Пояснительная записка
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Ученик научится:
• определять тему и основную мысль произведения;
• владеть различными видами пересказа,пересказывать сюжет;
• характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
• находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
• определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
• объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
Пояснительная записка лит. 5 класс.doc
Пояснительная записка
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Ученик научится:
определять тему и основную мысль произведения;
владеть различными видами пересказа,пересказывать сюжет;
характеризовать героевперсонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительновыразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родожанровую специфику художественного произведения;
объяснять свое понимание нравственнофилософской, социальноисторической и
эстетической проблематики произведений;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать
связи между ними;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер
авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления
пользоваться основными теоретиколитературными терминами и понятиями (в
каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих
классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе,
литературнотворческой работы, создания проекта на заранее объявленную или
самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или
публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать
свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться
каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете(в
каждом классе – на своем уровне).
Содержание учебного предмета
А
В
С
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
2
Русский фольклор: сказки.
«Царевналягушка». «Иван
крестьянский сын и чудо
юдо»,«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»
М.В Ломоносов.
«Случились вместе два
астронома в пиру…»
И.А.Крылов. «Ворона и
Лисица», «Волк и
Ягненок», «Свинья под
дубом»,«Волк на псарне»
А.С. Пушкин. «Няне»
«У лукоморья дуб
зеленый…».
«Сказка о мертвой
царевне и семи
богатырях».
Литературные сказки
XIXХХ века
А. Погорельский. «Черная
курица, или Подземные
жители».
М.Ю.Лермонтов
«Бородино» (1837),
Н.В. Гоголь
«Заколдованное
место»,«Ночь перед
Рождеством».
Ф.И. Тютчев –
Стихотворения: «Весенняя
гроза» («Люблю грозу в
начале мая…») (1828, нач.
1850х)
Ф.И. Тютчев «Еще в
полях белеет снег…»
(1829, нач. 1830х),
«Зима недаром злится»,
«Как весел грохот
летних бурь», «Есть в
осени первоначальной»
3
Поэзия 2й половины XIX
в.
А.Н. Плещеев «Весна»,
И.С. Никитин «Утро»,
«Зимняя ночь в деревне»;
А.Н. Майков «Ласточки»;
И.З. Суриков «Зима». Н.А. Некрасов.
«Крестьянские дети»(1861)
А.А. Фет «Я пришел к
тебе с приветом…»
(1843),
«На
Н.А.
Волге», «Есть женщины
в русских селеньях…».
Некрасов
И.С. Тургенев «Муму»
(1852)
Толстой
Л.Н.
«Кавказский пленник»
(1872).
А.П. Чехов «Хирургия»
С.А. Есенин «Я покинул
родимый дом…»
А.П. Платонов
«Никита» (1945),
4
Проза конца XIX – начала
XX вв.
И.А. Бунин «Косцы».
«Подснежник».
Поэзия конца XIX –
начала XX вв.
И.А.Бунин «Помню долгий
зимний вечер…»;
А.Прокофьев «Аленушка»;
Д.Кедрин «Аленушка»;
Н.Рубцов «Родная
деревня»; Дон Аминадо
«Города и годы».
Художественная проза о
человеке и природе, их
взаимоотношениях
К.Г. Паустовский «Заячьи
лапы», «Теплый хлеб»
Проза о детях
В.Г. Короленко «В дурном
обществе».
В.П.Астафьев.
«Васюткино озеро» Поэзия 2й половины ХХ в.
К.М.Симонов «Майор
привез мальчишку на
лафете»
А.Т.Твардовский«Рассказ
танкиста».
Н.Рубцов «Родная деревня»
Проза и поэзия о
подростках и для
подростков последних
десятилетий авторов
лауреатов премий и
конкурсов («Книгуру»,
премия им. Владислава
Крапивина, Премия
Детгиза, «Лучшая
детская книга
издательства «РОСМЭН»
и др.
Н.Назаркин
«Мандариновые острова»
Зарубежный фольклор,
легенды, баллады, саги,
песни
Р.Л.Стивенсон.«Вересковы
й мед».
Зарубежная сказочная и
фантастическая проза
Ш. Перро «Золушка»
бр. Гримм «Хитрый
портной»
Зарубежная проза о детях
и подростках
М. Твен. «Приключения
Тома Сойера».
Зарубежная литература
Г.Х.Андерсен Сказка
«Снежная королева»
5 Зарубежная проза о
животных и
взаимоотношениях
человека и природы
Дж.Лондон «Сказание о
Кише».
Современная зарубежная
проза
А.Тор. «Остров в море».
Основные теоретиколитературные понятия, требующие освоения в основной школе
Устное народное творчество. Жанры фольклора.
Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (басня; баллада, поэма)
Форма и содержание литературного произведения: герой, сюжет,
композиция: кульминация; портрет, пейзаж.
Язык художественного произведения.
Изобразительновыразительные
средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Аллегория.
Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.
Стих и проза. Основы стихосложения: ритм, рифма, строфа.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Основные разделы
Количество часов
Русская литература.
Русский фольклор: сказка
Литературные сказки XIXXX в.
Поэзия 2й половины XIX в.
Проза конца XIX – начала XX вв.
Художественная проза о человеке и
природе, их взаимоотношениях
6
13 ч
2 ч
13
40ч
4 ч Проза о детях
Поэзия 2й половины ХХ в.
Проза и поэзия о подростках и для
подростков последних десятилетий
авторовлауреатов премий и конкурсов
(«Книгуру», премия им. Владислава
Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая
детская книга издательства «РОСМЭН» и
др.
Зарубежная литература
7 ч
5ч
1 ч
20 ч
105 ч
Календарно тематическое планирование
Всего
№п/
п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Тема урока
Русская литература. Книга и ее роль в
духовной жизни человека и общества.
Русский фольклор :сказки. Устное
народное творчество. Жанры фольклора
Детский фольклор.
Сказка как особый жанр фольклора.
«Царевналягушка». Встреча с волшебной
сказкой.
Народная мораль в характерах и поступках
героев.
Иванцаревич – победитель житейских
невзгод. Животныепомощники.
«Иван – крестьянский сын и чудоюдо».
Волшебная богатырская сказка
героического содержания.
Особенности сюжета сказки. Нравственное
превосходство главного героя.
Сказка о животных. «Журавль и цапля».
Бытовая сказка. «Солдатская шинель».
Р.Р. Обучение написанию сочинения.
Проект «Мои любимые русские сказки».
12. Древнерусская литература .
«Повесть временных лет».
«Подвиг отрокакиевлянина и хитрость
13.
7
Дата
планируемая фактическая
4.09
Примеча
ние
7.09
8.09
11.09
14.09
15.09
18.09
21.09
22.09
25.09
28.09
29.09
2.10 14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Сказка
«Спящая
воеводы Претича».
Литература XVIII века М.В.Ломоносов
«Случились вместе два Астронома в
пиру…»
Литературные роды (эпос,
лирика, драма) и жанры (басня; баллада,
поэма)
Литература XIX века .Русские басни. Язык
художественного произведения.
Изобразительновыразительные средства в
художественном произведении: эпитет,
метафора, сравнение. Аллегория.
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня
«Волк на псарне».
И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица»,
«Свинья под дубом».
Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в
басне.
В/ч Басенный мир Ивана Андреевича
Крылова.
В.А.Жуковский.
царевна».
«Спящая царевна». Сходные и различные
черты сказки Жуковского и народной
сказки.
Баллада В.А.Жуковского «Кубок».
Контрольная работа №1 по теме «От
народного творчества до авторской
литературы»
Работа над ошибками. А.С.Пушкин. Слово
о поэте. Стихотворение «Няне». «У
лукоморья…»
Р/р Стих и проза. Основы стихосложения:
ритм, рифма, строфа.
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях». Борьба добрых и
злых сил.
Помощники царевны. Народная мораль,
нравственность.
Р/р Королевич Елисей. Победа добра над
злом.
В/ч Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и
Людмила».
Литературные сказки XIXXX в.
А. Погорельский. Страницы биографии.
8
5. 10
6.10
9.10
12.10
13.10
16.09
19.10
20.10
23.10
26.10
27.10
30.10
9.11
10.11.
13.11
16.11
17.11 Сказка «Черная курица, или Подземные
жители».
Фантастическое и достовернореальное в
сказке Нравоучительное содержание.
31.
32. М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте.
Стихотворение «Бородино».
Образ простого солдата – защитника
Родины в стихотворении «Бородино».
Изобразительновыразительные средства в
художественном произведении: эпитет,
метафора, сравнение. Анафора. Звукопись,
аллитерация, ассонанс.
Н.В.Гоголь. «Заколдованное место».
Форма и содержание литературного
произведения: сюжет.
Реальное и фантастическое в сюжете
повести.
Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ
Диканьки».
Контрольная работа № 2 по
произведениям 1ой половины 19 века.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39. Мир
в
Работа над ошибками. Н.А.Некрасов.
«Есть женщины в русских селеньях…» .
Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».
стихотворении
детства
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
«Крестьянские дети» Некрасова.
И.С.Тургенев. Слово о писателе. История
создания рассказа «Муму».
История отношений Герасима и Татьяны.
Герасим и его окружение.
Герасим и Муму. Счастливый год. Форма
и содержание литературного произведения:
герой портрет, пейзаж
Р/р Сочинение. Духовные и нравственные
качества Герасима.
Р/р Работа над ошибками.
А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение
«Весенний дождь».
Л.Н.Толстой.«Кавказский пленник».
Рассказбыль. Сюжет рассказа.
20.11
23.11
24.11
28.11
30.11
1.12
4.12
7.12
8.12
11.12
14.12
15.12.
18.12
21.12
22.12
25.12
47. Жилин и Костылин – два разных характера,
11. 01
две разные судьбы.
9 48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
Странная дружба Жилина и Дины.
Р/р Краткость и выразительность языка
рассказа.
Р/р Как работать над сочинением «Жилин и
Костылин: разные судьбы».
А.П.Чехов. «Хирургия».
В/ч Юмор и сатира в творчестве
А.П.Чехова.
Образы природы в русской поэзии. Образ
весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ
лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев.
Р/р Образы русской природы в поэзии.
Стих и проза. Основы стихосложения:
ритм, рифма, строфа.
Литература XX века. И.А.Бунин:
страницы биографии. Рассказ «Косцы».
В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В
дурном обществе».
Повесть.
содержание
литературного произведения: сюжет и
композиция, кульминация. Повесть «В
дурном обществе».
Путь Васи к правде и добру.
Форма
и
Глава «Кукла». Простота и
выразительность языка повести.
Р/р Путь Васи к правде и добру. Обучение
работе над сочинением.
С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного
дома в стихах Есенина.
Р/р Стихотворение «С добрым
утром!». Самостоятельная работа
«Картинки из моего детства».
П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве
писателя. «Медной горы Хозяйка».
Язык сказа. Реальность и фантастика в
сказе.
В/ч «Малахитовая шкатулка». Сказы
П.П.Бажова.
К.Г.Паустовский: страницы биографии.
Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки.
Нравственные уроки сказки «Теплый
хлеб».
10
12.01
15.01
18.01
19.01
22.01
25.01
26.01
29.01
1.02
2.02
5.02
8.02
9.02
12.02
15.02
16.02
19.02
22.02
23.02
26.02 1.03
2.03
5.03
9.03
12.03
15.03
16.03
19.03
22.03
2.04
5.04
6.04
9.04
12.04
13.04
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи
лапы».
Р/р Умение видеть необычное в обычном.
Лиризм описаний. К.Г.Паустовского
«Теплый хлеб».
С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса
сказка С.Я.Маршака «Двенадцать
месяцев».
Положительные и отрицательные герои.
Художественные особенности пьесы
сказки.
Роды и жанры литературы. Герои пьесы
сказки.
Контрольная работа №3 по творчеству
писателей первой половины XX века.
Работа над ошибками. А.П.Платонов.
Слово о писателе. Тема человеческого
труда в рассказе «Никита».
В.П.Астафьев. Детство писателя.
«Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его
герои.
Человек и природа в рассказе.
Р/р Сочинение «Тайга, наша кормилица,
хлипких не любит».
Поэтическая летопись Великой
Отечественной войны. А.Т.Твардовский
«Рассказ танкиста».
Подвиг бойцов крепости Брест.
К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку
на лафете…».
Р/р Великая Отечественная война в жизни
моей семьи.
Стихотворения И.А.Бунина. «Помню –
долгий зимний вечер…»
82. Проза и поэзия о подростках и для
подростков последних десятилетий
авторовлауреатов премий и конкурсов
(«Книгуру», премия им. Владислава
Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая
детская книга издательства
«РОСМЭН»
Н. Назаркин «Мандариновые острова»
11 83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон
Аминадо. «Города и годы».
Саша Черный. Рассказы «Кавказский
пленник», «ИгорьРобинзон». Юмор.
В/ч Стихотворенияшутки. Ю.Ч. Ким.
«Рыбакит».
Зарубежная литература .Роберт Льюис
Стивенсон. «Вересковый мед».
Ш. Перро.«Золушка»
бр. Гримм. «Хитрый портной»
Х.К.Андерсен. Сказка «Снежная
королева» и его сказочный мир.
Два мира сказки «Снежная королева»
Сказки Андерсена. Победа добра, любви,
дружбы над злом
Сказки Андерсена. Победа добра, любви,
дружбы над злом.
М. Твен. «Приключения Тома Сойера».
Слово о писателе. Жизнь и заботы Тома
Сойера.
Том Сойр и его друзья
Д. Лондон. Трудная, но интересная жизнь
(слово о писателе). «Сказание о Кише».
Д. Лондон. «Сказание о Кише». Рассказ о
писателе. Нравственное взросление героя
рассказа.
А.Тор. «Остров в море»
Промежуточная аттестация (тест)
Работа над ошибками. В/ч Писатели
сказочники и их герои.
Д. Дефо. «Робинзон Крузо»
Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер
героя.
Вн. чт. Ж. Санд. «О чем говорят цветы».
16.04
19.04
20.04
23.04
26.04
27.04
30.04
3.05
4.05
7.05
10.05
11.05
14.05
17.05
17.05
18.05
21.05
24.05
24.05
25.05
103. В/ч. Мои любимые произведения русской и
28.05
зарубежной литературы.
12 104.
Р.р. Литературный праздник «Путешествие
по стране. Литература 5 класса».
28.05
105.
Любимые герои в зарубежной литературе.
31.05
13
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.