Содержание данной рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по географии. При изучении географии в 5 классе обучающиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках.
Рабочая программа по географии (5 класс).docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
«Рассмотрено»
«Согласовано»
«Утверждаю»
Заместитель директора школы
по _________________
«____»____________
Директор МБОУ СОШ №
_________________
Приказ № от « »
учителей
Руководитель
МО
естественно
географического
цикла
______________
Протокол № от « »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«География»
(5 класс)
Учитель: Зеленина В. И. 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа разработана по учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А.
Плешакова « География. Введение в географию». 5 класс.
Планируемые предметные результаты:
формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении
планеты человеком;
формирование представлений о методах географических исследований;
формирование представлений о форме и размерах и движении Земли;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
формирование представлений о взаимодействии океана и суши, о значении
Мирового океана;
оболочек Земли;
формирование представлений о географической оболочке и особенностях
овладение элементарными практическими умениями использования приборов
и инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды;
овладение основами картографической грамотности и использование
географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
уметь составлять схему наук о природе;
уметь составлять описание учебного кабинета географии;
уметь составлять перечень источников географической информации, используемых
на уроках;
уметь организовывать наблюдение за погодой;
уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной
поверхности;
уметь составлять план;
уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;
уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать
географические объекты;
уметь составлять сводную
таблицу «Имена русских первопроходцев и
мореплавателей на карте мира»;
уметь организовывать фенологические наблюдения в природе;
уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.
Обучающиеся должны:
1. Называть и показывать:
полюса, экватор;
части Мирового океана;
виды движения воды в океане;
форму и размеры Земли;
материки и океаны Земли;
географические объекты, предусмотренные программой;
маршруты географических исследований и путешествий.
2. Приводить примеры:
различных видов морей;
различия природы материков.
3. Определять:
стороны горизонта на местности (ориентироваться);
специфику природы материков и океанов по географической карте;
направления по сторонам горизонта с помощью компаса.
4. Описывать географические объекты.
5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Наука география (2 часа)
Содержание темы:
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований:
описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия:
география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический
метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии:
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи:
География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она
изучает законы взаимоотношения человека и природы.
География располагает большим количеством разнообразных научно
исследовательских методов.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинноследственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Практические работы:
Составление схемы наук о природе.
Составление описания учебного кабинета географии.
Составление перечня источников географической информации, используемых на
уроках.
Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы:
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт
Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки.
Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия:
плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный
радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус,
модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности,
аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы,
сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи:
Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение
долгого времени.
Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения
человечества.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинноследственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
сравнение свойств географической карты и плана местности;
определение направлений на плане и карте.
Практические работы:
1.
Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной
поверхности.
2.
3.
4.
Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Составление схемы наук о природе
Организация наблюдений за погодой
Тема 3. История географических открытий (12 часов)
Содержание темы:
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «КонТики».
Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея.
Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь
деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной
Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северовостоке Азии. Русские кругосветные
экспедиции. Открытие Антарктиды. Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь,
Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная
Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко
Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко
да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан
Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг,
Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей
Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи:
Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений
людей.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинноследственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Практические работы:
1.
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение
географических объектов.
2.
Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на
карте мира».
Тема 4. Природа Земли (2 часа)
Содержание темы:
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части:
литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия:
природа,
географическая оболочка.
объекты природы,
литосфера,
атмосфера,
гидросфера,
биосфера,
Основные образовательные идеи:
Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или
природу Земли.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинноследственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
понятие о географической оболочке Земли;
определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.
Практические работы:
1. Организация фенологических наблюдений в природе.
Тема 5. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Содержание темы:
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в
океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для
природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия:
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна,
течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра,
степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научноисследовательская станция.
Основные образовательные идеи:
Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
Природа каждого материка уникальна.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинноследственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
Географические особенности природы материков и океанов.
Практические работы:
1.
2.
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Всего практических работ: 9
Составление схемы наук о природе
Организация наблюдений за погодой
Определение с помощью компаса сторон горизонта
Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной
1.
2.
3.
4.
поверхности 5.
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение
географических объектов
6.
карте мира»
Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на
7.
8.
9.
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли
Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка
Организация фенологических наблюдений в природе
Календарно тематическое планирование с указанием часов, отводимых
на освоение каждой темы
Название
раздела
Тема урока
Основные виды учебной деятельности
обучающихся
№
п/п
Дата
проведени
я
пла
н
фак
т
Тема 1.
Наука
география
(2 часа)
1
2
Что такое
география?
Методы
Раскрывать значение терминов
география знать персоналии –
Эратосфен, Генри Стенли;
П/р Составление схемы наук о природе.
Уметь составлять схемы.
П/р Организация наблюдений за
погодой. П/р Организация
фенологических наблюдений в природе
Уметь организовывать наблюдения за
погодой.
Комментировать и формулировать 3
4
5
6
7
географическ
их
исследований
понятия: методы географических
исследований: описательный,
картографический, космические
методы;
уметь организовывать наблюдения за
погодой.
Уметь давать определение понятиям
плоскость, шар, окружность Земного
шара, эллипсоид, полярный радиус,
экваториальный радиус, уметь
организовывать наблюдения за
погодой
Уметь давать определение понятиям
с и давать комментарии явлениям
суточное (осевое) движение Земли,
годовое (орбитальное) движение
Земли; уметь организовывать
наблюдения за погодой
Уметь давать определение понятиям
глобус, модель, географическая
карта, физическая карта,
топографическая карта, план
местности уметь составлять
сравнительную характеристику
разных способов изображения земной
поверхности. П/р Составление
сравнительной характеристики разных
способов изображения земной
поверхности,
уметь организовывать наблюдения за
погодой.
Формировать представления об
ориентировании на местности,
умений пользоваться измерительными
приборами.
П/р Определение с помощью компаса
сторон горизонта.
Уметь организовывать наблюдения за
погодой.
Формировать навыки и умения
обобщений, работы с различными
контрольноизмерительными
материалами. Уметь организовывать
наблюдения за погодой.
От плоской
Земли к
земному шару.
Форма,
размеры и
движение
Земли.
Глобус и
карта.
Ориентирован
ие на
местности.
Урок
обобщения и
контроля по
теме «Земля
и её
изображение
».
Тема 2.
Земля и её
изображени
е (5 часов)
Тема 3.
История 8
9
10
11
12
13
14
15
географиче
ских
открытий
(13 часов)
По следам
путешественн
иков
каменного
века
Путешественн
ики древности
Путешествия
морских
народов.
Первые
европейцы на
краю Азии.
Хождение за
три моря.
Морской путь
в Индию.
Открытие
Америки.
Первое
кругосветное
плавание.
Формировать представления о
возможности совершенствования
длительных путешествий в
древности, уметь организовывать
наблюдение за погодой.
Организация работы с к/к.П/р
Обозначение на контурной карте
маршрутов путешествий, обозначение
географических объектов
Формировать представления о
возможности совершенствования
длительных путешествий в
древности; уметь организовывать
наблюдение за погодой
Формировать представления о
возможности совершенствования
длительных путешествий морскими
народами; уметь организовывать
наблюдение за погодой.
Формировать представления о
возможности совершенствования
длительных путешествий
европейцами в Азию; уметь
организовывать наблюдение за
погодой.
Формировать представления о
вкладе русских путешественников в
изучение регионов моря на примере
путешествия Афанасия Никитина;
уметь организовывать наблюдение за
погодой.
Формирование представлений об
эпохе великих географических
открытий как периоде интенсивного
освоения территорий Земли; уметь
организовывать наблюдение за
погодой.
Формировать представления о
причинах и следствиях открытия
Америки; уметь организовывать
наблюдение за погодой.
Формировать представления о
возможности совершенствования и
географических следствиях первого
кругосветного путешествия; уметь
организовывать наблюдение за
погодой. 16
17
18
19
20
21
22
Формировать представления о
возможности совершенствования и
географических следствиях открытия
Южного материка; уметь
организовывать наблюдение за
погодой.
Формировать представления о
возможности совершенствования и
географических следствиях поиска
Южной земли; уметь организовывать
наблюдение за погодой
Формировать представления о
совершенствовании и географических
следствиях открытия северо
западной части Северной Америки
русскими путешественниками; уметь
организовывать наблюдение за
погодой.
Формировать представления о
совершенствовании кругосветного
путешествия под русским флагом и
открытии ими Антарктиды; уметь
организовывать наблюдение за
погодой.
П/р Составление сводной таблицы
«Имена русских первопроходцев и
мореплавателей на карте мира»
Формировать навыки и умения
обобщений, работы с различными
контрольноизмерительными
материалами, уметь организовывать
наблюдение за погодой.
Открытие
Южного
материка.
Поиски
Южной земли
продолжаются
Русские
путешественн
ики.
Вокруг света
под русским
флагом
Урок
обобщения и
контроля по
теме
«История
географическ
их открытий»
Мировой
океан и его
части.
Раскрывать значение терминов,
формировать представление о
Мировом океане и его составных
частях.
Организация работы с к/к.
П/р Обозначение на контурной карте
материков и океанов Земли.
Значение
Мирового
океана для
природы и
Раскрывать значение терминов,
формировать представление о живых
организмах в Мировом океане и его
значении
Тема 4.
Путешестви
е по планете
Земля (9
часов) 23
24
25
26
27
28
29
человека.
Путешествие
по Евразии.
Путешествие
по Африке.
Путешествие
по Северной
Америке.
Путешествие
по Южной
Америке.
Путешествие
по Австралии.
Путешествие
по
Антарктиде.
Урок
обобщения и
контроля по
теме
«Путешестви
е по планете
значение терминов,
Раскрывать
учиться
характеризовать
географическое положение материка,
участвовать в обсуждении природы
материка, уметь приводить примеры
природных
«рекордсменов»
материка.
Организация работы с к/к.
П/р Обозначение на контурной карте
материков и океанов Земли.
П/р Обозначение на контурной карте
крупнейших государств материка
Раскрывать значение терминов,
учиться характеризовать
географическое положение материка,
участвовать в обсуждении природы
материка, уметь приводить примеры
природных «рекордсменов»
материка.
Раскрывать значение терминов,
учиться характеризовать
географическое положение материка,
участвовать в обсуждении природы и
хозяйственной деятельности
населения материка.
Раскрывать значение терминов,
учиться характеризовать
географическое положение материка,
участвовать в обсуждении специфики
природы и хозяйственной
деятельности населения Южной
Америки.
Раскрывать значение терминов,
учиться характеризовать
географическое положение материка,
участвовать в обсуждении специфики
природы и хозяйственной
деятельности населения Австралии
Раскрывать значение терминов,
учиться характеризовать
географическое положение материка,
участвовать в обсуждении специфики
природы и хозяйственной
деятельности населения Антарктиды
Формирование навыков и умений
обобщения тематического материала,
работы с различными КИМами Земля»
Тема 5.
Природа
Земли (5
часов)
30
31
32
33
34
35
Что такое
природа
Оболочки
Земли
Оболочки
Земли.
Урок
обобщения и
контроля за
курс 5 класса
Итоговый
урок за курс 5
класса
Раскрывать значение природы,
природных объектов и объектов,
созданных человеком
Раскрывать значение оболочек Земли.
Раскрывать значение оболочек Земли.
Повторение и обобщение знаний по
разделам курса
Повторение и обобщение знаний по
разделам курса
Резерв
времени Практические работы 5 класс
Практическая работа №1
Тема. Составление схемы наук о природе.
Цель работы: формирование знаний учащихся о составе наук природы; формирование
умений преобразовывать текстовый материал в схематический и вычерчивание его в виде
схемы.
Задание учащимся.
***
1. Из текста §1 выбрать информацию, которая характеризует состав наук о
природе.
2. Преобразовать текстовый материал в схематический и вычертить схему наук о
природе. Практическая работа №2
Тема. Организация наблюдений за погодой.
Цель работы: формирование умений вести наблюдения за изменениями, происходящими в
природе.
Задание учащимся.
***
1. Повторить приемы наблюдения за погодой: приемы определения температуры
воздуха, направления и силы ветра, облачности, атмосферного давления.
2. Вычерчивание таблицы для внесения данных своих наблюдений за погодой с
помощью условных знаков.
КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ НА
12
13
14
15
СЕНТЯБРЬ
18
20
19
16
17
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Дни
недели
Состояние
О
облачности
Виды
облаков
Осадки
…
Направление ветра Сила
ветра
1б
Фенологические
наблюдения
Тема. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Практическая работа №3
Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса.
Оборудование: компас.
Задание учащимся.
***
1. В школьном дворе определить расположение сторон горизонта, определить
азимуты отдельно стоящих объектов и совершить передвижение по заданному
азимуту.
2. Сделать записи в тетради. Тема. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной
поверхности.
Практическая работа №4
Цель работы: формирование представлений о разных способах изображения земной
поверхности.
Оборудование: глобус, географическая карта, топографическая карта, космические
фотографии.
Задание учащимся.
***
1. Определить сходство и отличие фотографического изображения земной
поверхности, с поверхности Земли, сделанного с борта самолета, с борта
космического корабля.
2. Результаты работы оформить в виде таблицы, в которой указываются черты
сходства и отличий перечисленных изображений земной поверхности.
Фотография
поверхности Земли
с
Фотография с борта
самолета
Фотография с борта
космического
корабля Сходства
Отличия
Практическая работа №5
Тема. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение
географических объектов.
Цель работы: формирование навыков работы на контурной карте: обозначение
маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
***
1. С помощью карандашей на контурную карту нанести линиями маршруты
путешествия, указывающие направление движения.
2. На контурную карту нанести географические объекты, относящиеся только к
первому путешествию открытия Америки.
Примечание. Подобная практическая работа выполняется по каждому
маршруту путешествий. Практическая работа №6
Тема. Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на
карте мира»
Цель работы: формировать умения составления сводной таблицы «Имена русских
землепроходцев и мореплавателей на карте мира», различать и сравнивать изученные
путешествия и их следствия.
Задание учащимся.
***
1. На основе картографической информации атласа, тематического содержания
параграфа учебника и дополнительных источников информации составить сводную
таблицу «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира».
2. Результаты работы оформить в виде таблицы: Имя путешественника,
Годы жизни
Район
Дата
род деятельности
исследования
путешествия
Географический
объект, названный в
честь путешественника
Тема. Обозначение на контурной карте материков и океанов.
Практическая работа №7
Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом
предъявляемых требований.
***
Задание учащимся.
Нанести на контурную карту материки и океаны.
Практическая работа №8
Тема. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом
предъявляемых требований
***
Задание учащимся.
Нанести на контурную карту крупнейших государств материка.
Тема. Организация фенологических наблюдений в природе.
Практическая работа №9
Цель работы: формирование умений вести фенологические наблюдения за изменениями,
происходящими в природе.
Задание учащимся.
***
Проанализировать фенологические изменения, происходившие в природе за весенние
месяцы
Рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.