Рабочая программа по окружающему миру для учителя начальных с тематическим планированием по ФГОСТ к комплекту учебников " Школа России" .А Плешаков " окружающий мир "для 4 класса. Программа дана в сокращении. Состоит из разделов Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения учебного предмета и др.
окр. мир готово.docx
МБОУ Городецкая средняя общеобразовательная школа
«Согласовано»
«Согласовано»
«Утверждаю»
Руководитель МО
____ /И.А.Камозина/_
ФИО
Протокол №____ от
«___» _________ 2017г.
Заместитель руководителя по
УВР МБОУ Городецкая СОШ
Директор МБОУ Городецкая
СОШ
_____ /Н.А.Левченкова__/
_____ /Л.А.Коновалова_/
ФИО
ФИО
«___» _________ 2017г.
Приказ № ______ от
«___» _________ 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру в 4 классе
на 20172018 учебный год
Домасевой Елены Витальевны
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
2017 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана в соответствии с
Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным
предметам в соответствии с ФГОС НОО МБОУ Городецкой СОШ и на основании
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Городецкой
СОШ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения учебного курса «Окружающий мир» в начальной школе должны быть
достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям. Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф
фективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаковосимволических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир»
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных ар
хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в
окружающем мире.
Для достижения планируемых результатов освоения учебного курса «Окружающий мир»
используется УМК «Школа России».
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир: Учебник: 14 класс: В 2ч
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 1 4класс: В 2ч
Программа «Окружающий мир». 14 класс. — М.: Просвещение, 0000. С. 000000 (А.А.
Плешаков, М.Ю. Новицкая)
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию стандарта начального
общего образования.
На изучение учебного курса «Окружающий мир» отводится 2 час в неделю ( 68 часов в год).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Земля и человечество (9ч)
Мир глазами астронома. Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце
– ближайшая к Земле звезда.
Планеты Солнечной системы.
Характеристика планет Солнечной системы.
Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения
Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времён года.
Звёздное небо – Великая книга Природы. Правила наблюдения звёздного неба.
Созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Звёзды: Полярная звезда, Сириус,
Альдебаран. Плеяды – скопление звёзд в созвездии тельца.
Мир глазами географа. Понятия о географии как науке и географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в России, история создания глобуса.
Мир глазами историка. Понятие об истории как науке. Источники исторических
сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории.
Когда и где? Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление в древности и в
наши дни. «Лента времени». Историческая карта.
Мир глазами эколога. Представления о развитии человечества во взаимодействии с
природой. Экологические проблемы и пути их решения. Международные соглашения по
охране окружающей среды. Международные экологические организации. Экологический
календарь.
Сокровища Земли под охраной человечества. Понятие о всемирном наследии и его
составных частях (Всемирном природном и Всемирном культурном наследии).наиболее
значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом.
Международная Красная книга.
Природа России (10ч)
Равнины и горы России. Формы земной поверхности России. Наиболее крупные равнины
и горы. Вулканы Камчатки – объект всемирного наследия. Ильменский заповедник.
Моря, озёра и реки России. Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического
океанов. Озёра: Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское. Реки: Волга, Обь, Енисей,
Лена, Амур. Дальневосточный морской заповедник.
Природные зоны России. Карта природных зон России. План изучения природной зоны.
Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность.
Зона арктических пустынь. Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость
природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем. Полярный день и
полярная ночь. Полярные сияния. Живые организмы зоны арктических пустынь.
Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь.
Тундра. Местоположение зоны тундры, обозначение её на карте природных зон.
Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические
связи. Занятия местного населения. Экологические проблемы и охрана природы в зоне
тундры.
Леса России. Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов,
зависимость их природы от распределения тепла и влаги. Растительный и животный мир
лесных зон. Экологические связи в лесах.
Лес и человек. Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана
природы в лесных зонах. Растения и животные леса, занесённые в Красную книгу России.
Правила поведения в лесу. Заповедники и национальные парки лесных зон.
Зона степей. Местоположение зоны степей, её природные особенности. Экологические
проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники степной зоны. Питомники для
редких животных.
Пустыни. Местоположение зон полупустынь и пустынь, их природные особенности. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям.
Освоение полупустынь и пустынь человеком. Экологические проблемы этих зон и пути их
решения. Заповедник «Чёрные земли».
У Чёрного моря. Местоположение зоны субтропиков, её природные особенности.
Правила безопасности во время отдыха у моря. Экологические проблемы Черноморского
побережья Кавказа, животные и растения, внесённые в Красную книгу России. Курорты
Черноморского побережья Кавказа. Дендрарий г. Сочи. Национальный парк «Сочинский».
Край родной – часть большой страны (15ч)
Наш край. Политикоадминистративная карта России. Наш край на карте России. Карта
родного края. Общая характеристика родного края.
Поверхность нашего края. Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки.
Охрана поверхности края.
Водные богатства нашего края. Водные объекты своего региона, их значение для жизни
края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде.
Наши подземные богатства. Важнейшие полезные ископаемые родного края, их
свойства, способы добычи, использование. Охрана подземных богатств.
Земля – кормилица. Разнообразие почв России, наиболее распространённые типы почв.
Почвы родного края. Охрана почв.
Жизнь леса. Лес – сложное единство живой и неживой природы. Понятие о природном
сообществе. Природное сообщество смешанного леса.
Жизнь луга. Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов.
Жизнь в пресных водах. Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у
водоёма. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана.
Экскурсии в природные сообщества родного края. Природные сообщества, характерные
для Брянского края.
Растениеводство в нашем крае. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства.
Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе.
Животноводство в нашем крае. Животноводство как отрасль сельского хозяйства.
Породы домашних животных. Отрасли животноводства, развитие их в регионе.
Проверим себя и оценим свои достижения за 1 полугодие. Проверка знаний и умений.
Формирование адекватной оценки своих достижений.
Презентация проектов (по выбору). Презентация проектов с демонстрацией
иллюстраций и других подготовленных материалов.
Страницы Всемирной истории (5ч)
Начало истории человечества. История первобытного общества. Первобытное
искусство. Мир древности: далёкий и близкий. История Древнего мира: Древний Египет, Древняя
Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки.
Средние века: время рыцарей и замков. Средние века в истории Европы. Возникновение
городов. Появление мировых религий в древности и в Средние века. Рыцари и замки.
Изобретение книгопечатания.
Новое время: встреча Европы и Америки. Новое время в истории Европы. Развитие
предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические
открытия. Развитие техники.
Новейшее время: история продолжается сегодня. Исследования Арктики и
Антарктики. Развитие парламентаризма и республиканской формы правления. Достижения
современной науки и техники. Освоение космоса. Первая и Вторая мировые войны,
изобретение ядерного оружия. Организация Объединённых Наций.
Страницы истории России (20ч)
Жизнь древних славян. Расселение восточных славян. Древнеславянские племена.
Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Союзы племён.
Во времена Древней Руси. Торговый путь «из варяг в греки». Основание Новгорода и
Киева. Призвание на княжение Рюрика. Возникновение древнерусского государства.
Многонациональный характер Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древней
Руси.
Страна городов. Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород.
Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы.
Из книжной сокровищницы Древней Руси. Кирилл и Мефодий – создатели славянской
письменности. Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи.
«Повесть временных лет». Рукописные книги.
Трудные времена на Русской земле. Феодальная раздробленность Руси в середине 12
века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский.
Русь расправляет крылья. Возрождение северовосточных земель Руси в конце 13 начале
14 века. Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий
Радонежский.
Куликовская битва. Поход Мамая на Русь. Подготовка объединённого русского войска
под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение Сергия
Радонежского. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа русских
войск.
Иван Третий. Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение
княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства
со столицей в Москве. Перестройка Кремля. Кремль – символ Москвы. Герб государства –
двуглавый орёл. Укрепление экономики. Иван Грозный – первый российский царь. Земский
собор. Опричнина. Присоединение казанского и астраханского ханств. Начало освоения
Сибири.
Мастера печатных дел. Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Фёдоров. Издание учебников Василия Бурцова, Мелетия Смотрицкого, Кариона Истомина.
Патриоты России. Смута. Польская интервенция. Народное ополчение под
руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание
на царство Михаила Романова.
Пётр Великий. Организация «потешных полков». Путешествие Петра в Европу и работа
в качестве плотника на верфях. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание
русского флота. Пётр Первый – первый российский император.
Михаил Васильевич Ломоносов. Биография М.В. Ломоносова. Энциклопедический
характер его деятельности. Основание Московского университета.
Екатерина Великая. Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра Первого.
Личные качества императрицы. Продолжение строительства СанктПетербурга. Развитие
просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачева.
Войны с Турцией за выход к Азовскому и Чёрному морям.
Отечественная война 1812 года. Вторжение в Россию армии Наполеона. Отступление
русской армии. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва.
Пожар Москвы. Отступление наполеона. Партизанское движение. Д.В. Давыдов. Победа
над Наполеоном.
Страницы истории 19 века. Декабристы, основные идеи движения, выступление 14
декабря 1825 года. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его
значение. Петербург и Москва после 1861 года, рост промышленности, городские
контрасты. Технические достижения России в 19 веке: электрическое освещение городов,
трамвай, телефон, развитие железной дороги, Транссиб, открытие политехнического
музея.
Россия вступает в 20 век. Николай Второй последний император России.
Возникновение политических партий. В.И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в
Первой мировой войне. Февральская революция 1917 года. Октябрьская революция 1917
года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков.
Страницы истории 19201930 годов. Образование СССР. Переход предприятий в
собственность государства. Борьба с неграмотностью. Изменения в жизни города и
деревни. Репрессии 1930 годов.
Великая война и Великая Победа (2ч). Начало Великой Отечественной войны. Лозунг
«Всё для фронта, всё для Победы!». Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под
Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. Изгнание фашистских войск с
территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году.
Городагерои, города воинской славы. Цена Победы.
Страна, открывшая путь в космос. Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий
Гагарин – первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», Международная
космическая станция (МКС). Развитие СССР до 1980 голов: достижения и проблемы.
Перестройка. Распад СССР.
Современная Россия (9ч)
Основной закон России и права человека. Понятие о федеративном устройстве России. Многонациональный характер населения России. Конституция – основной закон страны.
Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка.
Мы – граждане России. Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России.
Государственное устройство российской Федерации: Президент, Федеральное собрание,
Правительство.
Славные символы России. Государственные герб, флаг и гимн, их история, значение в
жизни государства и общества. Уважение к государственным символам – уважение к
родной стране.
Такие разные праздники. Праздники в жизни человека, семьи, страны. День России, День
Государственного флага российской Федерации, День народного единства, день
Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово,
Международный женский день, День весны и труда.
Путешествие по России (3ч). Регионы и города России, их история, важнейшие
достопримечательности. Народы России, особенности их традиционной культуры.
Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России.
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Проверка знаний и
умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Презентация проектов (по выбору). Презентация проектов с демонстрацией
иллюстраций и других подготовленных материалов.
Тематическое планирование
Название разделов, тем
№
п/п
Дата
проведения
по плану
Дата
проведения
по факту
Земля и человечество (9 ч)
1.
2.
Мир глазами астронома.
Планеты Солнечной системы.
Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг
своей оси и вокруг Солнца»
Звёздное небо Великая книга Природы.
Практическая работа №2 «Знакомство с картой
звёздного мира»
Мир глазами географа.
Практическая работа №3
«Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и
географической карте».
Мир глазами историка.
Когда и где?
Практическая работа №4 «Знакомство с
историческими картами».
Мир глазами эколога.
Сокровища Земли под охраной человечества.
Всемирное наследие.
3.
4.
5.
6.
7.
8. 9.
Сокровища Земли под охраной человечества.
Международная Красная книга. ТЕСТ.
Раздел «Природа России» (11 часов)
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Равнины и горы России.
Практическая работа №5 «Поиск и показ на
физической карте равнин и гор России»
Моря, озёра и реки России.
Практическая работа № 6 «Поиск и показ на
физической карте морей, озёр и рек России».
Природные зоны России.
Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте
природных зон России».
Зона арктических пустынь.
Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных
экземпляров растений, выявление признаков их
приспособленности к условиям жизни в Арктике».
Тундра.
Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных
экземпляров растений, выявление признаков их
приспособленности к условиям жизни в тундре».
Леса России.
Практическая работа №10 «Рассматривание
гербарных экземпляров растений,
выявление
признаков их приспособленности к условиям жизни в
зоне лесов».
Растения и животные леса.
«Лес и человек» экскурсия.
Зона степей.
Практическая работа №11 «Рассматривание
гербарных экземпляров растений,
выявление
признаков их приспособленности к условиям жизни в
зоне степей».
Пустыни.
Практическая работа №12 «Рассматривание
гербарных экземпляров растений,
выявление
признаков их приспособленности к условиям жизни в
зоне пустынь».
У Чёрного моря.
Практическая работа №13«Рассматривание гербарных
экземпляров растений, выявление признаков их
приспособленности к условиям жизни в зоне
субтропиков». ТЕСТ.
«Родной край часть большой страны» (14 часов)
21.
22.
Родной край часть большой страны. Экскурсия.
Наш край.
Практическая работа №14 «Знакомство с картой
родного края».
Поверхность нашего края: овраг, балка… .
Экскурсия «Поверхность нашего края».
23.
24. 25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Водные богатства нашего края.
Наши подземные богатства.
Практическая работа №15 «Рассматривание образцов
полезных ископаемых, определение их свойств».
Земля – кормилица.
Жизнь леса.
Практическая работа №16 «Рассматривание
гербарных экземпляров растений леса и их
распознавание».
Жизнь луга.
Практическая работа №17 «Рассматривание
гербарных экземпляров растений луга и их
распознавание»..
Жизнь в пресных водах.
Практическая работа №18 «Рассматривание
гербарных экземпляров растений пресных вод и их
распознавание».
Растениеводство в нашем крае.
Практическая работа №19 «Рассматривание
гербарных экземпляров полевых культур и их
распознавание».
Животноводство в нашем крае.
Запуск проектов ( по выбору). ТЕСТ.
Проверим себя и оценим свои достижения.
Проверочная работа по теме: «Родной край – часть
большой страны»
«Страницы Всемирной истории» (5 часов)
35.
36.
37.
38.
39.
Начало истории человечества.
Мир древности: далёкий и близкий.
Средние века: время рыцарей и замков.
Новое время: встреча Европы и Америки.
Новейшее время: история продолжается сегодня.
ТЕСТ.
«Страницы истории России» (20 часов)
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
Жизнь древних славян.
Во времена Древней Руси.
Страна городов.
Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Трудные времена на Русской земле.
Русь расправляет крылья.
Куликовская битва.
Иван Третий.
Мастера печатных дел.
Патриоты России.
Пётр Великий.
Михаил Васильевич Ломоносов.
Екатерина Великая. Проверочная работа. 53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
Отечественная война 1812 года.
Страницы истории XIX века.
Россия вступает в XX век.
Страницы истории 1920 1930х годов.
Великая война и великая Победа.
Великая война и великая Победа.
Страна, открывшая путь в космос. Комплексная
контрольная работа.
«Современная Россия» (9 часов)
60.
61.
62.
63.
64.
65.
Основной закон России и права человека.
Мы граждане России.
Славные символы России.
Такие разные праздники.
Итоговая контрольная работа за второе полугодие.
Путешествие по России
(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири).
Путешествие по России
(по Уралу, по северу европейской России).
Путешествие по России (по Волге, по югу России).
Презентация проектов.
Итого: 68 ч.
66.
67.
68.
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.