Рабочая программа курса "Начальный курс географии" 6 класс. Состоит из пояснительной записки, подробного тематического планирования, практических работ, требований к результатам усвоения курса обучающимися. Программа может быть использована учителями географии как методический программный материал.
Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС ООО.
Рабочая программа 6 класс.docx
Рабочая программа
по географии для 6 класса
учителя Шешуковой Татьяны Александровны
первой квалификационной категории
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №33» п.Яйва Рабочая программа учебного курса «Начальный курс географии» для 6 класса составлена на основе Примерной программы
основного общего образования по Географии, Программы 611 классы общеобразовательных учреждений по географии под редакцией А.А.
Летягина, И.В. Душиной.
Цели данного курса: систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к восприятию страноведческого курса с
Пояснительная записка к учебному курсу
помощью рассмотрения причинноследственных связей между географическими объектами и явлениями.
Задачи курса:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
развивать познавательный интерес к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
научить устанавливать связи в системе географических знаний;
включать обучающихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих
связи между природными объектами и явлениями.
Программа рассчитана на 35 часов. Практических оценочных работ 17 , проверочных работ 6.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что
соответствует основной образовательной программе основного общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным
компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по Географии.
Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании Рабочей программы:
№
п/п
1
2
3
4
Изменения
Обоснования
На «Введение» вместо 3 часов отводится 2 часа.
На изучение раздела «Земля как планета Солнечной
системы» отводится 2 часа вместо 3 часов.
Не изучается раздел «Почвенный покров» 1 час
Не выполняется практическая работа «Описание
почвенного разреза своей местности»
1 час отводится на уроки повторения.
1 час отводится на изучение темы «Глобус и
географическая карта»
Тема подробно изучается разделе «Биосфера». 1 час
отводится на уроки повторения.
Данная работа выполняется в 8 классе при изучении
темы «Почва».
Перечень учебнометодического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения
цели и задач учебного курса.
Литература: Учебник: Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6 класс. – ООО Дрофа, 2013.
Программа: География. Программа 611 классы. М.: Издательский центр «ВентанаГраф», 2011.
Дополнительная литература:
1. Баранчиков Е.В Сборник заданий и упражнений по географии. 6 класс. К учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой "Начальный
курс географии, 6 класс" М.: Издательство «Экзамен», 2009.
2. География: Начальный курс. 6кл: Метод пособие. – М.: Дрофа, 2000;
3. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа,
2002;
4. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
Мультимедийные обучающие программы:
С/Д «География 6 класс. Начальный курс».
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
УМК:
1. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2008.
2. Шатных А. В. Рабочая тетрадь по географии, 6 класс. – М:Дрофа, 2009.
Учебный курс будет реализован в 6а классе по очной форме получения образования.
Особенности классов, в которых будет реализован данный учебный курс.
Характерные формы организации деятельности обучающихся:
групповая, парная, индивидуальная
игровая
самостоятельная, совместная
практическая работа
Формы контроля освоения обучающимися содержания учебного курса:
Текущий контроль: устный опрос, анализ карт атласа.
Промежуточный контроль: тест, проверочная работа, практическая работа, работа с контурными картами, заполнение таблиц, схем.
Итоговый контроль: контрольная работа, аттестация (по решению педсовета). Требования к результатам освоения учебного курса обучающимися
В результате изучения начального курса географии обучающийся
будет знать/понимать
• основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам
картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
• географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
• воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и человека;
научится:
• называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);
• выделять и описывать по типовым планам существенные признаки географических объектов;
• находить в разных источниках географическую информацию;
• приводить примеры, используя основные источники географической информации;
• определять на плане и карте расстояния, направления, высоту точек, географические координаты и местоположение географических
объектов;
• применять приборы и инструменты (по темам разделов);
сможет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
• ориентирования на местности и проведения съемок ее участков;
• чтения планов местности и географических карт;
• проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных
и антропогенных воздействий;
• проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, геоинформационных и др. Тема урока
Географические
знания о Земле.
Географические
путешествия.
Кол
во
часо
в
1/1
6.09
Форма и размеры
Земли.
1/2
13.09
Вращения Земли.
1/3
20.09
Элементы содержания
Календарнотематическое планирование
Требования к
Вид контроля
уровню
подготовки
обучающихся
Содержание, структура и
особенности курса, раскрытие
понятия «география», значение этого
предмета среди наук.
Формировать знания о первых
географахпутешественниках, о
современных географических
исследованиях.
Выяснить значение Великих геогр.
открытий.
Маршруты географических
путешествий.
Введение (2 часа).
Устный опрос
беседа (знания из
курса
природоведение 5
класс).
Практическая
работа №1
«Нанесение на карту
маршрутов
изучаемых
географических
путешествий».
Знать структуру и
особенности курса
«География».
Уметь объяснять
понятие
«География»,
значение Великих
географических
открытий.
Уметь наносить на
карту маршруты
географических
путешествий.
Земля как планета Солнечной системы (2 часа).
Знать форму и
размеры Земли.
Уметь определять
расстояния по
глобусу.
Знать особенности
вращения Земли
вокруг своей оси и
Солнца, дни
равноденствий и
солнцестояния.
Заполнение
таблицы на стр. 135
«Освещение Земли
Солнцем в разное
время года».
Форма, размеры, движение Земли.
Влияние космоса на Землю и жизнь
людей. Определение расстояний по
глобусу.
Проверочная
работа №1
Объяснение географических
следствий движения Земли вокруг
Солнца и вращения Земли вокруг
своей оси. Дни равноденствий и
солнцестояний.
Домашнее
задание
Информационное
обеспечение
§1,.
Презентация
«География как
наука».
Физическая карта
полушарий.
Карта путешествий.
Атласы.
§2. Задание 3 стр. 10
(выполнить в
тетради). §8.
§31, п 1, таблица.
Глобус.
БЭНП (слайды о
размерах Земли).
Бланки проверочной
работы №1.
Глобус.
План местности (5 часов).
План местности.
Масштаб.
1/5
27.09
Изображение местности первыми
людьми. План местности. Условные
топографические знаки. Масштаб –
понятие, виды. Решение задач на
определение масштаба.
Анализ плана
местности.
Знать понятия «план
местности»,
«масштаб»,
«условные
топографические
знаки».
Уметь читать план
местности с помощью
§3, зад.4, стр 13.
§4,
БЭНП
План местности в
атласе. Атласы.
Презентация «план
местности.
Масштаб». Стороны горизонта.
Ориентирование.
1/6
4.10
Стороны горизонта. Способы
ориентирования на местности и
плане. Определение направлений по
плану. Азимут, и его определение.
Практическая
работа №3
«Определение на
местности азимутов и
расстояний».
Неровности земной
поверхности на плане
местности.
1/7
11.10
Рельеф. Относительная и абсолютная
высота. Отметка высот. Горизонтали.
Нивелир.
Практическая
работа №4
«Чтение плана
местности».
§5.
План местности.
Атлас.
БЭНП.
§6. Зад. 4, 5 стр. 23.
Презентация
«Относительная и
абсолютная высота».
условных знаков.
Научиться
переводить масштаб
Знать стороны
горизонта: С, Ю, З, В,
СВ, СЗ, ЮВ, ЮЗ, и
т.д., понятия:
«азимут»,
«ориентирование».
Уметь
ориентироваться на
местности,
определять стороны
горизонта, азимут.
Знать понятия
«относительная
высота»,
«абсолютная
высота», «отметка
высот»,
«горизонтали»,
«рельеф».
Уметь определять
высоты на плане
местности.
Составление плана
местности.
Географическая
карта.
2/8,9
18.10
25.10
1/10
8.11
Съемка местности: глазомерная,
полярная, маршрутная.
Практическая
работа №5
«Построение плана
местности».
Уметь составлять
план местности.
§7.
Глобус и географическая карта модели земной поверхности (5 часов).
Изображение поверхности Земли на
карте. Условные знаки. Виды
географических карт. Значение карт.
Тест «План
местности».
Анализ карт
атласа.
Практическая
работа №6
«Измерение
расстояний по
карте».
Устный опрос по
теме
Знать понятия:
«географическая
карта»,
«генерализация».
Уметь определять
расстояния по карте.
§9, составить кластер
«Виды
географических
карт».
Презентация
«Географическая
карта».
Атлас.
Физическая карта
полушарий.
Знать понятия
«меридианы»,
§1011. Зад. 35. стр.
37. §12. Придумать
Физическая карта
полушарий. Атлас.
Географическая
широта и долгота.
1/11
15.11
Меридианы и параллели. Градусная
сетка. Географическая широта. Географическая долгота.
Географические
координаты.
1/12
22.11
Меридианы и параллели. Градусная
сетка. Географические координаты.
Изображение на
картах глубин, высот.
1/13
29.11
Изображение на географических
картах неровностей земной
поверхности. Шкала высот и глубин.
Повторение «План
местности и карта».
1/14
6.12
Внутреннее строение
Земли.
1/15
13.12
Географическая карта как источник
информации. Сходства и различия
плана местности и карты. Значение
карт в деятельности человека.
Внутреннее строение Земли.
Литосфера – твердая оболочка
Земли. Способы изучения земных
глубин. Минералы и горные породы,
слагающие земную кору, их
использование человеком.
задания на
определение
координат объекта.
Повторить §1012.
Физическая карта
полушарий. Атлас.
§13. Повторить тему
«План местности и
карта».
Физическая карта
полушарий. Атлас.
Бланки проверочной
работы №2.
§14.
Презентация
«Литосфера»
«Географическая
карта».
Работа по карате:
определение
географической
широты и долготы.
Практическая
работа №78
«Определение по
картам
географических
координат своего
населенного пункта и
других точек».
Работа в парах по
заданиям (Д/З
предыдущего урока).
Решение
практических задач
по физической карте
мира.
Устный опрос по
теме.
Проверочная
работа №2.
Литосфера (5 часов).
Практическая
работа №9
«Определение
минералов и горных
пород по образцам».
Составление
кластера «Горные
породы».
«параллели»,
«географическая
широта»,
«географическая
долгота», «градусная
сеть».
Уметь определять
географическую
широту и долготу
точки.
Знать понятия
«меридианы»,
«параллели»,
«географические
координаты»,
«градусная сеть».
Уметь определять
географические
координаты точки
Знать понятия
«шкала глубин и
высот», «изобата»,
«изолиния».
Уметь определять
высоты и глубин.
Знать внутреннее
строение земной
коры: земная кора,
магма, ядро.
Уметь определять
магматические,
осадочные горные
породы.
Движения земной
1/16
Движения земной коры: медленные
Устный опрос по
Знать определения:
§15.
С/Д (видео коры.
20.12
вертикальные колебания,
землетрясения, вулканизм. Гейзеры,
горячие источники.
§14.
Рельеф Земли.
2/17,
18.
27.12
Рельеф Земли. Различие гор и равнин
по высоте.
Повторение темы
«Литосфера».
1/19
17.01
Проверка знаний и умений
школьников.
Гидросфера.
Воды Мирового
океана.
1/20
24.01
Гидросфера, ее состав. Мировой
круговорот воды в природе.
Мировой океан, его части.
Моря, заливы, проливы. Суша в
океане: острова, полуострова.
Температура и соленость вод океана.
Динамика вод: ветровые волны,
цунами, течения (теплые и
холодные). Хозяйственное значение
океана.
Устный опрос по
§15.
Практическая
работа №11
«Описание гор и
равнин по
географической
карте»
Проверочная
работа №3.
Работа в К/К:
отметить формы
рельефа.
Гидросфера (5 часов).
Устный опрос
беседа «Мировой
круговорот воды в
природе» (знания из
курса
природоведение 5
класс).
землетрясения и
извержения
вулканов).
Физическая карта
полушарий. Атлас.
Презентация «Рельеф
Земли».
Атлас. К/К.
Физическая карта
полушарий.
§1617.
Выполнить
практическую
работу №10
«Определение по
карте
географического
положения гор и
равнин».
Повторить тему
«Литосфера».
§1920.
Отметить в К/К
объекты Мирового
океана
Физическая карта
полушарий. Атлас.
Презентация
«Мировой океан».
«землетрясения»,
«вулканы»,
«сейсмограф»,
«сейсмолог».
Уметь определять по
карте районы
движений земной
коры.
Знать понятия: горы,
нагорья,
плоскогорья,
низменности,
равнины,
возвышенности.
Уметь определять
высоты гор и равнин,
работать с
источниками
информации.
Знать основные
понятия по теме.
Уметь показывать по
карте объекты
литосферы.
Знать понятия:
Мировой
круговорот воды в
природе, гидросфера;
остров, полуостров,
архипелаг;
залив, пролив, море;
волны, цунами;
соленость, t воды;
течения (теплые и
холодные).
Исследовать
причины изменения
свойств воды.
Уметь наносить на
К/К объекты
Мирового океана, Воды суши.
2/21,
22
31.01
7.02
Практикум.
1/23
14.02
Воды суши. Реки. Речная система,
бассейн, водораздел. Речная долина и
ее части. Влияние рельефа на
направление и характер течения рек.
Пороги и водопады. Питание и
режим рек. Озера, происхождение
озерных котловин. Хозяйственное
значение рек и озер. Болота.
Ледники, снеговая линия.
Оледенение горное и покровное,
многолетняя мерзлота. Ледники –
источник пресной воды, их
происхождение, условия залегания и
использование.
Устный опрос.
Работа в К/К.
Нахождение и показ
по карте объектов
гидросферы.
Практическая
работа №13
«Определение по
картам
географического
положения одной из
крупнейших рек
Земли. Описание ее
по плану».
Повторение темы
«Гидросфера».
1/24
21.02
Проверка знаний и умений
школьников.
Проверочная
работа №4.
Атмосфера:
строение, значение,
изучение
1/25
28.02
Атмосфера – воздушная оболочка
Земли: строение, значение, изучение.
Нагревание земной поверхности и
воздуха.
Атмосфера (6 часов).
Заполнение
таблицы «Слои
атмосферы».
определять
географическое
положение океанов и
морей.
Знать
классификацию вод
суши, источники
пресной воды на
Земле; проблемы,
связанных с запасами
пресной воды и пути
их решения.
Расширить знания
учащихся о реках и
озерах Земного шара.
Уметь определять
географическое
положение рек по
типовому плану.
Уметь определять
географическое
положение рек по
типовому плану,
работать с
источниками
информации
Знать основные
понятия по теме.
Уметь показывать по
карте объекты
гидросферы.
Знать строение
атмосферы, ее
значение для планеты
Земля.
Уметь работать с
источниками
информации.
Урок 1: §23,
выполнить П/Р №12
«Описание реки
своей местности».
Урок 2: §§22, 2425.
Физическая карта
полушарий. Атлас.
Презентация «Воды
суши».
Повторить тему
«Гидросфера».
Физическая карта
полушарий. Атлас.
§26.
Диск «География». Температура воздуха.
1/26
7.03
Температура воздуха. Особенности
суточного хода температуры в
зависимости от высоты Солнца.
Годовой ход температуры.
Амплитуда и средняя температура
воздуха.
Атмосферное
давление. Ветер.
1/27
14.03
Атмосферное давление. Измерение и
изменение давления. Ветер. Его
значение. Виды ветров. Сила и
направление ветра.
Водяной пар. Осадки.
Облака.
1/28
21.03
Водяной пар в атмосфере. Воздух
насыщенный и ненасыщенный
водяным паром. Абсолютная и
относительная влажность воздуха.
Туман и облака. Виды атмосферных
осадков. Измерение атмосферных
осадков. Причины, влияющие на
количество осадков. Гигрометр и
осадкомер.
Устный опрос по
§26.
Решение
практических задач
по теме
«температура
воздуха».
Устный опрос по
§27.
Составление
кластера по тексту
(стр. 114115) «Виды
ветров».
Построение
графика «Роза
ветров».
Устный опрос по
§28.
Практическая
работа №14
«Изготовление
«атласа» облаков,
наблюдение за
облаками и
облачностью,
построение диаграмм
облачности».
Погода. Климат.
1/29
4.04
Что такое погода. Климат. Причины
изменения погоды. Прогноз погоды.
Характеристика климата. Влияние
климата на природу и жизнь
человека.
Практическая
работа №15
«Обработка
результатов
наблюдений за
погодой».
Знать понятия:
суточный и годовой
ход t,
амплитуда,
термометр.
Уметь строить
графики хода
температуры.
Знать понятия:
атмосферное
давление,
флюгер,
барометр,
ветер, шкала
Бофорта,
Роза ветров.
Уметь определять
силу и направление
ветра по флюгеру;
чертить «Розу
ветров».
Знать виды
атмосферных
осадков, приборы
для измерения
влажности воздуха и
осадков.
Уметь объяснять
понятия:
влажность воздуха,
воздух насыщенный
и ненасыщенный.
Уметь строить
диаграмму
облачности.
Знать понятия:
погода,
климат,
воздушные массы,
прогноз,
метеорология.
Уметь
§27. Зад 4. Стр 111.
Статистические
данные по
температуре воздуха.
§28. Зад. 5. Стр. 118.
Презентации
«Атмосферное
давление», «Ветер».
§29. Выполнить П/Р
№ 14.
Презентация
«Влажность
воздуха».
Презентация
«Погода. Климат».
§3031.
Зад. 3, стр. 128.
Зад. 4, стр. 128
(дополнительно по
желанию). Повторение темы
«Атмосфера».
1/30
11.04
Проверка знаний и умений
школьников.
Проверочная
работа №5.
Разнообразие и
распространение
организмов на Земле.
1/31
18.04
Распространение организмов на
Земле. Широтная зональность,
причины ее возникновения.
Природные зоны. Высотная
поясность. Распространение
организмов в Мировом океане.
Природный
комплекс.
1/32
25.05
Воздействие организмов на земные
оболочки. Почва. Плодородие почв.
Взаимосвязь организмов. Природный
комплекс.
Биосфера (3 часа)
Практическая
работа №16
«Ознакомление с
наиболее
распространенными
организмами своей
местности».
Работа в К/К
«Обозначение
природных зон
Земли».
Устный опрос по
§32.
Человек как часть
биосферы.
1/33
2.05
Человечество – единый
биологический вид. Происхождение
и расселение человека на Земле.
Численность населения Земли.
Расовый состав населения Земли.
Основные типы населенных пунктов.
Проверочная
работа №6. (15
минут).
характеризовать
климат разных
местностей.
Знать основные
понятия по теме.
Уметь анализировать
статистические
данные погоды.
Знать причину
возникновения
широтной
зональности и
высотной поясности,
природные зоны
Земли, особенности
распространения
организмов в
Мировом океане.
Знать и уметь
объяснять понятия:
природный
комплекс,
почва,
плодородие,
заповедник.
Уметь описывать
природный комплекс.
Знать основные
человеческие расы и
уметь называть
признаки, по
которым они
различаются.
Уметь составлять
характеристику
своего населенного
пункта.
§32. Творческое
задание: описание
одного организма
своей местности.
Презентация
«Природные зоны».
Карта «Природные
зоны».
Карта «Организмы на
Земле».
§33 п. 14.
Презентация
«Природный
комплекс».
§34 п13.
БЭНП. Карта
народов мира.
Политическая карта
мира.
Географическая
оболочка.
1/34
16.05
Географическая оболочка и
биосфера. Вернадский В.И. Влияние
Практическая
работа №17
Знать понятия:
§33 п. 5.
§34 п 45.
Презентация
«Антропогенные
Географическая оболочка (1 час). природы на жизнь и здоровье
человека. Стихийные природные
явления.
«Построение модели
природного
комплекса своей
местности».
Заключительный
урок.
1/35
23.05
Проверка знаний и умений
школьников.
Творческие задания
по всему курсу.
воздействия на
природу».
географическая
оболочка,
биосфера.
Знать природные и
антропогенные
причины
возникновения
геоэкологических
проблем на
локальном,
региональном и
глобальном уровнях;
меры по сохранению
природы и защите
людей от стихийных
природных и
техногенных явлений
Знать основные
географические
понятия.
Приводить примеры
по темам.
Применять
полученные знания на
практике.
Рабочая программа по географии 6 класс
Рабочая программа по географии 6 класс
Рабочая программа по географии 6 класс
Рабочая программа по географии 6 класс
Рабочая программа по географии 6 класс
Рабочая программа по географии 6 класс
Рабочая программа по географии 6 класс
Рабочая программа по географии 6 класс
Рабочая программа по географии 6 класс
Рабочая программа по географии 6 класс
Рабочая программа по географии 6 класс
Рабочая программа по географии 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.