Рабочая программа 9 класс по географии рассчитана на 68 часов. К рабочей программе прилагается календарно- тематическое планирование, а также критерии оценивания знаний обучающихся по различным видам контроля. Программа содержательна, выдержана. Предназначена для образовательных школ, работающих по УМК - Е.М. Домогацких.
р. пр. гос + ктп 9 кл. на 2017-18 уч. г.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кадетская школа города ЮжноСахалинска
«Рассмотрено»
на методическом объединении
пр. №___ от «___» _____ 2017 г.
Рук. ШМО _________________
«Согласовано»
На МС школы пр №________
от «____» __________ 2017 г.
Рук.МС __________________
«Утверждено»
Директор МБОУ Кадетская школа
__________________ Е.Ф.Мойсак
От «____» ______________ 2017 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Предмет: география
Уровень образования: основное общее образование 59 классы
Класс: 9
Срок реализации программы: один год
Составлена на основе:
1. Государственного образовательного стандарта, 2004 г
2. Примерной программы для основного общего образования по географии
(базовый уровень) 2004 г.
3. Авторской программы по географии для 6 – 10 классов Домогацких Е.М.. –
М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
Составитель:
Устюгова Л.Г. учитель географии,
категория высшая ЮжноСахалинск
2017г.
1. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа к учебному курсу Е.М. Домогацких «Население и хозяйство
России» для 9 класса подготовлена в соответствии с Государственным образовательным
стандартом, утвержденным Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089; Примерной
программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного
стандарта и авторской программы по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений,
Домогацких Е.М – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
Учебнометодический комплект по географии для 9 класса:
Учебник по географии «Население и хозяйство России и» 9 кл. Е. М. Домогацких, Н.И
Алексеевский, издательства: М.: «Русское слово», 2017 г
Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского. География. 9 кл.
Издво М.: «Русское слово», 2017 г.
Атлас 9 класс
Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту
в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс
опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 68 классах. С другой
стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом,
более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение
этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной
школе.
Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний,
формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет
огромное воспитательное значение.
Согласно учебному плану на изучение географии в 9 классе отводится 68 учебных часов
из расчета 2 часа в неделю.
Цели и задачи курса:
сформировать целостный географический образ своей Родины;
дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать
представление о роли России в мире;
сформировать необходимые географические умения и навыки;
воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории,
культуры; понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;
воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
Данная программа предполагает в 9 классе изучение населения и хозяйства России, таким
образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.
№
Тема
1.1 Тематическое планирование
В том числе
Количество часов в
программе
Комментарий п/п
1
2
3
4
5
5
6
Введение
Россия на карте мира
Природа и человек
Население России
Отрасли хозяйства России
Природнохозяйственная
характеристика России.
Заключение.
Резерв
Итого
авторская
рабочая Практич.
работа
Контр.
работа
1
6
4
9
19
21
1
7
68
1
7
5
8
20
22
4
1
68
2
2
2
4
5
1
тест
тест
тест
тест
Контроль
знаний по
курсу
проект
проект
16
5
2
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучение географии в 9 классе должно быть направлено на достижение результатов.
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель
планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и
стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в
современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех
населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
овладение на уровне общего образования географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках, принимать решения;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
читать географические карты, планы.
3. Содержание учебного предмета
Главная цель курса «Население и хозяйство России» — формирование географического
образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и
показа взаимодействия, и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и
хозяйства. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического
образования в основной школе.
Введение (1 час).
Экономическая и социальная география. Предмет изучения.
Природный и хозяйственный комплекс.
Учебные понятия:
Социальноэкономическая география,
экономический) комплекс.
хозяйственный
(территориальный социально
Основные образовательные идеи:
Социальноэкономическая география — это наука о территориальной организации
населения и хозяйства.
В отличие от природного, хозяйственный комплекс может целенаправленно управляться
человеком.
Тема 1.
Россия на карте (6 часов). Формирование территории России. Исторические
города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений.
Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в.
СССР и его распад. Содружество Независимых Государств. Экономикогеографическое
положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям
Мирового океана, большое число странсоседей. Плюсы и минусы географического положения
страны. Политикогеографическое положение России. Распад СССР как фактор изменения
экономико и политикогеографического положения страны. Административнотерриториальное
деление России и его эволюция. Россия — федеративное государство. Субъекты РФ.
Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономико
географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость.
Специализация хозяйства — основа экономического районирования. Отрасли специализации.
Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка
экономических районов России.
Учебные понятия:
Социальноэкономическая география, хозяйственный комплекс,
экономикогеографическое положение, политикогеографическое положение, геополитика,
административнотерриториальное деление, субъекты Федерации, экономический район,
районирование, специализация.
Основные образовательные идеи: Формирование территории России – от Московского
княжества и Российской империи через СССР к современной России.
Россия – самая большая по площади территории страна с самым большим количеством
сухопутных соседей.
Преимущества и недостатки величины территории и северного положения страны.
Практические работы:
1.
2.
3.
Составление описания экономикогеографического положения России по типовому плану.
Составление описания политикогеографического положения России по типовому плану.
Обозначение на контурной карте субъектов Федерации различных видов.
4. Определение административного состава Федеральных округов на основе анализа политико
административной карты России.
Тема 2. Природа и человек (5 часов) Природные условия. Их прямое и косвенное
влияние. Адаптация человека к природным условиям — биологическая и небиологическая.
Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал
природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.
Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в
хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье.
Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и
перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России. Взаимодействие
природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на
природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны
экологического бедствия. Экологические катастрофы.
Учебные понятия:
Природные условия, адаптация, природные ресурсы.
Основные образовательные идеи:
Влияние природной среды (природных условий и ресурсов) на образ жизни и особенности
хозяйственной деятельности людей.
Необходимость Рациональное природопользование — объективная необходимость.
Практические работы:
1. Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов
(минеральных, биологических, водных и т.д.).
2. Оценка экологической ситуации отдельных частей территории России.
Тема 3. Население России (9 часов)
Демография. Численность населения России.
Демографические кризисы.
Естественный прирост и воспроизводство населения.
Демографическая ситуация в России. Размещение населения России. Главная полоса расселения
и зона Севера. Миграции населения. Виды миграций. Направления внутренних миграций в
России. Внешние миграции. Формы расселения. Сельское расселение. Формы сельского
расселения. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Город и
урбанизация. Функции города. Виды городов. Городские агломерации. Этнический состав
населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные
конфликты. Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда.
Учебные понятия:
Демография, рождаемость, смертность, численность населения, перепись населения,
естественный прирост, воспроизводство населения, демографический кризис, плотность
населения, Основная зона расселения (или Главная полоса расселения), зона Севера, миграции,
внутренние и внешние миграции, эмиграция, иммиграция, формы расселения, расселение,
городское и сельское расселение, формы сельского расселения, групповая (деревенская) форма
расселения, рассеянная (фермерская) форма расселения, кочевая форма расселения, город,
урбанизация, уровень урбанизации, градообразующие функции, моногорода, городамиллионеры
городская агломерация, этнический состав, языковые группы, языковые семьи, религиозный
состав, этнорелигиозные конфликты, половозрастной состав, трудовые ресурсы, рынок труда,
безработица.
Основные образовательные идеи:
Динамика численности населения определяется социальноэкономическими,
политическими факторами.
Миграции оказывают влияние на заселение территории, этнический и возрастной состав
населения.
Трудовые ресурсы создают национальное богатство страны.
Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна.
1.
2.
3.
Неравномерность размещения населения по территории России — следствие
разнообразия природных условий.
Урбанизация — процесс развития городов.
Практические работы:
Расчёт параметров естественного движения населения: естественного прироста,
рождаемости, смертности, показателя естественного прироста, показателя смертности,
показателя рождаемости.
Расчёт численности городского населения на основе данных о значении показателя
урбанизации и численности населения России.
Определение по картам атласа ареалов компактного проживания крупнейших народов
России.
Тема 4. Отрасли хозяйства России (20 часов)
Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной
сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура
экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой,
топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.
Топливноэнергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность.
Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика.
Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС.
Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.
Металлургический комплекс. Черная металлургия.
Особенности организации
производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения
отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей
цветной металлургии.
Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое,
транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и
станкостроение. Военнопромышленный комплекс.
Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности.
Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.
Лесная промышленность.
лесозаготовка,
деревообработка, целлюлознобумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные
комплексы.
Отрасли лесной промышленности:
Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли
растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная
организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и
пищевой промышленности и факторы их размещения.
Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный,
автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных
видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.
Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.
Учебные понятия:
Национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой
комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и
нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.
Основные образовательные идеи:
Хозяйство России представляет собой сложный комплекс предприятий, отраслей и
секторов экономики, связанных друг с другом и с мировым хозяйством.
Практические работы:
1.
2.
3.
4.
Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России.
Составление схемы межотраслевых связей отрасли промышленности.
Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для развития сельского
хозяйства.
Описание транспортного узла.
Тема 5. Природнохозяйственная характеристика России (22 часа)
Европейский Север, его географическое положение, ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север —
самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы — основа
хозяйства района. Мурманск — морские ворота страны.
Европейский СевероЗапад, его географическое положение, ресурсы, население и
специфика хозяйственной специализации. СевероЗапад — транзитный район между Россией и
Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение — главный
фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение —
ведущая отрасль промышленности района. СанктПетербург — многофункциональный центр
района. Калининградская область — самая западная территория России.
Регион Центральная Россия, его географическое положение, ресурсы, население и
специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и
административный центр страны. Выгодность экономикогеографического положения. Ресурсы,
население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в
развитии хозяйства региона. Высококвалифицированные трудовые ресурсы региона.
Крупнейший центр автомобилестроения страны.
Европейский Юг, его географическое положение, ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее
урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся
роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.
Поволжье, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной
специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития
сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех»
страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. ВолгоКамский каскад ГЭС.
Энергоемкие отрасли.
Урал, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной
специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый
промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.
Западная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. Главное богатство — огромные запасы нефти, газа и каменного
угля. Ведущая роль топливноэнергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.
Восточная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы
района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. АнгароЕнисейский каскад ГЭС —
крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких
отраслей. Дальний Восток, его географическое положение, ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны.
Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой
части страны. Специализация — вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.
Основные понятия:
Транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.
Основные образовательные идеи:
Формирование населения и хозяйственных особенностей каждого региона — результат
сочетания длительного исторического развития и природных условий и ресурсов.
Каждый из регионов России свои неповторимые особенности.
Практические работы:
Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию района.
Описание экономикогеографического положения района.
Анализ специфики размещения населения и хозяйства на территории района.
1.
2.
3.
Заключение (3 часа). Место России в мировой экономике. Хозяйство России до ХХ в.
Россия в ХХ—XXI вв. Перспективы развития.
Основные образовательные идеи:
В протяжении своей истории Россия играла определенную роль в системе мирового
хозяйства, причем, эта роль менялась.
После распада СССР и экономического кризиса Россия постепенно восстанавливает свой
экономический потенциал, оставаясь пока поставщиком на мировой рынок в основном сырьевой
продукции.
Практические работы:
1. Определение по статистическим показателям место и роль России в мире.
4. Календарнотематическое планирование
Календарнотематическое планирование составлено с учетом учебного плана школы. В нем
отражены последовательность изучения содержания программы, распределение часов по
разделам и темам, проведение контрольных, практических и других видов работ, требования к
уровню подготовки обучающихся 9 класса по географии. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)
5. Оценка результатов освоения знаний курса «География»
5.1. В оценку результатов освоения знаний включается система таких знаний и учебных
действий, которые необходимы для успешного обучения в основной школе и могут быть
освоены большинством учеников. Учебные достижения учащихся определяются в текущую и
итоговую отметку.
1. Знать/ понимать:
выявлять географические особенности природных регионов России; основные
географические объекты;
объяснять причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
определять связи между географическим положением, природными условиями и
хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
выявлять факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
просматривать связи между географическим положением, природными условиями и
хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
выделять основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
находить крупнейшие городские агломерации нашей страны;
пояснять причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их
предотвращению;
описывать географию народов, населяющих нашу страну.
2. Уметь:
давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием
карт атласа;
приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения
природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.
Географическая номенклатура
Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса, мыс
Дежнёва.
Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, ВосточноСибирское, Чукотское, Берингово,
Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское мореозеро.
Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская
губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.
Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.
Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля,
Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.
Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский,
Чукотский.
Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь,
Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама,
Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз,
Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури,
Камчатка.
Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра,
Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.
Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское,
Вилюйское, Зейское, Горьковское.
Каналы: БеломорскоБалтийский, Мариинская система, ВолгоБалтийский, им. Москвы,
ВолгоДонской.
Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная,
Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян,
Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье,
Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ
Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.
Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато
Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.
Равнины: ВосточноЕвропейская
(Русская),
ЗападноСибирская,
ОкскоДонская,
Ишимская, Барабинская, ЗейскоБуреинская, ЦентральноЯкутская. Низменности: ЯноИндигирская, Колымская, СреднеАмурская, КумоМанычская впадина,
Прикаспийская, Печорская, Мещерская, ОкскоДонская, Прикубанская, Кузнецкая котловина,
СевероСибирская, Минусинская, Тувинская котловины.
Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский,
Баргузинский,
Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, ПриокскоТеррасный, Лапландский, Дарвинский,
Самарская Лука, Тебердинский, ПечороИлычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский,
Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, УстьЛенский, Кроноцкий, Остров Врангеля,
Дальневосточный морской.
Месторождения: Печорский угольный бассейн,
Курская магнитная аномалия,
Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), ЗападноСибирский нефтегазоносный
бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско
Ачинский, Ленский, Тунгусский, ЮжноЯкутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан
и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).
5.2. Система оценки достижения планируемых результатов
Основной формой организации образовательного процесса при реализации рабочей
программы является урок.
Типы уроков: комбинированный урок, урок открытия новых знаний, урок закрепления
изученного материала, уроклекция, урок – практикум, уроксеминар, уроки – беседы, уроки –
диалоги; прогнозирование и проектирование, уроки с элементами практической работы с
картами, графическим материалом, приборами, моделями, эор.
Формы учебной деятельности учащихся:
Индивидуальная, фронтальная;
Коллективная: парная и групповая;
Виды деятельности обучающихся:
Работа с книгой, приборами, моделями.
Работа с картами.
Работа с различными источниками информации.
Нанесение объектов на контурные карты.
Составление схем, таблиц, графиков, диаграмм.
Практические работы на местности.
Формы текущего контроля:
Географические и топографические диктанты по карте.
Тесты по крупным темам;
Письменный опрос;
Работа с контурными картами;
Проекты;
Проверка географической терминологии и номенклатуры;
5.3. Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке
знаний, учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность
и доказательность в изложении материала, точность использования географической
терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных
особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы. Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного
1
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей,
теорий, взаимосвязей;
2
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать
межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески
применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно,
обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической
последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы;
формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при
ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком;
правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и
рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную
литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей,
сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет
по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и
графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют
требованиям
4
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1 Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный
ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении
изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при
использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;
материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну
негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при
требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал;
подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы
учителя.
2 Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.
Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные
правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3 В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4 Ответ самостоятельный;
5 Наличие неточностей в изложении географического материала;
6
допущены незначительные нарушения
последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов
или в выводах и обобщениях;
7
восполняются сделанные пропуски;
8
географических явлений;
9 Понимание основных географических взаимосвязей;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых
Определения понятий неполные,
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя 10 Знание карты и умение ей пользоваться;
11 При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1 Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2 Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3 Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4 Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий
дал недостаточно четкие;
5 Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов,
опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
6
различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в
подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное
значение в этом тексте;
8
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении
текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская
однудве грубые ошибки.
9
в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10 Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11 Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12 Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы
Оценка "2" ставится, если ученик:
1 Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2 Не делает выводов и обобщений.
3 Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов;
4 Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению
конкретных вопросов и задач по образцу;
5 При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить даже при помощи учителя.
6 Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа,
объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа
ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или
допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двухтрех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырехпяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть
выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами,
если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,
предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали
необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые
для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические
умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов
форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими
учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и
самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не
влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при
характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний,
включая страницы атласа,
таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала
знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для
самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо
подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение
работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся
показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной
работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой
работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью
расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и
отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо
подготовленных учащихся неэффективны изза плохой подготовки учащегося. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ В КОНТУРНЫХ КАРТАХ
Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою
фамилию и класс.
При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты
подписывают номер и название практической работы.
Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными
буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин
по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты
пишут, что означает данная цифра.
Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже
подписывают географические названия.
В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми
карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают
ошибки.
Отметка «5».
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно.
Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана на
проверку своевременно.
Отметка «4».
Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но
есть небольшие помарки или не указано местоположение двухтрёх объектов.
Отметка «3».
Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны
основные географические объекты.
Отметка «2».
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на
проверку учителю.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом
уровневого подхода и тестирования предполагает выделение базового уровня достижений
как точки отсчёта.
критерии
%
выполнени
я заданий
Уровень
успешности –
5 балльная
шкала;
Не приступал к решению задач. Не решена типовая,
много раз отработанная задача.
0%
Не достигнут
необходимый
уровень.
Решение типовой задачи, подобной тем, что решали
уже много раз, где требовались отработанные
умения и уже усвоенные знания
149% ниже нормы,
неудовлетворител
ьно
Отмет
ка
«1»
«2» Частично успешное решение
(с незначительной, не влияющей
на результат ошибкой или
с посторонней помощью в какойто момент
решения).
5069%
Необходимый
(базовый) уровен
«3»
ь.
норма, зачёт,
удовлетворительн
о.
Решение без ошибок или с небольшими недочетами,
полностью самостоятельное.
7090%
норма, зачёт,
хорошо.
Решение нестандартной задачи, где потребовалось
либо применить новые знаний по изучаемой в
данный момент теме, либо уже усвоенные знания и
умения, но в новой, непривычной ситуации.
Полностью успешное решение
(без ошибок и полностью самостоятельно, или с
небольшими недочетами.)
90100 %
норма, зачёт,
отлично.
«4»
«5»
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов:
Время выполнения работы: 1015 мин.
Оценка «5» 10 правильных ответов,
«4» 79,
«3» 56,
«2» менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов:
Время выполнения работы: 3040 мин.
Оценка «5» 1820 правильных ответов,
«4» 1417,
«3» 1013,
«2» менее 10 правильных ответов. 6. Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
6.1.
Перечень средств обучения основывается на представленных материалах для
обеспечения учебного процесса по географии 9 класса.
1.1
1.2.
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.8
1.9
№ Наименование объектов и средств материально
технического обеспечения
1. Библиотечный фонд
Федеральный государственный стандарт основного
общего образования, 2010 г.
Примерная программа основного общего образования,
Авторская программа курса «География». 59 классы/
авт.сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово»
2015г. –128 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
Формирование универсальных учебных действий в
основной школе: от действия к мысли. Система заданий:
пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова – 2е изд. –
М.: Просвещение, 2011;
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «Население и хозяйство
России.» Учебник для 9 класса. М.: ООО «Русское слово –
учебник» 2017г.
Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.
Алексеевского 9 кл. Издво М:.«Русское слово» 2017г.;
Болотникова Н.В. Методические рекомендации к
учебнику
Н.И.Алексеевскою
«География. 9 класс».
Ряховский С.В. Текущий и итоговый контроль по курсу
«География.
контрольноизмерительные
материалы».
Атлас 9 класс / авт.сост. С. В. Банников, Е. М.
Домогацких
Е.М.Домогацких,
9 класс:
Интернетресурсы:
Федеральный государственный образовательный стандарт
http://standart.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование».
Необходимое
количество
Примечания
15 шт.
http://www.edu.ru/
Российский
общеобразовательный портал.
http://www.school.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://schoolcollection.edu.ru
Федеральный центр информационнообразовательных
ресурсов. http://fcior.edu.ru/
Федеральный институт педагогических измерений.
http://www.fipi.ru/
1.10
Контурные карты 9 класс» / авт.сост. С. В. Банников, Е.
М. Домогацких.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2. Печатные пособия (карты, таблицы)
Политическая карта мира
Физическая карта мира
Физическая карта полушарий
Карта океанов
Топографические карты местности
Интерактивные тематические карты
1 Д
1 Д
1 Д
1 Д
1Д
1К 2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17
2.18
2.19
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
4.1
4.2
4.3
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
6.1
6.2
6.3
6.4
Евразия (физическая карта)
Евразия (политическая карта)
Евразия (хозяйственная деятельность населения)
Европа (физическая карта)
Азия (физическая карта)
Богатство морей (таблица)
Способы добычи полезных ископаемых
Европа (хозяйственная деятельность населения)
Климат России ( карта)
Типы климатов России (карта)
Основные зональные типы почв России
Строение земной коры и полезные ископаемые (карта)
Карты регионов России
(хозяйственная деятельность населения)
3. Учебно практическое оборудование. Модели. Коллекции.
Глобус Земли физический
Глобус Земли политический
Магнитная доска
Набор полезных ископаемых
Макет вулкана
Макет залегания горных пород
Макет строения земной коры
Полезные ископаемые и их использование (коллекция)
Набор раздаточных образцов горных пород и минералов
Растительный мир материков
Таблицы по охране природы
Важнейшие культурные растения(наборы)
4. Технические средства обучения
Персональный компьютер
Интерактивная доска
Мультимедиа проектор
5. Экранно звуковые пособия. Коллекция медиа ресурсов.
Видеофильмы и презентации «Инфоурок» 9 кл
Образовательная коллекция. «География 511 классы»
«Уроки географии Кирилла и Мефодия»
Интерактивные карты по географии
Познавательные видеофрагменты о природе материков.
контрольных,
Банк презентаций по темам и проектно
исследовательской деятельности
6. Контрольноизмерительные материалы
Комплекты
самостоятельных работ по темам курса 9 класса
Подборки олимпиадных и творческих заданий
Карточкизадания для проверки знаний, умений
Раздаточные
индивидуальной,
самостоятельной учебной работы
организации
фронтальной
материалы
групповой,
практических
и
для
1 Д
1 Д
1 Д
1 Д
1 Д
1 Д
1Д
Д
Д
Д
Д
(хозяйственна
я деятельность
населения)
1 Д
1 Д
1
15 К
1
1
1
15
15
Д
Д
15
1шт.
1шт.
1шт.
Д
Д
15 шт
Д
Познавательные видеофрагменты
о природе изучаемых материков
Банк данных тем «Инфоурок»
К. по 30 шт
В напечатанном и
электронном виде
в достаточном
количестве
6.2. Кабинет географии оснащен мебелью, приспособлениями для работы, рабочим и
демонстрационным столом и отвечает санитарногигиеническим условиям и техническим
требованиям. Календарно тематическое планирование по географии 9 класса
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дата
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Количест
во часов
на
изучение
раздела/т
емы
1
Тема урока
Контр
ольно
оценоч
ная
деят
ть
Требование к уровню подготовки
Формы
(на раздел или блока)
организации
учебных занятий,
основные виды
учебной деятти
Введение 1ч
Что изучает экономическая и социальная
география?
Знать/понимать:
Экономическая география как
общественная наука. Источники получения
знаний о природе, населении и хозяйстве.
Уметь:
Определятьметоды получения, обработки
представления географической
информации. Статистика.
фронтальная
работа;
работа с картой;
работа с учебником;
Возмож
ное
домаш
нее
задание
§1
7 ч
Тема 1. Россия на карте мира
1
1
1
1
1
1
1
Формирование территории России.
Экономикогеографическое положение
России.
Административнотерриториальное
устройство РФ
Экономическое районирование
территории РФ.
Природные условия РФ
Практ.
раб
Природные ресурсы РФ
Хозяйственная деятельность изменение
природной среды.
тест
Знать/понимать:
особенности ГП России, основные
следствия ГП и значительных размеров;
моря омывающие берега России и их
особенности; причины разницы во времени.
политикогосударственное устройства РФ,
количество и состав национального и
государственнотерриториальных
образований на территории РФ
Уметь:
работать с картой определять местное
время различных пунктов, оценивать ГП
страны
определять и сравнивать географическое
положение, виды и уровни ГП, Варианты
районирования территории.
Геогра
фическое разделение труда.
Отрасль
специализации. Экономические районы.
Пр.р.:
1. «Нанесение на
контурную карту
соседних с Россией
стран».
2. ««Нанесение на
контурную карту
национально
территориальных
образований и краев».
фронтальная работа;
индивид.работа;
работа с картой;
работа с учебником;
тестирование
§2
§3, к/к
§4, к/к
§5
§6
§7
§8 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
5 ч.
Тема 2. Природа и человек
1
1
1
1
1
Природные условия.
Хозяйственный потенциал природных
условий России
Минеральные ресурсы России
Взаимодействие природы и человека.
Экологические проблемы России.
8ч
Тема 3. Население России
Численность населения России.
Размещение населения на территории
России.
Миграции населения.
Формы расселения и урбанизация.
Этнический и религиозный состав
населения.
Трудовые ресурсы и рынок труда.
Половозрастной состав населения
1
1
1
1
1
1
1
1
к/к
тест
к/к
к/к
Знать/понимать:
изучение территории России – длительный
исторический процесс;
Деление хозяйства на добывающие и
обрабатывающие отрасли.
Негативные
черты добывающей промышленности.
Ресурсные базы России.
Уметь:
месторождений полезных ископаемых
анализировать источники информации об
экологических проблемах территории
России.
обозначать на карте открытых
работа в к/к;
фронтальная работа;
индивид. работа;
работа с картой;
работа с учебником;
работа с
дополнительными
источниками
Анализ карт
тестирование
Знать/понимать:
Численность населения РФ. Естественный
прирост. Динамика естественного прироста
в России
Городские и сельские поселения. Города
по функциям, численности населения.
Городамиллионеры. Городские
агломерации. Две зоны расселения в
России, их сравнительная характеристика
Уметь:
читать тектоническую, геологическую,
таблицы;
выявлять взаимосвязи тектонических
структур и форм рельефа, полезных
ископаемых на основе сопоставления карт;
показывать на карте зоны расселения в
России.
выявлять основные направления мигра
ционных потоков на разных этапах развития
страны. Плотность населения..
составление опорных
схем в тетради;
фронтальная работа;
индивид. работа;
работа с картой;
работа с учебником;
работа в к/картах
тестирование
Анализ карт
Практ. раб:
1. ««Определение по
статистическим данным
плотности населения
отдельных субъектов
Федерации»
2. ««Составление
таблицы «Народы
России, не имеющие
национально
территориальных
образований»
§9
§10
§11
§12
§13
§14
§15
§16
§17
§18
§19
§20
§21
Итоговый урок по теме «Население
России»
тест
20ч
Тема 4. Отрасли хозяйства России. 22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Национальная экономика и её структура.
Факторы размещения производства.
Топливноэнергетический комплекс.
Нефтяная и газовая промышленность.
ТЭК. Угольная промышленность.
Электроэнергетика.
Чёрная металлургия.
Цветная металлургия.
Знать/понимать:
Виды экономических систем, их
основные характеристики, особенности,
проблемы и недостатки. Структура
экономики России.
Состав и значение ТЭК в хозяйстве
России.
Главные нефтяные, газовые и
угольные базы России, их ГП и
особенности.
Металлургические базы России, их
доля в общероссийском производстве
стали и проката.
Роль и значение машиностроения в
хозяйстве России, состав комплекса,
проблемы развития.
Экспортная направленность.
Практ.
раб
Уметь:
выявлять взаимосвязи тектонических
структур и форм рельефа, полезных
ископаемых на основе сопоставления
карт
характеристики
На основе карт и статистических
данных
выявлять причино следственные
связи
сравнительные
Составлять
Машиностроительный комплекс, состав и
значение.
Размещение отраслей машиностроения.
тест
Практ.
раб
Химическая промышленность.
Лесная промышленность.
Размещение отраслей химиколесного
комплекса.
АПК, состав, значение
Сельское хозяйство. Растениеводство.
Животноводство.
Зональная специализация сельского
хозяйства.
Пищевая промышленность.
Лёгкая промышленность.
Транспорт России. Нематериальная сфера
тест
Практ.
раб
из
«Составление
Пр.р.:
1. «Сравнительная
характеристика двух
угольных бассейнов
страны».
2.
характеристики
одной
металлургических
баз на основе карт и
статистических
данных»
3. «Определение по
картам
главных
факторов и районов
размещения
алюминиевой
промышленности»
4.
схемы
межотраслевых
связей на примере
одной из отраслей
промышленности».
«Составление
фронтальная
работа;
индивид. работа;
работа с картой;
Анализ карт
тестирование
§22
§23
§24
§25
§23
§24
§25
§26
§27
§28
§29
§30
§31
§32
§33
§34
§35
§36
§37 тест
Знать/понимать:
Состав районов России.
Особенности ЭГП.
Природные условия и ресурсы.
тест
Характеристика населения.
Отрасли специализации
промышленности и сельского
хозяйства.
Экологические проблемы.
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
1
22 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итоговый урок по теме «Население
России»
тест
Тема 5. Природнохозяйственная
характеристика России.
Европейский Север. ЭГП, природные
условия и ресурсы Северного района.
Население и специфика хозяйственной
специализации.
Европейский СевероЗапад, ЭГП.
Специализация хозяйства района. Санкт
Петербург – центр района.
Калининградская область – полуанклав
России.
Регион Центральная Россия. ЭГП,
природные условия и ресурсы района.
Население и хозяйство района.
ЦентральноЧернозёмный
экономический район
Природные ресурсы – основа хозяйства
района.
ВолгоВятский район
ГП, природные условия и ресурсы
района.
Европейский Юг. СевероКавказский
район. Особенности географического
положения и природы района. Сельское
хозяйство – главная отрасль экономики
района.
География Ставропольского края
Особенности ЭГП, формирование
природы, территории.
Особенности хозяйства.
Промышленность.
Поволжский район. ЭГП, природные
условия и ресурсы района.
тест
тест
Практ. раб:
1. «Экономико
географическая
характеристика
района по типовому
плану»
2. «Сравнение ЭГП
и ресурсов Северо
Западного и
Центрального
районов»
3. «Определение по
картам ЭГП своего
региона».
4. «Сравнение
хозяйственной
специализации
Западно
Сибирского и
Восточно
Сибирского
экономических
районов».
повт
§38
§39
§40
§41
§42
§43
§44
§45
§46
§47
§48
§49
Уметь:
составлять логические цепочки,
таблицы, схемы;
Объяснять:
особенности природы, населения и
хозяйства региона;
особенности структуры хозяйства и
специализации отдельных территорий
районов России;
особенности социально
экономической ситуации в отдельных
регионах и на всей территории России;
5. «Составление
схемы внешних
производственно 54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4 ч
1
1
1
Поволжье – «Автомобильный цех»
страны.
Уральский район
Особенности географического
положения и богатство минеральным
сырьём.
Урал – главная металлургическая база
страны.
ЗападноСибирский район Особенности
природы и ресурсообеспеченности
района.
Западная Сибирь – основа топливно
энергетической базы страны.
ВосточноСибирский район
ЭГП, особенности природы и богатство
ресурсами.
Специализация хозяйства района.
Дальневосточный район
ГП, природные условия и ресурсы.
Население и хозяйство района.
Итоговый урок по теме «Экономические
районы России»
Заключение.
Страны ближнего зарубежья:
1. Страны Балтии и Белоруссия.
2. Украина и Молдавия.
3. Страны Закавказья.
4. Страны ЦентральноАзиатского
региона
1.Место России в мировой экономике.
тест
тест
тест
к/к
к/к
определять регионы по краткому
описанию;
специфику геоэкологической ситуации
в отдельных регионах и на всей
территории России.
Приводить примеры хозяйственной
деятельности человека и негативное
влияния на природу антропогенности.
территориальных
связей между
странами ближнего
зарубежья и
Россией».
фронтальная
работа;
индивид. работа;
работа в парах
работа в группах
работа с картой;
Анализ карт
тестирование
работа с
дополнительной
информацией
Знать/понимать:
особенности России на современном этапе
социальноэкономического развития;
Особенности ЭГП.
Природные условия и ресурсы.
Характеристика населения.
Отрасли специализации промышленности и
сельского хозяйства.
Уметь:.
Показывать на карте и объяснять места
Пр.р.:
1. Обозначение на к/к
2. «Составление схемы
внешних
производственно
территориальных
связей между странами
ближнего зарубежья и
Россией».
фронтальная работа;
индивид. работа;
§50
§51
§52
§53
§54
§55
§56
§57
§58
Повт.
§59
§60
§6061 2. Итоговый урок за курс 9 класса.
Резерв
тест
России по отдельным социально
экономическим показателям;
Определять перспективысоциально
экономического развития России.
работа с картой;
работа с к/ картой;
Анализ карт
тестирование
67
68
1
1
ИТОГО
68 ч
Рабочая программа по географии 9 класс.
Рабочая программа по географии 9 класс.
Рабочая программа по географии 9 класс.
Рабочая программа по географии 9 класс.
Рабочая программа по географии 9 класс.
Рабочая программа по географии 9 класс.
Рабочая программа по географии 9 класс.
Рабочая программа по географии 9 класс.
Рабочая программа по географии 9 класс.
Рабочая программа по географии 9 класс.
Рабочая программа по географии 9 класс.
Рабочая программа по географии 9 класс.
Рабочая программа по географии 9 класс.
Рабочая программа по географии 9 класс.
Рабочая программа по географии 9 класс.
Рабочая программа по географии 9 класс.
Рабочая программа по географии 9 класс.
Рабочая программа по географии 9 класс.
Рабочая программа по географии 9 класс.
Рабочая программа по географии 9 класс.
Рабочая программа по географии 9 класс.
Рабочая программа по географии 9 класс.
Рабочая программа по географии 9 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.