Рабочая программа по курсу "Введение в географию" 5класс
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
география +1
5 кл
10.05.2017
Курс «Введение в географию» открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе, опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир » начальной ступени обучения. Данный курс поможет познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют учащимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты. Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.
В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.
курс Введение в географию 5.doc
Рабочая программа
по курсу
«Введение в географию»
5 класс (базовый уровень)
Составитель:
Загородникова Татьяна Валерьевна
учитель географии ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Введение в географию» открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе, опирается на пропедевтические знания
учащихся из курсов «Окружающий мир » начальной ступени обучения. Данный курс поможет познакомиться с географией как наукой, узнать об
истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют учащимся получить общие сведения о материках и
океанах нашей планеты. Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, формированию системы знаний,
умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников. В основу содержания учебного предмета
положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в основной
школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения
правильно ориентироваться в пространстве.
Главной целью географического образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды
ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессиональнотрудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные
ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
Цель школьного географического образования в 5 классе сводится к решению следующих задач:
∙ Формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира
∙ Познание на конкретных примерах многообразия современно географического пространства на разных его уровнях( от локального до
глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира.
∙ Познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических процессов, происходящих в России и в мире.
∙ Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития.
∙ Выработку у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях.
∙ Формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебнометодические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.
Программа реализует интегративные связи с курсами биологии, природоведения, окружающим миром, экологией, историей, физикой.
Особенность проведения практических работ в 5 в классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких
уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда
требуют длительного наблюдения.
Цели и задачи курса: формирование у учащихся представлений о науке, изучающей природу Земли и о географических методах познания картины мира; об
особенностях природы материков и океанов Земли
развитие познавательного интереса учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира; к людям
показать связь географии с историей на примере изучения первооткрывателей и первопроходцев, их вклад в развитие географии как науки;
воспитание экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
бережного отношения к природе.
Программа реализует интегративные связи с курсами биологии, природоведения, окружающим миром, экологией, историей, физикой.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на
местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит
рекомендации к структуре национальнорегионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих
рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей,
активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием
изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по
освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества,
социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным
богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений о специфике природы,
населения и хозяйства на различных уровнях познания. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с
которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения
окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по географии строится с
учетом следующих содержательных линий:
многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;
социальная сущность человека;
уровневая организация природы, населения и хозяйства.
Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об
истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют учащимся получить общие сведения о материках и
океанах нашей планеты.
Цели географического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и
предметном уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в
том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных потоков, изменением характера и способов общения и социальных
взаимодействий.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в
целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями географического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу
или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.
Помимо этого, географическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других
людей; экологическое самосознание, воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсам; познавательных качеств личности, связанных с
усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения и хозяйства, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебнопознавательными, информационными, ценностносмысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как
способности к эмоциональноценностному отношению к объектам природы и хозяйства.
Требования к результатам обучения:
Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение следующих личностных результатов:
Знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
Реализация установок здорового образа жизни;
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных
умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) эстетическое и экологическое отношение к
географическим объектам и явлениям.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; Умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках
(тексте учебника, научнопопулярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и
окружающих;
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о
своей Родине – России во всем её разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования;
Овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту,
статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных
географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей
среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры,
позитивного отношения к окружающей среде;
Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению
окружающей среды и социально ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
2. В ценностноориентационной сфере:
Знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в природе и обществе;
Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
4. В сфере физической деятельности:
Знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;
Соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментами
Освоение приемов оказания первой помощи при чрезвычайных ситуациях
5. В эстетической сфере:
Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, особое внимание обращается на общеобразовательное значение предмета.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических
умений, но также комплекс общеучебных умений необходимых для: Познания и изучения окружающей среды; выявления причинноследственных связей;
Сравнение объектов, процессов и явлений; моделирование и проектирование;
Ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;
Соблюдение норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических
ценностей.
Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного
подходов; освоения интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Таким образом
Обучающие должны знать (понимать)
Форму и размеры Земли;
Полюс, экватор;
Часть Мирового океана;
Виды движения воды в Мировом океане;
Материки и океаны Земли;
Географические объекты, предусмотренные программой;
Маршруты географических исследований и путешествий
Обучающиеся должны уметь:
Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
Использовать источники географической информации для решения учебных и практикоориентированных задач; знания о географических
явлениях в повседневной жизни;
Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
Описывать по картам взаимное расположение географических объектов;
Объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
Приводить примеры географических объектов;
Приводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
Различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие
особенности природы материков и океанов и населения Земли;
Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
Формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных)
Обучающие должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Ориентироваться на местности, чтение карт; Проведение наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий; оценка их последствий;
Наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
Сохранение и улучшение, принятие необходимых мер для защиты окружающей среды
Проведение самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических,
геоинформационных
Географическая номенклатура:
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское мореозеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
1. География. Введение в географию: учебник для 5 класс общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А.
Плешаков. / М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
УМК: Календарнотематическое планирование по учебному предмету
№ Дата
Тема
1.
2.
3.
5.
6.
7.
Тема: Введение (2 часа)
Что такое география
Методы географических исследований.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
От плоской Земли к земному шару.
Форма, размеры и движение Земли.
Глобус и карта.
Ориентирование на местности.
Введение в географию.
5 класс
34 ч. (1 ч. в неделю)
Практическая работа
Оснащение
Составление схемы наук о природе
1. Составление перечня источников географической
информации, используемых на уроках.
2. Решение тестовых заданий
Организация наблюдений за формой полученной тени,
отбрасываемой различными фигурами
Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную
форму
1. Составление сравнительной характеристики разных
видов изображения земной поверхности географии
Определение с помощью компаса сторон горизонта 8.
9.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
25.
26.
27.
Урок обобщения и контроля по теме «Земля и её
изображение».
Тема 3. История географических открытий (12
часов)
По следам путешественников каменного века
Путешественники древности
Путешествия морских народов.
Первые европейцы на краю Азии.
Хождение за три моря
Морской путь в Индию
Открытие Америки
Первое Кругосветное плавание
Открытие Южного материка
Поиски Южной земли продолжаются
Русские путешественники
Вокруг света под русским флагом
Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела
Тема: Путешествие по планете Земля (10 часов)
Мировой океан и его части
Значение Мирового океана для природы и
человека
Путешествие по Евразии
Путешествие по Африке
Решение тестовых заданий
Обозначение на контурной карте географических
объектов, указанных в тексте параграфа.
Составление описания путешествия Марко Поло по
ключевым словам параграфа.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о
Земле.
Обозначение на к/к маршрутов путешествий, обозначение
географических объектов.
Обозначение на контурной карте маршрута путешествия
экспедиции Фернана Магеллана, обозначение
географических объектов.
Составление сводной таблицы «Имена русских
землепроходцев и мореплавателей на карте мира»
Обозначение на контурной карте материков и океанов
Обозначение на контурной карте крупнейших по
площади государств Евразии
Составление таблицы «Особенности живой природы
Африки» 28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
36.
37.
38.
Путешествие по Северной
Америке
Путешествие по Южной
Америке
Путешествие по Австралии
Путешествие по Антарктиде
Обобщение знаний по теме раздела
Урок коррекции знаний по теме раздела
Тема: Природа Земли (2 часа)
Что такое природа
Оболочки Земли.
Урок обобщения и контроля по курсу 5 класса
Урок коррекции знаний по курсу 5 класса
Обозначение на контурной карте крупнейших по
площади государств материка
Обозначение на контурной карте крупнейших по
площади государств материка
Обозначение на контурной карте морей и океанов,
омывающих материк
Составление перечня научноисследовательских станций
Решение тестовых заданий
Решение тестовых заданий
Организация фенологических наблюдений в природе
Решение тестовых заданий
Решение тестовых заданий
Решение тестовых заданий
Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе
Дата внесения
изменений
Содержание
Реквизиты документа
( дата, № приказа)
Подпись лица
внесшего запись Основное содержание учебного курса «География. Введение в географию».
Тема 1. Наука география (2 часа)
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы.
Источники географических знаний
Основные понятия:
география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии:
Эратосфен, Генри Стенли.
Практические работы:
Составление схемы наук о природе.
Составление описания учебного кабинета географии.
Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и ее изображение(5 часов)
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус —
модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас.
Ориентирование на местности.
Основные понятия:
плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое
(орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок,
космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Практические работы:
1.Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
2.Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Тема 3. История географических открытий(12 часов)
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «КонТики ». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней
Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность
Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо
востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Основные понятия:
путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание,
Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии: Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих
Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян
Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий
Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Тема 4. Путешествие по планете Земля (11 часов)
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и
сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Основные понятия:
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир,
нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научноисследовательская станция.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Тема 5. Природа Земли (2 часа)
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Основные понятия:
природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Практические работы:
Организация фенологических наблюдений в природе.
Рабочая программа по курсу "Введение в географию" 5класс
Рабочая программа по курсу "Введение в географию" 5класс
Рабочая программа по курсу "Введение в географию" 5класс
Рабочая программа по курсу "Введение в географию" 5класс
Рабочая программа по курсу "Введение в географию" 5класс
Рабочая программа по курсу "Введение в географию" 5класс
Рабочая программа по курсу "Введение в географию" 5класс
Рабочая программа по курсу "Введение в географию" 5класс
Рабочая программа по курсу "Введение в географию" 5класс
Рабочая программа по курсу "Введение в географию" 5класс
Рабочая программа по курсу "Введение в географию" 5класс
Рабочая программа по курсу "Введение в географию" 5класс
Рабочая программа по курсу "Введение в географию" 5класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.