Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Образовательная программа
по ____________географии_____________
класс _______________5___________
уровень __общеобразовательный________
г. Ханты-Мансийск, 2017
Пояснительная записка
При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2. Приказ Министерства образования РФ от 17.12.2010 г. №1897, зарегистрированный Минюстом России 1 февраля 2011 г. №19644, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
3. Приказ Министерства образования РФ от 29 декабря 2014 г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.№1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованиию (протокол заседания от 08 апреля 2015 №1/15);
5. Письмо Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 1 июня 2015 г. № 5528 «О направлении ПООП».
6. Постановление Главного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в образовательных организациях».
7. Инструктивно-методическое письмо Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры «О примерном режиме работы образовательных организаций, расположенных на территории ХМАО-Югры в 2016-2017 учебном году» от 18.08.2016 №10-исх-7483.
8. Инструктивно-методическое письмо Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры «О примерном режиме работы образовательных организаций, расположенных на территории ХМАО-Югры в 2016-2017 учебном году» от 18.08.2016 №10-исх-7483.
9. Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5».
10. Программой по географии для ОУ (5-9 классы). (Автор Н.И.Сонин).
11. Учебником для ОУ «География. Начальный курс. 5 класс». (Автор И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин).
12. География: 5класс: рабочая тетрадь / И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин — М. : Дрофа,2015.
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования, планируемыми результатами основного общего образования по географии, требованиями Примерной основной образовательной программы и авторской программы «География: программы: 5-9 классы»/ И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2015.
Школьная география в соответствии с ФГОС отнесена к общественно-научным предметам, «при изучении которых задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной». Изучение ее должно обеспечить в первую очередь формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы школьников. Поэтому в планируемых результатах акцент надо делать на ценностный и эмоциональный компоненты личностного результата.
Курс географии в 5 классе – первый систематический курс, формирующий у обучающихся общие элементарные пространственные представления, способы действий и опыт эмоционально-ценностной деятельности, оказывающий влияние на формирование географической культуры учащихся как части общей культуры человека. Содержание этого курса дает первоначальные представления о природе Земли, основных этапах ее географического освоения. Важнейшей целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализацию личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в повседневной жизни. .
Изучение географии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
· Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.
· Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
· Формирование умения использовать различные языки географии: словесный, символический, графический.
· Формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
· Создание условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность.
· Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
· Создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.
· Формирование представлений о географии как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах географии;
· Овладение географическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной географической подготовки;
· Развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
· Воспитание средствами географии культуры личности; отношения к географии как части общечеловеческой культуры; знакомство с историей развития географии, эволюцией географических идей, понимания значимости географии для общественного прогресса.
Задачи:
ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
формирование знаний о земных оболочках: атмосфере. гидросфере, литосфере, биосфере;
Приоритетные формы и методы обучения и контроля
Устный опрос (беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте).
Самостоятельная работа - небольшая по времени (15 —20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса.
Цель - проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях.
Контрольная работа используется с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.
Тестовые задания.
Графические работы - рисунки, диаграммы, схемы, чертежи, контурные карты и др. Их цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.
Практические работы.
Проверочные работы.
Диагностические работы.
Сроки реализации программы: 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
При изучении курса обучающиеся выполняют три проекта по разделам.
География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Ценностные ориентиры содержания курса «География»
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
· ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российскогои других народов, толерантность;
Место учебного предмета «География» в учебном плане
Примерный учебный план образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательную программу основного общего образования, подготовленный в процессе разработки примерной образовательной программы основного общего образования, содержит 5 вариантов учебных планов (ПООП) и предусматривает изучение учебного предмета "География" с 5 класса в объеме не менее 1 ч в неделю, максимальный объем часов по предмету за 5 лет обучения не может составлять менее 272 ч.
Результаты освоения учебного предмета
Планируя результаты по географии в рамках темы или раздела, учитель должен прежде всего определить какими именно личностными, метапредметными и предметными умениями овладеют учащиеся в ходе изучения учебного материала. Система планируемых результатов должна быть согласована с содержанием темы или раздела и разрабатываться в контексте учебного материала. Отправной точкой являются результаты, полученные при обучении на начальной ступени образования.
Личностные результаты можно обобщенно представить в виде формул «Я и природа», «Я и общество», «Я и познание», которые позволяют ребенку ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, выполнять различные социальны роли («гражданин», «ученик», «одноклассник» и т.д.) и решать проблемы, связанные с выполнением определенной социальной роли, с конкретными жизненными ситуациями, выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям.
Метапредметные результаты изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД отражают способность обучающегося организовывать учебно-познавательную деятельность.
•Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
•Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
•Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
•Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
•В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД представляют собой систему способов познания окружающего мира, а также совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
•Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
•Выявлять причины и следствия простых явлений.
•Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
•Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
•Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
•Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Коммуникативные УУД позволяют самостоятельно организовывать речевую деятельность, использовать правила общения в различных учебных и внеучебных ситуациях.
•Выстраивать высказыванияв устной и письменной формах;
•Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
•в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
•учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
•понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся должны знать (понимать):
1. Форму и размеры Земли, следствия вращения Земли;
2. Полюса, экватор
3. Части Мирового Океана
4. Виды движения воды в Мировом океане
5. Материки и океаны Земли
6. Географические объекты, предусмотренные программой
7. Маршруты географических исследований и путешествий
Обучающиеся должны уметь:
1. Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
2. Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни;
3. Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
4. Описывать по картам взаимное расположение географических объектов;
5. Объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
6. Приводить примеры географических объектов;
7. Проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
8. Различать и сравнивать изученные географических объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы материков и океанов и населения Земли;
9. Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
10. Формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
При изучении географии в 5 классе важно, чтобы форма обучения обеспечивала активность, самостоятельность обучающихся, способствовала реализации поставленных целей. Для этого, по мере овладения учащимися умениями самостоятельной работы с различными источниками информации, необходимо включать их в проектную деятельность. В 5 классах рекомендуется использовать формы проектных заданий, поскольку учащиеся еще не готовы участвовать в полноценном проекте. Проектные задания могут быть как общегеографического и страноведческого, так и краеведческого содержания.
В условиях перехода на новый Стандарт особое внимание уделяется средствам обучения, которые служат инструментом реализации требований ФГОС. Одним из главных средств обучения географии в 5 классе является учебник.
Критерии оценивания
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;
делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной
логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка проверочных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
Оценка "2" ставится, если ученик:
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов,
«4» - 7-9,
«3» - 5-6,
«2» - менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов,
«4» - 14-17,
«3» - 10-13,
«2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы.
Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Содержание учебного предмета
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. Методы географических
исследований. Географическое
описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия
Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие
Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение
Сибири.
Практические работы № 1, 2.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления
древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю
Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении
Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и
Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земля - планета
жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый
космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.
Ориентирование по местным
признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4.
Природа Земли (10 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,
И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.
Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве
беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на
природу. Как сберечь природу?
Требования к уровню подготовки учащихся за курс географии 5 класса.
1. Знать (понимать)
· Форму и размеры Земли;
· Полюса, экватор;
· Части Мирового океана;
· Виды движения воды в океане;
· Материки и океаны Земли;
· Географические объекты, предусмотренные программой;
· Маршруты географических исследований и путешествий
Уметь:
· Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию
· Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.
· Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
· Описывать по картам взаимное расположение географических объектов.
· Объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.
· Приводить примеры географических объектов.
· Проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений.
· Различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов.
· Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием различных источников географической информации.
· Формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
Географическая номенклатура Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
Учебно- тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Кол-во к/р |
1 |
Что изучает география |
5 |
2 |
3 |
Как люди открывали Землю |
5 |
- |
4 |
Земля во Вселенной |
10 |
1 |
5 |
Виды изображений поверхностиЗемли |
4 |
- |
6 |
Природа Земли |
10 |
- |
7 |
Итоговый тест за 2 полугодие |
1 |
1 |
Итого: |
35 |
4 |
Тематика контрольных работ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ФГОС) 5А,Б,В,Г,Д
№ п/п |
Тема урока (тип урока) |
Кол-во часов |
Базовые понятия |
Предметные рез-ты |
УУД (Р.П.К.) |
Виды контроля |
Дата по плану |
Дата факт. |
||
Что изучает география (5 ч.) |
||||||||||
1 |
Мир, в котором мы живем. |
1 |
Явления природы, природа |
Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль В освоении планеты человеком, понимать Уникальность планеты Земля. Научиться объяснять значение понятий тело и вещество. Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять, для чего изучают географию. Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы. Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как о компоненте научной картины мира. |
К: продолжить обучение в эвристической беседе. Уметь отображать информацию в графической форме. Выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: Уметь самостоятельно выделять познавательную цель. Самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. Формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. Применять методы информационного поиска. Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. П: уметь объяснять особенности планеты Земля. Уметь выделять сходств естественных наук. Уметь выявлять различия двух частей географии показывать ценность географической информации для человечества. Уметь объяснять роль географии в изучении Земли. |
Фронтальная, индивидуальная |
7.09 |
|
||
2 |
Науки о природе. Входная диагностическая работа. |
1 |
Естественные науки, астрономия, физика, химия, география, биология, экология |
Индивидуальная, устный опрос |
14.09 |
|
||||
3 |
География - наука о Земле. |
1 |
Физическая география, Социально-экономическая география |
Фронтальная, индивидуальная, устный опрос |
21.09 |
|
||||
4 |
Методы географических исследований. |
1 |
Географическое описание, картографический метод, сравнительно-географический метод, аэрокосмический метод, статистический метод |
Фронтальная, индивидуальная, устный опрос |
28.09 |
|
||||
5 |
Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» Контрольная работа № 1 |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, устный опрос, самостоятельная работа |
05.10 |
|
|||||
Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч.) |
||||||||||
6 |
Географические открытия древности и Средневековья. Важнейшие открытия древности и Средневековья. |
1 |
Географическое открытие |
Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло. Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий. Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках. Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках. Находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания. |
К: Добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения. Добывать недостающую информацию в электронном приложении. Систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Р: Применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника). Самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. Применять методы информационного поиска. П: Уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества. Выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли. Объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель. Объяснять роль Русских землепроходцев в изучении Сибири. Уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса. Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. |
Индивидуальная, устный опрос |
12.10 |
|
||
7 |
Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1. Важнейшие географические открытия. |
1 |
Географическое открытие |
Фронтальная, индивидуальная |
19.10 |
|
||||
8 |
Открытия русских путешественников. |
1 |
Географическое открытие |
Индивидуальная, устный опрос |
26.10 |
|
||||
9 |
Открытия русских путешественников. |
1 |
Географическое открытие |
Фронтальная, индивидуальная |
09.11 |
|
||||
10 |
Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю. |
1 |
16.11 |
|
||||||
Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч.) |
||||||||||
11 |
Как древние люди представляли себе Вселенную. |
1 |
Вселенная |
Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя. Научиться читать и понимать текст. Научиться составлять характеристику планет по плану. Научиться выделять признаки планет. Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты», Научиться находить на звёздном небе созвездия. Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия. Научиться составлять презентацию о космонавтах. Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий. |
К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: Объяснять представления древних людей о Вселенной. Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной. Установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли. Объяснять особенности различных небесных тел. Самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба. Выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле. Изучить важнейшие события в освоении космоса. Устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа. |
Фронтальная, индивидуальная, устный опрос |
23.11 |
|
||
12 |
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. |
1 |
Галактика |
Фронтальная, индивидуальная, парная, устный опрос |
30.11 |
|
||||
13 |
Соседи Солнца. |
1 |
Солнечная система, планета, |
Фронтальная, индивидуальная, парная, устный опрос |
7.12 |
|
||||
14 |
Планеты-гиганты и маленький Плутон. |
1 |
Планеты земной группы, планеты гиганты |
Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа |
14.12 |
|
||||
15 |
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Контрольная работа № 2 |
1 |
Астероид, комета, метеор, метеорит |
Комплексная работа |
21.12 |
|
||||
16 |
Мир звёзд. |
1 |
Звезды, сверхгиганты, гиганты, карлики, созвездия |
Фронтальная, индивидуальная, парная |
28.12 |
|
||||
17 |
Уникальная планета – Земля |
1 |
Земная ось, северный полюс, южный полюс |
Индивидуальная |
11.01 |
|
||||
18 |
Современные исследования космоса. |
1 |
Телескоп, ракета |
Фронтальная, индивидуальная, устный опрос |
18.01 |
|
||||
19 |
Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной». |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
25.01 |
|
|||||
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч.) |
||||||||||
20 |
Стороны горизонта |
1 |
Горизонт, линия горизонта |
Научиться определять стороны горизонта. Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу. Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков. Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съёмки местности. |
К: Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Применять методы информационного поиска, в т.ч. С помощью компьютерных средств. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. П: находить основные и промежуточные стороны горизонта. Формулировать алгоритм работы с компасом. Сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков. Составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности. |
Фронтальная, индивидуальная, устный опрос |
01.02 |
|
||
21 |
Ориентирование |
1 |
Ориентирование, компас |
Фронтальная, индивидуальная, парная |
08.02 |
|
||||
22 |
План местности и географическая карта. |
1 |
План местности, масштаб, географическая карта, градусная сеть, начальный меридиан, экватор, параллель |
Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа |
15.02 |
|
||||
23 |
Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» Практическая работа № 2. Ориентирование по плану и карте |
1 |
индивидуальная |
22.02 |
|
|||||
Раздел 5. Природа Земли (11 ч.) |
||||||||||
24 |
Как возникла Земля. |
1 |
Гипотеза |
Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте. Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами. Научиться обозначать объекты на контурной карте Научиться различать материки по контурам и особенностям природы. Научиться подписывать реки на контурной карте. Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли». Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек. Научиться определять тип почв по натуральным образцам. Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности. Научиться самодиагностике. Научиться самодиагностике и самокоррекции. |
К: Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры. Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. П: Выделять различия в гипотезах возникновения Земли. Уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек. Устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма. Уметь характеризовать природу шести материков Земли. Уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов. Делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды. Уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере. Уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. Уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. |
Фронтальная, индивидуальная, устный опрос |
01.03 |
|
||
25 |
Внутреннее строение Земли. |
1 |
Земная кора, рельеф, полезные ископаемые |
Фронтальная, индивидуальная, устный опрос |
15.03 |
|
||||
26 |
Землетрясения и вулканы. |
1 |
Землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр, вулкан, кратер, жерло, магма, вулканическая бомба, действующий вулкан, потухший вулкан |
Фронтальная, индивидуальная, устный опрос |
22.03 |
|
||||
27 |
Путешествие по материкам. |
1 |
Материки, континенты, острова, части света |
Фронтальная, индивидуальная, устный опрос, парная |
01.04 |
|
||||
28 |
Вода на Земле. |
1 |
Гидросфера, море, океан, ледник, айсберг, подземные воды, источник, родник, ключ |
Фронтальная, индивидуальная, устный опрос, самостоятельная работа |
05.04 |
|
||||
29 |
Воздушная одежда Земли. |
1 |
Атмосфера, ветер, погода, климат |
Фронтальная, индивидуальная, устный опрос |
12.04 |
|
||||
30 |
Живая оболочка Земли. |
1 |
Биосфера |
Фронтальная, индивидуальная, устный опрос |
19.04 |
|
||||
31 |
Почва – особое природное тело. |
1 |
Почва, плодородье, перегной |
Фронтальная, индивидуальная, устный опрос, самостоятельная работа |
26.04 |
|
||||
32 |
Человек и природа |
1 |
Красная книга, заповедник, заказник, национальный парк |
Фронтальная, индивидуальная, устный опрос |
10.05 |
|
||||
33 |
Обобщение по теме «Природа Земли» |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, устный опрос |
17.05 |
|
|||||
34 |
Подготовка к контрольной работе |
1 |
Фронтальная, индивидуальная, групповая самостоятельная работа |
24.05 |
|
|||||
35 |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
Комплексная работа |
31.05 |
|
|||||
|
Итого: |
35 |
|
|
|
|
|
|
||
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета
Рабочая программа разработана в рамках УМК, в соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
· Учебник: География. Начальный курс. 5 класс: учебник / И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 140с.
· Атлас и контурные карты
· информационно – техническая оснащенность учебного кабинета.
Дополнительная литература для учителя:
Информационное сопровождение:
1.Федеральный центр информации http://fcior.edu.ru
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
3. http: //window.edu.ru
4.http://fcior.edu.ru/
5. http://school-collection.edu.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.