Программа внеурочной деятельности “Отчий дом” составлена для работы с младшими школьниками. Данная программа может быть применена в школах. Изучение родного края способствует экологическому воспитанию. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 1 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Целью программы является формирование основ экологического воспитания школьников.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить с природой Московской области,
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
Основные требования к знаниям и умениям
При изучении программы факультатива “Отчий дом” учащиеся должны знать:
- Историю своей семьи;
- Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае.
Выполнение инструкции “поведение на экскурсии”. Интерес к предмету
(эмоциональный уровень);
- Общее представление о “следах времени”, об изменениях облика города.
Выполнение инструкции “движение по городу”. Развитие воображения;
- Знакомство со “знакомым” радость собственного нового узнавания. Навык
поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие
наблюдательности;
- Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности,
способности к анализу. Эмоциональное восприятие события (“экспедиция” для детей
– приключение и азарт).
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности
Отчий дом 1 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание |
УУД |
Дата |
|
План |
Факт |
||||
Глава 1. Осень (12 часов) |
|||||
1 |
В гостях у осени. |
Красивое время года осень. Явления в природе. Золотая осень. |
Беседа. Наблюдение за объектами живой и неживой природы. Развитие речи, умение высказывать своё мнение |
01.09- 05.09 |
|
2 |
Какого цвета осень. |
Краски осени. Почему осенью меняется природа. |
Игра на наблюдательность. Развитие внимания, логического мышления, коммуникабельности |
08.09- 12.09 |
|
3 |
Птичьи хлопоты |
Птичьи хлопоты осенью. Перелётные и кочующие птицы. |
Экскурсия. Наблюдение за объектами живой и неживой природы. Развитие речи, умение высказывать своё мнение |
15.09- 19.09 |
|
4 |
На что похоже? |
Узнать и сравнить силуэты деревьев, птиц, зверей. Нарисовать растения и животных |
Игра на наблюдательность. Игра на наблюдательность. Развитие внимания, логического мышления, коммуникабельности. |
22.09- 26.09 |
|
5 |
Что твориться на реке |
Осенью изменяется и река. Появляется первый ледок. Птицы улетели на юг. Прибрежные растения. Водная гладь. |
Беседа. Наблюдение за объектами живой и неживой природы |
29.09- 03.10 |
|
6 |
Как живут деревья? |
Жизнь деревьев. Изменения по сезонам года . Осеннее затишье. |
Экскурсия. Наблюдение за объектами живой и неживой природы. Развитие речи, умение высказывать своё мнение |
13.10- 17.10 |
|
7 |
Впечатления родной природы. |
Какое влияние оказывает природа на человека. Вдохновения от родной природы в стихах поэтов. |
Беседа. Наблюдение за объектами живой и неживой природы. Развитие речи, умение высказывать своё мнение |
20.10- 24.10 |
|
8 |
Что можно увидеть ? |
Явления зимы. Мороз и оттепель. Зимние звери. |
Беседа. Наблюдение за объектами живой и неживой природы. Развитие речи, умение высказывать своё мнение |
27.10- 31.10 |
|
|
9 |
Моя родословная. |
Составление родословной. |
Беседа. Проектная деятельность |
03.11- 07.11 |
|
|
10 |
Осенняя природа |
Краски глубокой осени. Явления в природе. |
Экскурсия. Наблюдение за объектами живой и неживой природы. Развитие речи, умение высказывать своё мнение |
10.11- 14-11
|
|
|
11 |
Дорога домой |
Описание природы по дороге домой. |
Беседа. Развитие внимания, логического мышления, коммуникабельности. |
24.11- 28.11 |
|
|
12 |
Мои домашние животные |
Какие домашние животные у тебя дома. Уход за ними. |
Беседа. Воспитание бережного, гуманного отношения ко всему живому. |
01.12- 05.12 |
|
|
Глава 2. Зима ( 11 часов) |
||||||
13 |
Каких животных я знаю. |
Животные леса луга, поля, водоёма. Пищевые цепи питания. |
Викторина. Наблюдение за объектами живой и неживой природы. Развитие речи, умение высказывать своё мнение |
08.12- 12.12 |
|
|
14 |
Лесные звери. |
Звери леса. Кто за кем охотится. Хищник и жертва. Пищевые цепи. |
Беседа. Наблюдение за объектами живой и неживой природы. Развитие речи, умение высказывать своё мнение |
15.12- 19.12 |
|
|
15 |
Чудеса зимнего леса. |
Что происходит в лесу зимой. Тайны зимнего леса. Следы зверей. |
Беседа. Обогащение эстетических чувств. Развитие художественного чувства. |
22.12- 26.12 |
|
|
16 |
Новогодняя сказка. |
Чудесапод Новый год. Сказка про лесных зверей. |
Обогащение эстетических чувств. Развитие художественного чувства. |
29.12- 31.12 |
|
|
17 |
Зимние забавы. |
Какие зимние забавы ты знаешь. Прогулка. |
Прогулка. Обучение умению общаться, развитие коммуникабельности. |
12.01- 16.01 |
|
|
18 |
Пернатые соседи. |
Покормите птиц зимой. Развешивание кормушек. |
Беседа. Наблюдение за объектами живой и неживой природы. Развитие речи, умение высказывать своё мнение |
19.01- 23.01 |
|
|
19 |
Птицы зимой. |
Под кармливание птиц зимой. |
Беседа. . Воспитание бережного, гуманного отношения ко всему живому. |
26.01- 30.01 |
|
|
20 |
В каком доме ты живёшь.. |
Нарисовать рисунок своего дома. |
Рисунок своего дома. Наблюдение за объектами |
02.02- 06.02 |
|
|
21 |
Мои друзья. |
Какие у меня друзья. Как правильно дружить. |
Беседа. Развитие внимания, логического мышления, коммуникабельности |
09.02- 13.02 |
|
|
22 |
Человек и его профессия.
|
Профессии людей Какая из профессий мне больше нравиться. Кем я хочу стать. |
Обучение умению общаться, развитие коммуникабельности |
16.02- 20.02 |
|
|
23 |
Кто он воин. |
Посещение музея школы |
Экскурсия. Развитие патриотических чувств |
02.03- 06.03 |
|
|
Глава 3. Весна ( 11 часов) |
||||||
24 |
Подарок для мамы |
Нарисовать рисунок |
Рисунок для мамы. Развитие эстетических чувств, любви к маме. |
10.03- 13.03 |
|
|
25 |
Скоро птицы прилетят |
Перелетные и кочующие птицы. Каких птиц ты знаешь. |
Наблюдения за птицами Наблюдение за объектами живой и неживой природы. Развитие речи, умение высказывать своё мнение |
16.03- 20.03
|
|
|
26 |
Предчувствия весны |
Явления в природе. |
Прогулка по окрестностям школы, наблюдения
|
23.03- 27.03 |
|
|
27 |
Когда просыпается природа? |
Что происходит весной в природе. |
Беседа. Наблюдение за объектами живой и неживой природы. Развитие речи, умение высказывать своё мнение. |
30.03- 04.04 |
|
|
28 |
Верба. |
Православные праздники. Обычаи и традиции. |
Беседа. |
13.04- 17.04 |
|
|
29 |
Пасха. |
Православные праздники. Обычаи и традиции. |
Беседа и прогулка в Новоиерусалимский монастырь. |
20.04- 24.04 |
|
|
30 |
Апрель с водой, май с травой!
|
Изменения в природе. |
Наблюдения за весенней рекой, зарисовки.
|
27.04- 30.04 |
|
|
31 |
Герою воину |
Посещение памятника погибшим воинам |
Экскурсия. Развитие патриотических чувств |
05.05- 08.05 |
|
|
32 |
Птичьи хлопоты |
Какие хлопоты у птиц весной? |
Экскурсия по окрестностям, сбор сухих травинок, веточек, наблюдения за птицами |
11.05- 15.05 |
|
|
33 |
Наши мечты о лете |
Фантазии о лете. |
Беседа. Наблюдение за объектами живой и неживой природы. Развитие речи, умение высказывать своё мнение |
18.05- 22.05 |
|
|
34 |
В мягких муравках у нас…
|
Жизнь насекомых летом. |
Наблюдения за жизнью насекомых, зарисовки |
25.05- 29.05 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.