Департамент образования Ивановской области
областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Шуйский многопрофильный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
МАТЕМАТИКА
(включая алгебру и начала математического анализа, геометрию)
По программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)
Естественнонаучный профиль обучения.
Уровень обучения: базовый
Срок реализации: 3 года 10 месяцев
РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ:
Преподаватель Математики:
Кузнецова Е.Н__________________________
СОДЕРЖАНИЕ
№П/П |
|
СТР. |
1. |
Пояснительная записка |
3 |
2. |
Общая характеристика учебного предмета. |
4 |
3. |
Описание места учебного предмета в учебном плане. |
5 |
4. |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. |
6 |
5. |
Тематическое планирование с содержанием учебного предмета, с распределением часов. |
10 |
6. |
Перспективно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности студентов. |
17 |
7. |
Планируемые результаты освоения студентами основной образовательной программы. |
36 |
|
|
|
8. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. |
50 |
9. |
Приложения к РПУД.(оценочные и методические материалы 273-фз, ст2.)
|
50 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета Математика (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию» предназначена для изучения математики в ОГБПОУ ШМК, реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена для естественно-научного профиля обучения.
Программа разработана на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015)
2. Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: «Просвещение» 2009.
5. Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з))
Содержание программы «Математика (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию» направлено на достижение следующих целей:
· Обеспечения сформированности представлений о социальных,
культурных и исторических факторах становления математики;
· обеспечения сформированности логического, алгоритмического
и математического мышления;
· обеспечения сформированности умений применять полученные
знания при решении различных задач;
· обеспечения сформированности представлений о математике как
части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки,
позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования - программы подготовки специалистов среднего звена( ППССЗ).
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию)
Математика является фундаментальным общеобразовательным предметом со сложившимся устойчивым содержанием и общими требованиями к подготовке студентов.
При освоении специальностей СПО естественно-научного профиля математика изучается как базовый учебный предмет, учитывающий специфику осваиваемых специальностей.
Общие цели изучения математики традиционно реализуются в четырех направлениях - общее представление об идеях и методах математики, интеллектуальное развитие, овладение необходимыми конкретными знаниями и умениями, воспитательное воздействие.
Содержание учебного предмета разработано в соответствии с основными содержательными линиями обучения математике:
- алгебраическая линия, включающая систематизацию сведений о числах; изучение новых и обобщение ранее изученных операций (возведение в степень, извлечение корня, логарифмирование, синус, косинус, тангенс, котангенс и обратные к ним); изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и прикладных задач;
- теоретико-функциональная линия, включающая систематизацию и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;
- линия уравнений и неравенств, основанная на построении и исследовании математических моделей, пересекающаяся с алгебраической и теоретико-функциональной линиями и включающая развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований для решения уравнений, неравенств и систем; формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных и специальных дисциплин;
- геометрическая линия, включающая наглядные представления о пространственных фигурах и изучение их свойств, формирование и развитие пространственного воображения, развитие способов геометрических измерений, координатного и векторного методов для решения математических и прикладных задач;
- стохастическая линия, основанная на развитии комбинаторных умений, представлений о вероятностно-статистических закономерностях окружающего мира.
Изучение общеобразовательной учебного предмета «Математика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППССЗ).
3 МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
3.1 Область применения программы
Математика (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию) является учебным предметом обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования.
Рабочая программа учебного предмета является частью основной профессиональной образовательной программы
Место предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы: предмет входит в общеобразовательный цикл
3.2 Учебный предмет «Математика (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию)» включает следующие темы:
1.Повторение.
2.Основы тригонометрии.
3. Наглядная стереометрия.
4.Степени и логарифмы.
5. Многогранники.
6.Уравнения и неравенства.
7. Тела вращения: цилиндр, конус, сфера и шар.
8.Начала математического анализа.
9. Векторы и координаты в пространстве.
10. Вероятность и статистика. Работа с данными.
3.3 Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
168 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
156 |
в том числе: |
|
практические занятия |
12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
26 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение содержания учебного предмета «Математика (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию)» обеспечивает достижение студентами следующих результатов.
личностных:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
метапредметных:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
предметных:
1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира; 2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий; 3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; 4) владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; 5) сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа; 6) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием; 7) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин; 8) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
5.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
МАТЕМАТИКА (ВКЛЮЧАЯ АЛГЕБРУ И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ГЕОМЕТРИЮ).
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа учащихся |
Объем часов |
Уровень усвоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Тема 1. Повторение |
Содержание учебного материала: |
11 |
|
|
Решение задач с использованием свойств чисел и систем счисления, делимости, долей и частей, процентов, модулей чисел. |
1 |
2 |
||
Решение задач с использованием свойств степеней и корней, многочленов, преобразований многочленов и дробно-рациональных выражений. |
1 |
2 |
||
Решение задач с использованием градусной меры угла. |
1 |
2 |
||
Модуль числа и его свойства. |
1 |
2 |
||
Решение задач на движение и совместную работу с помощью линейных и квадратных уравнений и их систем. |
1 |
2 |
||
Решение задач с использованием числовых функций и их графиков. Использование свойств и графиков линейных и квадратичных функций, обратной пропорциональности и функции . Графическое решение уравнений и неравенств. |
1 |
2 |
||
Решение задач с применением свойств фигур на плоскости. Задачи на доказательство и построение контрпримеров. |
1 |
2 |
||
Использование в задачах простейших логических правил. Решение задач с использованием теорем о треугольниках, соотношений в прямоугольных треугольниках, фактов, связанных с четырехугольниками. Решение задач с использованием фактов, связанных с окружностями. |
1 |
2 |
||
Решение задач на измерения на плоскости, вычисление длин и площадей. |
1 |
2 |
||
Решение задач с помощью векторов и координат. |
1 |
|
||
Практические занятия
|
Не предусмотрены |
|
||
Контрольная работа. Входной контроль. |
1 |
2 |
||
Самостоятельная работа. |
Не предусмотрена |
|
||
|
||||
Тема 2. Основы тригонометрии |
Содержание учебного материала: |
20 |
|
|
Тригонометрическая окружность, радианная мера угла. |
1 |
2 |
||
Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. |
1 |
2 |
||
Основное тригонометрическое тождество и следствия из него. |
1 |
2 |
||
Значения тригонометрических функций для углов 0°, 30°, 45°, 60°, 90°, 180°, 270°. ( рад). |
1 |
2 |
||
Формулы сложения тригонометрических функций, формулы приведения, формулы двойного аргумента.. |
3 |
1 |
||
Нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность. Наибольшее и наименьшее значение функции. |
1 |
2 |
||
Периодические функции. Четность и нечетность функций. Сложные функции. |
1 |
2 |
||
Тригонометрические функции . Функция . Свойства и графики тригонометрических функций. |
2 |
2 |
||
Арккосинус, арксинус, арктангенс числа. Арккотангенс числа. Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений. |
4 |
2 |
||
Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики. Решение простейших тригонометрических неравенств. |
1 |
1 |
||
Практические занятия |
2 |
|
||
Практическая работа №1.Решение задач по теме: «Синус, косинус, тангенс и котангенс числа». |
1 |
2 |
||
Практическая работа №2.Решение тригонометрических уравнений. |
1 |
|||
Контрольная работа |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа. |
|
|
||
Основные тригонометрические формулы составление таблицы |
||||
Тема 3. Наглядная стереометрия. |
Содержание учебного материала: |
14 |
|
|
Основные понятия стереометрии и их свойства. Точка, прямая и плоскость в пространстве, аксиомы стереометрии и следствия из них. |
2 |
2 |
||
Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. |
2 |
2 |
||
Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. |
1 |
2 |
||
Изображение простейших пространственных фигур на плоскости. Проекция фигуры на плоскость. Сечения куба и тетраэдра. |
2 |
2 |
||
Расстояния между фигурами в пространстве. |
1 |
2 |
||
Перпендикулярность прямых и плоскостей. Признаки перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве. Теорема о трех перпендикулярах. |
2 |
2 |
||
Углы в пространстве. |
1 |
2 |
||
Практические занятия. |
1 |
|
||
Практическая работа №3.Решение задач по теме: «Теорема о трех перпендикулярах». |
1 |
2 |
||
2 |
||||
Контрольная работа |
2 |
|||
2 |
||||
Самостоятельная работа. Выполнение упражнений по теме: изображение пространственных фигур в рамках получаемой профессии. |
|
|
||
Тема 4. Степени и логарифмы. |
Содержание учебного материала: |
12 |
|
|
Степень с действительным показателем, свойства степени. |
1 |
2 |
||
Простейшие показательные уравнения и неравенства. |
2 |
2 |
||
Показательная функция и ее свойства и график. |
1 |
2 |
||
Логарифм числа, свойства логарифма. Десятичный логарифм. Число е. Натуральный логарифм. |
1 |
2 |
||
Преобразование логарифмических выражений. Логарифмические уравнения и неравенства. |
3 |
2 |
||
Логарифмическая функция и ее свойства и график. |
1 |
2 |
||
Степенная функция и ее свойства и график. |
1 |
2 |
||
Практические занятия. |
Не предусмотрены |
|
||
2 |
||||
Контрольная работа |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа. Решение задач на действие со степенями. Решение задач по теме: «Логарифмы» Преобразование показательных выражений. Преобразование логарифмических выражений. |
|
|
||
Тема5. Многогранники. |
Содержание учебного материала: |
17 |
|
|
Многогранники. Параллелепипед. Свойства прямоугольного параллелепипеда. |
3 |
2 |
||
Теорема Пифагора в пространстве. |
3 |
2 |
||
Призма и пирамида. Правильная пирамида и правильная призма. Прямая пирамида. Элементы призмы и пирамиды. |
6 |
2 |
||
Практические занятия |
3 |
2 |
||
Практическая работа №4.Практическая работа по теме: «Призма». |
1 |
|||
Практическая работа №5.Сечение призмы. |
1 |
|||
Практическая работа №6.Практическая работа по теме: «Пирамида» |
1 |
|||
Контрольная работа |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа Презентация или реферат: - математика в моей профессии |
|
|
||
Тема 6. Уравнения и неравенства |
Содержание учебного материала: |
19 |
|
|
Иррациональные уравнения. |
2 |
2 |
||
Метод интервалов для решения неравенств. |
3 |
2 |
||
Преобразования графиков функций: сдвиг вдоль координатных осей, растяжение и сжатие, отражение относительно координатных осей. Взаимно обратные функции. Графики взаимно обратных функций. |
1 |
1 |
||
Графические методы решения уравнений и неравенств. |
1 |
1 |
||
Решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. |
1 |
1 |
||
Системы показательных, логарифмических и иррациональных уравнений. |
2 |
1 |
||
Системы показательных, логарифмических неравенств. |
2 |
1 |
||
Уравнения, системы уравнений с параметром. |
1 |
1 |
||
Практические занятия |
4 |
2 |
||
Практическая работа №7.Решение алгебраических уравнений и неравенств. |
1 |
|||
Практическая работа №8Решение показательных уравнений и неравенств. |
1 |
|||
Практическая работа №9Решение логарифмических уравнений и неравенств. |
1 |
|||
Практическая работа №10Решение тригонометрических уравнений и неравенств. |
1 |
|||
Контрольная работа |
2 |
|
||
Самостоятельная работа. |
Не предусмотрена. |
|
||
Тема 7. Тела вращения: цилиндр, конус, сфера и шар. |
Содержание учебного материала: |
20 |
|
|
Тела вращения: цилиндр, конус, сфера и шар. |
2 |
2 |
||
Основные свойства прямого кругового цилиндра, прямого кругового конуса. |
2 |
2 |
||
Изображение тел вращения на плоскости. |
1 |
2 |
||
Представление об усеченном конусе, сечения конуса (параллельное основанию и проходящее через вершину), сечения цилиндра (параллельно и перпендикулярно оси), сечения шара. Развертка цилиндра и конуса. |
1 |
1 |
||
Простейшие комбинации многогранников и тел вращения между собой. Вычисление элементов пространственных фигур (ребра, диагонали, углы). |
2 |
1 |
||
Площадь поверхности правильной пирамиды и прямой призмы. |
3 |
2 |
||
Площадь поверхности прямого кругового цилиндра, прямого кругового конуса и шара. |
3 |
2 |
||
Понятие об объеме. Объем пирамиды и конуса, призмы и цилиндра. Объем шара. |
4 |
2 |
||
2 |
||||
Практические занятия |
Не предусмотрены |
|
||
2 |
||||
Контрольная работа |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа. «Цилиндр». «Конус». «Шар и сфера».Решение задач |
|
|
||
Тема8. Начала математического анализа |
Содержание учебного материала: |
20 |
|
|
Производная функции в точке. |
2 |
2 |
||
Касательная к графику функции. |
2 |
2 |
||
Геометрический и физический смысл производной. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. |
1 |
2 |
||
Производные элементарных функций. Правила дифференцирования. |
2 |
2 |
||
Понятие о непрерывных функциях. Точки экстремума (максимума и минимума). |
1 |
2 |
||
Исследование элементарных функций на точки экстремума, наибольшее и наименьшее значение с помощью производной. |
1 |
2 |
||
Построение графиков функций с помощью производных. Применение производной при решении задач. |
2 |
2 |
||
Первообразная. Первообразные элементарных функций. |
2 |
2 |
||
Площадь криволинейной трапеции. Формула Ньютона-Лейбница. |
2 |
2 |
||
Определенный интеграл. Вычисление площадей плоских фигур и объемов тел вращения с помощью интеграла. |
3 |
1 |
||
Практические занятия |
Не предусмотрены |
|
||
Контрольная работа |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа. Решение задач по теме «Нахождение производных. Правила вычисления производных». Решение задач по теме «Касательная к графику функции». |
|
|
||
Тема 9. Векторы и координаты в пространстве. |
Содержание учебного материала: |
10 |
|
|
Векторы и координаты в пространстве. Коллинеарные и компланарные векторы. |
1 |
2 |
||
Сумма векторов, умножение вектора на число, угол между векторами |
1 |
2 |
||
Скалярное произведение векторов. Теорема о разложении вектора по трем некомпланарным векторам. Скалярное произведение векторов в координатах. |
1 |
2 |
||
Применение векторов при решении задач на нахождение расстояний, длин, площадей и объемов. |
1 |
1 |
||
Уравнение плоскости в пространстве. |
1 |
1 |
||
Уравнение сферы в пространстве. |
1 |
1 |
||
Формула для вычисления расстояния между точками в пространстве. |
1 |
1
2 |
||
Практические занятия |
1 |
|||
Практическая работа №11 Решение задач на нахождение расстояния между двумя точками. |
1 |
|||
Контрольная работа |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа. Решение задач по теме: «действие над векторами в координатной форме». Жизнь и деятельность математиков-ученых. |
|
|
||
Тема 10. Вероятность и статистика. Работа с данными |
Содержание учебного материала: |
13 |
|
|
Повторение. Решение задач на табличное и графическое представление данных. Использование свойств и характеристик числовых наборов: средних, наибольшего и наименьшего значения, размаха, дисперсии. Решение задач на определение частоты и вероятности событий. Вычисление вероятностей в опытах с равновозможными элементарными исходами Решение задач с применением комбинаторики. Решение задач на вычисление вероятностей независимых событий, применение формулы сложения вероятностей. Решение задач с применением диаграмм Эйлера, дерева вероятностей, формулы Бернулли. |
4 |
2 |
||
Условная вероятность. Правило умножения вероятностей. Формула полной вероятности. |
1 |
1 |
||
Дискретные случайные величины и распределения. Независимые случайные величины. |
1 |
1 |
||
Распределение суммы и произведения независимых случайных величин. |
1 |
1 |
||
Математическое ожидание и дисперсия случайной величины. Математическое ожидание и дисперсия суммы случайных величин. Геометрическое распределение. Биномиальное распределение и его свойства. |
1
|
1
|
||
Практические занятия |
1 |
1 |
||
Практическая работа №12 Решение задач по теме: «Элементы теории вероятностей». |
1 |
|||
Контрольная работа |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа. |
|
|
||
Работа с учебной и справочной информацией по теме Непрерывные случайные величины. Понятие о плотности вероятности. Равномерное распределение. Показательное распределение, его параметры. Понятие о нормальном распределении. Параметры нормального распределения. Примеры случайных величин, подчиненных нормальному закону (погрешность измерений, рост человека). Неравенство Чебышева. Теорема Бернулли. Закон больших чисел. Выборочный метод измерения вероятностей. Роль закона больших чисел в науке, природе и обществе. |
|
|||
|
Всего: |
172 |
|
6. ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ.
Основные источники (ОИ):
Таблица 2б
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
ОИ 1 |
Учебник «Математика» |
М.И.Башмаков |
М.: Издательский центр «Академия», 2014 |
ОИ 2 |
Учебник «Математика» |
А.Г.Мордкович |
М.: Издательский центр «Мнемозина», 2008 |
ОИ 3 |
Учебник «Математика» |
А.А.Дадаян |
М.: Издательский центр «Форум», 2010 |
Дополнительные источники (ДИ):
Таблица 2в
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
ДИ 1 |
Задачник «Алгебра и начала анализа» |
А.Г.Мордкович |
М.: Издательский центр «Мнемозина», 2007 |
Интернет-ресурсы (И-Р)
И-Р 1 .http://www.math.ru/ Всем кто учится
И-Р 2http://mathege.ru/or/ege/MainОткрытый банк зачач ЕГЭ по математике
И-Р 3 http://ege.yandex.ru/mathematicsЕГЭ по математике
И-Р 4http://www.alleng.ru/edu/math3.htmОбразовательные ресурсы интернета.Математика.
Содержание обучения по учебному предмету |
||||||||
№ занятия |
Наименование разделов, тем, занятий |
Обязательная учебная нагрузка |
Материальное и информационное обеспечение занятий |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся |
Формы и методы контроля |
|||
Количество часов |
Вид занятий |
Вид занятий |
Информационное обеспечение |
Кол-во часов |
||||
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Тема 1. Повторение |
17 |
|
|
|
|
|
|
1 |
Решение задач с использованием свойств чисел и систем счисления, делимости, долей и частей, процентов, модулей чисел. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
2 |
Решение задач с использованием свойств степеней и корней, многочленов, преобразований многочленов и дробно-рациональных выражений. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
3 |
Решение задач с использованием градусной меры угла. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
4 |
Модуль числа и его свойства. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
решение задач |
|||
5 |
Решение задач на движение и совместную работу с помощью линейных и квадратных уравнений и их систем. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
решение задач |
|||
6 |
Решение задач с использованием числовых функций и их графиков. Использование свойств и графиков линейных и квадратичных функций, обратной пропорциональности и функции . Графическое решение уравнений и неравенств. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
7 |
Решение задач с применением свойств фигур на плоскости. Задачи на доказательство и построение контрпримеров. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
решение задач |
|||
8 |
Использование в задачах простейших логических правил. Решение задач с использованием теорем о треугольниках, соотношений в прямоугольных треугольниках, фактов, связанных с четырехугольниками. Решение задач с использованием фактов, связанных с окружностями. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
решение задач |
|||
9 |
Решение задач на измерения на плоскости, вычисление длин и площадей. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
решение задач |
|||
10 |
Решение задач с помощью векторов и координат. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
решение задач |
|||
11 |
Контрольная работа по теме: «Входной контроль» |
1 |
урок проверки знаний и умений |
|
|
|
|
письменная работа |
Тема 2. Основы тригонометрии |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Тригонометрическая окружность, радианная мера угла. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
13 |
Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
14 |
Основное тригонометрическое тождество и следствия из него. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
15 |
Решение задач по теме: «Синус, косинус, тангенс и котангенс числа». |
1 |
практическое занятие |
ОИ 1, ОИ 2, |
|
|
|
решение задач |
16 |
Значения тригонометрических функций для углов 0°, 30°, 45°, 60°, 90°, 180°, 270°. ( рад). |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
17-19 |
Формулы сложения тригонометрических функций, формулы приведения, формулы двойного аргумента.. |
3 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
20 |
Нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность. Наибольшее и наименьшее значение функции. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
21 |
Периодические функции. Четность и нечетность функций. Сложные функции. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
22-23 |
Тригонометрические функции . Функция . Свойства и графики тригонометрических функций. |
2 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2 |
|
|
|
решение задач |
24-27 |
Арккосинус, арксинус, арктангенс числа. Арккотангенс числа. Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений. |
4 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
28 |
Решение тригонометрических уравнений. |
1 |
практическое занятие |
ОИ 1, ДИ 2 |
|
|
|
решение задач |
29 |
Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики. Решение простейших тригонометрических неравенств. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
30-31 |
Контрольная работа |
2 |
урок проверки знаний и умений |
|
|
|
|
письменная работа |
Основные тригонометрические формулы составление таблицы |
решение задач, составление таблицы |
И-Р |
3 |
решение задач составление таблицы |
||||
Тема 3. Наглядная стереометрия. |
14 |
|||||||
32-33 |
Основные понятия стереометрии и их свойства. Точка, прямая и плоскость в пространстве, аксиомы стереометрии и следствия из них. |
2 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
34-35 |
Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. |
2 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
решение задач |
|||
36 |
Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
37-38 |
Изображение простейших пространственных фигур на плоскости. Проекция фигуры на плоскость. Сечения куба и тетраэдра. |
2 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2 |
|
|
|
решение задач |
39 |
Расстояния между фигурами в пространстве. |
1 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2 |
|
|
|
решение задач |
40-41 |
Перпендикулярность прямых и плоскостей. Признаки перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве. Теорема о трех перпендикулярах. |
2 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2 |
|
|
|
решение задач |
42 |
Углы в пространстве. |
1 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2 |
|
|
|
решение задач |
43 |
Решение задач по теме: «Теорема о трех перпендикулярах». |
1 |
практическое занятие |
ОИ 1, ДИ 2 |
|
|
|
решение задач |
44-45 |
Контрольная работа |
2 |
урок |
ОИ 1, ОИ 3 |
|
|
|
решение задач |
Выполнение упражнений по теме: изображение пространственных фигур в рамках получаемой профессии. |
решение задач |
И-Р |
2 |
решение задач |
||||
Тема 4.Степени и логарифмы. |
12 |
|||||||
46 |
Степень с действительным показателем, свойства степени. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 3 |
|
|
|
решение задач |
47-48 |
Простейшие показательные уравнения и неравенства. |
2 |
урок |
ОИ 1, ОИ 3 |
|
|
|
решение задач |
49 |
Показательная функция и ее свойства и график. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 3 |
|
|
|
решение задач |
50 |
Логарифм числа, свойства логарифма. Десятичный логарифм. Число е. Натуральный логарифм. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 3 |
|
|
|
решение задач |
51-53 |
Преобразование логарифмических выражений. Логарифмические уравнения и неравенства. |
3 |
урок |
ОИ 1, ОИ 3 |
|
|
|
решение задач |
54 |
Логарифмическая функция и ее свойства и график. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 3 |
|
|
|
решение задач |
55 |
Степенная функция и ее свойства и график. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 3 |
|
|
|
решение задач |
56-57 |
Контрольная работа |
2 |
урок проверки знаний и умений |
|
|
|
|
письменная работа |
Решение задач на действие со степенями. Решение задач по теме: «Логарифмы» Преобразование показательных выражений. Преобразование логарифмических выражений. |
решение задач |
ОИ 1, И-Р |
3 |
решение задач |
||||
Тема5. Многогранники. |
17 |
|
|
|||||
58-60 |
Многогранники. Параллелепипед. Свойства прямоугольного параллелепипеда. |
3 |
урок |
ОИ 1, ОИ 3 |
|
|
|
решение задач |
61-63 |
Теорема Пифагора в пространстве. |
3 |
урок |
ОИ 1, ОИ 3 |
|
|
|
решение задач |
64-69 |
Призма и пирамида. Правильная пирамида и правильная призма. Прямая пирамида. Элементы призмы и пирамиды. |
6 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
70 |
Практическая работа по теме: «Призма». |
1 |
практическое занятие |
ОИ 1, ОИ 3 |
|
|
|
решение задач |
71 |
Сечение призмы. |
1 |
практическое занятие |
ОИ 1, ОИ 3 |
|
|
|
решение задач |
72 |
Практическая работа по теме: «Пирамида» |
1 |
практическое занятие |
ОИ 1, ОИ 3 |
|
|
|
решение задач |
73-74 |
Контрольная работа |
2 |
урок проверки знаний и умений |
|
|
|
|
письменная работа |
Презентация или реферат: - математика в моей профессии |
презентация |
И-Р |
2 |
презентация |
||||
Тема 6.Уравнения и неравенства |
19 |
|||||||
75-76 |
Иррациональные уравнения. |
2 |
урок |
ОИ 1, ОИ 3 |
|
|
|
решение задач |
77-79 |
Метод интервалов для решения неравенств. |
3 |
урок |
ОИ 1, ОИ 3 |
|
|
|
решение задач |
80 |
Решение алгебраических уравнений и неравенств. |
1 |
практическое занятие |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
81 |
Преобразования графиков функций: сдвиг вдоль координатных осей, растяжение и сжатие, отражение относительно координатных осей. Взаимно обратные функции. Графики взаимно обратных функций. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
82 |
Графические методы решения уравнений и неравенств. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
83 |
Решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
84-85 |
Системы показательных, логарифмических и иррациональных уравнений. |
2 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
86-87 |
Системы показательных, логарифмических неравенств. |
2 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
88 |
Решение алгебраических уравнений и неравенств. |
1 |
практическое занятие |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
89 |
Решение показательных уравнений и неравенств. |
1 |
практическое занятие |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
90 |
Решение логарифмических уравнений и неравенств. |
1 |
практическое занятие |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
91 |
Решение тригонометрических уравнений и неравенств. |
1 |
практическое занятие |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
92-93 |
Контрольная работа |
2 |
урок проверки знаний и умений |
|
|
|
|
письменная работа |
Тема 7. Тела вращения: цилиндр, конус, сфера и шар. |
20 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
|
94-95 |
Тела вращения: цилиндр, конус, сфера и шар. |
2 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
96-97 |
Основные свойства прямого кругового цилиндра, прямого кругового конуса. |
2 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
98 |
Изображение тел вращения на плоскости. |
1 |
урок |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
99 |
Представление об усеченном конусе, сечения конуса (параллельное основанию и проходящее через вершину), сечения цилиндра (параллельно и перпендикулярно оси), сечения шара. Развертка цилиндра и конуса. |
1 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2 |
|
|
|
решение задач |
100-101 |
Простейшие комбинации многогранников и тел вращения между собой. Вычисление элементов пространственных фигур (ребра, диагонали, углы). |
2 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2 |
|
|
|
решение задач |
102-104 |
Площадь поверхности правильной пирамиды и прямой призмы. |
3 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2 |
|
|
|
решение задач |
105-107 |
Площадь поверхности прямого кругового цилиндра, прямого кругового конуса и шара. |
3 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2 |
|
|
|
решение задач |
108-111 |
Понятие об объеме. Объем пирамиды и конуса, призмы и цилиндра. Объем шара. |
4 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2 |
|
|
|
решение задач |
112-113 |
Контрольная работа |
2 |
урок проверки знаний и умений |
|
|
|
|
письменная работа |
«Цилиндр». «Конус». «Шар и сфера».Решение задач |
решение задач |
И-Р |
2 |
решение задач |
||||
Тема8.Начала математического анализа |
20 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2 |
|
|
|
решение задач |
|
114-115 |
Производная функции в точке. |
2 |
Урок |
ОИ 1, ДИ 2 |
|
|
|
решение задач |
116-117 |
Касательная к графику функции. |
2 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2 |
|
|
|
решение задач |
118 |
Геометрический и физический смысл производной. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. |
1 |
Урок |
ОИ 1, ДИ 2
|
|
|
|
решение задач
|
119-120 |
Производные элементарных функций. Правила дифференцирования. |
2 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2 |
|
|
|
решение задач |
121-122 |
Исследование элементарных функций на точки экстремума, наибольшее и наименьшее значение с помощью производной |
2 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2 |
|
|
|
решение задач |
123-124 |
Построение графиков функций с помощью производных. Применение производной при решении задач. |
2 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2 |
|
|
|
решение задач |
125 |
Контрольная работа |
1 |
урок проверки знаний и умений |
|
|
|
|
письменная работа |
126-127 |
Первообразная. Первообразные элементарных функций. |
2 |
урок |
ОИ 1, ДИ |
|
|
|
решение задач |
128-129 |
Площадь криволинейной трапеции. Формула Ньютона-Лейбница. |
2 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2 |
|
|
|
решение задач |
130-132 |
Определенный интеграл. Вычисление площадей плоских фигур и объемов тел вращения с помощью интеграла. |
3 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2 |
|
|
|
решение задач |
133 |
Контрольная работа |
1 |
урок проверки знаний и умений |
|
|
|
|
письменная работа |
Решение задач по теме «Нахождение производных. Правила Вычисления производных». |
решение задач |
ОИ 1, И-Р |
6 |
отчет |
||||
Решение задач по теме «Касательная к графику функции». |
решение задач |
ОИ 1, И-Р |
6 |
отчет |
||||
Тема 9. Векторы и координаты в пространстве. |
10 |
|||||||
134 |
Векторы и координаты в пространстве. Коллинеарные и компланарные векторы. |
1 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2,ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
135 |
Сумма векторов, умножение вектора на число, угол между векторами |
1 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2,ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
136 |
Скалярное произведение векторов. Теорема о разложении вектора по трем некомпланарным векторам. Скалярное произведение векторов в координатах. |
1 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2,ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
137 |
Применение векторов при решении задач на нахождение расстояний, длин, площадей и объемов. |
1 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2,ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
138 |
Уравнение плоскости в пространстве. |
1 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2,ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
139 |
Уравнение сферы в пространстве. |
1 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2,ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
140 |
Формула для вычисления расстояния между точками в пространстве. |
1 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2,ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
141 |
Решение задач на нахождение расстояния между двумя точками. |
1 |
практическое занятие |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
142-143 |
Контрольная работа |
2 |
урок проверки знаний и умений |
|
|
|
|
письменная работа |
Решение задач по теме: «действие над векторами в координатной форме». |
решение задач |
ОИ 1, И-Р |
2 |
отчет |
||||
Жизнь и деятельность математиков-ученых. |
Написание реферата |
ОИ 1, И-Р |
2 |
реферат |
||||
Тема 10. Вероятность и статистика. Работа с данными |
13 |
|||||||
144-147 |
Повторение.Решение задач на табличное и графическое представление данных. Использование свойств и характеристик числовых наборов: средних, наибольшего и наименьшего значения, размаха, дисперсии. Решение задач на определение частоты и вероятности событий. Вычисление вероятностей в опытах с равновозможными элементарными исходами Решение задач с применением комбинаторики. Решение задач на вычисление вероятностей независимых событий, применение формулы сложения вероятностей. Решение задач с применением диаграмм Эйлера, дерева вероятностей, формулы Бернулли. |
4 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2,ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
148 |
Условная вероятность. Правило умножения вероятностей. Формула полной вероятности. |
1 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2,ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
149 |
Дискретные случайные величины и распределения. Независимые случайные величины. |
1 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2,ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
150 |
Распределение суммы и произведения независимых случайных величин. |
1 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2,ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
151 |
Математическое ожидание и дисперсия случайной величины. Математическое ожидание и дисперсия суммы случайных величин. Геометрическое распределение. Биномиальное распределение и его свойства. |
1 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2,ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
152-153 |
Неравенство Чебышева. Теорема Бернулли. Закон больших чисел. Выборочный метод измерения вероятностей. Роль закона больших чисел в науке, природе и обществе. |
2 |
урок |
ОИ 1, ДИ 2,ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
154 |
Решение задач по теме: «Элементы теории вероятностей». |
1 |
практическое занятие |
ОИ 1, ОИ 2 |
|
|
|
решение задач |
155-156 |
Контрольная работа |
2 |
урок проверки знаний и умений |
|
|
|
|
письменная работа |
Непрерывные случайные величины. Понятие о плотности вероятности. Равномерное распределение. Показательное распределение, его параметры. Понятие о нормальном распределении. Параметры нормального распределения. Примеры случайных величин, подчиненных нормальному закону (погрешность измерений, рост человека |
реферат |
|||||||
Всего: |
156 |
12 |
168 |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание обучения |
Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) |
Алгебра. |
|
1.Повторение |
- Выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; - находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения; находить ошибки в преобразованиях и вычислениях (относится ко всем пунктам программы). |
2.Степени и логарифмы. |
- Ознакомиться с понятием корня n-й степени, свойствами радикалов и с правилами сравнением корней. - Формулировать определение корня и свойства корней. Вычислять и сравнивать корни, делать прикидку значения корня. Преобразовывать числовые и буквенные выражения, содержащие радикалы. - Выполнять расчеты по формулам, содержащим радикалы, осуществляя необходимые подстановки и преобразования. - Определять равносильность выражений с радикалами. - Решать иррациональные уравнения. - Ознакомиться с понятием степени с действительным показателем. - Находить значения степени, используя при необходимости инструментальные средства. - Записывать корень n-й степени в виде степени с дробным показателем и наоборот. - Формулировать свойства степеней. - Вычислять степени с рациональным показателем,делать прикидку значения степени, сравнивать степени. - Преобразовывать числовые и буквенные выражения, содержащие степени, применяя свойства. Решать показательные уравнения. - Ознакомиться с применением корней и степеней при вычислении средних, при делении отрезка в «золотом сечении». - Решать прикладные задачи на «сложные проценты. |
ОСНОВЫ ТРИГОНОМЕТРИИ |
|
|
- Изучить радианный метод измерения углов вращения и их связь с градусной мерой. Изображать углы вращения на окружности, соотносить величину угла с его расположением. - Формулировать определения тригонометрических функций для углов поворота и для острых углов прямоугольного треугольника. - Применять основные тригонометрические тождества для вычисления значений тригонометрических функций. - Изучить основные формулы тригонометрии: формулы сложения, удвоения, преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму и применять при вычислении значения тригонометрического выражения и упрощения его. - Ознакомиться со свойствами симметрии точек на единичной окружности и применять их для вывода формул приведения. - Решать по формулам и по тригонометрическому кругу простейшие тригонометрические уравнения. - Применять общие методы решения уравнений (приведение к линейному, квадратному, метод разложения на множители, замены переменной) при решении тригонометрических уравнений. - Отмечать на круге решения простейших тригонометрических неравенств. - Ознакомиться с понятием обратных тригонометрических функций. - Изучить определения арксинуса, арккосинуса, арктангенса числа, формулировать их, изображать на единичной окружности, применять при решении уравнений.
|
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА |
|
|
■ Ознакомиться с понятием числовой последовательности, способами ее задания, вычислениями ее членов. ■ Ознакомиться с понятием предела последовательности. ■ Ознакомиться с вычислением суммы бесконечного числового ряда на примере вычисления суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Решать задачи на применение формулы суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии. ■ Ознакомиться с понятием производной. ■ Изучить и формулировать ее механический и геометрический смысл, изучить алгоритм вычисления производной на примере вычисления мгновенной скорости и углового коэффициента касательной. ■ Составлять уравнение касательной в общем виде. ■ Выучить правила дифференцирования, таблицу производных элементарных функций, применять для дифференцирования функций, для составления уравнения касательной. ■ Изучить теоремы о связи свойств функции и производной, формулировать их. ■ Проводить с помощью производной исследование функции, заданной формулой. ■ Устанавливать связь свойств функции и производной по их графикам. ■ Применять производную для решения задач на нахождение наибольшего, наименьшего значения и на нахождение э Ознакомиться с понятием интеграла и первообразной. ■ Изучить правила вычисления первообразной и теорему Ньютона- Лейбница. Решать задачи на связь первообразной и ее с производной, на вычисление первообразной для данной функции. Решать задачи на применение интеграла для вычисления физических величин и площадей.кстремума.
|
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА |
|
|
■ Ознакомиться с простейшими сведениями о корнях алгебраических уравнений, с понятиями исследования уравнений и систем уравнений. ■ Изучить теорию равносильности уравнений и ее применение. Повторить запись решения стандартных уравнений, приемы преобразования уравнений для сведения к стандартному уравнению. ■ Решать рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. ■ Использовать свойства и графики функций для решения уравнений. Повторить основные приемы решения систем. ■ Решать уравнения, применяя все приемы (разложение на множители, введение новых неизвестных, подстановка, графический метод). ■ Решать системы уравнений, применяя различные способы. Ознакомиться с общими вопросами решения неравенств и использования свойств и графиков функций при решении неравенств. Решать неравенства и системы неравенств, применяя различные способы. ■ Применять математические методы для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретировать результаты, учитывать реальные ограничения |
ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА.РАБОТА С ДАННЫМИ. |
|
|
■ Изучить правила комбинаторики и применять при решении комбинаторных задач. ■ Решать комбинаторные задачи методом перебора и по правилу умножения. ■ Ознакомиться с понятиями комбинаторики: размещениями, сочетаниями и перестановками и формулами для их вычисления. ■ Объяснять и применять формулы для вычисления размещений, перестановок и сочетаний при решении задач. ■ Ознакомиться с биномом Ньютона и треугольником Паскаля. Решать практические задачи с использованием понятий и правил комбинаторики. ■ Изучить классическое определение вероятности, свойства вероятности, теорему о сумме вероятностей. Рассмотреть примеры вычисления вероятностей. Решать задачи на вычисление вероятностей событий. ■ Ознакомиться с представлением числовых данных и их характеристиками. ■ Решать практические задачи на обработку числовых данных, вычисление их характеристик. |
ГЕОМЕТРИЯ
|
|
Прямые и плоскости в пространстве
|
|
Наглядная стереометрия. |
■ Формулировать и приводить доказательства признаков взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве. ■ Распознавать на чертежах и моделях различные случаи взаимного расположения прямых и плоскостей. ■ Определять и вычислять расстояния в пространстве. Применять формулы и теоремы Ознакомиться с понятием параллельного проектирования и его свойствами. Формулировать теорему о площади ортогональной проекции многоугольника. ■ Применять теорию для обоснования построений и вычислений. Аргументировать свои суждения о взаимном расположении пространственных фигур.
|
Многогранники |
■ Описывать и характеризовать различные виды многогранников, перечислять их элементы и свойства. ■ Изображать многогранники и выполнять построения на изображениях и на моделях многогранников. ■ Вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, аргументировать свои суждения. ■ Характеризовать и изображать сечения, развертки многогранников, вычислять площади поверхностей. ■ Строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды. Применять факты и сведения из планиметрии. ■ Ознакомиться с видами симметрий в пространстве, формулировать определения и свойства. Характеризовать симметрии тел вращения и многогранников. ■ Применять свойства симметрии при решении задач. ■ Использовать приобретенные знания для исследования и моделирования несложных задач. Изображать основные многогранники и выполнять рисунки по условиям задач. |
Тела вращения: цилиндр, конус, сфера и шар. |
■ Ознакомиться с видами тел вращения, формулировать их определения и свойства. ■ Формулировать теоремы о сечении шара плоскостью и о плоскости, касательной к сфере. ■ Характеризовать и изображать тела вращения, их развертки, сечения. ■ Решать задачи на построение сечений, на вычисление длин, расстояний, углов, площадей. Проводить доказательные рассуждения при решении задач. ■ Применять свойства симметрии при решении задач на тела вращения, на комбинацию тел. ■ Изображать основные круглые тела и выполнять рисунок по условию задачи. ■ Ознакомиться с понятиями площади и объема, аксиомами и свойствами. ■ Решать задачи на вычисление площадей плоских фигур, применяя соответствующие формулы и факты из планиметрии. ■ Изучить теоремы о вычислении объемов пространственных тел, решать задачи на применение формул вычисления объемов. ■ Изучить формулы для вычисления площадей поверхностей многогранников и тел вращения. Ознакомиться с методом вычисления площади поверхности сферы. Решать задачи на вычисление площадей поверхности пространственных тел. |
Векторы и координаты в пространстве. |
§ Ознакомиться с понятием вектора.
§ Изучить декартову систему координат в пространстве, строить по заданным координатам точки и плоскости, находить координаты точек. § Находить уравнения окружности, сферы, плоскости. Вычислять расстояния между точками. § Изучить свойства векторных величин, правила разложения векторов в трехмерном пространстве, правила нахождения координат вектора в пространстве, правила действий с векторами, заданными координатами. § Применять теорию при решении задач на действия с векторами. Изучить скалярное произведение векторов, векторное уравнение прямой и плоскости. Применять теорию при решении задач на действия с векторами, на координатный метод, на применение векторов для вычисления величин углов и расстояний. Ознакомиться с доказательствами теорем стереометрии о взаимном расположении прямых и плоскостей с использованием векторов. |
7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
|
|
Базовый уровень «Проблемно-функциональные результаты» |
|||
|
Раздел |
I. Выпускник научится |
III. Выпускник получит возможность научиться |
||
|
Цели освоения предмета |
Для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики
|
Для развития мышления, использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики |
||
|
|
Требования к результатам |
|
||
|
Элементы теории множеств и математической логики |
Оперировать на базовом уровне[1] понятиями: конечное множество, элемент множества, подмножество, пересечение и объединение множеств, числовые множества на координатной прямой, отрезок, интервал; оперировать на базовом уровне понятиями: утверждение, отрицание утверждения, истинные и ложные утверждения, причина, следствие, частный случай общего утверждения, контрпример; находить пересечение и объединение двух множеств, представленных графически на числовой прямой; строить на числовой прямой подмножество числового множества, заданное простейшими условиями; распознавать ложные утверждения, ошибки в рассуждениях, в том числе с использованием контрпримеров.
В повседневной жизни и при изучении других предметов: - использовать числовые множества на координатной прямой для описания реальных процессов и явлений; - проводить логические рассуждения в ситуациях повседневной жизни |
- Оперировать[2] понятиями: конечное множество, элемент множества, подмножество, пересечение и объединение множеств, числовые множества на координатной прямой, отрезок, интервал, полуинтервал, промежуток с выколотой точкой, графическое представление множеств на координатной плоскости; - оперировать понятиями: утверждение, отрицание утверждения, истинные и ложные утверждения, причина, следствие, частный случай общего утверждения, контрпример; - проверять принадлежность элемента множеству; - находить пересечение и объединение множеств, в том числе представленных графически на числовой прямой и на координатной плоскости; - проводить доказательные рассуждения для обоснования истинности утверждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов: - использовать числовые множества на координатной прямой и на координатной плоскости для описания реальных процессов и явлений; - проводить доказательные рассуждения в ситуациях повседневной жизни, при решении задач из других предметов |
||
|
Числа и выражения |
Оперировать на базовом уровне понятиями: целое число, делимость чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, рациональное число, приближённое значение числа, часть, доля, отношение, процент, повышение и понижение на заданное число процентов, масштаб; оперировать на базовом уровне понятиями: логарифм числа, тригонометрическая окружность, градусная мера угла, величина угла, заданного точкой на тригонометрической окружности, синус, косинус, тангенс и котангенс углов, имеющих произвольную величину; выполнять арифметические действия с целыми и рациональными числами; выполнять несложные преобразования числовых выражений, содержащих степени чисел, либо корни из чисел, либо логарифмы чисел; сравнивать рациональные числа между собой; оценивать и сравнивать с рациональными числами значения целых степеней чисел, корней натуральной степени из чисел, логарифмов чисел в простых случаях; изображать точками на числовой прямой целые и рациональные числа; изображать точками на числовой прямой целые степени чисел, корни натуральной степени из чисел, логарифмы чисел в простых случаях; выполнять несложные преобразования целых и дробно-рациональных буквенных выражений; выражать в простейших случаях из равенства одну переменную через другие; вычислять в простых случаях значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; изображать схематически угол, величина которого выражена в градусах; оценивать знаки синуса, косинуса, тангенса, котангенса конкретных углов.
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: выполнять вычисления при решении задач практического характера; выполнять практические расчеты с использованием при необходимости справочных материалов и вычислительных устройств; соотносить реальные величины, характеристики объектов окружающего мира с их конкретными числовыми значениями; использовать методы округления, приближения и прикидки при решении практических задач повседневной жизни |
Свободно оперировать понятиями: целое число, делимость чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, рациональное число, приближённое значение числа, часть, доля, отношение, процент, повышение и понижение на заданное число процентов, масштаб; приводить примеры чисел с заданными свойствами делимости; оперировать понятиями: логарифм числа, тригонометрическая окружность, радианная и градусная мера угла, величина угла, заданного точкой на тригонометрической окружности, синус, косинус, тангенс и котангенс углов, имеющих произвольную величину, числа е и π; выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применяя при необходимости вычислительные устройства; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, корни, логарифмы и тригонометрические функции; находить значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; - изображать схематически угол, величина которого выражена в градусах или радианах; - использовать при решении задач табличные значения тригонометрических функций углов; - выполнять перевод величины угла из радианной меры в градусную и обратно.
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: выполнять действия с числовыми данными при решении задач практического характера и задач из различных областей знаний, используя при необходимости справочные материалы и вычислительные устройства; оценивать, сравнивать и использовать при решении практических задач числовые значения реальных величин, конкретные числовые характеристики объектов окружающего мира
|
||
|
Уравнения и неравенства
|
Решать линейные уравнения и неравенства, квадратные уравнения; решать логарифмические уравнения вида log a (bx + c) = d и простейшие неравенства вида log a x < d; решать показательные уравнения, вида abx+c= d (где d можно представить в виде степени с основанием a) и простейшие неравенства вида ax < d (где d можно представить в виде степени с основанием a);. приводить несколько примеров корней простейшего тригонометрического уравнения вида: sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a, где a – табличное значение соответствующей тригонометрической функции.
В повседневной жизни и при изучении других предметов: - составлять и решать уравнения и системы уравнений при решении несложных практических задач |
- Решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, неравенства и их системы; использовать методы решения уравнений: приведение к виду «произведение равно нулю» или «частное равно нулю», замена переменных; использовать метод интервалов для решения неравенств; - использовать графический метод для приближенного решения уравнений и неравенств; - изображать на тригонометрической окружности множество решений простейших тригонометрических уравнений и неравенств; - выполнять отбор корней уравнений или решений неравенств в соответствии с дополнительными условиями и ограничениями.
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: - составлять и решать уравнения, системы уравнений и неравенства при решении задач других учебных предметов; - использовать уравнения и неравенства для построения и исследования простейших математических моделей реальных ситуаций или прикладных задач; - уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства или системы результат, оценивать его правдоподобие в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи |
||
Функции |
Оперировать на базовом уровне понятиями: зависимость величин, функция, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, график зависимости, график функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастание на числовом промежутке, убывание на числовом промежутке, наибольшее и наименьшее значение функции на числовом промежутке, периодическая функция, период; оперировать на базовом уровне понятиями: прямая и обратная пропорциональность линейная, квадратичная, логарифмическая и показательная функции, тригонометрические функции; распознавать графики элементарных функций: прямой и обратной пропорциональности, линейной, квадратичной, логарифмической и показательной функций, тригонометрических функций; соотносить графики элементарных функций: прямой и обратной пропорциональности, линейной, квадратичной, логарифмической и показательной функций, тригонометрических функций с формулами, которыми они заданы; находить по графику приближённо значения функции в заданных точках; определять по графику свойства функции (нули, промежутки знакопостоянства, промежутки монотонности, наибольшие и наименьшие значения и т.п.); строить эскиз графика функции, удовлетворяющей приведенному набору условий (промежутки возрастания / убывания, значение функции в заданной точке, точки экстремумов и т.д.).
В повседневной жизни и при изучении других предметов: определять по графикам свойства реальных процессов и зависимостей (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, промежутки знакопостоянства и т.п.); интерпретировать свойства в контексте конкретной практической ситуации |
Оперировать понятиями: зависимость величин, функция, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, график зависимости, график функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастание на числовом промежутке, убывание на числовом промежутке, наибольшее и наименьшее значение функции на числовом промежутке, периодическая функция, период, четная и нечетная функции; оперировать понятиями: прямая и обратная пропорциональность, линейная, квадратичная, логарифмическая и показательная функции, тригонометрические функции; - определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; - строить графики изученных функций; описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения; строить эскиз графика функции, удовлетворяющей приведенному набору условий (промежутки возрастания/убывания, значение функции в заданной точке, точки экстремумов, асимптоты, нули функции и т.д.); решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков.
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: - определять по графикам и использовать для решения прикладных задач свойства реальных процессов и зависимостей (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания функции, промежутки знакопостоянства, асимптоты, период и т.п.); - интерпретировать свойства в контексте конкретной практической ситуации; - определять по графикам простейшие характеристики периодических процессов в биологии, экономике, музыке, радиосвязи и др. (амплитуда, период и т.п.) |
|||
Элементы математического анализа |
Оперировать на базовом уровне понятиями: производная функции в точке, касательная к графику функции, производная функции; определять значение производной функции в точке по изображению касательной к графику, проведенной в этой точке; решать несложные задачи на применение связи между промежутками монотонности и точками экстремума функции, с одной стороны, и промежутками знакопостоянства и нулями производной этой функции – с другой.
В повседневной жизни и при изучении других предметов: пользуясь графиками, сравнивать скорости возрастания (роста, повышения, увеличения и т.п.) или скорости убывания (падения, снижения, уменьшения и т.п.) величин в реальных процессах; соотносить графики реальных процессов и зависимостей с их описаниями, включающими характеристики скорости изменения (быстрый рост, плавное понижение и т.п.); использовать графики реальных процессов для решения несложных прикладных задач, в том числе определяя по графику скорость хода процесса |
Оперировать понятиями: производная функции в точке, касательная к графику функции, производная функции; вычислять производную одночлена, многочлена, квадратного корня, производную суммы функций; - вычислять производные элементарных функций и их комбинаций, используя справочные материалы; - исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа.
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: решать прикладные задачи из биологии, физики, химии, экономики и других предметов, связанные с исследованием характеристик реальных процессов, нахождением наибольших и наименьших значений, скорости и ускорения и т.п.; интерпретировать полученные результаты |
|||
Статистика и теория вероятностей, логика и комбинаторика
|
Оперировать на базовом уровне основными описательными характеристиками числового набора: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения; оперировать на базовом уровне понятиями: частота и вероятность события, случайный выбор, опыты с равновозможными элементарными событиями; - вычислять вероятности событий на основе подсчета числа исходов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов: оценивать и сравнивать в простых случаях вероятности событий в реальной жизни; читать, сопоставлять, сравнивать, интерпретировать в простых случаях реальные данные, представленные в виде таблиц, диаграмм, графиков |
- Иметь представление о дискретных и непрерывных случайных величинах и распределениях, о независимости случайных величин; - иметь представление о математическом ожидании и дисперсии случайных величин; - иметь представление о нормальном распределении и примерах нормально распределенных случайных величин; понимать суть закона больших чисел и выборочного метода измерения вероятностей; иметь представление об условной вероятности и о полной вероятности, применять их в решении задач; иметь представление о важных частных видах распределений и применять их в решении задач; - иметь представление о корреляции случайных величин, о линейной регрессии.
В повседневной жизни и при изучении других предметов: - вычислять или оценивать вероятности событий в реальной жизни; - выбирать подходящие методы представления и обработки данных; - уметь решать несложные задачи на применение закона больших чисел в социологии, страховании, здравоохранении, обеспечении безопасности населения в чрезвычайных ситуациях |
|||
Текстовые задачи |
Решать несложные текстовые задачи разных типов; - анализировать условие задачи, при необходимости строить для ее решения математическую модель; - понимать и использовать для решения задачи информацию, представленную в виде текстовой и символьной записи, схем, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков; - действовать по алгоритму, содержащемуся в условии задачи; - использовать логические рассуждения при решении задачи; - работать с избыточными условиями, выбирая из всей информации, данные, необходимые для решения задачи; - осуществлять несложный перебор возможных решений, выбирая из них оптимальное по критериям, сформулированным в условии; - анализировать и интерпретировать полученные решения в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту; решать задачи на расчет стоимости покупок, услуг, поездок и т.п.; решать несложные задачи, связанные с долевым участием во владении фирмой, предприятием, недвижимостью; решать задачи на простые проценты (системы скидок, комиссии) и на вычисление сложных процентов в различных схемах вкладов, кредитов и ипотек; решать практические задачи, требующие использования отрицательных чисел: на определение температуры, на определение положения на временнóй оси (до нашей эры и после), на движение денежных средств (приход/расход), на определение глубины/высоты и т.п.; использовать понятие масштаба для нахождения расстояний и длин на картах, планах местности, планах помещений, выкройках, при работе на компьютере и т.п. В повседневной жизни и при изучении других предметов: - решать несложные практические задачи, возникающие в ситуациях повседневной жизни |
- Решать задачи разных типов, в том числе задачи повышенной трудности; - выбирать оптимальный метод решения задачи, рассматривая различные методы; - строить модель решения задачи, проводить доказательные рассуждения; - решать задачи, требующие перебора вариантов, проверки условий, выбора оптимального результата; - анализировать и интерпретировать результаты в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту; - переводить при решении задачи информацию из одной формы в другую, используя при необходимости схемы, таблицы, графики, диаграммы;
В повседневной жизни и при изучении других предметов: - решать практические задачи и задачи из других предметов |
|||
Геометрия |
Оперировать на базовом уровне понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей; распознавать основные виды многогранников (призма, пирамида, прямоугольный параллелепипед, куб); изображать изучаемые фигуры от руки и с применением простых чертежных инструментов; делать (выносные) плоские чертежи из рисунков простых объемных фигур: вид сверху, сбоку, снизу; извлекать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах и рисунках; применять теорему Пифагора при вычислении элементов стереометрических фигур; находить объемы и площади поверхностей простейших многогранников с применением формул; распознавать основные виды тел вращения (конус, цилиндр, сфера и шар); находить объемы и площади поверхностей простейших многогранников и тел вращения с применением формул.
В повседневной жизни и при изучении других предметов: соотносить абстрактные геометрические понятия и факты с реальными жизненными объектами и ситуациями; использовать свойства пространственных геометрических фигур для решения типовых задач практического содержания; соотносить площади поверхностей тел одинаковой формы различного размера; соотносить объемы сосудов одинаковой формы различного размера; оценивать форму правильного многогранника после спилов, срезов и т.п. (определять количество вершин, ребер и граней полученных многогранников) |
Оперировать понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей; применять для решения задач геометрические факты, если условия применения заданы в явной форме; решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам; делать (выносные) плоские чертежи из рисунков объемных фигур, в том числе рисовать вид сверху, сбоку, строить сечения многогранников; извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах; применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения; описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве; формулировать свойства и признаки фигур; доказывать геометрические утверждения; владеть стандартной классификацией пространственных фигур (пирамиды, призмы, параллелепипеды); находить объемы и площади поверхностей геометрических тел с применением формул; вычислять расстояния и углы в пространстве.
В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из других областей знаний |
|||
Векторы и координаты в пространстве |
- Оперировать на базовом уровне понятием декартовы координаты в пространстве; - находить координаты вершин куба и прямоугольного параллелепипеда |
- Оперировать понятиями декартовы координаты в пространстве, вектор, модуль вектора, равенство векторов, координаты вектора, угол между векторами, скалярное произведение векторов, коллинеарные векторы; - находить расстояние между двумя точками, сумму векторов и произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение, раскладывать вектор по двум неколлинеарным векторам; - задавать плоскость уравнением в декартовой системе координат; - решать простейшие задачи введением векторного базиса |
|||
История математики
|
- Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки; - знать примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и всемирной историей; - понимать роль математики в развитии России |
- Представлять вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей; - понимать роль математики в развитии России |
|||
Методы математики |
- Применять известные методы при решении стандартных математических задач; - замечать и характеризовать математические закономерности в окружающей действительности; - приводить примеры математических закономерностей в природе, в том числе характеризующих красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства |
- Использовать основные методы доказательства, проводить доказательство и выполнять опровержение; - применять основные методы решения математических задач; - на основе математических закономерностей в природе характеризовать красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства; - применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач |
|||
8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Реализация программы учебного предмета Математика требует наличие учебного кабинета Математика.
ОБОРУДОВАНИЕ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя (персональный компьютер ,мультимедийный проектор);
- учебники по количеству обучающихся;
- таблицы, справочные материалы, электронные модули и т.п.;(Комплексно-методическое оснащение кабинета)
9.ПРИЛОЖЕНИЯ К РПУД.
(ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 273-ФЗ, СТ2.)
Скачано с www.znanio.ru
[1] Здесь и далее: распознавать конкретные примеры общих понятий по характерным признакам, выполнять действия в соответствии с определением и простейшими свойствами понятий, конкретизировать примерами общие понятия.
[2] Здесь и далее; знать определение понятия, уметь пояснять его смысл, уметь использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, решении задач.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.