Рабочая программа по географии 8 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по географии 8 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
география
8 кл
24.03.2017
Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа учебного курса по географии для 8 класса составлена на основе 273 ФЗ «Об образовании в РФ», Федерального компонента Государственного стандарта (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента госу-дарственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего об-щего образования» (с изменениями на 31 января 2012г), Примерной программы по географии для учащихся 6-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) с учетом об-щеобразовательной программы по географии для 6-10 классов общеобразовательных учрежде-ний, автор Е.М. Домогацких, М. «Русское слово», 2010г., федерального перечня учебников, ре-комендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессерабочая программа по географии 8 классс
рабочая программа по географии 8 классы.docx

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

 

Согласовано

с руководителем ШМО

 

Рук. ШМО_____________

 

     «     » августа 2016г.

Принято

на педагогическом совете

Протокол №1

 от

 

«    »  августа 2016 г.

Утверждаю

Директор МОАУ «СОШ №10»

____________

Пр. №_______

 

«     » августа 2016г.

 

 

 

 

                                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии 

8 класс

на 2016 - 2017 учебный год

(2 часа в неделю, за год 70часов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Г.П. Бурнос

 

 

 

 

г. Оренбург, 2016 год

Рабочая программа учебного курса по географии для 8 класса составлена на основе  273 ФЗ «Об образовании в  РФ», Федерального компонента Государственного стандарта (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями на 31 января 2012г),  Примерной программы по географии для учащихся 6-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый    уровень) с учетом общеобразовательной программы по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений, автор Е.М. Домогацких, М. «Русское слово», 2010г.,  федерального  перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

Для реализации Рабочей программы используется учебно – методический комплект, включающий: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений .География. Природа России /Домогацких Е.М. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011г.

 -Стандарт основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

Согласно БУП РФ, на изучение географии в 8 классе отводится 70 часов, в неделю – 2 часа.

Курс «География России» занимает центральное место в географическом об­разовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географиче­ских знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он разви­вает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоз­зрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Основные цели и задачи курса:

-    сформировать целостный географический образ своей Родины;

-    дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства на­шей Родины;

-    сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообще­ства, дать представление о роли России в мире;

-    сформировать необходимые географические умения и навыки;

-    воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родно­го края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и ми­ра в целом;

-    воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружаю­щему миру.

Содержание учебного материала

Раздел I. Общая физическая география России (32 часа)

Тема 1. Географическое положение (3 часа)

Особенности географического положения России. Место России на карте мира.  Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Крайние точки.

Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.

Практическая работа№ 1. Определение координат крайних точек территории России. Практическая работа№2. Решение задач на определение поясного времени.

Тема 2. Исследование территории России (2 часа)

История освоения и изучения территории России. Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.

Основные понятия: Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.

Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С.Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. ДокучаевН.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.

Тема 3. Геологическое строение и рельеф (5 часов)

Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность  человека. Опасные природные явления.

Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.

Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.

Практическая работа №3. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Контрольная работа № 1 по теме «Геологическое строение и рельеф»

Тема 4. Климат и погода (7 часов)

Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Особенности климата России. Климатические  пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.  Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений. Анализ физической карты и карт компонентов природы.

Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

 Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.

Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Персоналии: А.И. Воейков.

Практическая работа №4. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток.  Практическая  работа №5 (обучающая): Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам.

Тема 5. Моря и внутренние воды (8 часов)

Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение. Природно-хозяйственные различия морей России

Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.  Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.

Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.

Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.

Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской.

Практическая работа  № 6. Характеристика морей, омывающих территорию России.

 Практическая работа  № 7. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки.

Практическая работа №8. (обучающая). Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Контрольная работа № 2 по теме «Моря и внутренние воды».

Тема 6. Почвы  (2часа)

Состав почвы, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Образование почв, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны.

Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.

Персоналии: В.В. Докучаев.

Практическая работа № 9 (обучающая) Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

Тема 7. Природные зоны (5 часов)

Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные зоны. Высотная поясность.

Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые природные территории. Анализ физической карты и карт компонентов природы.

Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.

Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.

Практическая работа № 10 Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.

Практическая работа № 11(обучающая)  Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого.

Раздел 2. Крупные природные районы России (33 часа)

Географические особенности отдельных районов и регионов. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.

Тема 1. Островная Арктика (1час)

Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Тема 2. Восточно-Европейская  Русская равнина (5 часов)

Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине.  Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.

Практическая работа №12. Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины.

Тема 3. Кавказ (3 часа)

Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир.  Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.

Практическая работа № 13. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.

Тема 4. Урал (5 часов)

Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.

Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.

Персоналии: А.Е. Ферсман.

Практическая работа №14.(обучающая) Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа.

Контрольная работа № 3 по теме «Крупные природные районы Европейской части страны».

Тема 5. Западно-Сибирская равнина (4 часа)

Западная  Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.

       Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.

Практическая работа №15 Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири.

Практическая работа№16 (обучающая).  Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий.

Тема 6. Средняя Сибирь (3часа)

Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.

Практическая работа №17. Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.

Тема 7. Северо-Восток Сибири (3 часа)

Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода  Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.  Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев.

Тема 8. Горы Южной Сибири (4 часа)

Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического  строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.

Персоналии: П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский.

Практическая работа № 18 (обучающая) Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая.

Тема 9. Дальний Восток (5 часов)

Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.

Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз.

Практическая работа №19 Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья.

Контрольная работа № 4 по теме «Крупные природные районы».

Раздел 3. Природа и человек (2часа)

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий. Природный и экологический потенциал России.

Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии. Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз. Практическая работа №20 (обучающая)  Составление географического прогноза изменения  ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через нее автомагистрали.

Обобщающее повторение (4 часа)

Требования к уровню подготовки по итогам изучения курса:

Учащиеся должны:

знать/понимать

·                основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

·                географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

·                различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

·                специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

·                природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

·                выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

·                находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

·                приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

·                составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

·                определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

·                учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

·                наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

·                решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

·                проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Перечень обязательной географической номенклатуры

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория  (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

Методические  материалы:

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

Методы обучения географии:

-Практические методы обучения. Объектами изучения представлены географическая действительность (карты, профили, графики, модели)

-Исследовательский метод

- Частично-поисковый метод

-Сравнительный метод

-Технология проектной деятельности школьников

- Краеведческий принцип в обучении географии

Материально-техническое обеспечение

   Программа:

Домогацких Е. М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010

Учебники:

География: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. -  М.: ООО «Русское слово-РС», 2013.

Дидактические материалы:

В.И. Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа“. 8 класс – М.: Дрофа, 2012.

Дополнительная литература для учащихся:

Краткий справочник школьника. 5-11 кл. / Ави.- сост. П. И. Алтынов и др. – М.: Дрофа, 1997.

Географический атлас по географии: География. 8 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2013.

Контурные карты по географии: География. 8 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2013.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения:

ресурс ЕК (Единая коллекция ЦОР) http://school-collection.edu.ru/

карты Google http://maps.google.ru/?hl=ru

Google планета Земля  http://earth.google.com/

блог ГЕОграфиня http://www.geografinya.blogspot.com

ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/

среда http://wiki.iteach.ru/. среда создана для ведения проектной деятельности, для сетевого взаимодействия различных уровней

представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.

газета «География»     http://geo. 1 september.ru/

конкурс «Учитель года России»     http://2006.teacher.org.ru/

Географическое общество России   http://rgo.org.ru/'

клуб журнала «GEO»  http: //www.geo.ru/

журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/

жрнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/

великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/

Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml

Технические средства

 Персональный компьютер,  проектор с экраном

Таблицы

Геохронологическая таблица

Циклон и антициклон

Классификация природных ресурсов

Карты (настенные)

Физическая карта России

Климатическая карта России

Карта природных зон России

Европейский Север и Северо-Запад России (физическая карта)

Поволжье (физическая карта)

Европейский юг России (физическая карта)

Урал (физическая карта)

Западная Сибирь (физическая карта)

Восточная Сибирь (физическая карта)

Дальний Восток (физическая карта)

Агроклиматическая карта

Карты (интерактивные)

Тектоника и минеральные ресурсы России.

Климатическая карта России.

Почвенная карта России.

Наглядные пособия, раздаточный материал:

Гербарий растений природных зон России.

Коллекция горных пород и минералов.

Атласы «География. Природа России»

КИМы


Календарно – тематическое планирование курса «География.  Природа  России»

 

Тема  урока

Дидактические единицы

Д/З

Дата

Раздел 1. Общая физическая география России.   (32 часа)

Тема 1. Географическое положение  (3 часа)

1

Введение. Россия на карте мира П.р.1.Определение координат крайних точек территории России

Особенности географического положения России.  Территория и акватория, морские и сухопутные границы

§1

 

2

Часовые  пояса страны

Часовые пояса

§2

 

3

 П. р.  № 2.Решение задач на определение поясного времени.

 

 

 

Тема 2. Исследования территории России (2 часа)

4

Русские землепроходцы XI-XVII в. в.

История освоения и изучения территории России

§3

 

5

Географические открытия   в России XVIII- XIX в.в.  Географические исследования в XX в.

История освоения и изучения территории России

§4,5

 

Тема 3. Геологическое строение и рельеф (5 часов)

6

Геологическое летоисчисление и геологическая карта

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.

§6

 

7

Тектоническое строение

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.

§7

 

8

П.р.3. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

 

 

9

Общие черты рельефа. Литосфера и человек

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.

§8

 

10

Контрольная работа № 1 по теме «Геологическое строение и рельеф»

 

 

 

Тема 4. Климат и погода (7 часов)

11

Климатообразующие факторы

Типы климатов, факторы их формирования

§10

 

12

Распределение тепла и влаги по территории страны

Анализ физической карты и карт компонентов природы.

§11

 

13

Климаты России

Климатические  пояса.

 

 

14

П.р. № 4. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток.

Анализ физической карты и карт компонентов природы.

 

 

15

Погода П.р. №5 (обучающая).Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам.

Анализ физической карты и карт компонентов природы.

§13

 

16

Атмосферные вихри

Типы климатов, факторы их формирования

§14

 

17

Атмосфера и человек

Климат и хозяйственная деятельность людей

§15

 

Тема 5.  Моря и внутренние воды  (8 часов)

18

Моря России  П.р. № 6. Характеристика морей, омывающих территорию России

Природно-хозяйственные различия морей России

§16

 

19

Характеристики реки.

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.

§17

 

20

Реки России.

Анализ физической карты и карт компонентов природы.

§18

 

21

П.р. № 7 .Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки

  Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом Оценка природных ресурсов и их использования

 

 

22

Озера и болота. Природные льды

Многолетняя мерзлота.

§19

 

23

Великое оледенение П.р. №8 (обучающая) Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Анализ физической карты и карт компонентов природы.

 

§20

 

24

Гидросфера и человек

Оценка природных ресурсов и их использования

§21

 

25

Контрольная работа № 2 по теме «Моря и внутренние воды»

 

§22

 

Тема 6. Почвы (2 часа)

26

Формирование и свойства почвы

Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв.

§23

§24

 

27

Зональные типы почв П.р. № 9 (обучающая) Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

 

 

Тема 7. Природные зоны (5 часов)

28

Природные комплексы России

Природные зоны.

§25

 

29

Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики П.р.№10. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.

Стихийные природные явления на территории страны.

 

§26

 

30

Леса умеренного пояса

Природные зоны.

§27

 

31

Безлесные природные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность

Природные зоны. Высотная поясность.

§28

 

32

Ресурсы животного и растительного мира. П.р.№11 (обучающая)  Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого.

Растительный и животный мир России. Особо охраняемые природные территории.

§29

 

Раздел 2. Крупные природные районы России.  (33 часа)   Тема 8. Островная Арктика (1 час)

33

Природа арктических островов

Географическое положение, природный потенциал

§30

 

Тема 9. Восточно-Европейская (Русская равнина) (5 часов)

34

Географическое положение, рельеф и геологическое строение

Географическое положение Анализ физической карты и карт компонентов природы

§31

 

35

Климат, внутренние воды и природные зоны

Анализ физической карты и карт компонентов природы

 

 

36

 П.р.№ 12.Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины

Географические особенности, природный  и хозяйственный потенциал.

Анализ физической карты и карт компонентов природы

§32

 

37

Природные зоны Восточно-Европейской равнины

Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

§33, 34

 

38

Природно-территориальные комплексы Восточно-Европейской равнины

Оценка экологической ситуации

 

 

Тема 10.  Кавказ  (3 часа)

39

Геологическая история и рельеф

Географическое положение Анализ физической карты и карт компонентов природы

§35

 

40

Климат, внутренние воды и высотная поясность

Географические особенности, природный  и хозяйственный потенциал

§36

 

41

П.р.№13. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа. Заповедники и курорты Кавказа

Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

 

 

Тема 11. Урал (5 часов)

42

Географическое положение, геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Географическое положение Анализ физической карты и карт компонентов природы

§37

 

43

Климат и внутренние воды

Географические особенности, природный  и хозяйственный потенциал

§38

 

44

Природно-территориальные комплексы П.р.№14 (обучающая) Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа

Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

§39

 

45

Высотная поясность. Заповедники Урала

Оценка экологической ситуации

 

 

46

Контрольная работа № 3 по теме «Крупные природные районы Европейской части страны».

 

 

 

Тема 12. Западно-Сибирская равнина  (4 часа)

47

Географическое положение, геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Географическое положение Анализ физической карты и карт компонентов природы

§40

 

48

Климат и внутренние воды. П.р.№15. Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири.

Географические особенности, природный  и хозяйственный потенциал.Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий.

§41

 

49

Природные зоны

Оценка экологической ситуации

 

 

50

Природно-территориальные комплексы П.р. №16 (обучающая)  Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий.

 

Географическое положение Анализ физической карты и карт компонентов природы

§42

 

Тема 13. Средняя Сибирь (3 часа)

51

Рельеф и геологическое строение

Географическое положение Анализ физической карты и карт компонентов природы

§43

 

 

52

Климат, внутренние воды,  природные зоны

Географические особенности, природный  и хозяйственный потенциал

§44

 

53

Природно-территориальные комплексы. П.р.№17. Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.

Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

 

 

Тема 14. Северо-Восток Сибири (3 часа)

54

Геологическое строение, рельеф и климат

Географическое положение Анализ физической карты и карт компонентов природы

§45

§46

 

55

 Климат и внутренние воды, высотная поясность

Географические особенности, природный  и хозяйственный потенциал

 

 

56

Природно -территориальные комплексы

Оценка экологической ситуации

 

 

Тема 15. Горы Южной Сибири    (4 часа)

57

Геологическое строение и рельеф П.р. №18 (обучающая).Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере рудных месторождений Алтая.

Географическое положение

Анализ физической карты и карт компонентов природы

§47

 

58

Климат и внутренние воды

Географические особенности, природный  и хозяйственный потенциал

 

 

59

Высотная поясность

Географические особенности

§48

 

60

Природно -территориальные комплексы

Анализ физической карты и карт компонентов природы

§49

 

Тема 16. Дальний Восток   (5 часов)

61

Геологическое строение и рельеф

Географические особенности, природный  и хозяйственный потенциал

§50

 

62

Климат. П.р. №19 (обучающая).Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья

Анализ физической карты и карт компонентов природы

§51

 

63

Внутренние воды и природные зоны

Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

 

 

64

Природно-территориальные комплексы. Полуостровная и островная части. ПТК Приморье и Приамурье.

Географические особенности, природный  и хозяйственный потенциал

§52, §53

 

65

Контрольная работа № 4 по теме «Крупные природные районы».

 

 

 

Раздел 3. Природа и человек   (2 часа)

66

Природные ресурсы и природные условия

Оценка природных ресурсов и их использования.

 

 

67

Роль географии в современном мире П.р №20 (обучающая)  Составление географического прогноза изменения  ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через нее автомагистрали

Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

 

 

Обобщающее повторение по курсу «География. Природа России»  (3 часа)

68

Повторение пройденного материала

Анализ физической карты и карт компонентов природы

 

 

69

Повторение пройденного материала

Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

 

 

70

Повторение пройденного материала

Анализ физической карты и карт компонентов природы

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»

Оренбург, 2016 год Рабочая программа учебного курса по географии для 8 класса составлена на основе 273

Оренбург, 2016 год Рабочая программа учебного курса по географии для 8 класса составлена на основе 273

Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов,

Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов,

Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской

Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской

Практическая работа №12 . Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях

Практическая работа №12 . Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях

Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом

Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом

Российской Федерации; особенности ее природы; · природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите…

Российской Федерации; особенности ее природы; · природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите…

Горы : Хибины, Большой Кавказ,

Горы : Хибины, Большой Кавказ,

Географический атлас по географии:

Географический атлас по географии:

Календарно – тематическое планирование курса «География

Календарно – тематическое планирование курса «География

Анализ физической карты и карт компонентов природы

Анализ физической карты и карт компонентов природы

Безлесные природные зоны умеренного пояса

Безлесные природные зоны умеренного пояса

Урала на основе карт атласаОпределение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей

Урала на основе карт атласаОпределение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей

Алтая. Географическое положение

Алтая. Географическое положение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017