Рабочая программа по литературному чтению для 5 класса коррекционной школы VIII вида
Оценка 5

Рабочая программа по литературному чтению для 5 класса коррекционной школы VIII вида

Оценка 5
Образовательные программы
docx
дефектология
5 кл
09.05.2018
Рабочая программа по литературному чтению для 5 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа по литературному чтению и развитию составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010(2012) – 255 с.: ил.Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010(2012) – 255 с.: ил.
Чтение программа 5 кл..docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. 

        Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010(2012) – 255 с.: ил.

     Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы, рассчитана на 170 часов (5 ч в неделю).

Цель:  

развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья  в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

 

 

Задачи преподавания чтения и развития речи:

·        отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

·        учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

·         социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

 

Основные направления коррекционной работы:

§  Коррегировать артикуляционный аппарат.

§  Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

§  Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

§  Развивать речь, владение техникой речи;

§  Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.

§  Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

§  Развивать познавательные процессы.

§  Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

 

Навыки чтения

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение

Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.

Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц.

Литература для внеклассного чтения

1.     Русские народные сказки.

2.     Сказки народов мира.

3.     Б.С.Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».

4.     Н.Н. Носов «Фантазёры», «Огурцы», «Весёлая семейка».

5.     В.А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».

6.     М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».

 

 

 

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

Отличительные особенности программы

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.

  С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

       В 5  классе ведётся работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

 На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

  Формы организации учебного процесса.

          В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.

          В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения. Основной формой учебно-воспитательной работы по письму и развитию речи является урок. В зависимости от этапа и цели работы различаются следующие типы уроков: 

- урок объяснения нового материала;

- урок закрепления знаний и выработки умений и навыков;

- урок повторения и систематизации изученного материала;

- урок проверки и учета знаний, умений, навыков;

- урок разбора письменных работ.

В учебно- воспитательном процессе используются методы:  

по организации учебного процесса:

  - связное сообщение учителем учебного материала;

  - метод беседы учителя с учениками;     

  - самостоятельная работа учащихся под руководством учителя

по источнику знаний:

- словесные;

- наглядные;

- практические (устные и письменные)

по решению учебных задач:  

- сообщение новых знаний;

- закрепление знаний;

- учета и проверки знаний, умений, навыков.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

       Половина детей, обучающихся на 2-й ступени, как правило, плохо читают, а около 25% учащихся читают  с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

     - составление планов;

     - краткие и подробные пересказы текста;

     - устные сочинения-характеристики героев;

      - развитие художественной фантазии у детей; 

     - придумывание финала, опираясь на развитие  событий.

           Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется  более щадящая проверка и оценка знаний и  умений учащихся. 

           Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

           Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

 - читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух;

- читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

 Учащиеся должны знать:

 - наизусть 6-8 стихотворений.

 

Наименование предмета

Количество часов

 

 

в год

 в неделю

 четверть

I

II

III

IV

1

Чтение и развитие речи

170 ч

5 ч

45

35

50

40

 

 

 

 

Содержание учебного курса

Введение. (1 ч)

Изучаемые произведения.

Устное народное творчество. (5 ч)
Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки.

Сказки. (25 ч)
Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери».
Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».

Картины родной природы. (15 ч + 9ч +19 ч)

Русские писатели о природе: Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать», «Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы», А. Платонов «Июльская гроза», И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна», В. Астафьев «Осенние грусти», А. Толстой «Весенние ручьи».
Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…», К. Бальмонт «Первый снег», «К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами…», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом..», Я. Аким «Весна, весною, о весне».

О друзьях – товарищах. (16 ч)

Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася», 
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести),
В. Медведев «Фосфорический мальчик», 
Л. Воронкова «Дорогой подарок»,
Я. Аким «Твой друг».


Басни И.А.Крылова. (3 ч)

Спешите делать добрые дела. (15 ч)

Н. Хмелик «Будущий олимпиец», 
О. Бондарчук «Слепой домик»,
В. Осеева «Бабка»,
А. Платонов «Сухой Хлеб», 
В. Распутин «Люся», В. Брюсов «Труд», 
Р. Рождественский «Огромное небо».

О животных. (22 ч)

Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»),
А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты),
К. Паустовский «Кот Ворюга»,
Б. Житков «Про обезьянку»,
Э. Асадов «Дачники», 
Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны», 
С. Михалков «Будь человеком».

 Из прошлого нашего народа. (22 ч)

О. Тихомиров «На поле Куликовом»,
С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года»,
Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»),
А. Куприн «Белый пудель» (отрывки),
Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью…», 
Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».

Из произведений зарубежных писателей. (18 ч)

В. Гюго «Гаврош» (отрывки),
М. Твен «Приключения Тома Сойера»(отрывок),
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки), 
Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок).

Произведения для внеклассного чтения.

П. Бажов «Серебряное копытце», Б. Житков «На льдине», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», К. Паустовский «Заячьи лапы» (сборник рассказов), А. Куприн «Белый пудель (последняя глава), Б. Полевой «Сын полка», В. Осеева «Волшебное слово», А. Гайдар Чук и Гек».
 

Произведения для заучивания наизусть.

И. Сурков «Ярко солнце светит…», А. Прокофьев «Березка», К. Бальмонт «Осень», И.Бунин «Первый снег», Ф. Тютчев «Зима», С. Есенин «Берёза», А. Пушкин «Зимняя дорога», Е. Серова «Подснежник». И.Соколов-Микитов. «Весна». И.Бунин. «Крупный дождь в лесу…». С.Есенин. «Черёмуха».
Я.Аким. «Весна, весною, о весне».

 

 

 

 

Учебно-методический комплекс

1.     Программа   по   чтению   для   5   класса  для специальной (коррекционной) школы VIII вида под ред. Воронковой В.В. Москва, Владос , 2011.

2.     Малышева З.Ф. Чтение. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Под ред. З.Ф.Малышевой. М., «Просвещение», 2010-12.

3.     Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации. Сост. И.Г.Савельева, под общ. ред. В.В.Пустоваловой. – Волгоград: Учитель, 2009.

4.     Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное  издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).

5.     Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).

6.     Газета « Литература и сайт для учителя -lit. 1september.ru

7.     Методика преподавания литературы -metlit.nm/ru

 

 

 

 

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе

Задачи преподавания чтения и развития речи : · отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и…

Задачи преподавания чтения и развития речи : · отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и…

Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём

Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём

Межпредметные связи Математика

Межпредметные связи Математика

Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в…

Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в…

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Русские писатели о природе: Г.

Русские писатели о природе: Г.

К. Паустовский «Кот Ворюга»,

К. Паустовский «Кот Ворюга»,

Учебно-методический комплекс 1

Учебно-методический комплекс 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2018