Рабочая программа по географии для 5 класса составлена к учебнику А.А. Летягина. География. Начальный курс. Под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова. Издательский центр «Вентана-Граф». Структура и содержание программы соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
рабочая программа по географии 5 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пышкетская средняя общеобразовательная школа
427693, Удмуртская Республика, Юкаменский район, с. Пышкет, ул. Советская, д. 13,
тел. 8(34161)66166, email: pshschool@yandex.ru
Рассмотрено на заседании Утверждено
педагогического совета приказом № ___от ______
Протокол № ____ от «___» __________20___
от «__» _________20____ Директор МБОУ Пышкетской СОШ
_________/ Т.А.Зямбахтина/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
5 класс
Составитель:
Злобина Ольга Юрьевна
учитель географии
МБОУ Пышкетской СОШ.
с.Пышкет 2016 – 2017 уч.год.
Программа разработана на основе следующей литературы:
Примерной программы основного общего образования по географии, разработанной
Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки
Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (Примерные
программы по учебным предметам. География.59 классы –М.;Просвещение, 2012
(Стандарты второго поколения)
Авторской программы «География: Программа 5 – 9 классы» ФГОС. Алгоритм
успеха. Авторы составители: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.
Таможняя. Москва. Издательский центр «ВентанаГраф». 2012 г.
Учебник А.А. Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией члена
корреспондента РАО В.П. Дронова. Рекомендовано Министерством образования и
науки РФ. Москва. Издательский центр «ВентанаГраф». 2015 г.
Обоснование выбора программы
Программа по географии разработана к линии учебников под редакцией В.П. Дронова
для учащихся 59 классов общеобразовательных учреждений. Структура и содержание
программы соответствует требованиям федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (2010 г.). Линия учебников под редакцией В.П.
Дронова для учащихся 59 классов соответствует Федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет
гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
На изучении географии в 5 классе отводится 34 часа(1 час в неделю) Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
овладение на уровне общего образования законченной системой географических
знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной
картины мира:
сформированность устойчивых установок социальноответственного поведения в
географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, житель конкретного региона (Удмуртская Республика));
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоциональноценностное отношение к окружающей среде, необходимости её
сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Метапредметные:
Метапредметные результаты предмета «География. Начальный курс» основаны на
формировании универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений;
умения управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность;
определять её цели и задачи;
выбирать средства и применять их на практике;
оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о
географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для
решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи
охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности
и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных
странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической
карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования географической
информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях
и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в
окружающей среде.
Содержание учебного предмета
Введение. Географическое познание нашей планеты. (3 часа)
География — одна из наук о планетеЗемля
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные
географические объекты. Зарождение древней географии. Наблюдения — метод
географической науки. Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения —
способ изучения географических объектов и процессов.
Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела.
Знать и объяснять существенные признаки понятий:«географический
объект»,«компас».
Использовать понятия «географический объект», «компас» для решения учебныхзадач
по наблюдению и построению моделей географических объектов, определению
направлений на стороны горизонта.
Приводить примеры географических объектов своейместности, результатов
выдающихся географическихоткрытий и путешествий.
Отбирать источники географической информации дляопределения высоты Солнцанад
горизонтом, для объяснения происхождения географических названий.
Оценивать прогноз погоды,составленный по народнымприметам.
Применять изображения Земли из космоса для определения географических объектов
и их состояний.
Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы. (5 часов).
Земля среди других планет Солнечной системы. Положение Земли в Солнечной системе.
Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического
моделирования.Движение Земли по околосолнечной орбите. Земная ось и географические
полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле.
Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные
круги. Суточное вращение Земли. Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена
дня и ночи на Земле. Урок обобщения и повторения знаний по теме «Земля – планета Солнечной
системы». Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела.
Знать и объяснять существенные признаки понятий:«глобус», «земная ось»,
«географический полюс», «экватор».
Использовать понятия «глобус», «земная ось», «географический полюс», «экватор»для
решения учебных задач по изучению географических следствий вращенияЗемли вокруг
своей оси и движения Земли по околосолнечной орбите.
Устанавливать взаимосвязимежду высотой Солнца, положением Земли на
околосолнечной орбите и природными сезонами, временамигода.
Приводить примеры планетземной группы.
Понимать причины фенологических явлений.
Использовать приобретённые знания и умения дляпроведения фенологических
наблюдений.
Раздел 2. Геосферы Земли. (26 часов).
Литосфера(8 ч). Слои «твёрдой» Земли. Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия,
земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Вулканы
Земли. Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры. Из чего
состоит земная кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных
пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Строение земной коры.
Землетрясения. Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды
движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения. Рельеф земной поверхности
Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения
относительной высоты географических объектов. Человек и литосфера. Условия жизни человека
в горах и на равнинах. Полезные ископаемые.
Атмосфера (4 ч)+ 1 час повторения.
Воздушная оболочка Земли. Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и
строение атмосферы. Погода и метеорологические наблюдения. Погода. Наблюдения за погодой
на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция
Симбирска». Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни.
Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере. Урок обобщения и
повторения знаний по теме «Литосфера. Атмосфера»
Водная оболочка Земли (7 ч)
Вода на Земле. Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на
Земле. Мировой океан — главная часть гидросферы. Мировой океан. Береговая линия. Части
Мирового океана. Суша в океане. Воды суши. Реки. Разнообразие вод суши. Река, речная система,
бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады. Озёра. Вода в «земных
кладовых». Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги.
Подземные воды. Человек и гидросфера. Вода — основа жизни на Земле. Использование
человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде».
Биосфера (6 ч).
Оболочка жизни. Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное
представление о возникновении и развитии жизни на Земле. Жизнь в тропическом поясе
Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические
пустыни. Растительный и животный мир умеренных поясов. Степи. Лиственные леса. Тайга.
Жизнь в полярных поясах и в океане. Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в
океане. Природная среда. Охрана природы. Природное окружение человека. Природные особо
охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником.
Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела. Литосфера.
Знать и объяснять существенные признаки понятий:«литосфера», «земная
кора»,«рельеф», «горы», «равнины».
Использовать понятия «литосфера», «земная кора»,«рельеф», «горы», «равнины» для
решения учебныхзадач по созданию моделивнутреннего строения Земли, по определению
на местности относительных высот точек земной поверхности.
Устанавливать взаимосвязимежду формами рельефа земной поверхности и внешними,
внутренними географическими процессами.
Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных
природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.
Отбирать источники географической информации длясоставления описаний
формрельефа, для объяснения происхождения географических названий гор и равнин.
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки вулканов, землетрясений,
минералов и горных пород.
интенсивностиземлетрясений.
Составлять описание гор и равнин, их географического положения.
Использовать приобретённые знания и умения длячтения физических карт,для оценки
Проводить самостоятельныйпоиск географической информации о своей местностииз
разных источников.
Атмосфера.
Знать и объяснять существенные признаки понятий:«атмосфера», «ветер»,
«атмосферные осадки», «погода», «климат».
Использовать понятия «атмосфера»,
«атмосферные осадки»,
«погода»,«климат» для решения учебных задач по определениюатмосферного давления,
посозданию самодельных метеорологических измерителей, по определению суточной
температуры воздуха,по определению условий образования тумана, по выявлению причин
особенностей годового распределенияосадков на Земле.
«ветер»,
Устанавливать взаимосвязимежду характером подстилающей поверхности и
температурой воздуха, междутемпературой воздуха и атмосферным давлением,между
атмосферным давлением и скоростью ветра.
Приводить примеры ветровразличного направления,видов облаков, видов атмосферных
осадков, редкихявлений в атмосфере, стихийных природных бедствийв атмосфере и
возможныхдействий в чрезвычайныхситуациях.
Отбирать источники географической информации длясоставления описаний погоды,
для объяснения причинразнообразия климата наЗемле.
Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и
будущегосостояния атмосферы.
Определять по статистическим данным значения амплитуды температуры воздуха,
характер годового ходаатмосферных осадков, преобладающие направленияветра.
Использовать приобретённыезнания и умения для чтениякарт погоды, для определения
температуры и давлениявоздуха, направления и скорости ветра, видов облаков
иатмосферных осадков, дляопределения относительнойвысоты по разности атмосферного
давления.
Проводить самостоятельныйпоиск географической информации о своей местностииз
разных источников.
Гидросфера.
Устанавливать взаимосвязимежду формами рельефаземной поверхности и характером
реки, составомгорных пород и скоростьюпросачивания воды.
Приводить примеры равнинных и горных рек, озёр по солёности озёрных вод и
происхождению озёрных котловин, стихийных природныхбедствий в гидросфере и
возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Отбирать источники географической информации длясоставления описаний океанов и
рек, объяснения происхождения географическихназваний океанов, морей,рек и озёр.
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки воды.
Составлять описание океанов и рек, их географического положения.
Использовать приобретённые знания и умения длячтения физических карт,выделения
частей Мировогоокеана, источников питанияи режима реки.
Проводить самостоятельныйпоиск географической информации о своей местности из
разных источников.
Биосфера.
Знать и объяснять существенные признаки понятий: «биосфера», «природный
комплекс».Устанавливать взаимосвязимежду природными условиями и особенностями
растительного и животного мира тропического, умеренных,полярных поясов, океана.
Приводить примеры почвенных организмов, типичныхрастений и животных различных
районов Земли, стихийных природных бедствийв биосфере и возможныхдействий в
чрезвычайныхситуациях.
Отбирать источники географической информации длясоставления описаний животных
и растений разныхрайонов Земли и глубинокеанов.
Использовать приобретённые знания и умения длячтения карт растительного
иживотного мира, для составления коллекции комнатныхрастений.
Проводить самостоятельныйпоиск географической информации о своей местностииз
разных источников.
Обобщающее повторение по всем пройденным темам за год.
Перечень практических работ
1 Наблюдение за изменением длины тени гномона.
2 Создание конструктора литосферных плит.
3 Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.
4 Определение по картам географических объектов.
5 Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их
изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Экскурсия. Ознакомление с компонентами природы своей местности.
В ходе реализации рабочей программы по географии на уроках используются
Формы контроля.
следующие формы контроля:
индивидуальная,
групповая,
фронтальная,
комбинированная,
взаимоконтроль,
самоконтроль.
Тематические контрольные работы по классам.
Текущий контроль.В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно
успешное действие обучающегося, а фиксируется отметкой только решение полноценной
задачи, выполнение теста, устного ответа, выполнение практической работы. Данные виды
работ оцениваются по пятибалльной системе.
Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы,
самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания. Формы итоговой аттестации: контрольная работа, защита проекта или
исследовательской работы.
В 56 классах контрольнообобщающие уроки проводятся в виде решения
географических задач, решения кроссвордов, ребусов.
Итоговая оценка.В 5 классах итоговая оценка по географии выставляется по
результатам текущего контроля, который ведется учителем и фиксируется в классном
журнале и дневниках учащихся, тематических контрольных работ, оценки за выполнение и
защиту индивидуального проекта, итоговой контрольной работы.
Национальнорегиональный компонент.
Урок 5. Наблюдение за состоянием природных объектов. Сезонные явления природы своей
местности.
Урок 7. Пояс освещенности Удмуртии.
Урок 12. Минералы и горные породы Удмуртии.
Урок 14. Формы рельефа Удмуртии.
Урок 16. Полезные ископаемые Удмуртии.
Урок 18. Погода Удмуртии. Характеристика погоды Пышкета.
Урок 20. Загрязнители окружающей среды Удмуртии. Опасные природные явления
региона.
Урок 25. Реки Удмуртии и их описание.
Урок 26. Озера и подземные воды Удмуртии.
Урок 28. Как человек использует водные объекты своей местности.
Урок 31. Растительный и животный мир Удмуртии.
Урок 33. ООПТ своей местности.
Тематическое планирование.
№ п/п
Тема урока
Колво
часов
Домашнее задание
Введение. Географическое познание нашей планеты (3ч)
1
География — одна
из наук о планете Земля
1
§1, стр.57, сообщение
2
1
Зарождение древней географии
§1, стр.8 Наблюдения — метод географической науки
3
1
§2, презентация стр.13
Земля как планета Солнечной системы (5ч)
Земля среди других планет Солнечной системы
Движение Земли по околосолнечной орбите
4
1
§3
56
2
Пояса освещённости. Суточное вращение Земли
§4, ответить на вопросы
7
Урок обобщения и повторения знаний по теме «Земля – планета Солнечной системы»
1
§5, в.5
8
Слои «твёрдой» Земли
Вулканы Земли
Из чего состоит земная кора
1
Новые понятия
Геосферы Земли (25ч)+1 час повторения
Литосфера (8ч)
9
1
§6, ответить на вопросы стр.34
10
1
§7, номенклатура
1112
2
§8,кроссворд «Горные породы»
13
Строение земной коры. Землетрясения
Рельеф земной поверхности
Человек и литосфера
1
§9, новые понятия
1415
2
§10, фотоколлаж «Горы мира»
16 Воздушная оболочка Земли
1
§11, в.3,4
Атмосфера (4ч)+ 1 час повторения
17
1
§12, кроссворд «Атмосфера»
Погода и метеорологические наблюдения
Человек и атмосфера
1819
2
§13, в.8
20
1
Урок обобщения и повторения знаний по теме «Литосфера. Атмосфера»
§14, ответить на вопросы стр.82
21
Вода на Земле
Новые понятия
Водная оболочка Земли (7ч)
2122
2
§15, в.1
24
Мировой океан — главная часть гидросферы
Воды суши. Реки
1
§16, номенклатура
25
§17, фотоколлаж «Водопады мира»
1
Озёра. Вода в «земных кладовых»
2627
2
сост.рассказ «как я путешествовал по озеру…»
§18
28
Человек и гидросфера
Оболочка жизни
1
§19, ответить на вопросы стр.114
Биосфера (6ч)
29
1 Жизнь в тропическом поясе
§20, сообщение «Древние животные Земли»
30
1
§21, ответить на вопросы стр.129
Растительный и животный мир умеренных поясов
31
§22, кроссворд «Животные(раст.)умер.поясов»
1
Жизнь в полярных поясах и в океане
Природная среда. Охрана природы
32
1
§23
33
1
§24, подгот. к обощ.повторению
Обобщающее повторение по всем пройденным темам за год
34
1
Знать термины
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.