Рабочая программа по географии для 5 класса разработана на основе учебно методического комплекта В. П. Дронова. В программу включена пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, личностные, метапредметные, предметных результаты освоения курса географии 5 класса, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, перечень практических работ.Рабочая программа по географии 5 класс.
ГЕОГРАФИЯ 5 2015.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
География 5 класс
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17
декабря 2010 г.
2. Примерной программы по учебным предметам по географии Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;
3. Программы основного общего образования по географии. 59 классы в соответствии с ФГОС ООО (второго поколения), авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина,
Л.Е. Савельева. М., Дрофа, 2015
4. Программа регионального компонента общего образования Архангельской области; составители Лавринова А.П., Нехорошкова С. И., Департамент образования и науки
администрации Архангельской области – АО ИППК РО, 2006
формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и
Цель:
Развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоциональноценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней
школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
Задачи:
локальном уровнях;
характеристики территории;
развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;
развитие специфических географических и общеучебных умений;
развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба;
развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и
Общая характеристика учебного предмета
География в 5 классе – первый этап географической подготовки учащихся – основной школы среди 5 – 9 классов. Построение и содержание курса определяется его
общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущих
курсов (1 – 4 кл). География начальный курс – первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле,
как природном комплексе, об особенностях земных оболочек. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся
овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется
изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при
овладении курса географии.
Стандарт ориентирован на обучения у школьников умение работать с различными источниками информации. На слуховое и визуальное восприятие информации, умение
выделять в них главное. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Нахождение информации в интернете. Самостоятельно
организовывать учебное взаимодействие в группе. География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира.
Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и
естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной
географии сближает ее с группой информационнотехнических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600
существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и
закономерности. География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисковооткрывающей» дисциплиной. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и
общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественнонаучных, экологических и социальноэкономических проблем современности.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.
Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к
миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Деятельностноориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в
жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебнопознавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип
опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.
Система уроков ориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей
достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводят дидактические и ролевые
игры, учебные диалоги, моделирование объектов природы. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение,
классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал. Эти умения ведут к формированию
познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно
познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью: География. Землеведение. 5 кл. : рабочая тетрадь / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. В рабочую тетрадь
включены вопросы и задания, которые позволяют диагностировать сформированности умения узнавать (распознавать) географические объекты, а также их структурные
компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления
выполняются в качестве домашнего задания.
Таким образом, в рабочей программе обозначено целеполагание на разных уровнях: на уровне целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных
образовательных результатов; на уровне учебных действий.
Место учебного курса в учебном плане
Авторская программа по географии рассчитана на 35 часов, в связи с тем, что в БУП образовательного учреждения на изучение предмета отводится 34 часа, рабочая
программа рассчитана на 34 часа учебного времени из расчёта 1 час в неделю за счет сокращения резервного времени на 1 час (с 1 до 0 часов).
Краеведческий материал (Региональный компонент) 10% от общего времени изучения предмета (3 часа, 135 минут). Материал распределяется в соответствии с
содержанием предмета федерального компонента «География» в течение всего времени изучения предмета в 5 классе и является составной частью уроков по темам предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса географии 5 класса
По результатам изучения раздела «Накопление знаний о Земле»
Учащиеся должны научиться: Читать легенду карты. Знать первооткрывателей материков и океанов и вклад их в изучения географии, как науки.
Получить возможность научиться:
умению вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ТСО и информационных технологий;
составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы; ориентироваться по карте.
По результатам изучения раздела «Земля во Вселенной»
Учащиеся должны научиться: Сравнивать небесные тела. Знать строение солнечной системы, виды космических тел; представление о земле как космическом теле.
Получить возможность научиться: проводить наблюдение и описание небесных тел, находить в учебной и научнопопулярной литературе информацию о небесных телах,
оформлять её в виде рефератов, докладов. Уметь отстаивать свою точку зрения.
По результатам изучения раздела «Географические модели Земли»
Учащиеся должны научиться: Умению ориентироваться. Определяют направление по компасу и азимуту. Производить расчет масштаба и находить координаты тела.
Получат возможность научиться: ориентироваться согласно. сторон горизонта; определять координаты географических объектов; чертить план местности; формировать
эмоциональноположительное отношение сверстников к себе через глубокое знание геологической науки
По результатам изучения раздела «Земная кора» Учащиеся должны научиться: знаниям о внутреннем строении земной коры. Отличать виды горных пород. Разбираться в причинах разнообразия рельефа
Получат возможность научиться: проводить наблюдение и описание рельефа земли. Составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной
литературы; устанавливать причинноследственные связи при анализе основных этапов формировании земли; устанавливать причинноследственные связи между внешними и
внутренними силами земли. Признавать право каждого на собственное мнение; уметь отстаивать свою точку зрения.
Личностные результат.
овладеют на уровне общего образования системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознают ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;
будут сформированы устойчивые установки социальноответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;
уважительное отношение к окружающим, любовь к Родине;
эмоциональноположительное принятие своей этнической принадлежности и принятие других народов мира;
толерантность;
любовь к природе;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ТСО и информационных технологий;
организуют свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального
взаимодействия;
оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
познавательные УУД:
самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;
осознанно оформлять речевое высказывание в устной и письменной форме;
осуществлять смысловое чтение, извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;
коммуникативные УУД: учащиеся научатся
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом;
отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
осуществлять смысловое чтение, извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;
Предметные результаты: учащиеся получают возможность
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, видео и фотоизображение, Интернет) для поиска и извлечения
информации, необходимой для решения учебных и практико ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по
географическим картам разного содержания;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
различать и сравнивать изученные географические объекты;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в отдельных территориях;
создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, небесных телах изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией.
Изучение содержания НРК по географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: обеспечение доступа к информации регионального уровня и ее распространение;
популяризация знаний современной науки на материалах своей местности и области;
инициирование практических проектов по использованию личностных и региональных ресурсов;
формирование в общественном сознании представлений о ценности и уникальности объектов региона, необходимости их бережного использования;
приобретение учащимися компетентности, необходимой для ориентирования в социальной среде своего края;
профориентация учеников в области применения географических знаний в своем крае.
Содержание учебного предмета
География. Землеведение. 5 класс
Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические
Введение (1 ч)
Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.
Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)
Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.
Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое
кругосветное плавание.
Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.
информационные системы. Виртуальное познание мира.
Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле»
Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)
Земля и космос. Земля— часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.
Земля— часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля— уникальная планета.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.
Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.
Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.
Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.
Практическая работа 1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.
Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной»
Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)
Ориентирование на земной поверхности Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.
Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли.
Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.
Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба.
Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.
Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.
Планы местности и их чтение. План местности— крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.
Составление плана местности.
Практическая работа. 2. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки.
Параллели и меридианы. Параллели и меридианы на картах.
Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение
расстояний по градусной сетке.
Географические карты Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.
Практическая работа. 3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью
градусной сетки. Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли»
Раздел IV. Земная кора (11 ч)
Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.
Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Земная кора и литосфера— каменные оболочки Земли.
Земная кора и ее устройство. Литосфера.
Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Движение земной коры. Медленные движения земной коры.
Движения земной коры и залегание горных пород.
Землетрясения. Вулканизм. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается
вулканизм.
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод.
Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.
Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.
Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.
Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
Практические работы 4. Определение горных пород и описание их свойств.
5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
Промежуточная аттестация за курс географии 5 класса
Тематическое планирование.
№ раздела
Название разделов
Количество часов
Практические работы
1
2
3
4
Введение
Накопление знаний о Земле
Земля во Вселенной
Географические модели Земли
Земная кора
Итого
1
5
7
10
11
34
№ 1
№ 2, 3
№ 4, 5
5
Региональный
компонент
3 (135 минут)
Перечень оцениваемых практических работ.
Практическая работа 1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий
Практическая работа 2. Составление плана местности способом глазомерной съемки.
Практическая работа 3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной
сетки.
Практическая работа 4. Определение горных пород и описание их свойств.
Практическая работа 5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. УУД: регулятивные (Р). личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (П)
5 класс
№ №
урока
Тема урока
Виды учебной деятельности
Планируемые результаты освоения материала
Предметные УУД
Метапредметные УУД
Личностные
УУД
Дома
шнее
задан
ие
Дат
а
Что изучает
география?
1
1
2
1
Познание Земли в
древности
Формулирование определения понятия
«география». Выявление особенностей
изучения Земли географией по сравнению с
другими науками. Характеристика природных
и антропогенных географических объектов.
Установление географических явлений,
влияющих на географические объекты. Поиск
дополнительной информации (в Интернете и
других источниках) о роли географии в
современном мире Знакомиться с учебником.
Изучение и анализ иллюстраций.
Вводная диагностика.
Введение 1 час
Научиться называть
отличия в изучении Земли
с помощью географии по
сравнению с другими
науками, объяснять, для
чего изучают географию.
Научиться различать мир
живой и неживой природы.
Р. Определять цель учебной
деятельности
П. Уметь выделять и акцентировать
ключевые мысли в тексте,
составлять простой и сложный
план текста
К. Уметь слушать, не перебивая.
Уметь вести диалог
Высказывать суждение и подтверждать их
фактами.
Проявлять интерес
к выполнению
различных заданий,
к предмету
Осознавать себя
как члена общества
на глобальном,
региональном и
локальном уровнях
Раздел I. Накопление знаний о Земле 5 часов
Работа с картой: определение территорий
древних государств Европы и Востока.
Сравнение современной карты с картой,
составленной Эратосфеном. Изучение по
картам маршрутов путешествий арабских
мореплавателей, Афанасия Никитина,
Марко Поло. Обозначение маршрутов
путешествий на контурной карте. Поиск
информации (в Интернете, других
Знать великих географов
древность, плавание
финикийцев,
географические
открытия Средневековья.
Научиться обозначать на
к\к маршрут
путешествия Марко
Поло
Р. Определять цель учебной
деятельности и строит
действия в соответствии с целью
П. Самостоятельно вести поиск
информации для решения задачи
К. Аргументировать свою позицию,
приводит факты
Уметь вести
диалог,
вырабатывает
общее решение.
§1
§2 Великие
географические
открытия
Открытие
Австралии и
Антарктиды
Современная
география
источниках) о накоплении географических
знаний учеными Древней Греции, Древнего
Рима, государств Древнего Востока.
Описание по картам маршрутов
путешествий в разных районах Земли.
Обозначение на контурной карте
маршрутов путешествий.Поиск
информации (в Интернете и других
источниках) о путешественниках и
путешествиях эпохи Великих
географических открытий, подготовка
сообщения (презентации) о них.
Обсуждение значения открытия Нового
света и всей эпохи Великих географических
открытий
Описание по картам маршрутов
путешествий Дж. Кука, Ф.
Ф.Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, И. Ф.
Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.
Обозначение на контурной карте
маршрутов путешествий. Поиск
информации (в Интернете, других
источниках) и обсуждение значения
путешествий Дж. Кука, И. Ф. Крузенштерна
и Ю. Ф. Лисянского
Поиск на иллюстрациях (среди
электронных
моделей) и описание способов современных
географических исследований,
применяемых приборов и инструментов.
Поиск в Интернете космических снимков,
электронных карт; высказывание мнения об
их значении, возможности использования
Итоговый урок по
разделу
«Накопление
знаний о Земле»
Обобщение и практическая отработка
знаний и умений по разделу «Накопление
знаний о Земле». Выполнение тестовых
заданий. Работа с учебником, атласом.
3
2
4
3
5
4
6
5
Научиться прослеживать
по картам маршруты
путешествий. Узнать об
открытиях Америки, ,
первом кругосветном
путешествии.
Р. Определяет степень успешности
выполнения своей работы и
одноклассников
П. Умеет выделять и акцентировать
ключевые мысли в тексте, составлять
простой и сложный план текста
К. Умеет брать на себя инициативу в
организации совместных действий
Научиться
самостоятельно
составлять рассказ и
презентацию по
опережающему заданию о
великих русских
путешественниках.
Научиться находить
информацию о
современных географах.
Совершить путешествие
по какомулибо району
земного шара с помощью
геоинформационного
портала Google «Планета
Земля»
Знать факты истории
географических
открытий; номенклатуру,
понятия по разделу
Уметь анализировать
географическую
информацию,
картографический
материал, высказывать
свою точку зрения
Р. Умеет пользоваться критериями в ходе
оценки и самооценки
П. Умеет называть существенные признаки
объектов и явлений
Представляет информацию в виде таблиц,
схем, опорного конспекта, в том числе с
применением средств ИКТ.
К. Умеет критически относиться к своей
позиции и признавать свою неправоту
Р. Умеет вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности
выполнения своей работы и работы других
учеников
П. Умеет выделять и акцентировать
ключевые мысли в тексте, составлять
простой и сложный план текста
К. Умеет передать содержание в сжатом,
выборочном или развёрнутом виде
Р. Умеет вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности
выполнения своей работы и работы других
учеников
П. Создает модели с выделением
существенных характеристик объекта и
представлением их в пространственно
графической или знаковосимволической
форме; Речевая культура
К. Умеет аргументировать свою позицию,
приводить в подтверждение факты и
убеждать другого человека
§3
§4
§5
Умеет вести
диалог,
вырабатывает
общее решение.
Формирует
устойчивую
мотивацию к
обучению на
основе
алгоритма
выполнения
задачи.
Проявляет
интерес к
выполнению
различных
заданий, к
получению
конкретных
результатов
Развивает
чувства
сопричастности
и гордости за
свою Родину,
народ и историю,
осознает свою
ответственность
за общее
благополучие.
Проявляет
интерес к
выполнению
различных
заданий, к
получению
конкретных
результатов Раздел II. Земля во Вселенной 7 часов
Земля и космос
Поиск на картах звездного неба важнейших
навигационных звезд и созвездий.
Определение сторон горизонта по
Полярной звезде.
Знать о Земле как части
Вселенной. Уметь
ориентироваться по
звездам
Земля— часть
Солнечной
системы
Анализ иллюстративносправочных
материалов и сравнение планет Солнечной
системы по разным параметрам.
Составление «космического адреса»
планеты Земля. Вычисление площадей
материков и океанов. Описание уникальных
особенностей Земли как планеты.
Знать состав Солнечной
системы, научиться
отличать планеты
Земной группы и планеты
гиганты.
7
1
8
2
9
3
10
4
Р. Самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель,
искать и выделять необходимую
информацию
П. Объяснять, что такое галактика,
вселенная навигационные звезды
К. Формировать навыки сотрудничества в
ходе индивидуальной и групповой работы
Р. Самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель,
искать и выделять необходимую
информацию
П. Установить во сколько раз диаметр
каждой из планетгигантов больше
диаметра Земли
К. Организовывать и планировать
сотрудничество с учителем и
одноклассниками
Р. Самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель,
искать и выделять необходимую
информацию
П. Изучить гипотезы происхождения Луны
К. Организовывать и планировать
сотрудничество с учителем и
одноклассниками
Формирование
навыков
организации
своей
деятельности в
группе
Формирование
познавательного
интереса к
предмету
изучения
Формирование
познавательного
интереса к
предмету
изучения
Р. Самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель,
искать и выделять необходимую
информацию
П. Установить влияние смены дня и ночи на
образ жизни животных
К. Организовывать и планировать
сотрудничество с учителем и
одноклассниками
Р. Умеет вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности
выполнения своей работы и работы других
учеников
П. Объяснить, почему один год из четырех
на Земле високосный?
К. Умеет аргументировать свою позицию,
приводить в подтверждение факты и
Проявляет
интерес к
выполнению
различных
заданий, к
получению
конкретных
результатов
Умеет вести
диалог,
вырабатывает
общее решение.
Формирует
устойчивую
мотивацию к
обучению на
§6
§7
§8
§9
§10
Влияние космоса
на Землю и жизнь
людей
Осевое вращение
Земли
Составление описания очевидных
проявлений воздействия на Землю Солнца и
ближнего космоса в целом. Описание
воздействия на Землю ее единственного
естественного спутника — Луны. Поиск
дополнительных сведений о процессах и
явлениях, вызванных воздействием ближнего
космоса на Землю, о проблемах, с которыми
может столкнуться человечество при
освоении космического пространства
Наблюдать действующую модель (теллу
рий) движений Земли и описывать
особенности вращения Земли вокруг своей
оси. Выявлять зависимость
продолжительности суток от скорости
вращения Земли вокруг своей оси.
Составлять и анализировать схему
«Географические следствия вращения
Земли вокруг своей оси».
Наблюдать действующую модель (теллурий)
движения Земли и описание особенностей
вращения Земли вокруг солнца. Анализ
положения Земли в определенных точках
орбиты на действующей модели её движений
(схеме вращения Земли вокруг Солнца) и
объяснение смены времен года.
Составление и анализ схемы
Научиться находить
фазы луны, знать о
влиянии Луны на Землю
и о роли Солнца в жизни
нашей планеты
Научиться находить
географические полюса,
географические
следствия вращения
Земли вокруг своей оси
Знать, почему на Земле
бывают високосные годы,
каковы причины смены
времен года
11
5
Обращение Земли
вокруг Солнца «Географические следствия движения Земли
вокруг Солнца»
убеждать другого человека
12
6
13
7
Форма и размеры
Земли
Поиск информации (в Интернете, других
источниках) и подготовка сообщения на
тему «Представление о форме и размерах
Земли в древности» Составлять и
анализировать схему «Географические
следствия размеров и формы Земли»
Итоговый урок по
разделу «Земля во
Вселенной»
Работа с итоговыми вопросами по разделу
«Земля во Вселенной» в учебнике.
Подготовка на основе дополнительных
источников информации и обсуждение
проблемы современных космических
исследований Земли или других планет
Солнечной системы.
Практическая работа№ 1 Характеристика
видов движений Земли, их географических
следствий
Научиться извлекать
информацию из
дополнительной
литературы и научиться
выделять главные
(опорные) слова в
тексте. Узнать как форма
и размеры Земли влияют
на жизнь планеты.
Научиться извлекать
информацию из карт
атласа, выделять
признаки понятий
Р. Самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель,
искать и выделять необходимую
информацию
П. Установить влияние формы и размеров
Земли на жизнь планеты
К. Выслушивает и объективно оценивает
другого;
умеет вести диалог, вырабатывает общее
решение
Р. Самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель,
искать и выделять необходимую
информацию
П. Установить «космический адрес» и
строение Солнечной системы по картам
атласа
К. Организовывать и планировать
сотрудничество с учителем и
одноклассниками
Раздел III. Географические модели Земли 10 часов
основе
алгоритма
выполнения
задачи.
Формирование
навыков
самоанализа и
самокоррекции
учебной
деятельности
Формирование
познавательного
интереса к
предмету
исследования
Ориентирование
на земной
поверхности
РК
14
1
Определение по компасу направлений на
стороны горизонта. Определение азимутов
направлений на предметы (объекты) с
помощью компаса
РК Определение по компасу направлений
на стороны горизонта и азимутов на
объекты на школьном дворе.
Научиться
ориентироваться в
пространстве по местным
признакам и компасу,
знать, что такое азимут и
как его определять
Изображение
земной
поверхности
Изучение различных видов изображения
земной поверхности: карт, планов, глобуса,
атласа, аэрофотоснимков. Сравнение плана
и карты с аэрофотоснимками и
фотографиями одной местности
15
2
16
3 Масштаб и его
виды
Определение по топографической карте
(или
плану местности) расстояний между
географическими объектами с помощью
Научиться выделять,
описывать и объяснять
существенные признаки
плана, глобуса
географических карт,
узнать, как делают
аэрофотоснимки и
космические снимки
Земли
Научиться работать с
разными видами
масштаба, уметь
измерять расстояния с
Р. Применять методы информационного
поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств
П. Формулировать алгоритм работы с
компасом
К. Добывать недостающую информацию с
помощью вопросов( познавательная
инициативность)
Р. Умеет приводить аргументы
П. Выявляет причинноследственные связи;
чтение карт, космических и
аэрофотоснимков, статистических
материалов. Речевая культура
К. Умеет взаимодействовать с
окружающими, выполняя разные
социальные роли
Формирование
познавательного
интереса к
предмету
исследования
Проявляет
интерес к
выполнению
различных
заданий, к
получению
конкретных
результатов
Р. Умеет вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности
выполнения своей работы и работы других
учеников
Формирование
навыков
организации
своей
§11
§12
§13
§14 Изображение
неровностей
земной
поверхности на
планах и картах
Планы местности
и их чтение
Составление плана
местности.
РК
Параллели и
меридианы
17
4
18
5
19
6
20
7
линейного и именованного масштаба.
Решение практических задач по переводу
масштаба из численного в именованный и
обратно
помощью масштаба на
картах
Работа с картой и планом местности:
анализ выпуклых и вогнутых форм рельефа,
способов их изображения. Определение по
физическим картам высот (глубин) с
помощью шкалы высот и глубин. Поиск на
физических картах глубоких морских
впадин, равнин суши, гор и их вершин.
Обозначение на контурной карте самых
высоких точек материков (их высот) и
самой глубокой впадины Мирового океана
(ее глубины). Решение задач по
определению абсолютной и относительной
высоты точек
Поиск на плане местности и
топографической карте условных знаков
разных видов, пояснительных подписей.
Описание маршрута по топографической
карте (или плану местности) с помощью
условных знаков и определение
направлений по сторонам горизонта.
Определение на плане азимутов
направлений на объекты.
Ориентирование на местности по сторонам
горизонта и относительно предметов и
объектов. Составление простейшего плана
местности.
Практическая работа №2. Составление
плана местности способом глазомерной
полярной съемки
РК Составлять план местности
пришкольной территории.
Сравнение глобуса и карт, выполненных в
разных проекциях, для выявления
особенностей изображения параллелей и
меридианов. Поиск на глобусе и картах
экватора, параллелей и меридианов,
начального меридиана, географических
полюсов. Определение по картам сторон
горизонта и направлений движения.
Научиться различать
абсолютную и
относительную высоты,
узнать, как изображают
неровности земной
поверхности на планах и
картах и что такое
горизонтали
Узнать что такое план
местности, условные
знаки. Научиться читать
план местности и
географическую карту с
помощью условных
знаков
Научиться составлять
план местности с
помощью глазомерной
съемки
Научиться находить на
картах параллели и
меридианы, выяснить,
зачем нужны они на
глобусе и картах
П. Придумать для своих одноклассников
задание на определение расстояния по
плану или карте атласа
К. Добывать недостающую информацию с
помощью вопросов( познавательная
инициативность)
Р. Самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель,
искать и выделять необходимую
информацию
П. Объяснить, как по горизонталям и
бергштрихам определяют ,в каком
направлении уменьшается или
увеличивается высота местности
К. Выслушивает и объективно оценивает
другого;
умеет вести диалог, вырабатывает общее
решение
Р. Самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель,
искать и выделять необходимую
информацию
П. Сравнивать план местности и
географическую карту, делать описание
местности с помощью условных знаков
К. Формировать навыки сотрудничества в
ходе индивидуальной и групповой работы
Р. Умеет вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности
выполнения своей работы и работы других
учеников
П. Составлять план местности.
К. Самостоятельно организовывать учебное
взаимодействие в группе.
деятельности в
группе
Умеет вести
диалог,
вырабатывает
общее решение.
Формирует
устойчивую
мотивацию к
обучению на
основе
алгоритма
выполнения
задачи.
Формирование
навыков работы
по образцу при
консультативной
помощи учителя
Формирование
познавательного
интереса к
предмету
исследования
Р. Самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель,
искать и выделять необходимую
информацию
П. Установить как с помощью параллелей и
меридианов определяют стороны горизонта
К. Добывать недостающую информацию с
помощью вопросов( познавательная
инициативность)
Проявляет
интерес к
выполнению
различных
заданий, к
получению
конкретных
результатов
§15
§16
§16
§17 Градусная сеть.
Географические
координаты
21
8
Практическая работа №3. Определение
географических координат объектов,
географических объектов по их
координатам и расстояний между
объектами с помощью градусной сетки
Научиться определять
географические
координаты точки по
градусной сетке
Географические
карты
Определять расстояния между географи
ческими объектами с помощью линейного,
именованного и численного масштаба в
процессе решения практических и по
знавательных задач
Итоговый урок по
разделу
«Географические
модели Земли»
Обобщение и практическая отработка
знаний и умений по разделу
«Географические модели Земли»
Научиться различать
карты по содержанию
и ,масштабу,
узнать какие виды
условных знаков
используют на картах, и
чем географические
карты отличаются от
планов
Научиться
самостоятельно
применять полученные
знания по этому разделу
на практике
22
9
23
10
Р. Умеет вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности
выполнения своей работы и работы других
учеников
П. Находить объекты на карте и глобусе.
К. Уметь общаться в группах
Р. Умеет приводить аргументы
П. Выявляет причинноследственные связи;
чтение карт, космических и
аэрофотоснимков, статистических
материалов. Речевая культура
К. Умеет взаимодействовать с
окружающими, выполняя разные
социальные роли
Р. Контролирует, корректирует и
оценивает Умеет планировать свое речевое
поведение
П. Умеет использовать географическую
информацию для решения заданий
К. Выслушивает и объективно оценивает
другого;
умеет вести диалог, вырабатывает общее
решение.
Формирование
навыков
организации
своей
деятельности в
группе и в паре
Проявляет
интерес к
выполнению
различных
заданий, к
получению
конкретных
результатов
Проявляет
интерес к
выполнению
разных заданий
Раздел IV. Земная кора 11 часов
Внутреннее
строение земной
коры. Состав
земной коры
Описание модели строения Земли.
Выявление особенностей внутренних
оболочек Земли на основе анализа
иллюстраций, сравнение оболочек между
собой
24
1
Узнать, как изучают
недра Земли, выяснить
чем отличаются ядро,
мантия и земная кора
нашей планеты и из чего
состоит земная кора
Разнообразие
горных пород.
РК
25
2
Сравнивать свойства горных пород раз
личного происхождения. Овладевать про
стейшими навыками определения горных
пород (в том числе полезных ископаемых)
по их свойствам. Анализировать схему
преобразования горных пород
РК Местные полезные ископаемые и их
свойства.
Практическая работа №4 Определение
горных пород и описывать их свойств
Знать, как образуются
различные горные
породы, научиться
определять свойства
горных пород, их
происхождение и
выяснить что такое
круговорот горных пород
РК Знать полезные
ископаемые своей
местности
Р. Проектировать маршрут преодоления
затруднений в обучении через включение в
новые виды деятельности и формы
сотрудничества
П. Уметь характеризовать внутреннее
строение Земли, особенности ее оболочек
К. Устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации
Р. Умеет вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности
выполнения своей работы и работы других
учеников
П. Классифицировать и описывать горные
породы.
К. Работать в группах.
Формирование
устойчивой
мотивации к
исследовательск
ой деятельности,
конструировани
ю
Формирование
навыков
организации
своей
деятельности в
группе
§18
§19
§20
§21 26
3
27
4
28
5
29
6
Земная кора и
литосфера—
каменные
оболочки Земли
Сравнение типов земной коры. Анализ схем
(моделей) строения земной коры и
литосферы. Установление по
иллюстрациям и картам границ
столкновения и расхождения литосферных
плит, выявление процессов,
сопровождающих взаимодействие
литосферных плит
Знать строение
океанической и
континентальной земной
коры, что такое
литосфера и
литосферные плиты и
как они взаимодействуют
между собой
Разнообразие
форм рельефа
Земли
Распознавание на физических картах в
атласе разных форм рельефа. Определение
на картах средней и максимальной
абсолютной высоты форм рельефа.
Определение по географическим картам
количественных и качественных
характеристик крупнейших гор и вершин,
их географического положения
Знать что такое рельеф и
каковы его формы.
Почему рельеф нашей
планеты очень
разнообразен и изменчив
Движение земной
коры
Землетрясения.
Вулканизм
Выявлять закономерности географического
распространения землетрясений и вулка
низма. Устанавливать с помощью геогра
фических карт главные пояса землетрясе
ний и вулканизма Земли
Выявление закономерности в размещении
крупных форм рельефа в зависимости от
характера взаимодействия литосферных
плит. Описание изменения в залегании
горных пород под воздействием движений
земной коры
Выявление при сопоставлении
географических карт закономерностей
распространения землетрясений и
вулканизма
Знать какими бывают
медленные движения
земной коры, узнать
какую роль в создании
рельефа Земли играют
вертикальные и
горизонтальные
движения земной коры
Знать, как и где
возникают землетрясения
и зачем их изучают,
узнать о вулканах и
вулканизме, почему
извержения вулканов и
землетрясения
приурочены к одним и
тем же района?
Научиться обозначать
объекты на к\к
Р. Самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель,
искать и выделять необходимую
информацию
П. Анализировать модели строения земной
коры и литосферы.
Определять по картам характеристики
форм рельефа.
К. Устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации
Р. Самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель,
искать и выделять необходимую
информацию
П. Определять по картам характеристики
форм рельефа.
К. Выслушивает и объективно оценивает
другого;
умеет вести диалог, вырабатывает общее
решение.
Р. Контролирует, корректирует и
оценивает. Составлять проект изменения
внешнего облика Земли во времени.
П. Выявлять закономерности размещения
крупных форм рельефа.
К. Выслушивает и объективно оценивает
другого;
умеет вести диалог, вырабатывает общее
решение.
Р. Умеет вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности
выполнения своей работы и работы других
учеников
П. Выявлять закономерности
распространения землетрясений и
вулканизма.
К. Выслушивает и объективно оценивает
другого;
умеет вести диалог, вырабатывает общее
решение.
Приводит
примеры
адаптации
человека к
условиям
окружающей
среды.
Приводит
примеры
адаптации
человека к
условиям
окружающей
среды.
Формирование
устойчивой
мотивации к
исследовательск
ой деятельности,
конструировани
ю
Использовать
знания в случае
возникновения
стихийного
явления.
§22
§23
§24
§25,
26 Внешние силы,
изменяющие
рельеф.
Главные формы
рельефа суши.
Рельеф дна
океанов
30
7
31
8
32
9
33
10
Человек и земная
кора
Описание облика создаваемых внешними
силами форм рельефа. Составление и
анализ
схемы, демонстрирующей соотношение
внешних сил и формирующихся под их
воздействием форм рельефа. Сравнение
антропогенных и природных форм рельефа
по размерам и внешнему виду. Поиск
дополнительной информации (в Интернете
и других источниках) о причинах
образования оврагов, следствиях этого
процесса, влиянии на хозяйственную
деятельность людей, способах борьбы с
оврагообразованием
Распознавание на физических картах гор и
равнин с разной абсолютной высотой.
Выполнение практических заданий по
определению средней и максимальной
абсолютной высоты горных стран и
крупных равнин, их географического
положения. Составление по картам атласа
описания рельефа одного из материков.
Обозначение на контурной карте
крупнейших гор и равнин суши, горных
вершин
Практическая работа №5.
Характеристика крупных форм рельефа на
основе анализа карт.
Выявление особенностей изображения на
картах крупных форм рельефа дна океана.
Сопоставление расположения крупных
форм рельефа дна океана с границами
литосферных плит Сравнивать ан
тропогенные и природные формы рельефа
по размерам и внешнему виду. Описывать
опасные явления и правила поведения,
обеспечивающие личную безопасность
Описание по иллюстрациям способов
добычи полезных ископаемых. Поиск
дополнительной информации (в Интернете
и других источниках) о ценных полезных
ископаемых и их значении в хозяйстве, о
последствиях воздействия хозяйственной
деятельности на земную кору
Узнать какова роль
внешних сил в
формировании рельефа
Земли, каким бывает
выветривание? Узнать в
чем проявляется работа
текучих вод, ледников,
ветра? Какие формы
рельефа связаны с этими
силами?
Р. Самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель,
искать и выделять необходимую
информацию
П. Анализировать воздействие внешних сил
на формирование рельефа.
К. Устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации
Использовать
знания для
осуществления
мер по
сохранению
форм рельефа.
Узнать что такое горы и
равнины, их различия.
Разобраться в строении
гор суши, и какими
бывают горы и равнины
по высоте? Научиться
находить на карте и
обозначать их на к\к
высочайшие горные
вершины в Европе, Азии,
Африке, Северной и
Южной Америке.
Сравнение горных пород
равнин и гор.
Узнать какие формы
рельефа имеются на дне
океанов.
Проанализировать, как
рельеф океанов связан с
движением литосферных
плит.
Знать какие
неблагоприятные для
человека явления
связаны с земной корой.
Узнать, что такое
полезные ископаемые и
какие проблемы
возникают при
нарушении земной коры в
результате
Р. Умеет вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности
выполнения своей работы и работы других
учеников
П. Сравнивать способы изображения
различных форм рельефа на картах.
К. Уметь работать в группах.
Формирование
навыков
организации
своей
деятельности в
группе
Р. Умеет составлять план ответа.
П. Выявляет особенности изображения на
картах крупных форм рельефа дна океанов.
К. Выслушивает и объективно оценивает
другого;
умеет вести диалог, вырабатывает общее
решение.
Проявляет интерес
к выполнению
различных заданий,
к получению
конкретных
результатов
Приводит
примеры охраны
земных ресурсов
Р. Контролирует, корректирует и
оценивает.
П. Находить информацию в
дополнительных источниках.
К. Выслушивает и объективно оценивает
другого;
умеет вести диалог, вырабатывает общее
решение.
§27,
28
§ 29
§30
§31 Промежуточная
аттестация за курс
«География» 5
класс
34
11
Работа с итоговыми вопросами и заданиями
за курс «География» 5 класс
хозяйственной
деятельности человека.
Повторить и обобщить
знания.
Р. Контролирует, корректирует и
оценивает
П. Умеет использовать географическую
информацию для решения заданий
К. Организовывать и планировать
сотрудничество с учителем и
одноклассниками
Проявить
интерес к
выполнению
разных заданий и
предмету.
Учебнометодическое и материально техническое обеспечение
1. Рабочие программы. География. 59 классы: учебнометодическое пособие/сост. С.В. Курчина. – М. : Дрофа, 2015
2.
География. Землеведение. 5—6 классы. методическое пособие к учебнику В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой «География. Землеведение. 56 классы»/ В. П. Дронов, Л.
Е. Савельева.М.: Дрофа, 2013
3. География. Землеведение.5—6 классы.: учебник /В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.– М.: Дрофа, 2014
4. География. Землеведение. 5 кл. : рабочая тетрадь / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.– М.: Дрофа, 2015
5. Атлас. Физическая география, начальный курс. 5 класс, изд. Дрофа. 2014г.
Планируемые результаты изучения курса «География» 5 класса
знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов,
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных объектов, процессов и явлений;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными объектами, процессами и явлениями, их изменениями
под влиянием разнообразных факторов;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео и фотоизображения, компьютерные базы
данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практикоориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по
географическим картам разного содержания;
выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач.
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств
и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для
объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей
среде
приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества; примеры
практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научнопопулярной литературе и СМИ;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией.
научится:
Объяснять существенные признаки понятий: географический объект, компас, глобус, земная ось, географический полюс, экватор, масштаб, литосфера, земная кора,
рельеф, горы, равнины, гидросфера, океан, море, река, озеро, атмосфера, погода, биосфера, природный комплекс.
Использовать понятия для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов, по визированию и определению направлений на
стороны горизонта, по созданию модели внутреннего строения Земли, по определению на местности относительных высот точек земной поверхности
Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий, планет земной группы, форм рельефа
суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях
Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года, Отбирать источники
географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий, для составления описаний форм
рельефа, океанов, для объяснения происхождения географических названий океанов, морей
Отметка «5», отлично, (высокий уровень достижений):
умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи,
творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
Критерии оценивания устных ответов полно раскрывает содержание материала в объёме программы и учебника;
чётко и правильно даёт определения и раскрывает содержание понятий; верно использует научные термины;
для доказательства использует различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
даёт ответ самостоятельно, использует ранее приобретённые знания;
не допускает ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру
устной речи.
умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и
истолкование основных понятий, законов, теорий; может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно
отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу,
первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу.
(Признаки творческой деятельности на уроках биологии: 1. Умение переносить знания в новую ситуацию. 2. Умение видеть функцию объекта. 3. Видеть в знакомой ситуации
новую ситуацию. 4. Комбинирование известных способов деятельности (решение генетических задач). 5. Видеть структуру объекта (соотносить часть и целое). 6. Выработка
альтернативного мышления. 7. Принципиально новый способ решения проблемы (истинное творчество).
Отметка «4», хорошо, (повышенный уровень достижений): умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать
выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; умеет применять полученные знания в видоизменённой ситуации,
в основном правильно даёт определения понятий и использует научные термины;
ответ самостоятельный; материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибка или не более двух недочётов, которые
может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи учителя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы
учителя;
допускает незначительные нарушения последовательности изложения, есть небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из
наблюдений и опытов;
не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Отметка «3», удовлетворительно, (базовый уровень достижений):
знает материал на уровне минимальных требований программы;
умеет работать на уровне воспроизведения, затрудняется при ответах на видоизменённые вопросы. и в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов,
практических заданий;
затрудняется при самостоятельном воспроизведении, испытывает необходимость незначительной помощи учителя;
отвечает неполно на вопросы учителя
основное содержание учебного материала излагает фрагментарно, не всегда последовательно;
даёт определения понятий недостаточно чёткие;
не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допускает ошибки при их изложении;
допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий;
незначительно не соблюдает основные правила культуры устной речи.
Отметка «2», неудовлетворительно, (пониженный уровень достижений):
знает материала на уровне ниже минимальных требований программы; имеет отдельные представления об изученном материале;
нет умения работать на уровне воспроизведения, затрудняется при ответах на стандартные вопросы. не умеет применять знания при решении конкретных вопросов, задач, заданий
по образцу;
не даёт ответы на вспомогательные вопросы учителя;
допускает грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не может исправить даже при помощи учителя;
значительного не соблюдает основные правила культуры устной речи.
Отметка «1», плохо, (низкий уровень достижений):
ответ на вопрос не дан.
Критерии оценки тестовых заданий К(коэффициент усвоения) = А:Р, где А число правильных ответов в тесте, Р общее число ответов
Коэффициент К
0,91
0,80,89
0,70,5
Меньше 0,5
Отметка
«5»
«4»
«3»
«2»
Критерии оценки письменных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка;
соблюдение культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более 2х несущественных ошибок;
соблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом дветри несущественные;
незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «2»:
работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок;
значительное несоблюдения основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «1»:
обучающийся не приступил к работе.
Критерии оценки лабораторных и практических работ
Ометка «5»:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее
точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи,
графики, вычисления.
4. Проявляет организационнотрудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности
при выполнении работ.
Отметка «4»:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях дватри
недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Отметка «3»:
1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным,
принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует
выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух
ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших
на результат выполнения. 4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию
учителя.
Отметка «2»:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной
части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Отметка «1»:
обучающийся не приступил к работе.
Критерии оценки при наблюдении объектов
ставится, если:
ставится, если:
ставится, если:
«5»
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.
«4»
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
«3»
1. Допускает однудве грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3. Допускает однудве грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
«2»
1. Допускает тричетыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает тричетыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
«1»
ставится если обучающийся не приступил к выполнению работы.
ставится, если:
Критерии оценивания компьютерных презентаций обучающихся
Отметка «5»
Содержание
1. Работа полностью завершена.
2. Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов.
3. Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика.
4. Обучающийся предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии)
5. Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс.
Дизайн
1. Дизайн логичен и очевиден.
2. Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание.
3. Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается).
Графика хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание.
Грамотность Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических.
Отметка «4»
Содержание
1. Почти полностью сделаны наиболее важные части работы.
2. Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются.
3. Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда не корректно. 4. Обучающийся в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы.
5. Почти везде выбирается более эффективный процесс.
Дизайн
1. Дизайн есть.
2. Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию.
3. Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем.
Графика соответствует содержанию.
Грамотность Минимальное количество ошибок.
Отметка «3»
Содержание
1. Не все важнейшие компоненты работы выполнены.
2. Работа демонстрирует понимание, но неполное.
3. Дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно.
4. Обучающийся иногда предлагает свою интерпретацию.
5. Обучающемуся нужна помощь в выборе эффективного процесса.
Дизайн
1. Дизайн случайный.
2. Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию.
3. Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию.
Графика мало соответствует содержанию.
Грамотность Есть ошибки, мешающие восприятию.
Отметка «2»
Содержание
1. Работа сделана фрагментарно..
2. Работа демонстрирует минимальное понимание.
3. Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов.
4. Интерпретация ограничена или беспочвенна.
5. Обучающийся может работать только под руководством учителя.
Дизайн
1. Дизайн не ясен.
2. Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него.
3. Параметры не подобраны, делают текст трудночитаемым.
Графика не соответствует содержанию.
Грамотность Много ошибок, делающих материал трудночитаемым.
Оценивание проектной работы
Общие требования к проектной работе
Представляемый проект должен иметь титульный лист с указанием: фамилии, имени, отчества исполнителя и руководителя (ей) проекта, название проекта, года написания работы,
указанием целей и задач проектной работы.
Содержание проектной работы должно включать такие разделы, как:
введение, в котором обосновывается актуальность выбранной или рассматриваемой проблемы;
место и время выполнения работы;
краткое описание используемых методик с ссылками на их авторов (если таковые необходимы для работы или использовались в ней);
систематизированные, обработанные результаты исследований;
выводы, сделанные после завершения работы над проектом;
практическое использование результатов проекта;
социальная значимость проекта; приложение: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими данными и т.д.
четкость поставленной цели и задач;
тематическая актуальность и объем использованной литературы;
обоснованность выбранных методик для проведения исследований;
полнота раскрытия выбранной темы проекта;
обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам;
уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости);
анализ полученных данных;
наличие в работе вывода или практических рекомендаций;
качество оформления работы (наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, гербарных материалов к проектам по ботанике и т.д.).
Критерии оценки проектов
Критерии оценки выступления докладчика по защите проекта:
жюри или экспертной комиссией);
ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.
Общие требования к оформлению проекта
которые помешают вычленить главное, основное или засоряющих работу.
быть четкими и выполненными, желательно печатным шрифтом, а также достаточно крупными и хорошо читаемыми.
Для защиты проект может быть представлен как в печатном варианте, так и в рукописном, оформленном на белых плотных листах бумаги формата А4. Все подписи должны
обоснованность структуры доклада;
вычленение главного;
полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;
использование наглядноиллюстративного материала;
компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы, задаваемые комиссией (членами
уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и
При оформлении работы следует соблюдать определенный стандарт, это позволит во многом, ограничить включение в работу лишних материалов второстепенного ранга,
Классификация ошибок
При оценке знаний, умений, навыков учитываются ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом обучающихся.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения,
наименований этих единиц;
неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым относятся ошибки:
неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 13 из этих признаков
второстепенными;
ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена
отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде. Недочётами являются:
нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
арифметические ошибки в вычислениях;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
орфографические и пунктуационные ошибки.
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.