Рабочая программа по литературе для одаренных детей 7 класса
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русская литература
Взрослым
07.11.2018
Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает нас интеллигентными, развивает в нас не только чувство
красоты, но и понимание, - понимание жизни, всех её сложностей, служит нам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей, - делает нас мудрыми.
7 класс литература.docx
Литература
Рабочая программа по литературе в 7 классе разработана на основании основной
образовательной программы МКОУ «Староникольская СОШ», примерной программы по
литературе для 511 классовобщеобразовательной школы, авторской программы Г.
С. Меркина – М.: «Русское слово», 2012 г. Для достижения поставленных целей и в
соответствии с образовательной программой школы используется учебнометодический
комплект под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В. А.Чалмаева.
Планируемые результаты изучения предмета «Литература»
Устное народное творчество
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и
литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным
образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения,
сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств
(иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования
представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин,
видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанровородовые признаки произведений устного народного творчества,
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и
письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный
рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок
художественные приёмы; • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе
определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от
фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами,
явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам,видеть в них воплощение
нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом
русскогои своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке,былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былинуи/или придумывать сюжетные
линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину
и сказание), определять чертынационального характера;
• выбирать произведения устного народного творчестваразных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на
уровне тематики, проблематики,образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.Русская литература XIX
—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать
произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и
на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в
диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других
искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её
обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватныйжанровородовой природе
художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующегохарактера, аргументированно
оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста,созданную средствами других
искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученноготекста средствами других
искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под
выбирая аспект для
руководством учителя),определяя линии сопоставления,
сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектноисследовательскуюдеятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат
Содержание тем курса
Введение.
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные
роды (лирика, эпос, драма) и жанры. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество
Из устного народного творчества. Былины. «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник».
А.К.Толстой «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие
характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о
нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Тематика былин. Своеобразие
центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой,
легендой и преданием).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Русские народные песни
.
Обрядовые песни: «Девочки, колядки!», «Наша масленица дорогая», лирические песни:
«Подушечка моя пуховая…», лироэпические «Солдатская». Своеобразие поэтического
языка народных песен. Многозначность поэтического образа. Душевная красота,
нравственные устои народной жизни.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре.
Из древнерусской литературы.
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и
Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы, мужрость,
любовь к родине, твёрдость духа, религиозность.
Теория литературы: символ, жанры древнерусской литературы.
Связь с другими искусствами: иконопись.
Из литературы 18 века. М.В.Ломоносов.
Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды
надень восшествия на всероссийский престол…». Мысли о просвещении, вера в
творческие способности народа, рассуждения о значении поэтического труда. Теория «о
трёх штилях» (отрывки).Особенность поэтического языка оды и лирического
стихотворения.
Теория литературы: ода, риторическое восклицание, обращение, риторический вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с репродукциями.
. Биография. «Властителям и судиям»: отражение в названии тематики и
Г.Р.Державин
проблематики стихотворения. Своеобразие стихотворений Г.ДержавинаТема поэта и
власти в стихотворении.
Теория литературы: лирическое стихотворение. Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. «Недоросль». Своеобразие
драматургического произведения, основной конфликт пьесы, её проблематика, образы.
Образование и образованность, воспитание и семья, отцы и дети; социальные вопросы в
комедии. Позиция автора.
Теория литературы: юмор, сатира , сарказм; жанр комедии.
Связь с другими искусствами: театральное искусство.
Из литературы 19 века.А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях: «К
Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…». Человек и природа в стихотворении «Туча».
Дружба и тема долга в стихотворении «Песнь о вещем Олеге». Судьба Олега в летописном
тексте и балладе А.Пушкина. Образ Петра первого и тема России в поэме
«Полтава».Гражданский пафос поэмы. Своеобразие поэтического языка. Творческая
история создания произведений.
Теория литературы: поэма, баллада художественный образ, прототип.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина». Образ России. Проблематика и основные
мотивы «Песни про царя Ивана Васильевича…», центральные персонажи и
художественные приёмы их создания. Фольклорные элементы в произведении.
Теория литературы: рецензия; градация.
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями
Н.В.Гоголь. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека» в рассказе
«Шинель». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Основной конфликт.
Авторское отношение к героям и событиям.
Теория литературы: сатира и юмор.
И.С.Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и
сложность характеров крестьян в изображении И.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч»
природный ум, трудолюбие, смекалка, талант главного героя. «Певцы». Основная тема
рассказа. Отношение автора к героям. Стихотворение в прозе «Нищий». Тематика,
художественное своеобразие.
Теория литературы: стихотворение в прозе, портрет и характер.
Н.А.Некрасов. Стихотворения «Железная дорога». «Размышления у
парадногоподъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).Доля народная
основная тема стихотворений. Своеобразие поэтической музы Н.Некрасова. Основная
проблематика поэмы судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность,
преданность, стойкость, покорность судьбе. Теория литературы: развитие понятия о жанре поэмы, диалоговая речь.
Связь с другими искусствами: Н.Некрасов и художники – передвижники.
М.Е.Салтыков Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил», «Дикий помещик». Своеобразие сюжета, проблематика сказок. Приёмы
создания образов помещика и генералов. Позиция автора.
Теория литературы: сатира, гипербола, аллегория.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Л.Н.Толстой. Творческая история создания «Севастопольских рассказов». Литература и
история. «Севастополь в декабре месяце». Человек и война, жизнь и смерть, героизм,
подвиг, защита Отечества основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя.
Авторское отношение к героям.
А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях «Вечер», «Зреет рожь над жаркой
нивой…». Общечеловеческое в лирике: наблюдательность, чувства добрые, красота земли.
Теория литературы: тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение,
метафора, бессоюзие).
А.П.Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника». Своеобразие сюжета, способы создания
образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
«Орусская земля…»: стихи о России поэтов 1920 веков. А.Толстой «Край ты мой,
родимый край!», Я.Полонский « В альбом К.Ш…» , А.Ахматова «Молитва»,
И.Северянин «Родник». Своеобразие трактовки темы России в стихах поэтов.
Из литературы 20 века.
А.М.Горький. «Детство» (главы из повести). «Легенда о Данко» (из рассказа
«СтарухаИзергиль»).Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе.
Становление характера мальчика, проблематика рассказа, авторская позиция; контраст как
основной приём раскрытия замысла.
Теория литературы: легенда, автобиографическая проза.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки обучающихся.
И.А.Бунин. Образ природы в стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер…». Смысл названия рассказа «Кукушка». Доброта, милосердие, справедливость, покорность,
смирение – основные проблемы рассказа. Образы – персонажи. Художественная идея
рассказа.
А.И.Куприн. Основная сюжетная линия рассказа «Куст сирени» и его подтекст.
Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя.
Теория литературы: анекдот; диалог в рассказе.
В.В.Маяковский. «Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским
надаче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приёмы создания
образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: гипербола, метафора, ритм и рифма.
С.А.Есенин. «Отговорила роща золотая…». «Я покинул родимый дом…». Тематика
лирических стихотворений. Образ автора. Человек и природа, чувство родины,
эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: эпитет, оксюморон.
Связь с другими искусствами: музыка на стихи С.Есенина.
И.С.Шмелёв. «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и
художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
Теория литературы: антитеза.
М.М.Пришвин. «Москва – река».Родина, человек и природа в рассказе. Образ
рассказчика.
Теория литературы: метафора, градация.
К.Г.Паустовский, «Мещерская сторона». Чтение и обсуждение отдельных глав,
воссоздающих мир природы; человек и природа, малая родина, образ рассказчика в
произведении.
Теория литературы: сравнение, метафора, олицетворение.
Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться». Тема стихотворения и его
художественная идея. Духовность, духовный труд – основное достоинство человека.
Теория литературы: риторическое восклицание, метафора, роль глаголов и местоимений.
А.Т.Твардовский. «Прощаемся мы с матерями…»(из цикла «Памяти матери»), «На
днемоей жизни…», «Василий Тёркин».Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом
сыновняя память – основные мотивы военной лирики А.Твардовского. Б.Л.Васильев. «Экспонат №…».Название рассказа и его роль для понимания
художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение
равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
«Мне о России надо говорить…»: стихи о России поэтов 20 века. Я.Смеляков
«История», А.Яшин «Не разучился ль…», Р.Ипатова «Как хорошо, что есть на
светедом..» и др.
Из зарубежной литературы.
У.Шекспир. Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов. Любовь, жизнь, смерть,
красота в сонетах «Когда на суд безмолвных, тайных дум..», «Прекрасное прекрасней во
сто крат…», «Уж если ты разлюбишь так теперь…».
Теория литературы: сонет, строфа(углубление и расширение представлений).
Р.Бёрнс. Краткие сведения об авторе. «Возвращение солдата», «Джон –
ЯчменноеЗерно» . Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь,
народное представление о добре и силе.
Теория литературы: баллада, аллегория.
Р.Л.Стивенсон. Краткие сведения об авторе. «Вересковый мёд» чувство долга, любовь к
родине. «Остров сокровищ» (часть третья «Мои приключения на суше»). Приёмы создания
образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
А.Конан Дойл. Краткие сведения об авторе. «Записки о Шерлоке
Холмсе»(«Голубойкарбункул»). Основные грани характера Холмса: наблюдательность,
остроумие, профессионализм. Теория литературы: детектив.
А.СентЭкзюпери. Краткие сведения о писателе. «Планета людей». Добро,
справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев.
Основные события и позиция автора Календарно тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
Дата
планируемая
Дата
фактическая
№п.
п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11
Наименование темы, раздела
Введение. Любите читать!
Р.р. Круг моего чтения.
Из устного народного творчества.
Воплощение нравственных критериев русского народа в
былине «Святогор и Микула Селянинович Теория
литературы: эпос, былинный герой.
Бескорыстное служение родине и народу героя былины «
Илья Муромец и Соловей – разбойник». Теория
литературы: гипербола.
Отражение в русских народных песнях душевной красоты,
нравственных устоев крестьянской жизни.
Из древнерусской литературы.
«Повесть временных лет» как древнейшее сочинение по
русской истории.
Нравственные заветы Древней Руси, внимание к личности,
гимн любви в «Повести о Петре и Февронии Муромских».
Теория литературы: символ.
Урокпрактикум «Люди Древней Руси».
Из литературы 18 века.
Учение М. Ломоносова в будущее русской науки в «Оде
на день восшествия на Всероссийский престол
еяВеличества….». Теория литературы: ода.
Учение М.Ломоносова о «трёх штилях в «Предисловии о
пользе книг церковных в российском языке». Теория
литературы: риторический вопрос, отрицание, обращение.
Гражданская позиция и взгляды Г.Державина ,
выраженные в стихотворении «Властителям и судиям».
Теория литературы: стихотворение.
Классицизм. 12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Классицизм как художественный метод. Теория
литературы: драма.
Основные характеры в комедии Д.И.Фонвизина
«Недоросль». Драматургический конфликт. Теория
литературы: юмор, ирония.
Особенности композиции комедии Д.Фонвизина
«Недоросль». Теория литературы: сарказм, комедия.
Отражение в комедии «Недоросль» идей 18 века. Значение
комедии для современников и последующих поколений.
Р.р. Сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Из литературы 19 века.
Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. Стихотворения
«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…».
Особенности композиции стихотворения А.С. .Пушкина
«Песнь о вещем Олеге». Основная мысль, своеобразие
языка стихотворения. Теория литературы: баллада.
Мастерство А.Пушкина в изображении Полтавской битвы
в поэме «Полтава». Теория литературы: поэма.
Р.р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина.
Урок концерт по лирике А.Пушкина.
Образ России в стихотворении М.Ю.Лермонтова
«Родина». Теория литературы: градация.
Изображение исторического пршлого Руси в поэме
М.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…».
Особенности сюжета.
Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и
И.Грозным. Защита Калашниковым человеческого
достоинства. Теория литературы: рецензия.
Р.р. Анализ эпизода из «Песни….»(сцена кулачного боя).
Изображение «маленького» человека в повести Н.В.Гоголя
«Шинель».
Сопоставление героев рассказа И.С.Тургенева «Хорь и
Калиныч» как приём характеристики. Портрет и речь.
Сочувственное отношение к бесправным, обездоленным 29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
людям в стихотворении в прозе И.Тургенева «Нищий»
Роль детали в характеристике героев рассказа
И.Тургенева «Певцы».
Изображение судьбы народа в стихотворениях
Н.Некрасова «Вчерашний день часу в шестом…»,
«Размышления у парадного подъезда».
Героизм и самоотверженность русских женщин в поэме
Н.Некрасова «Русские женщины». Историческая основа
произведения.
Р.р. Сочинение по поэме Н.Некрасова «Русские
женщины».
Своеобразие сюжета, приёмы создания образа помещика в
сказке М.Е.Салтыкова Щедрина «Дикий помещик».
Позиция автора. Теория литературы: гротеск, аллегория.
Сатирическая направленность «Сказки о том, как один
мужик двух генералов прокормил». Позиция автора.
Л.Н.Толстой участник обороны Севастополя. Творческая
история «Севастопольских рассказов». Основные темы
рассказа «Севастополь в декабре месяце».
Русская природа в стихотворениях А.Фета:«Зреет рожь
над жаркой нивой…», «Это утро, радость эта..». Тропы и
фигуры и их роль в лирическом тексте.
Своеобразие сюжета рассказа А.П.Чехова «Смерть
чиновника». Социальная направленность рассказа.
Позиция автора.
Способы создания образов в рассказе А.П.Чехова
«Хамелеон». Развитие представления о психологическом
портрете. Художественная деталь.
Р.р. «О, русская земля!...». Стихи о России поэтов 19 – 20
веков.
Из русской литературы 20 века.
История создания повести А.М.Горького «Детство».
Основные сюжетные линии. Автобиографический
характер произведения.
Становление характера мальчика. Изображение быта и
характеров. Дед Каширин, бабушка, Цыганок. 42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
Подвиг во имя человека в «Легенде о Данко» М.Горького.
Контраст как основной приём раскрытия замысла. Теория
литературы: легенда.
Р.р. Сочинение по творчеству М.Горького.
Образ природы в стихотворении И.Бунина «Догорел
апрельский светлый вечер…». Основные проблемы
рассказа «Кукушка». Художественные средства
изображения пейзажа.
Основная сюжетная линия и подтекст в рассказе
А.И.Куприна «Куст сирени». Художественная идея
рассказа. Теория литературы: анекдот.
Проблематика стихотворения В.Маяковского
«Необычайное приключение…». Приёмы создания
образов.
Тематика лирических стихотворений С.А.Есенина.
Человек и природа, чувство родины в произведениях
поэта. Тема ухода. Дом в жизни С.Есенина.
Р.р. Анализ лирического стихотворения С.Есенина.
Основная сюжетная линия рассказа И.С.Шмелёва
«Русская песня». Герои и автор рассказа. Роль портретной
зарисовки.
Родина, человек и природа в рассказе М. Пришвина
«Москварека». Метафоричность образов прозы
М.Пришвина.
Человек и природа в произведении К.Г.Паустовского
Мещёрская сторона».Чтение и обсуждение фрагментов,
воссоздающих мир природы.
«Малая родина в повестиК.Паустовского. Роль пейзажа в
литературном произведении. Образ рассказчика.
Тема и художественная идея стихотворения
Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…». Труд
души в стихотворении.
Основные мотивы лирики А.Т.Твардовского.
Стихотворения: «Прощаемся с матерями…», «На дне
моей жизни…».
Война, жизнь и смерть героизм в поэме «Василий
Тёркин».Композиция произведения. Русский 56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
национальный характер в поэме.
Художественная идея рассказа Б.Васильева «Экспонат №
….».
Разоблачение равнодушия, нравственной убогости,
лицемерия в рассказе Б.Васильева «Экспонат №…».
Проблема истинного и ложного в рассказе «Экспонат №
…». Значение финала.
Р.р. Стихи о России поэтов 20 века.
Р.р.Сочинение по русской литературе 1920 вв.
Из зарубежной литературы.
Темы и мотивы сонетовУ.Шекспира. Анализ сочинения.
Основные мотивы стихотворений Р.Бёрнса «Возвращение
солдата», «Джон Ячменное зерно». Жанр баллады.
Приёмы создания художественных образов в
стихотворении Р.Стивенсона «Вересковый мёд».
Победа добра над злом в романеР.Стивенсона«Остров
сокровищ»(избранные главы).
А.Конан Дойл «Голубой карбункул». Основные черты
характера Холмса. Особенность детективного жанра.
А.СентЭкзюпери «Планета людей». Жизненные
устремления героев. Позиция автора.
Тест за курс литературы 7 кл.
Р.р. Встреча в литературной гостиной.
Обобщающее повторение
Задание на лето
.
Рабочая программа по литературе для одаренных детей 7 класса
Рабочая программа по литературе для одаренных детей 7 класса
Рабочая программа по литературе для одаренных детей 7 класса
Рабочая программа по литературе для одаренных детей 7 класса
Рабочая программа по литературе для одаренных детей 7 класса
Рабочая программа по литературе для одаренных детей 7 класса
Рабочая программа по литературе для одаренных детей 7 класса
Рабочая программа по литературе для одаренных детей 7 класса
Рабочая программа по литературе для одаренных детей 7 класса
Рабочая программа по литературе для одаренных детей 7 класса
Рабочая программа по литературе для одаренных детей 7 класса
Рабочая программа по литературе для одаренных детей 7 класса
Рабочая программа по литературе для одаренных детей 7 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.