Рабочая программа по литературе. 6 класс. Учебник Г.С.Меркина
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русская литература
6 кл
08.06.2017
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для учащихся 6 класса составлена на основе:
Федерального Государственного стандарта основного общего образования по литературе, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 (2010 г).
Примерной программы по учебным предметам. Литература . 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2012Рабочая программа по литературе. 6 класс. Учебник Г.С.Меркина
6 класс литература.docx
№
Тема урока
Кол
во
часов
Виды учебной
деятельности
Предметные
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Метапредметные
1 четверть: 17ч.(3р/р+2вн.ч.)
Знакомство с
учебником
Формулируют собственное
отношения к произведениям
русской литературы,
оценивают их.
Умеют самостоятельно
планировать пути достижения
целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирают наиболее
эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
Работа с мифами,
передача их
содержания.
Умеют анализировать
литературное произведение:
определяют его
принадлежность к одному из
литературных родов и
жанров; понимают и
формулируют тему, идею,
нравственный пафос
произведения.
Умеют организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и
сверстниками; работают
индивидуально и в группе.
Понимают литературы как одной из
основных национальнокультурных
ценностей народа, как особого
способа познания жизни.
Дата
проведения
Личностные
Формируют ответственное
отношения к учению,
готовы и способны к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию.
Формируют
представлений о труде как
экзистенциальной
ценности гуманизма.
Честный, добросовестный
труд на родной земле –
обязанность человека.
Формируют представление
о героике, героическом ,
человеческом величии и
божественной воле.
1
2
3
4
5
О литературе, читателе и
писателе.
Миф «Пять веков».
Подвиги Геракла. «Яблоки
Гесперид».
Миф «Прометей».
Предания и легенды
«Солдат и смерть».
1
1
1
1
1
.
Выявляют значения образа
Геракла для мировой и
художественной культуры,
развивают навыки
ассоциативного мышления,
составление цитатного плана.
Вспоминают известные
древнегреческие мифы;
Умеют передавать их
содержание;
Знакомятся с главными
героями древнегреческой
мифологии.
Выявляют главные свойства
жанра легенды, определяют
художественные идеи
легенды,
Беседа, пересказ,
цитатный план.
Чтение и различные
виды пересказа,
дискуссия, изложение
с элементами
сочинения, беседа.
Выявление основной
идеи сказки.
Творчество,
формирование
представлений о
Знают основные понятия темы;
умеют использовать полученные
знания по теме на практике.
Дают адекватную
самооценку учебной
деятельности.
Понимают литературы как одной из
основных национальнокультурных
ценностей народа, как особого
способа познания жизни.
Осознают границы
собственного знания и
"незнания".
Формулируют учебную задачу,
структурируют знания; адекватно
воспринимают оценку учителя.
Выражают положительное
отношение к процессу
познания. 6
7
8
9
Из эпоса народов России.
Нартский эпос
«Как Бадыноко победил
одноглазого великана».
Сказка и ее художественные
особенности.
«Сказка о молодильных
Яблочках и живой
воде».Вн.ч.1
«Сказание о белгородских
колодцах».
«Повесть о разорении Рязани
Батыем».
10
«Поучение Владимира
Мономаха»
Создание стилизации под
древнерусскую
миниатюру.р/р1
11 М.В. Ломоносов
М. В.Ломоносов «Стихи,
сочиненные на дороге в
Петергоф»
М. В. Ломоносов о значении
русского языка.
12
В.А. Жуковской.
Краткие сведения о
писателе. Жуковский и
Пушкин.
13 Жанр баллады в
творчестве
Жуковского.
«Светлана».
1
1
1
1
1
1
1
1
подлинных ценностях
Беседа, работа с
учебником,
сопоставительный
анализ
Сказывание сказки,
запись фольклорных
произведений,
сочинение сказки.
Различные виды
пересказа,
составление простого
плана.
Различные виды
пересказа,
составление простого
плана.
Исследовательская
работа с текстом.
Выразительное
чтение.
Выразительное
чтение, экскурсия.
Чтение баллады
«Светлана»,
анализ
Выявляют жанровые
особенности предания,
сравнивают сюжет предания
и миф об Одиссее.
Знакомятся с новой
фольклорной сказкой
(волшебной);
Выявляют художественные
черты и условности
волшебной сказки.
Показывают особенности
древнерусской литературы.
Показывают особенности
древнерусской литературы.
Воссоздают эпоху
царствования Владимира
Мономаха, выявляют
художественную идею
произведения.
Знакомятся с биографией и
литературным творчеством
М.В.Ломоносова и его
стихами, сочинёнными на
дороге в Петергоф…;
Рассматривают особенности
композиции и сюжета;
Понимают авторскую
позицию и своё отношения к
ней. Воспринимают на слух
литературные произведений
разных жанров.
Рассматривают особенности
композиции и сюжета
произведения, выявляют ее
идею. Делают полный анализ
Умеют самостоятельно
планировать пути достижения
целей, в том числе альтернативные.
Формируют ответственное
отношения к учению.
формируют исследовательские
навыки.
Развивают творческие
способности.
Развивают творческие
способности.
Строят речевое высказывание в
устной форме.
Читают и слушают, делают
обобщение и выводы.
Структурируют знания, планируют
свое действие в соответствии с
поставленной задачей.
Формируют представление
о героике, героическом ,
человеческом величии и
божественной воле.
Выражают положительное
отношение к процессу
познания.
Выражают положительное
отношение к процессу
познания.
Осознают границы
собственного знания и
"незнания".
Оформляют
диалогическое
высказывание в
соответствии с
требованиями речевого
этикета.
Умеют самостоятельно определять
цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые
задачи в учебной и познавательной
деятельности.
Умеют самостоятельно
планировать пути достижения
целей, в том числе альтернативные.
Формируют целостность
мировоззрения,
соответствующий
современному уровню
развития науки.
Выражают положительное
отношение к процессу
познания. Творческая история.
Анализ баллады
Жуковского
«Светлана» Р/р2
Лицей в жизни и
творческой биографии
А.С. Пушкина.
Пушкин «Деревня»
Пушкин «Редеет облаков
летучая гряда» Вн.ч.2
Теория литературы.
Стихотворные размеры
Пушкин «Зимнее утро»
Пушкин "Зимний вечер"р/р3
А. С. Пушкин «Дубровский».
Историческая эпоха в
романе. История создания.
Прототипы.
Причины ссоры Дубровского
и Троекурова.
Отец и сын Дубровские
В. Дубровский доблестный
гвардейский офицер.
Необыкновенный учитель и
благородный разбойник.
Дубровский и Маша
Троекурова
Классное сочинение по
1
1
1
1
1
1
1
1
14
15
16
17
18
19
20
21
Составление
цитатного плана
к рассказу о
детстве и
лицейских годах
поэта.
Анализ стих. по
вопросам
Выразительное
чтение, анализ
стихотворения,
беседа.
Анализ
стихотворения,
самостоятельная
работа.
Выразительное
чтение, различные
виды пересказа,
цитатный план,
изложение с
элементами
рассуждения.
Различные виды пе
ресказа, цитатный
план.
Составление таблицы,
полный анализ.
Исследовательская
работа с текстом.
баллады.
Рассматривают особенности
композиции и сюжета
произведения, выявляют ее
идею.
Развивают творческие
способности.
Строят речевое высказывание в
устной форме.
Осознают границы
собственного знания и
"незнания".
Выявляют факторы,
оказавшие влияние на
становление творческой
личности поэта.
Выявляют контрастные
образы и эмоционально
противоположные мотивы.
2четверть:14ч.
(2р/р+2вн.ч.)
Рассматривают особенности
композиции и сюжета
произведения, выявляют ее
идею.
Рассматривают систему
образов и основной конфликт
в романе «Дубровский».
Находят нравственные и
социальные проблемы в
романе.
Находят нравственные и
социальные проблемы в
романе. Рассматривают
систему образов.
Совершенствуют навыки
выразительного чтения.
Обучаются анализу стихотворения,
сопоставление произведений.
Дают адекватную
самооценку учебной
деятельности.
Осознают границы
собственного знания и
"незнания".
Проявляют интерес к творчеству
писателя. Совершенствуют
собственные навыки.
Выражают положительное
отношение к процессу
познания.
Выражают положительное
отношение к процессу
познания.
Выражают положительное
отношение к процессу
познания.
Осознают границы
собственного знания и
"незнания".
Работа над
Создают устные и письменные Умеют оценивать правильность
Формируют ответственное роману Пушкина
«Дубровский»р/р4
М.Ю. Лермонтов. Краткие
сведения.
М. Ю. Лермонтов «Тучи»
М. Ю. Лермонтов «Парус»
Лермонтов «Листок»
М.Ю . Лермонтов «На севере
диком стоит одиноко…»
Конкурс стихотворений,
посвящённых М. Ю.
Лермонтову.Вн.3
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».
Историческая основа
повести
«Бранное, трудное время…».
Степь как образ Родины в
повести Гоголя.
Остап и Андрий
Сравнительная
характеристика героев.р/р5
Подвиг Тараса Бульбы.
Казачество в изображении
Гоголя.
Вн.ч.4.Книги о героях.
И. С. Тургенев «Записки
охотника».
Творческая история и
своеобразие композиции
1
1
1
1
1
1
1
1
22
23
24
25
26
27
28
29
монологические
высказывания разного типа.
Умеют применять на
практике изученные
орфограммы.
Знакомятся с творчеством,
биографией и лирикой
М.Ю.Лермонтова;
Отрабатываю отличия стиха от
прозы.
Понимают авторскую позицию и
своё отношения к ней.
Воспринимают на слух
литературные произведений
разных жанров.
Выявляют факторы,
оказавшие влияние на
становление творческой
личности поэта.
Выявляют особенности
героев повести;
Учится давать описание
внешности героев.
сочинением
Инд. задания по
творчеству Пушкина.
Выразительное чтение
наизусть, письменный
отзыв о прочитанном,
подбор эпиграфов.
Анализ стихотворения,
самостоятельная работа
Выразительное
чтение.
Изложение с заменой
лица; различные виды
чтения и устного
пересказа;
письменный отзыв на
эпизод.
Рассказ о герое по
плану.
Письменный отзыв о
героях.
Работают с текстами,
конструируют предложение
на заданную тему.
Исследовательская
работа с текстом.
Сложный план,
цитатный план.
Выявляют особенности
героев повести;
Учится давать описание
внешности героев.
Расширяют знания о личной и
творческой биографии
Тургенева;
Показывают особенности
жанра новеллы.
выполнения учебной задачи,
собственные возможности её
решения.
отношение к учению.
Овладевают процедурами смыслового и
эстетического анализа текста.
Формируют умение воспринимать,
анализировать прочитанное.
Умеют самостоятельно определять
цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи
в учебной и познавательной
деятельности.
Совершенствуют навыки
выразительного чтения.
Овладевают процедурами
смыслового и эстетического
анализа текста.
Умеют оценивать правильность
выполнения учебной задачи,
собственные возможности её
решения.
Устанавливают и соблюдают
очерёдность действий.
Формируют
представлений о
свободе как
Экзистенциальной
ценности гуманизма.
Формируют целостность
мировоззрения,
соответствующий
современному уровню
развития науки.
Выражают положительное
отношение к процессу
познания.
Формируют
представлений о свободе
как
Экзистенциальной
ценности гуманизма.
Формируют ответственное
отношение к учению.
Выражают положительное
отношение к процессу
познания.
Овладевают процедурами
смыслового и эстетического
анализа текста.
Выражают положительное
отношение к процессу
познания.
Стараются понять философский
смысл стихотворений; развивать
навыки выразительного чтения.
Формируют ответственное
отношение к учению. 30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
Проблематика и своеобразие
рассказа И. С. Тургенева
«Бирюк»
Общечеловеческое в
рассказе. Образ лесника.
Позиция автора.
И. С. Тургенев «В дороге»
р/р6
Н.А. Некрасов
«В полном разгаре страда
деревенская»…», «Великое
чувство! у каждых дверей…»
Вн.чтение5.Книги о труде.
Теория литературы.
Трёхсложные размеры стиха.
Л. Н. Толстой в 30 50 годы 19
века.
Анализ глав «Маman»,
«Наталья Савишна»
Л. Н. Толстой «Детство»
Главы «Что за человек был
мой отец?», «Детство»
р/р7
Уроки доброты Л. Н.
Толстого. Рассказ «Бедные
люди»
Классное сочинение -
размышление «Какие
мысли и чувства
вызывает у меня
рассказ
Толстого?»р/р8
В.Г. Короленко
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Различные типы
пересказа, сочинение
зарисовка,
составление
цитатного плана.
Написание эссе.
Анализ произведения.
Анализ стихотворений
Некрасова.
Определение размера
стихотворений.
План статьи. Различные
типы пересказа,
сочинениезарисовка.
Пересказ.
План статьи.
Различные типы
пересказа,
сочинениезари
совка.
Подготовка к
сочинению по
прочитанному
произв.
Написание сочинения.
Учатся находить проблемы в
произведении и раскрывать их
путем работы с текстом.
Стараются понять философский
смысл стихотворений; развивать
навыки выразительного чтения.
Формируют ответственное
отношение к учению.
3четверть:20ч.(5р/р+2 вн.ч.)
Работают с текстами,
конструируют предложение
на заданную тему.
Знакомятся с творчеством,
биографией и лирикой Н.А.
Некрасова. Выявляют факторы,
оказавшие влияние на
становление творческой
личности поэта.
Работают с текстами,
конструируют предложение на
заданную тему.
Создают устные монологические
высказывания разного типа.
Показывают душевную
красоту русской женщины.
Работают с текстами,
конструируют предложение
на заданную тему.
Устанавливают и соблюдают
очерёдность действий.
Развивают навыки работы со стихотвор
ным текстом.
Выражают положительное
отношение к процессу
познания.
Формируют целостность
мировоззрения.
Овладевают процедурами смыслового и
эстетического анализа текста.
Умеют устанавливать причинно
следственные связи, строить
логическое рассуждение, делать
выводы.
Овладевают процедурами
смыслового и эстетического
анализа текста.
Устанавливают и соблюдают
очерёдность действий.
Осознают границы
собственного знания и
"незнания".
Стремятся к
самосовершенствованию.
Осознают границы
собственного знания и
"незнания".
Стремятся к
самосовершенствованию.
Создают устные
монологические
высказывания разного типа.
Работают с текстами,
конструируют предложение
на заданную тему.
Умеют оценивать правильность
выполнения учебной задачи,
собственные возможности её
решения.
Умеют оценивать
правильность выполнения
учебной задачи,
собственные возможности
её решения.
Осознают границы
собственного знания и
"незнания".
Дают адекватную
самооценку учебной
деятельности.
1
Составление плана
Знакомятся с личностью
Овладевают процедурами
Формируют целостность Краткие сведения о писателе
В. Г. Короленко. «В дурном
обществе».
Дружба Васи. Валека и
Маруси.
Взрослые дети в повести
Короленко.
Вн.ч.6.Книги о детстве.
Классное сочинение по
повести Короленко «В
дурном обществе»
Анализ письменных
работр/р9
А.П. Чехов мастер
художественной детали
«Степь» (фрагменты)
Сатирические и
юмористические рассказы А. П.
Чехов «Толстый и тонкий»
А. П. Чехов «Шуточка»
Мастерская творческого
письма. Смешной случай из
жизни.р/р10
Мир природы и человека в
стихотворениях и рассказах
Бунина.
«Не видно птиц.» Покорно
чахнет…»
«Лапти». Душа крестьянина
в изображении писателя.
А. И. Куприн «Белый
пудель»
А.И. Куприн. «Тапёр».
Основная тема и
характеристика
образов.вн.ч.7
1
1
1
1
1
3
2
1
40
41
42
43
44
45-
47
48
49
50
статьи. План
характеристики
эпизода, персонажа.
Подготовка к работе
над сочинением по
прочитанному
произведению.
Написание сочинения
на предложенную
тему.
Выразительное чтение,
различные виды пе
ресказа, подбор
афоризмов и крылатых
фраз из произведений
А.П. Чехова.
Работа с текстом.
Устный опрос.
Исследовательская
работа с текстом.
Составление словаря
языка персонажа, чте
ние наизусть,
письменный отзыв об
эпизоде.
Исследовательская
работа с текстом.
Устный опрос.
Различные виды
пересказа,
письменный отзыв об
эпизоде.
В.Г.Короленко; пытаются
осмыслить своеобразие,
оригинальность, значение как
личности поэта, так и его
произведения.
Работают с текстом, создают
устные монологические
высказывания разного типа.
Устанавливают и соблюдают
очерёдность действий.
смыслового и эстетического
анализа текста.
мировоззрения.
Умеют устанавливать причинно
следственные связи, строить
логическое рассуждение, делать
выводы.
Структурируют знания, планируют
свое действие в соответствии с
поставленной задачей.
Осознают границы
собственного знания и
"незнания".
Выражают положительное
отношение к процессу
познания.
Знакомятся с личностью А.П.
Чеховым. Пытаются осмыслить
своеобразие, оригинальность, зна
чение этого человека.
Овладевают процедурами смыслового и
эстетического анализа текста.
Осознают границы
собственного знания и
"незнания".
Выявляют художественные
особенности произведения.
Разбирают конфликт в
юмористическом
произведении. Отмечают его
особенность.
Дают краткую
характеристику И. Бунина.
Знакомятся с героями
произведений, выявляют их
особенности.
Выявляют художественную
идею рассказа.
Умеют устанавливать причинно
следственные связи, строить
логическое рассуждение, делать
выводы.
Совершенствуют навыки
выразительного чтения.
Формируют целостность
мировоззрения.
Выражают положительное
отношение к процессу
познания.
Структурируют знания, планируют
свое действие в соответствии с
поставленной задачей.
Выражают положительное
отношение к процессу
познания.
Овладевают процедурами
смыслового и эстетического
анализа текста.
Умеют устанавливать причинно
следственные связи, строить
логическое рассуждение, делать
выводы.
Формируют целостность
мировоззрения.
Стремятся к
самосовершенствованию. 51
52
53
54
55
56
57
58
59
60-
61
62
Дети и взрослые в рассказе.
Внутренний мир человека и
приёмы его художественного
раскрытия
С.А. Есенин.
Краткие сведения о поэте.
«Песнь о собаке». Пафос и
тема стихотворения.
«Разбуди меня завтра
рано…»
Поэты 20го века о родине,
родной природе и о
себевн.ч.8
М.М. Пришвин.
Краткие сведения о писателе.
М. М. Пришвин «Кладовая
солнца» сказка – быль.
Особенности жанра. «Кладовая
солнца». Настя и Митраша.
Творческая работа по сказке
были Пришвина «Кладовая
солнца» «Значение
художественной детали в
произведении».
Р\/р11
А. А. Ахматова «Перед
весной бывают дни такие…»,
«Мужество», «Победа»,
«Родная земля»
Из поэзии о Великой
Отечественной войне
Литературномузыкальная
композиция «Сороковые ,
роковые…»вн.ч.9
Краткие сведения о В. П.
Астафьеве. «Последний
поклон»
В.П. Астафьев «Конь с
розовой гривой»
Творческая работа.
1
2
1
2
1
1
1
2
Составление плана
статьи. План
характеристики
эпизода, персонажа.
Построения системы
знаний.
Анализ
стихотворения по
выбору
обучающегося.
Сочинениезарисовка,
различные виды пере
сказа.
4четверть:20ч.(3р/р+2вн.ч.)
Выявляют художественные
особенности произведения.
Знакомятся с личностью С.А.
Есениным. Пытаются
осмыслить своеобразие,
оригинальность, значение
этого человека. Выявляют
художественные особенности
его произведений.
Устанавливают и соблюдают
очерёдность действий.
Умеют оценивать правильность
выполнения учебной задачи,
собственные возможности её
решения.
Овладевают процедурами
смыслового и эстетического
анализа текста.
Дают адекватную
самооценку учебной
деятельности.
Формируют целостность
мировоззрения.
Структурируют знания, планируют
свое действие в соответствии с
поставленной задачей.
Выражают положительное
отношение к процессу
познания.
Совершенствуют навыки анализа
художественного произведения.
Овладевают процедурами смыслового и
эстетического анализа текста.
Осознают границы
собственного знания и
"незнания".
Написание сочинения.
Работают с текстами,
конструируют предложение на
заданную тему.
Умеют оценивать правильность
выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения.
Выражают положительное
отношение к процессу
познания.
Работа с
произведениями.
Знакомство с
биографией поэта.
Построения системы
знаний.
Интерес к произведениям о
героическом прошлом нашей
страны.
Развивают навыки работы со
стихотворным текстом.
Формируют целостность
мировоззрения.
Умеют устанавливать причинно
следственные связи, строить
логическое рассуждение, делать
выводы.
Стремятся к
самосовершенствованию.
Исследовательская
работа с текстом.
Устный опрос.
Выявляют мотив поступков
героя, смысл названия.
Овладевают процедурами
смыслового и эстетического
анализа текста.
Выражают положительное
отношение к процессу
познания.
1
Анализ эпизода Выявляют художественные
Умеют оценивать правильность
Дают адекватную Анализ эпизода по
плану.Р/р12
Н.М.Рубцов
Краткие сведения о поэте.
«Звезда полей»
Н. М. Рубцов «Тихая моя
родина»р/р13
Тестирование по русской
литературе1920 веков за
курс 6 класса
«Сказка о Синдбаде
мореходе» «Тысяча и одна
ночь». История создания
Краткие сведения о братьях
Гримм.
Сказка братьев Гримм
«Снегурочка»
О.Генри. Краткие сведения о
писателе.
О. Генри «Дары волхвов»
О. Генри «Вождь
краснокожих»: о детстве – с
улыбкой и всерьёз
Дж. Лондон «Любовь к
жизни»
Жизнеутверждающий пафос
рассказа.
1
1
1
1
1
3
63
64
65
66
67
68
70
по плану.
особенности произведения.
Исследовательская
работа с текстом.
Устный опрос.
Совершенствуют навыки
анализа художественного
произведения.
Построения системы
знаний.
Устанавливают и соблюдают
очерёдность действий.
Знакомятся с историей создания
книги. Определяют тематику и
проблематику сказок.
Учатся исследовательской работе
в группах.
Совершенствуют навыки
анализа художественного
произведения.
выполнения учебной задачи,
собственные возможности её
решения.
Развивают навыки работы со
стихотворным текстом.
самооценку учебной
деятельности.
Стремятся к
самосовершенствованию.
Овладевают процедурами
смыслового и эстетического
анализа текста.
Овладевают процедурами
смыслового и эстетического
анализа текста.
Умеют устанавливать причинно
следственные связи, строить
логическое рассуждение, делать
выводы.
Умеют оценивать правильность
выполнения учебной задачи,
собственные возможности её
решения.
Осознают границы
собственного знания и
"незнания".
Формируют целостность
мировоззрения.
Стремятся к
самосовершенствованию.
Дают адекватную
самооценку учебной
деятельности.
Исследовательская
работа с текстом.
Устный опрос.
Раскрывают воспитательный
смысл произведения.
Овладевают процедурами
смыслового и эстетического
анализа текста.
Осознают границы
собственного знания и
"незнания".
Количество часов
Р/р
Внек.чтение
1четверть
16
3
3
2четверть
14
2
2
3четверть
20
5
2
4четверть
20
3
2
Всего
70
13
9 Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету « Литература» для учащихся 6 класса составлена на основе:
Федерального Государственного стандарта основного общего образования по литературе, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом
Министерства образования и науки РФ № 1897 (2010 г).
Примерной программы по учебным предметам. Литература . 59 классы. – М.: Просвещение, 2012
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Современное
школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь
неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы
остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное
формирование личности
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской
культуры и понимания
авторской позиции;
формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
грамотное использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
воспитание гражданственности, патриотизма, интереса и любви к слову;
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие
эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного,
устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть
текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование
речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное,
объяснить слово, строку и рассказать о их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Рабочая программа решает основную задачу преподавания литературы развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать
культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.
В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям,
созданным ими произведениям.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника
Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ авт. сост. Г. С. Меркин. 2е изд.М.:ООО «Русское слово –
учебник», 2013. – 328 с. – (ФГОС. Инновационная школа); Ч. 2 / авт. сост. Г. С. Меркин. 2е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник»,
2013. – 320 с. – (ФГОС. Инновационная школа)
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
Контрольных сочинений (классных) – 3 часа
Контрольных сочинений (домашних) – 1 час
Обязательное применение здоровьесберегающих технологий обучения:
учет периодов работоспособности детей на уроках (период вхождения в работу, период высокой продуктивности, период снижения
продуктивности с признаками утомления);
учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
создание благоприятного моральнопсихологического климата на уроке и во внеклассной деятельности;
наличие эмоциональных разрядок на уроках;
использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность учащихся;
чередование позы с учетом видов деятельности;
использование физкультурных пауз на уроках.
Личностные, метапредметные предметные результаты Личностными результатами учеников 6 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература» являются:
совершенствование духовнонравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного
отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет
ресурсы и т.д.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в 6 классе проявляются в
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результатысостоят в следующем:
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,
литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения,
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического
анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностноориентационной сфере:
приобщение к духовнонравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовнонравственными
ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
3)в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказаваения разного типа; уметь
вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние
творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании
художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного курса
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
В в е д е н и е ( 1 ч а с )
Из г р е ч е с к о й м и ф о л о г и и ( 2 ч а с а )
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать
мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.
Из у с т н о г о н а р о д н о г о т в о р ч е с т в а ( 2 ч а с а )
Предания, легенды, сказки.
Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана », «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и
его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители,
собиратели. Народные представл е н и я о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.Издревнеру сской литературы
Из древнерусской литературы (2 часа)
«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях
истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость,
греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении
мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Развитие речи: выразительное чтение.
Из л и т е р а т у р ы X V I I I века (1 ч)
Из литературы XIXвека (35 ч)
В.А. ЖУКОВСКИЙ Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада
«Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности
языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
А.С. ПУШКИН
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня»,
«Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный
вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность,
справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок».
Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
Н. В. ГОГОЛЬ
Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг);
центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь
повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение,
метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
И.С. ТУРГЕНЕВ
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и
человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов
«Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение,
метафора, эпитет).
Н.А. НЕКРАСОВ
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта.
Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений:
разоблачение социальной несправедливости. Образноизобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины
труженицы, женщиныматери. Отношение автора к героям и событиям. Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным
эпиграфом).
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди».
Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его
с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности,
милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза.
Развитие речи: различные типы пересказа, сочинениезарисовка, составление цитатного плана.
В.Г. КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия.
Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
А.П. ЧЕХОВ
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Степь», темы, приемы создания
характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь
и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая
мастерская
Из л и т е р а т у р ы XX века (27 ч)
И.А. БУНИН
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа
крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
А.И. КУПРИН
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы
его художественного раскрытия.
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
С.А. ЕСЕНИН
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная
природа — один из основных образов С.А. Есенина. Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.
М.М. ПРИШВИН
Краткие сведения о писателе. Сказкабыль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости,
наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Развитие речи: сочинениезарисовка, различные виды пересказа.
Н.М. РУБЦОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина ». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Из п о э з и и о В е л и к о й О т е ч е с т в е н н о й в о й н е
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А.
А х м а т о в а . «Мужество», «Победа»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Га м з а т о
в. «Журавли »; Д.С. С а м о й л о в . «Сороковые»; М.В. И с а к о в с к и й . «В прифронтовом лесу».
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с Розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны ина войну.
Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
Из з а р у б е ж н о й л и т е р а т у р ы ( 1 3 ч )
В о с т о ч н ы е с к а з к и «Сказка о Синдбадемореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
БРАТЬЯ ГРИММ
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
О. ГЕНРИ
Краткие сведения о писателе. «Дары волхвов». Рассказ «Вождь краснокожих »: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).
Развитие речи: рассказ от другого лица.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы.
Воспитательный смысл произведения.
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
Рабочая программа по литературе. 6 класс. Учебник Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе. 6 класс. Учебник Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе. 6 класс. Учебник Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе. 6 класс. Учебник Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе. 6 класс. Учебник Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе. 6 класс. Учебник Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе. 6 класс. Учебник Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе. 6 класс. Учебник Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе. 6 класс. Учебник Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе. 6 класс. Учебник Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе. 6 класс. Учебник Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе. 6 класс. Учебник Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе. 6 класс. Учебник Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе. 6 класс. Учебник Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе. 6 класс. Учебник Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе. 6 класс. Учебник Г.С.Меркина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.