Рабочая программа по кружковой деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Оценка 4.9

Рабочая программа по кружковой деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Оценка 4.9
Документация
doc
дефектология
1 кл
25.05.2017
Рабочая программа по кружковой деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа по кружковой театрально-музыкальной деятельности " Апельсинка". Представлена программа для обучающихся от 6 до 17 лет с тяжелыми и множественными нарушениями развития . В программу входят материалы: Титульный лист, Пояснительная записка, Планируемые (личностные и предметные) результаты , Содержание курса, Тематическое планирование (тема занятия), количество часов, даты, основной вид деятельности), Список использованной литературы.
рабочкружокАпельсинка.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение Псковской области  «Центр специального образования №3»                                                                                                                                                       РАССМОТРЕНА на заседании МО УТВЕРЖДАЮ Директор ПРИНЯТА на заседании педагогического  совета протокол №___ от «__»___20__г. _______Т.В.Самарина приказ №____  от «___»______2016г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по ВР ________О.А.Корбат «___»_________2016 __________ФИО протокол №___ от «___»______2016г. РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  Театральный   кружок  :  «Апельсинка» Учебный год: 2016­ 2017 Возраст: 7­17 лет Количество часов   в год:   70 Количество часов   в неделю:  2                      Педагог дополнительного образования:  Дьяченко Нина Васильевна г. Великие Луки 2016 г. Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Апельсинка»     для обучающихся с умеренной, тяжелой,  глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными  нарушениями развития составлена на основе следующих нормативно ­ правовых документов:  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02. 20;10 г. Пр.­271); 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 21.12.2012. №273­ФЗ 3. ФГОС   ОВЗ   О   у/о.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   образования обучающихся   с   умственной   отсталостью     (интеллектуальными   нарушениями)   варианты   2 Приказ 1599/ 19.12.2014 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2016 г. № ОБ­14­0477 «О внесении  изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования  5. Срок реализации  программы:  1 учебный год. Общение   это  форма  деятельности,  необходимая   для  реализации  других   видов   деятельности личности. Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жить   в  обществе  людей,  через  общения  ребёнок  познаёт   самого  себя   и  окружающий   мир  людей. Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью особенно актуальна в настоящее время. Воспитание детей, является необходимым фактором развития общества, и важное место этого  воспитания занимает коррекционное развитие обучающихся   с умеренной, тяжелой умственной  отсталостью, ТМНР. Общество должно учитывать необходимость расширения возможностей строить  правильные взаимоотношения совместной деятельности людей с нарушением интеллекта. Проблемой развития навыков общения занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные.   Среди   них   Леонтьев А.Н.   Лисина,   Запорожец   А.В.,   Смирнова   Е.О.,   Эльконин   Д.Б.., Сильвестру А.И., Проблема   в том, что развитие детского творчества   у обучающихся   с умеренной, тяжелой умственной   отсталостью,   ТМНР,   приобретает     большое   значение   в   настоящее   время.   Усилия отечественных   педагогов   и   психологов   направлены   на   решение   одной   из   важнейших   задач современного   общества   –   задачи   формирования   всесторонней,   гармонически   развитой   личности. Детям  с   ограниченными   возможностями   необходимо   чувствовать   себя  полноценными   гражданами своего общества, в этом им помогают занятия дополнительного образования.          Данная программа разработана самостоятельно педагогом дополнительного образования. Данная   программа   выполняет   обучающую,   развивающую,   эстетическую,   диагностическую, коррекционную   функции.   Изучаются   стартовые   возможности   и   динамика   развития   ребенка   в образовательно­воспитательном процессе. Формированию   интереса   ребенка   к   самодеятельной     деятельности,   расширению   диапазона используемых   ролей,   способствует   специально   организованная   среда.   Для   создания   такой   среды необходимо специальное  помещение – актовый зал (сцена) Кроме того, необходимо продуманное организация   занятий   кружка.   Не   все   дети   могут   находиться   в   публичном   месте   и   свободном пространстве. Для самостоятельной деятельности во время роли нужно многократное повторение действий и слов героя исполняемого   ребенком ­   репетиции те предметы, игрушки, с которыми ребенок уже  Дополнительная   общеобразовательная   программа   студии   «Апельсинка»   предназначена   для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР. Используется для организации образовательно­воспитательного процесса в ГБОУ « ЦСО № 3» города Великие Луки. Отдельные разделы могут быть использованы на уроках музыки, чтения и игротерапии. 2 раза в неделю по 40 минут, всего 75 часа Цель работы кружка:  Коррекция,   развитие   и   стимулирование   двигательных,   речевых,   социальных   и   коммуникативных навыков   обучающихся   с   умеренной   и   тяжелой   умственной   отсталостью,   ТМНР     посредством сценических методов ( миниатюр, театральных постановок, мюзиклов.) . Задачи работы кружка: Формирование интереса к общению Формирование потребности к сопереживанию Формирование необходимых умений и навыков социального взаимодействия Улучшить координацию движений, память, крупную моторику рук,  образное мышление; Воспитывать аккуратность, терпение; Развивать интерес к творческому труду (подготовка костюмов). Развитие коммуникативных навыков Формирование приёмов воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами.  Развитие психологического благополучия.  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Личностные результаты освоения  программы включают:  I. Планируемые результаты  Получение удовольствия от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;   Обогащение опыта эмоционально­чувственного восприятия окружающей действительности;  Получение удовольствия от игр, выступлений, реакций зрителей  Интерес к взаимодействию с другими детьми и взрослыми в театральной деятельности,   Умение сопереживать, проявлять внимание;  Повышение двигательной активности, развитие ловкости;  Развитие памяти, внимания через выполнение  повторяющихся самодеятельных действий при  выступлениях; Предметные результаты освоения рабочей программы включают следующие умения:  Выполнять отдельные ролевые­игровые действия, цепочки ролевых­игровых действий;  Понимать смысл выполняемых действий;   Соотносить роли с игровыми действиями;  Действовать по подражанию, образцу, инструкции;  Ориентироваться в пространстве во время творческой деятельности;  Развивать фиксацию взгляда, активизировать прослеживающую функцию;  Определять месторасположение источника звука;  Соблюдать последовательность действий персонажей ;  Придерживаться исполняемой  роли до конца выступления II. Содержание курса. Учебно­тематический план Игры    10 часов  игратерапия, подвижные игры, сюжетно ­ ролевые игры, предметные игры Музыкальные занятия с элементами драматизации 55  часов  мини – сценки, арт­терапия, разыгрывание сказок  (вокализации) Театрализованные представления   10   часов Общие рекомендации по организации занятий. На начальном этапе работы необходимо установить эмоциональный контакт,  подразумевающий эмоциональное   взаимодействие     на   основе   доступных     уровнях   организации   общения.   Также необходимо   поднять   эмоциональный   тонус   ребенка   за   счет   привычных   для   него   впечатлений соответствующих тому уровню аффективной организации, к которому он  приспособлен. Для детей с проблемами развития очень важна эмоциональная поддержка. Актуальность   программы:  усиление   социально­педагогической   и   инновационной составляющей  образования, направленной на формирование способности личности адаптироваться в современных социально­экономических условиях.  Новизна программы: создание новой методической продукции интегрированной для работы в студии  «Апельсинка».  Программа   является комплексной, так как объединяет несколько видов деятельности: это игра   на   народно­музыкальных   инструментах,   театролизация,   работа   с   костюмами   персонажей.   В современной  литературе имеется много новинок   по данным темам. Именно они были использованы для составления учебно­тематического планирования и написания содержательной части программы. Программа   вариативна,   допускает   некоторые   изменения   в   содержании   занятий,   форме   их проведения, количестве часов на изучение программного материала. Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР – это в основном дети, у которых   по   причине   врожденной   недостаточности   или   приобретенного   органического   поражения сенсорных   органов,   опорно­двигательного   аппарата   или   центральной   нервной   системы   развитие психических функций отклоняется от нормы. А в некоторых случаях нарушения развития могут  быть вызваны   и   микросоциальными,   средовыми   причинами:   неблагоприятные   формы   семейного воспитания, социальная и эмоциональная депривация и т. д. Приоритетной   задачей   в   образовании   детей   с   интеллектуальной   недостаточностью   является задача их социальной адаптации. Развитие   механизмов   адаптации   у   детей   с   интеллектуальной   недостаточностью   имеет   свою специфику.   Им   свойственна   скованность,   неловкость,   мимическая   невыразительность.   Для обучающихся   затруднительно   правильное   выражение   своих   чувств   и   понимание   того,   что   им сообщается невербальным способом.  Уровень   цивилизованности   общества   во   многом   определяется   его   отношением   к   детям   с проблемами в развитии. В последнее время все больше внимания уделяется детям­инвалидам. Идет поиск   путей   решения   этой   социальной   проблемы:   как   сделать   так,   чтобы   неполноценный   в умственном   или   физическом   отношении   ребенок   мог   вести   полноценную   и   достойную   жизнь   в условиях,  которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе  и облегчают его активное участие в жизни общества. Такие дети психологически «младше своего возраста». Их мышление более конкретно, им сложно думать об абстрактных вещах. Память, внимание ослаблены. Им труднее усваивать материал, и они быстрее его забывают. Обучающиеся быстро утомляются. У них слабый самоконтроль. Они очень чувствительны и обидчивы. Учитывая данную специфику, необходимо следовать следующим правилам: Объяснения должны быть доступными, повторяться несколько раз, сопровождаться наглядным 1. показом.  2. 3. Оптимальный временной режим занятий – не более 1 часа. Каждый ребенок должен знать и понимать, что и для чего он делает. Различные  формы   учебной   работы  (вид   занятия)   существенно   повышают   эффективность занятий и интерес обучающихся к ним. Программа предусматривает использование  индивидуальной формы работы обучающихся. Индивидуальная форма предполагает отработку специальных действий, движений и поведения обучающегося. При этом педагог оказывает обучающемуся такую помощь, которая   не   подавляет   его   активности   и   способствует   выработке   навыков   самостоятельной деятельности. Основная масса учебного времени отводится  репетициям  на сцене, в холле отделения. Это   обусловлено   спецификой   курса,   чтобы   овладеть   навыками   «сценического   поведения», «сценического мастерства» в разных условиях, ситуациях, состоянии обучающегося.  В театрализованных играх, играх­представлениях с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются определенные литературные произведения. Дети не только   знакомятся   с   его   содержанием,   воссоздают   конкретные   образы,   но   и   учатся   глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. На  музыкальных  занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой.  Что касается  методов  работы, программа предполагает сочетания музыкальной, творческой, театральной   деятельности, поэтому метод определяется   по источнику информации. На занятиях используется  словесные  методы работы: рассказ, показ, объяснение, инструктаж, беседа. Большое образовательно­воспитательное   значение   имеют   беседы,   проводимые   после   посещения   школьных концертов,   посещения   театра,   просмотра   видеоклипов   с   выступлениями   других   детей. Демонстрационные  методы   реализуют   принцип   наглядности   обучения.   Просмотры   клипов присутствует на занятиях и сочетается со словесными методами. Педагогу   необходимо   добиваться   рационального   выбора   методов   и   оптимального   их сочетания. Реализация данной программы основывается на следующих принципах. Принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от Сотворчество детей и взрослых.  Принцип связи теории с практикой – органичное сочетание в работе с детьми необходимых 1. простого, к сложному. 2.        Учет индивидуальных особенностей детей.  3. 4. теоретических знаний и практических умений и навыков. Взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой  5. 6. Принцип актуальности предполагает максимальную приближенность содержания программы к реальным   условиям   жизни   и   деятельности   обучающихся     с   умеренной   и   тяжелой   умственной отсталостью, ТМНР 7. деятельности. Принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются детьми во время активной 8. Принцип   гармонии   простоты   и   красоты   лежит   в   основе   любого   вида   деятельности, одновременно является критерием творческой деятельности и результатом в процессе саморазвития творческих способностей.  III.Тематическое планирование. Темы курса Количеств Дата Основной вид деятельности П 6.09 7.09 13.09 14.09 20.09 21.09 27.09 28.09 4.10 5.10 11.10 12.10 18.10 19.10 25.10 26.10 1.11 2.11 8.11 9.11 15.11 16.11 22.11 23.11 29.11 30.11 6.12 7.12 13.12 14.12 20.12 21.12 27.12 28.12 17.01 18.01 24.01 Ф Индивидуальная   работа   с   каждым обучающимся.   Передача   смысла   сказки по образцу за преподавателем. Сказка « Репка» деревянные пазлы,   видеосказка «Репка».  Распределение ролей. Работа над ролью сказки «Репка».  Кукольный театр из картона Вводная инструкция поведения на сцене, выход из­за кулис, выступление  обучающегося. Работа над ролью сказки «Репка».  Под музыкальное сопровождение Расстановка персонажей, действия по  сказке Разучивание слов персонажа, действий  персонажа по сюжету Расстановка персонажей, действия по  сказке Разучивание слов персонажа, действий  персонажа по сюжету Расстановка персонажей, действия по  сказке Разучивание слов персонажа, действий  персонажа по сюжету, примерка  костюмов Расстановка персонажей, действия по  сказке Разучивание слов персонажа, действий  персонажа по сюжету, примерка  костюмов Расстановка персонажей, действия по  сказке Разучивание слов персонажа, действий  персонажа по сюжету, примерка  костюмов Расстановка персонажей, действия по  сказке Расстановка персонажей, действия по  сказке № п/п 1­5 Вводная беседа Игротерапия о часов П Ф 5 6­7 8­9 Игра «Тянем потянем»  за руки индивидуально Ролевая игра  « Я на сцене» 10­13 Игра «Тянем потянем»  за руки индивидуально 14­15 Групповое занятие, репетиция. 16­17 Адаптация к роли. 18­19 Групповое занятие, репетиция 20­21 Адаптация к роли. 22­23 Групповое занятие, репетиция 24­25 Адаптация к роли. 26­27 Групповое занятие, репетиция 28­29 Адаптация к роли. 30­31 Групповое занятие, репетиция 32­33 Адаптация к роли. 34­35 Групповое занятие, репетиция 36­38 Групповое занятие, репетиция 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 39­40 Игры на сцене «Кошки­мышки» «Воробышки в домике» 41­42 Групповое занятие, репетиция. 43­44 Игра «Тянем потянем»  за руки индивидуально 45­46 Групповое занятие, репетиция. 47­48 Игры на сцене «Кошки­мышки» «Воробышки в домике  49­50 Групповое занятие, репетиция. 51­52 Игра «Тянем потянем»  за руки индивидуально 53­54 Групповое занятие, репетиция. 55­56 Адаптация к роли. 57­58 Групповое занятие, репетиция 59­60 Адаптация к роли. 61­62 Групповое занятие, репетиция 63­64 Адаптация к роли. 65­66 Адаптация к роли. 67 68 69 70 Групповое занятие, репетиция Адаптация к роли. Групповое занятие, репетиция Вводная беседа Игро­терапия 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 25.01 31.01 1.02 7.02 8.02 14.02 15.02 21.02 22.02 28.02 1.03 7.03 14.03 15.03 21.03 22.03 28.03 29.03 4.04 5.04 11.04 12.04 18.04 19.04 25.04 26.04 2.05 3.05 10.05 16.05 17.05 23.05 24.05 Индивидуальная работа с  обучающимся. Отработка   поведения,   движение   по сцене согласно   роли. Отработка сценария Отработка   поведения,   движение   по сцене. Адаптация на сцене Отработка сценария Отработка поведения, движение по  сцене. Адаптация на сцене Отработка сценария Отработка поведения, движение по  сцене. Адаптация на сцене Действия по сказке Разучивание слов персонажа, действий  персонажа по сюжету Расстановка персонажей, действия по  сказке Разучивание слов персонажа, действий  персонажа по сюжету Отработка поведения, движение по  сцене. Адаптация на сцене Отработка сценария Действия по сказке Разучивание слов персонажа, действий  персонажа по сюжету Расстановка персонажей, действия по  сказке Получение похвальных граммот Костюмерная. IV. Список литературы 1. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно­развивающего обучения и  реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др.;  Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. 2­е изд. ­ Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. ­ 144 с.: ил. 2. Я играю и учусь: Пособие для детей с особенностями психофизич.развития/ Е.А.Якубовская,  Т.В.Лисовская, И.В.Ковалец и др. – Мн.: ОДО «Тонпик», 2004. – 232 с. 3. Методика учебно­воспитательной работы в центре коррекционно­развивающего обучения и  реабилитации: Учеб.­метод.пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред.  С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276 с., ил. 4. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно­педагогической работе с детьми с  тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития / И.Н. Миненкова //  5.   Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно­развивающего обучения и  реабилитации: учеб.­метод. пособие / С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн: УО  «БГПУ им. М. Танка», 2007. – С. 69–74. 6. Эллнеби И. Без твоего прикосновения я умру… Значение тактильной стимуляции для развития  детей/ И.Эллнеби. – Мн.: Белорусский Экзархат – Белорусской православной церкви, 1999. –108 с.

Рабочая программа по кружковой деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по кружковой деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по кружковой деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по кружковой деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по кружковой деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по кружковой деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по кружковой деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по кружковой деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по кружковой деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по кружковой деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по кружковой деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по кружковой деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по кружковой деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по кружковой деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по кружковой деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по кружковой деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017