Рабочая программа по математике составлена на основе:
• положения о рабочей программы
• федераль¬ного компонента государственного стандарта среднего (полного) общего обра¬зования по математике (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089)
• примерной программы общеобразовательных учреждений по математике для 7-9 кл (Состав Т.А. Бурмистрова)/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова – М.: Просвещение,2008 г; программа по математике Геометрии для 7-9 кл (Состав Т.А. Бурмистрова)/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др – М.: Просвещение, 2008 г.
• перечня научно – методической и учебной литературы.
Программа по математике включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов; требования к уровню подготовки выпускников и календарно-тематическое планирование уроков.
рабоч пр9кл.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шатуновская средняя
общеобразовательная школа
Принято Согласовано
Утверждаю
Педагогическим советом Заместитель директора по УВР
Директор школы
протокол от_____________ ______________В.А.Кишкина
__________ Л.А.Тарасова
№___________________ «___»______________2016г. Приказ
№___ от «____»_________2016г.
Рабочая программа
по МАТЕМАТИКЕ 9 класс
основное общее образование, базовый уровень
на 2016 2017 учебный год
Составитель
Киржаева Т.С.,
учитель математики. с. Шатуново, 2016
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка……………………………………………………………………………….
Тематический план ……………………………………………………………………………….
Основное содержание ………………………………………………………………………………
Требования к уровню подготовки обучающихся …………………………………………………
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по математике
Список литературы…………………………………………………………………………………….
Приложение.
Календарнотематическое планирование уроков математики Статус документа
Рабочая программа по математике составлена на основе:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
положения о рабочей программы МКОУ Шатуновская СОШ
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (приказ МОиН
РФ от 05.03.2004г. № 1089)
примерной программы общеобразовательных учреждений по математике для 79 кл (Состав Т.А. Бурмистрова)/ Ю.Н.
Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова – М.: Просвещение,2008 г; программа по математике Геометрии для 79
кл (Состав Т.А. Бурмистрова)/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др – М.: Просвещение, 2008 г.
перечня научно – методической и учебной литературы.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и примерной программы, дает распределение учебных
часов по классам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, лабораторных и практических работ, выполняемых
учащимися.
Программа предполагает использование учебников:
для 9 класса «Алгебра 9», авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, под редакцией С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2008 – 2011
г.г.
для 9 класса «Геометрия» 7 – 9», Л.С. Атанасян, В Ф Бутузов и др. – М.: Просвещение, 2009 2011 г.г.
Структура документа Программа по математике включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов;
требования к уровню подготовки выпускников и календарнотематическое планирование уроков.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия;
элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. Эти содержательные компоненты учитывают современные тенденции
отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и
практически значимом материале.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для
дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей
реальности. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для
освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Другой важной задачей изучения алгебры является получение
школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов,
для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Геометрия один из важнейших компонентов математического образования необходимая для приобретения конкретных знаний о
пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного
воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие
логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей усиливают прикладное и практическое значение. Этот материал
формирует функциональную грамотность умения воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах,
понимать вероятный характер многих реальных вещей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики
позволяет учащимся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования.
Используемый математический аппарат не выходит за рамки элементарной математики и соответствует уровню математических знаний у
учащихся данного возраста.
Цели изучения математики Математическое образование в основной школе направлено на достижение следующих целей:
овладение конкретными математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения в практической деятельности,
изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе,
свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления,
элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания
действительности;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в
общественном развитии.
В программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки
обучающихся и выпускника, виды контроля, а также компьютерное обеспечение.
Материальнотехническая сторона компьютерной базы школ непрерывно улучшается. Все большее число учащихся осваивают первоначальные
навыки пользователя компьютером. В настоящее время большое внимание уделяется разработке методик применения современных
информационных технологий, компьютерных и мультимедийных продуктов в учебный процесс и вооружению частными приемами этой
методики преподавателей каждого предметного профиля для каждодневной работы с учащимися.
В системе уроков выделяются следующие виды:
Урок лекция. Для решения обшей познавательной задачи предполагаются совместные усилия учителя и учеников. На таком уроке
используются демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты
(слайды). Применение анимации при создании слайдов позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении,
обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся к предмету.
Урок практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ
могут быть разнообразными: решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач, письменные
исследования. Компьютер на таких уроках используется как тренажер устного счета, источник справочной информации.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки
техники тестирования. Урок самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ: двухуровневая уровень обязательной
подготовки "3", уровень возможной подготовки "4" и "5"; многоуровневые список заданий, из которого учащийся решает задание
по своему выбору.
Урок контрольная работа проводится на двух уровнях: обязательной и возможной подготовки.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 875 учебных часов для обязательного
изучения математики из расчета 5 часов в неделю на ступени основного общего образования. В том числе в 6 классе 250 часов, в IX классе
на алгебру 136 часов из расчета 4 часа в неделю, геометрию 68 часов из расчета 2 часа в неделю, на элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей 15 часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. Приоритетами для школьного курса математики на этапе основного общего образования являются:
познавательная деятельность:
решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе, требующих поиска пути и способов решения;
приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности , выполнения заданных и конструирования новых
алгоритмов;
проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижение гипотез и их обоснование;
исследовательская деятельность, развитие идей, проведение экспериментов, обобщение, постановка и формулировка новых задач;
информационнокоммуникативная деятельность:
ясное, точное, грамотное изложение своих мыслей в устной и письменной речи, использование различных языков математики
(словесного, символического. графического), свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации,
аргументации и доказательства;
развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая учебную и
справочную литературу, современные информационные технологии.;
рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Обязательные результаты обучения Обязательные результаты изучения курса "Математика" приведены в разделе "Требования к уровню подготовки выпускников", который
полностью соответствует стандарту и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся,
оканчивающие основную школу и достижение которых является обязатеьным условием положительной аттестации ученика за курс основной
школы.. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися
интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими
ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Эти требования
структурированы по трем компонентам:
Рубрика "Знать/понимать" включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика "Уметь" включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять и
приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.
В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требо
вания, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. № п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н
1
2
3
4
5
6
7
1
2
Алгебра 9 класс
Квадратичная функция
Уравнения и неравенства с одной переменной
Уравнения и неравенства с двумя переменными
Арифметическая и геометрическая прогрессии
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Повторение
Итоговая контрольная работа
Геометрия 9 класс
Векторы
Метод координат
29
20
24
17
17
29
2
68
8
10 3
4
5
6
7
8
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение
векторов
Длина окружности и площадь круга
Движение
Начальные сведения из стереометрии
Об аксиомах планиметрии.
Повторение
11
12
8
8
2
9
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Алгебра 9 класс (136 часа, 4 часа в неделю)
1. Свойства функций. Квадратичная функция
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bх + с, её свойства и
график. Степенная функция.
Цель: расширить сведения о свойствах функций, ознакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции,
график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств
квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и
начал анализа.
Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его
корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.
Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у=ах2, её свойств и особенностей графика, а также других частных
видов квадратичной функции функции у=ах2+n, у=а(хm)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего
вида. Важно, чтобы обучающиеся поняли, что график функции у = ах2 + bх + с может быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных переносов. Приёмы построения графика функции у = ах2 + bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом
особое внимание следует уделить формированию у обучающихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии,
направление ветвей параболы.
При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также
промежутки, в которых функция сохраняет знак.
Обучающиеся знакомятся со свойствами степенной функции у=хn при четном и нечетном натуральном показателе n.. Вводится понятие корня
nй степени. Обучающиеся должны понимать смысл записей вида
3√−27 ,
4√81 . Они получают представление о нахождении значений
корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.
2. Уравнения и неравенства с одной переменной
Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать
умение решать неравенства вида ах2+вх+с<0 или ах2+вх+с>0, где а≠0.
В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и
углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Обучающиеся знакомятся с решением
уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод
решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться дальнейшем при решении
тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.
Расширяются сведения о решении дробных рациональных уравнений. Учащиеся знакомятся с некоторыми специальными примерами таких
уравнений.
Формирование умений решать неравенства вида ах2 + bх + с>0 ах2 + bх + с<0, где а 0, осуществляется с опорой на сведения о графике
квадратичной функции (направление ветвей параболы ее расположение относительно оси Ох).
Обучающиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.
3. Уравнение и неравенства с двумя переменными Уравнение и неравенства с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений
второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Цель: выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с
помощью составления таких систем.
В данной теме завершаемся изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из
уравнений первой степени, а другое второй. Известный обучающимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет
сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.
Ознакомление обучающихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно
осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.
Привлечение известных обучающимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью
графических представлений можно наглядно показать обучающимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут
иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.
Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью
систем уравнений.
Изучение темы завершается введением понятий неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными. Сведения о
графиках уравнений с двумя переменными используются и иллюстрации множеств решений некоторых простейших неравенств с двумя
переменными и их систем.
4. Прогрессии
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы nго члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая
геометрическая прогрессия.
Цель: дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина "nй член последовательности", вырабатывается
умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и
геометрической прогрессий. Работа с формулами nго члена и суммы первых n членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно
возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.
Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых
задач.
5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Цель: ознакомить обучающихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа;
ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и. подсчитать их число.
Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое исполнятся в дальнейшем при выводе формул для подсчёта числа перестановок,
размещений и сочетаний. При изучении данного материала необходимо обратить внимание обучающихся на различие понятий "размещение" и
"сочетание", сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.
В данной теме обучающиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия "случайное событие",
"относительная частота", "вероятность случайного события". Рассматриваются статистический и классический подходы к определению
вероятности случайного события. Важно обратить внимание обучающихся на то, что классическое определение вероятности можно применять
только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.
6. Повторение
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры основной общеобразовательной школы.
Геометрия 9 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
1. Векторы. Метод координат
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум
неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов
и координат при решении задач. Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике;
познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с
направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать
векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный
произведению данного вектора на данное число):
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения
формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических
задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в
геометрических задачах.
Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и
выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат
применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются
свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических
задач.
3. Длина окружности и площадь круга
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных
многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их
вычисления. В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного
многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и
правильного 2лугольника, если дан правильный лугольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности,
используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при
неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой
окружности, а площадь к площади круга, ограниченного окружностью.
4. Движения
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и
движения.
Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и
движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов
движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях,
параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются
эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако
следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
5. Об аксиомах геометрии
Беседа об аксиомах геометрии. Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед,
пирамида" формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их
площадей поверхностей и объемов.
Цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; дать начальное представление телах и
поверхностях в пространстве; познакомить обучающихся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел. В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.
Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса,
сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов
указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса
получаются с помощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.
6. Повторение. Решение задач
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.
Требования к уровню подготовки учеников
Критерии и нормы оценивания
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой "5", если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания
учебного материала).
Отметка "4" ставится в следующих случаях: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось
специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись
специальным объектом проверки).
Отметка "3" ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает
обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка "2" ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка "1" ставится, если:
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть
работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком
математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся
дополнительно после выполнения им какихлибо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой "5", если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической
последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического
задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе
умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после
замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой "4", если удовлетворяет в основном требованиям на оценку "5", но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после
замечания учителя.
Отметка "3" ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее
понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены "Требованиями к
математической подготовке обучающихся" в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после
нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания
обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка "2" ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в
выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка "1" ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных
вопросов по изученному материалу.
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них; неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
или заменой одного двух из этих признаков второстепенными;
вопросов второстепенными);
3.3. Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Календарно тематическое планирование уроков алгебры.
Квадратичная функция29ч.
Тема 1.
Цель: выработать умения строить график квадратичной функции и применять графическое представление для решения неравенств второй
степени с одной переменной.
№ №
Содержание
Примечание
Колво
часов
Дата
ПРО
урок
а
Функции и их свойства.
1.
12
Функции. Область определения и
7
2
Знать: понятия «функция», область определения,
область значения, нули функции, определение
возрастающей (убывающей) функции, свойства 2.
37
область значения функции.
Свойства функции.
3.
4.
5.
6.
8
912
13
Квадратный трехчлен.
Квадратный трехчлен и его корни.
Разложение квадратного трёхчлена
на множители.
Контрольная работа №1
«Квадратичная функция».
Квадратичная функция и её
график.
1415 Функция у=ах2, её график и
свойства.
7.
1619 График функций у=ах2+п,
у=а(хm)2+п.
8.
2024 Построение графика квадратичной
функции.
Степенная функция. Корень
степени.
n – й
9.
10
.
11
.
12
.
25
26
Степенная функция, ее свойства и
график.
Корень nой степени (определение,
свва).
2728 Степень с рациональным
29
показателем и ее свойства.
Контрольная работа
№2«Степенная функция».
линейной, прямой и обратной пропорциональности.
Уметь: применять при выполнении заданий по теме.
Знать: понятие квадратного трёхчлена, теорему о
разложении квадратного трёхчлена на линейные
множители.
Уметь: находить корни квадратного трёхчлена,
выделять квадрат двучлена из квадратного
трёхчлена, раскладывать квадратные трёхчлены на
линейные множители.
Знать: определение квадратичной функции,
свойства, вид графика, формулу вершины параболы.
Уметь: строить графики функций у=ах2, у=ах2+вх+с,
применять свойства, производить простейшие
преобразования, называть по графику свойства
функций.
Знать: свойства квадратичной функции.
Знать: определение степенной функции с
натуральным и дробным показателями и их
свойства, определение корня п ой степени, свойства
корня пой степени.
Уметь: применять определения при выполнении
упражнений и построений графиков.
5
5
1
4
1
11
2
4
5
4
1
1
2
1
Тема 2
. Уравнения и неравенства с одной переменной20ч Цель: выработать умения решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными, решать текстовые
задачи с помощью составления таких систем.
№ №
Содержание
Дата
ПРО
Примечание
урок
а
Колво
часов
Уравнения с одной переменной.
12
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
3031 Целое уравнение и его корни.
3234 Уравнения, приводимые к
квадратным.
3537 Биквадратные уравнения.
3841 Дробные рациональные уравнения.
Неравенства с одной переменной
4245 Неравенства второй степени с
одной переменной.
4648 Метод интервалов.
49
Контрольная работа №3
«Уравнения и неравенства с
одной переменной».
2
3
3
4
7
4
3
1
Знать: определение цельного уравнения, корня
уравнения, степени уравнения, основную теорему
алгебры, способы решений уравнений, алгоритм
решения уравнения разложением на множители,
введением новой переменной, определение
биквадратного уравнения, алгоритм решения
уравнения с помощью введения вспомогательной
переменной.
Уметь: решать неравенства вида
ах2+вх+с< (>)0 на основе свойств квадратичной
функции, используя графики, решать неравенства,
используя метод интервалов.
Уравнения и неравенства с двумя переменными 24ч
Тема 3.
Цель: выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с
помощью составления таких систем.
1.
2.
Уравнения с двумя переменными
и их системы.
Уравнение с двумя переменными и
его корни.
50
5153 Графический способ решения
систем уравнений с двумя
переменными.
16
1
3
Уметь: решать уравнения, применяя различные
способы.
Знать: определение уравнения с двумя
переменными, степени уравнения с 2ми
переменными, системы уравнений с 2мя
переменными, графический способ решения систем
уравнений, уравнение окружности (ха)2+(ув)2=R2 алгоритм решения систем решения
систем уравнений 2ой степени, способом
подстановки, сложения, графически.
Уметь: решать системы уравнений графически,
способом подстановки, сложения, решать задачи с
помощью уравнения второй степени.
3.
4.
5.
6.
7.
5458
Решение систем уравнений 2ой
степени с двумя переменными.
5965 Решение задач с помощью систем
уравнений второй степени.
Неравенства с двумя
переменными и их системы.
6668 Неравенства с двумя переменными.
6972 Системы неравенств с двумя
73
переменными.
Контрольная работа №4
«Уравнения и неравенства с
двумя переменными»»
5
7
7
3
4
1
Тема 4. Прогрессии 17ч
Цель: дать понятие об арифметических, геометрических прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
№ №
Содержание
ПРО
урок
а
Колво
часов
Дата
Примечание
Арифметическая прогрессии.
7475 Последовательности.
7678 Определение арифметической
прогрессии. Формула пго члена
арифметической прогрессии.
7981 Формула суммы п первых членов
82
арифметической прогрессии.
Контрольная работа №5
««Арифметическая прогрессия».
Геометрическая прогрессия
8384 Определение геометрической
прогрессии. Формула пго члена
1.
2.
3.
4.
5.
8
2
3
3
1
7
2
Знать: определение последовательности (конечной,
бесконечной) способы задания последовательности
арифметической, геометрической прогрессий;
формула пго члена арифметической прогрессии,
формула пго члена геометрической прогрессии.
Уметь: применять способы для задания
последовательности, определение, формулы при
решении задач и упражнений. . Элементы комбинаторики и теории вероятностей17ч
Тема 5
Цель: ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа;
ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
№ №
Содержание
Дата
ПРО
Примечание
6.
7.
8.
геометрической прогрессии.
8587 Формула суммы п первых членов
геометрической прогрессии.
8889 Сумма бесконечной убывающей
90
геометрической прогрессии.
Контрольная работа №6
«Геометрическая прогрессия»
3
2
1
урока
91101
102106
107
1.
2.
3.
Элементы комбинаторики.
Начальные сведения из
теории вероятностей
Контрольная работа №7
«Элементы комбинаторики и
теории вероятностей»
5
1
1.
2.
3.
4.
5.
урока
108
111
112
115
116
118
119
121
122
123
Действия с действительными
числами.
Разложения на множители.
Преобразование рациональных
выражений.
Степень с целым показателем.
Квадратные корни. Квадратные
уравнения.
4
3
3
2
Тема5. Повторение29ч
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся за курс основной школы, подготовить к сдаче выпускных экзаменов.
№ №
Содержание
Дата
ПРО
Примечание
Колво
часов
11
Колво
часов
4
Знать: комбинаторное правило умножения . Уметь:
применять различные правила при решении задач,
сформировать умение различать понятия о каком
виде комбинаций идет речь в задаче.
Обобщить сведения о действительных числах,
повторить и обобщить знания по темам: целые
выражения, формулы сокращенного выражения и
др. Закрепить вычислительные навыки, решение
уравнений, систем уравнений, неравенств, задач. 6.
7.
8.
9.
10.
124
125
126
130
131
133
134
135
136
Линейные уравнения. Дробно
рациональные уравнения.
Системы уравнений,
неравенств.
Функции. Графики функций.
Итоговая контрольная работа
Анализ контрольной работы.
2
5
3
2
1 Календарно тематическое планирование уроков геометрии.
Тема 1. Векторы. Метод координат—18 ч
ЦЕЛЬ: Сформировать понятие вектора как направленного отрезка. Показать учащимся применение вектора к решению простейших задач.
№ №
урока
1.
2.
3.
12
35
68
Содержание
Векторы.
Понятие вектора.
Сложение и вычитание векторов.
Умножение вектора на число.
Применение векторов к решению задач.
Метод координат.
Колво
часов
8
2
3
3
10
Сроки
ПРО
Примечание
Знать: понятие вектора, нулевого вектора,
длины вектора, коллиниарных и равных
векторов; соноправленных и
противоположно направленных векторов,
суммы и разности векторов, произведение
вектора на число, свва векторов, правила
треугольника, параллелограмма,
многоугольника.
Уметь: изображать векторы и обозначать их,
записывать знаками вектора. Строить сумму
и разность векторов, применять правила
действий с векторами при решении задач.
4.
5.
910
1112
Координаты вектора.
Простейшие задачи в координатах.
2
2 6.
1315
Уравнение окружности, прямой.
7.
8.
1617
Решение задач
18
Контрольная работа № 1 «Векторы.
Метод координат».
3
2
1
Тема 2
Цель: Познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
11ч
Содержание
№ №
урок
а
Соотношение между сторонами и
углами треугольника. Скалярное
произведение векторов
1921 Синус, косинус и тангенс угла
2225 Соотношения между сторонами и
углами треугольника.
2627 Скалярное произведение векторов.
28
29
Решение задач.
Контрольная работа №2
«Соотношение между сторонами
и углами треугольника»
1.
2.
3.
4.
5.
Колво
часов
11
3
4
2
1
1
Дата
ПРО
Примечание
Знать: определения синуса, косинуса и тангенса;
основное тригонометрическое тождество,
формулы приведения, флы для вычисления
координат точки.
Уметь: доказывать основное тригонометрическое
тождество, использовать определение синуса,
косинуса, тангенса при решении задач, находить
скалярное произведение векторов.
Тема3.Длина вектора и площадь круга 12ч
Цель: Расширить и систематизировать знания учащихся об окружности и многоугольниках.
№ №
Содержание
Дата
урок
Колво
часов
ПРО
Примечание а
Длина окружности и площадь
круга.
3033 Правильный многоугольник.
3437 Длина окружности, площадь круга.
3840 Решение задач по изученной теме.
41
Контрольная работа №3 «Длина
окружности и площадь круга».
1.
2.
3.
4.
12
4
4
3
1
Знать: определение правильного многоугольника,
формула для вычисления угла правильного
многоугольника. Определение вписанной и
описанной окружностях. Формулы длины
окружности, дуги окружности, площадь круга и
кругового сектора.
Уметь: использовать знания по теме при решении
задачи.
Движение – 8 ч
Тема 4.
Цель: Познакомить с понятием движения на плоскости: симметрией, параллельным переносом, поворотом.
№ №
Содержание
Дата
ПРО
Примечание
Знать, что представляет отображение плоскости на
себя, центральная и осевая симметрия,
параллельного переноса, поворота.
Уметь: использовать знания по теме при решении
задачи.
Колво
часов
3
урок
а
4244 Понятие движения
4547 Параллельный перенос и поворот. 3
48
49
Решение задач по теме
Контрольная работа №4
«Движения»
1
1
1.
2.
3.
4.
Начальные сведения из стереометрии 8 ч
Тема 5.
Цель: Дать начальное представление о телах и поверхностях в пространствах; познакомить учащихся с основными формулами для
вычисления площадей поверхностей и объемов тел.
№ №
Содержание
урок
а
5053 Многогранники
5457 Тела и поверхности вращения
1.
2.
Колво
часов
Дата
ПРО
4
4
Примечание . Об аксиомах планиметрии 2ч
Тема 6
5859
Тема 7.
№ №
Повторение. Решение задач 9 ч
Содержание
урок
а
6066 Повторение основных тем.
67.
68.
Итоговая контрольная работа.
Анализ Контрольной работы.
1.
2.
3.
Колво
часов
Дата
ПРО
Примечание
7
1
1
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.