Рабочая программа по географии составлена по учебнику 7 класса под редакцией А.И.Алексеева. В неё входят цели, задачи, практические работы. Оценочные практические работы выделены отдельно. Содержание тем учебного курса включает и практикум. Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. Поэтому в рабочей программе указаны критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знанийРабочая программа реализуется в учебнике по географии для 7 класса линии «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева.
Рабочая программа по географии 7 класс.docx
Пояснительная записка.
Рабочая программа реализуется в учебнике по географии для 7 класса линии
«Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева.
Рабочая программа разработана на основе нормативноправовых документов:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. №273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 17.12. 2010г. №
1897).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования на 2014–2015
учебный год.
Положение о структуре, разработки и утверждения рабочих программ
учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) реализуемых в рамках
ФГОС ООО второго поколения, МБОУ МО Плавский район « Ново –
Никольская СОШ»
Основная образовательная программа МБОУ МО Плавский район « Ново –
Никольская СОШ»
Учебный план МБОУ МО Плавский район « Ново – Никольская СОШ» на
2017 – 2018 учебный год
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному
государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на
основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы
авторы В.В.Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, Москва «Просвещение»,
2015г.
В целях лучшего усвоения курса географии 7 класса в данной рабочей
программе за счет резервного времени (2 ч.) увеличен объем на повторение,
закрепление и подведение итогов учебного года. (2 часа). Итого: 70 часов.
Изза перераспределения часов сохранен объем изучаемого материала согласно
требованиям ФГОС, учтены все элементы обязательного минимума образования.
Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания
общего образования, требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, требований к
структуре основной образовательной программы основного общего образования,
прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, а также Концепции духовнонравственного
развития и воспитания гражданина России.
Общая характеристика курса географии 7 класс
Курс «География 7 класс» имеет ряд особенностей. Его конструирование
основано на взаимосвязях научного, гуманистического, страноведческого, культурологического и личностнодеятельностного подходов, а также на
взаимосвязях глобальной, региональной и локальной составляющих, позволяющих
раскрыть проблемы на трёх уровнях – глобальном (планетарном), региональном и
локальном.
Научный подход обеспечивает формирование научной картины мира, основных
понятий, общих географических закономерностей.
Гуманистический подход раскрывает роль человека в материальной и духовной
культуре, освоении и сохранении природных ресурсов, осуществлении стратегии
устойчивого развития мира.
Страноведческий подход обеспечивает разноаспектное, разностороннее изучение
материков, регионов и стран.
Культурологический подход раскрывает многообразие культурных миров,
духовных и нравственных ценностей народов мира.
Личностнодеятельностный подход предполагает организацию самого процесса
обучения, управление учебной деятельностью.
Курс «География. 7 класс» имеет традиционную для учебников линии «Полярная
звезда» структуру.
№п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Согласно рабочей программе для линии УМК «География. Полярная звезда» в 7
классе изучается разделы «Население Земли», Природа Земли, Природные
комплексы и регионы, Материки и страны.
Самая большая по объёму тема учебника – «Материки и страны». Материал по
конкретным материкам меньше по объёму, чем обычно.
Каждый материк
рассматривается с позиции проявления на нём только что изученных общих
природных закономерностей и места в мире расположенной на материке части света
(или региона). Изучение начинается с изучения материков Южного полушария и
заканчивается материками северного полушария.
На южных материках
прослеживается лучше широтная зональность, зависимость климата и природных зон
от географической широты. Это обеспечивает более глубокое понимание и усвоение
основного географического закона – закона широтной зональности. Более сложный
для изучения материк Евразия изучается в конце курса.
Материки изучаются по единой схеме:
Название темы
Введение
Население Земли
Природа Земли
Природные комплексы и регионы
Материки и страны
Итоговое повторение
1. Образ материка – ГП и природа материка
2. Материк в мире – известные факты, жизнь на материке, занятие населения
3. Путешествие по материку
4. Государства, расположенные на материке
Такой подход позволяет создать у обучающихся целостный образ материка.
Изучение государств по определённой схеме:
1. Визитная карточка страны известные факты 2. Место на карте
3. Место в мире
4. Население
5. Столица
При изучении материков используют типовые планы.
Характеристика особенностей усвоения материала в классе
Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся 7 класса.
К среднему школьному возрасту, дети усваивают многие научные понятия,
обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает
сформированность у них теоретического или словеснологического мышления.
Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных
процессов .Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и
самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы
осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире.
В этом возрасте у детей активно начинает развиваться логическая память .Как
реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти
замедляется развитие механической памяти. Наряду с этим появляется интерес
подростков к способам улучшения запоминания.
При разработке рабочей программы учитывались индивидуальные особенности
детей.
При этом успешность и своевременность формирования указанных
новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с
адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик
обучения, учитывающих описанные выше особенности.
Цели и задачи географии в основной школе
Курс «География материков и океанов. 7 класс» — это третий по счету
школьный курс географии. Однако если школа работает по планам, где есть
интегрированный курс «Естествознание», курс 7 класса открывает изучение
географии. Именно с этим обстоятельством связана его структура и содержание.
В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний и несколько
снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно обеспечить его
гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании
учащихся.
Основными целями курса являются:
раскрытие закономерностей землеведческого характера, с тем чтобы
школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной
деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это
будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к
природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей
среды;
создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей; раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со
странами и народами;
формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений
страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Основные задачи курса:
формирование системы географических знаний как составной части научной
картины мира;
расширение и конкретизация представлений о пространственной
неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации
— от планетарного до локального;
познание сущности и динамики основных природных, экологических,
происходящих в
социальноэкономических и других процессов,
географической среде;
создание образных представлений о крупных регионах материков и странах
с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании
их населением в хозяйственной деятельности;
развитие понимания закономерностей размещения населения и
территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально
экономическими факторами;
развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и
общества, значения охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить
вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе
мышления», понимать людей другой культуры;
раскрытие на основе историкогеографического подхода изменения
политической карты, практики природопользования, процесса нарастания
экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;
формирование эмоциональноценностного отношения к географической
среде и экологически целесообразного поведения в ней;
развитие картографической грамотности посредством работы с картами
разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов,
отдельных стран, планов городов), изучения способов изображения
географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
развитие практических географических умений извлекать информацию из
различных источников знаний, составлять по ним комплексные
страноведческие описания и характеристики территории;
выработка понимания общественной потребности в географических знаниях,
а также формирование отношения к географии как возможной области
будущей практической деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса географии 7 класса:
Личностным результатом обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей
системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций,
идейнонравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии в 7 классе:
готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и
локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации,
житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения Земли, стран;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и
поступки других людей;
эмоциональноценностное отношение к окружающей среде, необходимости
ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и
образу жизни других народов, толерантность;
овладение
определённой системой географических знаний и умений,
навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и
прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание
собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным
ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной
деятельности.
Метапредметные результаты освоения учениками 7 класса программы по
географии заключаются в формировании и развитии посредством географического
знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся.
К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности,
формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в
рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного
анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы
достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять
познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и
классифицировать,
обосновывать её,
структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать
давать определения понятиям, причинноследственные связи,
аргументировать собственную позицию,
формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и
практические задания, в том числе проектные;
4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной
деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия
одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность
результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения
цели определённой сложности;
5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели,
способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
Регулятивные УУД: способности к самостоятельному приобретению новых
знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной
деятельностью;
умения организовывать свою деятельность, определять е? цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать
достигнутые результаты. 5–6й классы;
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать
наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные
приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные
средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина,
ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания
образовательныхдостижений (учебных успехов).
Познавательные УУД: формирование и развитие посредством географического
знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических
средств и информационных технологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций.
Строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе
отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно
следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах
учебного материала;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно
следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта,
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для
себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого
самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое,
ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как
инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче
инструментальные программноаппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное
взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая
позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы
в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии
продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса “География” 7й класс
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой
геосферы и географической оболочки.
Выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения.
Объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной
поясности.
Определять географические особенности природы материков, океанов и
отдельных стран.
Устанавливать связь между географическим положением, природными
условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран.
Анализировать и оценивать информацию географии народов Земли.
Находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую
для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и
экологические проблемы на разных материках и в океанах.
Различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического
изображения.
Выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и
явлений на материках, в океанах и различных странах. Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению
природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Проведены изменения по количеству часов по темам: добавлено из 12
резервных часов (по рабочей программе «Полярная звезда» В.В. Николина,
А.И. Алексеев, Е.К. Липкина):
1 час в раздел «Природа Земли»: 1 час на изучение климата Земли;
1 час убавила из раздела «Природные комплексы и регионы»,
объединила в один урок темы «Материки как крупные природные
комплексы Земли» и «Географические регионы мира»;
7 часов в раздел «Материки и страны» для проведения учебных
проектов.
1 час для проведения контрольного тестирования.
Место учебного курса в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число
учебных часов за пять лет обучения при 35 недельном обучении — 280. Согласно
Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования
в 7х классах на изучение географии отводится 70 часов.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является
базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов,
гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе
представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического
образования и является основой для последующей уровневой и профильной
дифференциации.
Основные методы и формы организации процесса обучения
При изучении географии в 7 классе используются фронтальные, групповые и
индивидуальные формы организации процесса обучения.
Важно, чтобы форма обучения обеспечивала активность, самостоятельность
учащихся, способствовала реализации поставленных целей урока.
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая
работа.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум,
групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными
источниками информации, письменные упражнения, выполнение
индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные рассказ, беседа; наглядные иллюстрации,
демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические —выполнение
практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой
(обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения,
самостоятельная работа за компьютером.
Технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное,
развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно
урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая
технология (дидактическая игра). Раздел III. Содержание рабочей программы
Содержание тем учебного курса.
География. Страны и континенты. 7 класс
(70 ч. 2 ч в неделю;).
Введение (3 ч)
Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при
изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные
ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана
природы. Особо охраняемые территории. Новое в учебнике.
Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций.
Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и
тематические карты.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной
звездой» — 1). Анализ фотографий, рисунков, картин.
Практикум. 1. Описание одного из видов особо охраняемых территорий (по
выбору) по плану: а) название; б) географическое положение; в) год создания;
г) объект охраны (кто или что находится под охраной); д) уникальность объекта
или вида; д) меры, принимаемые заповедником (заказником) для сохранения
объекта или вида. 2. Анализ карт географического атласа.
Тема 1. Население Земли (4 ч)
Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки
народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира.
Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений.
Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских
поселений.
Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия.
Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной
звездой» — 2). Изучение населения по картам и диаграммам: численность,
размещение и средняя плотность.
Практикум. 1. Анализ карты «Народы и плотность населения мира».
2. Определение на карте крупнейших городов мира. 3. Составление таблицы
«Самые многонаселенные страны мира».
Тема 2. Природа Земли (13 ч)
Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность
тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры.
Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера.
Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной
коры. Складчатые области. Складчатоглыбовые и возрожденные горы.
Размещение на Земле гор и равнин.
Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование
человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и
горных систем. 2. Определение по карте строения земной коры закономерностей
размещения топливных и рудных полезных ископаемых
Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на
Земле. Тепловые пояса. Изотермы.
Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного
давления и осадков на земном шаре.
Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства.
Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры
полярных областей. Муссоны.
Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в
формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные
климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.
Практикум. 1. Анализ карты «Среднегодовое количество осадков».
2. Анализ карты «Климатические пояса и области Земли». 3. Описание одного из
климатических поясов по плану: а) название; б) положение относительно экватора
и полюсов; в) господствующие воздушные массы; г) средние температуры января и
июля; д) годовое количество осадков; е) климатические различия и их причины;
ж) приспособленность населения к климатическим условиям данного пояса.
4. Изучение климатической диаграммы. 5. Анализ погоды в различных частях
земного шара на основе прогнозов Интернета, телевидения, газет.
Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды
океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан
и атмосфера.
Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие
реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной
звездой» — 3). Поиск информации в Интернете.
Практикум. 1. Характеристика течения Западных Ветров с использованием
карты по плану: а) географическое положение; б) вид течения по физическим
свойствам воды (холодное, теплое); в) вид течения по происхождению; г) вид
течения по устойчивости (постоянное, сезонное); д) вид течения по расположению
в толще вод (поверхностное, глубинное, придонное). 2. Нанесение на контурную
карту крупнейших рек и озер Земли.
Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение
биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и
растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные
причины различий флоры и фауны материков.
Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на
Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их
особенности. Охрана почв.
Тема 3. Природные комплексы и регионы (4 ч)
Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены
природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека. Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли
при анализе карты «Природные зоны Земли». 2. Описание природных зон по плану.
Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли —
Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы
океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана.
Использование и охрана Мирового океана.
Практикум. 1. Описание океана по плану. 2. Сравнение океанов (по
выбору).
Материки. Материки как природные комплексы Земли. Материки —
Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.
Последовательность изучения материков и стран. Описание материка. Описание
страны.
Практикум. Установление сходства и различия материков на основе карт и
рисунков учебника.
Как мир делится на части и как объединяется. Материки и части света.
Географический регион. Понятие «граница». Естественные и условные границы.
Объединение стран в организации и союзы. Организация Объединенных Наций
(ООН). Сотрудничество стран. Диалог культур.
Тема 4. Материки и страны (41 ч)
Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания
Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа
материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних
вод, их зависимость от рельефа и климата.
Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его
численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города.
Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира.
Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ
освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по
Африке.
Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков,
страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения.
Культура. Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара —
«желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое
животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос.
Саванна: особенности природы.
Маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии.
Население. Нигер — одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных
экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озеро
Виктория — Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила.
Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар
эсСалам — мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные
ископаемые. ЮАР.
Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая
цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил.
Египет — мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной
звездой» — 4). Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании».
Практикум. 1. Определение: а) географических координат крайних точек
Африки; б) протяженности Африки в градусах и километрах (по градусной сетке)
по 20° в. д. 2. Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических
объектов. 3. Описание по климатической карте климата отдельных пунктов
(температура января и июля, продолжительность зимы и лета, господствующие
ветры, годовое количество осадков и распределение их по временам года).
4. Описание Египта по типовому плану. 5. Работа с картами путешествий.
Австралия: образ материка. Особенности географического положения.
Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания.
Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные
ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов
на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны.
Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История
освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия
населения.
Путешествие по Австралии. Маршрут Перт — озеро ЭйрНорт. Особенности
природы. Занятия населения. Маршрут озеро ЭйрНорт — Сидней. Особенности
растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней —
Большой Водораздельный хребет. Большой Барьерный риф — памятник
Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия.
Особенности природы островов Океании. Папуасы. Н. Н. МиклухоМаклай.
Практикум. 1. Определение по карте географического положения
Австралии. 2. Обозначение на карте географических объектов маршрута
путешествия.
Антарктида: образ материка. Особенности географического положения.
Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности
климата.
Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым.
Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях.
Проблемы охраны природы Антарктиды.
Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Как
использовать человеку Антарктиду?».
Практикум. Определение по карте крайних точек Антарктиды.
Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной
Америки в сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки
Южной Америки. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со
строением земной коры и рельефом Африки. Высотная поясность Анд.
Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Амазонка — самая
длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир.
Южная Америка — родина многих культурных растений.
Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской
колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты.
Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование.
Хозяйственная деятельность. Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля — Буэнос
Айрес. Аргентина — второе по площади государство на материке. Особенности
природы. Река Парана. Маршрут БуэносАйрес — РиодеЖанейро. Рельеф.
Водопад Игуасу. Растительный и животный мир. Население и его занятия.
Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилиа.
Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного
мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут
Манаус — Анды. Амазонка — самая длинная и самая полноводная река мира.
Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его
хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия.
Маршрут Лима — Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии,
Венесуэлы.
Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы:
происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства.
Географическая исследовательская практика. Разработка проекта
«Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и
растительного мира».
Практикум. 1. Описание Амазонки по плану. 2. Описание страны (по
выбору) по плану.
Северная Америка: образ материка. Особенности географического
положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его
влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние
воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский).
Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного
природного наследия.
АнглоСаксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада:
сходство и различия. США и Канада — центры мировой экономики и культуры.
Путешествие по Северной Америке. ВестИндия. Природа островов
Карибского моря. Маршрут ВестИндия — Мехико. Полуостров Юкатан. Древние
индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико — Лос
Анджелес. Мексиканское нагорье. Река РиоГранде. Плато Колорадо. Большой
каньон реки Колорадо.
СьерраНевада.
Маршрут ЛосАнджелес — СанФранциско. Особенности природы Южной
Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут СанФранциско —
Чикаго.
Великие равнины.
Североамериканские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса. Маршрут
Чикаго — НьюЙорк. Аппалачи. Вашингтон — столица США. НьюЙорк —
финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад — река
Св. Лаврентия.
Большое Соленое озеро.
Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в
мире. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни.
Практикум. Сравнительная характеристика природных богатств горного
пояса и равнин Северной Америки (по выбору).
Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние
точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние
древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка.
Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и
озера материка. Природные зоны.
Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности
освоения и заселения. Европейцы. Городское и сельское население. Образ жизни
европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности
хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы.
Путешествие по Европе. Маршрут Исландия — Пиренейский полуостров.
Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров
Великобритания. Маршрут Лиссабон — Мадрид. Природа. Население. Хозяйство.
Португалия, Испания — средиземноморские страны. Атлантическое побережье
Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города.
Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам — Стокгольм.
Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция:
особая культура.
Маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина:
особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские
страны. Маршрут Шварцвальд — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим —
мировая сокровищница. Маршрут Мессина — Стамбул. Полуостров Пелопоннес.
Греция: особенности природы, истории, культуры.
Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители
Германии: происхождение, занятия, образ жизни.
Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители
Франции: происхождение, занятия, образ жизни.
Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители
Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни.
Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона.
Население. Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие
городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии.
Многообразие природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии. Политическая
карта Азии.
Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море.
Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция.
Иерусалим — центр трех религий. Маршрут Мертвое море — Персидский залив.
Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения. Крупнейшие
нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив —
Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые.
Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города — Самарканд,
Хива, Бухара.
Маршрут Ташкент — Катманду. ТяньШань, Памир. Озеро ИссыкКуль.
Пустыня ТаклаМакан. Тибетское нагорье. Лхаса — религиозный центр ламаизма.
Гималаи.
Маршрут Катманду — Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и
Брахмапутра. Бангкок — «Венеция Востока». Маршрут Бангкок — Шанхай.
Сиамский залив. Шельф ЮжноКитайского моря: месторождения нефти. Дельта
Меконга: особенности природы. Занятия населения. Шанхай — многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай — Владивосток.
Япония — крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство
Японских островов. Население, культура Японии.
Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы:
происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры
по его ограничению.
Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Индии:
происхождение, занятия, образ жизни.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной
звездой» — 5). Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира».
Практикум. 1. Составление по картам сравнительного географического
описания стран (по выбору). 2. Знакомство с туристической схемой столицы
одного из государств Евразии (по выбору). 3. Установление различий в
численности и плотности населения различных регионов Азии.
Россия в мире. Россия — крупнейшая по площади страна мира. Природные
ресурсы. Россия — многонациональное государство. Вклад русских писателей,
композиторов, художников в мировую культуру.
Повторение и обобщение изученного (5 часов).
Организация и проведение практических работ по географии
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии.
Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять
теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями,
такими, как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и
т. п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия,
развитию самостоятельности и являются одним из важных этапов подготовки к
ЕГЭ по географии. Выполнение системы практических работ, предусмотренных
программой,
способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно
историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами. По
дидактической цели все практические работы делятся на обучающие
(тренировочные), самостоятельные (творческие), итоговые (оценочные).
Выполнение тренировочных и творческих работ учителем оценивается
выборочно и в школьный журнал выставляются только удовлетворительные
оценки. Итоговые практические работы по темам выполняются и оцениваются у
всех обучающихся класса, записываются и выставляются в школьный журнал.
Таким образом, все практические работы по программе отражаются в
календарнотематическом и поурочном планировании с указанием их вида
(обучающие, творческие, итоговые). В школьный журнал записываются только
итоговые (оценочные) практические работы:
Оценочные практические работы
7 класс
Практическая работа № 3 «Определение по картам и глобусу расстояний между
точками в градусной мере и километрах, координат различных точек»
Практическая работа № 7 «Анализ карты «Строение земной коры» и
обозначение на контурной карте форм рельефа». Практическая работа № 11 «Анализ карты «Климатические пояса и области
Земли» и описание климатического пояса».
Практическая работа № 13 «Анализ карты «Природные зоны Земли» и описание
природной зоны по плану»
Практическая работа № 15 «Определение: а) географических координат
крайних точек Африки; б) протяженности Африки в градусах и километрах (по
градусной сетке) по 20° в. д.»
Практическая работа № 16 «Обозначение на контурной карте Африки крупных
форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»
Практическая работа № 19 «Сравнение географического положения Австралии
и Африки»
Практическая работа № 21 «Определение сходства и различий в рельефе
Африки и Южной Америки»
Практическая работа № 22 «Сравнительное описание крупных речных систем
Южной Америки и Африки».
Практическая работа № 25 «Характеристика страны по плану».
Практическая работа № 27 «Сравнение климата отдельных частей материка,
расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий
для жизни и хозяйственной деятельности населения ».
Практическая работа № 29 «Сравнение климата Евразии с климатом Северной
Америки; Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам,
оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности
населения».
Практическая работа № 30 «Сравнение природных зон по 40 параллели в
Евразии и Северной Америки, выявление черт сходства и различия в
чередовании зон, в степени их антропогенного изменения».
Практическая работа № 31 «Составление по картам сравнительного
географического описания стран (по выбору)».
Данные практикумы в большей мере нацелены на формирование и
совершенствование более сложных умений учащихся – постановки и
формулировки проблемы, самостоятельного выбора наиболее эффективных
способов решения поставленной задачи, структурирования знаний,
представление полученных знаний в разных формах и видах.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
применительно к различным формам контроля знаний
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является
отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на
правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении
материала, точность использования географической терминологии,
самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных
особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Устный ответ. 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма
программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых
понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного
материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ
конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать
анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее
приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять
полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно,
обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в
логической последовательности с использованием принятой терминологии;
делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование
основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст
учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно
отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально
использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник,
дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных
обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для
доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в
решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта,
который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки
работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими
ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических
задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный
и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и
недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал
неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в
выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в
определенной логической последовательности, при этом допускает одну
негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить
самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в
основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными
примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале;
на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в
видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и
сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные
термины;
4. Ответ самостоятельный; 5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения
последовательности изложения, небольшие неточности при использовании
научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов
учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий
изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении
материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного
материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда
последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;
выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из
наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения
задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и
законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения
теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или
воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает
отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при
воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает
неполно на вопросы учителя, допуская однудве грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических
навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом,
масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические
знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические
связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного
материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к
решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые
не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий
анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение
других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка проверочных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в
ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины
работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двухтрех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырехпяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
§ допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой
может быть выставлена оценка "3";
§ или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
§ Не приступал к выполнению работы;
§ Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
§ Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая
предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
§ Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на
последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 1015 мин.
Оценка «5» 10 правильных ответов, «4» 79, «3» 56, «2» менее 5
правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 3040 мин.
Оценка «5» 1820 правильных ответов, «4» 1417, «3» 1013, «2» менее 10
правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: /
Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Оценка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью
самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ
источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана
самими учащимися.
Оценка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном
объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не
влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов
типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа,
таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников.
Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме
ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Оценка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя
или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу
учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать
возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического
материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами
атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Оценка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать
правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью.
Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие
необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и
хорошо подготовленных учащихся неэффективны изза плохой подготовки
учащегося.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и
правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта
сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена
правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано
местоположение 23 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков.
но правильно указаны основные географические объекты
Оценка умений работать с картой и
другими источниками географических знаний.
Отметка «5» правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их
использование в определенной последовательности; соблюдение логики в
описании или характеристике географических территорий или объектов;
самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе
практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» правильный и полный отбор источников знаний, допускаются
неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении
результатов.
Отметка «3» правильное использование основных источников знаний;
допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление
результатов.
Отметка «2» неумение отбирать и использовать основные источники знаний;
допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении
результатов.
Отметка «1» полное неумение использовать карту и источники знаний.
1.
Называть и/или показывать (с помощью карт);
Требования к уровню подготовки учащихся
основные географические объекты, изучаемые в курсе (согласно перечню
номенклатуры);
крупные литосферные плиты,
платформы,
складчатые области,
сейсмические пояса, области вулканизма);
климатические пояса;
океаны, моря, заливы, проливы, основные течения; ресурсы океанов; районы
добычи полезных ископаемых и других ресурсов, природные пояса, виды
хозяйственной деятельности человека в океанах, примеры антропогенных
изменений в природе океанов, меры по охране вод, крупнейшие порты;
основные районы повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие
народы Земли, виды хозяйственной деятельности людей, крупнейшие страны
континентов и их столицы;
в результате изучения материков: имена путешественников и исследователей
континента и результаты их работы; крупные объекты береговой линии;
крупные формы рельефа,
месторождения полезных ископаемых;
климатические пояса, важнейшие реки и озера, источники питания рек,
размещение на материке природных зон, характерных представителей
животного мира основных природных зон континентов;
районы повышенной плотности размещения населения на материках,
крупнейшие народы, ареалы их распространения; крупные регионы
материка, различающиеся природными особенностями и хозяйственной
деятельностью населения; страны, входящие в состав региона, а также
крупнейшие по площади страны, природные богатства стран, основные виды
хозяйственной деятельности населения стран, столицы государств;
крупнейшие заповедники и национальные парки материков, меры по охране
природы континентов; в Океании наиболее крупные острова и архипелаги.
Определять:
географическое положение материка (океана), координаты крайних точек,
протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в километрах;
географическое положение крупных островов и архипелагов Океании;
географическое положение страны и ее столицы; по картам различного
содержания особенности природы регионов и отдельных стран, их
природные богатства, особенности размещения и состав населения; степень
благоприятности природных условий для жизни людей в стране;
2.
по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур
и осадков.
Описывать (по картам):
3.
особенности географического положения материка в сравнении с другими
материками; особенности крупных форм рельефа, климат отдельных
территорий, реку (по выбору); географическое положение природных зон,
компоненты природных зон (по выбору);
одну из стран (по выбору);
один из регионов страны (по выбору);
природу одного из островов Океании (по выбору).
4.
Объяснять:
значение природных богатств для человечества, влияние природы на условия
жизни людей, причины изменений природы под воздействием хозяйственной
деятельности, необходимость международного сотрудничества в
использовании природных богатств и в деле охраны природы;
роль океана в жизни Земли, свойства вод, различия свойств водных масс
океана;
особенности рельефа дна океанов, влияние течений на природу прилегающей
суши, различия в природе отдельных частей каждого из океанов;
влияние географического положения на особенности природы континента
(океана);
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
на материках в зависимости от строения земной коры;
особенности питания рек;
особенности хозяйственной деятельности населения, а также изменение
природы континента под влиянием деятельности человека;
причины опасных природных явлений.
Учебно – методическое обеспечение
При выборе УМК по учебному предмету «География» руководствовалась
следующими документами:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования по географии:
Федеральным перечнем учебников, учебнометодических и методических
изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на
2015/16 уч.г., утвержденным приказом Минобразования России от 31 марта 2014.
№ 253; учебным планом для ступени основного общего образования.;
требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с
содержательным наполнением стандартов по географии;
Данную рабочую программу реализует следующий УМК «География.
Николина В.В.Королёва А.А. Кучинова Н.В. Юлова М.Е. География 7 класс
Полярная звезда» для 7 класса:
1
Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия
учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина
М.: Просвещение, 2011.
2
Алексеев А.И., Николина В. В. Болысов С.И. и др География 7 класс:
учебник для общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2015 –
(Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
3
Поурочные разработки М.: Просвещение, 2014. Полярная звезда
4
карт ) М.: Просвещение, 2015 – Полярная звезда
5
Просвещение, 2012 – Полярная звезда
6
работы. – М.: Просвещение, 2012 – Полярная звезда
7
Дополнительная учебная литература:
Атлас мира
Варли К., Л. Майлз «География. Энциклопедия». Москва, «Росмэн», 2007
Беспалова Н.Ю. «Малая энциклопедия городов». Москва, «Торсинг», 2001
Новые тесты. География 6 класс, 2002
Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. Дрофа, 2006
Николина В.В. Липкина Е.К. География 59 классы. Проекты и творческие
Гусева Е.Е. География. 7 класс «Конструктор» текущего контроля. – М.:
Николина В.В. География 7 класс. Мой тренажёр (с комплектом контурных
Географический атлас, 7 класс. Маркин В.А. « Я познаю мир. География». Детская энциклопедия. М.: ООО
«Издательство АСТ – ЛТД», 1997
Сергеев Б.Ф.. «Я познаю мир. Океан» Детская энциклопедия. М.: ООО
«Издательство Астрель», 2001
Энциклопедический словарь юного географа краеведа. М.: Педагогика, 1981
Томилин А. Как люди обживали океаны Земли, 1985
Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. М.: Просвещение, 1988
География. Энциклопедия для детей. Аванта, 2007
Интернетресурсы
1.GeoPort/ru: страноведческий портал http
2.GeoSite все о географии http
3.Библиотека по географии. Географическая энциклопедия http://www.
http://www.
4.География. Планета Земля
nm
5. .География: сайт А.Е. Капустина
. ru
http
mirkart
http://www.
6. Мир карт: интерактивные карты стран и городов
7. http://ru.wikipedia.org/wiki
8. http://nature.worldstreasure.com/ Чудеса природы
9. http://www.rgo.ru/ Планета Земля
10.
общество
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml Национальное географическое
rgo
. ru
2000.
:// geo
:// www
. com
. geoport
. ru
. ru
:// www
. geosite
geoman
. ru
. ru
Учебно-тематический план
7 класс УМК – А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. География. 7 класс –
М: Просвещение, 2015.
Изучаемая тема
Колво часов
Практические
Контрольные работы
Введение
Население Земли
Природа Земли
Природные
комплексы и регионы
Материки и страны
Африка
Австралия
Антарктида
Южная Америка
Северная Америка
Евразия
Повторение
Итого
3
4
13
4
41
7
2
2
8
7
15
5
70
работы
3
3
6
2
17
4
2
5
3
3
31
1
3
1
1
1
1
5
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Рабочая программа по географии 7 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.