РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
Данная рабочая программа по географии линии УМК «География. Алгоритм успеха» (5-9 классы) для основной школы составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования к учебнику А.А. Летягина, издательства «ВЕНТАНА-ГРАФ». Она содержит следующие пункты:
I. Титульный лист. II. Пояснительная записка. III. Учебно-тематический план. IV. Содержание курса. V. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса 5 класса по данной программе. VI. Список литературы для педагогов и обучающихся. VII. График практических и контрольных работ.
Ссылки на сайты активны.Данная рабочая программа по географии линии УМК «География. Алгоритм успеха» (5-9 классы) для основной школы составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования к учебнику А.А. Летягина, издательства «ВЕНТАНА-ГРАФ».
РП 5 кл ФГОС Летягин.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Сосновка»
Саратовского района Саратовской области
«Рассмотрено» на заседании МО «Согласовано» «Утверждаю»
Протокол № от «____»_______ ____2015 г. Зам. директора по УВР Директор МОУ
Председатель МО ________ Малофеева Е.В. «СОШ с. Сосновка»
_____________/Горина И.А./ «___» ____________2015 г. ______Чеберяк В.Ф.
«___»___________2015 г. Приказ №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии в 5 классе
учителя
Гориной Ирины Алексеевны
на 20152016 учебный год Данная рабочая программа по географии линии УМК «География. Алгоритм успеха» (59 классы) для основной школы составлена в
II. Пояснительная записка
Статус документа
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными
соответствии:
в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;
фундаментального ядра содержания общего образования;
с рабочей программой «география», авторысоставители А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя
с программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской
гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования,
целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
идеи и положения концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России;
с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию
в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным
разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с
измерительными приборами и природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте
способов деятельности учащихся.
География – учебный предмет, формирующий у школьников комплексное, системное и социальноориентированное представление о
Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия
общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому
развитию территорий.
Общая характеристика учебного предмета
2 Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что
позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину.
Задачами изучения географии в основной школе являются:
формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до
глобального);
познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных
процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны
окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития России и мира;
понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современном политической,
экономической и социальной жизни России и мира;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными,
социальноэкономическими и экологическими факторами;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство,
регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;
формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;
формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.
«Начальный курс географии» первый систематизированный курс новой для школьников учебной дисциплины.
В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их
взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучения географическому языку; учащиеся
овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической
информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей
местности, используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем для овладения курсов географии России
Основная цель курса – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к восприятию этих знаний с помощью
рассмотрения причинноследственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебнометодические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
развить познавательный интерес обучающихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
3
научить устанавливать связи в системе географических знаний, а также между системой физикогеографических и общественно
географических знаний.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной
личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных,
гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и
самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом
устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественнополезной, учебноисследовательской, творческой и других видов
деятельности;
6) формирование основ экологической культуры.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
4 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно
следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование и регуляция своей деятельности;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий;
12) формирование и развитие экологического мышления.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических
задач человечества и глобальных проблем
2) формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных
географических знаний;
3) умение работать с разными источниками географической информации;
4) умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
5) овладение основами картографической грамотности;
6) овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды;
7) формирование умений и навыков применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
5 8) умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате
природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.
Место курса в базисном учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, из них по 35 ч. (1 ч. в
неделю) приходится на 5 и 6 классы и по 70 ч. (2 ч. в неделю) на 7, 8 и 9 классы.
Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который
изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает
школьников к изучению географии.
III. Учебнотематический план:
Название раздела
Количество часов
Практические работы
№п/п
I.
II.
Введение. Географическое познание
нашей планеты.
Земля как планета Солнечной системы.
III.
Геосферы Земли:
Литосфера
Атмосфера
Гидросфера
3
5
25
7
4
8
2
3
9
3
3
2
6 Биосфера
Обобщение
Итоговое тестирование
Анализ итогового тестирования
Итого
5
1
1
1
35
1
14
IV. Содержание курса
Начальный курс географии (5 – 6 классы)
Раздел №1. « Введение. Географическое познание нашей планеты»
Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические
путешествия и открытия.
Раздел №2. «Земля как планета Солнечной системы»
Возникновение Земли и ее геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Географические следствия движения Земли. Дни равноденствий и
солнцестояний.
Раздел №3. «Изображение земной поверхности»
Тема №1. «План местности»
7 Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения
расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, виды съемки. Условные знаки.
Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности. Значение планов местности в
практической деятельности человека.
Тема №2. «Глобус и географическая карта – модели земной поверхности»
Глобус – модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта. Градусная сетка на глобусе и карте.
Географические координаты.
Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник
информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы.
Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.
Раздел №4. «Геосферы Земли»
Тема №3 «Литосфера»
Внутреннее строение Земли. Литосфера – твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы,
слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения
вулканов. Виды движения земной коры. Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной
деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.
Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различие гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей
местности.
Природные памятники литосферы.
Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в
произведениях искусства.
Тема №4 «Гидросфера»
Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и
полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения. Хозяйственное значение
Мирового океана. Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и
характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озера, происхождение озерных котловин. Хозяйственное значение рек и
озер. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники – источник пресной воды.
Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Человек и гидросфера.
Охрана вод от загрязнения.
8 Природные памятники гидросферы.
Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.
Тема №5 «Атмосфера»
Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного
хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом.
Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки.
Погода, причины ее изменений. Предсказание погоды, народные приметы. Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности
Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанических течений,
расположения горных хребтов.
Человек и атмосфера.
Охрана атмосферного воздуха.
Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.
Тема №6 «Почвенный покров»
Почва и ее образование. Плодородие почвы.
Тема №7 «Биосфера»
Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле.
Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.
Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана
органического мира. Красная книга.
Тема №8 «Географическая оболочка Земли»
Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек. Природные компоненты. Природнотерриториальные комплексы. Географическая
оболочка – самый большой природный комплекс. Состав и строение географической оболочки.
Человек как часть географической оболочки.
Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав населения Земли.
1. Построение модели доказательства шарообразности Земли.
2. Знакомство с принципом работы гномона.
Практические работы
9 3. Измерение «земных окружностей», доказывающих, что глобус – модель Земли.
4. Составление календаря природы
5. Демонстрация характерных особенностей положения земной оси и освещенности Земли.
6. Строим свою модель Земли.
7. Создание модели литосферных плит.
8. Оценка интенсивности землетрясения»
9. Проведение опыта доказательства существования атмосферного давления.
10. Создаем свою метеорологическую площадку.
11. Составление прогноза погоды по народным приметам.
12. Исследование свойств воды.
13. Создание модели родника.
14. Составление схемы экологической тропы.
Перечень географических объектов (номенклатура)
Тема «Литосфера»
Равнины: Амазонская низменность, ВосточноЕвропейская, ЗападноСибирская, Великая Китайская, Великие равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
10 Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи,
Атлас.
Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.
Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.
Тема «Гидросфера»
Моря: Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.
Течения: Гольфстрим, СевероТихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское, СевероАтлантическое.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ.
Озера: Каспийское, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.
Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер.
V. Календарнотематическое планирование по географии в 5 классе (35 часов – 1 час в неделю)
Тема урока
№
п/п
Тип
урока
Предметные
Метапредметные
Личностные
Планируемые результаты
Практически
е работы
Вид
контроля
Использо
вание
Дата
План. Факт.
11 1.
География – одна из
наук о планете
Земля.
УОНЗ
I. Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)
обучающийся
научится:
различать
географические
объекты и правильно
называть их,
определять значение
объектов ЮНЕСКО
для человечества
обучающийся
получит
возможность
научиться:
объяснять
существенные
признаки понятий:
«географический
объект»,
обучающийся
научится:
выделять
существенные
признаки
понятия,
ориентироватьс
я в учебнике и
находить ответ на
поставленный
вопрос
обучающийся
получит
возможность
научиться:
анализировать
информацию
(текстовую и
осознание
значимости
географически
х знаний для
современного
человека,
ознакомление с
примерами
природного
наследия
ЮНЕСКО (на
территории
мира, в том
числе и
России),
мотивация на
изучение
географии
ИКТ
(Интерне
т
ресурсы
– ЭОР,
ЦОР,
презента
ции,
диски)
Видеогеог
рафия –
онлайн
ЭОР
текущий
12 2.
Зарождение
географии
УОНЗ
«географические
процессы и явления»
приводить примеры
географических
объектов своей
местности,
результатов вы
дающихся
географических
открытий и
путешествий
обучающийся
научится:
строить модель, с
помощью которой
возможно увидеть, как
территория
освещается Солнцем,
понять принцип
действия солнечных
часов
обучающийся
получит
возможность
научиться:
использовать
иллюстративную,
в том числе видео)
для подготовки
ответа на вопрос
использовать
речевые средства
для выражения
своих чувств,
мыслей
составлять
определение
понятиям,
создавать
обобщения
обучающийся
научится:
работать
индивидуально и в
группе: находить
общее решение на
основе
согласования
позиций и учёта
интересов;
формулировать,
аргументироват
ь и отстаивать
своё мнение;
обучающийся
текущий
Презентац
ия, ЦОР
Пр. работа
№1
«Построение
модели
доказательств
а
шарообразнос
ти Земли»
развитие
коммуникативн
ой
компетентност
и в общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми при
построении и
демонстрации
действия
модели
13 понятия
«географический
объект»,
«географические
процессы и явления»
для решения учебных
задач по наблюдению
и построению моделей
географических
объектов
обучающийся
научится:
отбирать источники
географической
информации для
определения высоты
Солнца над
горизонтом
получит
возможность
научиться:
создавать
модели для
решения учебных
и познавательных
задач
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками
обучающийся
научится:
осознанно
использовать
речевые средства
в соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения
своих чувств,
мыслей и
потребностей;
составлять
план своего
УОНЗ
3.
Наблюдение –
метод
географической
науки
текущий
Презентац
ия, ЦОР
Пр. р. №2
«Знакомство с
принципом
работы
гномона»
развитие
умения
фиксировать
проводимые
наблюдения в
письменном
описании
результатов
развитие
умения
работать
индивидуально
и в группе.
14 наблюдения;
владение устной и
письменной
речью,
монологической
контекстной
речью
обучающийся
получит
возможность
научиться:
устанавливать
причинно
следственные
связи, строить
логическое
рассуждение
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками
II. Земля как планета Солнечной системы (5 ч)
4.
Земля среди
других планет
Солнечной
системы
УОНЗ
обучающийся
научится:
называть планеты
Солнечной системы в
обучающийся
научится:
выделять
существенные
формировани
е целостного
мировоззрения,
соответствующ
его
Пр. р. №3
«Измерение
«земных
окружностей»
текущий
Видеогеог
рафия
онлайн
ЭОР
15 порядке увеличения
их расстояния от
Солнца
измерять «земные
окружности» по
глобусу, чтобы
убедиться в том, что
глобус – наиболее
точная модель Земли
обучающийся
получит
возможность
научиться:
использовать
понятия «глобус»,
«полярный радиус»,
«экваториальный
радиус» для решения
учебных задач по
определению формы
глобуса и сравнения
ее с формой Земли
приводить примеры
планет земной группы
5.
Движение Земли
по
околосолнечной
УОНЗ
обучающийся
научится:
определять
признаки понятий
находить и
выделять
необходимую
информацию
обучающийся
получит
возможность
научиться:
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
и делать
выводы
соотносить
свои действия с
планируемыми
результатами,
осуществлят
ь контроль
своей
деятельности в
процессе
достижения
результата
обучающийся
научится:
выделять
,
доказывающи
х, что глобус
– модель
Земли».
современному
уровню
развития науки
и общественной
практике
развитие
умения
работать
индивидуально
и в группе
осознание
значимости
географически
текущий
Видеогеог
рафия –
онлайн
16 орбите
6.
Фенология и
календарь
природы
УРК
особенности
положения Земли в
дни солнцестояний,
равноденствий
обучающийся
получит
возможность
научиться:
использовать
понятия «глобус»,
«земная ось»,
«географический
полюс», «экватор»
для решения учебных
задач по изучению
географических
следствий вращения
вокруг своей оси и
движения Земли по
околосолнечной
орбите
обучающийся
научится:
работать с
календарем природы
обучающийся
получит
возможность
научиться:
х знаний для
современного
человека
развитие
познавательных
интересов,
учебных
мотивов
существенные
признаки понятий
обучающийся
получит
возможность
научиться:
анализировать
информацию
(текстовую и
графическую) для
подготовки
письменного
ответа на вопрос
ЭОР
Пр.р. № 4
«Составление
календаря
природы».
текущий
обучающийся
научится:
создавать модель
для решения
учебно
познавательных
задач
проводить
развитие
умения
фиксировать
проводимые
наблюдения в
письменном
описании
результатов
развитие
17 7.
Суточное
вращение Земли
УОНЗ
использовать
приобретенные знания
и умения для
проведения
фенологических
наблюдений
обучающийся
научится:
называть пояса
освещенности
отбирать источники
географической
информации с целью
подготовки
презентации по теме
изучать модель
«ЗемляЛунаСолнце»
с помощью, которой
можно наблюдать
движение Земли по
околосолнечной
орбите и вращение
наблюдения
работать
индивидуально и в
группе
обучающийся
получит
возможность
научиться:
самостоятельн
о
организовывать
учебную
деятельность
обучающийся
научится:
осуществлять
самостоятельн
ый поиск и
выделение
необходимой
информации с
помощью
компьютерных
средств
демонстрирова
ть модель с
целью выявления
существенных
признаков
умения
работать
индивидуально
и в группе
развитие
коммуникативн
ой
компетентност
и в общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми при
построении и
демонстрации
действия
модели
развитие
умения
работать
индивидуально
Пр.р. № 5
«Демонстраци
я
характерных
особенностей
положения
земной оси и
освещения
Земли».
Видеогеог
рафия –
онлайн
ЭОР
18 и в группе
вокруг земной оси
составлять рассказ
по плану о четырех
особых положения
Земли
обучающийся
получит
возможность
научиться:
составлять и
обсуждать
презентацию о
полярном дне и
полярной ночи
понятий
работать в
группе; находить
общее решение на
основе
согласования
позиций
обучающийся
получит
возможность
научиться:
организовывать
продуктивное
взаимодействие и
сотрудничество со
сверстниками
устанавливать
причинно
следственные
связи, строить
логическое
рассуждение
8.
УР
Повторение и
обобщение
раздела «Земля
как планета
Солнечной
системы»
обучающийся
научится:
выполнять итоговые
задания
выполнять тестовые
задания
обучающийся
научится:
работать
индивидуально и в
группе
формулировать,
развитие
умения
работать
индивидуально
и в паре,
планировать и
оценивать
текущий
Видеогеог
рафия –
онлайн
ЭОР
19 отвечать на вопросы
по разделу «Земля как
планета Солнечной
системы
деятельность
аргументироват
ь и отстаивать
свое мнение
владеть устной и
письменной речью
планировать и
регулировать
свою деятельность
обучающийся
получит
возможность
научиться:
оценивать
правильность
выполнения
учебной задачи,
собственные
возможности ее
решения
осуществлять
контроль своей
деятельности в
процессе
достижения
результата
9.
Слои «твердой»
Земли
УОНЗ
обучающийся
научится:
обучающийся
научится:
формировани
е целостного
Пр.р. № 6
«Строим
текущий
Видеогеог
рафия –
20
III. Геосферы Земли (25 ч)
Литосфера (7 ч) свою модель
Земли»
онлайн
ЭОР
строить модель
«твердой» Земли
обучающийся
получит
возможность
научиться:
использовать
понятия
«литосфера», «земная
кора», «ядро»,
«мантия» для решения
учебных задач по
созданию модели
внутреннего строения
Земли
составлять
характеристику
внутренних слоев
Земли
мировоззрения,
соответствующ
его
современному
уровню
развития науки
и общественной
практике
формировани
е устойчивых
познавательных
интересов при
создании
модели
«твердой
Земли»
развитие
умения
планировать
деятельность,
оценивать
способы
достижения
цели
составлять
определение
понятиям
выделять
существенные
признаки понятий
создавать,
применять и
преобразовывать
знаки и символы,
модели и схемы для
решения учебных и
познавательных
задач
обучающийся
получит
возможность
научиться:
создавать модели
с целью развития
познавательных
интересов и
творческих
способностей
осуществлять
контроль своей
деятельности в
процессе
достижения
21 10
Вулканы Земли
УОНЗ
текущий
Пр.р. № 7
«Создание
модели
литосферны
х плит».
Видеогеог
рафия –
онлайн
ЭОР
обучающийся
научится:
показывать на карте
и определять
положение, название и
высоту вулканов
строить схему,
показывающую
строение вулкана
строить модель
литосферных плит,
работать с
конструктором
литосферных плит,
обозначать на схеме
действующие вулканы
обучающийся
получит
возможность
научиться:
выделять,
описывать и
объяснять
существенные
признаки вулканов
результата
обучающийся
научится:
осознанно
использовать
речевые средства в
соответствии с
задачей
коммуникации для
выражения своих
чувств, мыслей и
потребностей;
обучающийся
получит
возможность
научиться:
создавать модели
с целью развития
познавательных
интересов и
творческих
способностей
самостоятельно
организовывать
учебную
деятельность
формировани
е устойчивых
познавательных
интересов при
создании
иллюстрирован
ного рассказа
об образовании
и «жизни»
вулкана
создание
модели
литосферных
плит для
понимания
закономерносте
й
развитие
умения
анализировать,
обобщать,
доказывать,
устанавливать
причинно
следственные
связи
11
Из чего состоит
земная кора
УОНЗ
обучающийся
научится:
обучающийся
научится:
формировани
е устойчивых
текущий
Презентац
ия, ЦОР
22 составлять
определение
понятиям,
создавать
обобщения
обучающийся
получит
возможность
научиться:
оценивать
правильность
выполнения
учебной задачи;
собственные
возможности ее
решения
создавать
коллекцию горных
пород своей
местности
приводить примеры
горных пород,
отличающихся
условиями
образования
определять значение
горных пород своей
местности
обучающийся
получит
возможность
научиться:
выделять,
описывать и
объяснять
существенные
признаки минералов и
горных пород
познавательных
интересов при
создании
коллекции
горных пород
развитие
умения
извлекать
информацию,
перерабатывать
ее
представлять в
разных формах
формировани
е
эмоционально
ценностного
отношения к
окружающей
среде,
необходимости
ее сохранения и
рационального
использования;
развитие
чувства
патриотизма,
любви к своей
местности,
своему региону
23 12
Строение земной
коры.
УОНЗ
13
Землетрясения
УОНЗ
обучающийся
научится:
различать типы
земной коры
обучающийся
получит
возможность
научиться:
сравнивать
океаническую и
континентальную
земную кору,
объяснять причины
установленных
различий
обучающийся
научится:
давать определение
понятиям:
«землетрясение»,
«цунами»
обучающийся
научится:
создавать,
применять и
преобразовывать
знаки, символы и
схемы для решения
учебных и
познавательных
задач
обучающийся
получит
возможность
научиться:
строить
логическое
рассуждение,
умозаключения,
делать выводы,
устанавливать
причинно
следственные связи
обучающийся
научится:
составлять
определение
понятиям
смысловое
текущий
Презентац
ия, ЦОР
развитие
умения
анализировать,
обобщать,
доказывать,
устанавливать
причинно
следственные
связи
осознание
значимости
географически
х знаний для
современного
человека
Пр.р. № 8
«Оценка
интенсивнос
ти
землетрясен
ия»
текущий
Видеогеог
рафия –
онлайн
ЭОР
24 определять
интенсивность
землетрясений по
описаниям и таблице
12бальной шкалы
обучающийся
получит
возможность
научиться:
выделять,
описывать и
объяснять
существенные
признаки
землетрясений
использовать
приобретенные знания
и умения для оценки
интенсивности
землетрясений
устанавливать с
помощью
географических карт
главные пояса
землетрясений
обучающийся
научится:
давать определение
понятиям «рельеф»,
14
Рельеф земной
поверхности
УОНЗ
развитие
умения
извлекать
информацию,
перерабатывать
ее
представлять в
разных формах
чтение
осуществлять
самостоятельны
й поиск, анализ и
отбор
информации, её
преобразование,
сохранение
владение
письменной речью
обучающийся
получит
возможность
научиться:
анализировать
текстовую
информацию для
подготовки
письменного ответа
на вопрос
обучающийся
научится:
составлять
определение
осознание
ценности
географически
х знаний для
текущий
Презентац
ия, ЦОР
25 «относительная
высота»
различать выпуклые
и вогнутые формы
рельефа
изготавливать
самодельный нивелир
определять
относительную высоту
холма с
использованием
самодельного
нивелира на местности
обучающийся
получит
возможность
научиться:
приводить примеры
различных форм
рельефа своей
местности
применения их
на практике
развитие
коммуникативн
ой
компетентност
и в общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми при
создании и
использование
самодельного
нивелира
развитие
умение
работать
индивидуально
и в группе
понятиям,
устанавливать
аналогии,
выбирать
основания и
критерии для
классификации
выделять
существенные
признаки понятий
создавать
самодельные
простейшие
инструменты
работать
индивидуально и в
паре; находить
общее решение на
основе
согласования
позиций
обучающийся
получит
возможность
научиться:
управлять своей
познавательной
активностью
развивать
способности к
26 15
Человек и
литосфера
УОНЗ
самостоятельному
приобретению
новых знаний и
практических
умений
обучающийся
научится:
составлять
определение
понятиям
формулировать,
аргументировать
и отстаивать
свое мнение
осознанно
использовать
речевые средства в
соответствии с
задачей
коммуникации для
выражения своих
чувств, мыслей и
потребностей;
владение устной и
письменной речью
обучающийся
получит
возможность
формировани
е
эмоционально
ценностного
отношения к
окружающей
среде
развитие
чувства
патриотизма,
любви к своей
местности,
своему
региону, своей
стране
развитие
умения
извлекать
информацию,
перерабатывать
ее
представлять в
разных формах
обучающийся
научится:
давать определение
понятиям «полезное
ископаемое»,
«месторождение»
работать с
топонимическим
словарем и
определять
происхождение
название
географических
объектов
обучающийся
получит
возможность
научиться:
приводить примеры
полезных ископаемых
и месторождений
своей местности
обсуждать
текущий
Презентац
ия, ЦОР
27 16
Воздушная
оболочка Земли
УОНЗ
преимущества отдыха
на равнинах и в горах
научиться:
осуществлять
самостоятельны
й
поиск, анализ,
отбор
информации, ее
преобразование,
сохранение
Атмосфера (4 ч)
обучающийся
научится:
проводить опыт,
доказывающий
существование
атмосферного
давления
изготавливать
самодельный
барометр и измерять
атмосферное давление
обучающийся
получит
возможность
научиться:
объяснять
существенные
признаки понятия
обучающийся
научится:
выделять
существенные
признаки понятий
соотносить свои
действия с
планируемыми
результатами
осуществлять
контроль своей
деятельности в
процессе
достижения
результата
обучающийся
получит
возможность
формировани
е
ответственного
отношения к
учению,
готовности и
способности
обучающихся к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию
развитие
умения
анализировать,
обобщать,
доказывать,
текущий
Видеогеог
рафия –
онлайн
ЭОР
Пр.р. № 9
«Проведение
опыта
доказательст
ва
атмосферног
о давления»
28 17
Погода
УОНЗ
«атмосфера»
использовать
понятие
«атмосфера» для
решения учебных
задач по определению
атмосферного
давления
обучающийся
научится:
давать определение
понятию «погода»
отбирать источники
географической
информации для
составления описания
погоды своей
местности
обучающийся
получит
возможность
научиться:
объяснять
существенные
научиться:
оценивать
правильность
выполнения
учебной задачи
устанавливать
причинно
следственные
связи, строить
логическое
рассуждение,
умозаключение и
делать выводы
обучающийся
научится:
составлять
определение
понятиям
выделять
существенные
признаки понятия
осуществлять
самостоятельны
й поиск и
выделение
необходимой
информации с
помощью
различных
источников
устанавливать
причинно
следственные
связи
развитие
умения
фиксировать
проводимые
наблюдения в
письменном
описании
результатов
осознание
ценности
географически
х знаний для
применения их
на практике
развитие
умения
извлекать
информацию,
перерабатывать
ее
представлять в
разных формах
текущий
Видеогеог
рафия –
онлайн
ЭОР
29 18
Метеорологичес
кие наблюдения
УРК
признаки понятия
«погода»
описывать
своей местности
погоду
информации
обучающийся
получит
возможность
научиться:
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии
обучающийся
научится:
изготавливать
самодельные
метеорологические
приборы
измерять
направление и
скорость ветра,
количество
атмосферных осадков
и температуру воздуха
обучающийся
получит
возможность
научиться:
составлять краткий
рассказ о погоде по
результатам
своих
обучающийся
научится:
создавать и
применять
простейшие
приборы для
решения учебных и
познавательных
задач осознанно
использовать
речевые средства в
соответствии с
задачей
коммуникации для
выражения своих
чувств, мыслей и
потребностей;
владение устной и
письменной речью,
развитие
коммуникативн
ой
компетентност
и в общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми при
создании
простейших
метеорологичес
ких приборов
развитие
умения
фиксировать
проводимые
наблюдения в
письменном
описании
Пр. р № 10
«Создаем
свою
метеорологи
ческую
площадку»
текущий
Видеогеог
рафия
онлайн
ЭОР
30 наблюдений
19
Человек и
атмосфера
УОНЗ
обучающийся
научится:
составлять прогноз
монологической
контекстной речью
обучающийся
получит
возможность
научиться:
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками
развивать
способности к
самостоятельному
приобретению
новых знаний и
практических
умений
анализировать
полученные
результаты
наблюдений,
создавать
обобщения
обучающийся
научится:
выделять
результатов
формировани
е основ
экологической
культуры,
Пр. р. № 11
«Составлени
е прогноза
погоды по
текущий
Видеогеог
рафия
онлайн
31 народным
приметам».
ЭОР
погоды по народным
приметам
определять
комфортность
условий проживания
человека
отбирать
необходимую
географическую
информацию,
используя интернет
ресурсы
обучающийся
получит
возможность
научиться:
оценивать влияние
атмосферы на
человека
приводить примеры
влияния человека на
состояние атмосферы
составлять и
обсуждать
презентации о
различных видах
атмосферных явлений
существенные
признаки понятий
формулировать,
аргументировать
и отстаивать
свое мнение
смысловое
чтение
владение устной и
письменной речью
обучающийся
получит
возможность
научиться:
устанавливать
причинно
следственные
связи, строить
логическое
рассуждение,
умозаключение и
делать выводы
развивать
способности к
самостоятельному
приобретению
новых знаний и
практических
умений
соответствующ
ей
современному
уровню
экологического
мышления
формировани
е
эмоционально
ценностного
отношения к
окружающей
среде,
необходимости
ее сохранения и
рационального
использования
развитие
умения
извлекать
информацию,
перерабатывать
ее
представлять в
разных формах
32 формировать и
развивать
экологическое
мышление
формировать и
развивать
компетентность в
области
использования
информационно
коммуникационных
технологий
20
Вода на Земле
УОНЗ
обучающийся
научится:
называть составные
части гидросферы,
свойства воды,
основные элементы
круговорота воды
обучающийся
получит
возможность
научиться:
выявлять различия
между большим и
малым круговоротом
воды
Водная оболочка Земли (8 ч)
обучающийся
научится:
выделять
существенные
признаки понятий
создавать,
применять и
преобразовывать
знаки, символы и
схемы для решения
учебных и
познавательных
задач
смысловое
чтение
формировани
е целостного
мировоззрения,
соответствующ
его
современному
уровню
развития науки
и общественной
практике
развитие
умения
анализировать,
обобщать,
сравнивать
текущий
Видеогеог
рафия –
онлайн
ЭОР
33 21
Свойства воды
УОНЗ
обучающийся
получит
возможность
научиться:
создавать
обобщения, строить
логическое
рассуждение,
анализировать
текстовую
информацию для
подготовки ответа
на вопрос
обучающийся
научится:
выделять и
описывать
существенные
признаки понятий
соотносить свои
действия с
планируемыми
результатами
осуществлять
контроль своей
деятельности в
процессе
достижения
результата
обучающийся
научится:
проводить опыт по
изучению свойств
воды
обучающийся
получит
возможность
научиться:
выделять,
описывать и
объяснять
существенные
признаки воды
Пр. р. № 12
«Исследован
ие свойств
воды».
развитие
коммуникативн
ой
компетентност
и в общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми при
проведении
опыта
развитие
умения
анализировать,
обобщать,
доказывать,
устанавливать
34 обучающийся
получит
возможность
научиться:
устанавливать
причинно
следственные
связи, создавать
обобщения, строить
логическое
рассуждение,
делать выводы
развивать мотивы
и интересы своей
познавательной
деятельности
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками
обучающийся
научится:
определять
понятия
выделять
существенные
причинно
следственные
связи
развитие
умения
фиксировать
проводимые
наблюдения в
письменном
описании
результатов
формировани
е
ответственного
отношения к
учению,
готовности и
способности
текущий
Видеогеог
рафия –
онлайн
ЭОР
35
22
Мировой океан –
главная часть
гидросферы
УОНЗ
обучающийся
научится:
давать определение
понятиям:
«гидросфера»,
«море», «залив», «пролив», «остров»,
полуостров»
показывать на карте
и глобусе океаны,
моря, заливы,
проливы, острова и
полуострова
составлять маршрут
морского
путешествия,
используя карты
атласа
определять
происхождение
названий
географических
объектов
создавать игру
«Знатоки морских
названий»
обучающийся
получит
возможность
научиться:
выделять
существенные
признаки понятий
«гидросфера»,
«мировой океан»,
признаки понятий
осуществлять
самостоятельны
й поиск и
выделение
необходимой
информации с
помощью
компьютерных
средств
самостоятельно
приобретать
новые знания и
практические
умения с помощью
географических
карт
обучающийся
получит
возможность
научиться:
развивать мотивы
и интересы своей
познавательной
деятельности
обучающихся к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию
формировани
е ИКТ
компетентност
и,
развитие
устойчивого
познавательног
о интереса при
выполнение
учебных задач
творческого
характера
формировани
е готовности и
способности
вести диалог с
другими
людьми и
достигать в нем
взаимопониман
ия
36 23
Воды суши.
Реки.
УОНЗ
24
Горные и
равнинные реки.
УОНЗ
«море», «залив»,
«пролив», «остров»,
полуостров»
обучающийся
научится:
называть составные
части вод суши
давать определение
понятиям: «река»,
«речная система»,
«бассейн реки»,
«водораздел»
обучающийся
получит
возможность
научиться:
использовать
понятии: «река»,
«бассейн»,
«водораздел» для
решения учебных
задач по определению
положения бассейна
реки и водораздела
между речными
бассейнами
обучающийся
научится:
выявлять основные
обучающийся
научится:
определять
понятия выделять
существенные
признаки понятий
создавать и
преобразовывать
схемы для
решения учебных и
познавательных
задач
обучающийся
получит
возможность
научиться:
анализировать
информацию
(текстовую и
графическую) для
подготовки
письменного ответа
на вопрос
обучающийся
научится:
выделять
текущий
Видеогеог
рафия –
онлайн
ЭОР
формировани
е целостного
мировоззрения,
соответствующ
его
современному
уровню
развития науки
и общественной
практике
развитие
умения
использовать
основные
понятия для
решения
учебных задач
формировани
е
эмоционально
текущий
Видеогеог
рафия
онлайн
37 различия горных и
равнинных рек
проводить
воображаемые
путешествия по
Волге и Тереку
называть и
показывать на карте
крупнейшие водопады
мира
обучающийся
получит
возможность
научиться:
устанавливать
взаимосвязи между
формами рельефа и
характером реки
приводить примеры
горных и равнинных
рек
ценностного
отношения к
окружающей
среде
развитие
умения
сравнивать,
анализировать,
обобщать
развитие
умения
извлекать
информацию,
перерабатывать
ее
представлять в
разных формах
развитие
чувства
патриотизма,
любви к своей
местности,
своему
региону, своей
стране
существенные
признаки понятий
осознанно
использовать
речевые средства в
соответствии с
задачей
коммуникации для
выражения своих
чувств, мыслей,
потребностей;
владение устной и
письменной речью
обучающийся
получит
возможность
научиться:
устанавливать
причинно
следственные связи
анализировать
объекты с целью
выделения
существенных
признаков
сравнивать
объекты с целью
установления
сходств и различий
ЭОР
38 25
Озера. Ледники.
УОНЗ
26
Вода в «земных
кладовых»
УОНЗ
обучающийся
научится:
давать определение
понятиям: «озеро»,
«ледник», «айсберг»
показывать на карте
России и полушарий
крупные озера
различать озера по
степени солености
воды
обучающийся
получит
возможность
научиться:
объяснять
существенные
признаки понятий:
«озеро», «ледник»,
«айсберг»
приводить примеры
озер по солености
озерных вод
обучающийся
научится:
проводить опыт для
определения скорости
просачивания воды
образцы пород (глина,
текущий
Видеогеог
рафия
онлайн
ЭОР
осознание
значимости
географически
х знаний для
современного
человека
развитие
умения
анализировать
и обобщать,
делать выводы,
представлять
информацию в
разных формах
обучающийся
научится:
определять
понятия
выделять
существенные
признаки понятий
обучающийся
получит
возможность
научиться:
устанавливать
причинно
следственные
связи, строить
логическое
рассуждение,
умозаключение,
делать выводы
обучающийся
научится:
определять
понятия
создавать,
применять и
развитие
коммуникативн
ой
компетентност
и в общении и
сотрудничестве
Пр. р. № 13
«Создание
модели
родника».
текущий
Видеогеог
рафия
ЭОР
39 песок, суглинок)
создавать и работать
с самодельной
моделью родника
обучающийся
получит
возможность
научиться:
устанавливать
взаимосвязи между
составом горных
пород и скоростью
просачивания воды
со
сверстниками и
взрослыми при
построении и
демонстрации
модели,
проведении
опыта
развитие
умения
работать
индивидуально
и в группе,
планировать
деятельность,
оценивать
развитие
умения
анализировать,
обобщать,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
выводы
преобразовывать
знаки и символы,
модели и схемы для
решения учебных и
познавательных
задач
работать
индивидуально и в
группе
обучающийся
получит
возможность
научиться:
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
выводы
осуществлять
контроль своей
деятельности в
процессе
достижения
результата
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
40 27
Человек и
гидросфера
УОНЗ
обучающийся
научится:
определять значение
воды в жизни человека
составлять
маршруты
путешествий для
укрепления здоровья
человека
работать с
текстами легенд и
народных сказаний,
посвященным
объектам гидросферы
обучающийся
получит
возможность
научиться:
устанавливать
взаимосвязи между
формой рельефа и
мощностью ГЭС
осознание
целостности
природы,
населения и
хозяйства
Земли
формировани
е
эмоционально
ценностного
отношения к
окружающей
среде,
необходимости
ее сохранения и
рационального
использования
развитие
умения
извлекать
информацию,
перерабатывать
ее
представлять в
разных формах
сверстниками
обучающийся
научится:
осознанно
использовать
речевые средства в
соответствии с
задачей
коммуникации для
выражения своих
чувств, мыслей и
потребностей
смысловое
чтение
осуществлять
самостоятельны
й поиск и
выделение
необходимой
информации с
помощью
различных
источников
информации
обучающийся
получит
возможность
научиться:
анализировать
текущий
Видеогеог
рафия –
онлайн
ЭОР
41 28
Оболочка жизни
УОНЗ
текстовую
информацию для
подготовки
письменного ответа
на вопрос
Биосфера (5 ч)
формировани
е целостного
мировоззрения,
соответствующ
его
современному
уровню
развития науки
и общественной
практике
развитие
устойчивого
познавательног
о интереса при
выполнение
учебных задач
творческого
характера
обучающийся
научится:
давать определение
понятиям:
«биосфера», «живое
вещество»
работать с
изображениями и
описаниями
ископаемых остатков
организмов
обучающийся
получит
возможность
научиться:
объяснять
существенные
признаки понятия
«биосфера»
сопоставлять
границы биосферы с
границами других
оболочек
обучающийся
научится:
определять
понятия
выделять
существенные
признаки понятий
устанавливать
аналогии
обучающийся
получит
возможность
научиться:
сопоставлять и
анализировать
текстовую и
иллюстративную
информацию с
целью решения
учебных и
познавательных
задач
текущий
Видеогеог
рафия –
онлайн
ЭОР
42 29
Жизнь в
тропическом
поясе
УОНЗ
обучающийся
научится:
находить и
выделять
необходимую
информацию для
решения учебных и
познавательных
задач
владеть устной и
письменной речью
смысловое
чтение
обучающийся
получит
возможность
научиться:
устанавливать
причинно
следственные
связи, строить
логическое
рассуждение,
умозаключение,
делать выводы
формировани
е готовности и
способности
обучающихся к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию
формировани
е ИКТ
компетентност
и,
коммуникативн
ой
компетентност
и в общении и
сотрудничестве
со
сверстниками в
процессе
образовательно
й и творческой
видах
деятельности
обучающийся
научится:
составлять
характеристику
влажных
экваториальных лесов,
саванн, пустынь
называть типичных
представителей
растительного и
животного мира
составлять и
описывать коллекцию
комнатных растений
определять правила
ухода за комнатными
растениями с учетом
природных условий их
произрастания
обучающийся
получит
возможность
научиться:
устанавливать
взаимосвязи между
природными
условиями и
особенностями
растительного и
текущий
Видеогеог
рафия
онлайн
ЭОР
43 УОНЗ
30
Растительный и
животный мир
умеренных
поясов
животного мира
тропического пояса
обучающийся
научится:
составлять
характеристику
степей, лиственных
лесов и тайги
называть типичных
представителей
растительного и
животного мира
создавать игры
биогеографического
содержания
обучающийся
получит
возможность
научиться:
устанавливать
взаимосвязи между
природными
условиями и
особенностями
растительного и
животного мира
умеренного пояса
обучающийся
научится:
находить и
выделять
необходимую
информацию для
решения учебных и
познавательных
задач
владеть устной и
письменной речью
смысловое
чтение
создавать и
применять игры для
решения учебных и
познавательных
задач
обучающийся
получит
возможность
научиться:
устанавливать
причинно
следственные
связи, строить
логическое
формировани
е готовности и
способности
обучающихся к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию
формировани
е ИКТ
компетентност
и,
коммуникативн
ой
компетентност
и в общении и
сотрудничестве
со
сверстниками в
процессе
образовательно
й и творческой
видах
деятельности
текущий
Видеогеог
рафия –
онлайн
ЭОР
44 31
Жизнь в
полярных поясах
и в океане
УОНЗ
рассуждение,
умозаключение,
делать выводы
развивать мотивы
и интересы своей
познавательной
деятельности
обучающийся
научится:
находить и
выделять
необходимую
информацию для
решения учебных и
познавательных
задач
владеть устной и
письменной речью
создавать и
применять
устройства для
решения учебных и
познавательных
задач
обучающийся
получит
возможность
научиться:
устанавливать
формировани
е готовности и
способности
обучающихся к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию
формировани
е
коммуникативн
ой
компетентност
и в общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми при
создании
самодельного
устройства
обучающийся
научится:
составлять
характеристику
тундры, арктической и
антарктической
пустынь
называть типичных
представителей
растительного и
животного мира
изучать морских
животных с
путеводителем
«Жизнь в морских
глубинах»
работать с
определителем
морских животных
обучающийся
получит
возможность
текущий
Видеогеог
рафия
онлайн
ЭОР
45 32
Природная
среда. Охрана
природы.
УОНЗ
научиться:
сравнивать
природные условия,
растительный и
животный мир
Арктики и
Антарктики
устанавливать
взаимосвязи между
условиями жизни и
распространением
живых организмов в
глубинах океана
обучающийся
научится:
давать определение
понятиям:
«окружающая среда»,
«природная среда»,
«искусственная
среда»
назвать особо
охраняемые
природные
территории
составлять схему
экологической тропы
составлять схему
взаимосвязей
оболочек Земли
«Глубины
океана»
причинно
следственные
связи, строить
логическое
рассуждение,
умозаключение,
делать выводы
обучающийся
научится:
определять
понятия, создавать
обобщения
выделять
существенные
признаки понятий
создавать схемы
для решения
учебных и
познавательных
задач
осознанно
использовать
речевые средства в
соответствии с
формировани
е основ
экологической
культуры,
соответствующ
ей
современному
уровню
экологического
мышления
формировани
е
эмоционально
ценностного
отношения к
окружающей
среде,
текущий
Презентац
ия, ЦОР
Пр. р. № 14
Составление
схемы
путешествия
по
экологическ
ой тропе».
46 обучающийся
получит
возможность
научиться:
приводить примеры
различных видов
особо охраняемых
природных
территорий своей
местности
33
Повторение и
обобщение
раздела
«Геосферы
Земли»
УОНЗ
обучающийся
научится:
выполнять итоговые
задания
выполнять тестовые
задачей
коммуникации для
выражения своих
чувств, мыслей и
потребностей,
владение устной и
письменной речью,
монологической
контекстной речью
обучающийся
получит
возможность
научиться:
использовать
речевые средства
для выражения
своих чувств,
мыслей
применять
экологическое
мышление в
познавательной,
коммуникативной
практике
обучающийся
научится:
работать
индивидуально и в
группе
необходимости
ее сохранения и
рационального
использования
развитие
умения
извлекать
информацию,
перерабатывать
ее
представлять в
разных формах
развитие
умения
работать
индивидуально
и в паре,
планировать
тест
Презентац
ия, ЦОР
47 задания
отвечать на вопросы
по разделу «Геосферы
Земли»
34
Итоговое
тестирование
УОМ
Н
обучающийся
научится:
формулировать,
аргументировать
и отстаивать
свое мнение
осознанно
использовать
речевые средства
планировать и
регулировать свою
деятельность
обучающийся
получит
возможность
научиться:
оценивать
правильность
выполнения
учебной задачи,
собственные
возможности ее
решения
осуществлять
контроль своей
деятельности в
процессе
достижения
результата
обучающийся
научится:
деятельность,
оценивать
развитие
умения
Итоговый
контроль
48 выполнять итоговые
задания
выполнять тестовые
задания
35
Анализ
итогового
тестирования
УР
обучающийся
научится:
исправлять ошибки
в итоговых заданиях
работать
индивидуально
развитие
умения
оценивать
текущий
работать
индивидуально
осознанно
осуществлять
контроль своей
деятельности в
процессе
достижения
результата
обучающийся
получит
возможность
научиться:
оценивать
правильность
выполнения
учебной задачи.
УОНЗ – урок открытия новых знания
УР – урок рефлексии
УОМН – урок общеметодологической направленности
УРК урок развивающего контроля
49 V. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса 5 класса по данной программе.
ЛИЧНОСТНЫЕ
:
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
в том числе и человека.
осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
сформированность устойчивых установок социальноответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого,
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного
региона);
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоциональноценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
умения управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность;
определять её цели и задачи;
выбирать средства и применять их на практике;
оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
50 умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной
картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны
окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания
своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в
пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного
общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических
проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей
среде.
51 Обучающийся научится:
Объяснять существенные признаки понятий: географический объект, компас, глобус, земная ось, географический полюс, экватор,
масштаб, литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины, гидросфера, океан, море, река, озеро, атмосфера, погода, биосфера, природный
комплекс.
Использовать понятия для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов, по визированию и
определению направлений на стороны горизонта, по созданию модели внутреннего строения Земли, по определению на местности
относительных высот точек земной поверхности, по созданию модели родника, по созданию самодельных метеорологических измерителей, по
определению правил ухода за комнатными растениями.
Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий, планет
земной группы, форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в
чрезвычайных ситуациях, равнинных и горных рек, озёр по солёности вод, стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных
действий в чрезвычайных ситуациях, редких явлений в атмосфере, почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов
Земли, стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.
Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами
года, между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды, между
природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического, умеренных, полярных поясов, океана.
Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения
географических названий, для составления описаний форм рельефа, океанов и рек, для объяснения происхождения географических названий
океанов, морей, рек и озёр, для составления описаний погоды, коллекции комнатных растений, животных.
52 Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам.
Применять приобретенные знания и умения для проведения фенологических наблюдений, изображения Земли из космоса для
определения географических объектов и их состояний.
53 VI. Список литературы для педагогов и обучающихся.
УМК для обучающихся
1. «География. Начальный курс» 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. А. А. Летягин. Москва,
издательский центр «ВентанаГраф», 2014г.
2. «География. Дневник географаследопыта» Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс». А.А.
Летягин. Москва, издательский центр «ВентанаГраф», 2014 г.
3. «Начальный курс географии» 5 класс. Атлас. И.В. Душина, А.А. Летягин. Москва, издательский центр «ВентанаГраф»,
2014 г.
Для педагогов
1. География: Программа 5 – 9 классы ФГОС. Алгоритм успеха. Авторы составители: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.
Таможняя. Москва. Издательский центр «ВентанаГраф». 2013 г.
2. Учебник А.А. Летяги География. Начальный курс. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под общей
редакцией членакорреспондента РАО В.П. Дронова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Издательский
центр «ВентанаГраф». 2014 г.
3 .Поурочное планирование
– А.А. Летягин Поурочное планирование 56 классы ФГОС
54 Образовательные электронные ресурсы
b 136
62 f 0488
de 27 b 7/
b 73 adaa
:// rutube
. ru / video
http
/ e 1 ae 8060
http://www.theskyinmotion.com/
http://www.youtube.com/watch?v=vXpSUxvuhyM
http://yandex.ru/video/search?filmId=i9PVvQz8gE&text=%D0
http://geo.1september.ru «Я иду на урок географии»
http://www.ug\ru
http://www.informika.ru
GeoPort.ru: страноведческий портал http
GeoSite все о географии http
Библиотека по географии. Географическая энциклопедия http
География. Планета Земля http
. ru
География. ру: страноведческая журналистика http
Проект WGEOвсемирная география http
http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.
http://geographer.ru – Географический портал.
:// www
. geosite
. ru
. com
. geoport
:// www
:// www
. wgeo
:// www
. rgo
:// www
. ru
. ru
:// www
. geoman
. ru
. geografia
. ru
Видеогеография: КОСМОС.1 – Берега космического океана (3из 4 ) 14мин.38 сек
(Об Эратосфене, длина экватора, 22 века назад, Александрия – библиотека, ученые)
http://www.youtube.com/watch?v=iuYxLncwQUQ
http://www.theskyinmotion.com/ Небо в движении
1.Stellarium вид на Юпитер со спутника –
http
? v = uc 9 E 6 JIjhzA
. youtube
:// www
/ watch
. com
55 2.Шум орбиты Земли, Звук Открытого Космоса, часть 4
http://www.youtube.com/watch?v=UraoyKRFfu0 ПОЧЕМУЧКА "11. Какие бывают планеты"
http://www.youtube.com/watch?v=vXpSUxvuhyM ПОЧЕМУЧКА "11. Какие бывают планеты"
http://www.youtube.com/watch?v=FN39VgqjcLY Венера – зловещий близнец Земли.
http://www.youtube.com/watch?v=FN39VgqjcLY Дело о планете Земля: Рождение Земли
http://rutube.ru/video/8db86479b395b86b0db08589f6a5e1f6/
http://www.youtube.com/watch?v=S7SaZi47yqg Движение Земли, Солнца и планет в галактике
http://www.youtube.com/watch?v=jWE2BRbV7Zk Плутон
http://www.youtube.com/watch?v=XdYlNTcpD8 С точки зрения науки. Как создавалась планет.
http://www.youtube.com/watch?v=NHy_qTwMxbg Вселенная Путешествие в космос
http://www.youtube.com/watch?v=wtI_QYHfl_w Вселенная. Cамые крупные объекты в космосе .
http://www.youtube.com/watch?v=K2492U09oXE ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЮПИТЕР
http://www.youtube.com/watch?v=20IwlszZ6po Тайны Вселенной Юпитер Планетагигант.
http://www.youtube.com/watch?v=xdMhzmytqJQ Русский космос 39. Найти жизнь на Ганимеде.
http://www.youtube.com/watch?v=mf8Vfsk0Sd4 Тайны Вселенной Меркурий и Венера внутренние планеты.
http://www.youtube.com/watch?v=5rKLOfsSi_k Тайны Вселенной Сатурн Властелин колец.
http://yandex.ru/video/search?filmId=7hYepfIHUXI&text=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%20%D0%9F%D0%BE
%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%B0%2C%20%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%BE
%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8.&path=wizard&_=1405672300265
Планета Марс 1 мин. 24 с.
http://yandex.ru/video/search?filmId=8K7MuLna9xc&text=%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D0%9D%D0%BE
%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F
56 %20%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B%20%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB
%D0%B8&path=wizard Ночная сторона Земли с орбиты 2 мин. 30 сек.
http://yandex.ru/video/search?filmId=7hYepfIHUXI&text=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%20%D0%9F
%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%B0%2C
%20%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD
%D0%B8%D0%B5%20%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8.&path=wizard&_=1405672300265 Нептун и
Уран Плутон 10 мин
VII. График практических и контрольных работ.
№ п\п
Название
Дата
План. Факт.
1
2
3
4
5
6
7
Построение модели доказательства шарообразности Земли.
Знакомство с принципом работы гномона.
Измерение «земных окружностей», доказывающих, что глобус – модель Земли.
Составление календаря природы.
Демонстрация характерных особенностей положения земной оси и освещенности Земли.
Строим свою модель Земли.
Создание модели литосферных плит.
57 8
9
10
11
12
13
14
Оценка интенсивности землетрясения.
Проведение опыта доказательства существования атмосферного давления.
Создаем свою метеорологическую площадку.
Составление прогноза погоды по народным приметам.
Исследование свойств воды.
Создание модели родника.
Составление схемы экологической тропы.
15
Итоговое тестирование
58
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 5 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.