Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №13» х. Всадник
«Утверждаю» Директор МОУ ООШ №13 х.Всадник О.А.Сергеева_________ Приказ №___ от «31» августа 2017 года
|
|
«Рассмотрено» на заседании МО протокол № 1 от «31августа» Руководитель МО Т.Н.Каплаухова ______________
|
Рабочая программа по географии к учебнику «География. Введение в географию» Е.М.Домогацких для 5 класса МОУ ООШ № 13 х. Всадник, составленная по программе курса «География 5 – 9 классы» под ред. Домогацких Е.М. для 5-9 классов общеобразовательных учреждений на 2017 – 2018 учебный год
Составитель: Коновалова Т.В. учитель географии первая квалификационная категория
Количество часов 34 часа
х. Всадник 2017- 2018 учебный год |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), на основе рабочей программы к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс / авт.-сост.: Н.В. Болотникова, С.В. Банников. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. (ФГОС Инновационная школа).Данная линия учебников рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Основными целями изучения курса «География. Введение в географию» является:– систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями; формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
При этом решаются следующие задачи:
-развивающие: развитие познавательной учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира; активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, социализация ребёнка, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
-образовательные: ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества, усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности, формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умение отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
-воспитательные: воспитание любви к природе и своему, Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
В процессе изучения предмета школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа).
Учащиеся осваивают различные виды учебной деятельности: получают знания об окружающем их мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в новые способы деятельности, познавать глубже природу, активно действовать в ней.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения географии учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (записывают и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей последовательности протекания природных и социальных процессов и др.
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «География. Введение в географию» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.
На основе « Основной образовательной программы основного общего образования МОУ ООШ № 13» на изучение географии в 5 классе отводится 34 часов. В соответствии с учебным планом МОУ ООШ №13 курс рассчитан на 34 учебные недели, в рабочей программе спланировано 34 часа, по 1 часу в неделю, с учетом 10% -го времени для изучения регионального компонента, 10 практических работ, 2 контрольные( промежуточная и итоговая)
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «География. Введение в географию» опирается на знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения. Курс «География. Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.
Цели и задачи курса:
• ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
• формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
• формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
• сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных до глобальных.
Первый тематический раздел « Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела «Земля и ее изображения»- не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии
Третий раздел «История географических исследований» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех условиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.
Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.
Пятый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с оболочкой нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.»
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
Содержание программы (34 часа)
Тема |
Содержание программного материала |
Характеристика деятельности учащихся |
Наука география (2 ч.) |
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний. |
Анализировать, воспринимать и обобщать географическую информацию, представленную в тексте. Использовать географическую информацию, представленную в учебнике для решения учебных задач. Описывать взаимосвязи между науками о природе, географический объект по плану. Объяснять значение географии в изучении Земли, отличительные черты источников географических знаний, методов географических исследований. Приводить примеры изучения древней и современной географии, методов географических исследований. Составлять вербальное и географическое описание объекта по плану. Сравнивать древнюю и современную географию как науку. Формулировать выводы о значении географии как науки, о значении географических знаний, методов географических исследований. |
Земля и ее изображение (5 ч.) |
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Формы, размеры и движение Земли. Глобус – модель земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности. |
Анализировать, воспринимать и обобщать географическую информацию, представленную в тексте параграфа. Описывать и объяснять ход проведения и результаты опытов, изготовление модели, виды изображения земной поверхности; особенности направлений по сторонам горизонта, взаимное положение объектов относительно сторон горизонта. Определять стороны горизонта с помощью компаса. Наносить объекты на план; направление по сторонам горизонта на план. Показывать на карте полюса, экватор, Северное и Южное полушарие, географические объекты на различных видах изображения земной поверхности; направление по сторонам горизонта. Приводить примеры видов изображения земной поверхности; примеры объектов, расположенных по разные стороны горизонта. Сравнивать положение объектов относительно друг друга. Составлять описание хода моделирования, географических следствий вращения Земли, простейший план учебного кабинета. Формулировать выводы о влиянии вращений Земли на природные объекты и явления, о достоинствах и недостатках изображения земной поверхности; о значении компаса в жизни человека. |
История географических открытий (14 ч.) |
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон- Тики». Плавание финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь и деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. |
Анализировать, воспринимать и обобщать географическую информацию, представленную в тексте параграфа и атласа. Наносить на контурную карту географические объекты. Описывать по картам маршрут следования экспедиции Тура Хейердала и возможные пути заселения островов Тихого океана древними людьми; маршруты путешествий. Объяснять результаты и значение экспедиции Тура Хейердала для развития географических знаний; особенности природы отдельных территорий. Приводить примеры географических объектов, связанных с путешествиями древних и современных людей и показывать их на карте. Сравнивать изученные путешествия и их следствия. Составлять описание путешествия Хейердала с использованием географической информации, представленной в параграфе; описание путешествий с использованием различных источников географической информации. Формулировать выводы о значении путешествия Тура Хейердала; причинно-следственные связи между событиями. Участвовать в проекте «История географических открытий», выбрав форму своего участия в сотрудничестве с одноклассниками. Выполнять разные типы тестовых заданий по проверке усвоения предметных и метапредметных знаний и умений. |
Путешествие по планете Земля (11 ч.) |
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их воды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли. Природа родного края. |
Анализировать, воспринимать и обобщать географическую информацию. Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни. Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач. Наносить объекты на контурную карту. Находить закономерности протекания явлений на основе разнообразных источников географической информации; закономерности распределения организмов в Мировом океане. Описывать океаны Земли; условия жизни в Мировом океане; природные условия материков; взаимное расположение географических объектов. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий, маршруты путешествий. Объяснять особенности океана и составных его частей; особенности условий среды обитания организмов взаимного влияния Мирового океана и человека друг на друга; причины разнообразия природных условий на материках. Приводить примеры составных частей Мирового океана; природных рекордсменов материков и показывать их на карте; примеры географических объектов. Проводить простейшую классификацию течений Мирового океана; простейшую классификацию организмов; простейшую классификацию географических объектов. Сравнивать значение Мирового океана для природы и человека; географические объекты по количественным показателям; изученные географические объекты, процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков. Составлять описание частей Мирового океана, процессов образования волн и течений; описания условий обитания организмов и влияния Мирового океана на природу и человека; описание природных условий материков; описание природных условий родного края. Формулировать закономерности протекание процессов образования волн и течений; закономерности протекания явлений по результатам наблюдений; выводы по теме уроков. Наблюдать особенности природных сообществ родного края во время экскурсии, фиксировать взаимосвязи в природном сообществе, и как влияет на его состояние деятельность людей. Моделировать связи между живыми существами (приводить примеры цепей питания, характерных для каждого природного сообщества). Обсуждать меры по сохранению природных сообществ, правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе. Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и освоению универсальных учебных действий. |
Природа Земли (2 ч.) |
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. |
Анализировать, воспринимать и обобщать географическую информацию. Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений. Описывать природные объекты. Объяснять особенности компонентов природы. Приводить примеры объектов природы. Проводить простейшую классификацию объектов природы, процессов и явлений. Сравнивать изученные географические процессы и явления. Составлять описание географических процессов и явлений с использованием различных источников географической информации. Оценивать результаты своего учебного труда за год. Формулировать закономерности протекание процессов протекания явлений по результатам наблюдений; выводы по теме уроков. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Предметные результаты освоения курса «География. Введение в географию» на конец 5 класса.
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, тестовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- использовать современные навигационные приборы для ориентирования;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать количественные и качественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием различных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
- сравнивать особенности отдельных регионов и стран;
- объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
- сравнивать особенности природы и населения материальной и духовной культуры регионов отдельных стран;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
Ученик получит возможность научиться:
- читать космические снимки и аэрофотоснимки и географические карты;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий на конец 5 класса
Личностные результаты изучения курса «География. Введение в географию»
У выпускника будут сформированы:
- положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения друг к другу её членов;
- осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, формирование интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
- осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значения для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
- понимание важности здорового образа жизни.
У выпускника могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и - - адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с людьми, имеющими нарушения
здоровья;
- эстетическое восприятие природы и объектов культуры,
- стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
- осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей
тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.,
- определять основную и второстепенную информацию;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации,
установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
- подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и
социальных объектов;
- наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка,
схемы, таблицы;
- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Выпускник получит возможность научиться:
- осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения
исследовательских задач, включая Интернет;
- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в
изобразительную, схематическую, табличную);
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или на внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы,
адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах,
осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других,
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Выпускник получит возможность научиться:
-оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественно-научные, исторические, обществоведческие
понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
- планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять
способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их разрешения ради
общего дела;
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Тематическое планирование по географии
«Введение в географию» 5 класс
УМК, издательства «Русское слово» авторы Е.М. Домогацких, Н. И. Алексеевский (34 часа)
№ урока |
Тема |
Планируемые результаты обучения |
Дата |
Дом. зад. |
|
Предметные |
Метапредметные и личностные |
||||
1 |
Что такое География Практическая работа №1 «Составление схемы наук о природе» (урок практикум) |
Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии |
Познавательные: уметь работать с текстом, выделять в нем главное находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать(в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения. Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно- практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях. Коммуникативные: излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста); различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; разрешать конфликты. Личностные: аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции; понимать роль и значение географических знаний. |
|
1 * |
2 |
Методы географических исследований. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела Практическая работа №2. « Составление описания учебного кабинета» Практическая работа №3 «Организация наблюдений за погодой» (урок практикум) |
Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии
|
|
2 * |
|
3 |
От плоской Земли к земному шару Диагностическая контрольная работа |
Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.
|
Регулятивные: Слуховое и визуальное восприятие информации умение выделять в них главное. Планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно свои действия для решения задачи при нахождении сторон горизонта с помощью компаса. Действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации. Выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме. Использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Познавательные: - Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её. Находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде о космическом пространстве, Земле – планете Солнечной системы. Самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач. Выявление географического следствия движения Земли Коммуникативные: - Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет. Задавать вопросы. Использовать речь для регуляции своего действия. Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости. Оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности. Инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем. Применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения. Личностные: - Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи. Готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни. Способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью. Способность к организации самостоятельной деятельности. Внутренняя позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов, устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Адекватного понимания причин успешности или не успешности учебной деятельности. |
|
3 * |
4 |
Форма, размеры и движения Земли |
Давать определения понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля, каковы географические следствия движения Земли. Знать, кто такой Исаак Ньютон, какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли. |
|
4 * |
|
5 |
Глобус и карта. Практическая работа№4. «Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности»(урок практикум) |
Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли. |
|
5 * |
|
6 |
Ориентирование на местности Практическая работа№5. «Определение с помощью компаса сторон горизонта» (урок практикум) |
Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним. Определение с помощью компаса сторон горизонта. |
|
6 * |
|
7 |
Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела. |
Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта. |
|
|
|
8 |
По следам путешественников каменного века |
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия. |
Регулятивные: -Умение ставить и принимать учебно-познавательные задачи, выбирать способ и планировать их решение, оценивать результаты учебного труда при изучении океанов Земли, Африки, Северной и Южной Америки, Австралии, Антарктиды. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности при изучении темы «История географических открытий». Умение выполнять проектную работу. Познавательные: -Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, схем об океанах Земли, Африки, Северной и Южной Америки, Австралии, Антарктиды. Умение объединять объекты в группы по общим существенным признакам. Формировать познавательный интерес к наблюдению изменений в окружающем мире. Коммуникативные: - Давать полный ответ на вопрос, вести диалог, передавать информацию одноклассникам об открытии океанов и материков Земли. Общаться со взрослыми и сверстниками культурно, использовать вежливые слова, стараться разрешать конфликтные ситуации спокойно, согласно нормам культурного поведения. Обсуждение значения географических открытий.
Личностные: - Осознавать, что многого ещё не знаю, многое не умею, и стремиться узнать новое и научиться новым учебным действиям. Стараться оценивать свои успехи и неудачи и стремиться к повышению качества знаний. Создавать историко-географические образы, о территориях и границах. -понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
|
|
7 * |
9 |
Путешественники древности |
Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея. |
|
8 * |
|
10 |
Путешествия морских народов |
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Выявлять особенности природы, характерные для Исландии и Гренландии. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки. |
|
9 * |
|
11 |
Первые европейцы на краю Азии. Промежуточная контрольная работа |
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай. |
|
10 |
|
12 |
Хождение за три моря |
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Выявлять и показывать на карте географические объекты, связанные с путешествием Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию |
|
11 |
|
13 |
Морской путь в Индию |
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Давать определение понятию «эпоха Великих географических открытий». Объяснять значение прокладки морского пути в Индию. Составлять описание жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации морских путешествий |
|
12 |
|
14 |
Открытие Америки. |
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. |
|
|
13 * |
15 |
Первое кругосветное плавание. Практическая работа№6 «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов». (урок - практикум) |
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. |
|
14 |
|
16 |
Открытие Южного материка |
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. |
|
15 * |
|
17 |
Поиски Южной земли продолжаются. |
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. |
|
|
16 |
18 |
Русские путешественники. Практическая работа№7 «Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира». (урок -практикум) |
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описания территорий, открытых русскими путешественниками. Составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнёва, Витуса Беринга и Алексея Чирикова. |
|
17 |
|
19 |
Вокруг света под русским флагом |
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. |
|
|
18 * |
20 |
Урок обобщениям контроля знаний по теме раздела |
|
|
||
21 |
Урок коррекции знаний по теме раздела |
|
|
||
22 |
Мировой океан и его части |
Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры, поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане. |
Регулятивные: Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные: Анализировать и обобщать географическую информацию. -Поиск информации (в Интернете и других источниках) - структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Коммуникативные: - Давать полный ответ на вопрос, вести диалог, передавать информацию одноклассникам о природе океанов и материков Земли. Общаться со взрослыми и сверстниками культурно, использовать вежливые слова, стараться разрешать конфликтные ситуации спокойно, согласно нормам культурного поведения. Обсуждение значения географических открытий. Обсуждать значения путешествий Личностные: - создавать историко-географические образы, о территориях и границах; - осознание роли Мирового океана для природы и человека; - понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка;
|
|
19 |
23 |
Значение Мирового океана для природы и человека. Практическая работа№8 «Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли». (урок -практикум)
|
Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны Земли |
|
20 * |
|
24 |
Путешествие по Евразии |
Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурнойкарте государства. |
|
21 |
|
25 |
Путешествие по Африке |
Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. |
|
22 |
|
26 |
Путешествие по Северной Америке |
Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. . Обозначать на контурной карте государства |
|
23 |
|
27 |
Путешествие по Южной Америке Практическая работа№9 «Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка». (урок -практикум) |
Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства |
|
24 |
|
28 |
Путешествие по Австралии |
Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме рока. Обозначать на контурной карте природные географические объекты. |
|
25 |
|
29 |
Путешествие по Антарктиде
|
Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты |
|
26 * |
|
30 |
Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела |
Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты |
|
|
|
31 |
РК Удивительный край Ставрополье. |
Объяснять особенности природы Ставропольского края. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте края географические объекты |
|
|
|
32 |
РК Особенности природы Ставропольского края. Итоговая контрольная работа |
Объяснять особенности природы Ставропольского края. Определять специфику природы и населения материков по тексту икартам. Называть и показывать на карте края географические объекты |
|
|
|
33 |
Что такое Природа. РК Практическая работа№10 «Организация фенологических наблюдений в природе». (урок -практикум) |
Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями (в том числе инструментальные). Организация фенологических наблюдений в природе. |
Регулятивные : работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки Познавательные: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений; Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Личностные: Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; -понимание специфических черт оболочек Земли.
|
|
27 |
34 |
Оболочки Земли. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела |
Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии |
|
28 |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
|
Дата по плану |
Тема урока |
Дата проведения |
Причина корректировки |
Приказ по ОУ |
Подпись ЗД УВР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.