электрической цепи. Автоколебания. Генерирование  электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии. 5. Плотность потока электромагнитного излучения Контрольная работа по теме «Колебания» Самостоятельная работа при изучении темы:  Механические   колебания.   Механические   волны.   Свободные   и   вынужденные колебания. Уравнения механических колебаний. Содержание учебного материала 1 2 3 4 Световые лучи. Принцип Гюйгенса. Закон отражения и преломления  света. Построение изображений в линзах Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света. Элементы СТО. Излучение и спектры.  Контрольная работа по теме: «Оптика».  Лабораторные работы:   1. Измерение показателя преломления стекла Тема 5 Оптика Самостоятельная работа при изучении темы:  Виды линз. Правила построения изображений в линзах. Оптические приборы. Просветление оптики.                  Тема 6 Содержание учебного материала 6.1 Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Фотоны. Применение Квантовая, атомная, ядерная физика фотоэффекта. 6.2 6.3 6.4 6.5  Давление света. Химическое действие света. Фотография. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Лазеры. Альфа, бета, гамма излучения. Биологическое действие радиоактивных  излучений 1 8 6.6 6.7 6.8 6.9 6.10 Период полураспада. Изотопы Открытие нейтрона. Строение атомного ядра.  Ядерные реакции. Термоядерные реакции Элементарные частицы Физическая картина мира. Применение законов физики в повседневной  жизни и профессии. Лабораторные работы: 1. Изучение треков заряженных частиц по фотографиям Практические занятия: 1.Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта. 2. Давление света. Химическое действие света. Фотография. 3.   Строение   атома.   Опыты   Резерфорда.   Квантовые   постулаты   Бора.   Модель атома водорода по Бору. 4. Квантовая механика. Лазеры. 5. Закон радиоактивного распада 6. Период полураспада. 7. Энергия связи атомных ядер Контрольная работа по теме: «квантовая, атомная, ядерная физика». Самостоятельная работа при изучении темы:  Биография Бора, Резерфорда, Томсона. Модель атома по Томсону. Применение ядерной энергии в мирных целях. Плюсы и минусы использования ядерной энергии.                                                                                                            ВСЕГО 1 9 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Содержание обучения Введение Кинематика Законы сохранения в  механике Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) Умения постановки целей деятельности, планирования собственной  деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных  результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных  результатов. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою   точку   зрения,   воспринимать   и   анализировать   мнения   собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Произведение измерения физических величин и оценка границы погрешностей  измерений. Представление границы погрешностей измерений при построении графиков. Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Умение предлагать модели явлений. Указание границ применимости физических законов. Изложение основных  положений современной научной картины мира. Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и  технологии производства. Использование Интернета для поиска информации 1. МЕХАНИКА Представление   механического   движения   тела   уравнениями   зависимости координат   и   проекцией   скорости   от   времени.   Представление   механического движения   тела   графиками   зависимости   координат   и   проекцией   скорости   от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по   графикам   зависимости   координат   и   проекций   скорости   от   времени. Определение   координат   пройденного   пути,   скорости   и   ускорения   тела   по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного  движений. Указание использования поступательного и вращательного движений в технике. Приобретение опыта работы в группе с выполнением различных социальных  ролей. Разработка возможной системы действий и конструкции для  экспериментального определения кинематических величин. Представление информации о видах движения в виде таблицы Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей  тел при их взаимодействиях. Измерение работы сил и изменение кинетической энергии тела. Вычисление  работы сил и изменения кинетической энергии тела. Вычисление   потенциальной   энергии   тел   в   гравитационном   поле.   Определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. Применение закона сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости. Указание границ применимости законов механики. Указание учебных дисциплин, при изучении которых используются законы  сохранения Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) 2. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИ Основы   кинетической Идеальный газ молекулярной   теории. Выполнение экспериментов, служащих для обоснования молекулярно­ кинетической теории (МКТ). Решение задач с применением основного уравнения молекулярно­кинетической  теории газов. Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании  уравнения состояния идеального газа. Определение параметров вещества в газообразном состоянии и происходящих  процессов по графикам зависимости р (Т), V (Т), р (V). Экспериментальное исследование зависимости р (Т), V (Т), р (V). Представление в виде графиков изохорного, изобарного и изотермического процессов. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по  известной температуре вещества. Высказывание  гипотез для  объяснения наблюдаемых  явлений.  Указание  границ применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ Основы термодинамики Свойства   паров,   жидкостей, твердых тел Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи. Расчет количества  теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с  теплопередачей. Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и  переданного количества теплоты с использованием первого закона  термодинамики. Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимости р (V). Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычисление КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния   по   замкнутому   циклу.   Объяснение   принципов   действия   тепловых машин. Демонстрация роли физики в создании  и совершенствовании  тепловых двигателей. Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых  двигателей и предложение пути их решения. Указание границ применимости  законов термодинамики. Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента,  участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения. Указание учебных дисциплин, при изучении которых используют учебный  материал «Основы термодинамки» Измерение влажности воздуха. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Экспериментальное   исследование   тепловых   свойств   вещества.   Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе, технике. Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических  понятий и законов в учебном материале профессионального характера. Использование Интернета для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалов 3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА Электростатика Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов. Вычисление напряженности электрического поля одного и нескольких точечных  электрических зарядов. Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) Постоянный ток Магнитные явления Вычисление   потенциала   электрического   поля   одного   и   нескольких   точечных электрических зарядов. Измерение разности потенциалов. Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора. Вычисление энергии электрического поля заряженного конденсатора. Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального  определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости  вещества. Проведение сравнительного анализа гравитационного и электростатического  полей Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего  сопротивления источника тока. Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснение на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в  каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а  в каком — в режиме потребителя. Определение температуры нити накаливания. Измерение электрического заряда  электрона. Снятие вольтамперной характеристики диода. Проведение сравнительного анализа полупроводниковых диодов и триодов. Использование Интернета для поиска информации о перспективах развития  полупроводниковой техники. Установка причинно­следственных связей Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, действующих на  проводник с током в магнитном поле. Вычисление сил, действующих на электрический заряд, движущийся в  магнитном поле. Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции. Вычисление энергии магнитного поля. Объяснение принципа действия электродвигателя. Объяснение принципа действия генератора электрического тока и  электроизмерительных приборов. Объяснение принципа действия масс­ спектрографа, ускорителей заряженных частиц. Объяснение роли магнитного  поля Земли в жизни растений, животных, человека. Приведение примеров практического применения изученных явлений, законов,  приборов, устройств. Проведение сравнительного анализа свойств электростатического, магнитного и  вихревого электрических полей. Объяснение на примере магнитных явлений, почему физику можно  рассматривать как метадисциплину Механические колебания 4. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследование зависимости периода  колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины. Вычисление  периода колебаний математического маятника по известному значению его  длины. Вычисление периода колебаний груза на пружине по известным  значениям его массы и жесткости пружины. Выработка навыков воспринимать,  анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с  поставленными задачами. Приведение примеров автоколебательных механических систем. Проведение  классификации колебаний Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) Упругие волны Электромагнитные колебания Электромагнитные волны Природа света Волновые свойства света Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений интерференции  звуковых волн. Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции механических  волн. Представление областей применения ультразвука и перспективы его  использования в различных областях науки, техники, в медицине. Изложение сути экологических проблем, связанных с воздействием звуковых  волн на организм человека Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи. Измерение электроемкости конденсатора. Измерение индуктивность катушки. Исследование явления электрического резонанса в последовательной цепи. Проведение аналогии между физическими величинами, характеризующими  механическую и электромагнитную колебательные системы. Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока. Исследование принципа действия трансформатора. Исследование принципа  действия генератора переменного тока. Использование Интернета для поиска  информации о современных способах передачи электроэнергии Осуществление   радиопередачи   и   радиоприема. электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.   Исследование   свойств Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и  осваиваемым видам деятельности. Объяснение принципиального различия  природы упругих и электромагнитных волн. Изложение сути экологических  проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами. Объяснение роли электромагнитных волн в современных исследованиях  Вселенной 5. ОПтИКА Применение на практике законов отражения и преломления света при решении  задач. Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза. Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Расчет расстояния  от линзы до изображения предмета. Расчет оптической силы линзы. Измерение фокусного расстояния линзы. Испытание моделей микроскопа и телескопа Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн. Наблюдение  явления дифракции электромагнитных волн. Наблюдение явления поляризации  электромагнитных волн. Измерение длины световой волны по результатам  наблюдения явления интерференции. Наблюдение явления дифракции света.  Наблюдение явления поляризации и дисперсии света. Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами. Приведение примеров появления в природе и использования в технике явлений интерференции,   дифракции,   поляризации   и   дисперсии   света.   Перечисление методов познания, которые использованы при изучении указанных явлений Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) 6. ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ Квантовая оптика Физика атома Физика атомного ядра Наблюдение   фотоэлектрического   эффекта.   Объяснение   законов   Столетова   на основе квантовых представлений. Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте. Определение работы  выхода  электрона  по  графику  зависимости  максимальной кинетической   энергии   фотоэлектронов   от   частоты   света.   Измерение   работы выхода электрона. Перечисление приборов установки, в которых применяется без­ инерционность фотоэффекта. Объяснение   корпускулярно­волнового   дуализма   свойств   фотонов.   Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной физики Наблюдение линейчатых спектров. Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое. Объяснение происхождения  линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов. Исследование линейчатого спектра. Исследование принципа работы люминесцентной лампы. Наблюдение и  объяснение принципа действия лазера. Приведение примеров использования  лазера в современной науке и технике. Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения  лазера Наблюдение треков альфа­частиц в камере Вильсона. Регистрирование ядерных  излучений с помощью счетчика Гейгера. Расчет энергии связи атомных ядер. Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в  результате радиоактивного распада. Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивном распаде. Определение продуктов ядерной реакции. Вычисление   энергии,   освобождающейся   при   ядерных   реакциях.   Понимание преимуществ   и   недостатков   использования   атомной   энергии   и   ионизирующих излучений в промышленности, медицине. Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием  радиоактивных излучений. Проведение   классификации   элементарных   частиц   по   их   физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину и т.д.). Понимание ценностей научного познания мира не вообще для человечества в  целом, а для каждого обучающегося лично, ценностей овладения методом  научного познания для достижения успеха в любом виде практической  деятельности Строение и развитие  Вселенной 7. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп. Наблюдение солнечных  пятен с помощью телескопа и солнечного экрана. Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и  информации об их особенностях Обсуждение возможных сценариев эволюции  Вселенной. Использование Интернета для поиска современной информации о  развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности,  объективности, полноты, актуальности и т. д. Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) Эволюция   звезд.   Гипотеза происхождения   Солнечной системы Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных реакциях. Формулировка проблем термоядерной энергетики. Объяснение влияния солнечной активности на Землю. Понимание роли  космических исследований, их научного и экономического значения. Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной системы УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО­ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» Освоение   программы   учебной   дисциплины   «Физика»   предполагает   наличие   в   профессиональной образовательной   организации,   реализующей   образовательную   программу   среднего   общего   образования   в пределах   освоения   ОПОП   СПО   на   базе   основного   общего   образования,   учебного   кабинета,   в   котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне­ учебной деятельности обучающихся. В состав кабинета физики входит лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета физики должно удовлетворять требованиям Санитарно­эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178­02)   и   быть   оснащено   типовым   оборудованием,   указанным   в   настоящих   требованиях,   в   том   числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихсяI. В   кабинете   должно   быть   мультимедийное   оборудование,   посредством   которого   участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т. п. В   состав   учебно­методического   и   материально­технического   обеспечения   программы   учебной дисциплины «Физика», входят: • многофункциональный комплекс преподавателя; • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические величины и фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ», «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», портреты выдающихся ученых­физиков и астрономов); • информационно­коммуникативные средства; • экранно­звуковые пособия; • комплект электроснабжения кабинета физики; • технические средства обучения; • демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы); • лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы); • статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели; • вспомогательное оборудование; • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их  использованию и технике безопасности; • библиотечный фонд. В   библиотечный   фонд   входят   учебники,   учебно­методические   комплекты   (УМК),   обеспечивающие освоение   учебной   дисциплины   «Физика»,   рекомендованные   или   допущенные   для   использования   в профессиональных   образовательных   организациях,   реализующих   образовательную   программу   среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный   фонд   может   быть   дополнен   физическими   энциклопедиями,   атласами,   словарями   и хрестоматией по физике, справочниками по физике и технике, научной и научно­популярной литературой естественно­научного содержания. В процессе освоения программы учебной дисциплины «Физика» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по физике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.). I Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД­1552/03 «Об оснащении обще­ образовательных учреждений учебным и учебно­лабораторным оборудованием». РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Для студентов Дмитриева   В.   Ф.  Физика   для   профессий   и   специальностей   технического   профиля:   учебник   для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Дмитриева   В.   Ф.  Физика   для   профессий   и   специальностей   технического   профиля.   Сборник   задач:   учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Дмитриева   В.  Ф.,  Васильев   Л.   И.  Физика   для   профессий   и   специальностей   технического   профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, Л. И. Васильев. — М., 2014. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, А.В. Коржуев, О. В. Муртазина. — М., 2015. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронный учеб.­метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Дмитриева   В.  Ф.   Физика   для   профессий   и   специальностей   технического   профиля:   электронное   учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М., 2010. Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. — М., 2010. Трофимова Т.И.,  Фирсов А.В.  Физика для профессий и специальностей технического и естественно­научного профилей: Сборник задач. — М., 2013. профилей: Решения задач. — М., 2015. Трофимова Т.И.,  Фирсов А.В.  Физика для профессий и специальностей технического и естественно­научного Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Справочник. — М., 2010. Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно­научного профилей: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования / под ред. Т.И. Трофимовой. — М., 2014. Для преподавателей Конституция   Российской   Федерации   (принята   всенародным   голосованием   12.12.1993)   (с   учетом   поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6­ФКЗ, от 30.12.2008 № 7­ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273­ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99­ФЗ, от 07.06.2013 № 120­ФЗ, от 02.07.2013 № 170­ФЗ, от 23.07.2013 № 203­ФЗ, от 25.11.2013 № 317­ФЗ, от 03.02.2014 № 11­ФЗ, от 03.02.2014 № 15­ФЗ, от 05.05.2014 № 84­ФЗ, от 27.05.2014 № 135­ФЗ, от 04.06.2014 № 148­ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145­ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации». Приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   «Об   утверждении   федерального   государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480). Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и   науки   Российской   Федерации   от   17.05.2012   №   413   “Об   утверждении   федерального   государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”». Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения   образовательных   программ   среднего   профессионального   образования   на   базе   основного   общего образования   с   учетом   требований   федеральных   государственных   образовательных   стандартов   и   получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». Федеральный закон от 10.01.2002 № 7­ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от  05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133. Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического профиля:  методические рекомендации: метод. пособие. — М., 2010. Интернет­ ресурсы  .  ru(Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).   .  ru(Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов).   .  edu   .  fcior www     .  academic  .  ru(Академик. Словари и энциклопедии). www  wwww     .  dic   .  globalteka библиотека). www    www   .  window    .  edu   .  ru(Единое окно доступа к образовательным ресурсам). www. st­books. ru (Лучшая учебная  литература). www   .  school   www. ru/book (Электронная библиотечная система). www   .  ru(Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).  .  ru   /  edu  www. school­collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).  .  htm(Образовательные ресурсы Интернета — Физика).  .  com(Воо^ Gid. Электронная   .  booksgid    .  alleng    /  phys    .  edu  https//fiz.1september.ru (учебно­методическая газета «Физика»). www. n­t. ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике). www   .  ru(Ядерная физика в Интернете).  .  nuclphys    .  msu   .  sinp  2 6 www. college. ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ). www  sciences    .  kvant    /  html(естественно­научный журнал для молодежи «Путь в науку»). Дмитриева Валентина Феофановна  .  mccme    .  ru(научно­популярный физико­математический журнал «Квант»). www   .  yos   .  ru   /  natural  ­   Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций Редактор Г.Е.Конопля Компьютерная верстка: Р.Ю.Волкова Корректор Е.В. Кудряшова Изд. № 101117383. Подписано в печать 29.07.2015. Формат 60 х 90/8. Усл. печ. л. 3,13. ООО «Издательский центр «Академия». www  Мира, 101В, стр. 1. Тел./факс: (495) 648­0507, 616­00­29.  .  ru129085, Москва, пр­т   .  academia    ­  moscow   Учебное издание

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"

Рабочая программа по физике для спо, профессия "Машинист локомотива"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2017