Программа разработана в соответствии и на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», на основе программы общеобразовательных учреждений «География.» 6-9 классы. М.: Просвещение,2014г., авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина.
Р.П.Г.9.docx
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (8ч)
Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П.
П. СеменоваТянШанского, Н. Н. Баранского в районирование России.
Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и
степени хозяйственного освоения. Районирование и административно
территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия.
Азиатская Россия. План характеристики географического района.
Особенности природных регионов России. ВосточноЕвропейская и Западно
Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо
Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.
Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность
людей. Экологическая безопасность России.
Практикум. 1. Выявление особенностей изображения Земли с помощью
космических снимков и компьютерных программ. 2. Оценка экологической
ситуации в различных регионах России на основе экологической карты,
материалов периодической печати.
Европейская Россия (36 часов)
Тема 1. Центральная Россия (7 ч)
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие
географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы.
Крупнейшие реки.
Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение
территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и
занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России.
Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные
проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития
хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные
центры. Города науки. Проблемы сельской местности.
Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы.
Подмосковье.
ВолгоВятский район. Своеобразие района.
ЦентральноЧерноземный район. Особенности и проблемы. Специализация
хозяйства.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1 и 2). Работа с текстом; подготовка к дискуссии.
Практикум. Создание образа региона на основе текста и карт учебника,
других источников информации.
Тема 2. СевероЗапад (6 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка
природноресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли
специализации.
Население. Традиции и быт населения. Древние города СевероЗапада.
Новгород, Псков.
СанктПетербург. Особенности планировки. Промышленность, наука,
культура. Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города.
Особенности географического положения Калининградской области. Анклав.
Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области.
Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой»
— 3). Создание электронной презентации «СанктПетербург — вторая
столица России».
Практикум. Подготовка сообщения «СанктПетербург в системе мировых
культурных ценностей».
Тема 3. Европейский Север (6 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно
ресурсного потенциала. Специализация района.
Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района.
Деревянная архитектура, художественные промыслы.
Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города.
Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития
Европейского Севера.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой»
— 4). Составление карты.
Практикум. 1. Оценка природноресурсного потенциала района на основе
тематических карт. 2. Составление туристического маршрута по природным и
историческим местам района.
Тема 4. Северный Кавказ. Европейский Юг (6 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние
на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к
морям.
Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и
религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения.
Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление
специализации района. Рекреационная зона. Крупные города: РостовнаДону,
Новороссийск. Городакурорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы
и перспективы развития Северного Кавказа.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой»
— 5). Изучение своего края.
Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на
основе тематических карт. 2. Составление прогноза перспектив развития
рекреационного хозяйства.
Тема 5. Поволжье (5 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и
ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.
Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья.
Крупные города. Волжские городамиллионеры.
Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации.
Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой»
— 6). Изучение проблем Поволжья.
Тема 6. Урал (6 ч)
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль
Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России.
Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность.
Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.
Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень
урбанизации. Крупные города Урала: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск.
Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район
России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.
Урал — экологически неблагополучный район. Источники загрязнения
окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой»
— 7). Оценка ресурсов региона.
Практикум. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей
хозяйственного развития западной и восточной частей Урала.
Азиатская Россия (18 часов)
Тема 7. Сибирь (10 ч)
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение.
Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя
мерзлота.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия
населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории.
Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации.
Западная Сибирь — главная топливная база России. Заболоченность
территории — одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы
Алтая — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Но
восибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы развития.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой»
— 8). Составление карты.
Практикум. Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири.
Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов для жизни
населения. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал — объект
Всемирного природного наследия.
Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь.
Крупные города: Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы
развития района.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой»
— 9). Разработка туристического маршрута.
Практикум. 1. Сравнение природных условий и ресурсов Западной и
Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с
использованием географических карт). 2. Создание (описание) образа
Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной
литературы. Тема 8. Дальний Восток (5+3 ч)
Уникальность географического положения. Состав и соседи района.
Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные
ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие
растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный
природный комплекс. Охрана природы.
Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население.
Коренные народы. Основные отрасли специализации. Значение морского
транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока.
Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока
Дальний Восток — далекая периферия или «тихоокеанский фасад» России?
Внешние связи региона.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой»
— 10). Пишем реферат.
Практикум. 1. Оценка географического положения Дальнего Востока и его
влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт). 2.
Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по
Сибири и Дальнему Востоку.
Россия в мире (3 часа)
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные,
информационные, торговые, политические связи России со странами
ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта.
Расширение внешних экономических связей с другими государствами. Тематическое планирование
№
урока
Раздел, тема урока
Раздел 1. Введение
Колво
часов
8 часов
Понятие «район» и «районирование». Подходы к
районированию.
Районирование и административнотерриториальное деление
России
Крупные регионы России
Особенности природных регионов России
Восточно – Европейская и Западно – Сибирская равнины.
Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную
деятельность людей
Экологическая безопасность России
Практическая работа № 1. Оценка экологической ситуации в
различных регионах России
1
1
1
1
1
1
1
1
Раздел 2. Европейская Россия
Тема 1. Центральная Россия
Пространство Центральной России
Центральная Россия: освоение территории и степень
заселенности
Центральный район
ЦентральноЧерноземный район
ВолгоВятский район
Географическая исследовательская практика.
36 часов
7 ч
1
1
1
1
1
1 Практическая работа № 2. «Создание образа региона на
основе различных источников информации»
Тема 2. СевероЗапад
СевероЗапад. Географическое положение, состав и соседи
района
Этапы освоения территории. Население.
Отрасли специализации
СанктПетербург.
Географическая исследовательская практика. Презентация «
СанктПетербург вторая столица России»
Контрольная работа
Тема 3. Европейский Север
Европейского Севера. Географическое положение.
Состав и соседи района.
Этапы освоение территории. Население.
Специализация района
Географическая исследовательская практика. Составление
карты
Практическая работа № 3. «Оценка природноресурсного
потенциала района на основе тематических карт»
Контрольная работа
Тема 4. Северный Кавказ.
Европейский Юг
Северный Кавказ. Географическое положение. Состав и
соседи района.
Этапы освоения. Население. Традиции и быт населения.
Крым.
Особенности современного хозяйства. Практическая работа «
Оценка природных условий и ресурсов»
АПК – главное направление специализации района.
Географическая исследовательская практика «Изучение
своего края»
Обобщение по теме «Северный Кавказ»
Тема 5. Поволжье
Поволжье. Географическое положение.
Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы.
Население Поволжья.
Отрасли специализации.
1
6ч
1
1
1
1
6 ч
1
1
1
1
1
1
6 ч
1
1
1
1
1
1
5 ч
1
1
1
1 Географическая исследовательская практика «Изучаем
проблемы Поволжья»
Тема 6. Урал
Урал. Природные условия и ресурсы, их особенности.
Население. Национальный состав.
Специализация района.
Проблемы и перспективы развития.
Географическая исследовательская практика: Оценка
ресурсов Региона.
Практическая работа № 4 «Сравнение природных условий,
ресурсов и особенностей западной и восточной части Урала.
1
6 ч
1
1
1
1
1
1
Раздел 3. Азиатская Россия
Тема 7. Сибирь
Пространство Сибири
Заселение и освоение территории. Население.
Западная Сибирь – главная топливная база.
Крупные города; отрасли специализации.
Проблемы и перспективы развития.
Географическая исследовательская практика
Восточная Сибирь
Практическая работа № 5. «Создание образа Восточной
Сибири на основе тематических карт»
Практическая работа № 6 «Сравнение природных условий
ресурсов Западной и Восточной Сибири»
Обобщающий урок по теме «Сибирь»
Тема 8. Дальний Восток
Дальний Восток. Уникальность географического положения.
Природные контрасты
Этапы развития территории. Население.
Основные отрасли специализации.
Географическая исследовательская практика. Пишем реферат
Дальний Восток: хозяйство и проблемы.
Практическая работа № 7. «Оценка географического
положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство
региона»
Обобщение по теме «Азиатская Россия»
18 часов
10 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8 ч
1
1
1
1
1
1
1 Контрольная работа
Раздел 4. Россия в мире
Соседи России.
Сфера влияния России.
Место России в мире
Обобщающий урок по теме: «География. Россия»
Повторение
Итого
1
3 часа
1
1
1
1
1
68
Рабочая программа по географии для 9 класса
Рабочая программа по географии для 9 класса
Рабочая программа по географии для 9 класса
Рабочая программа по географии для 9 класса
Рабочая программа по географии для 9 класса
Рабочая программа по географии для 9 класса
Рабочая программа по географии для 9 класса
Рабочая программа по географии для 9 класса
Рабочая программа по географии для 9 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.