Содержание курса.
Данную программу реализуют следующие учебники.
География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.А. Летягин; по\д ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2015.
«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России.
Программа «Начального курса географии» полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 и 6классах по 35 ч (из расчета 1 ч в неделю).
Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
• актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
• развить познавательный интерес учащихся к объектам и процессам окружающего мира;
• научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
• научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.
ГЕОГРАФИЯ 5 кл.doc
Пояснительная записка.
Программа курса географии 59 классов составлена на основе:
федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в федеральном государственном
образовательном стандарте общего образования второго поколения;
Фундаментального ядра содержания общего образования;
примерной программы основного общего образования по географии, разработанной
Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки
Российской Федерации и Федерального агентства по образованию;
программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые
обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и
непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития учащихся;
идеи и положения Концепции духовнонравственного развития и воспитания
личности гражданина России.
География – учебный предмет, формирующий у учащихся комплексное, системное
и социальноориентированное представление о Земле как о планете людей,
объединяющий многие компоненты как естественнонаучного,
так и
общественнонаучного знания о мире. В этой дисциплине реализуются такие важные
сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация и
экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направленность,
которые должны способствовать формированию географической и общей культуры
молодого поколения.
Вклад географии в достижение целей основного общего образования огромен.
Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия
современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и
представлять его географическую картину, и формирование у учащихся умения
использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения,
оценки и прогнозирования природных, социальноэкономических экологических
процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения
безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в
окружающей среде.
Изучение предмета географии в основной школе обеспечивает:
понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как
важного фактора развития общества и отдельной личности;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на
современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и
рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого развития в
масштабах России и мира;
формирование посредством содержания курса школьной географии
мировоззренческой ценностносмысловой сферы личности учащихся на основе
общемировых и национальных ценностей, социальной ответственности и
толерантности;
приобретение опыта применения географических знаний и умений в
производственной и повседневной бытовой деятельности в целях адекватной
ориентации в окружающей среде и выработке способов адаптации в ней;
формирование навыков работы с различными источниками географической
информации, умение использовать информационнокоммуникационные технологии
и навыки моделирования и прогнозирования.
Содержание курса географии в основной школе ориентировано на формирование
широкого спектра видов деятельности (учебных действий) школьников, таких как:
умение пользоваться одним из «языков» международного общения –
географической картой;
умение пользоваться современными информационными технологиями;
наблюдать и исследовать местность, делать выводы и умозаключения, составлять
владеть научными географическими понятиями;
видеть проблемы и ставить вопросы;
анализировать информацию, классифицировать и группировать ее;
описания и характеристики, сравнивать.
В процессе освоения школьниками предметного географического содержания
формируемые в процессе обучения знания и виды деятельности должны стать основой
для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов каждого
учащегося.
Общая характеристика учебного предмета.
География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников
комплексное, системное и социальноориентированное представление о Земле как
планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и
хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к
географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к
устойчивому развитию территорий.
Задачами изучения географии в основной школе являются:
формирование системы географических знаний как элемента научной
картины мира;
познание
на конкретных примерах многообразия современной
географической среды на разных уровнях (от локального до глобального), что
позволяет школьникам ориентироваться в мире и представлять его географическую
картину;
познание характера и динамики главных природных, экологических,
экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в
географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на
современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и
рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития в
масштабах России и мира;
понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений,
происходящих в современной политической, экономической и социальной жизни
России и мира;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной
организации хозяйства в соответствии с природными, социальноэкономическими и
экологическими факторами;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее
геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности
природопользования и их взаимозависимости;
понимание потребности общества в географических знаниях, а также
формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация
их на профессии, связанные с этой наукой;
формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного
поведения в окружающей среде.
Место курса в базисном учебном плане.
Программа линии УМК Издательского центра «ВентанаГраф» разработана в
соответствии с учебным планом для основного общего образования. География в основной
школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения 280, из
них по 35 ч (1 ч в неделю) приходится на 5 и 6 классы и по 70 ч (2 ч в неделю) на 7, 8 и 9
классы.
Построение содержания курса географии для основной школы опирается на
пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его
содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых
подготавливает школьников к изучению географии.
Требования к результатам обучения географии.
Личностными результатами обучения географии является формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой
современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных,
культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих
результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировке в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других
видов деятельности;
6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлесивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной
программы основного общего образования являются: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинноследственные связи,
строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и
регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами
программы по географии являются:
освоения основной общеобразовательной
1) формирование представление о географии, ее роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода
как основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,
основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в
отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; 5) овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях
и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в
окружающей среде.
Содержание курса.
Данную программу реализуют следующие учебники.
География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
организаций / А.А. Летягин; по\д ред. В.П. Дронова. – М.: ВентанаГраф, 2015.
«Начальный курс географии» первый систематический курс новой для школьников
учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как
природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении
этого курса начинается формирование географической культуры и обучение
географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и
понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической
информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие
географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления
знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России.
Программа «Начального курса географии» полностью соответствует требованиям
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО).
Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 и 6классах по 35 ч (из
расчета 1 ч в неделю).
Основная цель «Начального курса географии» систематизация знаний о природе и
человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения
причинноследственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие
учебнометодические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при
изучении курса «Окружающий мир»;
развить познавательный интерес учащихся к объектам и процессам
окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и
человека;
научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого
геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой
физикогеографических и общественногеографических знаний.
Содержание и планируемые результаты изучения раздела (темы).
Содержание раздела (темы)
Планируемые результаты изучения
раздела (темы) Раздел «Географическое познание нашей планеты»
Что изучает география?
Методы географии и значение науки в жизни
людей.
Основные этапы познания поверхности
планеты.
Выдающиеся географические путешествия и
открытия.
Знать и объяснять существенные признаки
понятий: «географический объект»,
«компас».
Использовать понятия «географический
объект», «компас» для решения учебных
задач по наблюдению и построению моделей
географических объектов, по визированию и
определению направлений на стороны
горизонта.
Приводить примеры географических
объектов своей местности, результатов
выдающихся географических открытий и
путешествий.
Отбирать источники географической
информации для определения высоты
Солнца над горизонтом, для объяснения
происхождения географических названий.
Оценивать прогноз погоды, составленный по
народным приметам.
Применять изображения Земли из космоса
для определения географических объектов и
их состояний.
Раздел «Земля как планета Солнечной системы»
Возникновение Земли и ее геологическая
история.
Форма, размеры, движение Земли.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Сравнение Земли с обликом других планет
Солнечной системы.
Объяснение географических следствий
движения Земли вокруг Солнца и вращения
Земли вокруг своей оси.
Дни равноденствия и солнцестояний.
Знать и объяснять существенные признаки
понятий: «глобус», «земная ось»,
«географический полюс», «экватор».
Использовать понятия «глобус», «земная
ось», «географический полюс», «экватор»
для решения учебных задач по изучению
географических следствий вращения Земли
вокруг своей оси и движения Земли по
околосолнечной орбите.
Устанавливать взаимосвязи между высотой
Солнца, положением Земли на
околосолнечной орбите и природными
сезонами, временами года.
Приводить примеры планет земной группы.
Понимать причины фенологических
явлений.
Использовать приобретенные знания и
умения для проведения фенологических
наблюдений.
Раздел «Геосферы Земли»
Тема «Литосфера»
Внутренне строение Земли: ядро, мантия,
земная кора.
Литосфера – твердая оболочка Земли.
Способы изучения земных глубин.
Знать и объяснять существенные признаки
понятий: «литосфера», «земная кора»,
«рельеф», «горы», «равнины».
Использовать понятия «литосфера»,
«земная кора», «рельеф», «горы», Минералы и горные породы, слагающие
земную кору, их использование человеком.
Внутренние процессы, изменяющие земную
поверхность.
Землетрясения и извержения вулканов.
Виды движения земной коры.
Выветривание, результаты действия текучих
вод, ветра, льда и антропогенной
деятельности.
Грозные природные явления в литосфере,
правила поведения во время их активизации.
Основные формы рельефа суши: равнины и
горы, различия гор и равнин по высоте.
Рельеф дна Мирового океана.
Формы рельефа своей местности.
Природные памятники литосферы.
Особенности жизни, быта, занятий
населения в горах и на равнинах.
Отражение особенностей окружающего
человека рельефа в произведениях
искусства.
Тема «Гидросфера»
Гидросфера, ее состав.
Мировой круговорот воды.
Мировой океан и его части.
Моря, заливы, проливы.
Суша в океане: острова и полуострова.
Температура и соленость вод Мирового
океана.
Динамика вод: ветровые волны, цунами,
течения (теплые и холодные).
Хозяйственное значение Мирового океана.
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн,
водораздел. Речная долина и ее части.
Влияние рельефа на направление и характер
течения реки. Пороги и водопады.
Питание и режим рек.
Озера, происхождение озерных котловин.
Хозяйственное значение рек и озер.
Болота. Ледники, снеговая линия.
Оледенение горное и покровное,
многолетняя мерзлота.
Ледники – источник пресной воды.
Подземные воды, их происхождение,
«равнины» для решения учебных задач по
созданию модели внутреннего строения
Земли, по определению на местности
относительных высот точек земной
поверхности.
Устанавливать взаимосвязи между формами
рельефа земной поверхности и внешними,
внутренними географическими процессами.
Приводить примеры форм рельефа суши и
дна Мирового океана, стихийных природных
бедствий в литосфере и возможных
действий в чрезвычайных ситуациях.
Отбирать источники географической
информации для составления описаний
форм рельефа, для объяснения
происхождения географических названий
гор и равнин.
Выделять, описывать и объяснять
существенные признаки вулканов,
землетрясений, минералов и горных пород.
составлять описание гор и равнин, их
географического положения.
Использовать приобретенные знания и
умения для чтения физических карт, для
оценки интенсивности землетрясений.
Проводить самостоятельный поиск
географической информации о своей
местности из разных источников.
Знать и объяснять существенные признаки
понятий: «гидросфера», «океан», «море»,
«река», «озеро».
Использовать понятия«гидросфера»,
«океан», «море», «река», «озеро» для
решения учебных задач по созданию модели
глобального океанического конвейера, по
созданию модели родника, по определению
положения бассейна реки и водораздела
между реечными бассейнами.
Устанавливать взаимосвязи между формами
рельефа земной поверхности и характером
реки, составом горных пород и скоростью
просачивания воды.
Приводить примеры равнинных и горных
рек, озер по солености озерных вод и
происхождению озерных котловин,
стихийных природных бедствий в
гидросфере и возможных действий в
чрезвычайных ситуациях.
Отбирать источники географической
информации для составления описания
океанов и рек, объяснения происхождения условия залегания и использование.
Человек и гидросфера.
Охрана вод от загрязнения.
Природные памятники гидросферы.
Виды водных транспортных средств.
Отражение особенностей водных объектов в
произведениях искусства.
Тема «Атмосфера»
Атмосфера, ее состав, строение, значение.
Нагревание земной поверхности и воздуха.
Температура воздуха.
Особенности суточного хода температуры
воздуха в зависимости от высоты солнца над
горизонтом.
Атмосферное давление.
Ветер и причины его образования.
Бризы, муссоны.
Влажность воздуха.
Туман. Облака.
Атмосферные осадки.
Погода, причины ее изменений.
Предсказание погоды, народные приметы.
Климат. Распределение солнечного тепла и
света по поверхности Земли в зависимости
от географической широты.
Зависимость климата от близости океана,
высоты места, океанических течений,
расположения горных хребтов.
Человек и атмосфера.
Охрана атмосферного воздуха.
Погода и сезонные явления своей
местности.
Отражение особенностей атмосферных
явлений в народном творчестве и
фольклоре.
географических названий океанов, морей,
рек и озер.
Выделять, описывать и объяснять
существенные признаки воды.
Составлять описание океанов и рек, их
географического положения.
Использовать приобретенные знания и
умения для чтения физических карт,
выделения частей Мирового океана,
источников питания и режима рек.
Проводить самостоятельный поиск
географической информации о своей
местности из разных источников.
Знать и объяснять существенные признаки
понятий: «атмосфера», «ветер»,
«атмосферные осадки», «погода», «климат»
Использовать понятия «атмосфера»,
«ветер», «атмосферные осадки», «погода»,
«климат» для решения учебных задач по
определению атмосферного давления, по
созданию самодельных метеорологических
измерителей, по определению суточной
температуры воздуха, по определению
условий образования тумана, по выявлению
причин особенностей годового
распределения осадков на Земле.
Устанавливать взаимосвязи между
характером подстилающей поверхности и
температурой воздуха, между температурой
воздуха и атмосферным давлением и
скоростью ветра.
Приводить примеры ветров различного
направления, видов облаков, видов
атмосферных осадков, редких явлений в
атмосфере, стихийных природных бедствий
в атмосфере и возможных действий в
чрезвычайных ситуациях.
Отбирать источники географической
информации для составления описания
погоды, для объяснения причин
разнообразия климата на Земле.
Составлять описание результатов
наблюдения фактической погоды и
будущего состояния атмосферы.
Определять по статистическим данным
значения амплитуды температуры воздуха,
характер годового хода атмосферных
осадков, преобладающие направления ветра.
Использовать приобретенные знания и
умения для чтения карт погоды, для
определения температуры и давления Тема «Почвенный покров»
Почва и ее образование.
Плодородие почвы
Тема «Биосфера»
Биосфера, ее границы.
Гипотезы возникновения жизни на Земле.
Разнообразие животных и растений,
неравномерность их распространения на
суше.
Жизнь в океане.
Приспособленность организмов к условиям
существования.
Взаимное влияние животных и растительных
организмов.
Охрана органического мира.
Красная книга.
воздуха, направления и скорости ветра,
видов облаков и атмосферных осадков, для
определения относительной высоты по
разности атмосферного давления.
Проводить самостоятельный поиск
географической информации о своей
местности из разных источников.
Знать и объяснять существенные признаки
понятий: «почва», «почвенное плодородие»,
«биосфера», «природный комплекс».
Использовать понятия «биосфера»,
«природнотерриториальный комплекс» для
решения учебных задач по определению
механического состава почвы.
Устанавливать взаимосвязи между
природными условиями и особенностями
растительного и животного мира
тропического, умеренных, полярных поясов,
океана.
Приводить примеры почвенных организмов,
типичных растений и животных различных
районов Земли, стихийных природных
бедствий в биосфере и возможных действий
в чрезвычайных ситуациях.
Отбирать источники географической
информации для составления описаний
животных и растений разных районов Земли
и глубин океанов.
Выделять, описывать и объяснять
существенные признаки почвы, растений
разных районов Земли.
Составлять описание коллекции комнатных
растений, животных морских глубин,
экологической тропы.
Использовать приобретенные знания и
умения для чтения карт растительного и
животного мира, для составления коллекции
комнатных растений.
Проводить самостоятельный поиск
географической информации о своей
местности из разных источников.
Тема «Географическая оболочка Земли»
Взаимосвязь и взаимовлияние земных
оболочек: литосферы, гидросферы,
атмосферы, биосферы и почвенного
покрова.
Природные компоненты.
Природнотерриториальные комплексы.
Географическая оболочка – самый большой
природный комплекс.
Знать и объяснять существенные признаки
понятий: «географическая оболочка»,
«природнотерриториальный комплекс»,
«раса».
Использовать понятия «географическая
оболочка», «литосфера», «атмосфера»,
«гидросфера», «биосфера», «природно
хозяйственный комплекс», «раса» для
решения учебных задач по выявлению Состав и строение географической
оболочки.
Человек как часть географической
оболочки.
Происхождение и расселение человека на
Земле.
Расовый состав населения на Земле.
характера взаимодействия геосфер, по
определению представителей различных рас.
Устанавливать взаимосвязи между
оболочками Земли.
Приводить примеры представителей
различных рас.
Составлять описание представителей
различных рас.
Отбирать источники географической
информации для составления описаний
состава и строения географической
оболочки.
Выделять, описывать и объяснять
существенные признаки круговорота
веществ в природе.
Учебнометодическое обеспечение:
1. Печатные пособия.
Атлас «Зарубежная история. 5–11 классы». Атлас школьника.
Атлас мира.
Атлас России.
Карты:
Политическая карта мира.
Физическая карта мира
Карта полушарий
Физическая карта России.
Административнотерриториальная карта России
Физическая карта Чувашской Республики.
2. Информационнокоммуникативные средства.
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по географии.
Игровые компьютерные программы по географии.
3. Электроннозвуковые пособия.
Видеофильмы по географии.
4. Технические средства обучения.
Глобусы
Компас
Барометр
Гигрометр
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
5. Учебнопрактическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления таблиц и карт.
Штатив для карт и таблиц.
Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
Шкаф для хранения карт.
Ящики для хранения таблиц.
6. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол. Темы уроков
Содержание
Основные виды учебной деятельности
Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)
Уроки 1–2
География — одна
из наук о планете
Земля
Что изучает география? Географические
объекты, процессы и явления. Уникальные
географические объекты. Зарождение древней
географии
Урок 3
Наблюдения — метод
географической науки
Как географы изучают объекты и процессы?
Наблюдения — способ изучения географических
объектов и процессов
Наблюдать за географическими объектами своей местности.
Изучать правила работы с «Дневником географаследопыта».
Собирать модели и проводить опыты, показывающие
шарообразность Земли
Изготавливать модель гномона.
Подготовка «Дневника географаследопыта» для проведения
наблюдения за изменением направления и длины тени гномона
в течение некоторого времени.
Проводить наблюдение за изменением тени гномона1
Земля как планета Солнечной системы (4 ч)
Планета Земля (4 ч)
Урок 4
Земля среди других
планет Солнечной
системы
Уроки 5–6
Движение Земли по
околосолнечной орбите
Урок 7
Положение Земли в Солнечной системе.
Планеты земной группы. Возникновение Земли.
Форма и размеры Земли. Метод
географического моделирования
Земная ось и географические полюсы.
Географические следствия движения Земли
вокруг Солнца. Смена времён года на Земле.
Дни весеннего и осеннего равноденствия,
летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и
полярные круги
Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг
1 Курсивом выделены задания для работы во внеурочное время.
Измерять «земные окружности» (экватор, два
противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в
том, что глобус — наиболее точная модель Земли
Организация проведения осенних фенологических
наблюдений.
Готовить «Календарь природы»
Изучать модель «Земля — Луна — Солнце». Темы уроков
Содержание
Основные виды учебной деятельности
Суточное вращение
Земли
своей оси. Смена дня и ночи на Земле
Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите
и вращение вокруг земной оси.
Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях
Земли
Геосферы Земли (25 ч)
Литосфера (8 ч)
Строить модель «твёрдой» Земли
Урок 12
Строение земной коры.
Землетрясения
Уроки 13–14
Материковая и океаническая земная кора.
Нарушения слоёв земной коры. Виды движения
земной коры. Землетрясения. Сила
землетрясения
Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.
Урок 8
Слои «твёрдой» Земли
Урок 9
Вулканы Земли
Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро,
мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая
оболочка Земли. Способы изучения земных
глубин
Проявления внутренних процессов на земной
поверхности. Вулканы и гейзеры
Уроки 10–11
Из чего состоит земная
кора
Вещества земной коры: минералы и горные
породы. Образование горных пород.
Магматические, осадочные и метаморфические
горные породы
Создавать модели литосферных плит. Работать с
конструктором литосферных плит.
Определять положение Тихоокеанского огненного кольца.
Обозначать на схеме действующие вулканы
Начать создавать коллекцию горных пород своей местности.
Подготовить «Дневник географаследопыта» для проведения
изучения горных пород своей местности и сбора образцов.
Изучать горные породы своей местности и проводить сбор
образцов
Определять интенсивность землетрясений по описаниям и
таблице 12балльной шкалы Темы уроков
Содержание
Основные виды учебной деятельности
Рельеф земной
поверхности
форм рельефа. Способы определения
относительной высоты географических объектов
Урок 15
Человек и литосфера
Условия жизни человека в горах и на равнинах.
Полезные ископаемые
Подготовить «Дневник географаследопыта» для проведения
измерения относительной высоты холма с использованием
самодельного нивелира на местности. Определять
относительную высоту холма с использованием самодельного
нивелира на местности
Работать с топонимическим словарём. Определять
происхождение названий географических объектов. Изучать
и использовать способы запоминания названий
географических объектов.
Проводить изучение полезных ископаемых своей местности
и собирать образцы
Атмосфера (4 ч)
Урок 16
Воздушная оболочка
Земли
Атмосфера Земли. Размеры атмосферы.
Вещественный состав и строение атмосферы
Уроки 17–18
Погода и
метеорологические
наблюдения
Погода. Наблюдения за погодой на
метеорологической станции. Заочная экскурсия
в музей «Метеорологическая станция
Симбирска»
Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного
давления.
Изготавливать самодельный барометр и измерять
атмосферное давление.
Подготовить «Дневник географаследопыта» для проведения
измерения атмосферного давления самодельным барометром
Изготавливать самодельные измерители направления и
скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер),
изменения температуры воздуха (термометр).
Подготовить «Дневник географаследопыта» для проведения
измерений направления и скорости ветра, количества осадков
и температуры воздуха самодельными приборами
Урок 19
Как атмосфера влияет на человека и его условия Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну Темы уроков
Содержание
Основные виды учебной деятельности
Человек и атмосфера
жизни. Влияние человека на атмосферу.
Опасные и редкие явления в атмосфере
и лето будущего года.
Проводить оценки прогноза, составленного по народным
приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс)
Водная оболочка Земли (7 ч)
Уроки 20–21
Вода на Земле
Гидросфера и её части. Вещественный состав
гидросферы. Круговорот воды на Земле
Урок 22
Мировой океан —
главная часть
гидросферы
Мировой океан. Береговая линия. Части
Мирового океана. Суша в океане
Урок 23
Воды суши. Реки
Уроки 24–25
Озёра. Вода в «земных
кладовых»
Разнообразие вод суши. Река, речная система,
бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные
реки. Пороги и водопады
Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники.
Горные и покровные ледники. Айсберги.
Подземные воды
Урок 26
Человек и гидросфера
Вода — основа жизни на Земле. Использование
человеком энергии воды. Отдых и лечение «на
Изучать и описывать свойства воды.
Подготовить «Дневник географаследопыта» для проведения
опытов по изучению свойств воды
Определять происхождение названий географических
объектов.
Изучать и использовать способы запоминания названий
географических объектов.
Создавать игру «Знатоки морских названий».
Создавать в «Дневнике географаследопыта» топонимические
страницы
Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку.
Выявлять основные различия горных и равнинных рек
Подготовить «Дневник географаследопыта» для проведения
опыта, показывающего, что вода просачивается в различных
горных породах с разной скоростью.
Проводить опыт для определения скорости просачивания воды
через образцы пород (глина, песок, суглинок).
Создавать и работать с самодельной моделью родника
Работать с текстами легенд и народных сказаний,
посвящённых объектам гидросферы. Темы уроков
Содержание
Основные виды учебной деятельности
воде»
Создавать в «Дневнике географаследопыта» топонимические
страницы
Биосфера (6 ч)
Работать с изображениями и описаниями ископаемых
остатков организмов
Составлять и описывать коллекции комнатных растений по
географическому принципу.
Определять правила ухода за комнатными растениями с
учётом природных условий их произрастания
Создавать игры биогеографического содержания
Тундра. Арктические и антарктические пустыни.
Жизнь в океане
Природное окружение человека. Природные
особо охраняемые территории. Заочное
знакомство с Лапландским заповедником
Изучать виртуально морских животных с путеводителем
«Жизнь в морских глубинах».
Работать с определителем морских животных
Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе
Лапландского заповедника.
Составлять в «Дневнике географаследопыта» схемы
экологической тропы.
Создавать агитационные листки (плакаты) на
природоохранные темы
Урок 27
Оболочка жизни
Урок 28
Жизнь в тропическом
поясе
Биосфера. Вещественный состав и границы
биосферы. Современное научное представление
о возникновении и развитии жизни на Земле
Растительный и животный мир Земли. Влажные
экваториальные леса. Саванны. Тропические
пустыни
Степи. Лиственные леса. Тайга
Урок 29
Растительный и
животный мир
умеренных поясов
Урок 30
Жизнь в полярных
поясах и в океане
Уроки 31–32
Природная среда.
Охрана природы
Уроки 33–35
Итоговое повторение
Рабочая программа по географии 5 класс.
Рабочая программа по географии 5 класс.
Рабочая программа по географии 5 класс.
Рабочая программа по географии 5 класс.
Рабочая программа по географии 5 класс.
Рабочая программа по географии 5 класс.
Рабочая программа по географии 5 класс.
Рабочая программа по географии 5 класс.
Рабочая программа по географии 5 класс.
Рабочая программа по географии 5 класс.
Рабочая программа по географии 5 класс.
Рабочая программа по географии 5 класс.
Рабочая программа по географии 5 класс.
Рабочая программа по географии 5 класс.
Рабочая программа по географии 5 класс.
Рабочая программа по географии 5 класс.
Рабочая программа по географии 5 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.