Рабочая программа по ОБЖ - 7 кл.

  • Образовательные программы
  • docx
  • 20.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов: 1. Закон Министерства образования и науки Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012. №273; 2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089; 3. Примерная программа основного общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса и авторской программы (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2012);
Иконка файла материала обж 7 кл моя.docx
Ростовская область, Белокалитвинский район, п. Виноградный Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15.                                                                                                                                «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №15 Приказ от _01.09.2016г.№___ _ __________/Ермакова Е.А./                                                                                                         по     ОБЖ. Уровень общего образования (класс)    основное общее­   7 РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА Количество часов   ­18 часов.                   Учитель                                  Просвирина Н.А  Программа разработана на основе: 1.   ­  Примерной  программы основного общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»  для 6 класса и авторской  программы (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев),  М.: Просвещение, 2012);   п. Виноградный 2016­2017 уч. год.1.Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на  основе следующих документов: 2.   Закон Министерства образования и науки Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012. №273; 3.   Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089; 4.   Примерная программа основного общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»  для 6 класса и авторской программы  (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных  учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2012); 5.   Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях,  реализующих программы общего образования  в 2016 –2017 учебном году; 6.   Образовательная программа  МБОУ СОШ №15; 7.   Учебный план  школы   на 2016­2017 учебный год. 8. Расписание уроков. 9. Календарный график работы школы на 2016­2017учебный год. Рабочая программа имеет цели: Усвоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства, о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, о здоровом образе жизни, об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях, о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного,  техногенного и социального характера; Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в  области безопасности жизнедеятельности; Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; Развитие умений: предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из  различных источников,принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих  возможностей. Изучение тематики  программы направлено на решение следующих задач: формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества; выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им; формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие  способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей. 2.Общая характеристика курса. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства. Подготовка  подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков  современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического  поведения.  Концепция   (основная идея) программы – программа курса включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых составляет область знаний,    охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности»  предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека,  осознающей их   исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества. Обоснованность (актуальность, новизна и значимость) – изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в основной школе обусловлена  необходимостью выполнения социального заказа. В последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению случаев возникновения чрезвычайных ситуаций  природного, техногенного, социального и бытового характера, опасных для человека.  К природным чрезвычайным ситуациям относятся стихийные бедствия (ураганы, штормы, сели, землетрясения, извержения вулканов и проч.); к техногенным —  аварии или опасные техногенные происшествия; к социальным — экстраординарные ситуации, связанные с террористической угрозой, асоциальным поведением  людей; к бытовым — ситуации, вызванные нарушением правил техники безопасности в быту (пожары, замыкания в электросети, утечка газа, воды); к дорожным —  ситуации, связанные с поведением на дороге, в транспорте. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами  безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные  интересы с интересами общества.В результате обучения в 7 классе учащиеся должны знать/понимать: ­потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и  правила личной безопасности; ­основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; ­законодательную и нормативно­правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних  угроз и по организации борьбы с терроризмом; ­наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию; ­основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления; ­правила поведения при угрозе террористического акта; ­государственную политику противодействия наркотикам; ­  основные меры по профилактике наркомании. Учащийся  должен уметь: ­предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; ­принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; ­действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; ­пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; ­оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях. Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ­обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; ­активного отдыха в природных условиях; ­оказания первой медицинской помощи пострадавшим; ­соблюдения норм здорового образа жизни. Особенности организации учебного процесса по ОБЖ Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение  на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения. Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с  реальной действительностью. Основные методы обучения­ наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся, интерактивное обучение – обучение, основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод  научных исследований и т.д.) 3. Место предмета в учебном плане.На изучение учебного предмета «ОБЖ» в 7 классе выделено   0,5 часа в неделю.   В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ №15  г. Белая Калитва на 2016­2017 учебный год, а также с государственными праздниками, данная программа реализуется за    18 часов и во втором  полугодии. Из общего количества часов, отведенных на изучение курса ОБЖ в 7 классе, было сокращено количество часов за счет уплотнения и  блоковой подачи учебного материала по теме "Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. Основы здорового  образа жизни". МОДУЛЬ I Основы безопасности личности, общества и государства 4. Содержание учебного курса. РАЗДЕЛ I. Основы комплексной безопасности Тема 1.  Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера  Различные природные явления и причины их возникновения, Общая характеристика природных явлений, Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие  понятия и определения Тема 2.  Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия Землетрясение. Причины возникновения землятресения и его возможные последствия Правила безопасного поведения населения при землетрясении Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле Обвалы и снежные лавины Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия Смерчи Тема 4.  Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия Наводнения. Виды наводнений и их причины Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения Сели и их характеристика Цунами и их характеристика Тема 5.  Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствияЛесные и торфяные пожары и их характеристика Эпидемии Эпизоотии и эпифитотии РАЗДЕЛ II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций Тема 2.Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения Защита населения от последствий землетрясений Последствия извержения вулканов. Защита населения Оползни, их последствия, защита населения Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения Защита населения от последствий ураганов и бурь Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения Защита населения от последствий наводнений Защита населения от последствий селевых потоков Защита населения от цунами Тема 5.Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения МОДУЛЬ II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни РАЗДЕЛ III Основы здорового образа жизни Тема 6. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека  Психологическая уравновешенность Стресс и его влияние на человека Анатомо­физиологические особенности человека в подростковом возрастеФормирование личности подростка при его взаимоотношении со взрослыми Формирование личности подростка при его взаимоотношении со сверстниками Формирование личности подростка при его взаимоотношении со сверстниками противоположного пола Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних РАЗДЕЛ IV Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Тема 7.  Первая медицинская помощь при неотложных состояниях Общие правила оказания первой медицинской помощи Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах Общие правила транспортировки пострадавшего №  разде ла и  темы Наименование  разделов и тем 5. Тематический  план. Содержание тем. I. Виды деятельности уч­ся.   БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ОПАСНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения 1 Общие понятия об  опасных и  чрезвычайных  ситуациях природного  характера Различают природные явления,  которые оказывают влияние на  безопасность жизнедеятельности  человека Характеризуют и анализируют  основные природные явления  геологического, метеорологического,  гидрологического и биологическогоII. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА 2 Чрезвычайные  ситуации  геологического  происхождения Геологические процессы, происходящие в литосфере земли, в результате которых  возникают землетрясения.  Комплекс мероприятий. Проводимых по защите населения от последствий   землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС Прогнозирование землетрясений. Общие меры безопасности для населения, проживающего в сейсмоопасных районах. Правила поведения во вре Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов  на Земле. Вулканы, места их образования. Причины образования вулканов. Типы  вулканов: действующие, дремлющие и потухшие вулканы. Предвестники  образования вулканов Последствия извержения вулканов. Защита населения.  происхождения. Объясняют понятия опасной и  чрезвычайной ситуаций. Анализируют,  в чём их сходство и различия Характеризуют чрезвычайные  ситуации геологического  происхождения (землетрясения,  извержения вулканов, оползни и  обвалы). Объясняют причины  возникновения чрезвычайных  ситуаций геологического  происхождения. Моделируют  выполнение правил безопасного  поведения при чрезвычайных  ситуациях геологического  происхождения, характерных для ре­ гиона проживания учащихся. Характеризуют основные  мероприятия, проводимые в  Российской Федерации, по защите на­ селения от чрезвычайных ситуаций  природного характера. Объясняют правила оповещения и  эвакуации населения в условиях  чрезвычайных ситуаций природного  характера. Моделируют действия населения по  сигналам оповещения о чрезвычайных  ситуациях природного характера.3 4 Чрезвычайные  ситуации  метеорологического  происхождения Чрезвычайные  ситуации  гидрологического  происхождения Ураганы и бури, причина их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их   строение, скорость перемещения, циклоны ­ причина возникновения ураганов и  бурь. Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра, воздействия ветра на  окружающую среду   возможные последствия. Смерч, основные понятия  и определения. Характеристика смерча, разрушительная  сила смерча и его возможные последствия. Характеризуют чрезвычайные ситуации  метеорологического происхождения  (ураганы, бури, смерчи) Объясняют причины возникновения  чрезвычайных ситуаций  метеорологического происхождения Анализируют причины возникновения  землетрясений, наводнений, оползней,  обвалов, ураганов, бурь, цунами,  селей Наводнения. Виды наводнений и их причина.  Основные мероприятия, проводимые  по защите населения от последствий  наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений,  оповещения населения,  организация эвакуации и спасательных работ, подготовка  населения к действиям при угрозе и во время наводнения. Сели и их характеристика, причина возникновения селей.  Защита населения от селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в  селеопасных районах Объясняют и характеризуют причины  возникновения чрезвычайных  ситуаций гидрологического  происхождения (наводнения, сели,  цунами, снежные лавины) Моделируют в паре выполнение  правил безопасного поведения при  чрезвычайных ситуациях  гидрологического происхождения,  характерных для региона проживания  учащихся. Выписывают в дневник  безопасности рекомендации  специалистов МЧС России по  правилам поведения во время  наводнения и других чрезвычайных  ситуаций природного характера.  Записывают в дневнике безопасности  порядок своего поведения при угрозе  возникновения селя в нескольких  ситуациях (во время нахождения впомещении, в горах и т. д.). Составляют план личной безопасности при воз­ никновении цунами с учётом  характеристик этого явления. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ III. Здоровый образ жизни  и его значение для  гармоничного развития человека Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы  здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества,  необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности.  Общие понятия и определения стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияния стресс на состояния здоровья челов Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и девочек.ека Первая медицинская  помощь и правила ее  оказания  (практические  занятия) Общие понятия и определения ПМП. Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении. 6 7 Характеризуют общие понятия о  стрессе и психологической  уравновешенности в системе здоровья. Анализируют состояние своего  здоровья. Описывают особенности  физического, психического и  социального развития человека.  Вырабатывают индивидуальную  систему здорового образа жизни Характеризуют общие правила  оказания первой помощи Отрабатывают в паре приёмы оказания  первой помощи при наружном  кровотечении, при ушибах и  переломах. Отрабатывают втроём (впятером)  правила транспортировки  пострадавшего. По итогам изучения  раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» пишут  реферат на одну из тем, предложенных в учебнике Всего часов: 18 часов.а т а Д пф а к о р у №   Тема урока   , п и Т                                                                                           а к о р у   а м р о ф 6.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.  Требования к результату. Содержание учебного  материала Знания Умения Раздел 1 а м е Т                                                               . я л о р т н о к Виды учебной  деятельности. Домашнее задание Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях(1ч)1. 2 Опасные и  чрезвычайные  ситуации.  Общие понятия  Землетрясение.  Причина  возникновения  землетрясения и его  возможные  последствия Защита  населения от  последствий  землетрясений Правила  безопасного  поведения  населения  при  землетрясении.   , М Н И я и ц к е Л . М Н И                                                                                                                                                     я и ц к е л Приводить  примеры  различных ЧС   й № о н д 1 о х В   Чрезвычайные ситуации природного характера  Опасные и  чрезвычайные ситуации. Общие понятия и  определения. Опасная  ситуация,  чрезвычайная  ситуация. Ч.С. геологического происхождения. (4 ч. ) Геологические  процессы,  происходящие в  литосфере земли, в  результате которых  возникают  землетрясения.  Комплекс  мероприятий.  Проводимых по защите  населения от  последствий   землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС  Прогнозирование  землетрясений.   механизм  возникновения,  причины  землетрясений,  классификация  землетрясений. Сейсмически  активные  районы, очаг,  эпицентр,  магнитуда и  интенсивность  землетрясений,  шкала Рихтера. Общие меры  безопасности для  Основные  Приводить  примеры  наиболее  разрушительных  разрушений. Показывать на  карте наиболее  сейсмоактивные  районы нашей  страны Способы  оповещения о  землетрясении,   правила  безопасного  поведения  Различают  природные явления, которые оказывают  влияние на  Стр.9­15, Вопросы на ср 15 П..4.1,4. 2 вопр.1 П.4.4, 4.5 Вопр.4 Зад.3 П.4.6 Зад 1,4  Характеризуют  чрезвычайные  ситуации геологи­ ческого  происхождения  (землетрясения,  извержения  вулканов, оползни и обвалы). Объясняют причины  возникновения  чрезвычайных  ситуаций  геологического  происхождения.   ь л о р т н о к   с о р п о й ы н т с У                                                                                                                           т с е Т3.      4. 5 Вулканы,  извержение  вулканов,  расположение  вулканов на  Земле. Последствия  извержения  вулканов.  Защита  населения. Оползни, их  последствия,   защита  населения. Обвалы и  снежные  лавины, их  причины и  последствия. и ц к е л     , М Н И я Вулканы, извержение  вулканов,  расположение вулканов на Земле. Вулканы,  места их образования.  Причины образования  вулканов. Типы  вулканов:  действующие,  дремлющие и потухшие вулканы. Предвестники образования вулканов   , . М Н И я и ц к е л Оползни. Причина их  возникновения,  классификация,  последствия.  Организация защиты  населения от  последствий  обвалов  и снежных лавин. Вулканы, места  их образования. Причины  образования  вулканов. Типы  вулканов:  действующие,  дремлющие и  потухшие  вулканы. Лавовые  потоки,   оползни Обвал, снежная  лавина  Показывать на  карте   действующие и  потухшие  вулканы.  Объяснять  причину  возникновения  вулканов Организация  защиты  населения от  Называть  рекомендации  населению по  действиям при  Правила  безопасного  поведения при  обвалах и  схода  снежных лавинах ЧС метеорологического происхождения.(1 ч.) Конспект (тема  №7) Конспект (тема  №8)  Моделируют  выполнение правил  безопасного  поведения при  чрезвычайных  ситуациях геоло­ гического  происхождения,  характерных для  региона проживания учащихся   П.6.1. 61.3.,    т н а т к и д й ы н р а в о л С т с е т       й ы н т с У   а  Моделируют  П.6.2 .вопр.1 с о р т п о о б а р   я а н ь л о р т н о К выполнение правил  безопасного  поведения при  чрезвычайных  ситуациях геоло­ гического  происхождения,я Ураганы и бури,    6 Ураганы и бури, причина их  возникновения,  возможные  последствия Защита  населения от  последствий  ураганов и бурь  Смерчи Опасные  ветровые  метеорологичес кие явления,  понятие ураган,  буря,  смерч,  ветер.   с о р п о й ы н т с У т е ч а з № 2 Уметь  рассказывать о  классификации,  приводить  примеры торнадо Приводить  примеры  ураганов, бурь,  смерчей, их  география Правила  поведения при  угрозе и во  время смерча Характеризуют   чрезвычайные ситуации   метеоро­ логического происхождения (ураганы, смерчи) бури,   Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения П.3.1, Вопр.1 П.3.2, Зад 1. Вопр.2 Конспект (тема  №13) и ц к е л   , . М Н И                                                                                                                               причина их  возникновения,  возможные  последствия. Циклоны,  их  строение, скорость  перемещения, циклоны  ­ причина  возникновения ураганов и бурь. Последствия  ураганов и бурь.  Характеристика  разрушительной силы  ураганов и бурь. Шкала Бофорта,  определяющая силу  ветра, воздействия  ветра на окружающую  Чрезвычайные ситуации  гидрологического происхождения(5 ч)     7. 8. Наводнения.  Виды  наводнений и их причина. Наводнения. Виды  наводнений и их  причина.  Наводнения,  классификация, половодье,  паводок, затор Называть  опасности  наводнения,  вызванные  Сели и их  последствия Сели и их  характеристика,    й № ы н т 3 с У с о р п о  Объясняют и  характеризуют причины  возникновения  чрезвычайных ситуаций   Моделируют в паре  выполнение правил без­ опасного поведения при  П.2.4, Вопр.2­3 П.2.5, Стр.76­90Защита  населения от  селевых  потоков    9. Цунами и их  характеристика Защита  населения от  цунами я причина возникновения  и ц к е л ,   ,   М Н И селей.  Защита населения от  селевых потоков.  Рекомендации  населению,  проживающему в  селеопасных районах Общая характеристика  цунами, причина их  возникновения,  возможные  последствия.  Организация защиты  населения от  последствий цунами.  Подготовка населения  к безопасному  поведению при угрозе  возникновения цунами,  во время цунами и  Основные места возникновения  селей Называть  классификацию  селей. Способы  оповещения об  угрозе схода   селей. цунами Владеть  навыками  выполнения  мероприятий по  защите от селей. Умение  анализировать и  делать выводы Умение работать с учебником,  выделять главное   о р п о й ы н т с У с чрезвычайных ситуациях  гидрологического  происхождения, характер­ ных для региона  проживания учащихся Конспект  (тема №18) Стр. 65­67, рисунки Стр.71­74  Моделируют в паре  выполнение правил без­ опасного поведения при  чрезвычайных ситуациях  гидрологического  происхождения, характер­ ных для региона  проживания учащихся10. Лесные и  торфяные  пожары и их  характеристика Профилактика  лесных и  торфяных  пожаров, защита населения И Н М . , л е к ц и я Лесные и торфяные  пожары, виды пожаров,  классификация лесных  пожаров. Последствия  лесных  и торфяных  пожаров для населения  и окружающей среды. Профилактика лесных  и торфяных пожаров,  защита населения 11.  Контрольная  работа по теме  «ЧС  природного  Классификация  лесных и  торфяных  пожаров Последствия  лесных и  торфяных  пожаров Основные  мероприятия по Называть  регионы России,  наиболее  подверженные  возникновению  лесных пожаров  на лесных  площадях. Правила  безопасного  поведения при  нахождении в  зоне лесного  П.7.1 П.7.2 Вопр.1 П.7.3 Вопр.2   с о р п о й ы н т № с У 4  Моделируют в паре на  местности выполнение  правил безопасного  поведения при природных пожарах и чрезвычайных  ситуациях биолого­со­ циального  происхождения,  характерных для региона  проживания учащихся.  Анализируют причины  возникновения природных пожаров и чрезвычайных  1 Выполняют тестовые  № Р К задания. . . Основы медицинских знаний.ЗОЖ. (2 ч.)   12 Психологи   И Н М Психологическая  уравновешенность, ее  значение в  Психологи Умение завести  друзей  Характеризуют общие  понятия о стрессе и пси­ хологической  П.8 Вопр.1ческая  уравновешен ность. Стресс и его  влияние на  человека. . , л е к ц и я формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной  безопасности. Качества, необходимые для  повышения уровня  психологической  уравновешенности.  ческая  уравновешен Борьба со  стрессом ност. стресс Общие понятия и  определения стресса.  Стресс и стадии  развития общего  адаптационного  синдрома. Влияния  стресс на состояния  здоровья человека.     13 Анатомо­ физиологически е особенности  человека в  14. Общие правила  оказания первой медицинской  помощи. Особенности развития  организма человека в  подростковом возрасте. Физическое развитие,  Особенности  развития  организма  человека в  Соблюдение  правил личной  гигиены  в  подростковом  Первая медицинская помощь. (3 ч.) Общие понятия и  определения ПМП.  Доврачебной  помощи, первая  врачебная  помощь Порядок  действий при  оказании ПМП.  Вызов «скорой  уравновешенности в  системе здоровья.   Анализируют состояние  своего здоровья. Опи­ сывают особенности  физического,  психического и  социального развития  человека. Вырабатывают  индивидуальную систему  здорового образа жизни      . П.8 Вопр4­6   Характеризуют   общие правила   оказания   первой помощи Раздел 2 П.1   с о р п о й ы н ь л а т н о р Ф     й ы н т с У с о р п о ы н р а в о л С т н а т к и д й2 4 . 0 3 1 . 0 15. Оказание  первой  медицинской  помощи при  наружном  кровотечении Оказание первой  медицинской помощи  при наружном  кровотечении Наружное  кровотечение.  Артериальное,  венозное Оказание первой  медицинской  помощи при  наружном  кровотечении 16   Оказание ПМП Оказание первой  медицинской помощи   о р п о й ы н ь л а т н о р Ф с  Отрабатывают в паре  П.2 приёмы оказания первой  помощи при наружном  кровотечении, при ушибах и переломах Отрабатывают в паре  приёмы оказания первой  помощи П.2­3 П.3 Зад 1­2 17 Итоговая  промежуточная  аттестация 18 Оказание ПМП. . Оказание первой  медицинской помощи   я а н ь л о р т н о К 2 №   а т о б а р Отрабатывают в паре  приёмы оказания первой  помощи  7. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебно­ методический комплексУчебник: ОБЖ: 7­й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2012. ­ 143 с., [1] с.: ил. НОВЫЙ (основной учебник) Дополнительная литература для обучающихся: 1 Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний  и охрана здоровья (учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ). – М.: Русское слово», 2009г. 2 Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. – Ростов­на­Дону: Феникс,  2009г. (Сердце отдаю детям. Национальный проект «Образование») Методическая литература для учителя: 1 ОБЖ: 7­й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред.  Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2011. ­ 143 с., [1] с.: ил. НОВЫЙ (основной учебник) 2 ОБЖ. Терроризм и безопасность человека: учебно­методическое пособие. Миронов С.К., Латчук В.Н., 3 Игровые занятия в курсе «ОБЖ» 5­9 кл. Маслов А.Г. 4 ОБЖ. Алкоголь, табак и наркотики ­ главные враги здоровья человека. Соловьев С.С. 5 Основы медицинских знаний. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. М.: АСТ ЛТД, 2007 6 Медицинская помощь в ЧС. Виноградов А.В. М., 2006. 7 Действие населения в ЧС. Пособие. – М.: Зеркало, 2008. 8 Правила и безопасность дорожного движения. Жульнев Н.Я. – М.: Ливр, 2009. 9 Помощь при травмах и несчастных случаях.  Мейсон Эндрю. – М.: Аргументы факты, 201010 Основы пожароопасного поведения. Шаров О.Е. – СПб.,2011. 11 Учебное пособие для преподавателей. Топоров И.К. ­ СПб., 2009. 12 Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. М: Просвещение, 2010. Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий Название сайта Электронный адрес Совет безопасности РФ http://www.scrf.gov.ru МЧС России http://www.emercom.gov.ru Министерство здравоохранения и соцразвития РФ http://www.minzdrav­rf.ru Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru/ Министерство природных ресурсов РФ http://www.mnr.gov.ru Федеральная служба России по гидрометеорологии и  мониторингу окружающей среды http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm Русский образовательный портал http://www.gov.ed.ruАкадемия повышения квалификации работников  образования http://www.apkro.ru Федеральный российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru Портал компании «Кирилл и Мефодий» http://www.km.ru Образовательный портал «Учеба» http://www.uroki.ru Журнал «Курьер образования» http://www.courier.com.ru Журнал «Вестник образования» http://www.vestnik.edu.ru Издательский дом «Профкнига» http://www.profkniga.ru Издательский дом «1 сентября» http://www.1september.ru Издательский дом «Армпресс» http://www.armpress.info Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»  http://festival.1september.ru(издательский дом  «1 сентября») Энциклопедия безопасности http://www.opasno.net Личная безопасность http://personal­safety.redut­7.ru Образовательные ресурсы Интернета­ Безопасностьжизнедеятельности http://www.alleng.ru «Мой компас» (безопасность ребёнка) http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det  Технические средства обучения • • • • • Мультимедийный компьютер Принтер лазерный          Мультимедиапроектор          Экран настенный В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать: 8. Результаты освоения курса.потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их воз­ основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности законодательную и нормативно­правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от  ♦ можные последствия и правила личной безопасности; ♦ при активном отдыхе в природных условиях; ♦ внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом ♦ наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и   социального характера, их последствия и классификацию; ♦ ♦ основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления; правила поведения при угрозе террористического акта; предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их ха­ принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при воз­ действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила лич­ должен   уметь: ♦ рактерным признакам; ♦ никновении чрезвычайных ситуаций; ♦ ной безопасности; ♦ обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природ­  менять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оказывать первую помощь при неотложных состояниях. Кроме того, учащиеся должны уметь при   ♦ ного, техногенного и социального характера; ♦ активного отдыха в природных условиях; ♦ оказания первой помощи пострадавшим;соблюдения норм здорового образа жизни. Все тестовые задания оцениваются: ­ правильный ответ – 1 балл; ­ отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов Критерии оценивания: «2» ­ менее 25% правильных ответов. «3» ­ от 25% до 50% правильных ответов. «4» ­ от 50% до 75% правильных ответов. «5» ­ от 75% и более правильных ответов.                           Оценка устных ответов обучающегося:  Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся: • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию; • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического  задания; • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и  навыков; • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.    Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя. Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; • допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: •   неполно   или   непоследовательно   раскрыто   содержание   материала,   но   показано   общее   понимание   вопроса   и   продемонстрированы   умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»); • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких  вопросов; Отметка «2» ставится в следующих случаях: • не раскрыто основное содержание учебного материала; • обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала; Отметка «1» ставится, если: • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалуТестовая работа №1 «Основы комплексной безопасности » Вариант 1. 1.Что такое землетрясение? Выберите правильный ответ:  а) подземные толчки и колебания земной поверхности;  б) область возникновения подземного удара;  в) проекция центра очага землетрясения на земную поверхность.  2.Основными причинами несчастных случаев при землетрясениях являются (выберите ответы):  а) неконтролируемые действия людей в результате паники;  б) отсутствие защитных сооружений (убежищ);  в) затопление;  г) разрушение и падение конструкций зданий;  д) отсутствие средств индивидуальной зашиты органов дыхания;  е) пожары, вызванные утечкой газа из повреждённых труб, и замыканием электролиний;  ж) падение тяжёлых предметов в квартире;  з) отсутствие средств пожаротушения.  3.По характеру распространения лесные пожары подразделяются на:  а) низовые; б) наземные; в) верховые; г) подземные.  Найдите допущенную ошибку.  4.Почему не рекомендуют использовать осиновые и пихтовые дрова в засушливую пору?  а) сухая осина много дымит;  б) они плохо горят в любую погоду;в) они сильно стреляют искрами – возможен пожар.  5Как называется лесной пожар, охватывающий полог леса, проводником горения служит хвоя (листья) и веточки крон деревьев:  а) верховой; б) повальный; в) высотный; г) низовой.  6.Известно, что сила ветра измеряется его скоростью. Назовите, кто из учёных создал шкалу силы ветра? Выберите ответ:  а) Рихтер; б) Ломоносов; в) Бофорт; г) Менделеев.  7.Разрушительная сила урагана заключается в совместном действии:  а) атмосферного давления и воды;  б) ветра и атмосферного давления;   в) ветра и верхнего слоя земли;   г) ветра и воды.  8.  Если смерч застал вас на улице, то вы (выберите ответ):  а) спрячетесь за зданием;  б) укроетесь в ближайшем прочном здании;  в) побежите домой;  г) укроетесь в заглубленном помещении;  д) переждёте возле прочной стены;  е) укроетесь в естественном укрытии (канаве, овраге).  9.   Из предлагаемых ниже причин выберите одну, без которой пыльная буря невозможна:  а) проходящий циклон; б) разница температур; в) пашня; г) вода. 10. Безопасными естественными укрытиями на улице во время урагана являются:  а) овраг;  б) яма;  в) ров;  г) большие деревья;  д) крупные камни;   е) лёгкие деревянные постройки; ж) канава; з) кювет дороги.  Найдите ошибки в данных примерах.  Вариант 2. 1.При землетрясении надо дождаться перерыва между толчками и быстро покинуть здание. Как это сделать? Выберите ответ:  а) только по лестнице;       б) на лифте;  в) по пожарной лестнице;  г) по веревке с балкона.2.Выберите из перечисленных мест наиболее подходящие для укрытия в здании при землетрясении:  а) места внутри шкафов, комодов;  б) места под прочно закреплёнными столами, рядом с кроватями;  в) места у колонн;  г) места под подоконником;  д) углы, образованные внутренними перегородками;  е) вентиляционные шахты и короба;  ж) проёмы в капитальных внутренних стенах;  з) балконы и лоджии;  и) углы, образованные капитальными внутренними стенами;  к) места внутри кладовок и встроенных шкафов;  л) дверные проёмы. 3.Какие условия надо выполнять при разведении костра для обеспечения пожарной безопасности:  а) разводить не ближе 4 – 5 м от деревьев; б) не оставлять бутылок и стекол в траве;  в) не пользоваться горючими жидкостями;  г) удалить вокруг костра сухую траву;  д) заливать костры водой или забрасывать землей;  е) не бросать окурков в лесу;  ж) не использовать сухую траву для разжигания;з) не оставлять возле костра менее 2­х человек.  4.Часть календарного года, в течение которого наиболее возможно возникновение лесного пожара (выберите ответ):  а) пожароопасный сезон; б) лето; в) июнь­июль; г) август.  5.Понижение давления является признаком приближающейся непогоды. Укажите, с помощью какого прибора мы можем это определить  (выберите ответ):  а) гигрометр; б) ареометр; в) термометр; г) барометр; д) сейсмограф.  6.Если во время урагана вы оказались на улице, то надо (выберите правильные ответы):  а) спрятаться в кювете или яме, прижавшись к земле;   б) добежать до своего дома, укрыться в заранее подготовленном подвале;   в) укрыться в подвале ближайшего дома;  г) идти домой, укрывшись за домами, заборами, деревьями и т.п.  7.Если буря застала вас в здании, пройдите в самое безопасное место (выберите ответ):  а) в ванную комнату; б) на лестницу;   в) коридор в средней части дома на первом этаже; г) на балкон (лоджию).  8.Ураганы наносят большой вред сельскому хозяйству, транспорту и промышленности, перенося (выберите ответы):  а) песок; б) влагу; в) пыль; г) снег; д) космические частицы. 9.Находясь дома один, вы услышали крики соседей о приближении урагана. Радио и телевидение не работают. Выглянув в окно, вы  определили, что ураган свирепствует примерно в 3 – 4 км от вашего дома. Подвала в доме нет. На расстоянии примерно 300 м от дома есть  глубокий овраг. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия:   а) станете кричать и звать на помощь; б) отойдете от окон;   в) быстро выйдете на улицу и побежите к оврагу;   г) останетесь в доме и спрячетесь в безопасном месте с подветренной стороны;  д) спрячетесь в шкаф или под стол.  10.Лучшей защитой от урагана являются (выберите ответы): а) подвальные помещения; б) мосты; в) большие деревья; г) будки на автобусных  остановках; д) подземные сооружения. Ключи к тесту1 вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вопро с б в а в г Г.д. в Г.д.е 2 вариант Ответ а а. г Вопрос 1 2 Ответ Б. в Б.в. ж 3 А.г. д е 4 5 а А. г 6 А. в 7 8 в А.в. г 9 Б. г 10 а 90 %  и  более  правильных ответов  ­  «отлично» 70 %  и  более  правильных ответов – «хорошо» 50 %  и  более  правильных ответов ­  «удовлетворительно» Менее  50 %  правильных ответов ­  «неудовлетворительно» Промежуточная аттестация  по ОБЖ  за курс 7 класса. Форма проведения – тестовая контрольная работа.     Дата проведения ­Цель работы­ определение уровня подготовки обучающихся 6 класса, в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения  программы Критерии оценивания 90 %  и  более  правильных ответов  ­  «отлично»   70 %  и  более  правильных ответов – «хорошо» 50 %  и  более  правильных ответов ­  «удовлетворительно»    Менее  50 %  правильных ответов ­  «неудовлетворительно» Ключи к тесту Вариант 1 Вопрос Ответ 1 а 2 а Вопрос 11 12 Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ а 1 б 11 а а 2 а 12 а 3 а 13 в 3 а 13 а 4 а 5 а 6 а 14 15 16 а 4 б 14 а б 5 а 15 а а 6 в 16 а 7 а 17 б 7 а 17 а 8 а 8 а 9 а 9 а 10 а 10 а 1 вариант Вариант 21. Причиной землетрясений может стать: а) сдвиг в скальных породах земной коры, разлом, вдоль которого один скальный массив с огромной си­ лой трется о другой; б) волновые колебания в скальных породах; в) строительство очистных сооружений в зонах тектонических разломов. 2. Признаками приближающегося землетрясения могут быть следующие явления: а) голубоватое свечение внутренней поверхности домов, искрение близко расположенных (но не соприкасающихся) электрических проводов, запах газа в районах, где раньше этого не отмечалось, вспышки в виде рассеянного света зарниц; б) резкое изменение погодных условий, самовоспламенение и самовозгорание горючих веществ и материалов, выпадение обильных осадков в виде дождя или снега; в) короткое замыкание электросети, непонятный гул, качание люстры и дрожание стекол на окнах. 3. Вы попали под завал в результате землетрясения, нога была придавлена упавшей конструкцией, но освобождена: шевелить пальцами и ступней ноги можете. В помещении есть немного свободного пространства, но выход заблокирован. Какова очередность ваших действий: а) окажете себе первую помощь, установите подпорки под конструкции над вами, найдете теплые вещи или одеяло, чтобы укрыться, будете кричать, звать на помощь, стучать металлическими предметами по трубам, плитам;б) окажете себе первую помощь и начнете разгребать завал в сторону выхода из помещения; в) установите подпорки под конструкции над вами, попробуете подойти к оконному проему, если найдете спички, попытаетесь развести небольшой костер, чтобы согреться и осмотреться вокруг. 4. Основной способ спасения людей при извержении вулканов: а) эвакуация; б) укрытие в специально оборудованных убежищах; в) использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.   5. Одна из причин образования оползней: а) вода, просочившаяся по трещинам и порам в глубь пород и ведущая там разрушительную работу; б) вулканическая деятельность; в) сдвиг горных пород.   6. Причины  образования  селей:  а)   подвижки   земной   коры   или   землетрясения,   естественный   процесс   разрушения   гор,   извержение   вулканов, хозяйственная деятельность человека; б) наводнения, вызванные авариями на гидросооружениях, лесные и торфяные пожары, прямое воздействие солнечных лучей на ледники; в) нарушение почвенного покрова в результате хозяйственной деятельности человека, отсутствие растительности на горных склонах, массовая миграция животных в осенне­зимний период.7. Находясь дома в селеопасном районе, вы услышали по радио сообщение об угрозе схода селя. У вас в запасе 30 минут. Ваши действия: а) выйдете из здания и направитесь в безопасное место, предупредите соседей об угрозе селя, будете выходить на склон горы, находящийся на селебезопасном направлении; б) соберете все ценное имущество во дворе и укроете его в помещении, сами укроетесь в погребе; в) плотно закроете вентиляционные и другие отверстия, закроете все двери, окна, будете выходить на склон горы через ущелье или небольшую долину. 8. Сила ветра измеряется его скоростью. Кто из ученых создал шкалу силы ветра: а) Бофорт; б) Рихтер; в) Ломоносов; г) Менделеев. 9. Разрушительная сила урагана заключается в совместном действии:  а) ветра и воды; б) воды и атмосферного давления; в) атмосферного давления и ветра; г) ветра и верхнего слоя земли. 10. Какое из перечисленных последствий ураганов всегда вторично?  а) эпидемии; б) разрушение жилищ, линий электропередач; в) пожары; г) аварии на производстве. 11. Безопасное естественное укрытие на улице во время урагана: а) овраг; б) большие деревья; в) крупные камни. 12. При заблаговременном оповещении о наводнении необходимо:  а) включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации; б) открыть окна и двери нижних этажей;  в) перенести на нижние этажи ценные вещи. 13. Вынужденную самостоятельную эвакуацию во время внезапного наводнения необходимо начинать тогда, когда уровень воды: а) достиг первого этажа здания, где вы находитесь; б) станет резко подниматься; в) достиг отметки вашего пребывания и создается реальная угроза вашей жизни 14. Если вы оказались в волне цунами, то вашим первоочередным действием будет:  а) набрать в грудь как можно больше воздуха, сгруппироваться и закрыть голову руками; б) сбросить одежду и обувь; в) воспользоваться плавающими и возвышающимися предметами, чтобы приготовиться к возвратному движению волны. 15. Если вы оказались в зоне лесного пожара, то прежде всего необходимо:а) для преодоления недостатка кислорода пригнуться к земле и дышать через мокрый платок (одежду); б) накрыть голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой и окунуться в ближайший водоем; в) не обгонять лесной пожар, а двигаться под прямым углом к направлению распространения огня. 16.К закрытым повреждениям относятся: а) вывихи, растяжения, ушибы; б) царапины и порезы; в) ссадины и раны 17. Временную остановку кровотечения можно осуществить: а)   наложением   асептической   повязки   на   место   кровотечения;   б)   пальцевым   прижатием   артериального   сосуда   выше   раны;   в)   максимальным разгибанием конечности; г) минимальным сгибанием конечности, 2 вариант 1. Что такое землетрясение: а\ область возникновения подземного удара; б) подземные   удары   и   колебания   поверхности земли; в\ проекция  центра очага землетрясения на земную поверхность. 2. При землетрясении необходимо попытаться: а) отключить электричество, эвакуироваться из здания, занять место вдали от зданий и линий электропередач; б) забить окна, попытаться быстро  покинуть здание и поехать (пойти) домой; в) успокоить домашних животных, быстро занять место на балконе или подальше от капитальных стен. 3. В какой последовательности вы постараетесь действовать, если, находясь дома, неожиданно почувствовали толчки, дребезжание стекла,  посуды, а времени, чтобы выбежать из здания, нет: а) отключить электричество, газ, воду, отойти от окон и предметов мебели, которые могут упасть, занять безопасное место в проеме дверей; б) позвонить в аварийную службу, отключить электричество, газ, воду, занять место у окна; в) закрыть окна и двери и занять безопасное место в шкафу. 4. Наибольшую опасность при извержении вулкана представляют: а) взрывная волна и разброс обломков; б) тучи пепла и газов («палящая туча»);в) водяные и грязекаменные потоки;         г) резкие колебания температуры. 5. Основной способ спасения людей при извержении вулканов: а) эвакуация; б) укрытие в специально оборудованных убежищах; в) использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи   6. Одна из причин образования оползней: а) сдвиг горных пород; б) вулканическая деятельность; в) вода, просочившаяся по трещинам и порам в  глубь пород и ведущая там разрушительную работу. 7. Основная причина крупных обвалов: а) землетрясения; б) таяние ледников; в) ураганы; г) наводнения.  8. Во время прохождения лавиноопасного участка в горах вы с группой туристов увидели внезапный сход снежной лавины. Опасность  попадания в лавину велика. Ваши действия: а) укроетесь за скалой или ее выступом, ляжете и прижметесь к земле, закрыв голову руками; б) быстро начнете организованный выход из лавиноопасного места; в) разделитесь на несколько групп, каждая из которых начнет самостоятельно спускаться в долину; г) при помощи веревок  закрепитесь  за большие камни. 9. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает  32м/с: а) ураган; б) шторм ; в) торнадо. 10. Разрушающее действие смерча связано: а) с действием стремительно вращающегося воздуха и резким вертикальным подъемом воздушных масс; б) с действием прямолинейного скоростного напора воздушных масс; в) с динамическим воздействием масс, вовлеченных в движение, на различные  постройки, здания, сооружения и т. п. 11. Проникновение воды в подвалы зданий через канализационную сеть (при сообщении канализации с рекой), по канавам и траншеям, а  также из­за значительного подпора грунтовых вод — это: а) подтопление б )затопление; в)затор; г) зажор.12. Гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений и извержений вулканов, — это: а) цунами; б) шторм; в) моретрясение. 13. При внезапном приходе цунами вы решили остаться в здании. Из всех необходимых действий вы прежде всего:а) закроете двери на запоры;  б) спуститесь вниз как можно ближе к выходу; в) подниметесь на верхние этажи. 14. К открытым повреждениям относятся: а) раны, сопровождаемые кровотечениями; б) с давления мягких тканей; в) разрывы связок и сухожилий. 15. Артериальное кровотечение возникает при: а) поверхностном ранении в случае повреждения сосуда; б) повреждении какой­либо артерии при глубоком ранении; в) неглубоком ранении в случае повреждения любого из сосудов. 16. Максимальное время наложения жгута летом не более: а) 120 минут; б) 30 минут; в) 60 минут; г) 90 минут. 17. Что необходимо сделать с раной перед наложением давящей повязки: а) обработать рану перекисью водорода или слабым раствором  марганцовки; б) промыть рану водой и обработать ее зеленкой; в) обработать рану йодом.