Настоящая программа составлена на основании приказа Министерства образования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», и предназначена для изучения курса «Химии» в 9 классе сред¬ней общеобразовательной школы, является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. При составлении рабочей программы в основную программу изменения не вносились. В связи с тем, что по учебному плану школы в 9- классах предусматривается 34 учебные недели, на изучение курса отводится 68 часов.
За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Габриелян О.С.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф., опубликованная издательством «Дрофа» в 2013 году (стр. 37). Данная программа относится к авторским программам, составленным в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта.
Пояснительная записка.
Настоящая программа составлена на основании приказа Министерства образования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования», и предназначена для изучения курса «Химии» в 9 классе средней общеобразовательной школы, является логическим продолжением
программ, предложенных для основной школы. При составлении рабочей программы в основную программу изменения не вносились. В связи с тем,
что по учебному плану школы в 9 классах предусматривается 34 учебные недели, на изучение курса отводится 68 часов.
За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Габриелян О.С.), рекомендованная
Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф., опубликованная издательством
«Дрофа» в 2013 году (стр. 37). Данная программа относится к авторским программам, составленным в полном соответствии с федеральным
компонентом государственного стандарта.
Цели изучения химии в 9 классе:
Формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека
независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с
критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
Формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира;
умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для
этого химические знания;
Приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей),
имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки
информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни;
Специфика и задачи курса химии 9 класса.
В содержании курса 9 класса изучаются вопросы неорганической химии. Вначале рассматриваются свойства простых веществ металлов и
неметаллов как повторение и углубление материала, изученного в 8 классе. Химия элементов раскрывается в следующей последовательности:
сначала учащиеся знакомятся с соединениями металлов (от простых веществ и соединений щелочных металлов до простых веществ и соединений
алюминия и железа), а затем с простыми веществами и соединениями неметаллов (от галогенов до кремния и углерода). Рассмотрение на
заключительном этапе соединений углерода позволяет сделать плавный и закономерный переход к общему знакомству с органическими
веществами.
Особенности курса составляет ряд авторских находок, отличающих его от действующих.
Предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также
важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, использования в повседневной жизни, роли в природе и
материальном производстве. Практическая направленность материала преследует цель пробудить у учащихся интерес к познанию химии имотивировать у них желание продолжить изучение предмета в старшей профильной школе. Для тех ребят, кто ориентирован на иной профиль
(гуманитарный, физикоматематический и др.), курс ставит целью показать роль химии в организации мира веществ, а также повседневной жизни.
Значительное место в курсе отведено химическому эксперименту, который способствует формированию у учащихся навыков работы с
химическим оборудованием и реактивами, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в химическом кабинете
(лаборатории) и быту. С учетом специфики конкретного образовательного учреждения (малокомплектной сельской школы, класса с углубленным
изучением предмета и т.п.) время, отведенное на выполнение практических работ, их количество и содержание могут быть изменены.
Важным условием для организации обучения является наличие в кабинете мульти медиа оборудования: компьютер, цифровой проектор, большой
экран или интерактивная доска, цифровой микроскоп, интерактивная система контроля и оценки знаний Votum.
Условия реализации программы:
Цель:
1. Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную
группу или общность носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с материальным миром.
2. Обеспечение ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья
своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе.
3. Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о многообразии веществ; познавательных качеств
личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования, формированием интеллектуальных
умений.
4. Овладение
ключевыми компетентностями:
учебнопознавательными,
информационными,
ценностносмысловыми,
коммуникативными.
5. Формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры
как способности к эмоциональноценностному отношению к веществам.
Тема и тип урока
Дата
Элементы содержания
Предметные
Метапредметные
Тематическое планирование с УУД:
Характеристика
химического элемента на
основании его положения в
ПС.
строение атома,
простые и
сложные вещества, генетические
ряды Ме и неМе.
предсказания Д.И. Менделеева.
Научатся: структурировать
таблицу «Периодическая
система химических
элементов Д. И.
Менделеева»: А и Б
Регулятивные: ставят учебные задачи на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что
ещё неизвестно
Формируют ответственное отношение к учению
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса
Цель: повторить вопросы строения атома и основных законов. (3ч.)
№
п/п
1.Цель: обобщить знания о
строении атома и характере
простых веществ.
(обобщение и
систематизация)
Периодический закон и
периодическая
система
Д.И. Менделеева в свете
учения о строении атома.
Цель:
систематизировать
знания о закономерных
изменениях
свойств
элементов в периодах и
группах ПС.
(обобщение и
систематизация)
Менделеевым
открытие Д.И.
периодического закона;
закономерности
изменения
свойств элементов в периодах и
группах.
неорганических
их генетическая
расчет доли выхода
от
классы
соединений,
связь,
продукта
теоретически возможного.
реакции
классы
Основные
неорганических
соединений
оксиды,
основания, кислоты, соли;
Цель:
систематизировать
знания о классификации
веществ; обобщить знания
по решению задач.
(обобщение
систематизация)
и
2
3
группы, периоды, давать
характеристику элементам,
исходя из их положения в
таблице
Получат возможность
научиться: оценить научный
подвиг Д. И. Менделеева:
исправление относительных
атомных масс, предсказание
существования неоткрытых
элементов, перестановки
химических элементов в
периодической системе
Научатся: формулировать
периодический закон
Получат возможность
научиться: видеть
периодическую систему как
естественнонаучную
классификацию химических
элементов
Научатся: определять
состав, номенклатура
основных классов
Получат возможность
научиться: определять
генетические связи между
классами неорганических
веществ
Познавательные: самостоятельно
работают с различными источниками
информации: находят биологическую
информацию, анализируют и оценивают
информацию
Коммуникативные: формулируют
собственное мнение и позицию, задают
вопросы
Регулятивные: ставят учебные задачи на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что
ещё неизвестно
Познавательные: определяют понятия
«химический элемент»,
«порядковый
(атомный) номер», «массовое число»,
«изотоп»,
«относительная атомная
масса»,
«электронная оболочка»,
«электронный слой», «периодическая
система химических элементов»
Коммуникативные:
формулируют
собственное мнение и позицию, задают
вопросы
Регулятивные: ставят учебные задачи на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что
ещё неизвестно
Познавательные: исследуют свойства
изучаемых веществ,
классифицируют
изучаемые вещества по составу,
наблюдают и описывают химические
реакции с помощью естественного
(русского, родного) языка и языка химии,
характеризуют состав и свойства веществ
основных классов неорганических
соединений
Коммуникативные:
формулируют
собственное мнение и позицию, задают
вопросы
Формируют устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива
Формируют ответственное отношение к учению
Общая характеристика химических элементов и химических реакций.
Цель: сформировать знания об общей характеристике химических элементов(10ч).Характеристика
химического элемента на
основании его положения в
ПС
Цель: создать условия для
особенностей
изучения
химических
элементов,
исходя из положения в ПС.
(комбинированный)
изменения
закономерности
свойств атомов, простых веществ
образованных
и соединений,
химическими элементами,
в
пределах главных подгрупп и
периодов ПС
определять
Научатся:
закономерности изменения
свойств атомов, простых
веществ и соединений
Получат
возможность
научиться:
моделировать
атомы, простые вещества и
соединения
1.
2.
3.
Характеристика
химического элемента по
кислотноосновным
свойствам образуемых им
соединений.
Цель: создать условия для
изучения
особенностей
химических элементов по
кислотноосновным
свойствам.
(комбинированный)
Амфотерные оксиды и
гидроксиды.
Цель: создать условия для
изучения
особенностей
амфотерных соединений.
(комбинированный)
или
Переходные элементы,
переходные
металлы.
Зависимость химических свойств
оксидов
гидроксидов
элементов побочных подгрупп
ПС от степеней окисления их
атомов
и
Амфотетрные
и
гидроксиды, соединения цинка и
хрома
оксиды
4. Периодический закон и
Периодическая система
химических
элементов
Д.И. Менделеева.
Цель: создать условия для
обобщения знаний о ПС.
(комбинированный)
закон,
ПС,
Периодический
отображение
графическое
периодического
закона,
физический смысл порядкового
номера химического элемента,
номера группы и номера периода,
значение закона
Формируют ответственное отношение к учению
Формируют устойчивый познавательный интерес
Позитивная моральная самооценка
Формируют устойчивый познавательный интерес
Регулятивные: ставят учебные задачи на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что
ещё неизвестно
Познавательные: исследуют свойства
изучаемых веществ,
классифицируют
изучаемые вещества по составу,
характеризуют состав и свойства веществ
Коммуникативные:
формулируют
собственное мнение и позицию, задают
вопросы
Регулятивные: ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно
Познавательные: исследуют свойства
изучаемых веществ,
классифицируют
изучаемые вещества по составу,
характеризуют состав и свойства веществ
Коммуникативные:
формулируют
собственное мнение и позицию, задают
вопросы
Регулятивные:
вносят коррективы и
дополнения в способ своих действий в
случае расхождения эталона, реального
действия и его продукта
Познавательные: исследуют свойства
изучаемых веществ,
классифицируют
изучаемые вещества по составу,
характеризуют состав и свойства веществ,
определяют основную и второстепенную
Коммуникативные:
информацию
формулируют собственное мнение и
позицию, задают вопросы
Регулятивные: выделяют и осознают то,
что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознают качество и уровень
усвоения
Познавательные:
и
обосновывают гипотезы,
предлагают
способы их проверки, строят логические
цепи рассуждений, составляют целое из
частей,
самостоятельно достраивая,
восполняя недостающие компоненты
Коммуникативные:
формулируют
выдвигают
Научатся:
определять
закономерности изменения
свойств атомов, простых
веществ и соединений
возможность
Получат
научиться:
моделировать
атомы, простые вещества и
соединения по степени
окисления
Научатся:
определять
особенности амфотерных
соединений
возможность
Получат
научиться:
моделировать
соединения по степени
окисления
использовать
Научатся:
закон,
периодический
использовать
ПС для
графического отображения
периодического закона
возможность
Получат
научиться:
видеть
периодическую систему как
естественнонаучную
классификацию химических
элементов5. Периодическая
зависимость
свойств
химических элементов и
образованных
ими
соединений.
Цель: создать условия для
изучения периодичности
изменения свойств
(комбинированный)
и
прогнозирование
предсказывание
новых
химических элементов, описание
их свойств и пути открытия
Научатся:
использовать
периодический закон для
прогнозирования
новых
элементов
возможность
Получат
научиться:
видеть
периодический закон как
инструмент
прогнозирования
элементов
новых
Химическая организация
природы
Цель: создать условия для
изучения
химической
организации неживой и
живой природы
(комбинированный)
химическая организация планет
солнечной системы, строение
химические элементы
земли,
живых клеток,
макро и
микроэлементы,
ферменты,
витамины, гормоны
Научатся:
исследовать
химический состав живых и
неживых тел
Получат
научиться:
моделировать
живой и неживой природы
возможность
виртуально
объекты
6.
7.
реакции.
химической
Химические
Скорость
реакции.
Цель: создать условия для
изучения
факторов,
влияющих на скорость
химической реакции
(открытие нового знания)
Химические реакции и их
классификация,
признаки
классификации
химических
реакций, скорость химических
реакций, факторы, влияющие на
скорость
8. Катализаторы и катализ.
Цель:
сформировать
понятие катализаторы и
катализ
ферменты,
Катализаторы,
катализ(гомогенный,
гетерогенный, ферментативный),
ингибиторы, антиоксиданты
Научатся:
выяснять
влияние факторов на
скорость
химических
реакций
Получат
научиться:
моделировать
реакций
возможность
виртуально
уравнения
Научатся:
классифицировать
катализаторы
Получат
возможность
выдвигают
собственное мнение и позицию, задают
вопросы
Регулятивные: выделяют и осознают то,
что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознают качество и уровень
усвоения
Познавательные:
и
обосновывают гипотезы,
предлагают
способы их проверки, строят логические
цепи рассуждений, составляют целое из
частей
Коммуникативные:
формулируют
собственное мнение и позицию, задают
вопросы
Регулятивные:
вносят коррективы и
дополнения в способ своих действий в
случае расхождения эталона, реального
действия и его продукта
Познавательные:
самостоятельно
создают алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера,
анализируют
объект,
выделяя существенные и
несущественные признаки
Коммуникативные:
устанавливают
рабочие отношения, учатся эффективно
сотрудничать
способствовать
продуктивной кооперации
Регулятивные:
принимают
познавательную цель, сохраняют ее при
выполнении
действий,
регулируют весь процесс их выполнения и
четко
выполняют
требования
познавательной задачи
Познавательные:
и
формулируют проблему, устанавливают
причинноследственные связи,
строят
логические цепи рассуждений
Коммуникативные:
развивают
способность с помощью вопросов
добывать недостающую информацию
Регулятивные:
последовательность
целей с учетом конечного результата
Познавательные:
определяют
промежуточных
выделяют
выделяют
учебных
и
и
Формируют устойчивый познавательный интерес
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения(открытие нового знания)
обобщить
Разнообразие химических
реакций
и
Цель:
систематизировать знания по
теме
(обобщение
и
систематизация знаний и
умений)
Задания и упражнения
научиться:
моделировать
реакций,
катализаторами
виртуально
уравнения
с
идущие
Научатся: определять тип
реакции и факторы,
влияющие на скорость
реакции
возможность
Получат
самоанализу
научиться:
своих
по
выполнению заданий по теме
действий
Значение ПС и ПЗ для
науки
Цель: создать условий для
контроля и коррекции
знаний по теме металлы.
(развернутое оценивание)
контроль и оценка знаний по теме Научатся: структурировать
свои знания по теме
Получат возможность:
работы над причинами
ошибок и поиск путей их
устранения
Металлы.
формулируют проблему, устанавливают
причинноследственные связи,
строят
логические цепи рассуждений
Коммуникативные:
развивают
способность с помощью вопросов
добывать недостающую информацию
Регулятивные: оценивают достигнутый
результат, предвосхищают результат и
уровень усвоения
(какой будет
результат?)
Познавательные: выбирают основания и
критерии для сравнения,
сериации,
классификации объектов
Коммуникативные:
описывают
содержание совершаемых действий с
целью
предметно
практической или иной деятельности
Регулятивные: оценивают достигнутый
результат, предвосхищают результат и
уровень усвоения
(какой будет
результат?)
Познавательные: выбирают основания и
критерии для сравнения,
сериации,
классификации объектов
Коммуникативные:
описывают
содержание совершаемых действий с
целью
предметно
практической или иной деятельности
ориентировки
ориентировки
9.
10.
1.
Значение Ме в истории
Цель: создать условия для
формирования знаний о
значимости
для
человека.
(открытие нового знания)
Ме
2. Положение Ме в ПС и
особенности строения их
атомов.
бронзовый,
медный,
век
железный;
сплавы черные и цветные.
художественное литье.
Научатся: понимать
значение Ме в истории
Получат возможность:
узнать историю открытия
естественных
семейств
химических элементов
Цель: сформировать знания об основных свойствах Ме и закономерностях изменения их свойств (20 ч.)
Регулятивные:
принимают
познавательную цель, сохраняют ее при
выполнении
действий,
регулируют весь процесс их выполнения и
четко
выполняют
требования
познавательной задачи
Познавательные: выбирают смысловые
единицы текста и устанавливать
отношения между ними
Коммуникативные: умение слушать и
слышать друг друга
Регулятивные: составляют план и
последовательность действий,
Познавательные:
особенности строения атомов
металлов;
относительность деления на Ме
Научатся: характеризовать
металлы малых и больших
периодов по их положению в
выделяют
учебных
Оптимизм в восприятии мира
Оптимизм в восприятии мира
Формируют устойчивый познавательный интерес
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уваженияЦель: сформировать знания
об особенностях строения
атомов Ме.
(открытие нового знания)
и неМе.
3. Общие
физические
свойства Ме.
Цель: создание условий для
систематизации знаний о
зависимости физических
свойств и строении атомов.
(комбинированный)
4. Общие
химические
свойства Ме.
Цель: создание условий для
развития
логического
мышления по созданию
взаимосвязи м/у строением и
свойствами.
(комбинированный)
5
Ряд напряжения металлов.
Цель:
рассмотреть ряд
напряжения Ме, разобрать
зависимость свойств от
положения
ряду
напряжения.
(комбинированный)
в
связь,
Металлическая
кристаллическая решетка Ме;
Физические
пластичность,
теплопроводность, Ме блеск.
Черные и цветные Ме,
драгоценные Ме.
свойства:
электро
Взаимодействие Ме с простыми и
сложными веществами.
особенности взаимодействия Ме
с растворами кислот и солей;
использование
растворимости
прогнозирования свойств.
таблицы
для
6. Получение металлов.
Цель: сформировать знания
Ме в пироде, руды Ме;
Металлургия:
выводы
периодической системе
Получат возможность:
делать
о
закономерностях изменений
свойств металлов в периодах
и группах периодической
системы
Научатся: исследовать
физические свойства
изучаемых веществ
Получат возможность:
прогнозировать физические
свойства соединений
металлов на основе знаний о
периодическом законе
Научатся: исследовать
химические свойства
изучаемых веществ
Получат возможность:
прогнозировать химические
свойства соединений
металлов на основе знаний о
периодическом законе
Научатся: использовать ряд
напряжения металлов и
определять его значение
Получат возможность:
изучить
закономерности
изменения в периодах и
группах физических и
химических свойств простых
веществ,
и
гидроксидов, образованных
металлами IIIIАгрупп
Научатся:
классифицировать способы
оксидов
характеристики
количественные
объектов, заданные словами, выделяют
объекты и процессы с точки зрения
целого и частей, структурируют знания
Коммуникативные: развивают умение
интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми
Регулятивные: ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно
Познавательные: применяют методы
информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств,
структурируют знания
Коммуникативные: адекватно
используют речевые средства для
дискуссии и аргументации своей позиции
Регулятивные: составляют план и
последовательность действий,
самостоятельно формулируют
познавательную цель и строят действия в
соответствии с ней
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную цель,
выражают смысл ситуации различными
средствами (рисунки, символы, схемы)
Коммуникативные: учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные: выделяют и осознают то,
что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознают качество и уровень
усвоения
Познавательные: выделяют и
формулируют проблему, выдвигают и
обосновывают гипотезы, предлагают
способы их проверки
Коммуникативные: развивают
способность с помощью вопросов
добывать недостающую информацию
Регулятивные: осознают качество и
уровень усвоения, оценивают
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
Формируют устойчивый познавательный интерес
Формируют устойчивый познавательный интерес
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уваженияоб особенностях получения
Ме.
(комбинированный)
микробиологическая
электрометаллургия
и
получения металлов
Получат возможность:
виртуально провести
реакции получения
отдельных групп металлов
7. Сплавы.
сформировать
Цель:
понятие
сплавы
и
познакомить и различными
видами сплавов и их
свойствами.
(открытие нового знания)
строения и
Особенности
получения сплавов,
бронза,
латунь, мельхиор, сталь, чугун,
дюралюминий и др.
Научатся: определять по
составу вид сплава и его
свойства
Получат возможность:
виртуального получения
различных сплавов
8. Коррозия Ме.
Цель:
сформировать
понятие коррозии; способах
её устранения.
(открытие нового знания)
понятие о коррозии Ме;
способы борьбы с коррозией:
защитные покрытия, лигирующие
добавки, ингибиторы коррозии,
протекторная
защита.
Научатся: определять
признаки коррозии металлов
и применения способа
борьбы с коррозией
Получат возможность:
виртуального использования
лигирующих добавок,
ингибиторов коррозии и
защитных покрытий для
металлических изделий
9. Щелочные Ме.
Цель: доказать особенности
свойств щелочных Ме,
сформировать условия для
выяснения
зависимости
свойств от положения в ПС.
особенности строения атомов;
химические свойства,
особенности взаимодействия с
водой, кислотами.
определять
Научатся:
изменение
физических
свойств щелочных металлов
увеличением
с
относительной
атомной
массы
устанавливают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания,
выражают смысл ситуации различными
средствами (рисунки, символы, схемы,
знаки), устанавливают причинно
следственные связи
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать, корректировать и
оценивать его действия
Регулятивные: выделяют и осознают то,
что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознают качество и уровень
усвоения
Познавательные: структурируют знания,
выражают смысл ситуации различными
средствами (рисунки, символы, схемы,
знаки),
причинно
следственные связи
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать, корректировать и
оценивать его действия
Регулятивные: ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно
Познавательные: осуществляют поиск и
выделение необходимой информации,
анализируют объект, выделяя
существенные и несущественные
признаки, самостоятельно создают
алгоритмы деятельности при решении
проблем творческого и поискового
характера
Коммуникативные: планируют общие
способы работы, умеют представлять
конкретное содержание и сообщать его в
письменной и устной форме
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней,
ставят учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже известно и
усвоено, и того, что еще неизвестно
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива
Устойчивый познавательный интерес(комбинированный)
10. Щелочноземельные Ме.
Цель: систематизировать
знания об изменениях
свойств
из
положения в ПС.
(комбинированный)
исходя
сравнительная характеристика
атомов;
сравнительная характеристика
физических и химических
свойств.
11. Соединения
щелочноземельных Ме.
Цель: выяснить значение
соединений
щелочноземельных
Ме в н/х.
(комбинированный)
12. Алюминий.
Цель: выяснить особенности
алюминия исходя из
положения в ПС.
(комбинированный)
их
Оксиды и гидроксиды,
получение и применение;
CaO и MgO;
Известковая вода,
известковое молоко.
пушенка,
строение атома по положению в
ПС.
кристаллическая
простое вещество алюминий;
физические и химические
свойства; алюмотермия.
решетка,
Получат возможность:
познакомиться с историей
естественного
открытия
семейства
химических
элементов – щелочные
металлы
Научатся:
выяснять
изменение
физических
свойств и химической
активности
щелочно
земельных металлов при
увеличении относительной
атомной массы
Получат возможность:
познакомиться с магнием и
естественным семейством
щелочноземельных
металлов
Научатся:
исследовать
свойства изучаемых веществ
Получат возможность:
свойства
описывать
соединений
щелочно
земельных металлов на
основе наблюдений за их
превращениями
Научатся:
исследовать
физических
изменение
свойств и химической
активности алюминия
Получат возможность:
виртуального проведения
получения
реакций
алюминия
в
промышленности
средствами
средствами
объект,
и
объект,
и
Познавательные: осуществляют поиск и
выделение необходимой информации,
выделяя
анализируют
существенные
несущественные
признаки, выражают смысл ситуации
различными
(рисунки,
символы, схемы, знаки), устанавливают
причинноследственные связи
Коммуникативные: планируют общие
способы работы, умеют представлять
конкретное содержание и сообщать его в
письменной и устной форме
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней
Познавательные: осуществляют поиск и
выделение необходимой информации,
анализируют
выделяя
существенные
несущественные
признаки, выражают смысл ситуации
различными
(рисунки,
символы, схемы, знаки), устанавливают
причинноследственные связи
Коммуникативные: планируют общие
способы работы, умеют представлять
конкретное содержание и сообщать его в
письменной и устной форме
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней,
Познавательные: осуществляют поиск и
выделение необходимой информации,
анализируют
выделяя
существенные и несущественные признаки
Коммуникативные: планируют общие
способы работы
Регулятивные: составляют план и
последовательность
действий,
самостоятельно
формулируют
познавательную цель и строят действия в
соответствии с ней
Познавательные:
и
формулируют познавательную цель,
выражают смысл ситуации различными
средствами (рисунки, символы, схемы)
выделяют
объект,
Устойчивый познавательный интерес
Устойчивый познавательный интерес
Формируют ответственное отношение к учению13.
Соединения алюминия.
Цель: создать условия для
выяснения
значения
соединений алюминия для
н/х.
(комбинированный)
распространенность алюминия в
природе;
алюмосиликаты,
гликозем,
разновидности;
соли алюминия.
бокситы,
корунд и его
исследовать
Научатся:
соединения алюминия и
доказывать их амфотерность
Получат возможность:
познакомиться с различными
минералами, содержащими
соединения алюминия
14.
Железо.
Цель:
определить
особенности свойств атома
железа исходя из положения
в ПС.
(комбинированный)
строение атома железа, степени
окисления +2,+3.
физические и химические
свойства, техническое значение;
железо в природе: оксидные и
сульфидные руды.
его
Научатся:
исследовать
особенности строения атома
железа,
степени
окисления
Получат возможность:
познакомиться
с
минералами, содержащими
железо
15.
Генетический ряд железа
+2.
Цель: выяснить особенности
соединений железа + 2.
(комбинированный)
соединения железа и степени его
Fe FeCl2
окисления +2;
Fe(OH)2 FeO Fe.
основной характер оксида и
гидрооксида железа +2;
качественные реакции на ионы
железа +2.
Научатся: исследовать
генетический ряд железа + 2
Получат возможность:
виртуально осуществить
превращение и качественные
реакции на катион железа +
2
объект,
и
Коммуникативные:
учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней,
предвосхищают результат и уровень
усвоения (какой будет результат?)
Познавательные: осуществляют поиск и
выделение необходимой информации,
выделяя
анализируют
существенные
несущественные
признаки, структурируют знания
Коммуникативные: планируют общие
способы работы, умеют представлять
конкретное содержание и сообщать его в
письменной и устной форме
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней,
предвосхищают результат и уровень
усвоения (какой будет результат?)
Познавательные: осуществляют поиск и
выделение необходимой информации,
анализируют
выделяя
несущественные
существенные
признаки,
знания,
выражают смысл ситуации различными
средствами (рисунки, символы, схемы)
Коммуникативные: планируют общие
способы работы, умеют представлять
конкретное содержание и сообщать его в
письменной и устной форме
Регулятивные: осознают качество и
уровень
усвоения,
оценивают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания,
выражают смысл ситуации различными
средствами (рисунки, символы, схемы)
выражают смысл ситуации различными
средствами (рисунки, символы, схемы)
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать,
корректировать и
структурируют
объект,
и
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
Формируют ответственное отношение к учению
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения16.
Генетический ряд железа
+3.
Цель: разобрать особенности
соединений железа +3.
(комбинированный)
FeCl3
соединения железа +3 согласно
ряда:Fe
Fe(OH)3
Fe2O3 Fe.
качественные реакции на железо
+3;
соли железа +3;
биологическая роль железа.
Научатся: исследовать
генетический ряд железа + 3
Получат возможность:
виртуально осуществить
превращение и качественные
реакции на катион железа +
3
17.
Генетическая связь между
металлами.
Цель: систематизировать
знаний по теме.
(обобщения
систематизации)
и
решение задач и упражнений
Научатся: решать задачи на
примеси и массовую долю
компонента
Получат возможность:
изучить механизмы реакций
различных металлов
по
макетам
18.
Значение Ме для н/х.
Цель: обобщить особенности
Ме и их соединений.
(обобщения
систематизации)
и
решение задач и упражнений;
Научатся: решать задачи на
примеси и массовую долю
компонента
Получат возможность:
изучить механизмы реакций
различных металлов
по
макетам
19. Особенности Ме побочных
подгрупп
Цель: познакомить учащихся
с особенностями атомов
Металлы подгруппы Mn, Cr, V,
Sn, Zn, благородные металлы
исследовать
металлов
Научатся:
особенности
побочных подгрупп
Получат возможность:
объект,
и
оценивать его действия
Регулятивные: осознают качество и
уровень
усвоения,
оценивают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания,
выражают смысл ситуации различными
средствами (рисунки, символы, схемы)
выражают смысл ситуации различными
средствами (рисунки, символы, схемы)
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать,
корректировать и
оценивать его действия
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней
Познавательные: осуществляют поиск и
выделение необходимой информации,
выделяя
анализируют
существенные
несущественные
признаки, структурируют знания, умеют
выводить следствия из имеющихся в
условии задачи данных
Коммуникативные:
описывают
содержание совершаемых действий с
целью
предметно
практической или иной деятельности
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней
Познавательные: осуществляют поиск и
выделение необходимой информации,
анализируют
выделяя
существенные
несущественные
признаки, структурируют знания, умеют
выводить следствия из имеющихся в
условии задачи данных
Коммуникативные:
описывают
содержание совершаемых действий с
целью
предметно
практической или иной деятельности
Регулятивные: учатся устанавливать и
сравнивать разные точки зрения, прежде
чем принимать решение и делать выбор
Познавательные: осуществляют поиск и
объект,
и
ориентировки
ориентировки
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
Знание основных принципов и правил отношения к природе
Знание основных принципов и правил отношения к природе
Оптимизм в восприятии мираметаллов
подгрупп.
(обобщения
систематизации)
побочных
и
виртуально
механизмы
реакций
изучить
характерных
20.
Разнообразие Ме и их
значение для человека.
Цель: создать условий для
контроля и коррекции
знаний по теме металлы.
контроль и оценка знаний по теме Научатся: структурировать
свои знания по теме
Получат возможность:
работы над причинами
ошибок и поиск путей их
устранения
ориентировки
объект,
и
выделение необходимой информации,
выделяя
анализируют
существенные
несущественные
выбирают основания и
признаки,
критерии для сравнения,
сериации,
классификации объектов
Коммуникативные:
описывают
содержание совершаемых действий с
целью
предметно
практической или иной деятельности
Регулятивные: оценивают достигнутый
результат, предвосхищают результат и
уровень усвоения
(какой будет
результат?)
Познавательные: выбирают основания и
критерии для сравнения,
сериации,
классификации объектов
Коммуникативные:
описывают
содержание совершаемых действий с
целью
предметно
практической или иной деятельности
ориентировки
Цель: создать условия для закрепления умений проведения практических работ по свойствам Ме
Химический практикум по теме металлы (3 ч)
1.
2.
Практическая работа №1.
«Осуществление цепочки
химических превращений»
Цель: создать условия для
проведения
химических
реакций
химическая посуда,
приемы
работы с химической посудой,
виды химической посуды
осуществлять
химических
Научатся:
цепочки
превращений
Получат возможность:
изучить
механизмы
проводимых реакций
Практическая работа №2.
«Получение и свойства
соединений Ме»
Цель: создать условия для
проведения
химических
реакций
химическая посуда,
приемы
работы с химической посудой,
виды химической посуды
Научатся: осуществлять
цепочки химических
превращений
Получат возможность:
изучить механизмы
проводимых реакций
выражают смысл
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней
Познавательные:
ситуации различными средствами
( символы, схемы, знаки), выполняют
операции со знаками и символами, строят
логические цепи рассуждений
Коммуникативные: планируют общие
способы работы, умеют представлять
конкретное содержание и сообщать его в
письменной форме
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней
Познавательные:
ситуации различными средствами
( символы, схемы, знаки), выполняют
операции со знаками и символами, строят
логические цепи рассуждений
Коммуникативные: планируют общие
выражают смысл
Оптимизм в восприятии мира
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива3.
Практическая работа №3.
«Экспериментальные задачи
по
распознаванию и
получению соединений Ме»
Цель: создать условия для
проведения
химических
реакций
химическая посуда,
приемы
работы с химической посудой,
виды химической посуды
Научатся: осуществлять
цепочки химических
превращений
Получат возможность:
изучить механизмы
проводимых реакций
способы работы, умеют представлять
конкретное содержание и сообщать его в
письменной форме
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней
Познавательные:
ситуации различными средствами
( символы, схемы, знаки), выполняют
операции со знаками и символами, строят
логические цепи рассуждений
Коммуникативные: планируют общие
способы работы, умеют представлять
конкретное содержание и сообщать его в
письменной форме
выражают смысл
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива
Цель: сформировать основные понятия об особенностях неМе и их соединениях. (20ч.)
Неметаллы.
1. Общие свойства неМе.
Цель: выяснить свойства
неМе исходя из положения в
ПС и строения атома.
(открытие нового знания)
строения атома неметалла;
электроотрицательность,
мера неметаличности, ряд ЭО;
кристаллическое строение неМе
простых веществ;
явление аллотропии.
как
2.
Химические элементы в
клетках живых
организмов.
Цель: систематизировать
знания о значении неМе для
живых организмов.
(обобщения и
систематизации)
макро
и микроэлементы,
органогены и органические
вещества;
в
роль
жизнедеятельности растений и
животных;
витамины и гормоны.
микроэлементов
выводы
Научатся:
давать общую
характеристику неметаллов
по их положению в
периодической
системе
химических элементов Д. И.
Менделеева
Получат возможность:
делать
о
закономерностях изменений
свойств неметаллов в
периодах
группах
периодической системы
Научатся:
давать
характеристику макро и
микроэлементам
Получат возможность:
изучить
особенность
влияния неметаллов на
клетки живых организмов
и
Формируют ответственное отношение к учению
Оптимизм в восприятии мира
учебных
Регулятивные:
принимают
познавательную цель, сохраняют ее при
выполнении
действий,
регулируют весь процесс их выполнения и
четко
требования
выполняют
познавательной задачи
Познавательные: выбирают смысловые
единицы текста и устанавливать
отношения между ними
Коммуникативные: умение слушать и
слышать друг друга
Регулятивные: учатся устанавливать и
сравнивать разные точки зрения, прежде
чем принимать решение и делать выбор
Познавательные: осуществляют поиск и
выделение необходимой информации,
выделяя
анализируют
существенные
несущественные
выбирают основания и
признаки,
критерии для сравнения,
сериации,
классификации объектов
Коммуникативные:
описывают
содержание совершаемых действий с
целью
предметно
практической или иной деятельности
объект,
и
ориентировки
3.
Водород.
строение и свойства атома Научатся:
выявлять Регулятивные:
составляют план и Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уваженияЦель: выяснить и изучить
особенности
строения
водорода и его свойства
(комбинированный)
двойственное
водорода,
положение водорода в ПС,
физические и химические
свойства, водород в природе,
применение
водорода,
распознавание водорода
между
закономерность
строением атома водорода и
его свойств.
Получат возможность:
изучить
причины
двойственности положения
водорода в ПС
4.
5.
6.
Вода.
Цель: выяснить и изучить
особенности
строения
молекулы воды и её
значения для природы
(комбинированный)
строение
молекулы воды,
водородная связь, физические
свойства воды, гидрофильные и
гидрофобные
вещества,
химические свойства воды,
гидролиз
выявлять
Научатся:
закономерность
между
строением молекулы воды и
её свойствами.
Получат возможность:
изучить значение воды для
живых организмов
Вода в жизни человека.
Цель: создать условия для
обобщения
знаний о
значимости воды в жизни
человека
(обобщения
систематизации)
и
круговорот воды в природе,
очистка воды, аэрация воды,
бытовые фильтры, минеральные
воды, дистиллированная вода
давать
Научатся:
характеристику воды
Получат возможность:
изучить
особенность
влияния воды на человека
Галогены.
Цель: выяснить и изучить
особенности
строения
атомов галогенов и их
свойства.
(открытие нового знания)
простые
строение атомов и степени
окисления;
строение молекулы,
вещества;
закономерности в изменении
физических и химических
свойств в зависимости от роста
порядкового номера.
исследовать
строения
Научатся:
особенности
галогенов
Получат возможность:
виртуально строить модели
молекул галогенов
текста
текста
единицы
единицы
действий,
последовательность
самостоятельно
формулируют
познавательную цель и строят действия в
соответствии с ней
Познавательные: исследуют свойства
изучаемых веществ, умеют выбирать
смысловые
и
устанавливать отношения между ними
Коммуникативные:
развивают
способность с помощью вопросов
добывать недостающую информацию
Регулятивные:
составляют план и
последовательность
действий,
самостоятельно
формулируют
познавательную цель и строят действия в
соответствии с ней
Познавательные: исследуют свойства
изучаемых веществ, умеют выбирать
смысловые
и
устанавливать отношения между ними
Коммуникативные:
развивают
способность с помощью вопросов
добывать недостающую информацию
Регулятивные: учатся устанавливать и
сравнивать разные точки зрения, прежде
чем принимать решение и делать выбор
Познавательные: осуществляют поиск и
выделение необходимой информации,
выделяя
анализируют
существенные
несущественные
выбирают основания и
признаки,
критерии для сравнения,
сериации,
классификации объектов
Коммуникативные:
описывают
содержание совершаемых действий с
целью
предметно
практической или иной деятельности
Регулятивные: выделяют и осознают то,
что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознают качество и уровень
усвоения
Познавательные:
заменять
термины определениями,
выбирают
знаковосимволические средства для
построения модели
объект,
и
ориентировки
умеют
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
Признание ценности здоровья, своего и других людей
Признание ценности здоровья, своего и других людей7.
Соединения галогенов.
Цель: определить и изучить
особенности
соединений
галогенов.
(комбинированный)
галогены в природе,
галогеноводороды;
хлороводород и соляная кислота,
хлориды, их применение в н/х.
галит,
исследовать
строения
Научатся:
особенности
соединений галогенов
Получат возможность:
изучить
виртуально
механизм
с
участием
соединений
галогенов
реакций
8. Получение
галогенов.
роль
Биологическая
галогенов в природе.
Цель: создать условия для
изучения
способов
получения галогенов и их
биологической роли.
(комбинированный)
получение
галогенов
электролизом расплавов и
растворов солей, биологическое
значении е галогенов, применение
хлора и соединений фтора, брома
и йода
исследовать
способов
Научатся:
особенности
получения галогенов
Получат возможность:
виртуально
изучить
механизм
реакций
получения галогенов
9. Кислород.
Цель: выяснить и изучить
особенности кислорода и его
свойств.
(комбинированный)
кислород в природе – атмосфере,
литосфере, гидросфере;
озон, особенности строения и
свойства;
химические
О2,
взаимодействие с простыми
веществами (Ме и неМе);
горение, медленное окисление,
дыхание, фотосинтез;
получение и применение О2.
свойства
исследовать
строения
Научатся:
особенности
молекулы кислорода
Получат возможность:
виртуально изучить строение
молекулы озона
10. Сера.
Цель: определить и изучить
строение
аллотропия;
атома
серы,
Научатся:
закономерности
выявлять
между
умеют
Коммуникативные:
учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные: выделяют и осознают то,
что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознают качество и уровень
усвоения
Познавательные:
заменять
термины определениями,
выбирают
знаковосимволические средства для
построения модели, выполняют операции
со знаками и символами
Коммуникативные:
учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные: выделяют и осознают то,
что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознают качество и уровень
усвоения
Познавательные:
заменять
термины определениями,
выбирают
знаковосимволические средства для
построения модели, выполняют операции
со знаками и символами
Коммуникативные:
учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней
Познавательные:
заменять
термины определениями,
выбирают
знаковосимволические средства для
построения модели, выполняют операции
со знаками и символами, структурируют
знания
Коммуникативные:
учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную цель и
умеют
умеют
Экологическое сознание
Экологическое сознание
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива
Формируют ответственное отношение к учениюособенности серы и её
свойств.
(комбинированный)
свойства
физические
ромбической серы;
химических
характеристика
свойств
в
свете
серы
представлений об окислительно
восстановительных реакций.
11. Оксиды серы SO2, SO3.
Цель: обобщить знания об
особенностях и свойствах
оксида серы (IV).
(обобщения
систематизации)
и
12. Серная
кислота
получение и применение.
Цель: выяснить и изучить
состав и свойства кислоты.
Определить её применение.
(комбинированный)
получение и свойства;
характеристика реакции: 2SO2 +
O2 = 2SO3.(условия смещения
равновесия)
H2SO3.
H2SO4
характеристика состава и
свойств
в свете
представлений об ЭД и ОВР;
сравнение
концентрированной
разбавленной серной кислоты;
области применения.
свойств
и
строением атома серы и её
свойствами
Получат возможность:
взаимопроверки и оценки
компьютера
давать
Научатся:
характеристику
соединениям серы
Получат возможность:
изучить
особенность
взаимодействия оксидов
серы
Научатся:
давать
характеристику состава и
свойств серной кислоты
Получат возможность:
изучить
особенность
взаимодействия
серной
кислоты
13. Азот.
Цель: выяснить особенности
строения азота исходя из
положения в ПС.
(комбинированный)
строение атома азота, молекула
азота, особенности строения;
биологическое значение азота;
физические и химические
свойства;
клубеньковые бактерии.
Научатся:
исследовать
особенности строения атома
азота исходя из ПС
Получат возможность:
виртуально моделировать
атом и молекулу азота
умеют
объект,
и
строят действия в соответствии с ней
Познавательные:
заменять
термины определениями,
выбирают
знаковосимволические средства для
построения модели, выполняют операции
со знаками и символами, структурируют
знания
Коммуникативные:
учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные: учатся устанавливать и
сравнивать разные точки зрения, прежде
чем принимать решение и делать выбор
Познавательные: осуществляют поиск и
выделение необходимой информации,
выделяя
анализируют
существенные
несущественные
выбирают основания и
признаки,
критерии для сравнения,
сериации,
классификации объектов
Коммуникативные:
описывают
содержание совершаемых действий с
целью
предметно
практической или иной деятельности
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней
Познавательные:
заменять
термины определениями,
выбирают
знаковосимволические средства для
построения модели, выполняют операции
со знаками и символами, структурируют
знания
Коммуникативные:
учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные: выделяют и осознают то,
что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознают качество и уровень
усвоения
Познавательные:
заменять
термины определениями,
выбирают
знаковосимволические средства для
ориентировки
умеют
умеют
Оптимизм в восприятии мира
Формируют ответственное отношение к учению
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения14. Аммиак. Соли аммония
Цель: определить строение
молекулы
и
систематизировать свойства.
(открытие нового знания)
аммиака
молекулы
строение
NH3,
физические свойства, получение,
распространение;
химические
свойства,
образование иона аммония, соли
аммония
определять
строения
Научатся:
особенности
молекулы аммиака
Получат возможность:
виртуально
изучить
механизм реакций
15. Кислородные соединения
азота.
Цель: создать условия для
определения
значения
азотной кислоты для н/х и
выяснения её особенностей.
(комбинированный)
16. Фосфор и его соединения.
Цель: создать условия для
выяснения особенностей
строения фосфора и его
свойств.
(комбинированный)
оксиды азота, состав и свойства
азотной кислоты;
концентрированная
и
разбавленная, взаимодействие с
Сu;
применение в н/х.
HNO3
строение атома,
аллотропия,
сравнение свойств красного и
белого фосфора, их применение;
химические свойства фосфора,
биологическое
значение
фосфора, оксиды фосфора и
H3PO4, особенности строения
кислоты и её значение;
фосфор в природе, фосфорные
удобрения.
определять
соединений
Научатся:
особенности
азота
Получат возможность:
виртуально
изучить
механизм
реакций
соединений азота
определять
соединений
Научатся:
особенности
фосфора
Получат возможность:
изучить
виртуально
механизм
реакций
соединений фосфора
умеют
построения модели, выполняют операции
со знаками и символами, структурируют
знания
Коммуникативные:
учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные: выделяют и осознают то,
что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознают качество и уровень
усвоения
Познавательные:
заменять
термины определениями,
выбирают
знаковосимволические средства для
построения модели, выполняют операции
со знаками и символами, структурируют
знания
Коммуникативные:
учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные:
последовательность действий
Познавательные:
заменять
термины определениями,
выбирают
знаковосимволические средства для
построения модели, выполняют операции
со знаками и символами,
Коммуникативные:
учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные:
составляют план и
действий,
последовательность
определяют
последовательность
промежуточных целей с учетом конечного
результата
Познавательные:
заменять
термины определениями,
выбирают
знаковосимволические средства для
построения модели, выполняют операции
со знаками и символами
Коммуникативные:
учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
составляют план и
умеют
умеют
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива
Экологическое сознание17. Углерод.
Цель: определить и изучить
особенности строения атома
С исходя из положения его в
ПС.
(комбинированный)
18. Соединения углерода.
изучить оксиды
и выяснить
Цель:
углерода
особенности их свойств.
(комбинированный)
исследовать
строения
Научатся:
особенности
углерода
Получат возможность:
виртуально изучить строение
соединений углерода
древесный
строение атома С, аллотропия,
свойства, модификация алмаза и
графита;
аморфный С и его сорта: кокс,
сажа,
уголь.
Адсорбция и её практическое
значение;
химические
С;
биологическое значение углерода
– это основной элемент живой
природы.
свойства
строение молекул СО и СО2,
физические и химические
свойства;
получение и применение;
биологическое значение, углерод
в природе;
представители
значение их в природе.
карбонатов,
определять
соединений
Научатся:
особенности
углерода
Получат возможность:
изучить
виртуально
механизм
реакций
соединений углерода
19. Кремний и его соединения
Цель: выяснить особенности
строения атома кремния и
определить
зависимость
свойств от строения.
(комбинированный)
атома
строения
кремния,
сравнение его свойств со
свойствами С;
кристаллический кремний;
кремний в природе;
биологическое значение кремния.
исследовать
строения
Научатся:
особенности
кремния
Получат возможность:
исследовать биологическое
значение кремния
20.
для
неМе
Значение
человека.
Цель: создать условий для
контроля и коррекции
знаний по теме неметаллы.
(развернутое оценивание)
Контроль и оценка знаний
умеют
умеют
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней
Познавательные:
заменять
термины определениями,
выбирают
знаковосимволические средства для
построения модели, выполняют операции
со знаками и символами, структурируют
знания
Коммуникативные:
учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные:
составляют план и
действий,
последовательность
определяют
последовательность
промежуточных целей с учетом конечного
результата
Познавательные:
заменять
термины определениями,
выбирают
знаковосимволические средства для
построения модели, выполняют операции
со знаками и символами
Коммуникативные:
учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные: ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно
Познавательные: выполняют операции
со знаками и символами
Коммуникативные:
учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные: осознают качество и
уровень
усвоения,
оценивают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать,
корректировать и
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива
Экологическое сознание
Знание основных принципов и правил отношения к природе
Оптимизм в восприятии мираоценивать его действия
Цель: создать условия для закрепления умений проведения практических работ по свойствам неМе
Химический практикум по теме неметаллы (4 ч)
1.
2.
3.
4.
Практическая работа №4.
«Экспериментальные задачи
по теме:
«Подгруппа
кислорода»
Цель: создать условия для
проведения
химических
реакций
химическая посуда,
приемы
работы с химической посудой,
виды химической посуды
осуществлять
химических
Научатся:
цепочки
превращений
Получат возможность:
изучить
механизмы
проводимых реакций
Практическая работа №5.
«Экспериментальные задачи
по теме: «Подгруппа азота и
углерода»
Цель: создать условия для
проведения
химических
реакций
химическая посуда,
приемы
работы с химической посудой,
виды химической посуды
Научатся: осуществлять
цепочки химических
превращений
Получат возможность:
изучить механизмы
проводимых реакций
Практическая работа №6.
«Получение, собирание и
распознавание газов»
Цель: создать условия для
проведения
химических
реакций
химическая посуда,
приемы
работы с химической посудой,
виды химической посуды
Научатся: осуществлять
цепочки химических
превращений
Получат возможность:
изучить механизмы
проводимых реакций
Практическая работа №7.
«Экспериментальное
решение комбинированных
задач»
Цель: создать условия для
химическая посуда,
приемы
работы с химической посудой,
виды химической посуды
Научатся: осуществлять
цепочки химических
превращений
Получат возможность:
изучить механизмы
выражают смысл
выражают смысл
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней
Познавательные:
ситуации различными средствами
( символы, схемы, знаки), выполняют
операции со знаками и символами, строят
логические цепи рассуждений
Коммуникативные: планируют общие
способы работы, умеют представлять
конкретное содержание и сообщать его в
письменной форме
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней
Познавательные:
ситуации различными средствами
( символы, схемы, знаки), выполняют
операции со знаками и символами, строят
логические цепи рассуждений
Коммуникативные: планируют общие
способы работы, умеют представлять
конкретное содержание и сообщать его в
письменной форме
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней
Познавательные:
ситуации различными средствами
( символы, схемы, знаки), выполняют
операции со знаками и символами, строят
логические цепи рассуждений
Коммуникативные: планируют общие
способы работы, умеют представлять
конкретное содержание и сообщать его в
письменной форме
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней
Познавательные:
ситуации различными средствами
выражают смысл
выражают смысл
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива
Формируют ответственное отношение к учениюпроведения
реакций
химических
проводимых реакций
1. Периодическая система и
строение атома.
Цель: обобщить знания об
особенностях ПС
и
строения атома.
(обобщения
систематизации)
и
2.
Электроотрицательность,
Степень окисления.
Строение вещества.
Цель: обобщить знания об
особенностях
строения
веществ
(обобщения
систематизации)
и
3. Классификация
реакций.
химических
химических
Скорость
реакций.
Цель:
классификации реакций
(обобщения
систематизации)
обобщить знания
и
4. Диссоциация электролитов
в водных растворах.
Ионные
уравнения
реакции.
Цель: создать условий для
контроля и коррекции
знаний по теме диссоциация.
(развернутое оценивание)
5. Окислительно
упражнения и задания
упражнения и задания
упражнения и задания
контроль и оценка
Научатся: приводить
доказательства значения ПС
для науки и н\х
Получат возможность:
взаимопроверки и оценки
компьютера
Научатся: оценивать свои
знания о строении вещества
и степени окисления
Получат возможность:
взаимопроверки и оценки
компьютера
Научатся: оценивать свои
знания о классификации
химических реакций
Получат возможность:
взаимопроверки и оценки
компьютера
Научатся: оценивать свои
знания о диссоциации
Получат возможность:
взаимопроверки и оценки
компьютера
упражнения и задания
Научатся: оценивать свои
знания об окислительно
( символы, схемы, знаки), выполняют
операции со знаками и символами, строят
логические цепи рассуждений
Коммуникативные: планируют общие
способы работы, умеют представлять
конкретное содержание и сообщать его в
письменной форме
Обобщение знаний по химии за курс основной школы. (8ч)
Формируют устойчивый познавательный интерес
Формируют устойчивый познавательный интерес
Формируют устойчивый познавательный интерес
Регулятивные: осознают качество и
уровень усвоения, оценивают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания,
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать,
корректировать и
оценивать его действия
Регулятивные: осознают качество и
уровень
оценивают
усвоения,
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания,
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать,
корректировать и
оценивать его действия
Регулятивные: осознают качество и
уровень
усвоения,
оценивают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания,
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать,
корректировать и
оценивать его действия
Оптимизм в восприятии мира
Регулятивные: осознают качество и
уровень
усвоения,
оценивают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания,
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать, корректировать и
оценивать его действия
Регулятивные: осознают качество и Формируют ответственное отношение к учениювосстановительные
реакции.
Цель:
классификации реакций
(обобщения
систематизации)
обобщить знания
и
контроль и оценка
контроль и оценка
контроль и оценка
6. Классы неорганических
соединений.
Цель: создать условий для
контроля и коррекции
знаний по теме классы
соединений.
(развернутое оценивание)
7.
8.
Характерные химические
свойства неорганических
веществ.
Цель: создать условий для
контроля и коррекции
знаний по теме химические
свойства веществ.
(развернутое оценивание)
Значение неорганической
химии.
Цель: создать условий для
контроля и коррекции
знаний по вопросам курса
химии основной школы.
(развернутое оценивание)
восстановительных реакций
Получат возможность:
взаимопроверки и оценки
компьютера
Научатся: оценивать свои
знания о классах соединений
Получат возможность:
взаимопроверки и оценки
компьютера
о
Научатся: оценивать свои
знания
свойствах
химических веществ
Получат возможность:
взаимопроверки и оценки
компьютера
Научатся: оценивать свои
знания по вопросам курса
химии основной школы
Получат возможность:
взаимопроверки и оценки
компьютера
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
оценивают
усвоения,
уровень
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания,
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать, корректировать и
оценивать его действия
Регулятивные: осознают качество и
усвоения,
уровень
оценивают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания,
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать,
корректировать и
оценивать его действия
Регулятивные: осознают качество и
уровень
оценивают
усвоения,
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания,
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать,
корректировать и
оценивать его действия
Регулятивные: осознают качество и
уровень
усвоения,
оценивают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания,
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать,
корректировать и
оценивать его действия
Оптимизм в восприятии мира
Оптимизм в восприятии мира
Оптимизм в восприятии мира
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися
следующих
личностных результатов:
Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего
развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к химии как элементу общечеловеческой культуры
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения
Метапредметные результаты:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами,
овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки
выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,
анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его
Предметные результаты:
1. Познавательная сфера:
Дают определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка,
вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная
масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая
система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит);
химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация,
скорость химической реакции)
Описывают демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский,
родной) язык и язык химии
Описывают и различают изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции
Классифицируют изученные объекты и явления Наблюдают демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту
Делают выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозируют свойства неизученных
веществ по аналогии со свойствами изученных
Структурируют изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников
Моделируют строение атомов элементов первого третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда),
строение простейших молекул
2. Ценностноориентированная сфера:
Анализируют и оценивают последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной
с переработкой веществ
3.
Трудовая сфера:
Проводят химический эксперимент
4. Сфера безопасности жизнедеятельности:
Оказывают первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным
оборудованием
Методы и приемы обучения:
Объяснительноиллюстративный метод обучения;
• Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
• Поисковый метод;
• Проектный метод
• Игровой метод
• Метод проблемного обучения;
• Анализ;
• Дискуссия;
• Диалогический метод;
• Практическая деятельность;
• Групповая самостоятельная работа в системе Internet;
• Проектирование;
• Смысловое чтение текста.
Формы контроля:
• Тестирование, тестирование с использованием системы Votum;
• устный контроль;• самоконтроль;
• выполненные задания в рабочей тетради;
• результаты лабораторных работ;
• выполненные проекты.
• решение проектных задач
Содержание контроля:
знание понятия, термины;
•
• умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения.
• умение использовать полученные знания на практике.
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по химии
Оценка теоретических знаний учащихся:
полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий,
верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ
самостоятельный.
раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения
понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных
терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь.
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятии недостаточ
но чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности
в использовании научной терминологии, определении понятии.
основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в
определении понятие, при использовании терминологии.
Отметка «5»:
Отметка «4»:
Отметка «3»:
Отметка «2»:
Отметка «1»
Отметка «5»:
ответ на вопрос не дан.
Оценка практических умений учащихся
1. Оценка умений ставить опыты
правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и реактивов, научно, грамотно,
логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, 12 ошибки, в целом грамотно и логично
описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.
правильно определена цель опыта, подбор оборудования, допущены неточности, описании наблюдение, формировании выводов.
не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки его оформлении.
полное неумение.
2. Оценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать:
правильность проведения;
умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.
правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты
наблюдения и выводы.
правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого процесса, названы второстепенные
признаки; допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.
допущены неточности, 1 2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя; при выделении существенных признаков процесса
выделены лишь некоторые, допущены ошибки (12) в оформлении наблюдение и выводов.
допущены ошибки (34) в проведении наблюдение по заданию учителя; неправильно выделены признаки процесса, допущены ошибки (34)
в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «4»:
Отметка «3»:
Отметка «2»:
Отметка «1»
Отметка «5»:
Отметка «4»:
Отметка «3»:
Отметка «2»:
Отметка «1»
не владеет умением проводить наблюдение.
Оценка выполнения тестовых заданий:
Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 85 – 100%.
Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 65 – 84%.
Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 49 – 64%.Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 49%.
Отметка «1»: учащийся не выполнил тестовые задания.