Ростовская область Мартыновский район х. Кривой Лиман пер. Южный, 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа № 22 х. Кривой Лиман
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №22
Приказ от 29.08.2019 № 230
Директор ________Редько Г.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии на 20192020 учебный год
Уровень общего образования: основное общее образование 7 класс
Количество часов в год 69
Учитель: МАНАСЯН АЛЕСЯ НИКОЛАЕВНА
Программа разработана на основе:
Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, утвержденного
приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования»;
Примерной программы основного общего образования по математике. Москва. Просвещение 2016.
Основной образовательной программы МБОУ – СОШ №22 х. Кривой Лиман;
Ориентирована на учебник «Геометрия 79 » автор Л.С. Атанасян. М. Просвещение. 2017.
Изменения и дополнения, внесенные в рабочую программу в течение учебного года.
Основание (дата и номер приказа)
Дата1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные:
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
1.
основе мотивации к обучению и по знанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
2.
3.
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
4.
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5.
цивилизации;
6.
7.
8.
9.
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной мате матической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития
Метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить не обходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе
1.
учебных и познавательных задач;
2.
3.
возможности её решения;
4.
самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
2умение устанавливать причинноследственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных
5.
аналогии) и выводы;
6.
задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение
7.
функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8.
технологий (ИКТкомпетентности);
9.
явлений и процессов;
10.
11.
форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12.
аргументации;
13.
14.
15.
16.
17.
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной
сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационнокоммуникационных
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,
Предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число,
1.
геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2.
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в
устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить
классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3.
4.
представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных
3усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах,
5.
умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задачах;
6.
фигур;
7.
использованием при необходимости справочных материалов, калькуляторов, компьютера.
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с
Наглядная геометрия
Обучающийся научится:
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Обучающийся получит возможность:
5) вычислять объёмы пространственных геометрическихфигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и
признаки фигур и их элементов,
отношения фигур (равенство)
4) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
5) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
Обучающийся получит возможность:
6) овладеть методами решения задач на вычисления и до
казательства: методом от противного,методом перебора вариантов.
7) приобрести опыт применения алгебраического при решении геометрических задач;
8) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и
исследование;
49) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
10) приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
Измерение геометрических величин
Обучающийся научится:
1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур;
3) вычислять площади треугольников, прямоугольников
4) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические
средства).
Обучающийся получит возможность: вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, треугольников
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Начальные геометрические сведения
Объяснять, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются
отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым,
развёрнутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и какие
вертикальными; формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов;
объяснять, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о
свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на
чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами
2. Треугольник
Объяснять, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника,
какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним, какие треугольники называются равными;
5изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы; формулировать и доказывать теоремы о
признаках равенства треугольников; объяснять, что называется перпендикуляром, проведённым из данной точки к
данной прямой; формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой; объяснять, какие отрезки
называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника; формулировать и доказывать теоремы о
свойствах равнобедренного треугольника; решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и
свойствами равнобедренного треугольника; 'формулировать определение окружности; объяснять, что такое центр,
радиус, хорда и диаметр окружности; решать простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному,
построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более
сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи;
анализировать возможные случаи.
3. Параллельные прямые
Формулировать определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при
пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие
соответственными; формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух
прямых; объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулировать
аксиому параллельных прямых и выводить следствия из неё; формулировать и доказывать теоремы о свойствах
параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими,
соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы,
какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод
доказательства от противного: формулировать и доказывать теоремы об углах с соответственно параллельными и
перпендикулярными сторонами; приводить примеры использования этого метода; решать задачи на вычисление,
доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника
Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника,
проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношениях между
сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, теорему о неравенстве
треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников
6(прямоугольный треугольник с углом 30°, признаки равенства прямоугольных треугольников); формулировать
определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на
вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и
расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные
построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать
возможные случаи.
Повторение
Повторить и обобщить изученный материал.
73. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Перечень разделов и
последовательность их изучения
1
2
3
4
Начальные геометрические сведения
Треугольники
Параллельные прямые
Соотношение между сторонами и
углами треугольника
Колво часов на
изучение каждого
раздела
Сроки изучения
разделов
Сроки контроля
7
19
17
20
8
3.0924.09
25.0904.12
10.1218.02
19.026.05
24.09
4.12
12.02
29.045
Повторение. Решение задач
Итого общее количество часов за год
6
69
12.0527.05
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
________________ Липуга Е.Г.
9