1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса в соответствии с ФГОС.
К концу 4 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• способность к самооценке;
• чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
• представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
• ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
• регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
• эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
• эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
• познавательная мотивация учения; могут быть сформированы: • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
• устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
• толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Обучающиеся научатся:
• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту);
• читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
• прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
• находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
• различать последовательность событий и последовательность их изложения;
• выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
• пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
• обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
• составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
• соотносить поступки героев с нравственными нормами;
• ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию. Обучающиеся получат возможность научиться:
• составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
• высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
• высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
• создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
• читать по ролям художественное произведение;
• создавать текст на основе плана;
• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
•писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
• участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
• создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
• создавать иллюстрации к произведениям;
• создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
• выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
• определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
• выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
• вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
• определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
• различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка — басня, сказка — былина, сказка — рассказ и др.);
• находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
• создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
• планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
• вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
• самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;
• планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
• находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
• выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
• устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
• сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
• строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
• работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
• работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
• аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
• точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
• владеть диалогической формой речи;
• корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы; • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
2. Содержание учебного предмета, курса.
Круг чтения
Мифы
Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.
Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».
Народные сказки
Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».
Былины
«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».
Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».
Авторские сказки
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас». Краеведение авторские сказки нашего края
Басни
И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и Лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица». Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и Крот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея».
Слово о родной земле Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».
О прошлом Родины
«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».
Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».
Прошла по земле война
А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста». Краеведение стихи поэтов нашего края о ВОв
Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Ахматова «Памяти друга».
О добре и красоте А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»;
Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»;
Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина»; А. Блок «Летний вечер».
Мир детства
Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».
Удивительные приключения
Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).
Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы)
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ |
Наименование раздела программы, тема урока |
Всего часов |
Дата проведения урока |
|
по плану |
фактически |
|||
|
Мифы |
|
|
|
1 |
Мифы. Контрольное чтение № 1. |
1 |
|
|
2 |
Шумерские мифы. «Подвиги бога Нинурты». |
1 |
|
|
3 |
Древнегреческие мифы. «Нарцисс и Эхо». |
1 |
|
|
4 |
Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции. |
1 |
|
|
5 |
Научно-популярная литература. Статья "Восточные славяне в сочинениях византийцев". |
1 |
|
|
6 |
Славянские мифы. |
1 |
|
|
7 |
Поэтические приёмы, пришедшие из мифов. А.В.Кольцов "Урожай". |
1 |
|
|
|
Народные сказки |
|
|
|
8 |
Народные сказки. «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Знакомство со сказкой. |
1 |
|
|
9 |
«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Анализ текста сказки. |
1 |
|
|
10 |
«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Обобщение. |
1 |
|
|
11 |
«Находчивый солдат» (русская народная сказка). |
1 |
|
|
12 |
«Мужик и царь» (русская народная сказка). |
1 |
|
|
13 |
«Портной и царь» (армянская народная сказка). |
1 |
|
|
14 |
«Кола-Рыба» (итальянская народная сказка). |
1 |
|
|
15 |
Составление плана сказки «Кола-Рыба». |
1 |
|
|
16 |
Научно-популярная статья "Землетрясение" |
1 |
|
|
17 |
Внеклассное чтение. Сказки народов мира. |
1 |
|
|
|
Былины |
|
|
|
18 |
Былины. |
1 |
|
|
19 |
«Как Илья из Мурома богатырём стал». |
1 |
|
|
20 |
Знакомство с былиной «Илья Муромец и Соловей Разбойник». |
1 |
|
|
21 |
Работа с текстом былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». |
1 |
|
|
22 |
Научно-популярная статья «Княжение Владимира Святого». |
1 |
|
|
23 |
А.К.Толстой «Илья Муромец». |
1 |
|
|
24 |
Читальный зал. Н.Н.Асеев «Илья». Былина "На заставе богатырской" |
1 |
|
|
25 |
Внеклассное чтение. Былины о русских богатырях. |
1 |
|
|
26 |
Картинная галерея. В.М.Васнецов «Богатыри». |
1 |
|
|
|
Авторские сказки |
|
|
|
27 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Составление характеристик главных героев. |
1 |
|
|
28 |
Деление на части «Сказки о царе Салтане…». |
1 |
|
|
29 |
Пересказ фрагментов «Сказки о царе Салтане…». Обобщение. |
1 |
|
|
30 |
Н.С.Гумилёв «Маркиз де Карабас». |
1 |
|
|
31 |
К.Чапек «Случай с русалками». |
1 |
|
|
32 |
Внеклассное чтение. К.Чапек «Сказки». |
1 |
|
|
33 |
Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». |
1 |
|
|
34 |
Работа с текстом Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». |
1 |
|
|
35 |
Картинная галерея. М.А.Врубель «Царевна-лебедь». |
1 |
|
|
36 |
Внеклассное чтение. Авторские сказки. Проекты по теме "Авторские сказки" |
1 |
|
|
|
Басни |
|
|
|
37 |
Басни. И.А. Крылов «Трудолюбивый медведь». |
1 |
|
|
38 |
И.А. Крылов «Любопытный». |
1 |
|
|
39 |
Эзоп «Ворон и лисица». Научно- популярная статья Б.Сергеев "Кумушка лиса".И.А.крылов "Ворона и Лисица". |
1 |
|
|
40 |
Читальный зал. И.А. Крылов «Лисица и виноград». А.Е. Измайлов «Филин и чиж». Томас де Ириатре "Утка и змея". |
1 |
|
|
41 |
Внеклассное чтение «Басни». |
1 |
|
|
|
Слово о родной земле |
|
|
|
42 |
И.С.Никитин Русь |
1 |
|
|
43 |
Ю.Яковлев "Мама" Контрольное чтение. |
1 |
|
|
44 |
М.Ю.Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива" Научно-популярная статья "Ландыш" Н.Царская |
1 |
|
|
45 |
С.А.Есенин "С добрым утром!" |
1 |
|
|
46 |
Внеклассное чтение. Стихотворения С.А.Есенина. |
1 |
|
|
47 |
М.М.Пришвин "Моя родина". Научно-популярная статья А.Тишков "Валдайский национальный парк" |
1 |
|
|
48 |
И.Северянин "Запевка" |
1 |
|
|
49 |
И.С.Никитин "Русь" |
1 |
|
|
50 |
Читальный зал. Лирическое произведение (статья). А.Плещеев "Летние песни" Н.Рубцов "Тихая моя родина". |
1 |
|
|
51 |
Внеклассное чтение. Любимые стихотворения о родине. |
1 |
|
|
|
О прошлом Родины |
|
|
|
52 |
"Повесть временных лет". |
1 |
|
|
52 |
А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге" |
1 |
|
|
3 |
Чтение по ролям "Песнь о вещем Олеге" |
1 |
|
|
54 |
Народные исторические песни. "Сборы польского короля на Русь" |
1 |
|
|
55 |
К.Ф.Рылеев "Иван Сусанин" |
1 |
|
|
56 |
Составление словесного портрета главного героя Ивана Сусанина. |
1 |
|
|
57 |
Читальный зал. Ф.Н.Глинка "Москва" Картинная галерея.В.В.Маторин "Дмитрий Донской" |
1 |
|
|
|
Прошла по земле война |
|
|
|
58 |
А.А.Ахматова "Мужество" |
1 |
|
|
59 |
Б.Полевой "Последний день Матвея Кузьмина" |
1 |
|
|
60 |
Работа над определением главной мысли рассказа "Последний день Матвея Кузьмина" |
1 |
|
|
61 |
А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста" |
1 |
|
|
62 |
Внеклассное чтение. Рассказы о детях-героях. |
1 |
|
|
63 |
Внеклассное чтение. Стихотворения, посвященные ВОв. |
1 |
|
|
|
О доброте и красоте. |
|
|
|
64 |
А.А.Фет "На рассвете" |
1 |
|
|
65 |
И.А.Бунин "Густой зелёный ельник у дороги..." |
1 |
|
|
66 |
Н.А.Некрасов "Саша" |
1 |
|
|
67-68 |
К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" |
2 |
|
|
69 |
Внеклассное чтение. Музыка и литература. |
1 |
|
|
70 |
А.Н.Майков "Мать". Контрольное чтение. |
1 |
|
|
71 |
Г.Х.Андерсен"Соловей" |
1 |
|
|
72 |
Работа с текстом сказки Г.Х.Андерсена "Соловей" |
1 |
|
|
73 |
Составление плана сказки "Соловей". Научно- популярная статья Рюрие Бёме "Соловьи" |
1 |
|
|
74 |
Внеклассное чтение. Х.К.Андерсен "Снежная королева" |
1 |
|
|
75 |
Читальный зал. А.А.Ахматова "Перед весной бывают дни такие..." А.А.Блок "Летний вечер" С.Есенин "Черёмуха" Б.Пастернак "Тишина" |
1 |
|
|
76 |
Картинная галерея. И.Шишкин "Рожь".Проекты на тему "Моя Родина" |
1 |
|
|
|
Мир детства |
|
|
|
77 |
Н.А.Некрасов "Крестьянские дети" |
1 |
|
|
78 |
Создание словесных иллюстраций к стихотворению "Крестьянские дети" |
1 |
|
|
79 |
Внеклассное чтение. Произведения русских поэтов о детях. |
1 |
|
|
80 |
Л.Н.Толстой. Глава "Maman" из повести "Детство" |
1 |
|
|
81 |
Л.Н.Толстой. "Детство" |
1 |
|
|
82 |
И.А.Бунин "Детство" |
1 |
|
|
83 |
Марк Твен "Приключения Тома Сойера" |
1 |
|
|
84 |
Чтение по ролям фрагментов "Приключения Тома Сойера" |
1 |
|
|
85 |
Внеклассное чтение. Марк Твен "Приключения Тома Сойера" |
1 |
|
|
86 |
В.А.Солоухин "Ножичек с костяной ручкой" |
1 |
|
|
87 |
Работа с текстом рассказа "Ножичек с костяной ручкой" |
1 |
|
|
88 |
М.И. Цветаева "Наши царства" |
1 |
|
|
89 |
Р.Л.Стивенсон "Страна кровати" |
1 |
|
|
90 |
А.П.Чехов "Мальчики" |
1 |
|
|
91 |
Работа с текстом "Мальчики" |
1 |
|
|
92 |
Научно-популярная статья Д.Трифонов "Николай Пржевальский". |
1 |
|
|
93 |
Итоговое контрольное чтение. |
|
|
|
|
Удивительные приключения |
|
|
|
94 |
Р.Э.Распе "Приключения барона Мюнхаузена" |
1 |
|
|
95 |
Р.Э.Распе "Верхом на ядре", "За волосы" |
1 |
|
|
96 |
Д.Свифт "Путешествия Гулливера" |
1 |
|
|
97 |
Озаглавливание частей истории Гулливера. |
1 |
|
|
98 |
Внеклассное чтение. Т.Крюкова "Хрустальный ключ" |
1 |
|
|
99 |
Внеклассное чтение. Мои любимые книги. |
1 |
|
|
100 |
Итоговое тестирование |
1 |
|
|
101 |
Работа с научно-популярными текстами. Итоговый инструктаж по проектной деятельности. |
1 |
|
|
102-103 |
Защита проектов. |
1 |
|
|
104 |
Литературная викторина |
1 |
|
|
105 |
Рекомендации для летнего чтения. |
1 |
|
|
|
ИТОГО |
105 часов |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.