Муниципальное общеобразовательное учреждение Филипповская основная общеобразовательная школа
Утверждаю.
Приказ №____________
от «____»_______________2016 г.
Директор МОУ Филипповская оош
______________/И.А.Железнякова/
учебного курса «Музыка» начального общего образования
1 – 4 классы
Учитель: Миронова Татьяна
Александровна
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом требований примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Цель учебного предмета «Музыка» – воспитание всесторонне развитой, творческой и интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией, высокими духовно-нравственными качествами в процессе активной практико-ориентированной музыкально-исполнительской деятельности.
Цель и реализация содержания учебного предмета в процессе учебной деятельности обучающихся предполагают решение следующих задач:
- формирование устойчивого интереса и любви к музыкальному искусству;
- формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни и духовнонравственном развитии человека;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности в процессе освоения музыкальной культуры;
- формирование положительной мотивации к осознанному постижению мира музыки, готовности проявлять свои личностные качества в музыкальной деятельности;
- формированиеумений учебной деятельности: активное освоение учебных и творческих действий, навыков самоконтроля, элементов теоретического мышления, культуры поведения и речи;
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию и исполнению произведений музыкального искусства;
- формирование навыков восприятия музыкальной речи, накопление слухового опыта, развитие ассоциативно-образного мышления;
- овладение практическими умениями и навыками коллективной исполнительской деятельности (хоровой и инструментальной);
- развитие музыкальных способностей, создание условий для свободного самовыражения в любом виде творческой деятельности;
- приобретение базовых знаний по музыкальной грамоте, необходимых для осуществления различных видов музыкальной деятельности;
- воспитание музыкального вкуса; эмоционально-ценностного отношения к миру; нравственных эстетических и патриотических чувств: любви к человеку, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира. Нормативный срок освоения программы учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования составляет четыре года. Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебных недели, II – IV классы – не менее 34 учебных недель.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
1 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К окончанию 1 класса будут сформированы:
– восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера; – эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
– положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально - практической деятельности;
– основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
– уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям.
Учащиеся получат возможность научиться:
– исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.); – использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
– понимания значения музыкального искусства в жизни человека;
– начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
– первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально - исполнительской деятельности;
– эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД Учащиеся научатся:
– принимать учебную задачу;
– понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;
– осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;
– адекватно воспринимать предложения учителя.
Учащиеся получат возможность научиться:
– принимать музыкально - исполнительскую задачу и инструкцию учителя;
– воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;
– принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.
Познавательные УУД Учащиеся научатся:
– ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик);
– использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи («Музыкальный домик»);
– находить в музыкальном тексте разные части;
– понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями; – читать простое схематическое изображение.
Учащиеся получат возможность научиться:
– соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика);
– понимать запись, принятую в относительной сольмизации, включая ручные знаки; – пользоваться карточками ритма;
– строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; – соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
Коммуникативные УУД Учащиеся научатся:
– воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
– принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках; – понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);
– контролировать свои действия в коллективной работе.
Учащиеся получат возможность научиться:
– следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.
Предметные результаты Учащиеся научатся:
- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах. Слушание музыки Учащийся:
- Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
- Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
- Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
- Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики.
- Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования. Хоровое пение Учащийся:
- Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
- Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.
- Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения. Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле) Учащийся:
-Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
-Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле - дуэте, трио (простейшее двухтрехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.
Основы музыкальной грамоты.
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
- Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость. - Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.
- Лад: мажор и минор, тональность, тоника.
-Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот 1,2 октавы.
- Музыкальные жанры. Песня, танец, марш.
- Музыкальные жанры. Виды развития: повтор, контраст Учащиеся получат возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности.
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально творческую деятельность, музицировать.
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий.
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира -оказывать помощь в организации и проведении школьных мероприятий, собирать музыкальные коллекции.
2 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К окончанию 2 класса будут сформированы:
– эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения;
– образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России (гимн);
– интерес к различным видам музыкально - практической и творческой деятельности;
– первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений; – этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
– выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей. Учащиеся получат возможность для формирования:
– нравственно – эстетических переживаний музыки;
– восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера и
ненавязчивой морали русского народного творчества; – позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
– первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкально - исполнительской деятельности;
– представления о рациональной организации музыкальных занятий, гигиене голосового аппарата.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД Учащиеся научатся:
– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
– планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; – эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
– выполнять действия в устной форме;
– осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
– понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
– воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении; – выполнять действия в опоре на заданный ориентир; – выполнять действия в громкоречевой (устной) форме.
Познавательные УУД Учащиеся научатся:
– осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
– расширять свои представления о музыке (например, обращаясь к разделу «Рассказы о музыкальных инструментах»);
– ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
– использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в т.ч. карточки ритма;
– читать простое схематическое изображение; – различать условные обозначения;
– сравнивать разные части музыкального текста;
– соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями Учащиеся получат возможность научиться:
– осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Выясни у взрослых…»);
– работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
– соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);
– соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
– соотносить содержание схематических изображений с музыкальными впечатлениями; – строить рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки.
Коммуникативные УУД Учащиеся научатся:
– использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; – исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
– принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
– следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
– выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
– следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;
– понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их; – контролировать свои действия в коллективной работе;
– проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Предметные результаты по видам деятельности обучающихся Учащийся:
1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.
4. Имеет представления об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.
6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.
8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях. 9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики.
10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.
Хоровое пение Учащийся:
Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.
Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком.
Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.
Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле) Учащийся:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле - дуэте, трио (простейшее двухтрехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле. 4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе, тембровые возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты.
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
-Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость. -Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.
- Лад: мажор и минор, тональность, тоника.
- Метроритм. Длительности. Такт. Размер.
-Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот 1,2 октавы.
- Музыкальные жанры. Песня, танец, марш.
- Музыкальные жанры. Виды развития: повтор, контраст Учащиеся получат возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности.
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально творческую деятельность, музицировать.
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий.
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира -оказывать помощь в организации и проведении школьных мероприятий, собирать музыкальные коллекции.
3 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К окончанию 3 класса будут сформированы:
– эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
– позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально - творческой деятельности;
– образ Родины, представление о ее богатой истории, героях_защитниках, о культурном наследии России;
– устойчивое положительное отношение к урокам музыки;
-интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;
– основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;
– эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
– представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге. Учащиеся получат возможность для формирования:
– познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;
– нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов); – нравственно_эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;
– понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;
– представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД Учащиеся научатся:
– принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально исполнительскую, задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
– планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
– выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
– эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
– осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
– понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. Проектных и творческих; – выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
– воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Познавательные УУД Учащиеся научатся:
– осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
– самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
– передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
– использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
– выбирать способы решения исполнительской задачи;
– соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; – соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
– исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст.
Учащиеся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;
– соотносить различные произведения по настроению и форме;
– строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;
– пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольмизации;
– обобщать учебный материал;
– устанавливать аналогии;
– сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства
(литература, живопись);
– представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).
Коммуникативные УУД Учащиеся научатся:
– выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства
(монолог, диалог, письменно);
– выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
– понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
– проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
– контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
– понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
– понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми; – принимать мнение, отличное от своей точки зрения; – стремиться к пониманию позиции другого человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
– выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ);
– понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
– контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности; – продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;
– формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;
– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально - творческой деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Предметные результаты по видам деятельности учащихся Слушание музыки Учащийся:
1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.
4. Имеет представления об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.
6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм:
типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.
8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях. 9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики.
10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования. Хоровое пение Учащийся:
1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.
5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком.
6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.
7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле) Учащийся:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле - дуэте, трио (простейшее двухтрехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле. 4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе, тембровые возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты.
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
- Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость. - Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора - Лад: мажор и минор, тональность, тоника.
- Метроритм. Длительности. Такт. Размер.
-Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот 1,2 октавы.
- Музыкальные жанры. Песня, танец, марш.
- Музыкальные жанры. Виды развития: повтор, контраст Учащиеся получат возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности.
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально творческую деятельность, музицировать.
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий.
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира -оказывать помощь в организации и проведении школьных мероприятий, собирать музыкальные коллекции.
Учащиеся получат возможность научиться:
4 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К окончанию 4 класса будут сформированы:
– эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках;
–эстетические и ценностно - смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
– любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;
– учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально - практической и творческой деятельности; – знание основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни;
– основа для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство);
– навыки оценки и самооценки результатов музыкально - исполнительской и творческой деятельности;
– основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации культурного досуга.
Учащиеся получат возможность для формирования:
– устойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально - эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении;
– гражданской идентичности на основе личностного принятия культурных традиций, уважения к истории России;
– чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства; – толерантности на основе представлений об этнической самобытности музыкального искусства разных народов;
– представлений об эстетических идеалах человечества, духовных отечественных традициях; – способности видеть в людях лучшие качества;
– способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания и представления о музыке.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные УУД Учащиеся научатся:
– понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;
– планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно – исполнитель-
скими и учебными задачами;
– различать способ и результат собственных и коллективных действий;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
– вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки; – осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Учащиеся получат возможность научиться:
– воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения;
– высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства;
– принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках;
– действовать самостоятельно при разрешении проблемно - творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.
Познавательные УУД Учащиеся научатся:
– осуществлять поиск необходимой информациидля выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в т. ч. в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);
– использовать знаково-символические средства, в т. ч. схемы, для решения учебных
(музыкально - исполнительских) задач;
– воспринимать и анализировать тексты, в т. ч. нотные;
– строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
– устанавливать аналогии;
– представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов). Учащиеся получит возможность научиться:
– расширять свои представления о музыке и музыкантах, о современных событиях музыкальной культуры;
– фиксировать информацию о явлениях музыкальной культуры с помощью инструментов ИКТ;
– соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);
– строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно - музыкальной выразительности;
– произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости
от конкретных условий;
– строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные УУД Учащиеся научатся:
– выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;
– контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы; – продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в т. ч. в проектной деятельности;
– задавать вопросы;
– использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;
– стремиться к координации различных позицийвсотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа музыкального произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
– открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позиию и координировать ее с позицией партнеров;
– проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе импровизаций, хорового пения, коллективной творческой деятельности;
– участвовать в диалоге, в обсуждении различных явлений жизни и искусства;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Предметные результаты по видам деятельности обучающихся Слушание музыки Учащийся:
1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.
4. Имеет представления об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.
6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.
8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях. 9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики.
10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования. Хоровое пение Учащийся:
1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.
5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком.
6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.
7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле) Учащийся:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле - дуэте, трио (простейшее двухтрехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле. 4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе, тембровые возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты.
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
- Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость. - Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.
- Лад: мажор и минор, тональность, тоника.
- Метроритм. Длительности. Такт. Размер.
-Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот 1,2 октавы.
- Музыкальные жанры. Песня, танец, марш.
- Музыкальные жанры. Виды развития: повтор, контраст
Учащиеся получат возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности.
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально творческую деятельность, музицировать.
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий.
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира -оказывать помощь в организации и проведении школьных мероприятий, собирать музыкальные коллекции.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1. |
Мир музыкальных звуков Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота. Игра-драматизация «Угадайка». Основные виды деятельности Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем многообразии.Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.Пениепопевоки простых песен. |
3 |
2. |
Ритм – движение жизни Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки. Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Игра «Фотограф» Основные виды деятельности Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира.Ритмические игры.Игра в детском шумовом оркестре.Простые ритмические аккомпанементы к музыкальным произведениям. |
4 |
3. |
Мелодия – царица музыки Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в речи.Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. Выразительные свойства мелодии.Типы мелодического движения. Аккомпанемент. Игра-драматизация «Репка». Основные виды деятельности Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания.Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонацияответ.Освоение приемов игры мелодии на ксилофоне и металлофоне. Игра – драматизация «Репка» |
4 |
4. |
Музыкальные краски Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности.Понятие контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника. Игра-драматизация «Музыкальная кисть». Основные виды деятельности Слушание музыкальных произведений с контрастными образами, пьес различного ладового наклонения.Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку разного характера.Исполнение песен, написанных в разных ладах. Игры-драматизации. |
3 |
5. |
Музыкальные жанры: песня, танец, марш Формирование первичных аналитических навыков. Определение особенностейосновных жанров музыки: песня, танец, марш. Иградраматизация «Музыкальная сказка». Основные виды деятельности Слушание музыкальных произведений, имеющих ярковыраженную жанровую основу.Сочинение простыхинструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной, танцевальной и маршевой музыке.Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров.Двигательная импровизация. Игра-драматизация «Музыкальная сказка» |
6 |
6. |
Музыкальная азбука или где живут ноты Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано.Расположение нот первой октавы на нотоносце и |
5 |
|
клавиатуре.Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки (форте, пиано). Игра –драматизация «Слушай звуки». Основные виды деятельности Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала.Пение с применением ручных знаков.Пение простейших песен по нотам.Слушание музыкальных произведений с использованием элементарной графической записи. |
|
7. |
Я – артист Сольное и ансамблевое музицирование(вокальное и инструментальное). Творческое соревнование. Игр- драматизация «Корифей». Основные виды деятельности Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; пение с аккомпанементом шумового оркестра; ритмические эстафеты; соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков; ритмическое эхо, ритмические «диалоги». |
4 |
8. |
Музыкально-театрализованное представление Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в первом классе. Иградраматизация «В музыкальном театре». Основные виды деятельности Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Создание музыкально-театрального коллектива. |
4 |
Всего часов: |
33 |
2 класс
|
Тема |
Кол-во часов |
. |
Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструментысвирель, народные инструменты и песни народов ХМАО-Югра. Годовой круг календарных праздников Основные виды деятельности Музыкально-игровая деятельность: народные игры с музыкальным сопровождением. Исполнение закличек, потешек, игровых и хороводных песен. Инсценирование народных песен. Игра на народных инструментах, в основном на свирели, блокфлейте, ксилофонах, металлофонах, шумовых ударных. Ритмическая партитура. Исполнение произведений по ритмической партитуре. Свободноедирижирование ансамблем одноклассников. Слушание произведений в исполнении народных инструментов. |
5 |
. |
Широка страна моя родная Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня народов нашей страны. Гимн Российской Федерации. Гимн Югры. Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Многообразие музыкальных интонаций. Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов. Основные виды деятельности Разучивание и исполнение Гимна Российской Федерации. Исполнение гимна своей республики, города, школы. Слушание музыки отечественных композиторов. Элементарный анализ особенностей мелодии. Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен с несложным (поступенным) движением. Освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов. |
5 |
. |
Музыкальное время и его особенности Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт. Размер. Основные виды деятельности Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала: составление ритмических рисунков в объеме фраз и предложений, ритмизация стихов, простые ритмические каноны. Ритмические игры: ритмические «паззлы», ритмическая эстафета, ритмическое эхо. Игра в ансамбле элементарных инструментов, соло-тутти; чтение простейших ритмических партитур. Исполнение мелодий с опорой на нотную запись. Исполнение песен с разнообразным ритмическим рисунком. |
3 |
. |
Музыкальная грамота Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов. Основные виды деятельности Чтение нотной записи пройденных песен, выученных аккомпанементов (первая-вторая октавы). Игры и тесты на знание элементов музыкальной грамоты. Прослушивание и узнавание в пройденном вокальном и инструментальном музыкальном материале интервалов. Простое остинатное сопровождение к пройденным песням с использованием интервалов (терции, кварты, квинты, октавы) на элементарных музыкальных инструментах. Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков. Ознакомление с приемами игры на синтезаторе. Слушание двухголосных хоровых произведений. |
3 |
. |
«Музыкальный конструктор» Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке. Простые песенные формы (двухчастная и трехчастная формы). Вариации. Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое. Классические музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и др.). Основные виды деятельности Слушание музыкальных произведений в двухчастной, трехчастной и куплетной формах, форме вариаций. Игра на элементарных музыкальных инструментах произведений, написанных в простой двухчастной и простой трехчастной формах. Сочинение вариантов простейших мелодий по пройденным мелодическим моделям. |
4 |
. |
Жанровое разнообразие в музыке Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра). Балет, опера. Основные виды деятельности Слушание классических музыкальных произведений с определением их жанра. Сравнение жанров балета и оперы. Создание элементарных макетов декораций и афиш. Исполнение песен кантиленного, маршевого и танцевального характера. Сочинение пьес в разных жанрах для различных групп инструментов шумового оркестра. |
5 |
. |
Я – артист Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование. Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника |
5 |
|
Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников и другие), подготовка концертных программ. Основные виды деятельности Музыкальные викторины, командные соревнования. Исполнение песен, инструментальных произведений с использованием элементарных инструментов, народных инструментов, синтезатора. |
|
. |
Музыкально-театрализованное представление Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» во втором классе. Это представление произведенией: Основные виды деятельности Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок, разыгрывание сказок, фольклорных композиций. Совместная деятельность обучающихся, родителей, педагогов. |
4 |
|
Всего часов: |
34 |
3 класс
№
|
Тема |
Кол-во часов |
1. |
Музыкальный проект «Сочиняем сказку». Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческоисполнительской деятельности. Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов, родителей.Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения.Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом. Основные виды деятельности Обсуждение содержания проекта. Создание совместного проекта с участием обучающихся, педагогов, родителей – музыкальной сказки (сюжет, действующие лица, подбор музыкального материала, его разучивание и показ).Информационное сопровождение проекта (афиша, презентация). |
7 |
2. |
Широка страна моя родная Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде. Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. Элементы двухголосия. Основные виды деятельности Исполнение русских народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в национальных республиках России, песенa capella, канонов, элементовдвухголосия.Разыгрывание народных песен по ролям, игрыдраматизации. Исполнение песен в сопровождении народныхинструментов. Слушание песен народов России в исполнении фольклорных ансамблей. |
4 |
3. |
Хоровая планета Хоровая музыка, хоровые коллективыи их виды (смешанные, женские, мужские, детские).Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительской культуры. Основные виды деятельности Слушание произведений в исполнении хоровых коллективов: Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. Александрова, Государственного академического русского народного хора;Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения и др.Исполнение хоровых произведений классической и современной музыки с элементами двухголосия. |
4 |
4. |
Мир оркестра Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта: |
5 |
|
концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра. Основные виды деятельности Музыкальная викторина «Угадай инструмент».Слушание фрагментов произведений мировой музыкальной классики с яркой оркестровкой в исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей, исполнительских коллективов. Исполнение инструментальных миниатюр «соло-тутти» оркестром элементарных инструментов. Исполнение песен в сопровождении оркестра элементарного музицирования. |
|
5. |
Музыкальная грамота Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Основные виды деятельности Применение знаний основ музыкальной грамоты в исполнительской деятельности: чтении нот, подборе, сочинении, разучивании хоровых и оркестровых партий по нотам, исполнении оркестровых партитур различных составов. Исполнение двигательных, ритмических и мелодических канонов.Инструментальное сопровождение к пройденным песням с использованием изученных интервалов и трезвучий. Пение мелодических интервалов и трезвучий с использованием ручных знаков. Слушание многоголосных хоровых произведений. |
3 |
6. |
Формы и жанры в музыке Простые двухчастная и трехчастнаяформы, вариации на новом музыкальном материале. Форма рондо. Основные виды деятельности Слушание произведений, написанных в различных формах и жанрах.Активное слушание с элементами пластического интонирования пьессценок, пьес-портретов и др. Формы рондо и вариаций в музыкальноритмических играх и упражнениях. Исполнение хоровых произведений в форме рондо. Сочинение и исполнение на элементарных инструментах пьес в различных формах и жанрах. |
3 |
7. |
Я – артист Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование. Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников и другие), подготовка концертных программ. Основные виды деятельности Музыкальные викторины, командные соревнования. Исполнение песен, инструментальных произведений с использованием элементарных инструментов, народных инструментов, синтезатора,«концертных» форм – «соревнование» солиста и оркестра. |
4 |
8. |
Музыкально-театрализованное представление Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в третьем классе. Основные виды деятельности Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок, музыкально-драматических композиций (например, «Моя Родина», «Широка страна моя родная», «Сказка в музыке», «Наша школьная планета», «Мир природы» и другие). Совместная деятельность обучающихся, педагогов, родителей. |
4 |
Всего часов: |
34 |
4 класс
№ |
Тема |
Кол-во |
|
|
часов |
1. |
Песни народов мира Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира. Основные виды деятельности Слушание и исполнение песен народов мира с более сложным ритмическим рисунком (синкопа, пунктирный ритм). Исполнение песен с различными типами движения. |
3 |
2. |
Музыкальная грамота Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности. Основные виды деятельности Применение знаний основ музыкальной грамоты в исполнительской деятельности: чтение нот хоровых и оркестровых партий, подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен; сочинение ритмических рисунков в форме рондо,в двухчастной и трехчастной формах. Аккомпанирование интервалами и трезвучиями (в партиях металлофона, ксилофона, синтезатора).Импровизация с применением интервалов и трезвучий. Вокальное и инструментальное исполнение ритмических и мелодических канонов. |
2 |
3. |
Оркестровая музыка Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый. Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура. Синтезатор как инструмент-оркестр. Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности. Основные виды деятельности Слушание и сравнение оркестровых особенностей произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров; песен военных лет в исполнении духовых оркестров, лирических песен в исполнении народных оркестров и др. Слушаниеи анализ произведений для баяна, домры, балалайки и других инструментов.Игра оркестровых партитур с самостоятельными по ритмическому рисунку партиями.Игра в ансамблях различного состава; разучивание простых ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских групп. |
5 |
4. |
Музыкально-сценические жанры Балет, опера, мюзикл.Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений. Основные виды деятельности Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов.Анализ структурных и жанровых особенностей музыкальносценических жанров. Драматизация отдельных фрагментов музыкальносценических произведений. |
5 |
5. |
Музыка кино Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам.Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам. Основные виды деятельности Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Анализ эмоционально-образного содержания музыкального сопровождения. Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов.Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных кинофильмов и мультфильмов. |
6 |
6. |
Учимся, играя |
2 |
|
Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения программы по учебному предмету «Музыка». Основные виды деятельности Проверка в игровой форме следующих результатов подготовки обучающихся:умения ориентироваться в простом музыкальном тексте;сформированности знаний о музыкальных понятиях и терминах; накопленных музыкальных впечатлениях;начальных творческих навыках: импровизации на основе заданных звуковых моделей, подбора по слуху простых музыкальных построений. Исполнение изученных песен в форме командного соревнования. |
|
7. |
Я – артист Сольное, ансамблевое и хоровоемузицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование. Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников и другие), подготовка концертных программ. Основные виды деятельности Музыкальные викторины, командные соревнования. Исполнение песен, инструментальных произведений с использованием элементарных инструментов, народных инструментов, синтезатора,«концертных» форм – «соревнование» солиста и оркестра. |
5 |
8. |
Музыкально-театрализованное представление Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы по учебному предмету «Музыка». Основные виды деятельности Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок, музыкально-драматических композицийпо мотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты.Совместная деятельность обучающихся, педагогов, родителей. |
6 |
Всего часов: |
34 |
№ урока |
Тема урока (содержание обучения) |
Содержание обучения по видам деятельности |
Дата |
|
план |
факт |
|||
|
|
Мир музыкальных звуков – 3 часа |
|
|
1(1) |
Классификация музыкальных звуков: шумовые и музыкальные |
Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем многообразии. Звуки окружающего мира; звуки шумовые и музыкальные. Прослушивание фрагментов музыкальных произведений с имитацией звуков окружающего мира. Разучивание попевок и простых народных песенок. Формирование правильной певческой установки и певческого дыхания. |
|
|
2 (2) |
Свойства музыкального звука: тембр, высота. |
Свойства музыкального звука: тембр, высота. Знакомство со звучанием музыкальных инструментов разной высоты и тембровой окраски (просмотр фрагментов видеозаписей исполнения на различных инструментах). Первые опыты игры детей на инструментах, различных по способам звукоизвлечения, тембрам. Разучивание попевок, простых народных песенок и обработок народных песен, зарубежных песен. Формирование правильной певческой установки и певческого дыхания. |
|
|
3 (3) |
Свойства музыкального звука: длительность, громкость. |
Свойства музыкального звука: длительность, громкость. Разучивание песен из мультфильмов, детских кинофильмов, песен к праздникам. Формирование правильной певческой установки и певческого дыхания. |
|
|
|
|
Ритм – движение жизни – 4 часа |
|
|
4 (1) |
Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. |
Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира. Ритмические игры. «Звучащие жесты» («инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки, притопы и др. Простые ритмические аккомпанементы к музыкальным произведениям. Игра в детском шумовом оркестре: ложки, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики и др. |
|
|
5 (2) |
Короткие и длинные звуки. Длительность нот. |
Осознание коротких и длинных звуков в ритмических играх: слоговая система озвучивания длительностей и их графическое изображение.
|
|
|
6 (3) |
Ритмический рисунок. |
Ритмоинтонирование слов, стихов; ритмические «паззлы». Простые ритмические аккомпанементы к инструментальным пьесам (Д.Д. Шостакович «Шарманка», «Марш»; М.И. Глинка «Полька», П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома» и др.). Чередование коротких и длинных звуков; формирование устойчивой способности к равномерной пульсации; |
|
|
7 (4) |
Акцент в музыке: сильная и слабая доля. |
Простые ритмические аккомпанементы к инструментальным пьесам (Д.Д. Шостакович «Шарманка», «Марш»; М.И. Глинка «Полька», П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома» и др.), формирование ощущения сильной доли; чередование сильных и слабых долей. Использование «звучащих жестов» в качестве аккомпанемента к стихотворным текстам и музыкальным пьесам. Простые ритмические аккомпанементы к пройденным песням. |
|
|
|
|
Я – артист – 4 часа |
|
8 (1) |
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование. |
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях. Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги». Развитие навыка импровизации, импровизация на элементарных музыкальных инструментах с использованием пройденных ритмоформул; импровизация-вопрос, импровизация-ответ; соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков. |
|
|
Мелодия – царица музыки – 4 часа |
||||
9 (1) |
Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в речи. |
Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания. (Г. Свиридов «Ласковая просьба», Р. Шуман «Первая утрата») Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонация-ответ |
|
|
10 (2) |
Интонация в музыке и в речи. Интонация как основа эмоционально – образной природы музыки. |
Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания. (Л. Бетховен Симфония № 5 (начало), В.А. Моцарт Симфония № 40 (начало). Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонация-ответ. Интонации музыкальноречевые: музыкальные игры «вопрос-ответ», «поставь точку в конце музыкального предложения» (А.Н. Пахмутова «Кто пасется на лугу?»).
|
|
|
11 (3) |
Выразительные свойства мелодии. |
Разучивание и исполнение песен с поступенным движением, повторяющимися интонациями. Пение по «лесенке»; пение с применением ручных знаков. Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонация-ответ. Интонации музыкальноречевые: музыкальные игры «вопрос-ответ», «поставь точку в конце музыкального предложения».
|
|
|
12 (4) |
Типы мелодического движения. Аккомпанемент. |
Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания. Освоение приемов игры мелодии на ксилофоне и металлофоне. Ознакомление с приемами игры на ксилофоне и металлофоне. Исполнение элементарных мелодий на ксилофоне и металлофоне с простым ритмическим аккомпанементом. |
|
|
Музыкальные краски - 3 часа |
||||
13 (1) |
Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. |
Слушание музыкальных произведений с контрастными образами, пьес различного ладового наклонения. Пьесы различного образно-эмоционального содержания. (П.И. Чайковский «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Новая кукла»); Р. Шуман «Альбом для юношества» («Дед Мороз», «Веселый крестьянин»). |
|
|
14 (2) |
Понятие контраста в музыке. |
Слушание музыкальных произведений с контрастными образами, пьес различного ладового наклонения. Контрастные образы внутри одного произведения. (Л. Бетховен «Весело-грустно») Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку разного характера. «Создаем образ»: пластическое интонирование музыкального образа с применением «звучащих жестов»; двигательная импровизация под музыку контрастного характера. |
|
|
15 (3) |
Лад. Мажор и минор. Тоника. |
Слушание музыкальных произведений с контрастными образами, пьес различного ладового наклонения. Исполнение песен, написанных в разных ладах. Формирование ладового чувства в хоровом пении: |
|
|
|
|
мажорные и минорные краски в создании песенных образов. Разучивание и исполнение песен контрастного характера в разных ладах. Игры-драматизации. Театрализация небольших инструментальных пьес контрастного ладового характера. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа. |
|
|
Я – артист – 4 часа |
||||
16 (2) |
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование. |
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях. Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги». Развитие навыка импровизации, импровизация на элементарных музыкальных инструментах с использованием пройденных ритмоформул; импровизация-вопрос, импровизация-ответ; соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков. |
|
|
Музыкальные жанры: песня, танец, марш - 6 часов |
||||
17 (1) |
Формирование первичных аналитических навыков. Определение особенностей основных жанров музыки: песня. |
Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Песня в музыкальном материале для прослушивания и пения (в том числе, на основе пройденного материала): восприятие и анализ особенностей жанра. Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной музыке. Песня в музыкальном материале для инструментального музицирования: подбор инструментов и сочинение простых вариантов аккомпанемента к произведениям разных жанров. Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров. Двигательная импровизация. Формирование навыков публичного исполнения на основе пройденного хоровой и инструментальной музыки разных жанров. Первые опыты концертных выступлений в тематических мероприятиях.
|
|
|
18 (2) |
Особенности музыкального жанра песня. |
Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Песня в музыкальном материале для прослушивания и пения (в том числе, на основе пройденного материала): восприятие и анализ особенностей жанра. Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной музыке. Песня в музыкальном материале для инструментального музицирования: подбор инструментов и сочинение простых вариантов аккомпанемента к произведениям разных жанров. Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров. Двигательная импровизация. Формирование навыков публичного исполнения на основе пройденного хоровой и инструментальной музыки разных жанров. Первые опыты концертных выступлений в тематических мероприятиях.
|
|
|
19(3) |
Формирование особенностей музыки: танец. |
первичных аналитических навыков. Определение основных жанров |
Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Танец в музыкальном материале для прослушивания и пения (в том числе, на основе пройденного материала): восприятие и анализ особенностей жанра. Двигательная импровизация под музыку с использованием простых танцевальных движений. Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к танцевальной музыке. Танец в музыкальном материале для инструментального музицирования: подбор инструментов и сочинение простых вариантов аккомпанемента к произведениям разных жанров. Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров. Двигательная импровизация. Формирование навыков публичного исполнения на основе пройденного хоровой и инструментальной музыки разных жанров. Первые опыты концертных выступлений в тематических мероприятиях. |
|
|
20 (4) |
Особенности танец. |
музыкального жанра |
Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Танец в музыкальном материале для прослушивания и пения (в том числе, на основе пройденного материала): восприятие и анализ особенностей жанра. Двигательная импровизация под музыку с использованием простых танцевальных движений. Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к танцевальной музыке. Танец в музыкальном материале для инструментального музицирования: подбор инструментов и сочинение простых вариантов аккомпанемента к произведениям разных жанров. Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров. Двигательная импровизация. Формирование навыков публичного исполнения на основе пройденного хоровой и инструментальной музыки разных жанров. Первые опыты концертных выступлений в тематических мероприятиях |
|
|
21 (5) |
Формирование первичных аналитических навыков. Определение особенностей основных жанров музыки: марш. |
Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Марш в музыкальном материале для прослушивания и пения (в том числе, на основе пройденного материала): восприятие и анализ особенностей жанра. Двигательная импровизация под музыку с использованием простых танцевальных и маршевых движений. Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной, танцевальной и маршевой музыке. Марш в музыкальном материале для инструментального музицирования: подбор инструментов и сочинение простых вариантов аккомпанемента к произведениям разных жанров. Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров. Двигательная импровизация. Формирование навыков публичного исполнения на основе пройденного хоровой и инструментальной музыки разных жанров. Первые опыты концертных выступлений в тематических мероприятиях. |
|
|
|
22 (6) |
Особенности музыкального жанра марш. |
Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Марш в музыкальном материале для прослушивания и пения (в том числе, на основе пройденного материала): восприятие и анализ особенностей жанра. Двигательная импровизация под музыку с использованием простых танцевальных и маршевых движений. Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной, танцевальной и маршевой музыке. Марш в музыкальном материале для инструментального музицирования: подбор инструментов и сочинение простых вариантов аккомпанемента к произведениям разных жанров. Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров. Двигательная импровизация. Формирование навыков публичного исполнения на основе пройденного хоровой и инструментальной музыки разных жанров. Первые опыты концертных выступлений в тематических мероприятиях. |
|
|
|
|
Музыкальная азбука или где живут ноты - 5 часов |
||
23 (1) |
Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. |
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Слушание музыкальных произведений с использованием элементарной графической записи. Развитие слухового внимания: определение динамики и динамических оттенков. |
|
|
24 (2) |
Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. |
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Освоение в игровой деятельности элементов музыкальной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, диез, бемоль. Слушание музыкальных произведений с использованием элементарной графической записи. Развитие слухового внимания: определение динамики и динамических оттенков. |
|
|
25(3) |
Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано |
Знакомство с фортепианной клавиатурой (возможно на основе клавиатуры синтезатора). Установление зрительно-слуховой и двигательной связи между нотами, клавишами, звуками; логика расположения клавиш: высокий, средний, низкий регистры; поступенное движение в диапазоне октавы. Развитие слухового внимания: определение динамики и динамических оттенков. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые навыки игры по нотам. |
|
|
26 (4) |
Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. |
Освоение в игровой деятельности элементов музыкальной грамоты: расположение нот первой октавы на нотоносце. Слушание музыкальных произведений с использованием элементарной графической записи. Развитие слухового внимания: определение динамики и динамических оттенков. Пение с применением ручных знаков. Пение простейших песен по нотам. Разучивание и исполнение песен с применением ручных знаков. Пение разученных ранее песен по нотам. |
|
|
27 (5) |
Формирование зрительно – слуховой связи: ноты – клавиши – звуки. Динамические оттенки: форте, пиано. |
Установление зрительно-слуховой и двигательной связи между нотами, клавишами, звуками; логика расположения клавиш: высокий, средний, низкий регистры; поступенное движение в диапазоне октавы. Слушание музыкальных произведений с использованием элементарной графической записи. Развитие слухового внимания: определение динамики и динамических оттенков. Установление зрительнослуховых ассоциаций в процессе прослушивания музыкальных произведений с характерным мелодическим рисунком (восходящее и нисходящее движение мелодии) и отражение их в элементарной графической записи (с использованием знаков – линии, стрелки и т.д.). Пение разученных ранее песен по нотам. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые навыки игры по нотам. |
|
|
|
|
Я – артист – 4 часа |
||
28 (3) |
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование. |
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях. Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги». Развитие навыка импровизации, импровизация на элементарных музыкальных инструментах с использованием пройденных ритмоформул; импровизация-вопрос, импровизация-ответ; соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков. |
|
|
|
|
Музыкально – театрализованное представление – 4 часа |
||
29 (1) |
Подготовка учащихся к музыкально – театрализованному представлению. |
Подготовка к музыкально-театрализованного представлению. Разработка сценариев музыкальнотеатральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала.. Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д. |
|
|
30 (2) |
Подготовка учащихся к музыкально – театрализованному представлению. |
Подготовка к музыкально-театрализованного представлению. Подготовка и разыгрывание сказок, театрализация песен. Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д. |
|
|
31 (3) |
Подготовка учащихся и их родителей к музыкально – театрализованному представлению. |
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Подготовка и разыгрывание сказок, театрализация песен. Участие родителей в музыкальнотеатрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкальноинструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкальнотеатрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д. |
|
|
32 (4) |
Музыкально – театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в 1 классе |
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в проведении музыкально-театрализованного представления. |
|
|
|
|
Я – артист – 4 часа |
||
33 (4) |
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование. |
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях. Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги». Развитие навыка импровизации, импровизация на элементарных музыкальных инструментах с использованием пройденных ритмоформул; импровизация-вопрос, импровизация-ответ; соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.