Данное методическое пособие представляет собой комплекс разработки по информатике для учителей работающих в средних общеобразовательных учреждениях с базовым уровнем прохождения информатики в школе. Содержит полезную информацию для педагогов. С рабочей программой ваши уроки будут построены методически правильно, грамотно и красиво.
рабочая программа по информатике 10-11 класс.doc
РАССМОТРЕНО
школьного
На
методического
объединения
учителей…………………………………
Протокол №__ от «___» _______ 20__г
заседании
ПРИНЯТО
на педагогическом совете №___
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы_______________
А.Ш.Джабраилов
от «___» ________________ 20__г
«___» ___________________ 20__г
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кабирская СОШ имени Омарова М.С.»
Рабочая программа учебного предмета
информатика и информационнокоммуникационные технологии
1011 класс
УМК «__Угринович Н.Д. «Информатика 1011__»
_1011_ класс, базовый уровень (2 часа в неделю)
Разработана
Магомедрагимовым В.Р.
учителем информатики Рабочая программа по информатике и информационнокоммуникационных технологий
составлена на основании следующих нормативных документов:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 11 классе составлена на основе
Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ
(базовый уровень), разработанной по заказу Минобрнауки РФ в соответствии с его
полномочиями, обозначенными в п. 19, ст. 28 Закона РФ «Об образовании», программы
для общеобразовательных учреждений: Информатика. 211 классы / Составитель М.Н.
Бородин. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г., под редакцией Угриновича Н.Д., с
учетом учебника под редакцией Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ», 10 класс
(БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.), Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ», 11
класс (БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.)..
Цели и задачи обучения по предмету «информатика и информационнокоммуникацоинные
технологии» в 1011 классе
Цели:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе,
биологических и технических системах;
∙овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные
модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и
коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
∙развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении
различных учебных предметов;
∙воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности;
∙приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе,
биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные
модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и
коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных
учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности; приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих
закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем,
преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить
основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования,
обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей
информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность
сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных
систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных
информационных процессов.
Распределение часов по данному учебному курсу
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в
соответствии с Базисным учебным планом рассчитано на 70 часов (35 часов в 10 классе и 35
часов в 11 классе). Рабочая программа составлена на 140 учебных часов (70 часов в 10 классе –
2 часа в неделю; 70 часов в 11 классе – 2 часа в неделю).
1 четверть – 41 час
2 четверть – 40 часов
3 четверть – 49 часов
4 четверть – 40 часов
Программой предусмотрено проведение: в 10 классе: количество практических работ
– 26, количество контрольных тестовых работ – 3; количество зачётных практических работ 2
в 11 классе: количество практических работ – 24, количество контрольных тестовых
работ – 3, количество зачётных практических работ 3 Особенности организации учебного процесса по предмету:
используемые формы, методы, средства обучения
Формы обучения:
групповая (в том числе и работа в парах)
индивидуальная
фронтальная (общеклассная)
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов,
что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение.
Возможно
выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном
классе или дома.
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.
Средства обучения:
для учащихся: учебники, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки,
тесты), технические средства обучения (компьютер и проектор) для использования на
уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер
(Интернет).
Используемые виды и формы контроля
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме
практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме
тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Формы контроля:
проверочная работа;
тест;
компьютерное тестирование;
фронтальный опрос;
индивидуальные разноуровневые задания;
Используемый учебнометодический комплект
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий
учебнометодический комплект.
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д.
Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д.
Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
3.
«Информатика и ИКТ».811 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 4. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и
информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.:
БИНОМ Лаборатория знаний, 2011.
М.: издательство «Экзамен», 2011.
5.
ЕГЭ 2017. Информатика. Типовые тестовые задания/ П.А. Якушкин, В.Р. Лещинер. Содержание рабочей программы 10 класс
Название темы
Информация и
информационные процессы —
Необходимое
количество
часов для ее
изучения
8 часов
Информационные технологии
26 часов
№
п/п
1.
2.
3.
Коммуникационные
32 часа
технологии
4.
Повторение
4 часа
Основные изучаемые вопросы темы (краткое содержание)
Информация в природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике.
Количество
знания.
Содержательный подход к измерению информации. Алфавитный подход к определению
количества информации
неопределенности
информации
как
мера
уменьшения
Кодирование и обработка текстовой информации. Создание документов в
текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах.
Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы
оптического распознавания документов. Кодирование графической информации.
Растровая и векторная графика. Кодирование звуковой информации. Компьютерные
презентации. Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой
информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм
и графиков.
Локальные и глобальные компьютерные сети. Подключение к Интернету. Всемирная
паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые
архивы. Радио, телевидение и Web – камеры в Интернете. Геоинформационные системы в
Интернете. Поиск информации в интернете. Электронная коммерция в интернете.
Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста Содержание рабочей программы 11 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Название темы
Компьютер как средство
автоматизации информационных
процессов.
Необходимое
количество
часов для ее
изучения
22 часа
Моделирование и формализация
.
16 часов
Базы данных. Системы
управления базами данных
(СУБД)
.
Информационное общество
Повторение. Подготовка к ЕГЭ по
курсу «Информатика и ИКТ»
16 часов
6 часов
10 часов
Основные изучаемые вопросы темы (краткое содержание)
История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера.
Операционные системы. Основные характеристики операционных систем. Операционная система
Windows. Операционная система Linux. Защита от несанкционированного доступа к информации.
Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных
на дисках. Защита от вредоносных программ. Вредоносные и антивирусные программы.
Компьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и
защита от них. Хакерские утилиты и защита от них
Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления
моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей.
Исследование астрономических моделей. Исследование алгебраических моделей. Исследование
геометрических моделей (планиметрия). Исследование геометрических моделей (стереометрия).
Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей
Табличные базы данных. Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы,
формы, запросы, отчеты. Использование формы для просмотра и редактирования записей в
табличной базе данных. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.
Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов. Иерархические
базы данных. Сетевые базы данных
Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и
коммуникационных технологий. Учебнотематический план 10 класс
№ п/п Наименование разделов
и тем
Всего
часов
Уроки
лабораторнопрактические работы, уроки развития
речи
Контрольные
работы
В том числе на:
Примерное
количество
часов на
самостоятель
ные работы
учащихся
1.
2.
Информация и
информационные
процессы
Информационные
технологии
8
26
8
26
и
«бумажного»
1.Кодировки русских букв.
2.Создание и форматирование документа
3.Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика
4.Сканирование
распознавание
электронного текстового документа
5.Кодирование графической информации.
6. Растровая графика
7. Трехмерная векторная графика
8.Выполнение геометрических построений в системе
компьютерного черчения КОМПАС
9. Создание флэш – анимации
10.Создание и редактирование оцифрованного звука интерактивной
мультимедийной
11.Разработка
презентации «Устройство компьютера»
12.Разработка презентации «История развития ВТ»
13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую
с помощью калькулятора
14.Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в
электронных таблицах
15. Построение диаграмм различных типов
3.
Коммуникационные
технологии
32
32
4.
Повторение
Итого:
4 часа
70
4
70
1. Предоставление общего доступа к принтеру в
локальной сети
2. Создание подключения к Интернету.
3. Подключения к Интернету и определение IPадреса
4. Настройка браузера
5. Работа с электронной почтой
6.
локальных компьютерных сетях
7 Работа с файловыми архивами
8 Геоинформационные системы в Интернете
9. Поиск в Интернете
10 Заказ в Интернетмагазине
11 Разработка сайта с использованием Webредактора
Общение в реальном времени в глобальной и Учебнотематический план 11 класс № п/п Наименование разделов
и тем
Всего
часов
Уроки
лабораторнопрактические работы, уроки развития
речи
В том числе на:
Примерное
количество
часов на
самостоятель
ные работы
учащихся
Контрольные
работы
контрольная
работа № 1 по
теме «Компьютер
как средство
автоматизации
информационных
процессов»
(тестирование).
1.
Компьютер как средство
автоматизации
информационных
процессов.
.
.
.
22
часа
2.
Моделирование и
формализация
16
часов
Практические работы:
1. Виртуальные компьютерные музеи
2. Сведения об архитектуре компьютера
3. Сведения о логических разделах дисков
4. Значки и ярлыки на Рабочем столе
5. Настройка графического интерфейса для
операционной системы Linux
6. Установка пакетов в операционной системе Linux
7. Биометрическая защита: идентификация по
характеристикам речи
8. Защита от компьютерных вирусов
9. Защита от сетевых червей.
10. Защита от троянских программ.
Защита от хакерских атак
Практические работы:
1. Исследование интерактивной физической модели.
. Исследование интерактивной астрономической
2.
модели.
3. Исследование интерактивной алгебраической модели.
Исследование интерактивной геометрической модели
4.
(планиметрия)
по
контрольная
работа №2
теме
«Моделирование и
формализация»
(тестирование). 5.
Исследование интерактивной геометрической
моделей (стереометрия).
Исследование интерактивной биологической модели
6. Исследование интерактивной химической модели
7.
Практические работы:
1. Создание табличной базы данных
2. Создание формы в табличной базе данных
3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью
фильтров и запросов
4. Сортировка записей в табличной базе данных
5. Создание отчета в табличной базе данных
6. Создание генеалогического древа семьи
контрольная
работа №3 «База
данных»
(тестирование).
3.
4.
5.
Базы данных. Системы
управления базами
данных (СУБД)
Информационное
общество
Повторение. Подготовка
к ЕГЭ по курсу
«Информатика и икт
Итого:
16
часов
6
часов
10
часов Календарно–тематическое планирование 10 класс
Количес
тво
часов
8
Дата
по
плану
фактиче
ски
Форма
урока
Информационное
сопровождение
Характеристика
деятельности
обучающихся
Тема урока
№ Наименование
раздела
программы
Тема 1. Введение.
Информация и
информационные
процессы.
Инструктаж по ТБ. Информация в
природе. Человек и информация.
Информационные процессы в
технике.
Количество информации как мера
уменьшения неопределённости
знания.
Количество информации как мера
уменьшения неопределённости
знания. Решение задач.
Алфавитный подход к
определению количества
информации.
Алфавитный подход к
определению количества
информации. Решение задач.
Решение задач на алфавитный и
содержательный подходы к
определению количества
информации.
Тестирование по теме
«Информация и
информационные процессы» Тема 2.
Информационны
е технологии
26
Кодирование и обработка
текстовой информации.
Создание документов в текстовых
редакторах.
Форматирование документов в
текстовых редакторах
Компьютерные словари и системы
компьютерного перевода текстов.
Системы оптического
распознавания документов.
Кодирование графической
информации.
Растровая графика.
Растровая графика.
Векторная графика.
Векторная графика.
П/р 1.8 Выполнение
геометрических построений в
системе компьютерного черчения
КОМПАС.
П/р 1.9. Создание флэш анимации.
Кодирование звуковой
информации.
Кодирование звуковой
информации.
Компьютерные презентации.
Компьютерные презентации.
Компьютерные презентации Компьютерные презентации.
Компьютерные презентации.
Представление числовой
информации с помощью систем
счисления
Представление числовой
информации с помощью систем
счисления
Представление числовой
информации с помощью систем
счисления. Решение задач.
Электронные таблицы.
Электронные таблицы.
Построение диаграмм и графиков
Построение диаграмм и графиков
Контроль знаний и умений по теме
«Информационные технологии»
(тестирование, зачётная
практическая работа)
Локальные компьютерные сети
П/р 2.1. Предоставление общего
доступа к принтеру в локальной
сети.
Глобальная компьютерная сеть
Интернет.
П/р 2.2. Создание подключения к
Интернету.
Подключение к Интернету
32
Тема 3.
Коммуникационн
ые технологии П/р 2.3. Подключения к Интернету
и определение IP адреса
Всемирная паутина
П/р 2.4. Настройка браузера
Электронная почта.
П/р 2.5. Работа с электронной
почтой.
Общение в Интернете в реальном
времени.
п/р 2.6. Общение в реальном
времени в глобальной и локальных
компьютерных сетях.
Радио, телевидение и Web –
камеры в Интернете.
Файловые архивы.
П/р 2.7. Работа с файловыми
архивами.
Геоинформационные системы в
Интернете.
П/р 2.8. Геоинформационные
системы в Интернете.
Поиск информации в Интернете.
П/р 2.9. Поиск в Интернете.
Электронная коммерция в
Интернете.
П/р 2.10. Заказ в Интернет –
магазине.
Библиотеки, энциклопедии и
словари в Интернете.
Основы языка разметки
гипертекста
Основы языка разметки гипертекста
Основы языка разметки
гипертекста
Основы языка разметки
гипертекста
Основы языка разметки
гипертекста
Основы языка разметки
гипертекста
Основы языка разметки
гипертекста
Основы языка разметки
гипертекста
Контроль знаний, умений по теме
«Коммуникационные
технологии» (тестирование)
Контроль знаний и умений по теме
«Коммуникационные
технологии» (зачётная
практическая работа)
Повторение
4 часа Календарнотематическое планирование 11 класс
Количес
тво
часов
22 часа
Дата
по
плану
фактиче
ски
Форма
урока
Информационное
сопровождение
Характеристика
деятельности
обучающихся
Тема урока
№ Наименование
раздела
программы
Тема:
«Компьютер как
средство
автоматизации
информационных
процессов»
История развития вычислительной
техники.
П.р. 1.1 Виртуальные
компьютерные музеи.
Архитектура персонального
компьютера.
Операционные системы.
Основные характеристики
операционных систем.
Операционная система Windows.
П.р. 1.5 Настройка графического
интерфейса для операционной
системы Windows .
Операционная система Linux.
П.р. 1.6 Установка пакетов в
операционной системе Linux.
Защита от несанкционированного
доступа к информации.
Защита с использованием паролей.
Биометрические системы защиты.
Физическая защита данных на дисках.
Защита от вредоносных программ.
Вредоносные и антивирусные
программы
Компьютерные вирусы и защита от
них.
П.р. 1.8 Защита от компьютерных
вирусов.
Сетевые черви и защита от них.
Троянские программы и защита от
них
Хакерские утилиты и защита от
них.
Контроль знаний и умений по теме
«Компьютер как средство
автоматизации информационных
процессов» (тестирование)
Контроль знаний и умений по теме
«Компьютер как средство
автоматизации информационных
процессов» (выполнение зачётной
П.р.)
Тема 2:
Моделирование и
формализация
16часов
Моделирование как метод
познания
Системный подход в
моделировании
Формы представления моделей
Формализация.
Основные этапы разработки и исследования моделей на
компьютере.
Исследование интерактивных
компьютерных моделей.
Исследование физических
моделей.
П.р. 2.2 Проект «Движение тела,
брошенного под углом к
горизонту»
Исследование астрономических
моделей.
Исследование алгебраических
моделей.
Исследование геометрических
моделей (планиметрия).
Исследование геометрических
моделей (стереометрия).
Исследование химических
моделей.
Исследование биологических
моделей.
Контроль знаний и умений по теме
«Моделирование и формализация»
(тестирование)
Контроль знаний и умений по теме
«Моделирование и формализация»
(выполнение зачётной П.р)
Табличные базы данных
П.р. 3.1 Создание табличной базы
16 часов
Тема: Базы
данных. Системы
управления
базами данных. данных
Системы управления базами
данных.
Основные объекты СУБД:
таблицы, формы, запросы, отчёты.
Использование формы для
просмотра и редактирования
записей в табличной базе данных.
П.р. 3.2 Создание формы в
табличной базе данных
Поиск записей в табличной базе
данных с помощью фильтров и
запросов.
П.р. 3.3 Поиск записей в табличной
базе данных с помощью фильтров и
запросов
Сортировка записей в табличной
базе данных
Печать данных с помощью отчётов.
П.р. 3.5 Создание отчёта в
табличной базе данных.
Иерархические базы данных.
П.р. 3.6 Создание
генеалогического древа семьи.
Сетевые базы данных.
Контроль знаний и умений по теме
«Базы данных. Системы
управления базами данных»
(тестирование)
Контроль знаний и умений по теме
«Базы данных. Системы
управления базами данных»
(выполнение зачётной П.р.) Право в Интернете.
Право в Интернете.
Этика в Интернете.
Этика в Интернете.
Перспективы развития
информационных и
коммуникационных технологий.
Перспективы развития
информационных и
коммуникационных технологий.
6 часов
10 часов
Тема:
Информационное
общество
Подготовка к
ЕГЭ. Тесты по
темам курса
«Информатика и
ИКТ»
Тема 1. Информация. Кодирование
информации
Тема 2. Устройство компьютера и
программное обеспечение
Тема 3. Алгоритмизация и
программирование.
Тема 4. Основы логики и
логические основы компьютера.
Тема 5. Моделирование и
формализация.
Тема 6. Информационные
технологии.
Тема 7. Коммуникационные
технологии. Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
по информатике и информациоонокоммуникационных технологий к концу
1011 класса
К концу 10 класса учащиеся усвоят следующие знания:
основные расширения текстовых файлов;
различные кодировки русских букв;
различие растровых и векторных изображений;
основные возможности растровых и векторных графических редакторов;
назначение систем автоматизированного черчения;
назначение и названия основных объектов электронной таблицы;
различия в использовании относительных, абсолютных и смешанных ссылок при
копировании формул;
принцип представления звуковой информации в памяти компьютера;
назначение диаграмм как средства наглядного представления числовой информации;
назначение локальной и глобальной сети;
принцип адресации компьютеров в Интернете (IP – адрес, доменное имя);
назначение протокола передачи данных;
назначение технологии WWW и способы доступа к Web – ресурсам сети Интернет.
научатся:
создавать, сохранять, открывать документ в среде ТП Word;
устанавливать различные параметры форматирования страницы, абзаца, шрифта, списка;
пользоваться онлайн – переводчиком;
создавать и редактировать изображения при помощи основных инструментов;
вычислять информационный объём растрового изображения;
выполнять построение простых чертёжных объектов;
создавать презентации, содержащие на слайдах текст и графику;
задавать и настраивать анимацию объектов слайда и смены слайдов;
создавать, редактировать и форматировать электронные таблицы, содержащие числа,
текст и формулы;
вычислять информационный объём звукового файла, глубину кодирования и частоту
дискретизации звука;
изменять параметры записываемого звука;
представлять числовые данные при помощи диаграмм и графиков различных типов;
создавать простую Web – страницу, применяя теги форматирования шрифта,
выравнивания абзаца;
связывать несколько Web – страниц, используя гиперссылки;
пользоваться услугами, предоставляемыми сетью Интернет;
находить различную информацию с помощью поисковых систем в Интернете К концу 11 класса учащиеся усвоят следующие знания:
Объяснять различные подходы к определению понятия «информация».
Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.
Назначение и функции операционных систем.
знать/понимать
единицы измерения информации.
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности
(текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз
данных, компьютерных сетей.
Уметь
целям моделирования.
диаграмма и пр.)
средств ИКТ.
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график,
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
Распознавать информационные процессы в различных системах.
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в
учебной
повседневной жизни для:
◦
◦
◦
деятельности. Ресурсное обеспечение программы
Литература
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса /
Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса /
2.
Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
3.
«Информатика и ИКТ».811 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
4.
Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и
информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.:
БИНОМ Лаборатория знаний, 2011.
5.
ЕГЭ 2011. Информатика. Типовые тестовые задания/ П.А. Якушкин, В.Р. Лещинер.
М.: издательство «Экзамен», 2011.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со
звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными
объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, фотоаппарат,
видеокамера, диктофон, микрофон.
Интернет.
ОС Windows или Linux. заседании школьного
объединения
математики,
РАССМОТРЕНО
На
методического
учителей
информатики и физики
Протокол №__ от «___»
_______ 20__г
ПРИНЯТО
на педагогическом совете №___
от «___» ________________
20__г
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы _____________
Банникова
М.В.
«___» _________________ 20__г
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №79
Рабочая программа учебного предмета
_Информатика и информационнокоммуникационные технологии_
УМК «Угринович Н. Д «Информатика и информационнокоммуникационные технологии»
1011 класс, базовый уровень (1 час в неделю)
Разработана
Ворониной Н.А
учителем математики и информатики второй
квалификационной категории
г.Нижний Новгород
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для базового уровня составлена на
основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего
(полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и
кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных
материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс
информатики и ИКТ в основной школе.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №79
Учебный план МБОУ СОШ №79
Цели и задачи обучения по предмету информатика и информационнокоммуникационные
технологии в _1011_ классе
Цели программы:
∙ освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в
формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в
обществе, биологических и технических системах; ∙ овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные
модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и
коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
∙ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении
различных учебных предметов;
∙ воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности;
∙ приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной
и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих
закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем,
преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить
основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования,
обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей
информатики с другими дисциплинами. С точкизрения деятельности, это дает возможность
сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных
систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных
информационных процессов.
Общая характеристика учебного курса
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в
системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации
информационных процессов.
Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:
•
информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные
технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;
математическое и компьютерное моделирование;
основы информационного управления.
•
•
Программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ,
ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и
интересного для учащихся. Задача практикума – познакомить учащихся с основными видами
широко используемых аппаратных и программных средств ИКТ. В рамках такого знакомства
учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, в том
числе относящиеся к другим школьным предметам.
Обучающие практические работы включены в содержание комбинированных уроков, на
которых теория закрепляется выполнением практической работы, которая носит не оценивающий,
а обучающий характер. Оценки за выполнение таких работ могут быть выставлены учащимся,
самостоятельно справившимся с ними.
10 класс
Распределение часов по данному учебному курсу
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, 35 часов за год. Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 17,
компьютерных практических заданий 7, количество контрольных работ – 3 + вводный
контроль, итоговый контроль.
1 четверть – час
2 четверть – часов
3 четверть – часов
4 четверть – часов
Из них: контрольные уроки – 5 часов.
11 класс
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, в 1 полугодие — 17 часов; во 2 полугодие 18
часов., всего 35 часов
Программой предусмотрено проведение: количество практических работ — 21,
количество контрольных работ 2.
1 четверть – час
2 четверть – часов
3 четверть – часов
4 четверть – часов
Из них: контрольные уроки – 2 часов.
Количество часов для контроля
за выполнением практической части программы 10 класс
IV четверть
I четверть
III четверть
II четверть
Итого:
Количество часов для контроля
за выполнением практической части программы 11 класс
IV четверть
I четверть
III четверть
II четверть
За год
За год
Практические
работы
Контрольные
работы
Тестирование
Практические работы
Контрольные
работы
Тестирование
Итого:
Особенности организации учебного процесса по предмету:
используемые формы, методы, средства обучения
Формы обучения:
индивидуальные;
групповые;
индивидуальногрупповые;
фронтальные
практикумы.
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, практические работы.
Активные методы обучения: проблемные ситуации, групповая и парная работа,
проектная работа
Средства обучения:
для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный
материал (карточки, тесты, и др.), технические средства обучения (компьютер и
проектор) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер
(Интернет).
Виды контроля:
Используемые виды и формы контроля
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме
практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме
тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного
материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического
совета.
Формы контроля:
контрольные работы
тест;
компьютерное тестирование;
фронтальный опрос;
индивидуальные разноуровневые задания;
Используемый учебнометодический комплект
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно
методического комплекса, в который входят:
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д.
Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»;
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса / Н.Д.
Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»;
методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ»
в основной и старшей школе.811 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
комплект цифровых образовательных ресурсов. №
п/п
1.
2.
Содержание учебной программы
Учебнотематический план 10 класс
Название темы
Необходимое
количество
часов для ее
изучения
Информация и информационные
процессы
10
Основные изучаемые вопросы темы (краткое содержание)
Информация и информационные процессы. Представление и кодирование
информации с помощью знаковых систем. Двоичное кодирование текстовой,
графической и звуковой информации. Алфавитный подход к определению
количества информации.
Создание и редактирование документов. Форматирование документа. Выбор
параметров страницы.
Таблицы.
Форматирование символов. Гипертекст.
Форматирование абзацев.
Списки.
Информационные технологии
10
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы
оптического распознавания документов.
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Система
автоматического проектирования КОМПАС – ЗД. Построение основных
чертежных объектов.
Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии.
Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные
ссылки. Встроенные математические и логические функции. Наглядное
представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков. 3.
4.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Коммуникационные технологии
Повторение.
12
3
Передача информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в
Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. Электронная почта и
телеконференции. Всемирная паутина. Файловые архивы. Поиск информации в
Интернете. Основы HTML. Разработка Webсайта.
Учебнотематический план 11 класс
Название темы
Компьютер как средство
автоматизации
информационных процессов
Моделирование и
формализация
Базы данных. СУБД
Информационное общество
Повторение
Необходимое
количество
часов для ее
изучения
11часов
8 часов
8 часов
3 часа
5 часов
Основные изучаемые вопросы темы (краткое содержание)
История развития вычислительной техники. Основные характеристики
операционных стстем (Windows, linux) Защита от несанкционированного доступа
к информации Физическая защита данных на дисках, защита от вредоносных
программы. Сетевые черви, хакерские атаки, троянские программы.
Моделирование,
Формы представления моделей.
Формализация Основные этапы разработки и исследования моделей на
компьютере. Разработка моделей в конкретных областях.
системный подход.
Базы данных, виды баз данных, создание баыз данных
Право и этика в интернете, развитие ИКТ №
п/п
1.
2.
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
Информация и
информационные
процессы
10
10
Информационные
технологии
10
10
В том числе на:
Уроки
практические работы,
Практическая работа №1 «Кодировки русских букв»
Примерное
количество часов
на
самостоятельные
работы учащихся
Контрольные
работы
№2 «Создание
работа
Практическая
форматирование документа»
Практическая работа №3 «Перевод текста»
Практическая работа №4 «Кодирование графической
информации»
Практическая работа №5 «Редактирование звука»
и
Практическая работа №6 «Сканирование и
распознавание текста»
Практическая работа №7 «Растровая графика»
работа
Практическая работа №8 «Векторная графика»
Практическая
геометрических построений в среде КОМПАС»
Практическая работа №10 «Создание флеш
анимации»
Практическая работа №11 «Разработка презентации»
№9 «Выполнение
2
1 работа
№12 «Разработка
Практическая
интерактивной презентации»
Практическая работа №13 «Перевод чисел с помощью
калькулятора»
Практическая работа №14 «Ссылки в электронных
таблицах»
3.
Коммуникацион
ные технологии
12
12
4.
Повторение.
3
3
Практическая работа №15 «Построение диаграмм»
Практическая работа №16 «Предоставление общего
доступа к принтеру»
Практическая работа №17 «Поиск информации в
Интернете»
Практическая работа №18 «Создание подключения к
Интернету»
Практическая работа №19 «Определение IPадреса»
Практическая работа №20 «Настройка браузера»
Практическая работа №21 «Работа с электронной
почтой»
Практическая работа №22 «Общение в реальном
времени»
Практическая работа №23 «Работа с файловыми
архивами»
Практическая работа №24 «Геоинформационные
системы»
Практическая работа №25 «Заказ в Интернет
магазине»
Практическая работа №26 «Разработка сайта»
1
1 Примерное
количество часов
на
самостоятельные
работы учащихся
Контрольные
работы
1
№
п/п
1.
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
В том числе на:
Уроки
практические работы,
Компьютер как
средство
автоматизации
информационных
процессов
11
10
Практическая
компьютерные музеи»
работа
№1 «Виртуальные
Практическая работа №2 «Сведения об архитектуре
компьютера»
Практическая работа №3 «Сведения о логических
разделах дисков»
Практическая работа №4 «Значки и ярлыки на
Рабочем
столе»
Практическая работа №5 «Настройка графического
интерфейса для операционной системы Linux»
Практическая работа №6 «Установка пакетов в
операционной системы Linux»
Практическая работа №7 «Биометрическая защита:
идентификация по характеристикам речи»
Практическая работа №8 «Защита от компьютерных
вирусов»
Практическая работа №9 «Защита от сетевых червей»
Практическая работа №10 «Защита от троянских программ»
Практическая работа №11 «Защита от хакерских
атак»
Практическая работа №12. «Создание табличной
базы данных»
«Создание формы в
Практическая работа №13.
табличной базе данных»
Практическая работа №14.
«Поиск записей в
табличной базе данных с помощью фильтров и
запросов»
Практическая работа №15. «Сортировка записей в
табличной базе данных»
Практическая работа №16 «Создание отчета в
табличной базе данных»
Практическая
генеалогического древа семьи»
работа
№17
«Создание
1
1
2. Моделирование и
формализация
3. Базы данных.
СУБД
Информационное
общество
Повторение
4.
5.
8
8
3
8
8
3 Календарно–тематическое планирование 10 класс № Наименование
раздела
программы
Тема урока
Количество
часов
Дата
по
плану
фактическ
и
Форма
урока
Информационное
сопровождение
Характеристика деятельности
обучающихся
Тема 1.
Информация и
информационные
процессы
Информатика и
информационные
технологии. Понятие
информации. ТБ при
работе с
компьютером.
Правила поведения в
компьютерном классе
Представление и
кодирование
информации с
помощью знаковых
систем
Определение
количества
информации как
меры уменьшения
неопределенности
знаний
Алфавитный подход
к определению
количества
информации
Двоичное
кодирование
текстовой, звуковой Календарно–тематическое планирование 11 класс № Наименование
раздела программы
Тема урока
Количество
часов
Дата
по
плану
фактическ
и
Форма
урока
Информационное
сопровождение
Характеристика деятельности
обучающихся
Тема 1. Хранение,
поиск и сортировка
информации в базе
данных
База данных
(табличные,
иерархические,
сетевые). Хранение,
поиск и сортировка
в БД (СУБД).
Реляционные БД
Форма
представления
данных (таблицы,
формы, запросы,
отчеты)
Создание структуры
БД
Создание структуры
БД
Ввод и
редактирование БД
Поиск данных в БД.
Сортировка в БД
Создание БД
Создание БД
Зачетная работа Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
по информатики и информационнокоммуникационных технологий
к концу _____10____ класса
В результате изучения ученик должен
знать/понимать
единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и
∙ понятия: информация, информатика;
∙ виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
∙
соотношения между ними;
∙ сущность алфавитного подхода к измерению информации
∙ назначение и функции используемых информационных и коммуникационных
технологий;
∙
компьютере;
∙ понятия: компьютерная сеть,
электронная почта,
форум, www, Webстраница, Webсервер, Webсайт, URLадрес, HTTPпротокол,
поисковая система, геоинформационная система;
∙ назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;
представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в
глобальная сеть,
чат,
уметь
∙ решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций
алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи,
при известной скорости передачи;
∙ выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в
разные единицы;
∙ представлять числовую информацию в двоичной системе счисления,
производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
∙ создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на
основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные
таблица, графические объекты, простейшие Webстраницы;
∙ искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в
компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и
словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным
учебным дисциплинам;
∙ пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием
(принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой,
цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены,
эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и
коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
∙ для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и
чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов; ∙ создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов
учебной работы;
∙ организации индивидуального информационного пространства, создания личных
коллекций информационных объектов;
∙ передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной
переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением
соответствующих правовых и этических норм.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
по информатики и информационнокоммуникационных технологий
к концу _____11____ класса
В результате изучения информатики и информационнокоммуникационных
технологий ученик должен
знать/понимать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения,
передачи информационных объектов различного типа с помощью современных
программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные
объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с
помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных,
биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие
реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных
технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе
гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных,
получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с
помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при
использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в
учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными
автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства. Ресурсное обеспечение программы
Литература
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса /
Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
2. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.811
классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
3 Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. —
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
4Комплект цифровых образовательных ресурсов.
Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике (2009 2013 г.г.).
4
5
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор/ интерактивная доска
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со
звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными
объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат;
видеокамера; диктофон, микрофон.
Интернет.
ОС Windows
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Рабочая программа по информатике 10-11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.