Программа метапредметного курса «Краеведение» разработана на основе учебных предметов курсов, разработанных сотрудниками ГАУ ДПО «СОИРО»: - Культура народов Поволжья (Литературное краеведение); - Биологическое краеведение; - Географическое краеведение. - Культура края.- Историческое краеведение. Дается календарное-тематическое планирование пятый, шестой классы.Программа состоит из двух разделов.
Краеведение.docx
Программа метапредметного курса «Краеведение» разработана на основе учебных
предметов курсов, разработанных сотрудниками ГАУ ДПО «СОИРО»: Культура народов
Поволжья (Литературное краеведение); Биологическое краеведение; Географическое
краеведение. Культура края. Историческое краеведение.
I.
Результаты освоения программы по краеведению
Литературное краеведение (5 класс)
В результате изучения краеведения выпускник научится:
узнавать основные теоретиколитературные понятия: фольклор, устное народное
творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола,
сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма);
жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском
языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и
прозаическая речь;
принимать и правильно понимать богатое многообразие культур нашего мира, наших
форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности;
понимать фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья;
понимать теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений;
находить этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища,
праздниках, интересных обычаях.
Выпускник получит возможность научиться:
воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его
элементов;
определять главные эпизоды в эпическом произведении;
выразительно читать текстописание, текст повествование, монологи, диалоги, учитывая
жанровое своеобразие произведения;
отыскивать справки в словарях и справочной литературе, энциклопедиях;
отбирать нужные материалы из периодических изданий, классифицировать их.
Географическое краеведение (6 класс)
В результате изучения краеведения выпускник научится:
осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и
общества);
испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину,
страну;
осознавать себя гражданином России;
объяснять свою связь с историей, культурой, судьбой своего народа и всей России;
искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций,
эстетических и культурных предпочтений;
уважать иное мнение;
вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
ставить вопросы;
2
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы и представлять результаты измерений в
разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
составлять краткую характеристику родного населенного пункта;
выдвигать гипотезы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска краеведческой информации
из разных источников; понимания причин и значения событий и явлений повседневной
жизни; ориентирования на местности и чтения карт различного содержания; учета
фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за
изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их
последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей
местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных
компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов.
Биологическое краеведение (7 класс)
В результате изучения краеведения выпускник научится:
понимать сущность понятия «флора», «природное сообщество», «фитоценоз»,
«зооценоз»;
значение различных экологических факторов для живых организмов;
роль и значение растений, грибов и бактерий, животных в круговороте веществ и
непрерывности жизни;
роль растений, грибов и животных в жизни человека; распространённые
сельскохозяйственные культуры нашей местности;
виды опасных и ядовитых растений, грибов и животных нашей местности, правила
безопасного поведения в природной среде;
роль человека в охране органического мира, в сохранении биоразнообразия.
Выпускник получит возможность научиться:
определять виды растений и животных с помощью школьного определителя;
называть основные типичные виды растений, грибов, животных своей местности;
узнавать по внешнему виду распространённые сельскохозяйственные культуры нашей
местности;
приводить различные примеры природных сообществ и их видового состава;
объяснять приспособление живых организмов к различным экологическим факторам и
влияние экологических факторов на их жизнедеятельность;
давать характеристику различным природным сообществам, взаимосвязям внутри
сообщества, различным сезонным изменениям в жизни растений и животных;
определять антропогенное влияние на природные сообщества, уровни жизненного
состояния растений;
3 прогнозировать изменения в развитии природных сообществ под воздействием
антропогенной нагрузки;
применять полученные знания для изучения и улучшения экологической ситуации в своем
посёлке, районе.
Культура края (8 класс)
В результате изучения краеведения выпускник научится:
эстетично воспринимать произведения искусства;
добывать знания о культурных традициях малой родины, знаменитых земляков,
достижений культуры;
формировать опыт творческой деятельности;
Выпускник получит возможность научиться:
работать с книгой;
определять принадлежность художественного произведения к одному из жанров устного
народного творчества;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,
соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою.
Историческое краеведение (9 класс)
В результате изучения краеведения выпускник научится:
вырабатывать проблемное, диалектическое понимание истории;
усваивать знания об основных этапах развития Саратовского края, его месте и роли в
истории России;
оценивать наиболее значимые события и роль личности в истории Саратовского края;
вносить свой вклад в решение основных проблем развития региона.
Выпускник получит возможность научиться:
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде моделисхемы, выделяя все
существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою
позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
4 II. Содержание учебного предмета с определением основных
видов учебной деятельности
5 класс(Литературное краеведение)
№ Содержание
1
2
Введение
Предания
волгарей
Топонимика
Ко
лич
т
ес
во
ча
о
с
в
Ха
ракт
ери
т
с
ика
уч
б
е
ной
деят
ельн
ости
1
2
2
2
1
2
Понимать цели и задачи предмета, структуру
учебникахрестоматии.
Выделять специфику художественной литературы и
ее содержания.
Работать с учебником.
Создавать связные высказывания.
Оценивать произведения литературы
Выразительно читать, анализировать сцены и эпизоды,
оценивать героев и их поступки, строить рассказ,
синтезировать материал.
Анализировать сцены и эпизоды, оценивать героев и
их поступки, строить рассказ.
Видеть соотношение реального и фантастического в
произведениях.
Владеть навыками анализа поэтического
произведения (уметь определять тему, идею,
значение заголовка, находить средства
художественной выразительности, понимать их роль
в стихотворении, особенность звукового
оформления, рифму, определять настроение,
которым проникнуто стихотворение).
Уметь передать настроение лирического героя в
выразительном чтении.
Знать назначение предмета, ориентироваться в
различных заданиях, предложенных на страницах
учебника, выражать собственное отношение к
изучению предмета.
Уметь использовать языковые средства для создания
образа.
Уметь работать со справочной литературой,
создавать самостоятельно тексты, работать над
проектами, читать и анализировать тексты,
предложенные в учебнике.
Формулировать вопросы по тексту.
Приводить доказательства из текста, отстаивать свою
5
3
4
5
Моя родословная
Обитатели
Древней Волги
6
Сербы 7
Татары
8
9
Чуваши
Мордва
10
Русские
11 Немцы
12 Казахи
13 Украинцы
14 Калмыки
15 Проектная
деятельность
3
2
2
3
2
2
4
3
2
точку зрения. Характеризовать героя произведения.
Подбирать цитаты из текста.
Писать отзывы на произведения.
Воспринимать текст художественного произведения.
Характеризовать героя произведения.
Передавать личное отношение к произведению.
Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст
на части) и обобщать, строить логически
обоснованные рассуждения.
Выразительно читать произведения.
Характеризовать сюжет, проблематику, тематику,
идейноэмоциональное содержание.
Воспринимать текст художественного произведения.
Формулировать вопросы по тексту.
Приводить доказательства из текста, отстаивать свою
точку зрения.
Охарактеризовать героя произведения.
Анализировать произведение, иллюстрировать свои
мысли примерами из произведения.
Видеть основную идею рассказов.
Оценивать и давать характеристику героям
произведения.
Воспринимать текст художественного произведения.
Формулировать вопросы по тексту.
Приводить доказательства из текста, отстаивать свою
точку зрения.
Характеризовать героя произведения.
Подбирать цитаты из текста.
Воспринимать текст художественного произведения.
Формулировать вопросы по тексту.
Характеризовать героя произведения.
Подбирать цитаты из текста.
Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст
на части) и обобщать, строить логически
обоснованные рассуждения.
Анализировать произведение, иллюстрировать свои
мысли примерами из произведения.
Видеть основную идею рассказов.
Оценивать и давать характеристику героям
произведения.
Выступать с развёрнутыми письменными
сообщениями.
Анализировать свою работу, иллюстрировать свои
мысли примерами из произведений.
Оценивать и давать характеристику выступающим.
Всего
33
6класс(Географическое краеведение)
№ Содержание
Ко
лич
т
ес
во
ча
о
с
в
Ха
ракт
ери
т
с
ика
уч
б
е
ной
деят
ельн
ости
6 1
2
4
5
6
7
8
9
Что
Введение.
изучает
географическое
краеведение
Методы научного
познания.
Особенности
географического
положения
области, района
Строение земной
коры.
Минеральные и
горные породы
Рельеф
Саратовской
области,
района
Воды
Саратовской
области
своего
суши
Атмосфера.
Климат области
Природные
комплексы
Саратовской
области
10 План местности
11 Население
области,
района
своего
12
13
Защита проектов
Резерв
1
3
2
2
2
4
5
5
5
3
2
1
Определять понятие «краеведение», «географические
исследования».
Организация наблюдения за высотой солнца над
горизонтом, погодой, сезонными наблюдениями в
природе.
Изучение природы нашего края с
древнейших времен.
Уметь работать с картой Саратовской области,
находить в разных источниках
географическуюинформацию.
Формирование представлений о геологии, древних
эпохах. Развитие любознательность, формировать
интерес к изучению природы.
Формирование понятий «рельеф», его виды в
Саратовской области. уметь показывать на глобусе и
картах географические объекты Саратовской
области.
Формирование понятий «внутренние воды», и уметь
находить на карте реки и озера области х виды.
Развитие любознательность, формировать интерес к
изучению предмета
Формировать понятие об особенностях времен года
области. Уметь вести самостоятельный поиск, анализ
и отбор информации. . Обработка и анализ
метеорологических наблюдений. Составление
характеристики климата своего района
Определять типы почв Саратовской области.
Уметь работать с почвенной картой области.
Выявлять закономерность распределения животных
по территории области.
Уметь описывать маршрут по плану. Уметь
ориентироваться по плану и компасу. Определять
условные топографические знаки.
Изучить национальный состав, плотность населения,
очаги его концентрации. Этническое разнообразие.
Расширить знание об обычаях, традициях народа.
Дать знания о народных художественных промыслах.
Половозрастной состав населения. Особенности
размещения населения. крупные города. Крупные
города.
Уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор.
7 класс (Биологическое краеведение)
№ Содержание
Ко
лич
т
ес
во
ча
о
с
в
Ха
ракт
ери
т
с
ика
уч
б
е
ной
деят
ельн
ости
7 1
2
Введение.
Методы
краеведческой
работы
Характеристика
природных
сообществ
4
Растительный мир
3
3
8
5
Животный мир
8
8
6
Живое прошлое
Саратовского
края. Прошлое,
настоящее,
будущее
Работать с картографическим материалом,
видеоматериалом, фотографиями природы родного
края
Изучить экспозиции музея, выявить взаимосвязи
между физикогеографическими факторами и
биологическим разнообразием области. Искать
информацию о родном крае в краеведческой
литературе и Интернете.
Работать со школьными определителями растений и
животных.
Составлять схемы, характеризующих структуры
местных природных сообществ.
Работать с атласом карт Саратовской области.
Наблюдать и выявлять особенности представителей
живого мира, обитающих в разных условиях.
Искать информацию об особенностях саратовской
флоры в краеведческой литературе и Интернете.
Выявлять особенности представителей живого мира,
обитающих в разных условиях.
Изготавливать гербарии растений.
Работать с готовым гербарным материалом,
рисунками, фотографиями.
Готовить сообщения, презентации по теме.
Наблюдать и выявлять особенности строения лесных
растений в связи с умеренным увлажнением,
размещением в пространстве.
Работать с готовым гербарным материалом,
рисунками, фотографиями.
Выявлять отличительные особенности растений
паразитов.
Работать с рисунками, фотографиями.
Готовить сообщения, презентации о животном мире и
отдельных интересных животных района.
Работать с рисунками, фотографиями.
Выявлять приспособления животных к
периодическому влиянию паводков.
Наблюдать за птицами.
Составлять списки промысловых животных.
Готовить сообщения «Животные родного края»,
«Жизнь птиц и зверей зимой».
Работать с литературой, геохронологической
таблицей, коллекциями окаменелостей в кабинете
биологии.
Оформить коллекции по геологическому прошлому,
рисунков, подготовка сообщений, презентаций.
Искать информацию о состоянии растительного и
животного мира в Саратовской области.
Работать с данными докладов «О состоянии и об
охране окружающей среды» за разные годы.
8 7
8
Охрана природы
Всего
5
35
Наблюдать и выявлять примеры влияния человека на
животный и растительный мир родного края.
Составлять красную книгу своего района.
Участвовать в итоговой конференции.
8 класс (Культура края)
№ Содержание
1
Вводное занятие
Коли
честв
о
часов
2
4
«Каменная
летопись края»
Мастера
живописи
скульптуры
и
5
«Мир музея»
6
7
«Театральное
искусство»
«Музыкальное
искусство»
1
5
6
5
4
6
Ха
ракт
ери
т
с
ика
уч
б
е
ной
деят
ельн
ости
Раскрывать значение терминов, давать определение
понятиям; осуществлять словарную работу.
Раскрывать значение различных архитектурных
стилей, направлений.
Участвовать в обсуждении вопросов: Каково
стилистическое разнообразие саратовских храмов?
Раскрывать значение терминов.
Участвовать в обсуждении вопросов: Как сохранился
русский классицизм в архитектуре.
Раскрывать значение термина: «символизм».
Участвовать в обсуждении вопросов: Каково влияние
живописи художника на становление символизма в
живописи начала XX века.
Давать характеристику фактам из биографии
БорисоваМусатова, рассказать о его известных
работах.
Характеризовать работы художника, рассказывать о
фактах из его биографии и о событиях, повлиявших
на складывание творческого пути Петрова Водкина.
Рассказать об открытии музея им. Радищева, его
филиалах, а также охарактеризовать экспонаты,
хранящиеся в этих музеях. Участвовать в
обсуждении вопросов: Каковы основные этапы
развития Саратовской школы и ее влияние на
отечественную культуру.
Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся
влияния музея на художественно эстетическое
воспитание.
Рассказывать об истории создания и оформления
театрального движения в Саратовском крае. Называть
и характеризовать театры города Саратова.
Рассказывать об актерах, выступавших на сценах
театров, о репертуаре театров.
Рассказывать об этапах становления музыкального
образования в Саратове, первых учебных
музыкальных учреждениях.
Выяснять в какой период времени в Саратове
начинает процветать концертная деятельность.
Называть факты из биографии известных учителей.
Называть знаменитых исполнителей, характеризовать
9 8
«Костюмы
народов
Поволжья»
8
факты из их биографии.
Выяснять какое влияние они оказали на музыкальное
искусство в городе Саратове.
Характеризовать национальные костюмы различных
народностей.
Проводить сравнительный анализ различных
элементов костюма, выявить сходства и различия.
Работать с текстом учебника по заданиям учителя в
малых группах.
Давать характеристику изменениям, произошедшим в
национальных костюмах в результате взаимовлияния;
высказывать собственное мнение, работать в группах.
Подготовить проект на определенную тему.
9
Всего
35
9 класс (Историческое краеведение)
№ Содержание
1
Введение
Коли
честв
о
часов
2
3
4
5
6
Саратовский край
в конце ХV1
начале ХVII в.
Саратов и
Саратовский край
в начале ХVII –
первой четверти
ХVIII столетия
Саратовский край
во второй
половине ХVIII
столетия
Саратовский край
в первой половине
Х1Х в.
Саратовский край
во второй
половине Х1Х
столетия
1
1
2
4
3
2
Ха
ракт
ери
т
с
ика
уч
б
е
ной
деят
ельн
ости
Раскрывать значение терминов, давать определение
понятиям; осуществлять словарную работу.
Называть причины строительства крепостей на Волге.
Выдвигать гипотезы о месте основания Саратова.
Определять функции нового городакрепости
Определять этапы колонизации края, факторы,
благоприятствующие его освоению. Рассказывать о
причинах быстрых успехов восставших. Давать
характеристику общим чертам народного движения
на территории края и специфике его появления
Давать описание возрастанию военностратегического
значения Нижнего Поволжья. Давать характеристику
образованию наместничества и торгово
транспортному и промышленному значению Саратова.
Называть отрасли сельского хозяйства. Рассказывать
о специализации на зерновом производстве, развитии
промышленности, торговли, транспорта. Выявлять
информацию о становлении культуры в Саратовской
губернии, развитии народного образования,
зарождении и становлении театральной жизни. Давать
определение духовной жизни города.
Характеризовать религиозные организации
Саратовской губернии: структуру, деятельность.
Анализировать причины первой российской
революции в России и специфику предреволюционной
ситуации в Поволжье. Определять формы народного
движения и его специфику. Рассказывать о влиянии
10 7
8
9
Саратовский край
в период с 1900 по
1917 г.
Саратовское
Поволжье в
советскую эпоху
Постсоветский
период истории
Саратовского
Поволжья
5
10
3
революционных событий на дальнейшее развитие
общественнополитической ситуации в России и
Саратовском крае.
Показывать на картеСаратовское Поволжье накануне
Первой мировой войны. Называть изменения
социальноэкономического положения в годы войны.
Рассказывать о мерах правительства и местной
администрации по мобилизации экономики и их
итогах. Давать описание установлению многовластия.
Анализировать развитие революционного процесса
весной–летом 1917 г.
Рассказывать о культурной жизни региона. Давать
характеристику науке, образованию, работе
культурно–просветительских учреждений. Готовить
сообщение о Саратовской епархии в 1920е –1930е
гг. и создании АССР немцев Поволжья.
Экономическое и культурное развитие автономии в
1920е — 1930–е гг. Готовить сообщение
оликвидации Немецкой автономии в 1941 г.
Готовить сообщение оПромышленности, сельском
хозяйстве, транспорте в 1965–1985 гг. Давать
описание культурному развитию.
11 III.
Календарнотематическое планирование по литературному краеведению 5
№ Тема уроков
Дата по
плану
класс
Дата
факт.
Введение
1
2
Предания волгарей
3 Мы родом с Волги
4
Топонимика. Что изучает
топонимика?
Топонимика. Предания о
родном городе. Место
моей семьи в истории
родного края и на карте
области
6 Моя родословная
7
Принципы и правила
составления родословной
Обитатели Древней Волги.
Легенды, предания
Сербы.
Сербы на Волге.
Историческая справка.
Интересные обычаи
Сербские сказки.
Сюжеты и герои разных
сказок
Татары.
Татары на Волге.
5
8
9
10
11
Примечание
Применение
ИКТ
Проектная
деятельность
презентация
презентация
Презентация
12 Историческая справка.
Интересные обычаи
12 Устройство дома татар.
Этикет гостеприимства
13 Чуваши. Чуваши на Волге
Быт и обычаи в чувашских
14
мифах и легендах
15 Мордва на Волге
16
Быт и обычаи в мифах и
легендах мордвы
Русские на Волге.
Что значит быть русским?
Быт и обычаи, история
страны в преданиях
княжеской Руси
17
18
19 Обрядовая поэзия
20 Немцы. Историческая
справка. Интересные
обычаи. Устройство дома
Сказания о немцах
Поволжья
21
22 Казахи.
Быт и обычаи казахского
народа в сказаниях и
легендах
Сюжет, герои. "Сказания
об орлах", Легенда о Ер
Каптагае
23
презентация
презентация
24 Украинцы. Откуда есть
пошла украинская земля?"
Обычаи и быт малороссов
25 Обрядовая поэзия. "Иван
даМарья"
26 Обрядовая поэзия. "Иван
27
даМарья"
Творческая работа.
Проект «Сочинение
сказки»
28 Калмыки.
Обычаи. Устройство дома
29 Легенды и предания
калмыков. "Лотос"
30 Легенды и предания
калмыков. "Три мудреца"
31 Легенды и предания
калмыков. "Как ленивый
старик работать стал"
«Мы разные, но мы вместе
– Россия» (работа над
32
13 33
проектом)
Создание и защита
итогового проекта «Мы
разные, но мы вместе –
Россия»
III.Календарнотематическое планирование по географическому краеведению
6 класс.
№ Тема уроков
Дата по
плану
Дата
факт.
Примечание
Применение
ИКТ
Проектная
деятельность
1
2
3
4
5
Введение. Что изучает
географическое
краеведение
научного
Методы
познания.
История
исследования природы
Саратовской области.
Саратовцы –
исследователи
континентов
Метод наблюдения.
Пр.р.
«Организация
наблюдения за высотой
солнца над горизонтом»
Изучение природы нашего
края с древнейших времен.
14 6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
презентация
презентация
Презентация
Исследование Поволжья.
Саратовцы – покорители
горных вершин.
Особенности
географического
положения
района
Расположение области,
района на материке, части
света,
Восточно
Европейской равнине.
области,
Пр.р.«Географическое
положение области, своей
местности».
Строение земной коры.
Минеральные и горные
породы
Геологическое строение.
Различия в геологическом
строении правобережья и
левобережья.
Саратовской
Практическая работа.
Определение горных
пород по образцам
Рельеф
области, своего района.
Формы рельефа
Особенности
правобережья
левобережья.
Оценка рельефа своей
местности.
рельефа
и
Пр.р. «Работа с контурной
картой: обозначение
основных форм рельефа и
полезных ископаемых.»
Воды суши Саратовской
области
Внутренние воды области.
Волга – главная река
области.
Реки Волжского бассейна.
Реки бессточного
презентация
презентация
15 22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
бассейна.
Климат
Местные
Практическая работа.
«Описание реки своей
местности»
Пр.р. «Определение
ширины и глубины малых
рек»
Атмосфера.
области
Методы исследования.
Метеорологические
элементы.
признаки погоды.
Температура воздуха по
сезонам.
Годовой ход
температуры воздуха.
Ветры, господствующие в
области. Роза ветров.
Климат своего района.
Составление
характеристики климата
своего района
Природные
Саратовской области
Типы почв Саратовской
области.
План местности
комплексы
Условные
топографические знаки.
Население области, своего
района
Защита проектов
16
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.