Программа по географии в 8 классе разработана на основе
Сборника нормативных документов География Москва, «Дрофа»
/ Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е издание -стереотип. – Москва, Дрофа
Баринова И.И., Дронов В.П. Программа по курсу «География России 8-9 классы»Содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование
рабочая программа 8.docx
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ МОРОЗОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ПАРАМОНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Парамоновская ООШ
Приказ от 30.08.2016г. № 30
____________/Е.А.Ермолова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По географии
Уровень общего образования (класс): основное общее 8 класс
Количество часов: 69 часов
Учитель: Царану Надежда Петровна
Программа разработана на основе
Сборника нормативных документов География М., «Дрофа»
/ Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров,
А.Г. Аркадьев. – 2е изд. стереотип. – М.: Дрофа
Баринова И.И., Дронов В.П. Программа по курсу «География России 8
9 классы» Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
курса «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» 8 класс
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Рабочая программа разработана на основе:
/ Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г.
Аркадьев. – 2е изд. стереотип. – М.: Дрофа
Баринова И.И., Дронов В.П. Программа по курсу «География России 89
классы»
Основной образовательной программы МБОУ Парамоновской ООШ на 2016
2017 учебный год по БУП – 2004
ЦЕЛИ:
сформировать целостный географический образ своей Родины;
формирование способности и готовности к использованию географических
знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и
социальноответственному поведению в ней; адаптации к условиям
проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию
уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
ЗАДАЧИ:
дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей
Родины;
сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества,
дать представление о роли России в мире;
сформировать необходимые географические умения и навыки;
воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного
края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и
всего мира в целом;
воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к
окружающему миру.
Общая характеристика учебного предмета:
«География России» занимает центральное место в географическом
образовании в школе.
Содержание полностью соответствует
образовательному стандарту в области географии и концепции
географического образования в основной школе. Данный курс опирается на
систему географических знаний, полученных учащимися в 67 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения,
закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для
этого географию родной страны. Особое значение определяется тем, что он
завершает курс географического образования в основной школе. Все это
определяет особую роль данного предмета: помимо раскрытия основных
знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на
мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение. В
базовый предмет «Географии России» включено содержание курса
«География Ростовской области».
Ценностные ориентиры содержания географии
Школьный предмет географии играет важную роль в реализации основной
цели современного российского образования формирование всесторонне
образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой
современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно
нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой
связи важнейшей методологической установкой является установка на
формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как
основы воспитания, духовнонравственного развития и социализации
подрастающего поколения.
На изучение географии в 8 классе отводится 2 часа в неделю.
Место
предмета в учебном плане:
Программа по географии для 8 класса составлена на 69 часов в соответствии
с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием уроков
МБОУ Парамоновской ООШ на 20162017 учебный год.
Состоит из 5 блоков:
I – Наша Родина на карте мира (8ч)
II – Особенности природы и природные ресурсы России (20ч)
III – Природные комплексы России (23ч)
IV – Человек и природа (8ч)
V – География Ростовской области (9ч)
Обобщающее повторение 1 час
Содержание учебного предмета: Раздел. Особенности географического положения России
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория
России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического
положения России и положения других государств.
Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные
границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая
зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее
время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение
государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических
этапах.
Современное административнотерриториальное и политикоадминистративное
деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и
разнообразие. Федеральные округа.
Практические работы.
Характеристика географического положения России.
Сравнение географического положения России и других стран.
Определение
поясного
времени
Раздел. Природа России
для
разных
городов
России.
Природные условия и ресурсы России.
Понятия природных условий и ресурсов.
Природный и экологический потенциал России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
Основные этапы
формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России:
основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением
земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и
внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования,
землетрясений и вулканизма. Современные
процессы, формирующие рельеф. Древнее и
современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и
проблемы их рационального использования. Изменение
рельефа человеком. Изучение
закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и
своей местности.
подстилающей поверхности,
Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние
географической широты,
циркуляции воздушных масс.
Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России,
климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата
на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Климат и хозяйственная
деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и
прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение
рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером
течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления,
связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.
Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их
происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность
распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества
водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Почва и почвенные ресурсы. Почва особый компонент природы. Факторы образования
почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.
Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их
хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба
с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их
рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и
животный мир своего региона и своей местности.
Природнохозяйственное
Природнохозяйственные зоны России:
взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь,
тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их
использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые
природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
районирование.
Географическое положение, климат, воды, почвы, растительный и животный мир Ростовской
области.
Практические работы.
Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и
размещением основных групп полезных ископаемых.
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации,
средних температур января и июля, годового количества осадков по территории
страны.
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных
пунктов. Составление прогноза погоды.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для
характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических
карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных
с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа
и климата.
Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.
Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их
использования.
Составление прогноза изменений растительного и животного мира при
заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления
взаимосвязей между ними в разных природных зонах.
Практических
оценочных работ – 8:
1 Нанесение на контурную карту характерных черт географического
положения России.
2 Решение задач по определению местного и поясного времени.
3 Нанесение на контурную карту важнейших форм рельефа России.
4 Составление характеристики реки и определение возможностей ее
хозяйственного использования.
5 Составление характеристики природной зоны России.
6 Обозначение на контурных картах характерных черт
географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших
месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Урала. 7 Обозначение на контурных картах характерных черт
географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших
месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Дальнего
Востока.
8 Оценка природных территориальных комплексов Ростовской
области.
Календарный график:
Тема
Часы
Сроки
Практические
работы
Срок и форма
контроля
проведения
02.09.2015г.
05.09. – 26.09.
30.09. – 12.12.
16.12. – 16.03.
18.03. – 20.04.
24.04.
12.09. – п/р №1
19.09. – п/р №2
10.10. – п/р №3
18.11. – п/р №4
13.01. – п/р №5
10.02. – п/р №6
17.03. – п/р №7
28.04. 29.05.
28.04. – п/р №8
Введение
Р.1 Наша Родина на
карте мира
Р.2 Особенности
природы и природные
ресурсы России
Р. 3 Природные
комплексы России
Р. 4 Человек и природа
Обобщающее
повторение
Р. 5 География
Ростовской области
Итого:
1
7
20
23
8
1
9
69
26.09. тест
12.12. устный
опрос
20.03. – мини
проекты
24.04. – тест
26.05. –
практикум Календарнотематическое планирование география 8 класс
№ Название раздела, темы
урока
Дата
проведени
я
Колич
ество
часов
Основные виды учебной деятельности
Практические
работы
1.
Введение
02.09.2016г
1
Работа по учебнику и различным источникам
географической информации.
Раздел I: «Наша Родина на карте мира» 8 часов
2.
Географическое положение
России.
05.09.2015
3. Моря, омывающие
территорию России
4. Практическая работа №1
«Нанесение на контурную
карту характерных черт
ГП России»
5.
Россия на карте часовых
поясов. Практическая
работа: «Решение задач на
определение поясного и
09.09.
12.09.
16.09.
1
1
1
1
Лекция, работа по учебнику, карте и
атласу.
Презентации по теме
Практическая работа по карте:
1. Показывать и называть факторы,
определяющие географическое положение
России;
2. Показывать на карте крайние точки страны;
3. Показывать границы России и пограничные
страны, оценивать значение границ для связей с
другими странами.
4. Определять разницу во времени по карте
часовых поясов, приводить примеры
воздействия разницы во времени на жизнь
населения;
5. Показывать на карте субъекты РФ.
Практическая
работа №1
На контурную
карту нанести
границы России и
сопредельных
государств,
отметить
крайние точки,
моря, омывающие
берега нашей
родины.
Практическая
работа №2:
»Определение
поясного и
Дома
шнее
задани
е
С 36
§ 1
§ 2
§ 1,2
§ 3 местного времени»
6. Практическая работа
№2: »Определение
поясного и местного
времени в разных пунктах
России»
19.09.
7. Как осваивали и изучали
23.09.
территорию России.
8. Обобщение по теме: «Наша
26.09.
Родина на карте мира»
1
1
1
Тест
Раздел II: «Особенности природы и природные ресурсы России» 20 часов
9
Особенности рельефа
России.
30.09
10 Геологическое строение
03.10
территории России.
11 Минеральные ресурсы
07.10.
России.
12 Развитие форм рельефа.
Практическая работа
№3:
10.10.
1
1
1
1
Практическая деятельность учащихся:
1. Читать тектоническую, геологическую
карты, геохронологическую таблицу, выявлять
взаимозависимость тектонических структур и
форм рельефа, полезных ископаемых на основе
сопоставления карт.
2. Показывать на карте основные формы
рельефа, выявлять особенности рельефа
страны. Наносить их на контурную карту.
3. Определять, как рельеф влияет на жизнь
людей.
4. Приводить примеры изменений в рельефе
под влиянием различных факторов.
5. Показывать на карте и называть районы
Практическая
работа №3:
«Нанесение на
контурную карту
§ 3
местного времени
в разных пунктах
России»
§ 4,
повтор
ить
тему
§5
§6
§7
§8 13 От чего зависит климат
14.10.
нашей страны
14
Закономерности
распределения тепла и
влаги на территории России
15 Типы климатов России
16
Зависимость человека от
климатических условий
17 Обобщение по теме:
«Климат и климатические
ресурсы»
17.10.
21.10.
24.10.
28.10.
важнейших
форм рельефа
России»
§9
§9
§10
§11
1
1
1
1
1
интенсивных тектонических движений.
6. Называть меры безопасности при стихийных
явлениях.
7. Показывать месторождения полезных
Работа по учебнику, карте, атласу:
1. Приводить примеры влияния климата на
жизнь людей.
2. Знать закономерности распределения
суммарной солнечной радиации.
3. Давать оценку климатических особенностей
России.
4. Приводить примеры изменения погоды под
влиянием циклонов, антициклонов,
атмосферных фронтов.
5. Объяснять влияние разных типов воздушных
масс, постоянных и переменных ветров на
климат территории.
6. Определять по картам температуры воздуха,
количество осадков, объяснять закономерности
их распределения в разных регионах России.
7. Называть и показывать климатические пояса
и области, давать краткое описание типов
погоды.
8. Давать оценку климатических условий для
обеспечения жизни людей.
Презентации по темам. 18 Разнообразие внутренних
07.11.
вод России. Реки.
19 Озера. Болота. Подземные
11.11.
воды. Ледники.
Многолетняя мерзлота.
20 Водные ресурсы. Охрана
14.11.
вод.
21 Практическая работа № 4:
18.11.
«Составление
характеристики одной из
рек»
22 Образование почв и их
21.11.
разнообразие.
23
Закономерности
распространения почв.
24 Почвенные ресурсы.
25.11
28.11.
1
1
1
1
1
1
Работа по карте, атласу и учебнику:
1. Показывать реки России на карте;
2. Объяснять основные характеристики реки на
конкретных примерах;
3. Приводить примеры использования реки в
хозяйственных целях;
4. Показывать на карте озера, области
распространения вечной мерзлоты;
5. Приводить примеры хозяйственного
использования поверхностных вод и
негативного влияния на них человеком;
6. Давать характеристику крупных озер страны
и области.
7. Показывать на карте и объяснять значение
каналов и водохранилищ.
Презентации по темам.
Практическая
работа № 4.
«Составление
характеристики
одной из рек с
помощью
тематических
карт и
климатограмм
и определение
возможностей
её
хозяйственного
использования»
Презентации по темам. Работа по карте
и атласу. Анализ статистических
материалов.
Учащиеся должны уметь:
1. Объяснять понятия: земельные ресурсы,
сельскохозяйственные угодья;
2. Называть факторы почвообразования;
3. Называть свойства основных типов почв;
4. Давать оценку типов почв с точки зрения их
хозяйственного оценивания;
5. Объяснять необходимость охраны почв,
рационального использования земель.
§12
§13
§14
§15
§16
§17 25 Растительный и животный
02.12.
мир России.
26 Биологические ресурсы.
Охрана растительного и
животного мира.
05.12
27 Природноресурсный
09.12.
потенциал России.
28
Обобщение: «Особенности
природы и природные
ресурсы России»
12.12.
1
1
1
1
Презентации по темам. Работа по карте
и атласу. Анализ статистических
материалов.
Учащиеся должны уметь:
1. Приводить примеры значения растительного
мира в жизни людей
2. Перечислять ресурсы леса;
3.Приводить примеры использования
безлесных пространств человеком;
4. Объяснять причины изменения лугов, степей,
тундры под влиянием человека.
5. Прогнозировать последствия уничтожения
болот;
6. Объяснять значение животного мира в
жизни человека.
Ответить на вопросы к главе
собеседование
Раздел II: «Природные комплексы России» 23ч.
29 Разнообразие ПК России.
Природное районирование
30 Моря как крупные ПК.
31 Природные зоны России.
Арктические пустыни,
16.12.
19.12.
23.12.
1
1
1
Презентации по темам. Работа по
картам и атласам.
Учащиеся должны уметь:
1. Описывать природные условия и
ресурсы природнохозяйственных зон на
§18
§19
§20
§21
§22
§23 тундра, лесотундра.
32 Разнообразие лесов России:
26.12.
тайга, смешанные и
широколиственные леса.
33 Безлесные зоны на юге
13.01.2017г
России: степи, полупустыни
и пустыни. П.р. № 5
34 Высотная поясность.
35 Русская (Восточно
Европейская) равнина.
16.01.
20.01.
36 Природные комплексы
23.01.
Русской равнины.
37 Северный Кавказ – самые
27.01.
высокие горы России.
38 Природные комплексы
30.01.
Северного Кавказа.
39 У рал – «Каменный пояс»
03.02.
земли Русской
40 Своеобразие природы Урала
06.02.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
основе чтения тематических карт;
2. Объяснять и приводить примеры
рационального и нерационального
природопользования;
3. Описывать виды хозяйственной
деятельности людей в природных зонах.
Презентации по темам. Работа по
картам и атласам.
Групповая работа, работа в парах,
индивидуальные задания.
Учащиеся должны уметь:
1. Определять особенности
географического положения, состав и
особенности природы крупных регионов
объектов.
2. Объяснять зависимость природы
объекта от географической широты,
характера подстилающей поверхности,
общей циркуляции атмосферы.
Практическая
работа № 5:
»Заполнить
Практическая
работа № 6:
«ГП, формы
§24
§25
§26
§27
§28,29
§30
§31
§32
§33 41 Природные уникумы Урала.
10.02.
Экологические проблемы
Практическая работа №
6
42
Западно Сибирская
низменность
43 Природные ресурсы
13.02.
17.02.
Западной Сибири. Проблемы
их освоения.
44 Восточная Сибирь: величие
20.02.
и суровость природы.
45 Природные районы
Восточной Сибири
27.02.
46 Жемчужина Сибири –
03.03.
Байкал.
47 Природные ресурсы
Восточной Сибири
06.03.
48 Дальний Восток – край
10.03.
контрастов.
1
1
1
1
1
1
1
1
Зависимость характера рельефа от
строения земной коры. Закономерности
развития растительного и животного
мира территории.
3.
и оценивать
природные условия и природные
ресурсы крупных природных регионов в
жизни и деятельности человека.
Характеризовать
рельефа,
полезные
ископаемые
§34
§35
§36
§37
§38
§39
§40
§41 49 Природные комплексы
13.03.
Дальнего Востока.
50 Природные ресурсы
Дальнего Востока, их
освоение Практическая
работа № 7
17.03.
1
1
Практическая работа,
ресурсы,
Работа с картой и атласом.
Интернет
индивидуальные задания.
51 Обобщение по теме:
20.03
1
«Природные комплексы
России»
Мини проекты
52 Влияние природных условий
24.03.
на жизнь и здоровье
человека.
53 Географический фактор в
03.04.
развитии общества
Раздел IV: «Человек и природа» 8 часов
1
1
Презентации по темам, работа с
информацией Интернет, СМИ,
сообщения, доклады.
Работа по контурным картам, атласам.
Уметь
объяснять
антропогенное
Практическая
работа № 7:
§42
§43
§44
§45 54 Антропогенное воздействие
07.04.
на природу
55 Рациональное
природопользование
56 Особо охраняемые
территории
10.04.
14.04.
57 Памятники Всемирного
17.04.
природного и культурного
наследия в нашей стране.
58 Экологическая ситуация в
21.04.
России
59. Обобщающее повторение
24.04.
1
1
1
1
1
воздействие на природу и его
последствия.
Приводить примеры рационального
природопользования
Давать характеристику памятников
Всемирного природного и культурного
Тест
§45
§46
§47
През
ента
ции
Выбор
очное
повто
рение
Раздел V: «География Ростовской области» 9 часов
60. Географическое положение
28.04.
Ростовской области. П.Р.
№8
61. Тектоническое строение,
05.05.
1
1
Презентации по темам, работа по
учебнику и печатным тетрадям,
информация Интернет, сообщения,
доклады.
Групповая, индивидуальная и работа в
Практическая
работа № 8:
«Характеристи
ка ГП
Ростовской
§ 1
§ 2 рельеф, полезные
ископаемые области.
62. Особенности климата
63. Воды Ростовской области
64. Почвы Ростовской области
08.05.
12.05.
15.05.
65. Растительность Ростовской
19.05.
области
66. Животный мир Ростовской
22.05.
области
67. Обобщение по теме:
Ростовская область»
26.05.
68. Проблемы взаимодействия
29.05.2016
природы и человека на
территории области.
Охраняемые объекты.
1
1
1
1
1
1
области»
парах.
Работа с картой и атласом
Презентации по темам, работа по
учебнику и печатным тетрадям,
информация Интернет, сообщения,
Рабочая печатная тетрадь – с.2830
(задания 1,3,5,7,9,10)
Интернетресурсы, школьная лекция,
конспектирование, дискуссия.
Работа с картой и атласом
§ 3
§ 4
§ 5
§ 6
§ 7
Сообщ
ения
учащих
ся,
презент
ации Результаты освоения и система оценки:
Формы текущего контроля: практическая работа, собеседование, тест,
минипроект.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
1 Называть и (или) показывать:
предмет изучения географии России;
основные средства и методы получения географической информации:
субъекты Российской Федерации;
пограничные государства;
особенности географического положения, размеры территории,
протяженность морских и сухопутных границ России;
границы часовых поясов:
основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически
опасные территории;
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и
антициклонах;
распределение рек страны по бассейнам океанов;
основные области современного оледенения и крупные ледники:
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации
земель в разных зонах и регионах;
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и
нерационального использования;
важнейшие природнохозяйственные объекты страны, в том числе
центры: промышленные, транспортные, научноинформационные,
финансовые, торговые, рекреационные, культурноисторические,
районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
народы, наиболее распространенные языки, религии;
примеры рационального и нерационального размещения производства;
объекты Всемирного культурного и природного наследия России
(список ЮНЕСКО);
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений
(засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
экологически неблагополучные районы России:
маршруты и территории первооткрывателей и исследователей
территории России.
2. Определять (измерять):
географическое положение объектов;
разницу в поясном времени территорий;
погоду по синоптической карте; параметры природных и социальноэкономических объектов и явлений
по различным источникам информации.
3. Описывать:
географическое положение страны, отдельных регионов и
географических объектов, его виды (экономикогеографическое,
геополитическое и т. д.);
образы природнохозяйственных объектов, в том числе одного из
районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского,
транспортного или рекреационного строительства;
особенности быта и религии отдельных народов.
4. Объяснять:
роль географических знаний в решении социальноэкономических,
экологических проблем страны;
влияние географического положения на особенности природы,
хозяйства и жизни населения России;
образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения
наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их
влияние на состояние погоды, образование смога;
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
почвообразовательные процессы, особенности растительного и
животного мира природных зон;
причины возникновения опасных природных явлений, их
распространение на территории страны;
разнообразие природных комплексов на территории страны;
особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов,
различия в уровнях их социальноэкономического развития;
роль географического фактора в развитии человеческого общества на
примере РФ;
уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и
культуры;
причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов
1.
хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления
человека к окружающей среде в разных географических условиях;
Оценивать и прогнозировать:
природноресурсный потенциал страны, региона;
экологическую ситуацию в стране, регионе
изменения природных и социальноэкономических объектов под
воздействием природных и антропогенных факторов; изменения в численности населения, изменения соотношения
городского и сельского населения, развитие системы городских
поселений;
развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей
местности.
Критерии оценки устного ответа:
Оценка «5» ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и
ученик может им оперировать.
Оценка «4» есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
Оценка «3» есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
Оценка «2» есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие
знаний и умений.
2. Критерии оценки письменного ответа:
«5» – выполнил всё задание правильно;
«4» выполнил всё задание с 12 ошибками;
«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
«2» –не выполнил задание.
2. Критерии оценки качества выполнения практических и
самостоятельных работ:
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью
самостоятельно: подбирают необходимые для проведения практической
работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа
оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации
результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется
учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения
от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на
правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана
при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Учащиеся
используют указанные учителем источники знаний, включая страницы
атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических
сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического
материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного
выполнения работы. Могут быть неточности и небрежности в оформлении
результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется
учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленными и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение
работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать
работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но
испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа,
статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены
к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать
правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью.
Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие
необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо
подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки.
4. Выполнение тестовых заданий.
Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания «дополните
предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла
соответственно.
Критерии оценок: «5»: (85 – 100% от общего числа баллов);
«4»: (70 – 84%); «3»: (50 – 69%); «2»: менее 50%
Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение
образовательного процесса:
УМК
: И.И.Баринова «География России. Природа» М.Дрофа 20102012гг.
географический атлас 8 класс, М.Дрофа 2013 – 2014гг.
В.Н.Алексенко, М.И.Мартынова География Ростовской области –
РостовнаДону, 20112014гг. и Атлас Ростовской области.
Рабочая тетрадь – География по Ростовской области, РостовнаДону,
20142016гг.
Цифровые образовательные ресурсы: Интернет сайты: nsportal
festival
. ru, proshkolu
zavuch
.1 september
. info
. ru, myshared
. ru,
. ru,
. ru, ppt
4 web
презентации по курсу географии 8 класса.
Географические карты:
1 Водные ресурсы России
2 Земельные ресурсы России
3 Население России
4 Растительность России
5 Экологические проблемы России
6 Минеральные ресурсы России
7 Климатическое районирование России
8 Особо охраняемые природные территории России
9 Часовые пояса России 10 Физикогеографическое районирование России
11 Рекреационные ресурсы России
12 Народы России
13 Важнейшие исследования и открытия территории России
14 ВосточноЕвропейская равнина
15 Север и сев.зап. Русской равнины
16 Центральная Россия
17 Поволжье
18 Юг Европейской России
19 Урал
20 Западная Сибирь
21 Дальний Восток
22 Восточная Сибирь
23 Физическая карта России
24 Природные зоны России
25 Агроклиматические ресурсы России
26 Полезные ископаемые России
27 Почвенная карта России
28 Климатическая карта России
29 Тектонические и минеральные ресурсы России
Технические средства обучения
№
Наименование
1
2
3
4
5
6
7
Экран
ПК
Мультимедийный проектор
Сканер
Телевизор
DVD
Принтер
Кол
во
1
1
1
1
1
1
1 СОГЛАСОВАНО
______/Л.П. Сухова/
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________ /Л.П. Сухова/
«30_»08. 2016г.
26.09.2016г. Тест: «Наша Родина на карте мира» урок № 8
1. Западная граница России не проходит со странами:
а) Швеция б) Норвегия в) Эстония г) Латвия д) Белоруссия е)
Украина
2. Россия имеет сухопутные границы с:
а) Японией в) Украиной д) Узбекистаном
б) Туркменией г) Литвой е) Киргизией
3. Самая протяженная граница у России с:
а) Монголией б) Китаем в) Казахстаном
4. Что такое государства – соседи 1го порядка?
а) государства члены СНГ в) дружественные
государства
б) наиболее могущественные государства мира г) пограничные
государства
5. Какая из названных стран СНГ не имеет сухопутной границы с РФ?
а) Украина б) Молдавия в) Белоруссия г) Казахстан
6. Самая северная точка России находится:
А) в архипелаге Северная Земля; Б) в архипелаге Шпицберген;
В) в архипелаге Земля Франца Иосифа.
7. Морские границы России, по сравнению с сухопутными, имеют
протяженность:
а) большую б) равную в) меньшую
8. Найдите ошибку в перечне государств, граничащих с Россией:
а) Польша б) Венгрия в) Монголия г) Норвегия
9. Общее количество пограничных государств России:
а) 12 б) 14 в) 16 г) 18 стран
10. Установите соответствие между именами путешественников и
исследователей и их вкладом в изучение территории России.
А) И. Папанин
Б) Н. Пржевальский
1. Северный морской путь
2. Открыл пролив между Азией и Америкой В) В. Беринг
Г) О. Шмидт
3. Зимовал на дрейфующей станции
4. Изучал Уссурийский край
11. Какое время называют местным?
а) Время в границах одного часового пояса
б) Время на одном и том же меридиане
в) Время, введенное специальным постановлением в 1930 году
г) Время, введенное в 1981 году (стрелки часов переводят два раза в год)
12. Пересекая линию перемены дат с запада на восток, необходимо
а) Прибавить сутки б) Вычесть сутки в) Оставить дату прежней
13. Какое время называют декретным?
а) Время в границах одного часового пояса
б) Время на одном и том же меридиане
в) Время, введенное специальным постановлением в 1930 году
г) Время, введенное в 1981 году (стрелки часов переводят два раза в год)
14. Сколько времени будет в городе Анадырь (11 пояс), если в Москве 13
часов (2 пояс)?
а) 15часов б) 18 часов в) 10 часов г) 22 часа
15. Крайняя южная точка России расположена
а) на Чукотском полуострове в) в Республике Дагестан
б) в Калининградской области г) на полуострове Таймыр
16. С каким государством Россия граничит по линии перемены дат?
а) США б) Японией в) Норвегией
г) Польшей
Ответы: 1 – а; 2 – в,г; 3 – в; 4 –г; 5 – б; 6 – в; 7 – а; 8 – в; 9 – г;
10: а – 3; б – 4; в – 2; г – 1; 11 – б; 12 – в; 13 – в; 14 – г; 15 – в; 16 – а.
Рабочая программа по географии в 8 классе
Рабочая программа по географии в 8 классе
Рабочая программа по географии в 8 классе
Рабочая программа по географии в 8 классе
Рабочая программа по географии в 8 классе
Рабочая программа по географии в 8 классе
Рабочая программа по географии в 8 классе
Рабочая программа по географии в 8 классе
Рабочая программа по географии в 8 классе
Рабочая программа по географии в 8 классе
Рабочая программа по географии в 8 классе
Рабочая программа по географии в 8 классе
Рабочая программа по географии в 8 классе
Рабочая программа по географии в 8 классе
Рабочая программа по географии в 8 классе
Рабочая программа по географии в 8 классе
Рабочая программа по географии в 8 классе
Рабочая программа по географии в 8 классе
Рабочая программа по географии в 8 классе
Рабочая программа по географии в 8 классе
Рабочая программа по географии в 8 классе
Рабочая программа по географии в 8 классе
Рабочая программа по географии в 8 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.