Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)
Оценка 4.6

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
физика
10 кл—11 кл
22.04.2018
Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)
Данный материал представлен в формате Word. Это рабочая программа по соответствующему курсу, указанному в теме материала, а также классу и ступени образования. Рабочая программа написана с учётом основных требований к учебному процессу по указанному предмету. Она предполагает использование определённого учебника, что отражено в программе. Программа содержит все основные разделы, с подробным описанием методических частей, входящих в неё. Материал полностью готов к распечатке
электив 10 11 Готовимся к ЕГЭ переделанный.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  Лосевская средняя общеобразовательная школа № 1 Рассмотрено: на заседании МО учителей математики и физики Протокол № __ от «__» ________20__г Руководитель ОМО _______________ Согласовано: На МС, руководитель _____ _________________ «___» _________ 20__г Утверждаю: Директор школы: ______________________ «___» ___________20__г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» 3 ступень обучения 10 ­ 11 класс  ЭЛЕКТИВ Срок реализации программы:  20__ – 20__ учебный год Авторская программа Составлена на основе Примерной программы среднего общего образования по физике  для 10 ­ 11 классов и государственного образовательного стандарта Название курса: «Готовимся к ЕГЭ по физике» (печатается по изданию: Терновая, Л.Н. Физика. Подготовка к ЕГЭ Элективный курс. /Л.Н. Терновая, Е.Н.  Бурцева, В.А. Пивень; под ред. В.А. Касьянова. — М.: Издательство «Экзамен», 2007. — 128 с. (Серия  «Элективный курс») Программу составил учитель физики Запорожцева Ольга Ивановна, первая квалификационная категория с. Лосево Элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по физике» 2 20__ г Элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по физике» 3 Пояснительная записка   Введение Одна из проблем профилизации старших классов большинства общеобразовательных школ во многих случаях — недостаточное число учащихся для комплектования профильных классов. Поэтому удовлетворить запросы учащихся, собирающихся продолжить обучение в вузах и нуждающихся в изучении физики на профильном уровне, можно с помощью элективных курсов, дополняющих базовый уровень. Одним из таких курсов может быть «Готовимся к ЕГЭ по физике», где уровень обучения повышается не столько за счет расширения теоретической части курса физики, сколько за счет углубления практической — решения разнообразных физических задач. Цель элективного курса — обеспечить дополнительную поддержку учащихся классов универсального обучения для сдачи ЕГЭ по физике (эта часть программы напечатана прямым шрифтом и предусматривает решение задач главным образом базового и отчасти повышенного уровня); — развить содержание курса физики для изучения на профильном уровне (эта часть программы выделена курсивом и предусматривает решение задач повышенного и высокого уровня). Методические особенности изучения курса Курс опирается на знания, полученные при изучении курса физики на базовом уровне. Основное средство и цель его освоения ­ решение задач. Лекции предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий, поэтому носят обзорный характер при минимальном объеме математических выкладок. Теоретический материал удобнее обобщить в виде таблиц, форму которых может предложить учитель, а заполнить их должен ученик самостоятельно. Ввиду предельно ограниченного времени, отводимого на прохождение курса, его   эффективность   будет   определяться  именно   самостоятельной   работой   ученика,   для   которой потребуется не менее 3­4 ч в неделю. В   процессе   обучения   важно   фиксировать   внимание   обучаемых   на   выборе   и   разграничении физической и математической модели рассматриваемого явления, отработать стандартные алгоритмы решения  физических  задач  в стандартных  ситуациях  и  в  измененных  или  новых  ситуациях  (для желающих изучить предмет и сдать экзамен на профильном уровне). При решении задач рекомендуется широко использовать аналогии, графические методы, физический эксперимент. Экспериментальные задачи включают в соответствующие разделы. При отсутствии в школе необходимой технической поддержки эксперимента рекомендуется использовать электронные пособия. Программа, рассчитанная на 69 ч, может использоваться  и  в классах с повышенным уровнем изучения физики для углубления профильного учебного предмета. Распределение   часов   для   изучения   различных   разделов   программы   не   является   жестко детерминированным.   Оно   может   варьироваться   в   зависимости   от   подготовленности   и   запросов учащихся.  Формы и виды самостоятельной работы и ее контроля Самостоятельная работа предусматривается в виде выполнения домашних заданий. Минимально необходимый объем домашнего задания ­ 7­10 задач (1­2 задачи повышенного уровня с кратким ответом (тип В), 1­2 задачи повышенного или высокого уровня с развернутым ответом (тип С), остальные задачи базового уровня с выбором ответа (тип А). Предусматриваются виды контроля, позволяющие оценивать динамику усвоения курса учащимися и получить данные для определения дальнейшего совершенствования содержания курса: — текущие (десятиминутные) контрольные работы в форме тестовых заданий с выбором ответа (подробнее работы представлены в следующих пособиях: Касьянов  В.А.  и др.) Физика: Тетрадь для контрольных работ. Базовый уровень. 10­11 класс: тесты». ­ М.:Дрофа, 2015г; «Физика. Тетрадь для контрольных работ. Профильный уровень. 10­11 класс». ­ М.: Дрофа, 2015г; — получасовые контрольные работы­тесты (по окончании каждого раздела); Элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по физике» 4 Содержание программы  X­XI классы (69 ч, 1 ч в неделю) 1. Эксперимент 3ч Основы   теории   погрешностей.  Погрешности   прямых   и  косвенных  измерений.   Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков. Кинематика  поступательного   и   вращательного   движения.   Уравнения   движения.   Графики 2. Механика 17 ч основных кинематических параметров. Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения. Законы Кеплера. Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика. Движение        со связями ­ приложение законов Ньютона.  тел  Механические   гармонические   колебания.  Простейшие   колебательные   системы.   Кинематика   и динамика механических колебаний, превращения энергии. Резонанс.      Законы сохранения импульса и энергии и их совместное применение в механике. Уравнение Бернулли ­ приложение закона сохранения энергии в гидро­ и аэродинамике. Статистический   и   динамический   подход   к   изучению   тепловых   процессов.  Основное 3. Молекулярная физика и термодинамика 15 ч уравнение MKT газов. Уравнение состояния идеального газа. Следствие из основного уравнения  MKT. Изопроцессы. Определение экстремальных параметров в процессах, не являющихся изопроцессами. Газовые смеси. Полупроницаемые перегородки.   Первый закон термодинамики  и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар. Второй закон термодинамики. Расчет КПД тепловых двигателей,  круговых процессов  и цикла Карно. Поверхностный   слой   жидкости,   поверхностная   энергия   и   натяжение.   Смачивание, Капиллярные явления. Давление Лапласа. 4. Электродинамика  18 ч Электростатика.  Напряженность   и   потенциал   электростатического   поля   точечного   и распределенных  зарядов.   Графики   напряженности   и   потенциала.   Принцип   суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов. Конденсаторы. Энергия электрического поля. Параллельное и последовательное соединения конденсаторов. Перезарядка конденсаторов. Движение зарядов в электрическом поле. Постоянный   ток.  Закон   Ома   для   однородного   участка   и   полной   цепи.   Расчет   разветвленных электрических цепей.  Правила Кирхгофа. шунты и добавочные сопротивления. Нелинейные элементы в цепях постоянного тока. Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы Ампера и Лоренца. Суперпозиция электрического и магнитного полей. Электромагнитная индукция.  Применение закона электромагнитной индукции в задачах о движении металлических перемычек в магнитном поле.  Самоиндукция. Энергия магнитного поля. 5. Электромагнитные колебания и волны  4 ч Элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по физике» 5 Электромагнитные      гармонические   колебания.  Колебательный   контур,   превращения  энергии  в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных и механических колебаний. Переменный ток    . Резонанс напряжений и токов в цепях переменного тока. Векторные диа­ граммы. Механические и электромагнитные волны. Эффект Доплера. 6. Оптика  7 ч Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света. Построение изображений неподвиж­ ных и  движущихся  предметов в тонких линзах, плоских и  сферических  зеркалах.  Оптические системы. Прохождение света сквозь призму. Волновая оптика.  Интерференция света, условия интерференционного максимума и минимума. Расчет   интерференционной   картины   (опыт   Юнга,   зеркало   Ллойда,   зеркала,   бипризма Френеля,   кольца   Ньютона,   тонкие   пленки,   просветление   оптики).  Дифракция   света. Дифракционная решетка. Дисперсия света. 7. Квантовая физика  5 ч Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение постулатов Бора для расчета линейчатых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами. Волны де Бройля для классической и релятивистской частиц. Атомное  ядро.  Закон  радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда, массового  числа, импульса и энергии в задачах о ядерных превращениях. Элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по физике» 6 Тематическое планирование учебного материала при прохождении курса в течение двух лет (X ­ XI классы, 68 ч, 1 ч в неделю) № урока. Тема Вид занятия Примеч ание По плану фактически 1 2 3 Эксперимент Эксперимент Эксперимент X класс (34ч, 1 ч в неделю) I.  Э к с п е р и м е н т     ( 3  ч) Лекция 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 2 1 1 1 Кинематика. Динамика Движение тел со связями. Статика  и гидростатика Кинематика Графики основных кинематических параметров Динамика Динамика Движение связанных тел Статика. Гидростатика. Законы сохранения Законы сохранения Законы сохранения 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Механические колебания и волны 17 18 19 20 Кинематика механических колебаний и волн Динамика механических колебаний и волн Уравнение Бернулли Контрольная работа № 1 «Механика» II.  М е х а н и к а    (1 7  ч) Лекция 2 1 Лекция 3 1 Лекция 4 1 Практическое занятие 3 1 Практическое занятие 4 1 Практическое занятие 5 1 Практическое занятие 6 1 Практическое занятие 7 1 Практическое занятие 8 1 Лекция 5 1 Практическое занятие 9 1 Практическое занятие 10 1 Лекция 6 1 Практическое занятие 11 1 Практическое занятие 12 1 Практическое занятие 13 1 Практическое занятие 14 1 III.  М о л е к у л я р н а я    ф и з и к а   и   т е р м о д и н а м и к а    (1 5  ч) 1 1 1 1 Лекция 7 Лекция 8 Практическое занятие 15 Практическое занятие 16 Основы MKT. Газовые законы Первый и второй законы термодинамики Основное уравнение MKT Уравнение состояния идеального газа. Газовые  законы 1 Практическое занятие 17 Определение экстремальных параметров 1 Практическое занятие 18 Полупроницаемые перегородки 1 Первый закон термодинамики Практическое занятие 19 1 Агрегатные состояния вещества. Насыщенный пар. Практическое занятие 20 1 Практическое занятие 21 Круговые процессы 1 Лекция 9 Поверхностный слой жидкости 1 Поверхностный слой жидкости Практическое занятие 22 Практическое занятие 23 1 Тепловые двигатели  Фазовые переходы Практическое занятие 24 1 Контрольная работа № 2 «Молекулярная физика» Практическое занятие 25 1 Обобщение за год Практическое занятие 26 1 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по физике» 7 Тема Вид занятия XI класс (34ч, 1 ч в неделю) IV. Электродинамика (12 ч) Примеч ание По плану фактически № урока. 1 2 3 4 5 6 7 Электростатика.  Постоянный ток Конденсаторы Электростатика Энергия взаимодействия зарядов Соединение конденсаторов Движение электрических зарядов в электрическом  поле Закон Ома для участка и полной цепи Правила Кирхгофа Перезарядка конденсаторов 8 9 10 11 Нелинейные элементы в цепях постоянного тока 12 Контрольная работа № 3 «Электродинамика  (электростатика, постоянный ток)» Лекция 1 Лекция 2 Лекция 3 Практическое занятие 1 Практическое занятие 2 Практическое занятие 3 Практическое занятие 4 Практическое занятие 5 Практическое занятие 6 Практическое занятие 7 Практическое занятие 8 Практическое занятие 9 V. Электродинамика (6 ч) 13 Магнитное поле. Электромагнитная индукция Силы Ампера и Лоренца Суперпозиция электрического и магнитного полей Электромагнитная индукция Движение металлических перемычек в магнитном  поле. Самоиндукция Контрольная работа № 4 «Электродинамика» 14 15 16 17 18 Лекция 4 Практическое занятие 10 Практическое занятие 11 Практическое занятие 12 Практическое занятие 13 Практическое занятие 14 VI. Колебания и волны (4 ч) 19 20 Электромагнитные колебания и волны Электромагнитные колебания в контуре.  Превращения энергии в колебательном контуре 21 Переменный ток. Резонанс напряжений и токов. 22 Векторные диаграммы Контрольная работа № 4 «Колебания и волны». VII. Оптика (7 ч) 23 24 25 26 27 28 29 Законы геометрической оптики. Построение  изображений. Оптические системы Законы преломления. Призма. Построение изображений в плоских зеркалах,  тонких линзах и сферических зеркалах Оптические системы Волновая оптика Расчет интерференционной картинки.  Дифракционная решётка Дисперсия света Контрольная работа № б «Оптика» Лекция 5 Практическое занятие 15 Практическое занятие 16 Практическое занятие 17 0,5 ч 0,5 ч Лекция 6 Практическое занятие 18 Практическое занятие 19 Практическое занятие 20 Лекция 7 Практическое занятие 21 Практическое занятие 22 0,5 ч  0,5 ч VIII. Квантовая физика (5 ч) Квантовая физика 30 31 Уравнение Эйнштейна 32 Применение постулатов Бора. Закон радиоактивного распада Лекция 8 Практическое занятие 23 Практическое занятие 24 33 Применение законов распада в задачах о ядерных  Практическое занятие 25 34 превращениях Волны де Бройля Контрольная работа № 7 «Квантовая физика» Практическое занятие 26  0,5 ч  0,5 ч Элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по физике» 8 Элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по физике» 9 Р е к о м е н д а ц и и  В  X  классе на уроке, посвященном  теории  погрешностей, можно рассмотреть вопрос о максимальной   погрешности   косвенных   измерений.   При   этом   не   следует   ограничиваться сообщением   готовых   формул;   в   качестве   примера   можно   вывести   формулы   для   расчета максимальной относительной погрешности произведения и частного. Чтобы не прибегать к дифференцированию, следует указать на малость погрешностей по сравнению с измеряемой величиной и при выводе пренебречь малыми величинами второго порядка. При решении задач по механике полезно при возможности решать одну и ту же задачу в разных системах отсчета. В   решении   задач   по   кинематике   предпочтительней   использовать   не   формулы   пути, пройденного   при   равномерном   или   равноускоренном   движении,   а   уравнения   движения, определяющие координаты движущегося тела в зависимости от времени. Следует уделить время решению задач по небесной механике, в том числе с использованием законов Кеплера; подробно остановиться  на совместном применении законов сохранения в механике:   упругий   и   неупругий   нецентральные   удары,   разделение   неподвижного   и движущегося тела на две или более частей, реактивное движение, уравнение Бернулли и его частные   случаи   —   истечение   жидкости   из   отверстия   в   сосуде,   течение   жидкости   в горизонтальных трубах разного диаметра, измерение давления жидкости в трубах. В разделе «Молекулярная физика и термодинамика»  целесообразно остановиться на двух   подходах   к   изучению   тепловых   явлений   —   статистическом   и   термодинамическом; решить задачи о процессах в газе, не являющихся изопроцессами. Необходимо   рассмотреть   условие   равновесия   смеси   газов   в   сосуде,   разделенном полупроницаемой   перегородкой.   Полупроницаемыми   называют   перегородки,   через   которые одни вещества (газы) могут проникать, а другие не могут. Например, металлы палладий и никель   проницаемы   только   для   водорода  и  непроницаемы   для   других   газов,   а   серебро проницаемо только для кислорода. Когда с обеих сторон от перегородки установятся оди­ наковые   концентрации   проникающего   через   него   газа,   потоки   газа   в   обе   стороны выравниваются и устанавливается динамическое равновесие, т.е. результирующий поток через перегородки   равен   нулю.   Другие   газы   при   этом   не   проникают   через   перегородки,   их парциальные давления и, соответственно, полные давления по разные стороны от перегородки могут быть различными. При   решении   задач   по   термодинамике   об   изменениях   агрегатного   состояния   вещества нужно   обратить   внимание   учащихся   на   используемое   при   решении   этих   задач   уравнение теплового   баланса   (это   не   что   иное,   как   частный   случай   первого   закона   термодинамики). Особого   внимания   требуют   задачи   с   не   определенным   в   условии   конечным   равновесным состоянием вещества. Круговые   процессы   могут   быть   представлены   в   различных   координатах  (p,V;  V,T;  p,T). Необходимо четко объяснять ученикам, что работа газа в круговом процессе определяется по площади полученной фигуры из участков графика только в координатах (р,V). Следует в краткой, но доступной форме объяснить особенности молекулярного строения жидкостей, физическую природу дополнительной (избыточной) энергии молекул жидкости в ее   поверхностном   слое   и,   соответственно,   образования   поверхностной   энергии   свободной поверхности жидкости, сил поверхностного натяжения. Вопросы смачивания и несмачивания следует увязать с различием в силах притяжения между молекулой жидкости и молекулой (атомом)   твердого   вещества,   с   одной   стороны,   и   между   молекулами   жидкости,   с   другой. Формулу Лапласа для давления под искривленной поверхностью жидкости можно привести без вывода, только для сферической поверхности. Объяснение капиллярных явлений дать со ссылкой на давление Лапласа; формулу высоты подъема (опускания) жидкости в капилляре вывести   как   пример   применения   формулы   Лапласа.   Привести   примеры   проявления капиллярных   явлений   в   природе,   технике,   бытовых   условиях.   Решить   экспериментальные задачи на определение коэффициента поверхностного натяжения. Элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по физике» 10 Раздел «Электростатика» нужно дополнить расчетом напряженности и потенциала поля распределенных зарядов на примерах равномерно заряженных сферы, плоскости, бесконечной тонкой нити, тонкого кольца. Для решения этих задач необходимо ввести понятия линейной и поверхностной плотности заряда. Рассматривая суперпозицию электрических полей, полезно вернуться к пройденному ранее материалу   и   решить   комбинированные   задачи   на   суперпозицию   электрического   и гравитационного полей. Задачи   о   превращениях   энергии   при   перезарядке   конденсаторов   в   этом   курсе   следует усложнить, включив в цепь источники тока для того, чтобы учесть работу сторонних сил. Закон   сохранения   энергии   в   этом   случае   целесообразно   записывать   в   форме,   аналогичной форме записи первого закона термодинамики: ΔW = A + Q, где  ΔW  — изменение энергии системы,  А  ­ работа сторонних сил,  Q  — выделившееся при перезарядке количество теплоты (аналогично ΔU = A + Q). Расчет разветвленных  цепей  постоянного  тока  можно провести с применением правил Кирхгофа. Достаточно использовать схемы с тремя контурами (один внешний, два внутренних) как наиболее простые для применения правил Кирхгофа. В этом случае получается система трех уравнений (одно ­ по первому правилу для одного из узлов цепи, два других — по вто­ рому   правилу   для   двух   из   трех   контуров).   Рекомендуется   после   составления   системы уравнений в общем виде подставить числовые значения для упрощения решения полученной системы. В раздел «Постоянный ток» целесообразно включить прикладные вопросы о расчете шунтов и добавочных сопротивлений (способ изменения цены деления амперметра или вольтметра). Следует рассмотреть задачи о нелинейных элементах в цепях постоянного тока (идеальном  полупроводниковом диоде, газоразрядной трубке и т.д.) при прямом и обратном включениях. В  XI  классе в разделе «Магнитное поле, электромагнитная индукция»  необходимо рассмотреть задачи о движении частиц при одновременном действии на них электрического и магнитного полей (случаи движения частицы по винтовой линии или по прямой). Исследуя   движение   металлических   перемычек   (подвижный   проводник   в   замкнутом контуре   в   магнитном   поле)   и   применяя   закон   электромагнитной   индукции,   следует   при определении   ЭДС   индукции   использовать   эквивалентные   схемы:   существование   ЭДС индукции эквивалентно действию источника тока с ЭДС, равной ЭДС индукции, возникающей на данном участке цепи. Знаки полюсов определяют, применяя правило Ленца и правило левой руки. Составив эквивалентную схему, для ответа на поставленный в задаче вопрос, можно воспользоваться правилами Кирхгофа. Следует рассмотреть частный случай: возникновение разности   потенциалов   на   противоположных   параллельных   поверхностях   массивного проводника, расположенного в магнитном поле, при прохождении по нему электрического тока; массивный проводник при этом неподвижен (эффект Холла). В   разделе  «Колебания   и   волны»  нужно   рассмотреть   механические   колебания   как результат   действия   квазиупругих   сил.   Раздел   полезно   дополнить   рассмотрением   эффекта Доплера в акустике и указать на проявление этого же эффекта в оптике. Простейшие   колебательные   системы   (математический   и   пружинный   маятник) рассматривают в случаях ускоренного движения точек подвеса маятников и влияния внешних сил на движение маятников (например, действие электрического поля на заряженное тело, входящее в систему маятника). При рассмотрении  электромагнитных колебаний и волн целесообразно использовать аналогию электромагнитных и механических колебаний. В решении задач о цепях переменного тока, резонансе напряжений и токов целесообразнее использовать   векторные   диаграммы,   чем   готовые   формулы.   Для   последовательного соединения   элементов   цепи   используют   векторную   диаграмму   напряжений,   а   для   парал­ лельного ­ векторную диаграмму токов. Рассматривая   превращения   энергии   в   колебательном   контуре,   наибольшее   внимание уделяют   применению   закона   сохранения   и   превращения   энергии   в   схемах   колебательного Элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по физике» 11 контура при изменении его параметров (индуктивности и электроемкости). Здесь могут также быть рассмотрены задачи с подключением в колебательный контур активного сопротивления (выделение теплоты на активном сопротивлении). Полезно вернуться к цепям постоянного тока   и   обсудить   роль   катушек   индуктивности   и   конденсаторов   в   процессах   установления равновесия при размыкании или замыкании цепи. В задачах о периодических процессах следует широко использовать графики и таблицы. В разделе  «Геометрическая оптика»  задачи о построении изображений в зеркалах и линзах усложняются рассмотрением изображений движущихся предметов. Полезно решить задачи на построение изображений в двойных зеркалах (показать, что все изображения точки в паре плоских   зеркал   находятся   на   одной   окружности,   центр   которой   расположен   на   ребре двухгранного  угла,   образованного  зеркалами;  получить  формулу,   позволяющую  определить число изображений в двойных плоских зеркалах). Применением известных учащимся законов отражения и преломления будут, по сути дела, задачи на построение изображений в плоскопараллельных пластинах, сферических зеркалах. Следует   также   рассмотреть   зависимость   оптической   силы   линзы   от   показателя преломления среды и радиусов кривизны сферических поверхностей линзы. Выяснить, как определяется оптическая сила и увеличение оптической системы для случаев, когда отдель­ ные элементы системы расположены вплотную друг к другу и на расстоянии друг от друга. Рассмотреть случай расположения линзы на границе раздела сред с различными показателями преломления. В волновой оптике  нужно не ограничиваться решением формальных задач на условие возникновения   интерференционных   экстремумов,   а   рассмотреть   конкретные интерференционные   картины   от   двух   отверстий,   зеркал   Ллойда   и   Френеля,   бипризмы Френеля. Рассматривая интерференцию в тонких пленках, нужно решить практическую задачу о просветлении оптики, задачу о кольцах Ньютона, клинообразных пластинах. Все виды задач необходимо рассмотреть как в проходящем, так и в отраженном свете. В   раздел  «Квантовая   физика»  необходимо   включить   вопрос   о   квантово­волновом дуализме,   не   рассмотренный   в   некоторых   учебниках   физики;   рассчитать   длину   волны   де Бройля для классической (v << с) и релятивистской (v  с) ≈ частиц. При решении задач о давлении света следует вернуться к вопросу о механизме давления газа и при решении задач использовать модель фотонного газа. Задачи о фотоэффекте нужно разнообразить определением характеристик фотоэффекта (ток насыщения, красная граница фотоэффекта, работа выхода, запирающее напряжение и т.д.) и постоянной Планка, используя график. В   задачах   о   линейчатых   спектрах   излучения   и   поглощения   энергии   атомом   обратить внимание   на   границу   применимости   постулатов   Бора;   не   ограничиваться   только   атомом водорода, использовать понятие водородоподобного атома (иона) –   и т.п. ; ; ; 2 1D 3 1T He Li Элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по физике» 12 Приложение Поурочное планирование с методическими рекомендациями при прохождении курса в течение одного учебного года XI класс, базовый уровень 34 ч, 1 ч в неделю I.            Эксперимент (1ч)   Урок1/1 Лекция 1 «Эксперимент» Основной материал. Основы теории, погрешностей. Погрешности прямых измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.   Методические рекомендации. На уроке кратко поясняют понятия абсолютной и относительной погрешностей, погрешностей прямых измерений (на примерах измерения различных физических величин соответствующими приборами); вводят понятие среднего значения физической величины при прямых измерениях; приводят примеры представления результатов различных физических величин в форме таблиц и графиков. Акцент следует сделать на практическом применении основ теории погрешностей: сравнение результатов измерений и значимые и незначимые различия, учет погрешностей измерений при построении графиков. При практической оценке погрешности непосредственного измерения достаточно довольствоваться максимальной погрешностью отсчета по шкале, равной ± 1 цене деления прибора (в том числе и для электроизмерительных приборов). Необходимо привести примеры записи результата измерения с указанием абсолютной погрешности, обратив внимание на число значащих цифр в значении измеренной величины и в погрешности.  Экспериментальные задачи по различным разделам (фотографии, таблицы, схемы) в дальнейшем рассматривают на практических занятиях. II.            Механика (7ч)   Основной материал.  Кинематика поступательного и вращательного  движения.  Уравнения  движения.  Графики основных кинематических величии. Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике. Лекция 2 «Кинематика. Динамика» Урок 2/1 Методические   рекомендации.  Вопросы   следует   рассматривать  кратко  (в   обзорном   плане),   сопровождая   пояснения практическими примерами. Особое внимание следует уделить выталкивающей силе ­ вопросу, изученному в основной школе и требующему повторения. Основной материал. Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика. Законы сохранения импульса и энергии Лекция 3 «Статика. Законы сохранения» Урок 3 /2 Методические рекомендации.  Следует   обратить   внимание  на  понятие  момента  силы  и  вопрос  о  равновесии  тела с закрепленной осью  вращения. При рассмотрении закона сохранения импульса  необходимо обратить внимание учеников на понятие замкнутой системы и на правильность записи закона сохранения импульса в проекциях на выбранные оси. Урок 4/3 Практическое занятие 1 «Кинематика» Методические рекомендации. Решить задачи по кинематике поступательного вращательного движения, в том числе задания в форме графиков и таблиц. Обратить внимание учащихся важность использования при решении задач «первых принципов» — основных законов и определений физических величин. Особенно удобно это сделать при вычислении средней скорости движения в случаях, когда либо пройденный путь, либо время движения разбивается на несколько частей, продемонстрировав типичную ошибку – нахождение средней скорости как среднего арифметического скоростей на различных отрезках пути или времени. Методические рекомендации. Основное внимание следует уделить правильной записи второго закона Ньютона в проекциях на выбранные координатные оси. Необходимо также рассмотреть задачи в графическом и табличном представлении.       Практическое занятие 2 «Динамика» Урок5/4 Урок 6/5 Практическое занятие 3 «Статика» Элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по физике» 13 Методические рекомендации.  Следует  уделить  внимание правильному применению  уравнений,  описывающих условия равновесия тел с закрепленной осью вращения. Обратить внимание на произвольность выбора оси вращения в задачах по ста­ тике. Рассмотреть задачи о сообщающихся сосудах и действии архимедовой силы. Урок 7/6 Практическое занятие 4 «Законы сохранения» Методические рекомендации. Необходимо рассмотреть задачи на соударение (упругое и неупругое) тел, на разрыв тела на части, реактивное движение; взаимные превращения механической энергии (закон сохранения энергии). Подчеркнуть, что идеально упругие и идеально неупругие взаимодействия ­ всего лишь модели реальных взаимодействий, рассмотреть образец решения задачи о частично неупругом взаимодействии. При решении задач на применение закона сохранения механической энергии обратить внимание произвольность выбора начала отсчета потенциальной энергии тела в поле тяготения. Показать, что многих случаях использование закона сохранения энергии приводит к ответу быстрее и проще, чем использование второго закона Ньютона и формул кинематики. Практическое занятие 5 «Движение тел со связями» (0,5 ч) Урок 8/7 Методические рекомендации. Рассмотреть движение тел со связями, как приложение законов Ньютона. Обратить внимание учащихся на необходимость отыскания пар взаимодействующих тел и, соответственно, включение в уравнение движения только приложенных к телу реально существующих сил (ни в коем случае не их составляющих типа «скатывающей силы» или силы нормального давления, приложенной не к телу, а к опоре). На второй половине урока: проводят контрольную работу № 1 «Механика».    Молекулярная физика (7 ч)      III. Урок 9/1 Лекция 4 «Основы молекулярно­кинетической теории. Газовые законы» Основной материал. Основное уравнение MKT газов. Средняя кинетическая. энергия поступательного движения молекул газа. Средняя квадратичная скорость. Уравнение состояния идеального газа ­ следствие из основного уравнения  MKT. Изопроцессы. Газовые законы. Закон Дальтона. Методические рекомендации. Необходимо обратить внимание на статистический характер основного уравнения MKT, на механизм давления газа; указать на применимость модели идеального газа в любых случаях, когда рассматривается система невзаимодействующих частиц свободных электронов, фотонов и т.п. Уравнение состояния идеального газа рассмотреть как следствие основного уравнения  MKT. Целесообразно этот вопрос рассмотреть в виде задачи на практическом занятии. Подробнее следует уделить внимание применению уравнения состояния идеального газа к газовым смесям. Лекция 5 «Первый и второй законы термодинамики» Урок 10/2 Основной материал.  Первый закон термодинамики и его применение для  различных процессов изменения  состояния идеального газа. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар. Второй закон  термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей цикла Карно. Методические рекомендации.  Вопрос, требующий особого внимания ­ принципиальное отличие внутренней энергии от теплоты. Необходимо подчеркнуть, что внутренняя энергия функция состояния системы, а теплота и работа – способы изменения внутренней энергии, значение которых зависит не только от начального и конечного стояний системы, но и от пути перехода системы из одного состояния в другое. В теме «Насыщенный пар» особое внимание уделить различию между насыщенным в ненасыщенным паром, различию между паром и газом, понятиям относительной и абсолютной влажности.  Урок 11/3 Методические рекомендации. Решение задач по материалу, изложенному в лекции 4. Практическое занятие 6 «Основное уравнение МКТ» Урок 12/4  Урок 13/5 Практическое занятие 7 «Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы» Методические рекомендации. Решение задач по материалу, изложенному в лекции 4. Практическое занятие.8 «Первый закон термодинамики» Методические рекомендации.  Решение задач по теме «Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы». При нахождении работы газа; в процессах, представленных графиками, обратить внимание учеников на то, что работа может быть найдена как площадь под графиком только в том случае, когда он построен в координатах  (p,V).  . При решении задач по теме «Термодинамика. Изменения  агрегатного состояния вещества»  использовать уравнение теплового баланса. Рассмотреть графически задачи об изменении агрегатного состояния вещества. Практическое занятие 9 «Тепловые двигатели» Урок 14/6 Элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по физике» 14 Методические рекомендации. Решение задач на  расчёт КПД тепловых двигателей, в том числе работающих по циклу Карно (идеальный  тепловой двигатель). Обратить  внимание на  невозможность нахождения КПД реальной тепловой машины по максимальной и минимальной температурам рабочего тела.  Практическое занятие 10 «Насыщенный пар» (0,5 ч) Урок 15/7 Методические рекомендации. Решение задач на расчет относительной и абсолютной влажности. Использовать в задачах зависимость давления насыщенного пара от температуры. Во второй половине урока проводят контрольную работу № 2 «Молекулярная физика».   IV.   Электродинамика (8 ч)                   Урок 16/1 Лекция 6 «Электростатика. Конденсаторы» Основной материал. Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и по­ тенциала.   Принцип   суперпозиции   электрических   полей.   Энергия   взаимодействия   зарядов.   Конденсаторы.   Энергия электрического поля. Закон сохранения энергии при движении зарядов в электрическом поле. Методические рекомендации. Обратить внимание на физический смысл потенциала ­ потенциальной энергии единичного заряда в данной точке поля, на расчет энергии взаимодействия зарядов и её изменения. Работу перемещения заряда в электрическом поле рассмотреть на примере однородного поля конденсатора. Перезарядку конденсаторов объясняют в этой теме как результат перемещения заряда в электрических цепях, не содержащих источников ЭДС, под действием кулоновских сил как внутренних сил системы. Элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по физике» 15 Урок 17/2 Основной материал. Закон Ома для однородного участка и полной цепи Расчет разветвленных электрических цепей. Работа мощность тока. Лекция 7 «Постоянный ток» Методические рекомендации.  Следует рассмотреть параллельное и последовательное соединения проводников, обратив внимание на расчет работы и мощности тока на участках разветвлённой цепи. Практическое занятие 11 «Электростатика» Методические рекомендации. Решение задач по теме «Электростатика», в том числе графических, для напряженности и потенциала. Обратить внимание: в отличие от напряженности потенциал внутри заряженной сферы не равен нулю! Решить задачи о суперпозиции электрических полей.  Урок 18/3 Урок 19/4 Практическое занятие 12 «Конденсаторы» Методические рекомендации. Решение задач на определение энергии электрического поля конденсатора и движение зарядов в электрическом поле плоского конденсатора. Урок 20/5 Практическое занятие 13 «Постоянный ток» Методические рекомендации.  Решение задач по теме лекции 7 «Постоянный ток». Обратить внимание на построение эквивалентных схем, используя точки равного потенциала. Пояснить принцип использования точек равного потенциала примером. Лекция 8 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» Урок 21/6 Основной материал. Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы Ампера и Лоренца. Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Энергия магнитно поля. Урок 22/7 Практическое занятие 14 «Магнитное поле» Методические рекомендации. Принцип суперпозиции магнитных полей ­ решение качественных задач с  применением правила правой руки или правого винта. Решение задач на силу Ампера и Лоренца ­ обязательно с рисунком (демонстрация правила левой руки).  Урок 23/8 Практическое занятие 15 «Электромагнитная индукция» (0,5ч) Методические   рекомендации.  Решение   задач   по   теме   с   обязательным   использованием   графических,   табличных   и экспериментальных заданий. Важно предупредить распространенную ошибку учащихся: возникновение ЭДС индукции – следствие изменения магнитного потока, а не его существования. Во второй половине урока проводится контрольная работа №3 «Электродинамика». V.       Колебания и волны (4 ч) Элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по физике» 16 Урок 24/1 Лекция 9 «Колебания и волны» Основной материал. Механические гармонические колебания. Простейшие колебательные системы. Кинематика и динамика механических   колебаний,   превращения   энергии.   Резонанс.   Электромагнитные   гармонические   колебания.   Колебательный контур, превращения энергии в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных и механических колебаний. Переменный ток. Механические и электромагнитные волны. Методические рекомендации. В кратком изложении рассматривают кинематические и динамические характеристики малых (гармонических) механических колебаний (координату, скорость, ускорение, возвращающую силу, энергию н т.д.),  движение математического и пружинного маятников. Электромагнитные колебания в колебательном контуре и электромагнитные волны рассматривают по аналогии с механическими. Практическое занятие 16 «Механические колебания и волны» Урок 25/2 Методические рекомендации. Рассмотреть задачи на колебания математического и пружинного маятников (период, частота, превращение энергии). Кинематика механических колебаний – определение параметров колебаний по графикам, таблицам, нахождение скорости и ускорения гармонических  колебаний  по уравнению зависимости смещения от времени. Динамика механических колебаний ­ определение возвращающей силы по второму закону Ньютона. Практическое занятие 17. «Электромагнитные колебания и волны» Урок 26/3 Методические рекомендации. Рассмотреть задачи об электромагнитных колебаниях в идеальном колебательном контуре и волнах с определением периода, частоты, энергии и т.д.  Урок 27/4 Практическое занятие 18. «Переменный ток» (0,5 ч) Методические рекомендации. Решение задач на применение закона Ома в цепях переменного тока с активным, индуктивным  и емкостным сопротивлениями. Во второй половине урока проводят контрольную работу № 4 «Колебания и волны».   VI.   Оптика     (4        ч)    Лекция 10 «Геометрическая и волновая оптика»* Урок 28/1 Основной материал. Геометрическая оптика. Законы отражения и преломления света. Построение изображений неподвижных  предметов в тонких линзах, плоских зеркалах. Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционного  максимума и минимума. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света. Элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по физике» 17 Методические рекомендации.  Рекомендуется   рассмотреть  явление  полного  внутреннего  отражения.  Кратко  изложить материал с рисунками на построение изображений, проанализировать простейшие случаи интерференции света от когерентных источников, дифракцию света в дифракционной решетке. Урок 29/2 Практическое занятие 19. «Законы отражения и преломления света» Методические рекомендации. Решение задач на применение законов отражения преломления света, в том числе на явление  полного внутреннего отражения. Рисунки при решении всех задач по геометрической оптике обязательны. Опыт показывает,  что навыки в решении геометрических задач у учащихся недостаточны, чем и объясняются трудности при решении задач по  геометрической оптике, этому обязательно подробное обоснование всех математических шагов в решении таких задач. Урок 30/3 Практическое занятие 20. «Построение изображений в плоских зеркалах и линзах» Методические рекомендации. Решение задач на построение изображений неподвижных предметов в плоских зеркалах (в том  числе двойных) и тонких собирающих и рассеивающих линзах (с применением формулы тонкой линзы). Практическое занятие 21 «Волновая оптика» (0,5 ч) Методические рекомендации. Решение задач на простейшие случаи интерференции и дифракции света в дифракционной решетке. Во второй половине урока проводят контрольную работу № 5 «Оптика». Урок 31/4              VII.  Квантовая физика (2 ч)   Урок 32/1 Лекция 11. «Квантовая физика» Основной материал.  Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение постулатов Бора для расчета   линейчатых   спектров   излучения   и   поглощения   энергии   водородоподобными   атомами.   Атомное   ядро.   Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда, массового числа в задачах о ядерных превращениях. Элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по физике» 18 Методические рекомендации. При рассмотрении фотоэффекта показать график зависимости запирающего напряжения (максимальной кинетической энергии фотоэлектронов) от частоты падающего света и указать, какие физические величины могут быть определены из этого графика. Применение постулатов Бора показать на конкретном примере линейчатого спектра водородоподобного атома (атома с одним валентным электроном). Практическое занятие 22 «Квантовая физика» Урок 33/2 Методические рекомендации. Решение задач по фотоэффекту с применением уравнения Эйнштейна, применению постулатов Бора,  закона радиоактивного распада, ядерным превращениям ( ­ и  ­распады, ядерные реакции и термоядерные реакции с применением законов заряда и массового числа). α β Урок 34 Итоговое тестирование

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)

Рабочая программа по физике: Электив "Готовимся к ЕГЭ" (10 - 11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2018