ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике составлена на основе авторской программы:Моро М.И., Математика. 2014 г. и следующих нормативных
документов и методических рекомендаций:
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства
образования Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования», приложения к Приказу Министерства образования Российской Федерации от
06.10.2009 г. № 373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)»; приказа
Министерства образования Российской Федерации от 26.11.2010г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №
373»; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373»; приказа Министерства образования Российской Федерации от 18.12.2012г. № 1060 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373»; приказа Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29.12.2014г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г
№ 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебнометодического
объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015г. № 1/15);
• Федерального перечня учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на
2015/2016 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
• Учебного плана образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год;
• Локального акта образовательного учреждения «О сроках, порядке разработки, рассмотрения и утверждения, структуру рабочих программ
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) при введении и реализации ФГОС»;
• Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего
образования;
• Основной образовательной программы начального общего образования МОУ СШ №.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебнометодическому комплекту:
1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.Рабочие программы. 14 классы. М. : Просвещение, 2012.
2. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Учебник в 2х частях. + 2 вкладки. +CD – М. : Просвещение, 2014.
3. Моро М.И., Волкова С.И.Рабочая тетрадь в 2х частях. М. : Просвещение, 2014
4. Волкова С.И.Устные упражнения. М. : Просвещение, 2014
5.Волкова С.И.Контрольные работы. 14 классы М. : Просвещение, 20146. Официальный сайт УМК «Школа России»: http://schoolrussia.prosv.ru
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки
владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.В процессе обучения математике школьник
учится участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора
рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность.
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в
нарастании трудности учебного материала и создаёт хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой
математических знаний и умений, идейнонравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно
воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
• формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного
•
•
прогресса;
создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их
дальнейшего эффективного обучения;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической
деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества
мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
• формировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
• формировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
•
развивать математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение
начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную
заинтересованность в расширении математических знаний.
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса математики в 3 классе отводится 4 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
изучение программного материала отводится 136 часов.
В том числе:
– плановых контрольных и проверочных работ – 9 ч;
– административных контрольных работ – 4 ч.
– создание проектов – 2В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий и представлена в табличной
форме ниже.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3й класс
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Сложение и вычитание (продолжение)
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел в пределах 100
Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и
деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений.
Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от
изменения компонент. Дробные числа.
Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.
Числа от 1 до 1 000.
Нумерация
Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел.
Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание чисел
Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах
100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Умножение и деление чисел в пределах 1000
Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
умножение и деление на 100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы
деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».
Величины и их измерение.
Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени.
Календарь.
Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.
Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.
Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.
Текстовые задачи.
Решение простых и составных текстовых задач.
Элементы алгебры.Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с ± b ; а ∙ х = с ± b ; а : х = с ∙ b ит.д.
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи.
Итоговое повторение
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих
заниматься всесторонним формированием личности учащихся при изучении ими предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных
ориентиров.
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и
правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить
Отечеству.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
В ходе освоения предмета «Математика» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностными результатами изучения предметнометодического курса «Математика» в 3м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические
нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельносозданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делатьвыбор,
какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2ю линию развития – умение определять
своё отношение к миру
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в3м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебнонаучного текста.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1ю линию развития – умение объяснять
мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других:оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других:высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и
искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология
продуктивного чтения.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОКАНЧИВАЮЩИХ3 КЛАСС
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
Названия и последовательность чисел до 1000;
Названия компонентов и результатов умножения и деления;
Таблицу умножения однозначных числе и соответствующие случаи деления;
Правила порядка выполнения действий в выражениях в 2 3 действия.
Обучающиеся должны уметь: Читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
Выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
Выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
Выполнять проверку вычислений;
Вычислять значения числовых выражений, содержащих 23 действия;
Решать задачи в 13 действия;
Находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника, квадрата.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1 . Дополнительная литература.
1.Дмитриева О.И. и др. Поурочные разработки по математике: 3 класс. – М.: ВАКО, 2015.
2.Савинова С.В., Савинов В.А. Поурочные планы. Математика, 3 класс. – Волгоград, Учитель, 2014.
3.Асмолов, А. Г. Стандарты второго поколения. Формирование универсальных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий /
А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М.: Просвещение, 2013.
4.Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2014.
2. Интернетресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru
2. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12371
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1 september.ru
5. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru
6. Мультипортал. – Режим доступа: www.km.ru/education
3. Информационнокоммуникативные средства.
1. Обучающая программа «Приключения на планете чисел» (CD).
2. Большая электронная энциклопедия (CD).
3. Обучающая программа «Геометрические фигуры и их свойства» (CD).
4. Наглядные пособия.
Таблицы:
1. Математика.3 класс.2. Геометрический материал в начальной школе.
Раздаточный материал:
1. Вьетнамская игра «Танграм».
2. Геометрический материал.
5. Технические средства обучения.
1. DVDплеер (видеомагнитофон).
2. Телевизор.
3. Компьютер.
6. Учебнопрактическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Штатив для карт и таблиц.
3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
4. Шкаф для хранения карт.
5. Ящики для хранения таблиц.
7. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.