Учащиеся приобретут следующие знания: о клетке – как единице строения всех царств в природе, о многообразии видов; умения: развитие творческих способностей, умение работать в группе, отстаивать свою точку зрения. Познание клеточного строения организма необходимо для оценки генетических заболеваний. Изучение закономерностей клеточного строения живого организма является теоретической базой развития науки цитологии, генной инженерии и микробиологии.Учащиеся приобретут следующие знания: о клетке – как единице строения всех царств в природе, о многообразии видов; умения: развитие творческих способностей, умение работать в группе, отстаивать свою точку зрения. Познание клеточного строения организма необходимо для оценки генетических заболеваний. Изучение закономерностей клеточного строения живого организма является теоретической базой развития науки цитологии, генной инженерии и микробиологии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
с. Ильинское Малопургинского района Удмуртской Республики
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального (основного, среднего) общего образования
«Рассмотрена» на заседании МО
«Эврика»
Руководитель МО: Рыкова Н.А.
29 августа 2016
Протокол № 1
от «29» августа 2016 г.
Принята на заседании
Педагогического Совета
Протокол №1
От «30» августа 2016 г.
Утверждаю:
Директор школы
_________ /Рогожина Н.П./
Приказ № ___ от «___»
__________20___ г.
Рабочая программа
По предмету (курсу и т.д.) «Секреты живой клетки»
Класс (уровень) 9, общеобразовательный
Учитель (группа учителей) Рыкова Н.А.
Категория учителя: первая квалификационная категория
Количество часов по программе: 8 часов
2016 годПояснительная записка
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования
элективный курс «Секреты живой клетки» предназначен для учащихся 9 класса.
Программа составлена на основе рекомендаций «Программ элективных курсов.
Профильное обучение учащихся» под редакцией Черниковой Т.В.
Курс позволяет расширить и систематизировать знания учащихся о клетке –
как единице строения всех царств в природе. Программа курса поможет
углубить знания учащихся и подготовить их к успешному выбору предмета для
экзамена. Формирование представлений о многообразии видов основывается на
знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в 5-8 классах.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных
современных педагогических методов и приёмов: биологические игры,
интеллектуальный марафон, экскурсии. Применение ИКТ технологий позволяет
реализовывать индивидуальный и дифференцированный метод обучения
учащихся.
Разнообразие практических работ предполагает вариативность выбора
конкретных форм проведения с учётом материального обеспечения кабинета.
Программа носит естественно-научный характер. В ней ярко выражено
стремление удивлять и впечатлять ученика удивительным миром клетки, её
строением, функциями и разнообразием. Элективный курс рассчитан на 8 часов,
на один триместр обучения, на 1 час.
Цель: формирование научных представлений о взаимосвязи органоидов клетки
и её роли в жизни разных организмов.
Задачи: 1) Углубление и расширение знаний о клетке
2) Формирование понятия основных процессов в клетке
3) Развитие интереса к углублённому изучению клетки и её роли в организме
4) Подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Учащиеся приобретут следующие знания: о клетке – как единице строения всех
царств в природе. о многообразии видов; умения: развитие творческих
способностей, умение работать в группе, отстаивать свою точку зрения.
Познание клеточного строения организма необходимо для оценки генетических
заболеваний. Изучение закономерностей клеточного строения живого организма
является теоретической базой развития науки цитологии, генной инженерии и
микробиологии.
Программа включает знания, не содержащиеся в базовых программах.
Тестирование и анкетирование учащихся на разных этапах занятий поданному
курсу поможет отследить динамику интереса правильность выбора тем занятий.
Формой отчета по завершении курса может стать защита проекта.
Содержание курса предполагает теоретическую и практическую работу
1.Цитология – 3 ч. Введение в курс. Теория: презентация темы, беседа,
экскурсия. Химическая организация клетки. Обоснование родства организмов.
Практика: изучение химического состава клетки с помощью электронного
микроскопа, видеофильмов.
2. Строение органоидов клетки – 5 ч. Анализа химического состава их клеток.
Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки. Метаболизм:
энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их
химическая природа, роль в метаболизм. Биосинтез белка и нуклеиновых
кислот. Теория: презентация темы. Практика: биологическая игра,
интеллектуальный марафонТематическое планирование
Наименование раздела
Цели раздела
Знать/понимать
Уметь
Тема уроков
1. Цитология
методы цитологии
основные положения клеточной
теории
объяснять роль биологии в формировании
научного мировоззрения
Введение в курс
строение, многообразии и
особенностях биосистем
Макро- и микроэлементы
вклад биологических теорий в
формирование современной
естественнонаучной картины мира
Химическая организация клетки
овладение умениями характеризовать
современные научные открытия в
области биологии
Взаимосвязь строения и функций
неорганических и органических
веществ
находить информацию о биологических
объектах в различных источниках
Обоснование родства организмов
2. Строение органоидов
клетки
самостоятельно проводить
биологические исследования
(наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование)
строение биологических объектов:
клетки; генов и хромосом
использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни
Анализа химического состава их клеток
грамотно оформлять полученные
результаты
сущность биологических
процессов: размножение
соблюдения мер профилактики
отравлений, вирусных и других
заболеваний, стрессов, вредных привычек
Взаимосвязь строения и функций частей и
органоидов клеткианализировать и использовать
биологическую информацию
вклад выдающихся ученых в
развитие биологической науки
объяснять роль биологии в формировании
научного мировоззрения
Метаболизм: энергетический и пластический
обмен, их взаимосвязь
пользоваться биологической
терминологией и символикой
биологическую терминологию и
символику
оценка этических аспектов некоторых
исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное
оплодотворение).
Ферменты, их химическая природа, роль в
метаболизме
развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих
способностей
биологическую терминологию и
символику
объяснять роль биологии в формировании
научного мировоззрения
Биосинтез белка и нуклеиновых кислот
Учебнометодическое обеспечение по учебному предмету, курсу.
№ Название
1
2
3
Генетика: Учебное пособие по
факультативному курсу для
учащихся 10 классов
Учебник для 10-11 классов с
углубленным изучением
Элективные
курсы
биологии
(9 -11 классы).
по
Автор
Киселева З.М.,
Мягкова А.Н.
Издательство
М.: Просвещение
Год
1983
Шумский В .К,..
М.: Просвещение
Дымшиц Г.М.,
Рувинский А.О.
Чебоксары
2001
2006