Рабочая программа по географии для индивидуального обучения на дому.
7-й класс
Пояснительная записка
Рабочая программа
по географии для учащейся 7 класса (индивидуальное обучение на дому)
составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по географии 6-9
классы, 10-11 классы соответствующей требованиям Федерального компонента
Государственного стандарта общего образования (Алексеев А.И, Липкина Е.К.,
Николина В.В.) 2 – изд М.: Просвещение, 2009 (линия «Полярная звезда»), рабочей
программы по географии. 6-7 классы (линии учебников издательств «Просвещение»,
«Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф») - 4-е изд. – М.: Планета, 2011.
(Образовательный стандарт). (автор-составитель Болотникова Н. В.)
Учебник: Алексеев А.И. Николина В.В, Болысов С.И География. Страны и
континенты. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений; Рос акад. наук,
Рос акад образования, изд-во «Просвещение» – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010 –
255 с.:ил., карт. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)
Количество часов: всего 17 часов, в неделю 0,5 часа, согласно учебного
плана индивидуального обучения на дому.
В содержании курса географии страны и континенты (материков и океанов)
изучаются подробно общие природные закономерности, материки рассматривается
под углом проявления на нем изученных в 6 классе общих природных закономерностей,
не забыта и охрана природы. Важным методическим требованием к урокам, на которых
изучаются отдельные страны, является создание яркого, запоминающегося образа,
формирующегося и с помощью органов чувств, и на уровне мышления — понятия,
суждения, умозаключения, расширяется географический кругозор. Особый
акцент сделан на культурно-гуманистические страноведческие аспекты,
призванные существенно повысить общекультурный потенциал географического образования
в школе, с тем чтобы география стала той дисциплиной, которую хочется учить.
Богатое содержание курса географии 7 класса дают возможности для организации
разнообразной деятельности учащегося на уроке, выбора методов и средств
обучения.
Предполагается использование как традиционных средств обучения (диапозитивы,
диафильмы, кино- и видеофильмы), так и современных (Интернет, мультимедиа
учебник, электронное приложение к учебнику, видеоуроки, презентации)
Основные цели и задачи курса;
— создание у учащихся целостного представления о Земле как планете
людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со
странами и народами, сформирование необходимого минимума базовых знаний и
представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей
эпохи.
В программе учтены новые образовательные технологии:
личностно-ориентированное обучение, метод проектов, информационные технологии
Усвоение географического содержания проверяется с учетом требований к уровню
подготовки учащихся, заложенных в Государственном стандарте общего образования
Учебно-тематическое планирование
по
географии
География. Страны и континенты
Классы 7 а, индивидуальное обучение
на дому,
Учитель Мунякина
Г.В.
Количество часов
Всего 17 час; в неделю 0,5 час.
Планирование составлено на основе: Программы общеобразовательных
учреждений. География 6-9 классы, 10-11 классы – 2 – изд М.: Просвещение, 2009
(Алексеев А.И, Липкина Е.К., Николина В.В) Программы соответствуют требованиям
Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. (линия
«Полярная звезда»)
Учебник: Алексеев А.И. Николина В.В, Болысов С.И География. Страны
и континенты. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений; Рос акад.
наук, Рос акад образования, изд-во «Просвещение» – 3-е изд.– М.: Просвещение,
2010 – 255 с.:ил., карт.)
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса географии «Страны и континенты» в 7 классе ученик должен:
знать/понимать:
· основные источники информации, необходимые для изучения курса;
· различие географических карт по содержанию, масштабу;
· способы картографического изображения;
· основные языковые семьи;
· основные религии мира;
· причины неравномерности размещения населения;
· основные типы стран, столицы и крупные города;
· происхождение материков, строение земной коры;
· основные типы воздушных масс и их свойства;
· закономерности распределения температур воздуха, поясов атмосферного давления и
· осадков на поверхности Земли;
· причины образования океанических течений;
· зависимость характера течения рек от рельефа;
· зависимость режима и водоносности рек от климата;
· происхождение озерных котловин;
· влияние хозяйственной деятельности людей на реки и озера;
· особенности размещения растительного и животного мира, почв на Земле;
· что такое природная зона, причины и закономерности смены природных зон на Земле;
· материки и океаны как крупные природные комплексы Земли;
· особенности природы Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого
· океанов;
· виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнений;
· главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков;
· население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка;
уметь:
· использовать различные источники географической информации для объяснения изучаемых явлений и процессов;
· анализировать общегеографические и тематические карты;
· анализировать климатические диаграммы, таблицы;
· описывать природные зоны;
· обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты;
· выбирать карты нужного содержания и устанавливать по ним особенности природы, населения, занятий и хозяйственной деятельности населения материков, отдельных стран;
· выявлять и описывать на основе карт и других источников информации характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий;
· показывать по карте географические объекты, названные в учебнике;
· создавать продукты самостоятельной деятельности (доклады, рефераты);
· оценивать:
o географическое положение материков и отдельных стран;
o изменения природы материков под воздействием хозяйственной деятельности человека;
o жизнь, быт, традиции населения материков и отдельных стран;
o географические путешествия по материкам;
o современные проблемы отдельных стран и материков
Перечень учебно-методического обеспечения
1. УМК: серия «Академический школьный учебник» «Полярная звезда»
2. Алексеев А.И. Николина В.В, Болысов С.И. География. Страны и континенты. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений; Рос акад. наук, Рос акад образования, изд-во «Просвещение»– 3-е изд.– М.: Просвещение, 2010– 255 с.:ил., карт.– (Академический
3. школьный учебник) (Полярная звезда)
4. Алексеев А.И, Липкина Е.К., Николина В.В. Программы общеобразовательных
5. учреждений. География 6-9 классы, 10-11 классы – 2 – изд М.: Просвещение, 2009
6. Махов С.И., Махов И.П. География. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Рос акад. наук, Рос акад образования изд-во «Просвещение» –М.: Просвещение, 2009.– 136 с. (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)
7. Николина В.В. География. Мой тренажёр. 7 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений, Рос акад. наук, Рос акад образования, изд-во «Просвещение»– М.: Просвещение, 2010 – 80с., карт – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)
8. Географический атлас. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011.
Дополнительная литература
1. Воробцова Т.Н. География 7 класс. Поурочные планы. Волгоград. Издательство «Учитель- АСТ» 2002
2. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. Наш дом, Земля. – М.: Дрофа, 2007.
3. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. – М.: Дрофа, 2006.
4. Крылова О.В. География: материки и океаны. 7 класс. – М.: Просвещение, 2005.
5. Кугут И.А,. Елисеева Л.И. и др. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением . – М.: Глобус, 2010.
6. Лазаревич К.С. Я иду на урок географии: История географических открытий: Я11 книга для учителей. М.: Издательство «Первое сентября» 2002
7. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М.: «ВАКО» 2005
8. Элькин Г.Н. География материков и океанов. 7 класс: метод. пособие. –СПб.: «Парите» 2001. (серия поурочное планирование)
9. География в школе. Азия Электронные уроки тесты
10. География в школе. Северная Южная Америка. Электронные уроки тесты
11. География в школе. Европа. Электронные уроки тесты
12. Мультимедиа – учебник «География материков и океанов»
13. Материалы участников фестиваля педагогических идей «Открытый урок», «Первое сентября» (2007-08, 2008-09, 2009-10, 2010-11, 2011-12, 2012-2013, 2013-14г.г)
№ п/п |
Раздел |
Тема |
Кол-во час |
Тип урока |
Требования к уровню подготовки |
Формы контроля /практические работы/
|
||
1 |
Введение |
Введение Географические карты
|
1 |
Изучение нового материала Практикум |
Знать: основные географические понятия и термины |
Описание одного из видов особо охраняемых территорий (по выбору). Анализ карт географического атласа Анализ фотографий, рисунков, картин |
||
2
|
Тема 1 Население Земли |
Население Земли |
1 |
Изучение нового материала Практикум |
Уметь: называть и показывать пре дполагаемые пути расселения челове ка по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, на иболее распространенные языки, ми ровые религии и ареалы их распрост ранения, основные виды хозяйствен ной деятельности-людей, крупней шие страны и их столицы |
Анализ карты «Народы и плот ность населения мира». Определение на карте крупнейших городов мира. Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира» |
||
3 |
Тема 2. Природа Земли |
Развитие земной коры. Природные ресурсы земной коры |
4 |
Изучение нового материала Практикум |
Знать: происхождение материков, строение земной коры; основные ти пы воздушных масс и их свойства; за кономерности распределения темпе ратур воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на поверхности Земли; причины образования океани ческих течений; зависимость характе ра течения рек от рельефа; зависи мость режима и водоносности рек от климата; происхождение озерных котловин; влияние хозяйственной деятельности людей на реки и озера; особенности размещения раститель ного и животного мира, почв на Зем ле |
Работа с картами атласа Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем. |
||
4 |
Климат Земли
|
ИКТ Практикум |
Анализ карт «Среднегодовое ко личество осадков», «Климатичес кие пояса и области Земли». |
|||||
5
|
Океанические течения Реки и озёра Земли |
Практикум
|
Характеристика течения Западных Ветров с использованием карты Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли |
|||||
6 |
Растительный и животный мир. Почвы |
Комбиниро ванный ИКТ |
Тест
|
|||||
7 |
Тема 3. Природные комплексы и регионы |
Природные комплексы и регионы |
1 |
Комбинированный. ИКТ Практикум
|
Знать: что такое природная зона, при чины и закономерности смены при родных зон на Земле. Уметь: использовать различные источники географической информации для объяснения изучаемых явлений и процессов; описывать природные зо ны; обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты |
Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли». Описание природных зон по плану. Описание океана по плану. Сравнение океанов |
||
8 |
Тема 4. Материки и страны |
Африка. Образ материка. |
9 2 |
Практикум |
Уметь: называть имена исследовате лей континента и результаты их рабо ты; показывать элементы береговой линии, определять географическое по ложение материка, координаты край них точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в гра дусной мере и километрах, объяснять существенные при знаки понятия «географическое положение матери ка», прогнозировать (оценивать) влия ние географического положения на осо бенности природы материка, называть и показывать крупные формы рель ефа, месторождения полезных иско паемых, территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источники питания рек, харак терные типы погод на материке, раз мещение природных зон, типичных представителей растительности и жи вотного мира основных при родных зон материка; определять географи ческое положение природных объек тов, температуру и количество осад ков по климатической карте; описы вать «образ» одной из рек континен та (по картам и тексту учебника); объяснять причины формирования типов климата на континенте, разме щение место рождений полезных ис копаемых, влияние компонентов при роды на жизнь, быт, хозяйственную деятельность народов материка, изме нение природы континента под влия нием деятельности человека, особен ности растительности и животного мира природных зон, особенности питания и режима рек; называть и показывать районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, места их расселе ния, наиболее крупные по площади страны; определять по карте геогра фическое положение страны и ее сто лицы, крупные регионы материка и страны, входя щие в состав; определять по картам природные особенно сти регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности размещения и состав населения; объяснять связь особенностей приро ды островов с их происхождением, влияние океана на их природу, жизнь и быт населения |
Определение: географических ко ординат крайних точек Африки; протяженности Африки в граду сах и километрах (по градусной сетке) по 20° в.д. Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов. Работа с мультимедийным учебником |
||
Южные материки
ЮЖНЫЕ МАТЕРИКИ
|
Афри ка
|
|||||||
9 |
История освоения Африки. Население Путешествие по Африке. |
ИКТ Практикум
|
||||||
10
|
Австра лия
|
Австралия. Океания. |
|
Комбиниро ванный ИКТ |
Определение по карте географи ческого положения Австралии, Использвание электронного учеб ника Обозначение на карте географи ческих объектов маршрута путе шествия Творческое задание «Эндемики флоры и фауны Австралии, Океании» (презентации) |
|||
11 |
|
Антарктида |
Антарктида |
1 |
Комбиниро ванный ИКТ |
Уметь: называть и показывать имена путешественников и ученых, внесших вклад в открытие и исследо вание Антарктики, особенности гео графического положения, основные географические объекты (в том чис ле крупные полярные станции), осо бенности компонентов природы Ан тарктики; объяснять особенности природы Антарктики, образование ледникового покрова, стоковых вет ров, необходимость изучения Антар |
Практикум Определение по карте крайних то чек Антарктиды, обозначение географических объектов. Использование презентации или видеофильма, обсуждение
|
|
|
Южные материки |
|
|
|
|
ктики; прогнозировать тенденции в изменении природы Земли при усло вии таяния ледникового покрова Антарктики |
|
|
12 |
Юж ная Амери Ка |
Южная Америка: образ материка |
2 |
Комбиниро ванный |
Уметь: называть и показывать имен а и маршруты путешественников и ис следователей, все изучаемые объекты береговой линии; определять черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Афри ки; описывать географическое положение континента; объяснять влияние географического положения на особен ности природы континента; называть и показывать крупные формы релье фа, месторождения полезных ископае мых, климатообразующие факторы воздушные массы и климатические по яса, основные реки и озера, представи телей растительного, и животного мира природных зон, размещение зон по кар те, смену высотных поясов в горах; определять климатические показатели по картам, зависимость густоты речной сети, размещения при родных зон от климата; описывать рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир континента по картам, составлять «образ» природного объекта (горной страны, реки, природ ной зоны); объяс нять особенности рельефа материка как результат деятельности внутрен них и внешних рельефообразующих процессов, различия в сочетаниях ме сторождений полезных ископаемых крупных территорий, различия в клима |
Практическое задание Обозначение географических объектов на контурных картах |
||
13 |
Путешествие по Южной Америке Амазония Бразилия |
Комбиниро ванный ИКТ Практикум |
Таблица «Природные зоны» Описание страны (по выбору) по плану |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
те (применительно к климатическим поясам), особенности питания и режи ма рек, различия в растительности и животном мире природных зон и высот ных поясов в горах, особенности освое ния человеком отдельных территорий континента и мер по охране природы (наличие охраняемых территорий). Уметь: называть и показывать круп нейшие народы континента, наиболее распространенные языки и религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные районы материка, крупнейшие по площади и населению страны, их столицы и крупнейшие го рода, основные виды хозяйственной деятельности населения; описывать географическое положение страны, большого города; объяснять особен ности размещения основных видов хозяйственной дея тельности, орудий тру да, жилищ, средств передвижения в различных районах страны, своеобра зие культуры населения отдельных стран |
|
|
14 |
Северные материки |
Северная Америка |
Северная Америка: образ материка
|
2 |
Комбиниро ванный ИКТ |
Уметь: называть и показывать имена путешественников и иссле до вателей, элементы береговой ли нии; определять географическое положе ниематерика; описывать особеннос ти береговой линии материка; объяс нять влияние географического поло жения материка на его природу; оп ределять климатические показатели, географическое положение крупных речных сис тем, озер, расположение |
Практическое задание Обозначение географических объектов на контурных Сравнение климата отдельной час тей материка, расположенных в одном климатическом поя се, оце нка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельно сти картах |
|
15 |
Северные материки |
|
Англо-Саксонс кая Америка Путешествие по Северной Америке. США |
|
Комбиниро ванный |
природ ных зон; описывать природные компоненты (рельеф, климат, внут ренние воды, природные зоны) Северной и Южной Америк в целом, составлять «образ» горной страны, реки, водопада, каньона и др.), объяс нять особенности рельефа Северной и Южной Америк в результате дли тельного развития земной коры под влиянием внутренних и внешних процессов, зависимость размещения месторождений полезных ископае мых от строения земной коры, разли чия в климате территорий, располо женных в одном климатическом поясе, осо бенности питания и режима рек, различия в почвенном, расти тельном покрове природных зон, из менения природы отдельных терр и торий в результате хозяйственной деятельности человека |
Географический диктант Сравнение по картам США и Канады. Таблица
|
|
16 |
Евра зия
|
Евразия. Образ материка Европа в ми ре |
2 |
Комбиниро ванный ИКТ |
Тест. Практическое задание. Обозначе ние на карте изучаемых географи ческих объек |
|||
17 |
|
Азия в мире. Путешествие по Азии |
Комбинированный ИКТ |
Составление по картам сравни тельного описания стран (по вы бору) Практическое задание. Обозначе ние на карте изучаемых географи ческих объектов, заполнение таблицы |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.