Рабочая программа по географии 5 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по географии 5 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
география
5 кл
03.05.2018
Рабочая программа по географии 5 класс
Программа по географии в 5 классе составлена в соответствии с ФГОС. В тематическом планировании четко обозначены развитие УУД. Всего 34 часа, один раз в неделю. Автор учебника Домогацких. В программу включены контрольные и практические работы, учтен региональный компонент. Для развития картографических умений включены практикумы.
ГЕО,рабочая программа.doc

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №13» х. Всадник

 

«Утверждаю»

Директор МОУ ООШ  №13

 х.Всадник

О.А.Сергеева_________

Приказ №___

от «31» августа  2017 года

   

 

 

«Рассмотрено»

на заседании МО

протокол № 1

от  «31августа»

Руководитель МО Т.Н.Каплаухова

______________

 

Рабочая программа по географии

к учебнику

«География. Введение в географию»  Е.М.Домогацких

для 5  класса МОУ ООШ № 13 х. Всадник,

составленная по программе курса «География 5 – 9 классы»

под ред.  Домогацких Е.М. для 5-9 классов

общеобразовательных учреждений

на 2017 – 2018 учебный год

 

Составитель:  Коновалова Т.В. учитель географии

первая квалификационная категория

 

Количество часов  34 часа

 

 

 

 

х. Всадник 

2017- 2018  учебный год

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии  с Федеральным образовательным  стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), на основе рабочей программы к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс / авт.-сост.: Н.В. Болотникова, С.В. Банников. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. (ФГОС Инновационная школа).Данная линия учебников рекомендована Министерством образования и науки РФ.

Основными целями изучения курса «География. Введение в географию» является:– систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями; формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать  географическую картину мира;

При этом решаются следующие задачи:

-развивающие: развитие познавательной учащихся 5  классов к объектам и процессам окружающего мира; активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, социализация ребёнка, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

-образовательные: ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества, усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности, формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умение отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);

-воспитательные: воспитание любви к природе и своему, Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие; формирование навыков безопасного, культурного, экологически  грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

 

       В процессе изучения предмета школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа).

       Учащиеся осваивают различные виды учебной деятельности: получают знания об окружающем их мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в новые способы деятельности, познавать глубже природу, активно действовать в ней.

     Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения географии учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (записывают и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей последовательности протекания природных и социальных процессов и др.

      Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «География. Введение в географию» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.

На основе « Основной  образовательной программы основного общего образования МОУ ООШ № 13»  на изучение географии в 5 классе отводится 34 часов. В соответствии с учебным планом  МОУ ООШ №13 курс   рассчитан на 34 учебные  недели,  в рабочей программе спланировано  34 часа, по 1 часу в неделю, с учетом  10% -го времени для  изучения регионального компонента, 10 практических работ, 2 контрольные( промежуточная и итоговая)

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «География. Введение в географию» опирается на знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения. Курс «География. Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.

Цели и задачи курса:

                      ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

                      формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

                      формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

                      сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных до глобальных.

Первый тематический раздел « Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.

Материал второго раздела «Земля и ее изображения»- не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии

Третий раздел «История географических исследований» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех условиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.

Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.

Пятый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с оболочкой нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.»

Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

Содержание программы (34 часа)

Тема

Содержание программного материала

Характеристика деятельности учащихся

Наука география

(2 ч.)

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Анализировать, воспринимать и обобщать географическую информацию, представленную в тексте. Использовать географическую информацию, представленную в учебнике для решения учебных задач. Описывать взаимосвязи между науками о природе, географический объект по плану. Объяснять значение географии в изучении Земли, отличительные черты источников географических знаний, методов географических исследований. Приводить примеры изучения древней и современной географии, методов географических исследований.

Составлять вербальное и географическое описание объекта по плану. Сравнивать древнюю и современную географию как науку. Формулировать выводы  о значении географии как науки, о значении географических знаний, методов географических исследований.

Земля и ее изображение

  (5 ч.)

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Формы, размеры и движение Земли. Глобус – модель земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Анализировать, воспринимать и обобщать географическую информацию, представленную в тексте параграфа. Описывать и объяснять ход проведения и результаты опытов, изготовление модели, виды изображения земной поверхности; особенности направлений по сторонам горизонта, взаимное положение объектов относительно сторон горизонта. Определять стороны горизонта с помощью компаса. Наносить объекты на план; направление по сторонам горизонта на план. Показывать на карте полюса, экватор, Северное и Южное полушарие, географические объекты на различных видах изображения земной поверхности; направление по сторонам горизонта. Приводить примеры видов изображения земной поверхности; примеры объектов, расположенных по разные стороны горизонта. Сравнивать положение объектов относительно друг друга. Составлять описание хода моделирования, географических следствий вращения Земли, простейший план учебного кабинета. Формулировать выводы  о влиянии вращений Земли на природные объекты и явления, о достоинствах и недостатках изображения земной поверхности; о значении компаса в жизни человека.

История географических открытий

(14 ч.)

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон- Тики». Плавание финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь и деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Анализировать, воспринимать и обобщать географическую информацию, представленную в тексте параграфа и атласа. Наносить на контурную карту географические объекты. Описывать по картам маршрут следования экспедиции Тура Хейердала и возможные пути заселения островов Тихого океана древними людьми; маршруты путешествий. Объяснять результаты и значение экспедиции Тура Хейердала для развития географических знаний; особенности природы отдельных территорий. Приводить примеры географических объектов, связанных с путешествиями древних и современных людей и показывать их на карте. Сравнивать изученные путешествия и их следствия. Составлять описание путешествия Хейердала с использованием географической информации, представленной в параграфе; описание путешествий с использованием различных источников географической информации. Формулировать выводы о значении путешествия Тура Хейердала; причинно-следственные связи между событиями. Участвовать  в проекте «История географических открытий», выбрав форму своего участия в сотрудничестве с одноклассниками. Выполнять разные типы тестовых заданий по проверке усвоения предметных и метапредметных знаний и умений.

Путешествие по планете Земля

(11 ч.)

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их воды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли. Природа родного края.

Анализировать, воспринимать и обобщать географическую информацию. Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.

Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач. Наносить объекты на контурную карту. Находить закономерности протекания явлений на основе разнообразных источников географической информации; закономерности распределения организмов в Мировом океане. Описывать океаны Земли; условия жизни в Мировом океане; природные условия материков; взаимное расположение географических объектов. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий, маршруты путешествий. Объяснять особенности океана и составных его частей; особенности условий среды обитания организмов взаимного влияния  Мирового океана и человека друг на друга; причины разнообразия природных условий на материках. Приводить примеры составных частей Мирового океана; природных рекордсменов материков и показывать их на карте; примеры географических объектов. Проводить простейшую классификацию течений Мирового океана; простейшую классификацию организмов; простейшую классификацию географических объектов. Сравнивать значение Мирового океана для природы и человека; географические объекты по количественным показателям; изученные географические объекты, процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков. Составлять описание частей Мирового океана, процессов образования волн и течений; описания условий обитания организмов и влияния Мирового океана на природу и человека; описание природных условий  материков; описание природных условий родного края. Формулировать закономерности протекание процессов образования волн и течений; закономерности протекания явлений по результатам наблюдений; выводы по теме уроков. Наблюдать особенности природных сообществ родного края во время экскурсии, фиксировать  взаимосвязи в природном сообществе, и как влияет на его состояние деятельность людей. Моделировать  связи между живыми существами (приводить примеры цепей питания, характерных  для каждого природного сообщества). Обсуждать меры по сохранению природных сообществ, правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе. Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и освоению универсальных учебных действий.

Природа Земли

(2 ч.)

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Анализировать, воспринимать и обобщать географическую информацию. Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений. Описывать природные объекты. Объяснять особенности компонентов природы. Приводить примеры объектов природы. Проводить простейшую классификацию объектов природы, процессов и явлений. Сравнивать изученные географические процессы и явления. Составлять описание географических процессов и явлений с использованием различных источников географической информации. Оценивать результаты своего учебного труда за год. Формулировать закономерности протекание процессов протекания явлений по результатам наблюдений; выводы по теме уроков.

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

Предметные результаты освоения курса «География. Введение в географию» на конец 5 класса.

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, тестовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- использовать современные навигационные приборы для ориентирования;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать количественные и качественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием различных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

-  различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

- сравнивать особенности отдельных регионов и стран;

- объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям;

- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

- сравнивать особенности природы и населения материальной и духовной культуры регионов отдельных стран;

- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

- описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

- создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

 

Ученик получит возможность научиться: 

- читать космические снимки и аэрофотоснимки и географические карты;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения;

- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

 

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий на конец 5 класса

Личностные результаты изучения курса «География. Введение в географию»

У выпускника будут сформированы:

- положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

- понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения друг к другу её членов;

- осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, формирование интереса к её  истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

- осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значения для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

- понимание важности здорового образа жизни.

У выпускника могут быть сформированы:

- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и - - адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

- зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с людьми, имеющими нарушения

  здоровья;

- эстетическое восприятие природы и объектов культуры,

- стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

- осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);

- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради;

- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Выпускник получит возможность научиться:

- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

- ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);

- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей

  тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.,

- определять основную и второстепенную информацию;

- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации,

  установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

- подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков  природных и

  социальных объектов;

- наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка,

  схемы, таблицы;

- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Выпускник получит возможность научиться:

- осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения

  исследовательских задач, включая Интернет;

- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в

  изобразительную, схематическую, табличную);           

- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;

- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или на внеурочных занятиях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, 

адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах,

  осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других,

  проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Выпускник получит возможность научиться:

-оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественно-научные, исторические, обществоведческие

  понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

- планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять

  способы их взаимодействия;

- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их разрешения ради 

  общего дела;

- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование  по географии

 «Введение в географию» 5 класс

  УМК, издательства «Русское слово» авторы Е.М. Домогацких, Н. И. Алексеевский (34 часа)

 

 

урока

Тема

Планируемые результаты обучения

Дата

Дом.

зад.

Предметные

Метапредметные и личностные

1

Что такое

География

Практическая работа №1 «Составление схемы наук о природе»

(урок практикум)

Выявлять и знать объекты изучения естественных наук,

в том числе географии.

Знать основные

правила работы в

кабинете географии

Познавательные: уметь работать с текстом,

выделять в нем

главное находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать(в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать

тематический материал; формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные:

определять цель, проблему в деятельности:

учебной и жизненно-

практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуаль­но; планировать де­ятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жиз­ненных ситуациях.  

Коммуникативные:

излагать свое мнение

(в монологе, диалоге,

полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в

дискуссии; понимать позицию дру­гого, выраженную в яв­ном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с авто­ром текста); различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории; кор­ректировать свое мне­ние под воздействием контраргументов; созда­вать устные и письмен­ные тексты для реше­ния разных задач общения с помощью учителя и самостоятель­но; осознанно использо­вать речевые средства в соответствии с ситуаци­ей общения и коммуни­кативной задачей; раз­решать конфликты.

Личностные: аргументированно оце­нивать свои и чужие поступки в однознач­ных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учеб­ных), опираясь на об­щечеловеческие нравственные ценно­сти; осознавать свои эмоции; понимать роль и значение географических знаний.

 

1 *

2

Методы

географических

исследований.

Обобщение, контроль и

коррекция

знаний по

теме раздела

Практическая работа №2.

« Составление описания учебного кабинета»

Практическая работа №3 «Организация наблюдений за погодой»

(урок практикум)

Давать определение

понятию картография.

Называть методы

географических исследований Земли. Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять

источники географических знаний. Выделять существенные признаки и

особенности тематического материала. Знать правила

работы с контрольно-измерительными

материалами по географии

 

 

 

2

*

3

От плоской Земли

к земному

шару

Диагностическая контрольная работа

Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.

 

Регулятивные: Слуховое и визуальное восприятие информации умение выделять в них главное. Планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно свои действия для решения задачи при нахождении сторон горизонта с помощью компаса.  Действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.

Выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме. Использовать речь для регуляции своих действий.

Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы.

Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

 

Познавательные:

- Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её. Находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде о космическом пространстве, Земле – планете Солнечной системы.

Самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач. Выявление географического следствия движения Земли

Коммуникативные:

- Строить понятные для партнёра

высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет.

Задавать вопросы. Использовать речь для регуляции своего действия. Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения.  Адекватно использовать речь для планирования

и регуляции своего действия.

Аргументировать свою позицию и координировать её

с позициями партнёров в совместной деятельности.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости.

Оценивать мысли, советы, предложения других людей,

принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей

деятельности. Инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения

возникающих проблем.

Применять приобретённые коммуникативные умения

в практике свободного общения.

Личностные:

- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

Готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни.

Способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия

с поставленной целью.

Способность к организации самостоятельной деятельности.

Внутренняя позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов, устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Адекватного понимания причин успешности или не успешности учебной деятельности.

 

3

*

4

Форма, размеры и

движения Земли

Давать определения понятиям: полюс, экватор.  Объяснять, в каких видах движения участвует Земля, каковы географические следствия движения Земли. Знать, кто такой Исаак Ньютон, какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.

 

4

*

5

Глобус и карта.

Практическая работа№4. «Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности»(урок практикум)

Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических  изображений поверхности Земли.

 

5

*

6

Ориентирование

на местности

Практическая работа№5. «Определение с помощью компаса сторон горизонта» (урок практикум)

Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают.  Делать  вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

 

6

*

7

Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела.

Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме. Объяснять  особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта.

 

 

8

По следам

путешественников

каменного века

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий,

а также влияние путешествий на развитие географических

знаний. Определять

причины и следствия географических путешествий и

открытий. Определять и показывать

на карте маршруты

путешествий.

Описывать ход путешествия.

Регулятивные:

-Умение ставить и принимать учебно-познавательные задачи, выбирать способ и планировать их решение, оценивать результаты учебного труда при изучении  океанов Земли, Африки, Северной и Южной Америки, Австралии,  Антарктиды.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности при изучении темы «История географических открытий».

Умение выполнять проектную работу.

Познавательные:

-Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, схем об океанах Земли, Африки, Северной и Южной Америки, Австралии,  Антарктиды.

Умение объединять объекты в группы по общим существенным признакам.

Формировать познавательный интерес к наблюдению изменений в окружающем мире.

Коммуникативные:

- Давать полный ответ на

вопрос, вести диалог, передавать информацию одноклассникам об открытии океанов и материков Земли.

Общаться со взрослыми и сверстниками культурно, использовать вежливые слова, стараться разрешать конфликтные ситуации спокойно, согласно нормам культурного поведения. Обсуждение значения  географических открытий.

 

Личностные:

- Осознавать, что многого ещё не знаю, многое не умею, и стремиться узнать новое и научиться новым учебным действиям.

Стараться оценивать свои успехи и неудачи и стремиться к повышению качества знаний. Создавать историко-географические образы,  о территориях и границах.

-понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

*

9

Путешественники

древности

Выявлять причины

и следствия географических путешествий и открытий,

умение работать с

картографическими

источниками географической информации. Описывать ход

путешествия финикийцев. Составлять

рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять

причины, следствия

и ход путешествия

Пифея.

 

8

*

10

Путешест­вия мор­ских на­родов

Объяснять результа­ты выдающихся гео­графических откры­тий и путешествий, а также влияние пу­тешествий на разви­тие географических знаний. Определять причины и следс­твия географичес­ких путешествий и открытий. Опреде­лять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать геогра­фические открытия, совершенные ви­кингами. Выявлять особен­ности природы, ха­рактерные для Ис­ландии и Гренландии. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки.

 

9

*

11

Первые европей­цы на краю Азии.

Промежуточная контрольная работа

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай.

 

10

12

Хождение за три мо­ря

Объяснять результа­ты выдающихся гео­графических откры­тий и путешествий, влияние путешест­вий на развитие гео­графических зна­ний. Определять причины и след­ствия географичес­ких путешествий и открытий. Опреде­лять и показывать на карте маршруты путешествий. Со­ставлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Выяв­лять и показывать на карте географи­ческие объекты, связанные с путе­шествием Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афа­насия Никитина в Индию

 

11

13

Морской

путь в Индию

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий,

влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять

причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Давать определение

понятию «эпоха Великих географических открытий».

Объяснять значение

прокладки морского пути в Индию. Составлять описание жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца

Генриха Мореплавателя в организации морских путешествий

 

12

14

Открытие Америки.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

*

15

Первое кругосветное плавание.

Практическая работа№6 «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов». (урок - практикум)

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

 

14

16

Открытие Южного материка

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

 

15

*

17

Поиски Южной земли продолжаются.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

 

 

16

18

Русские путешест­венники. Практическая работа№7 «Составление

сводной

таблицы «Имена

русских первопроходцев

и мореплавателей

на карте мира». (урок -практикум)

Объяснять результа­ты выдающихся гео­графических откры­тий и путешествий, влияние путешест­вий на развитие гео­графических знаний. Определять причины и следствия геогра­фических путешест­вий и открытий. Оп­ределять и показывать на карте маршруты путешест­вий. Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описа­ния территорий, от­крытых русскими путешественниками. Составлять описа­ние жизни и де­ятельности Семена Дежнёва, Витуса Беринга и Алексея Чирикова.

 

17

19

Вокруг света под русским флагом

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

 

 

18

*

20

Урок обобще­ниям контроля знаний по теме раз­дела

 

 

21

Урок  кор­рекции знаний по теме раз­дела

 

 

22

Мировой океан и его части

Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры, поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане.

Регулятивные:

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные:  Анализировать и обобщать географическую информацию.

-Поиск информации (в Интернете и других источниках)

- структурировать учебный  материал. Готовить сообщения и презентации.

Коммуникативные:

- Давать полный ответ на

вопрос, вести диалог, передавать информацию одноклассникам о природе  океанов и материков Земли.

Общаться со взрослыми и сверстниками культурно, использовать вежливые слова, стараться разрешать конфликтные ситуации спокойно, согласно нормам культурного поведения. Обсуждение значения  географических открытий.

Обсуждать  значения путешествий

Личностные:

- создавать историко-географические образы,  о территориях и границах;

- осознание роли Мирового океана для природы и человека;

- понимание специфических  черт природы  и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

23

Значение Мирового океана для при­роды и человека.

Практическая работа№8 «Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли». (урок -практикум)

 

Объяснять особен­ности взаимодейс­твия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Опреде­лять характер вза­имного влияния

Мирового океана и суши друг на друга.

Обозначать на контурной карте материки и океаны Зем­ли

 

20

*

24

Путешествие по Евразии

Объяснять особенности природы и населения Евразии.

Определять специфику природы и населения Евразии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по

теме урока. Обозначать на контурнойкарте государства.

 

21

25

Путешествие по

Африке

Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять  специфику природы и населения Африки  по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты  по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.

 

22

26

Путешествие по Северной

Америке

Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять  специфику природы и населения Северной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты  по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. . Обозначать на контурной карте государства

 

23

27

 Путешествие по

Южной Америке

Практическая работа№9 «Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка». (урок -практикум)

Объяснять особенности природы и

населения Южной

Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тексту и картам. Называть и

показывать на карте

географические

объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте

государства

 

24

28

Путешествие по

Австралии

Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять

специфику природы

и населения Австралии по тексту и картам. Называть и показывать на карте

географические объекты по теме рока. Обозначать

на контурной карте природные географические объекты.

 

25

29

Путешествие по

Антарктиде

 

Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять

специфику природы

и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и

показывать на карте

географические объекты по теме урока. Группировать

географические объекты

 

26

*

30

Урок

обобщения и

контроля

знаний по

теме раздела

Объяснять особенности природы и

населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и

картам. Называть и

показывать на карте

географические объекты

 

 

31

РК

Удивительный  край Ставрополье.

Объяснять особенности природы Ставропольского края.

Определять

специфику природы

и населения материков по тексту и картам. Называть и

показывать на карте края

географические объекты

 

 

32

РК

Особенности природы Ставропольского края.

Итоговая контрольная работа

Объяснять особенности природы Ставропольского края.

 Определять

специфику природы

и населения материков по тексту икартам. Называть и

показывать на карте края

географические объекты

 

 

33

Что такое

Природа.

РК

Практическая работа№10 «Организация фенологических наблюдений в природе». (урок -практикум)

Выделять, определять и объяснять отличия объектов

природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и

природными явлениями (в том числе инструментальные). Организация

фенологических

наблюдений в природе.

Регулятивные : работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

Познавательные: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные: Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

-понимание специфических черт оболочек Земли.

 

 

27

34

Оболочки Земли.

Обобщение, контроль и

коррекция

знаний по теме раздела

Объяснять особенности оболочек Земли, специфику

географической

оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности

тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами

по географии

 

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

 

 

 

Дата    по плану

 

Тема урока

 

Дата проведения

 

Причина корректировки

 

Приказ по ОУ

 

Подпись ЗД УВР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №13» х

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №13» х

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с

Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной

Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной

Содержание программы (34 часа)

Содержание программы (34 часа)

История географических открытий ( 14 ч

История географических открытий ( 14 ч

Определять причины и следствия географических путешествий и открытий, маршруты путешествий

Определять причины и следствия географических путешествий и открытий, маршруты путешествий

Природа Земли (2 ч.) Что такое природа

Природа Земли (2 ч.) Что такое природа

Ученик получит возможность научиться: - читать космические снимки и аэрофотоснимки и географические карты; - моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ; - использовать…

Ученик получит возможность научиться: - читать космические снимки и аэрофотоснимки и географические карты; - моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ; - использовать…

Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия

Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия

Интернет; - обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную); - дополнять готовые…

Интернет; - обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную); - дополнять готовые…

Тематическое планирование по географии «Введение в географию» 5 класс

Тематическое планирование по географии «Введение в географию» 5 класс

Личностные : аргументированно оце­ нивать свои и чужие поступки в однознач­ных и неоднозначных ситуациях (в т

Личностные : аргументированно оце­ нивать свои и чужие поступки в однознач­ных и неоднозначных ситуациях (в т

Инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем

Инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем

Земли . Общаться со взрослыми и сверстниками культурно, использовать вежливые слова, стараться разрешать конфликтные ситуации спокойно, согласно нормам культурного поведения

Земли . Общаться со взрослыми и сверстниками культурно, использовать вежливые слова, стараться разрешать конфликтные ситуации спокойно, согласно нормам культурного поведения

Путешест венники древности Выявлять причины и следствия геогра фических путешест вий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации

Путешест венники древности Выявлять причины и следствия геогра фических путешест вий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации

Барто ломеу Диаша и Васко да Гама

Барто ломеу Диаша и Васко да Гама

Первое кругосветное плавание.

Первое кругосветное плавание.

Определять причины и следствия географических путешествий и открытий

Определять причины и следствия географических путешествий и открытий

Значение Мирового океана для при­ роды и человека

Значение Мирового океана для при­ роды и человека

Значение Мирового океана для при­ роды и человека

Значение Мирового океана для при­ роды и человека

РК Особенности природы Ставропольского края

РК Особенности природы Ставропольского края

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2018