Рабочая программа по географии 6 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по географии 6 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
география
6 кл
13.11.2018
Рабочая программа по географии 6 класс
Рабочая программа по географии для 6 класса разработана на основе учебно методического комплекта В. П. Дронова. В программу включена пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, личностные, метапредметные, предметных результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, календарей_ тематические планирование, перечень практических работ.Рабочая программа по географии 6 класс
ГЕОГРАФИЯ 6 2016.docx
География 6 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана в соответствии  со следующими нормативными документами: 1.  Федеральным  государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки   РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г. 2. Примерной программы по учебным предметам по географии Федеральный государственный образовательный стандарт общего   образования; 3.  Программы основного общего образования по географии. 5­9 классы  в соответствии с ФГОС ООО (второго поколения), авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. ­ М.,  Дрофа, 2015 Цель:  развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально­ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки. Задачи:  формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей; формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;  развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов; развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов; развитие специфических географических и общеучебных умений; развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования; развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба;  развитие   практических   географических   умений   извлекать   информацию   из   различных   источников   знаний,   составлять   по   ним  комплексные   страноведческие   описания   и   характеристики         территории.         Стандарт ориентирован на обучения у школьников умение работать с различными источниками информации. На слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Нахождение информации в интернете. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной  картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно­технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.           География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково­открывающей» дисциплиной. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественно­научных, экологических и социально­экономических проблем современности.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА         Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта общего образования по географии. География в 6 классе – продолжает первый этап географической подготовки учащихся начатой в 5 классе. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущих курсов естествознания. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География. Землеведение». Учебник для 5­6 классов общеобразовательных учреждений, под редакцией В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой, Москва, «ДРОФА» 2014 г.           «География. Землеведение» ­ первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии. География в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы,   размещении   населения   и   хозяйства,   об   особенностях,   о   динамике   и   территориальных   следствиях   главных   природных,   экологических,   социально­экономических   и   иных   процессов, протекающих   в географическом   пространстве,  проблемах  взаимодействия   общества   и  природы,  об  адаптации  человека  к  географическим  условиям  проживания,  о  географических  подходах  к устойчивому развитию территорий. Курс «География. Землеведение. 5 – 6 классы» — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе. В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.  Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.  Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип  ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.  Деятельностно­ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип  перехода от совместной учебно­познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип  формирования потребности в творчестве и умений творчества.            Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.           Система уроков ориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и  психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводят дидактические и ролевые игры, учебные диалоги,  моделирование объектов природы. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, классификация, наблюдение, умения и навыки  проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.          Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно­познавательной деятельности  предполагается работа с рабочей тетрадью: География. Землеведение. 6 кл. : рабочая тетрадь / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. В рабочую тетрадь включены вопросы и задания, которые позволяют  диагностировать сформированности умения узнавать (распознавать) географические объекты, а также их структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи,  требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.               Таким образом, в рабочей программе обозначено целеполагание на разных уровнях: на уровне целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов; на  уровне учебных действий. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Авторская программа по географии рассчитана на  35 часов, в связи с тем, что в БУП образовательного учреждения на изучение предмета отводится 34 часа, рабочая программа рассчитана на 34 часа  учебного времени  из расчёта ­ 1 час в неделю за счет сокращения резервного времени на 1 час (с 1 до 0 часов).  Краеведческий материал (Региональный компонент) 10% от общего времени изучения предмета (3 часа, 135 минут).   Материал распределяется в соответствии с содержанием предмета федерального компонента «География» в течение всего времени изучения предмета  в 6 классе и является составной частью уроков по темам предмета.  ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  Личностным   результатом  обучения   географии   является   формирование   всесторонне   образованной,   инициативной   и   успешной   личности,   обладающей   системой   современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно­нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения: ­ осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); ­ осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; ­ патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;  ­ умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; ­ толерантность;  • • • • • Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: • • • • • • • – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; – умения организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: ­ самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. ­ выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. ­ составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). ­ работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. ­ в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: • • – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еѐ преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: • • • • • • • • ­ анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. ­   осуществлять   сравнение,   сериацию   и   классификацию,   самостоятельно   выбирая   основания   и   критерии   для   указанных   логических   операций;   строить   классификацию   на   основе дихотомического деления (на основе отрицания). ­ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. ­ создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. ­ составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). ­ преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). ­ вычитывать все уровни текстовой информации. ­ уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность. Коммуникативные УУД:  • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • ­ самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом;  ­ отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.  ­осуществлять смысловое чтение, извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров; Предметными результатами изучения курса в 6­ х классах являются следующие умения:        ­ использовать  различные источники  географической информации (картографические, статистические, видео­ и фотоизображение, Интернет) для поиска и извлечения информации,  необходимой для решения учебных и практико ­ ориентированных задач;  ­  анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;  ­ по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;  ­ определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим  картам разного содержания;  ­ выделять, составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;  ­ проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра;  ­ оценивать особенности взаимодействия природы и общества в отдельных территориях;  ­ создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, небесных телах изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление  презентацией.  ­ выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности; ­ выделять причины стихийных явлений в геосферах. ­ применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы. ­ формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды; ­ использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; ­ приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды. Изучение содержания НРК по географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: ­обеспечение доступа к информации регионального уровня и ее распространение;  ­популяризация знаний современной науки на материалах своей местности и области;  ­инициирование практических проектов по использованию личностных и региональных ресурсов;  ­формирование в общественном сознании представлений о ценности и уникальности объектов региона,   необходимости их бережного использования; ­приобретение учащимися компетентности, необходимой для ориентирования в социальной среде своего края;  ­профориентация учеников в области применения географических знаний в своем крае. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА География. Землеведение. 6 класс Введение (1 ч) Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом. Закрепление знаний о метеорологических приборах и приемах метеонаблюдений. Выбор формы дневника наблюдений за погодой и способов его ведения. Раздел V. Атмосфера (11 ч) Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Что такое атмосфера. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.  Нагревание воздуха и его температура. Как нагреваются земная поверхность и атмосфера. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Показатели изменений температуры. Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.  Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во что превращается водяной пар. Как образуются облака.  Атмосферные осадки. Что такое атмосферные осадки. Как измеряют количество осадков. Как распределяются осадки. Давление атмосферы. Почему атмосфера давит на земную поверхность. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется давление. Распределение давления на поверхности Земли. Ветры. Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значение ветров.  Погода. Что такое погода. Почему погода разнообразна и изменчива. Как изучают и предсказывают погоду.  Климат. Что такое климат. Как изображают климат на картах.  Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека. Как человек воздействует на атмосферу. Практические работы.1.Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой. 2.Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой. 3.Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды. Раздел VI. Гидросфера (12 ч) Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Что такое гидросфера. Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли.  Мировой океан — основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают Мировой океан.  Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость.  Движения воды в океане. Что такое волны. Ветровые волны. Приливные волны (приливы). Многообразие течений. Причины возникновения течений. Значение течений.  Реки. Что такое река. Что такое речная система и речной бассейн. Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек.  Озера и болота. Что такое озеро. Какими бывают озерные котловины. Какой бывает озерная вода. Болота.  Подземные воды. Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды.  Ледники. Многолетняя мерзлота. Где и как образуются ледники. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.  Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере. Как человек использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу. Практические работы.4.Описание вод Мирового океана на основе анализа карт.  Раздел VII. Биосфера (7 ч) Что такое биосфера и как она устроена. Что такое биосфера. Границы современной биосферы.  Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере.  Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде. Распространение организмов в зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от климата. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов. Жизнь на поверхности суши. Леса. Особенности распространения организмов на суше. Леса.  Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, пустынь и полупустынь, тундры. Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. От чего зависит плодородие почв. Строение почв.  Человек и биосфера. Человек — часть биосферы. Воздействие человека на биосферу. Практические работы.5.Определение состава (строения) почвы. Раздел VIII. Географическая оболочка (3 ч) Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки.  Особенности географической оболочки. Географическая оболочка — прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки.  Территориальные комплексы. Что такое территориальный комплекс. Разнообразие территориальных комплексов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  № раздела Название разделов Количество часов Практические работы Региональный компонент 5 6 7 8 Введение Атмосфера Гидросфера Биосфера Географическая оболочка Итого 1 11 12 7 3 34 № 1,2,3 № 4 № 5 5 3 (135 минут)                                         Практическая работа 1. Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой. Практическая работа 2. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой.   Практическая работа 3. Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды. Практическая работа 4. Описание вод Мирового океана на основе анализа карт. Практическая работа 5. Определение состава (строения) почвы. Перечень оцениваемых практических работ. УУД: регулятивные (Р). личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (П) 6 класс Планируемые результаты освоения материала № № урока Тема урока Виды учебной деятельности Предметные УУД Метапредметные  УУД Личностные УУД Что изучает  география? Повторение правил работы с учебником,  рабочей тетрадью и атласом.  Закрепление знаний о метеорологических приборах и приемах метеонаблюдений.  Знакомство с учебником.    Вводная диагностика. 1 1 Введение 1 час Научиться называть отличия в изучении  Земли с помощью географии по  сравнению с другими науками,  объяснять, для чего изучают географию. Умение ориентироваться в справочном  аппарате учебника и атласа, объяснять  принцип работы и назначение  приборов. Раздел V. Атмосфера 11 часов Р. Определять  цель учебной  деятельности П. Уметь выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте,  составлять простой и сложный  план текста  К. Уметь  слушать, не перебивая.  Уметь вести диалог  Высказывать суждение и подтверждать их фактами.  Проявлять интерес к  выполнению различных  заданий,  к предмету Осознавать себя как члена  общества на глобальном,  региональном и локальном  уровнях Домаш е нее задани Дата 2 1 3 2 Температура  воздуха  РК 25) 4 3 Зависимость  температуры  воздуха от  географической  широты Использовать адекватные  языковые средства для  выражения своих мыслей.  Уметь вести диалог на  основе взаимного  уважения.  эмоционально­ценностное  отношение к окружающей  среде, необходимости ее  сохранения и  рационального  использования; патриотизм, любовь к  своей местности, своему  региону, своей стране. Формирование навыков  организации своей  деятельности в группе.  Проявление интереса к  выполнению различных  заданий, к получению  конкретных результатов. Уметь вести диалог,  вырабатывать  общее  решение. Обобщать данные о  температуре воздуха в  дневнике наблюдений за  погодой.  §32 §33 §34 Р. Уметь  пользоваться критериями  в ходе оценки и самооценки. П. Уметь  называть существенные  признаки объектов и явлений  Представлять информацию в виде  таблиц, схем, опорного конспекта, в  том числе с применением средств  ИКТ. Устанавливать причинно­ следственные связи.  Создавать и преобразовывать схемы  для решения задач. Проявлять интерес к  выполнению различных  заданий, к получению  конкретных результатов  Формировать  убеждённость в  познаваемости  окружающего мира и  достоверности научного  метода его изучения. Состав и строение атмосферы. Составление и анализ схемы «Значение  атмосферы для Земли». Объяснение  значения атмосферы для природы Земли. Оценка толщины атмосферы по  отношению к размерам Земли. Поиск  дополнительной информации (в  Интернете, других источниках) о роли  содержащихся в атмосфере газов для  природных процессов.  Уметь: называть газы, входящие в состав  атмосферы, соотношение между  размерами Земли и толщиной ее  атмосферы; приводить примеры  происходящих в тропосфере  процессов; описывать роль отдельных  газов атмосферы; объяснять значение  атмосферы для природы Земли. Знать и объяснять существенные  признаки понятий  «атмосфера», «тропосфера»,  «стратосфера», свойства воздуха, его  состав, строение атмосферы.  Характеризовать особенности каждого  слоя атмосферы. Описывать значение  озонового слоя.  Р. Определять  цель учебной  деятельности  и строить  действия  в соответствии с целью;  планировать учебную деятельность,  владеть устной и письменной речью. П. вести самостоятельный поиск,  анализ, отбор информации, ее  преобразование, сохранение,  передачу и презентацию с помощью  технических средств и  информационных технологий; К.  Аргументировать  свою позицию,  приводить факты;  ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих  действиях и поступках, принимать  решения. Р. Определять степень успешности  выполнения своей работы и  одноклассников. П. Уметь выделять и акцентировать  ключевые мысли в тексте, составлять и анализировать графики,   производить вычислительные  действия. К. Уметь  брать на себя инициативу в организации совместных действий Формировать убеждённость в  познаваемости окружающего мира и  достоверности научного метода его  изучения. Анализ карт, сравнение температур на  разных широтах. Составление и анализ  графика изменения температуры в  течение суток на основе данных  дневника наблюдений за погодой.  Вычисление средних суточных  температур и суточной амплитуды  температур. Решение задач на  определение средней месячной  температуры, изменения температуры с  высотой. Выявление зависимости  температуры от угла падения солнечных  лучей. Практическая работа № 1  Обобщение данных о температуре  воздуха в дневнике наблюдений за  погодой. Изменение среднегодовой температуры  воздуха в зависимости от  географической широты. Уменьшение  количества тепла от экватора к полюсам  как следствие шарообразности Земли.  Среднегодовые температуры в высоких и низких широтах. Пояса освещенности  как результат неравномерного  распределения солнечного света и тепла.  Линии тропиков и полярных кругов и их  широта. Жаркий, умеренные, холодные  Знать и объяснять существенные  признаки понятий «средняя суточная  температура», «суточный ход  температуры воздуха», «годовой ход  температуры воздуха». Знать причины  неравномерного нагревания  атмосферы.  Уметь называть величину уменьшения  температуры воздуха в тропосфере с  подъемом вверх на каждый километр;  определять по имеющимся данным  средние температуры воздуха и  амплитуды температур; приводить  примеры вычисления средних  температур воздуха; описывать  изменения температуры в течение  суток и года; объяснять зависимость  температуры воздуха от угла падения  солнечных лучей. Сформировать представление о  причинно­следственной связи между  температурой воздуха и  географической широтой;  сформировать понятия «тропик»,  «полярный круг» и «пояс  освещенности» Выявление на основе анализа карт  закономерности уменьшения средних  температур в зависимости от  географической широты; определять Влага в атмосфере 5 4 6 5 Атмосферные  осадки. пояса освещенности, их основные  характеристики. Сравнение температур воздуха на разных географических широтах.   Составление схематического рисунка  «Пояса освещенности Земли и  преобладающие в них температуры».  Решение задач. Водяной пар в атмосфере, источник его  поступления. Абсолютная и  относительная влажность воздуха.  Гигрометр. Значение величины  относительной влажности воздуха для  живых организмов. Конденсация  водяного пара; возникновение тумана.  Облака и их образование. Разнообразие  облаков по высоте образования и  внешнему виду, три основные группы  облаков. Облачность и способ ее  выражения. Измерение относительной влажности  воздуха с помощью гигрометра. Решение  задач по расчету абсолютной и  относительной влажности на основе  имеющихся данных. Наблюдение за  облаками, составление описания их  облика, определение степени  облачности, анализ данных показателей  облачности в дневниках наблюдений за  погодой. Построение и анализ диаграммы  распределения осадков по месяцам.  Решение задач по расчету годового  количества осадков. Определение  способов отображения видов осадков и  их количества на картах погоды и  климатических картах. Объяснение  причин различий в количестве осадков в  разных широтных поясах Земли. К. Уметь  критически относиться к  своей позиции и признавать свою  неправоту.  Р. Уметь вырабатывать критерии  оценки и определять степень  успешности выполнения своей  работы и работы других учеников   Планировать пути достижения цели.  Осуществлять контроль по  результату и способу действия П. Уметь выделять и акцентировать  ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста  Проводить наблюдения. Выполнение  задания по расчету относительной  влажности воздуха и образования  облаков. К. Уметь передать содержание в  сжатом, выборочном или  развёрнутом виде  Р. Уметь вырабатывать критерии  оценки и определять степень  успешности выполнения своей  работы и работы других учеников   Формировать действия  целеполагания П. Проводить наблюдения под  руководством учителя. Создавать и  преобразовывать модели для решения задач. К. Уметь аргументировать свою  позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека температуру воздуха по картам с  помощью изотерм; приводить примеры  жарких и холодных районов Земли;  описывать характерные особенности  поясов освещенности; объяснять  изменение температуры воздуха при  движении от экватора к полюсам,  существование явлений полярного дня  и полярной ночи Знать определения понятий  «абсолютная влажность»,  «относительная влажность», «облака».  Называть (показывать) разные виды  облаков; определять относительную  влажность воздуха с помощью  гигрометра и по имеющимся данным об абсолютной и максимально возможной  влажности; описывать процессы  образования тумана и облаков;  объяснять зависимость абсолютной  влажности от температуры воздуха и  наличия воды на поверхности, а  относительной влажности – от  соотношения абсолютной влажности и  температуры воздуха. Знать и объяснять существенные  признаки понятия «атмосферные  осадки». Называть виды атмосферных  осадков. Понимать условия  распределения атмосферных осадков  на земной поверхности. Понимать  устройство осадкомера, приёмы  работы с ним. Вычислять количество  осадков за сутки, месяц, год, среднее  многолетнее количество. Строить и  анализировать диаграммы количества  осадков Уметь называть единицу измерения  количества выпавших атмосферных  осадков; определять количество  осадков по диаграммам и  географическим картам; приводить  примеры количества осадков в разных  широтных поясах Земли; описывать  образование осадков разного  происхождения; объяснять причины  Формировать  убеждённость в  познаваемости  окружающего мира и  достоверности научного  метода его изучения §35 §36 Формировать убеждённость в познаваемости  окружающего мира и  достоверности научного  метода его изучения Давление атмосферы 7 6 8 7 9 8 Ветры РК 25) Погода РК 25) 10 9 Климат. Знакомство с работой барометра, анализ  карт. Измерение атмосферного давления с  помощью барометра. Решение задач по  расчету величины атмосферного  давления на разной высоте в тропосфере. Объяснение причин различий в величине  атмосферного давления в разных  широтных поясах Земли. Определение  способов отображения величины  атмосферного давления на картах. Определение   направления  и   скорости ветра с помощью флюгера (анемометра). Определение   направления  ветров   по картам.   Построение  розы   ветров   на основе  имеющихся данных (в том числе дневника   наблюдений   за  погодой). Объяснение различий в  скорости и силе ветра,   причин  изменения   направления ветров.  Практическая работа № 2  Построение розы ветров на основе  данных дневника наблюдений за  погодой.   Характеристика погоды. Описание  погоды своей местности за день, неделю,  месяц и в разные сезоны года.  Установление взаимосвязи между  элементами погоды. Чтение карты  погоды. Определение по карте погоды  количественных и качественных  показателей состояния атмосферы  (метеоэлементов). Обобщение итогов  наблюдения за погодой в виде графиков,  диаграмм, схем. Составление  сравнительного описания погоды в двух  населенных пунктах на основе анализа  карты погоды. Практическая работа № 3  Сравнительное описание погоды в  двух населенных пунктах на основе  анализа карт погоды. Чтение климатических карт,  характеристика климатических  показателей по климатической карте.  Сопоставление карты поясов  освещенности и климатических поясов,  выпадения осадков в твердом или  жидком виде. Уметь называть единицу измерения  атмосферного давления; причины  изменения атмосферного давления;  определять давление  с помощью  барометра­анероида и на основании  расчетов на разной высоте в  тропосфере; объяснять наличие  экваториального пояса пониженного  давления и областей высокого  давления над полюсами Земли. Знать определение понятия «ветер».  Понимать причины возникновения  ветров. Объяснять образование ветров  и их разную скорость.  Уметь называть ветры разных  направлений; определять направление  и скорость ветра с помощью флюгера  (анемометра); приводить примеры  районов возникновения муссонов и  бризов; описывать значение ветров для  природы Земли. Строить и  анализировать розу ветров Знать определение понятия «погода».  Называть источники, на информации  которых строится прогноз погоды,  метеорологические приборы и  инструменты, приёмы работы с ними.  Обрабатывать данные собственных  наблюдений за погодой. Анализировать состояние погоды и составлять её  описание. Работать с синоптической  картой Уметь называть главные свойства  погоды; определять с помощью  метеорологических приборов  показатели элементов погоды;  приводить примеры взаимодействия  между элементами погоды; описывать  погоду разных сезонов года; объяснять  причины разнообразия и изменчивости  погоды. Знать определение понятия «климат»,  «климатообразующие факторы».  Объяснять причины изменения климата Уметь называть показатели,  применяемые для характеристики  Формировать убеждённость в познаваемости  окружающего мира и  достоверности научного  метода его изучения Формировать убеждённость в познаваемости  окружающего мира и  достоверности научного  метода его изучения.  Адекватно оценивать свои  возможности достижения  цели. Формировать убеждённость в познаваемости  окружающего мира и  достоверности научного  метода его изучения Р. Самостоятельно выделять и  формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую  информацию П. Давать определения понятиям.  Проводить наблюдения под  руководством учителя. Строить  логическое рассуждение,  включающее установление причинно­ следственных связей. К. Формировать навыки  сотрудничества в ходе  индивидуальной и групповой работы  Р. Самостоятельно выделять и  формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую  информацию П. Самостоятельно оценивать  правильность выполнения действия и  вносить необходимые коррективы. К. Организовывать и планировать  сотрудничество с учителем и  одноклассниками   Р. Самостоятельно выделять и  формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую  информацию П. Проводить наблюдения,  обрабатывать данные наблюдений и  делать выводы. К. Организовывать и планировать  сотрудничество с учителем и  одноклассниками  §37 §38 §39 Р. Самостоятельно выделять и  формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую  информацию Использовать адекватные  языковые средства для  выражения своих мыслей. §40 формулирование выводов. Человек и атмосфера. Поиск дополнительной информации (в  Интернете, других источниках) о  неблагоприятных атмосферных  явлениях, правилах поведения,  обеспечивающих личную безопасность  человека. Составление таблицы  «Положительные и отрицательные  примеры воздействия человека на  атмосферу» климата; приводить примеры  климатических поясов Земли;  определять основные характеристики  климата по климатической карте;  описывать годовой режим смены  погоды на территории России;  объяснять отличия погоды от климата. Раскрывать значение атмосферы для  человека. Отбирать источники  географической информации для  объяснения влияния погодных и  климатических условий на здоровье и  быт людей. Приводить примеры  стихийных бедствий в атмосфере и  возможных действий в ЧС Итоговый урок по  разделу  «Атмосфера» Работа с итоговыми заданиями и  вопросами по разделу «Атмосфера» и с  заданиями в рабочей тетради Знать содержание всей темы П. Осуществлять сравнение.  Структурировать тексты,  выстраивать последовательность  описываемых событий К. Организовывать и планировать  сотрудничество с учителем и  одноклассниками  Р. Уметь вырабатывать критерии  оценки и определять степень  успешности выполнения своей  работы и работы других учеников   П. Уметь использовать  географическую информацию для  обсуждения темы.  К. Участвовать в коллективном  обсуждении. Уметь аргументировать  свою позицию, приводить в  подтверждение факты и убеждать  другого человека.  Устанавливать и сравнивать разные  точки зрения. Р. Контролировать, корректирует и  оценивает П. Уметь использовать  географическую информацию для  решения заданий К. Организовывать и планировать  сотрудничество с учителем и  одноклассниками  Осуществлять расширенный поиск  информации. Формировать  готовность к самообразованию Р. Самостоятельно выделять и  формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую  информацию П. Преобразовывать схему для  решения задачи. Строить логическое  рассуждение, включающее  установление причинно­ следственных связей  К. Формировать навыки  сотрудничества в ходе  индивидуальной и групповой работы Отстаивать свою позицию  невраждебным для  оппонента образом.  Понимать ценность жизни и здоровья Адекватно оценивать свои  возможности достижения  цели определённой  сложности в  самостоятельной  деятельности Формировать навыков  организации своей  деятельности в группе.  Уметь вести диалог на  основе взаимного  уважения, корректно  отстаивать свою позицию. §41 §42 Р. Самостоятельно выделять и  формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую  Формировать  познавательного интереса  к предмету изучения. §43 Раздел VI. Гидросфера 12 часов Знать и раскрывать существенные  признаки понятий «гидросфера»,  «круговорот воды». Называть части  гидросферы. Доказывать единство  гидросферы. Уметь называть составные части  гидросферы; приводить примеры  отдельных частей круговорота воды и  вызывающих их сил; определять  соотношение между главными частями  гидросферы; описывать влияние  гидросеры на природные и  антропогенные процессы; объяснять  значение круговорота воды для  природы Земли Знать определения понятий «океан»,  «море», «залив», «пролив», «остров»,  «полуостров». Называть и показывать  11 10 12 11 13 1 Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Сравнение соотношения отдельных  частей гидросферы по диаграмме.  Выявление взаимосвязи между  составными частями гидросферы по  схеме «Круговорот воды в природе».  Объяснение значения круговорота воды  для природы Земли, доказательства  единства гидросферы. Описание  значения воды для жизни на планете. 14 2 Мировой океан – основная  Определение и описание по карте  географического положения, глубины,  размеров океанов, морей, заливов, часть гидросферы. Свойства океанических вод. Движения воды в океане. Волны. проливов, островов. Определение черт  сходства и различия океанов Земли.  Обозначение на контурной карте:  океанов и их названий, заливов и  проливов, обозначенных в тексте  параграфа 43, а также окраинных и  внутренних морей.  Построение столбчатой диаграммы  соотношения площадей океанов. Составление характеристики  географического положения одного из  морей на основе анализа карты  полушарий и карты океанов. Выявление с помощью карт  географических закономерностей в  изменении температур и солености  поверхностных вод Мирового океана.  Построение графиков изменения  температуры и солености поверхностных  вод в зависимости от географической  широты. Анализ географических закономерностей изменения температуры и солености  поверхностных вод. Построение графика зависимости  температуры замерзания морской воды  от ее солености. Практическая работа № 4. Описание вод   Мирового   океана   на   основе анализа карт. Определение по картам высоты приливов на побережьях морей и океанов;  географического положения районов,  подвергающихся цунами. Заполнение  таблицы «Характеристика  поверхностных волн». 15 3 16 4 17 5 Течения. Определение по картам крупнейших  теплых и холодных течений Мирового  океана. Сравнение карты и выявление  зависимости направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Обозначение на контурной карте  холодных и теплых течений на карте части Мирового океана.  Определять географическое положение океанов, морей, заливов, проливов Уметь называть и показывать океаны,  моря, заливы, проливы; приводить  примеры внутренних и окраинных  морей, заливов и проливов; определять  по картам географическое положение,  глубину и размеры океанов, морей,  заливов, проливов; описывать роль  Мирового океана в хозяйственной  деятельности людей; объяснять  условность границ между океанами. Знать свойства вод мирового океана.  Уметь показывать и называть районы  Мирового океана с самыми высокими и низкими температурами  поверхностных вод; приводить  примеры воздействия одних свойств  океанических вод на другие;  определять с помощью карт  географические закономерности  изменения температуры и солености  поверхностных вод; объяснять  изменчивость свойств океанических  вод. Знать и раскрывать существенные  признаки понятий «волна», прилив»,  «отлив», «цунами», «течение».   Уметь называть виды поверхностных  волн в Мировом океане и причины их  возникновения; приводить примеры  характеристик волн разного  происхождения; описывать процесс  приближения цунами к побережью;  объяснять взаимосвязи между  движениями вод в океане и  космическими, атмосферными и  внутриземными процессами.  Показывать на карте течения Сформировать понятие «океаническое  течение»; представление о  разнообразии и общих  закономерностях формирования  океанических течений и их географии. Уметь называть и показывать на карте  поверхностные океанические течения;  приводить примеры теплых и холодных информацию П. Формировать представление о  Мировом океане, его составных  частях и их особенностях. К. Организовывать и планировать  сотрудничество с учителем и  одноклассниками Понимать существование  разных мнений и подходов к решению проблемы. Формировать  познавательного интереса  к предмету изучения  Использовать адекватные  языковые средства для  выражения своих мыслей Р. Самостоятельно выделять и  формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую  информацию П. Осуществлять сравнение.  Формировать действия  целеполагания (в том числе  преобразование практической задачи  в познавательную) К. Организовывать и планировать  сотрудничество с учителем и  одноклассниками  Проявлять интерес к  выполнению различных  заданий, к получению  конкретных результатов  Использовать адекватные  языковые средства для  выражения своих мыслей Р. Самостоятельно выделять и  формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую  информацию П. Осуществлять логическую  операцию установления родовитых  отношений, ограничение понятия.  К. Организовывать и планировать  сотрудничество с учителем и  одноклассниками. Осуществлять  саморегуляцию в учебной и  познавательной деятельности Р. Умеет вырабатывать критерии  оценки и определять степень  успешности выполнения своей  работы и работы других учеников   Самостоятельно контролировать своё время и управлять им. П. Осуществлять познавательную  рефлексию в отношении действий по  Уметь вести диалог,  вырабатывает  общее  решение. Формировать  устойчивую мотивацию к  обучению на основе  алгоритма выполнения  задачи. Использовать  адекватные языковые  §44 §45 §46 Реки.  Определение по карте истока и устья,  притоков реки, ее водосборного  бассейна, водораздела. Обозначение на  контурной карте крупнейших рек мира,  их водосборных бассейнов и  водоразделов. Жизнь рек РК 20) Составление характеристики равнинной  (горной) реки по плану на основе  анализа карт. Сравнение горных и  равнинных рек по разным признакам. Озѐра и болота.  Определение по карте географического  положения и размеров крупнейших озер,  заболоченных территорий мира.  Обозначение на контурной карте  крупнейших озер мира. Составление и  анализ схемы различия озер по  происхождению котловин. 18 6 19 7 20 8 21 9 Подземные воды. Анализ моделей (иллюстраций)  «Подземные воды», «Артезианские  воды». Поиск дополнительной  информации (в Интернете, других  источниках) о значении разных видов  подземных вод и минеральных  течений; описывать значение течений  для климата и природы Земли в целом;  объяснять возникновения течений. Знать определения понятий «река»,  «исток», «устье», русло», речная  система», водораздел», «речной  бассейн».  Уметь называть и показывать на карте  реки, их истоки, устья, притоки;  приводить примеры самых  протяженных рек мира и России, самых крупных речных водосборных  бассейнов; определять по картам  разные виды истоков и устьев рек;  описывать географическое положение  рек. Знать определение понятий «речная  долина», «пойма», «русло». Объяснять  зависимость питания и режима рек от  климата Уметь называть и показывать  равнинные и горные реки; крупные  водопады; приводить примеры  воздействия рельефа и прочности  горных пород на характер течения рек;  определять разницу в высоте истока и  устья, длину рек по картам; описывать  режим равнинных рек России;  объяснять зависимость питания и  режима рек от климата. Знать определение понятия «озеро».  Знать и объяснять существенные  признаки понятий «болото»,  водохранилище», «пруд».  Уметь называть и показывать озера и  болота на картах; приводить примеры  озер, имеющих котловины разного  происхождения, озер с пресной и  соленой водой; определять по карте  географическое положение озер и  соленость их вод; описывать значение  озер и болот для природы; объяснять  зависимость солености озер от климата и наличия стока. Знать и объяснять существенные  признаки понятий «подземные воды»,  «грунтовые воды», «межпластовые  воды», «гейзер».  Уметь называть виды подземных вод;  приводить примеры водопроницаемых  решению учебных и познавательных  задач К. Умеет аргументировать свою  позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека  Р. Самостоятельно выделять и  формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую  информацию Адекватно  самостоятельно оценивать  правильность выполнения действия и  вносить необходимые коррективы П. Давать определения понятиям.  Планировать пути достижения цели.  К. Выслушивать и объективно  оценивает другого; уметь вести диалог, вырабатывает  общее решение  Р. Самостоятельно выделять и  формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую  информацию П. Осуществлять сравнение,  логическую операцию установления  родовитых отношений, ограничения  понятия. Строить логическое  рассуждение, включающее  установление причинно­ следственных связей К. Организовывать и планировать  сотрудничество с учителем и  одноклассниками Р. Самостоятельно выделять и  формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую  информацию П. Осуществлять сравнение.  К. Организовывать и планировать  сотрудничество с учителем и  одноклассниками  средства для выражения  своих мыслей Формировать навыки  самоанализа и  самокоррекции учебной  деятельности Использовать адекватные  языковые средства для  выражения своих мыслей Формировать  познавательный интерес к  предмету исследования  Уметь вести диалог на  основе взаимного  уважения и принятия.  Корректно отстаивать  свою позицию Формировать  познавательный интерес к  предмету исследования  Понимать существование  разных мнений и подходов к решению проблемы Р. Самостоятельно выделять и  формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую  информацию П. Осуществлять сравнение.  Формировать  познавательный интерес к  предмету исследования  Уметь вести диалог,  корректно отстаивать  свою позицию §47 §48 §49 §50 К. Организовывать и планировать  сотрудничество с учителем и  одноклассниками  Р. Самостоятельно выделять и  формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую  информацию П. Устанавливать и сравнивать  разные точки зрения. К. Организовывать и планировать  сотрудничество с учителем и  одноклассниками  Формировать  познавательный интерес к  предмету исследования  Уметь вести диалог,  корректно отстаивать  свою позицию. Понимать  существование разных  мнений и подходов к  решению проблемы Ледники. Многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера. источников для человека. Выявление причин образования и  закономерностей распространения  ледников и многолетней мерзлоты.  Обозначение на контурной карте  областей распространения современных  покровных ледников, определение их  географического положения. Поиск  информации и подготовка сообщения  (презентации) об особенностях  хозяйственной деятельности в условиях  многолетней мерзлоты. Определение по карте географического  положения и размеров крупнейших  водохранилищ мира, обозначение их на  контурной карте. Поиск информации и  подготовка сообщения (презентации): о  редких и исчезающих обитателях  Мирового океана; об особо охраняемых  акваториях и других объектах  гидросферы; о наводнениях и способах  борьбы с ними. Итоговый урок по разделу «Гидросфера» Работа с итоговыми вопросами и  заданиями по разделу «Гидросфера» и с  заданиями из рабочей тетради. (водоносных) и водоупорных пород,  разных форм карста; описывать  процесс образования подземных вод;  объяснять условия образования карста. Знать определение понятия «ледник»,  «многолетняя мерзлота». Знать типы  ледников и причины их образования.  Уметь называть и показывать области  распространения ледников и  многолетней мерзлоты на Земле;  приводить примеры крупнейших  областей оледенения; описывать  условия и процесс образования  ледников; объяснять зависимость  площади распространения ледников и  многолетней мерзлоты от климата. Уметь называть стихийные явления в  гидросфере; главные  водопотребляющие сферы  человеческой деятельности; приводить  примеры источников загрязнения  гидросферы; описывать образование  наводнений и лавин; объяснять  обмеление рек и озер, нехватку  пресной воды на Земле. Раскрывать  направления охраны гидросферы. Знать правила поведения в ЧС Знать содержание всей темы 22 10 23 11 24 12 25 1 Биосфера и её роль Сопоставление границ биосферы с  границами других оболочек Земли.  Обоснование проведения границ  биосферы. Анализ схемы биологического круговорота и выявление роли разных  групп организмов в переносе веществ.  Составление (дополнение) схемы  биологического круговорота веществ.  Обоснование с помощью конкретных  примеров участия живых организмов в  преобразовании земных оболочек. Раздел VII. Биосфера. 7 часов Знать и объяснять существенные  признаки понятия «биосфера».  Уметь называть составные части  (звенья) биологического круговорота,  современные границы биосферы;  приводить примеры роли отдельных  групп организмов в биологическом  круговороте; описывать расширения  границ биосферы; объяснять  преобразование земных оболочек под  воздействием живых организмов Р. Самостоятельно выделять и  формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую  информацию П. Осуществлять расширенный поиск информации. Аргументировать свою  точку зрения К. Организовывать и планировать  сотрудничество с учителем и  одноклассниками  Р. Контролировать, корректирует и  оценивает П. Уметь использовать  географическую информацию для  решения заданий К. Организовывать и планировать  сотрудничество с учителем и  одноклассниками  Осуществлять расширенный поиск  информации. Формировать  готовность к самообразованию. Р. Применять методы  информационного поиска, в том  числе с помощью компьютерных  средств Планировать учебную  деятельность при изучении темы. П. Уметь использовать  географическую информацию для  решения заданий.  К. Добывать недостающую  информацию с помощью  вопросов( познавательная  §51 §52 Формировать  познавательный интерес к  предмету исследования Использовать адекватные  языковые средства для  выражения своих мыслей.  Формировать потребность в самореализации и  самовыражении,  социальном признании.  Понимать ценности жизни  и здоровья Адекватно оценивать свои возможности для  достижения цели  определённой сложности в самостоятельной  деятельности §53, 54 Формировать  познавательный интереса  к предмету исследования  Использовать адекватные  языковые средства для  выражения своих мыслей Жизнь в океане Жизнь на  поверхности суши.  Леса Жизнь в безлесных  пространствах 26 2 27 3 28 4 Сравнение приспособительных  особенностей отдельных групп морских  организмов к среде обитания.  Определение по картам районов  распространения отдельных  представителей органического мира  океанов. Анализ тематических карт и  поиск доказательств изменения  органического мира Мирового океана в  зависимости от широты. Объяснение  причин неравномерного распространения живых организмов в океане. Поиск  информации (в Интернете, других  источниках) о значении органического  мира Мирового океана для человека. Выявление причин изменения животного  мира суши от экватора к полюсам и от  подножий гор к вершинам на основе  анализа и сравнения карт, иллюстраций,  моделей. Определение по картам  географического положения лесных зон  на разных материках. Установление  соответствия между типами лесов и  основными представителями их  растительного и животного мира. Поиск  информации (в Интернете, других  источниках), подготовка и обсуждение  сообщений о хозяйственной  деятельности людей в лесных зонах,  экологических проблемах,  обусловленных этой деятельностью. Определение по картам географического положения безлесных равнин на разных  материках. Установление соответствия  между типами безлесных пространств и  основными представителями их  растительного и животного мира. Поиск  информации (в Интернете, других  источниках), подготовка и обсуждение  сообщений о хозяйственной  деятельности людей в саваннах, степях,  пустынях, тундрах, об экологических  проблемах, обусловленных этой  деятельностью. 29 5 Почва. РК 20) Выявление причин разной степени  плодородия используемых человеком  почв. Сравнение по иллюстрациям  (моделям) строения профиля  Уметь называть представителей  планктонных, свободноплавающих и  донных морских орагнизмов;  приводить примеры приспособлений  океанических животных к разным  местам обитания; описывать  особенности орагнического мира  океана на разной глубине и в разных  климатических поясах; объяснять  изменения в распространении морских  организмов в зависимости от глубины,  климата и удаленности от берегов.  Знать основные факторы, влияющие на  распространение организмов в  Мировом океане.  Знать основные факторы, влияющие на  распространение организмов на суше.  Уметь называть (показывать) зоны  влажных экваториальных лесов и лесов умеренного пояса; приводить примеры  основных пород древесной  растительности и представителей  животного мира разных лесов;  определять географическое положение  лесных зон; описывать внешний облик  лесов; объяснять причины различий  лесов и их значение для природы  Земли. Знать основные факторы, влияющие на  распространение организмов на суше.  Уметь называть (покзаывать) широтные зоны саванн, степей, пустынь, тундр,  арктических пустынь; приводить  примеры растений и животных разных  растительных зон; определять  географическое положение  растительных зон; описывать внешний  облик саванн, степей, пустынь, тундр и  приспособительные признаки  распространенных в них растений и  животных; объяснять взаимосвязь  между климатическими условиями и  распространением того или иного типа  растительности. Знать определение понятия «почва».  Знать и объяснять существенные  признаки понятий «почва»,  «плодородие», «перегной», состав и  Проявлять  интерес к  выполнению различных  заданий, к получению  конкретных результатов  Использовать адекватные  языковые средства для  выражения своих мыслей Формировать навыки  организации своей  деятельности в группе  Использовать адекватные  языковые средства для  выражения своих мыслей Уметь вести диалог,  вырабатывать  общее  решение. Формировать  устойчивую мотивацию к  обучению на основе  алгоритма выполнения  задачи. инициативность)  Р. Уметь  приводить аргументы  Владеть устной (письменной) речью,  строить монологические  высказывания. П. Осуществлять отбор информации  Структурировать тексты,  выстраивать последовательность  описываемых событий. К. Уметь взаимодействовать  с  окружающими, выполняя разные  социальные роли  Р. Уметь  приводить аргументы  Владеть устной (письменной) речью,  строить монологические  высказывания. П. Осуществлять отбор информации  Структурировать тексты,  выстраивать последовательность  описываемых событий. Создавать и  преобразовывать схемы (модели) для  решения задач. К. Уметь  взаимодействовать  с  окружающими, выполняя разные  социальные роли Р. Уметь  приводить аргументы  Владеть устной (письменной) речью,  строить монологические  высказывания. П. Осуществлять отбор информации  Структурировать тексты,  выстраивать последовательность  описываемых событий. Создавать и  преобразовывать схемы (модели) для  решения задач. К. Уметь взаимодействовать  с  окружающими, выполняя разные  социальные роли Р. Самостоятельно выделять и  формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую  информацию Формировать навыки  работы по образцу при  консультативной помощи  учителя Использовать  §55, 56 §57 §58 §59 строение почвы.  Уметь называть составные части почвы, наиболее распространенные почвы  России; приводить примеры  воздействия на почву разных условий  ее образования; описывать различия  между черноземами и подзолистыми  почвами; объяснять причины разной  степени плодородия почв. Описывать  строение почв. Уметь называть виды хозяйственной  деятельности, отрицательно влияющие  на биосферу; приводить примеры  воздействия человека на биосферу в  своем родном крае; описывать роль  биосферы в жизни человека; объяснять  необходимость охраны биосферы и ее  составных частей. Знать содержание всей темы подзолистой почвы и чернозема.  Определение по почвенной карте  областей распространения основных  типов почв. Изучение образцов почв  своей местности, выявление их свойств. Практическая работа № 5.  Определение состава (строения)  почвы. Наблюдение за растительностью и  животным миром своей местности для  определения качества окружающей  среды. Описание мер, направленных на  охрану биосферы. Высказывание мнения  о воздействии человека на биосферу в  своем крае. Поиск информации (в  Интернете, других источниках),  подготовка и обсуждение презентации по проблемам антропогенного изменения  биосферы и ее охраны. Работа с итоговыми вопросами и  заданиями по разделу «Биосфера» в  учебнике и рабочей тетради.  Выступление с докладами и обсуждение  проблем антропогенного изменения  биосферы и ее сохранения (в том числе  на территории своего края). Человек и биосфера. Итоговый урок по  разделу «Биосфера» 30 6 31 7 П. Создавать и преобразовывать  схемы (модели) для решения задач. Проводить наблюдение под  руководством учителя. Объяснять  явления, выявленные в ходе  наблюдения К. Формировать навыки  сотрудничества в ходе  индивидуальной и групповой работы  Р. Уметь вырабатывать критерии  оценки и определять степень  успешности выполнения своей  работы и работы других учеников   П. Проводить наблюдение под  руководством учителя. Объяснять  явления, выявленные в ходе  наблюдения  К. Самостоятельно организовывать  учебное взаимодействие в группе. Р. Контролировать, корректирует и  оценивает П. Уметь использовать  географическую информацию для  решения заданий К. Организовывать и планировать  сотрудничество с учителем и  одноклассниками. Устанавливать и  сравнивать разные точки зрения.  Аргументировать свою точку зрения.  Участвовать в коллективном  обсуждении Раздел VIII. Географическая оболочка.  3 часа Географическая  оболочка, её  особенности. Объяснение взаимодействия внешних  оболочек Земли в пределах  географической оболочки. Выявление на  конкретных примерах причинно­ следственных связей процессов,  протекающих в географической  оболочке. Анализ тематических карт. 32 1 33 2 Территориальные  комплексы. РК 20) Анализ схем для выявления причинно­ следственных взаимосвязей между  компонентами в природном комплексе.  Анализ тематических карт для  Знать определение понятия  «географическая оболочка». Называть  свойства географической оболочки, её  границы.  Уметь называть составные части  географической оболочки; приводить  примеры взаимодействия оболочек  Земли в географической оболочке;  описывать этапы развития  географической оболочки; объяснять  уникальность географической  оболочки. Знать определение понятия  «природный комплекс». Называть  компоненты и приводить примеры  природных комплексов, в том числе  Р. Уметь вырабатывать критерии  оценки и определять степень  успешности выполнения своей  работы и работы других учеников   П.   Адекватно   использовать   речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий К. Уметь общаться в группах Р. Уметь приводить аргументы П. Строить логические рассуждения,  включающие установление причинно­ Проявлять интерес к  выполнению различных  заданий, к получению  конкретных результатов  адекватные языковые  средства для выражения  своих мыслей Формировать  познавательный интереса  к предмету исследования  Адекватно оценивать свои возможности для  достижения цели §60 Проявлять интерес к  выполнению различных  заданий, к получению  конкретных результатов Понимать высокую  ценность жизни во всех её  проявлениях. Знать  основные принципы и  правила отношения к  природе. Понимать  существование разных  мнений и подходов к  решению проблемы Формировать навыки  организации своей  деятельности в группе и в  паре Вести диалог на основе  равноправных отношений  и взаимного уважения §61, 62 §63 выявления причинно­ следственных  взаимосвязей между компонентами в  природной зоне. Обозначение на  контурной карте границ природных зон и их качественных характеристик. Поиск  информации (в Интернете, других  источниках), подготовка и обсуждение  презентации по проблемам  антропогенного изменения природных  комплексов. Высказывание мнения о  сохранении равновесия в природных  комплексах и путях его восстановления  после нарушений, вызванных  деятельностью человека. Выполнение тестовых заданий. Работа с  учебником, атласом и рабочими  тетрадями. Просмотр и обсуждение  презентаций. Итоговая диагностика. Итоговый урок за курс «География» 6 класс. 34 3                        своей местности. следственных связей К. Уметь взаимодействовать  с  окружающими, выполняя разные  социальные роли  Формировать  убеждённость в  познаваемости  окружающего мира и  достоверности научного  метода его изучения Знать содержание курса.  Повторить  и  обобщить знания. Проявляет интерес к  выполнению разных  заданий Р. Контролировать, корректировать и оценивать. Уметь планировать свое  речевое поведение П. Уметь использовать  географическую информацию для  решения заданий К. Выслушивать и объективно  оценивать другого; уметь вести  диалог, вырабатывать общее решение. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  Рабочие программы. География. 5­9 классы: учебно­методическое пособие/сост. С.В. Курчина. – М. : Дрофа, 2015 География. Землеведение. 5—6 классы. методическое пособие к учебнику  В. П. Дронова,  Л. Е. Савельевой «География. Землеведение. 5­6 классы»/ В. П. Дронов,  Л. Е. Савельева.­М.: Дрофа, 2013 География. Землеведение.5—6 классы.: учебник /В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.– М.: Дрофа, 2014 География. Землеведение. 6 кл.: рабочая тетрадь / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.– М.: Дрофа, 2015 1. 2. 3. 4. 5. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс, изд. Дрофа. 2014г. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА В результате изучения географии ученик должен:   знать/понимать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов,  уметь               определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных объектов, процессов и явлений;               использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео­ и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и  • • извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико­ориентированных задач;    содержания;   протекания и географических различий;  сопоставлять географические карты различной тематики; анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;  находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;  определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного  составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов;  использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; понимания географической специфики крупных природных географических оболочек; описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической экспертизы; понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.  использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;        решать следующие жизненно­практические задачи:  определять собственные позиции по отношению к изменениям, происходящим в мире. Критерии оценивания устных ответов Отметка «5», отлично, (высокий уровень достижений): ­ умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. ­ полно раскрывает содержание материала в объёме программы и учебника; ­ чётко и правильно даёт определения и раскрывает содержание понятий; верно использует научные термины; ­ для доказательства использует различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ­ даёт ответ самостоятельно, использует ранее приобретённые знания; ­ не допускает ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру устной речи. ­ умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и   рационально   использовать   наглядные   пособия,   справочные   материалы,   учебник,   дополнительную   литературу,   первоисточники;   применять   систему   условных   обозначений   при   ведении   записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов. ­ имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу. (Признаки творческой деятельности на уроках биологии: 1. Умение переносить знания в новую ситуацию. 2. Умение видеть функцию объекта. 3. Видеть в знакомой ситуации ­ новую ситуацию. 4.  Комбинирование известных способов деятельности (решение генетических задач). 5. Видеть структуру объекта (соотносить часть и целое). 6. Выработка альтернативного мышления. 7. Принципиально новый  способ решения проблемы (истинное творчество). Отметка «4», хорошо, (повышенный уровень достижений):  ­ умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; умеет применять полученные знания в видоизменённой ситуации, ­ в основном правильно даёт определения понятий и использует научные термины; ­   ответ   самостоятельный;   материал   излагает   в   определённой   логической   последовательности,   при   этом   допускает   одну   негрубую   ошибка   или   не   более   двух   недочётов,   которые   может   исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи учителя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя; ­ допускает незначительные нарушения последовательности изложения, есть небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; ­ не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно). Отметка «3», удовлетворительно, (базовый уровень достижений): ­ знает материал на уровне минимальных требований программы; ­ умеет работать на уровне воспроизведения, затрудняется при ответах на видоизменённые вопросы. и в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; ­ затрудняется при самостоятельном воспроизведении, испытывает необходимость незначительной помощи учителя; ­ отвечает неполно на вопросы учителя ­ основное содержание учебного материала излагает фрагментарно, не всегда последовательно; ­ даёт определения понятий недостаточно чёткие; ­ не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допускает ошибки при их изложении; ­ допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий; ­ незначительно не соблюдает основные правила культуры устной речи. Отметка «2», неудовлетворительно, (пониженный уровень достижений): ­ знает материала на уровне ниже минимальных требований программы; имеет отдельные представления об изученном материале; ­ нет умения работать на уровне воспроизведения, затрудняется при ответах на стандартные вопросы. не умеет применять знания при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу; ­ не даёт ответы на вспомогательные вопросы учителя; ­ допускает грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не может исправить даже при помощи учителя; ­ значительного не соблюдает основные правила культуры устной речи. Отметка «1», плохо, (низкий уровень достижений): ­ ответ на вопрос не дан. К(коэффициент усвоения) = А:Р,     где А ­ число правильных ответов в тесте, Р ­ общее число ответов Критерии оценки тестовых заданий Коэффициент К 0,9­1 0,8­0,89 0,7­0,5 Меньше 0,5 Отметка «5» «4» «3» «2» Критерии оценки письменных работ Отметка «5»: ­ ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка; ­ соблюдение культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «4»: ­ ответ неполный или допущено не более 2­х несущественных ошибок; ­ соблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «3»: ­ работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две­три несущественные; ­ незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «2»: ­ работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок; ­ значительное несоблюдения основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «1»: ­ обучающийся не приступил к работе. Критерии оценки лабораторных и практических работ Ометка «5»: 1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений. 2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов. 3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления. 4. Проявляет организационно­трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ. Отметка «4»: 1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два­три недочёта или одну  негрубую ошибку и один недочёт. 2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении. Отметка «3»: 1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам  работы. 2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения. 3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел,  результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения. 4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя. Отметка «2»: 1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать  правильные выводы. 2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно. Отметка «1»: обучающийся не приступил к работе. Критерии оценки при наблюдении объектов ставится, если:   ставится, если:   ставится, если: «5»  1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя. 2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса. 3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы. «4»  1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя. 2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные. 3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений. «3»  1. Допускает одну­две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя. 2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них. 3. Допускает одну­две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов. «2»  1. Допускает три­четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя. 2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса. 3. Допускает три­четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов. «1»    ставится если обучающийся не приступил к выполнению работы.   ставится, если: Критерии оценивания компьютерных презентаций обучающихся Отметка «5» Содержание 1. Работа полностью завершена. 2. Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов. 3. Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика. 4. Обучающийся предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии) 5. Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс. Дизайн 1. Дизайн логичен и очевиден. 2. Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание. 3. Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается). Графика хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание. Грамотность Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических. Отметка «4» Содержание  1. Почти полностью сделаны наиболее важные части работы. 2. Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются. 3. Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда не корректно. 4. Обучающийся в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы. 5. Почти везде выбирается более эффективный процесс. Дизайн 1. Дизайн есть. 2. Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию. 3. Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем. Графика соответствует содержанию. Грамотность Минимальное количество ошибок. Отметка «3» Содержание 1. Не все важнейшие компоненты работы выполнены. 2. Работа демонстрирует понимание, но неполное. 3. Дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно. 4. Обучающийся иногда предлагает свою интерпретацию. 5. Обучающемуся нужна помощь в выборе эффективного процесса. Дизайн 1. Дизайн случайный. 2. Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию. 3. Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию. Графика мало соответствует содержанию. Грамотность Есть ошибки, мешающие восприятию. Отметка «2» Содержание 1. Работа сделана фрагментарно.. 2. Работа демонстрирует минимальное понимание. 3. Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов. 4. Интерпретация ограничена или беспочвенна. 5. Обучающийся может работать только под руководством учителя. Дизайн 1. Дизайн не ясен. 2. Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него. 3. Параметры не подобраны, делают текст трудночитаемым. Графика не соответствует содержанию. Грамотность Много ошибок, делающих материал трудночитаемым. Оценивание проектной работы  введение, в котором обосновывается актуальность выбранной или рассматриваемой проблемы; место и время выполнения работы; краткое описание используемых методик с ссылками на их авторов (если таковые необходимы для работы или использовались в ней); систематизированные, обработанные результаты исследований; выводы, сделанные после завершения работы над проектом; практическое использование результатов проекта; социальная значимость проекта; приложение: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими данными и т.д. Общие требования к проектной работе  Представляемый проект должен иметь титульный лист с указанием: фамилии, имени, отчества исполнителя и руководителя (ей) проекта, название проекта, года написания работы, указанием целей и задач проектной работы. Содержание проектной работы должно включать такие разделы, как:         Критерии оценки проектов           Критерии оценки выступления докладчика по защите проекта:      комиссией);  возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме. четкость поставленной цели и задач; тематическая актуальность и объем использованной литературы; обоснованность выбранных методик для проведения исследований; полнота раскрытия выбранной темы проекта; обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам; уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости); анализ полученных данных; наличие в работе вывода или практических рекомендаций; качество оформления работы (наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, гербарных материалов к проектам по ботанике и т.д.). обоснованность структуры доклада; вычленение главного; полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите; использование наглядно­иллюстративного материала; компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы, задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все Общие требования к оформлению проекта   главное, основное или засоряющих работу.  выполненными, желательно печатным шрифтом, а также достаточно крупными и хорошо читаемыми. При оформлении работы следует соблюдать определенный стандарт, это позволит во многом, ограничить включение в работу лишних материалов второстепенного ранга, которые помешают вычленить Для защиты проект может быть представлен как в печатном варианте, так и в рукописном, оформленном на белых плотных листах бумаги формата А­4. Все подписи должны быть четкими и Классификация ошибок При оценке знаний, умений, навыков учитываются ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом обучающихся. Грубыми считаются ошибки: ­ незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц; ­ неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения; ­ неумение применить знания для решения задач, объяснения явления; ­ неумение читать и строить графики, принципиальные схемы; ­ неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов; ­ неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником; ­ нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам. К негрубым относятся ошибки: ­ неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1­3 из этих признаков второстепенными; ­ ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования; ­ ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика; ­ нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов  второстепенными); ­ нерациональные методы работы со справочной литературой; ­ неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде. Недочётами являются: ­ нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий; ­ арифметические ошибки в вычислениях; ­ небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц; ­ орфографические и пунктуационные ошибки.

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018