Рабочая программа по окружающему миру
Оценка 4.8

Рабочая программа по окружающему миру

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
03.04.2018
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1-4 классов составлена на основе: 1. Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Раменской СОШ № 9. 2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации НОО: от 06.10.2009 г. N373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. № 1241, приказом Минобрнауки РФ от 22.09.2011г. приказом Минобрнауки РФ № 2357, приказом Минобрнауки РФ от 18.12.2012 г. № 1060, приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1643, приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 № 1576; 3. Примерной программы начального общего образования по окружающему миру. 4. С использованием авторской программы «Окружающий мир» автор Плешаков А.А., издательство "Просвещение", 2016 год. Программа рассчитана на 270 часов, из них в 1-м классе - 66 часов (2 ч. в неделю, 33 учебные недели); по 68 часов во 2-х, 3-х и 4-х классах (2 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе. Программа предусматривает проведение контрольных работ:
Окружающий мир ан..docx
Рабочая   программа   учебного   предмета   «Окружающий   мир»   для   1­4   классов составлена на основе: АННОТАЦИЯ 1 Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Раменской СОШ № 9. 2 Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования,   утвержденного   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации   НОО:  от   06.10.2009   г.  N373   «Об   утверждении   и   введении   в   действие Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования» с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. № 1241,   приказом   Минобрнауки   РФ   от   22.09.2011г.   приказом   Минобрнауки   РФ   №   2357, приказом   Минобрнауки   РФ   от   18.12.2012   г.   №   1060,   приказом   Минобрнауки   РФ   от 29.12.2014 г. № 1643, приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 № 1576;  3 Примерной программы начального  общего образования по окружающему миру. 4 С   использованием   авторской   программы   «Окружающий   мир»   автор   Плешаков   А.А., издательство "Просвещение", 2016 год. Программа рассчитана на 270  часов,  из них в 1­м классе ­ 66 часов  (2 ч. в неделю, 33 учебные недели); по 68   часов  во 2­х, 3­х и 4­х классах   (2 ч. в неделю,   34 учебные недели в каждом классе. Программа предусматривает проведение контрольных работ: Виды работ Классы  1 класс Тест Итоговая комплексная работа на межпредметной основе 1 2 класс   4   1 3 класс      4      1 4 класс     4     1 Тип программы: базовая программа по окружающему миру. В авторскую программу не внесены изменения. Рабочая программа обеспечена учебно­методическим комплектом: 1. Плешаков А.А. «Окружающий мир» учебник для 1­4 классов в двух частях. –  М.: Просвещение, 2016г.  2. Методические   пособия:   Плешаков   А.А.,   Александрова   В.П.,   Борисова   С.А. Окружающий мир: поурочные разработки: 1­4 классы. 3. Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас­определитель: Пособие  для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 4. Плешаков А.А., Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. 5. «Технологические карты» (На сайте издательства «Просвещение».) Все   учебники   включены   в   Федеральный   Перечень   учебников,   рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных   учреждениях,   реализующих   образовательные   программы   общего образования   и   имеющих   государственную   аккредитацию,   реализуют   ФГОС   НОО   по учебному предмету «Окружающий мир». 2 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы 1 класс К концу первого класса учащийся научится: различать флаг и герб России;  узнавать некоторые достопримечательности столицы;  называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;  – правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);  – – – – проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;  – проводить опыты с водой, снегом и льдом;  – – – – различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);  различать овощи и фрукты;  определять с помощью атласа­определителя растения и животных;  описывать   по   плану   дерево,   рыбу,   птицу,   своего   домашнего   питомца   (кошку, собаку);  сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;  сравнивать реку и море;  – – – использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;  – находить на глобусе холодные и жаркие районы; различать животных холодных и жарких районов; ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;  различать прошлое, настоящее и будущее;  называть дни недели и времена года в правильной последовательности;  соотносить времена года и месяцы;  находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;  объяснять причины возникновения дождя и ветра;  – изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны; – – – – – – перечислять цвета радуги в правильной последовательности;  – – мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;  – – – правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;  – подбирать одежду для разных случаев;  – правильно обращаться с электричеством и электроприборами;  – правильно переходить улицу;  – – – соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;  различать виды транспорта;  соблюдать правила безопасности в транспорте. раздельно собирать мусор в быту;  соблюдать правила поведения в природе;  К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться: – – – – – проводить наблюдения и опыты под руководством учителя; группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы; сознательно выполнять правила экологического поведения; высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил  гигиены; определить по внешнему виду названия различных растений; К концу обучения во втором классе ученик научится: 2 класс – находить на карте Российскую Федерацию, Москву­столицу России;  3 – называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;  различать государственные символы России ­ флаг, герб, гимн;  – – приводить примеры народов России; – – – – сравнивать город и село, городской и сельский дома;  различать объекты природы и предметы рукотворного мира;  оценивать отношение людей к окружающему миру;  различать объекты и явления неживой и живой природы; находить связи в природе, между природой и человеком; определять объекты природы с помощью атласа­определителя;  сравнивать объекты природы, делить их на группы;  ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка; находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе; соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;  различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;  – проводить наблюдения и ставить опыты; – измерять температуру воздуха, воды, тела человека; – – – – – – – прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей; – – – приводить примеры учреждений культуры и образования;  – узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;  различать виды транспорта;  определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий; различать внешнее и внутреннее строение тела человека;  соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;  различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;  соблюдать основные правила противопожарной безопасности; – – правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;  – – – – правильно вести себя при контактах с незнакомцами; – – приводить примеры семейных традиций;  – оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;  соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;  различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;  ориентироваться на местности разными способами;  различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;  различать водные объекты, узнавать их по описанию;  читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;  находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны; различать   физическую   и   политическую   карты,   находить   и   показывать   на политической карте мира разные страны. – – – – – – – К концу обучения во втором классе ученик получит возможность научиться: – – – осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее  сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный  сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе; пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего  самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня,  правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь  при несложных несчастных случаях. 4 – проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные  договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и  сверстниками в официальной обстановке школы. К концу третьего класса учащийся научится: 3 класс – – – – – – находить   на   карте   города   Золотого   кольца   России,   приводить   примеры достопримечательностей этих городов;  осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; находить на карте страны ­ соседи России и их столицы; определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире; осознавать   и   раскрывать   ценность   природы   для   людей,   необходимость ответственного отношения к природе; различать   внешность   человека   и   его   внутренний   мир,   наблюдать   и   описывать проявления внутреннего мира человека;  различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;  – – проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование; – исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;  – классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;  – пользоваться атласом­определителем для распознавания природных объектов;  – обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;  – приводить примеры растений и животных из Красной книги России;  – использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска   ответов   на   вопросы,   объяснений,   подготовки   собственных   сообщений   о природе; устанавливать   связь   между   строением   и   работой   различных   органов   и   систем органов человека;  – – использовать   знания   о   строении   и   жизнедеятельности   организма   человека   для сохранения и укрепления своего здоровья;  оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;  – вырабатывать правильную осанку; – – выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней; – понимать   необходимость   здорового   образа   жизни   и   соблюдать   соответствующие правила;  – правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;  – соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям; – понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;  соблюдать правила безопасного поведения в природе; – – понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;  раскрывать роль экономики в нашей жизни; осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам; различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;  – – – 5 – понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;  – объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;  – понимать, как ведётся хозяйство семьи;  – обнаруживать   связи   между   экономикой   и   экологией,   строить   простейшие экологические прогнозы;  рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);  – – приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;  – использовать   различные   справочные   издания,   детскую   литературу   для   поиска информации о человеке и обществе. К концу обучения в третьем классе ученик получит возможность научиться: – – – – – – – – – – – различать существенные и несущественные признаки;  приводить примеры физических и химических явлений природы;  рассказывать об использовании энергии воды и ветра; рассказывать о четырех царствах живой природы;  рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;  рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;  объяснять особенности питания и дыхания растений;  характеризовать условия прорастания семян;  рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;  приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;  выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания. 4 класс К концу четвёртого класса учащийся научится: – понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных – – – – – свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну; находить   и   показывать   на   карте   России   государственную   границу,   субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;  называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;  называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства; – понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории; объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция   Российской   Федерации   —   защищают   наши   права,   приводить конкретные примеры прав ребёнка; раскрывать   значение   государственных   символов   России,   находить   их   среди государственных   символов   других   стран;   называть   главные   праздники   России, объяснять  их  значение   в  жизни  страны,   рассказывать  о  традициях   и  праздниках народов России; рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога; – – проводить несложные астрономические наблюдения;  – изготавливать модели планет и созвездий;  – использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;  6 – анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;  – приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;  находить   и   показывать   на   физической   карте   России   различные   географические объекты, на карте природных зон России ­ основные природные зоны;  бъяснять,   почему   происходит   смена   природных   зон   в   нашей   стране,   давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны; – приводить   примеры   растений   и   животных   разных   природных   зон,   в   том   числе – – – – внесённых в Красную книгу России;  выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;  оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;  – давать краткую характеристику своего края;  – различать   и   описывать   изученные   природные   объекты   своего   края,   пользоваться атласом­определителем   для   распознавания   (определения)   объектов   неживой   и живой природы;  – давать краткую характеристику природных сообществ своего края;  – выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;  оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;  рассказывать об охране природы в своём крае;  различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;  – – – – приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники – информации о прошлом;  соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»; читать историческую карту;  – перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать   каждую   эпоху,   узнавать   историческую   эпоху   по   знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней; с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля; описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества; – – – показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные – – – – – – – периоды истории, места некоторых важных исторических событий;  рассказывать   по   исторической   карте,   иллюстрациям   учебника   об   изученных событиях истории России;  соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;  составлять   исторические   портреты   выдающихся   людей   прошлого,   высказывать суждения о них;  описывать   облик   Москвы   и   Санкт­Петербурга   в   разные   века,   узнавать   их достопримечательности;  называть   и   описывать   некоторые   выдающиеся   памятники   истории   и   культуры России; находить в домашнем архиве исторические свидетельства;  раскрывать связь современной России с её историей; 7 – использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.  К концу обучения в четвёртом классе ученик получит возможность научиться: – – – – наблюдать объекты окружающего мира; самостоятельно   работать   с   учебником,   со   словарём,   справочником, энциклопедиями; работать с учебными и научно­познавательными текстами; составлять план учебной статьи; работать с памятками, алгоритмами, схемами­опорами; работать с различными картами; готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников; рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии; работать в паре, группе, индивидуально; оценивать себя, товарища; – – – – – – – – – формировать коммуникативные умения; – развивать   познавательные,   интеллектуально­учебные   умения;   показывать   на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки; границы России, некоторые города России; описывать отдельные (изученные) события истории Отечества; пользоваться   приобретенными   знаниями   в   повседневной   практической   жизни для   удовлетворения   познавательных   интересов,   поиска   дополнительной информации о родном крае родной стране, нашей планете. 8 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 1­4  КЛАСС 1 класс (66 часов) Введение (1 ч) Знакомство с учебником и учебными пособиями. Что и Кто? (20 ч) Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на  подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие  насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома?  Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? Как, откуда и куда? (12 ч) Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом  приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся  снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда  берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? Где и когда (11 ч) Когда учиться интересно? Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые  медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели  велосипед Когда мы станем взрослыми? Почему и зачем? (22 ч) Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет  дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы  любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу  мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и  фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты?  Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос?  Почему мы часто слышим слово «экология»? 2 класс (68 ч) Где мы живем? (4 ч) Родна страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире. Природа (20 ч) Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное  небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие  бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и  домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак.  Красная книга. Жизнь города и села (10 ч) Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт.  Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме. Здоровье и безопасность (9 ч) Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. 25 Общение (7 ч) Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и  пассажиры. Путешествия (18 ч) Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные  богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль.  Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам.  Страны мира. Впереди лето. 3 класс (68 ч) Как устроен мир? (6 ч) Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности! Эта удивительная природа (18 ч) Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и  круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие  растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана  растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных.  Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни. Мы и наше здоровье (10 ч) Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение.  Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ  жизни. Наша безопасность (7 ч) Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа  и наша безопасность. Экологическая безопасность. Чему учит экономика (12 ч) Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики.  Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность.  Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология. Путешествия по городам и странам (15 ч) Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс.  В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам  мира. 4 клас (68 ч) Земля и человечество (9 ч) Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга  Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами  эколога. Сокровища Земли под охраной человечества. Природа России (10 ч) Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона  арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У  Черного моря. Родной край – часть большой страны (15 ч) Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные  богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах.  Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае. 26 Страницы всемирной истории (5 ч) Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время  рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история  продолжается сегодня. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов.  Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь  расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты  России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории  1920 – 1930­х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос. Современная Россия (9 ч) Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. 27 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел учебного курса Что и кто? 20 ( ч) Как, откуда и куда?  (12ч) – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 1 класс (66 часов) Характеристика деятельности обучающихся   личным задавать вопросы;  вступать в учебный диалог;  пользоваться условными обозначениями учебника;  различать способы и средства познания окружающего мира;  оценивать результаты своей работы на уроке; рассматривать   иллюстрации   учебника,   извлекать   из   них   нужную информацию по теме урока; работать   в   паре:   рассказывать   (по   фотографиям   впечатлениям) на тему урока;  работать со взрослыми: находить информацию относящуюся к теме урока; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);  оценивать результаты собственного труда и труда товарищей; наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;  моделировать форму Солнца;  работать в паре: моделировать форму созвездий; работать   со   взрослыми:   находить   на   ночном   небе   ковш   Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями; выполнять тестовые задания учебника. наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;  работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы,  осуществлять самопроверку; практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка; наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе;  обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;  практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;  запомнить правила подкормки птиц;  обсуждать   важность   соблюдения   чистоты   в   быту,   в   городе   и   в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;  практическая   работа   в   группе:   сортировать   мусор   по   характеру материала;  сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;  практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;  обсуждать источники появления загрязнений в снеге;  – – формулировать   предложения   по   защите   окружающей   среды   от – – – – – загрязнений;  сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; иллюстрировать их наглядными материалами; практическая   работа   в   группе:   сортировать   мусор   по   характеру материала;  сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;  практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;  обсуждать источники появления загрязнений в снеге;  – – формулировать   предложения   по   защите   окружающей   среды   от загрязнений;  28 Где и когда? (11ч) Почему и зачем? (23 ч) Раздел учебного курса Где мы живём (4 ч.) – – – – – – – – – – – – – – – – – сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; иллюстрировать их наглядными материалами; высказывать предположения о причине возникновения эха; описывать   чувства,   возникающие   при   виде   радуги;   называть   цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;  запомнить   последовательность   цветов   радуги   с   помощью мнемонического приёма;  высказывать   предположения   о   причинах   возникновения   радуги, осуществлять самопроверку;  работать   в   паре:   отображать   последовательность   цветов   радуги   с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку;  презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов);  оформлять фотовыставку;  оценивать результаты собственного труда и труда товарищей; работать   в   паре:   определять   цветы   и   бабочек   с   помощью   атласа­ определителя, осуществлять самопроверку;  рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои. 2 класс (68 часов) Характеристика деятельности обучающихся различать государственные символы России (герб, флаг, гимн),  отличать герб, флаг России от гербов, и флагов других стран;  исполнять гимн России;  анализировать информацию учебника о федеративном устройстве  России, о многонациональном составе населения страны, приводить примеры народов России,  различать национальные языки и государственный язык России; работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения  о символах России; – формулировать выводы из изученного материала, отвечать на  итоговые вопросы и  оценивать свои достижения на уроке. сравнивать город и село; рассказывать о своём доме по плану; – – – – формулировать выводы; – – Природа (20 ч) распределять обязанности по выполнению проекта; собирать информацию о выдающихся земляках; проводить презентацию с демонстрацией фотографий; различать объекты природы и  предметы рукотворного мира;  работать в паре и группе; – классифицировать объекты окружающего мира; – формулировать выводы из изученного материала – – различать объекты неживой и живой природы; работать в паре: обсуждать свои выводы, осуществлять  самопроверку; устанавливать связи между живой и неживой природой; приводить примеры явлений неживой и живой природы и сезонных  изменений наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха,  облачности, осадков, ветра; приводить примеры погодных явлений; сопоставлять научные и народные предсказания погоды; работать со взрослыми: вести наблюдения за  погодой, составить сборник народных примет  своего народа. работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе; – – – – – – – – – – – 29 – – – – – – – – – – рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе  родного края (на основе наблюдений); сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми  наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с  явлениями в неживой природе; находить на рисунке знакомые созвездия; сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия; моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе,  Интернете; исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы  полевого шпата, кварца и слюды; различать горные породы и минералы; работать в паре: готовить краткие сообщения о горных породах и  минералах; – формулировать выводы; рассказывать о значении воздуха и воды для  – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – растений, животных и человека; работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники  загрязнения воздуха и воды; описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных  просторов на человека; наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь  освоенными средствами выразительности; находить информацию об охране воздуха и воды родного края; работать в паре: называть и классифицировать растения,  осуществлять самопроверку; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; определять растения с помощью атласа­определителя; оценивать эстетическое воздействие растений на человека. работать в паре: соотносить группы животных и их существенные  признаки; работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить  в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением; сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги  «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. устанавливать взаимосвязи в природе; моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих  взаимосвязей; сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; классифицировать культурные растения по определённым признакам; находить информацию о растениях; сравнивать и различать диких и домашних животных; приводить примеры диких и домашних животных; моделировать значение домашних животных для человека; рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними;  распознавать комнатные растения на рисунках, осуществлять  самопроверку; определять с помощью атласа­определителя комнатные растения  своего класса; оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; рассказывать о своём отношении к животным живого уголка,  объяснять их роль в создании благоприятной психологической  атмосферы; осваивать приёмы содержания животных  живого уголка в  30 – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – Жизнь города и села (9ч) Здоровье и безопасность  – – 31 соответствии с инструкциями; определять породы кошек и собак; обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании  благоприятной психологической атмосферы в доме; объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему  питомцу; выявлять причины исчезновения  изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране; использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета  сообщение о растении или животном из Красной книги России (по  своему выбору). анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о  них; знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками; предлагать аналогичные правила; распределять обязанности по выполнению проекта; рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану,  анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве  определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно  предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и  важнейших предприятиях региона и своего села и готовить  сообщение. классифицировать предметы по характеру материала; прослеживать производственные цепочки, моделировать их,   приводить примеры использования природных материалов для  производства изделий. рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по  своим наблюдениям); сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; рассказывать о строительных объектах в своём селе; предлагать вопросы к тексту. классифицировать средства транспорта; узнавать транспорт служб экстренного вызова; запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03. различать учреждения культуры и образования; приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе; рассказывать о труде людей известных детям профессий, о  профессиях своих родителей и старших членов семьи; определять названия профессий по характеру деятельности; обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; – – – формулировать выводы; – – – – – – – распределять обязанности по подготовке проекта; интервьюировать респондентов об особенностях их профессий. выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; выявлять причины исчезновения  изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране; использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета  сообщение о растении или животном из Красной книги России (по  своему выбору). познакомиться   с   устройством   термометра,   проводить   опыты, (9ч) Общение (7 ч) Путешествия (19 ч) измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений; называть и показывать внешние части тела человека; определять на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека. рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника; обсуждать сбалансированное питание школьника; различать продукты растительного и животного происхождения; – – – – – – – – формулировать правила личной гигиены и соблюдать их. – – моделировать сигналы светофоров; характеризовать   свои   действия   как   пешехода   при   различных сигналах; соотносить изображения и названия дорожных знаков; – – формулировать правила движения по загородной дороге. – формулировать   правила   безопасности   на   основе   прочитанных – рассказов; учиться   соблюдать   изученные   правила   безопасности   под руководством учителя или инструктора ДПС. объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; – – формулировать правила безопасного поведения в быту; узнавать правила по предложенным в учебнике знакам; – – сравнивать свои знаки с представленными в учебнике. характеризовать пожароопасные предметы; – запомнить правила предупреждения пожара; – моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному – телефону; рассказывать   о   назначении   предметов   противопожарной безопасности; рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных  взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; – – – формулировать понятие «культура общения»; – – – обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов. интервьюировать родителей о представителях старшего поколения,  их  именах, отчествах, фамилиях; отбирать фотографии из семейного архива; составлять родословное древо семьи; презентовать свой проект. рассказывать о своём школьном коллективе, совместных  мероприятиях в классе, школе; – – – – – формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в  стенах школы и вне её; оценивать с нравственных позиций формы поведения; – – моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах; – формулировать привила поведения в общественном транспорте и в  – общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; обсуждать морально­этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; – формулировать правила этикета в гостях. – обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и  формулировать их; сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; – – – формулировать вывод о форме Земли. – находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до  школы, в своём селе; знакомиться с устройством компаса и правилами работы  осваивать приёмы ориентирования по компасу; – – 32 знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным  природным признакам. сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления  существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; сравнивать по схеме холм и гору; характеризовать поверхность своего края различать водоёмы естественного и искусственного происхождения,  узнавать их по описанию; анализировать схему частей реки; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; обсуждать эстетическое воздействие моря на человека; – – – – формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии  пробуждения природы на человека. рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной; моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой  природе; наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои  наблюдения в рабочей тетради. сравнивать изображение России на глобусе и карте; соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их  на физической карте России; осваивать приёмы чтения карты; учиться правильно показывать объекты на настенной карте. описывать достопримечательности по фотографиям сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и  материки; соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с  местоположением этих районов на карте мира. находить материки на карте мира; знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и  других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом. сравнивать физическую и политическую карты мира; находить и показывать на политической карте мира территорию  Россию и других стран; определять, каким странам принадлежат представленные флаги; распределять обязанности по выполнению проекта; готовить сообщения о выбранных странах; подбирать фотографии достопримечательностей определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с  помощью атласа­определителя; приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; за лето подготовить фото­рассказ по темам «Красота лета»,  «Красота животных». оценивать бережное или потребительское отношение к природе. – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – Раздел учебного Характеристика деятельности обучающихся 3 класс (68 часов) курса Как устроен мир (6ч) – – доказывать,   пользуясь   иллюстрацией   учебника,   что   природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей; анализировать   текст   учебника,   извлекать   из   него   необходимую информацию,   сравнивать   объекты   неживой   и   живой   природы, предлагать   задание   к   рисунку   учебника   и   оценивать   ответы одноклассников,   классифицировать   объекты   живой   природы, 33 Эта удивительная  природа (18 ч) – – – – – – – – – – – – – – – – – – осуществлять самопроверку; – формулировать выводы из изученного материала, – – отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; находить   сходство   человека   и   живых   существ   и   отличия   его   от животных; различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления   внутреннего   мира   человека   в   его   поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать  богатство внутреннего мира человека; работать   в   паре:   наблюдать   и   описывать   проявления   внутреннего мира человека, обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека; определять цель проекта, распределять обязанности по проекту в группах, собирать материал в дополнительной литературе, интернете; работать   в   группе:   анализировать   таблицу   с   целью   извлечения необходимой информации анализировать текст   учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы, работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов,  устанавливать   причинно   –   следственные   связи   между   поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; готовить сообщение о заповедниках и национальных парках;  растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах; характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; классифицировать тела и вещества; приводить   примеры   естественных   и   искусственных   тел,   твердых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества; высказывать предположения  объясняющие результат опыта; доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; наблюдать в ходе научного   эксперимента  образование капель при охлаждении пара; ­высказывать предположения о состояниях воды в природе; – – формулировать   на   основе   опыта   вывод   о   причинах   образования – – – – – – – – – – облаков и выпадении дождя; работать   в   паре:   анализировать   рисунок­схему,   объяснять   с   его помощью   особенности   образования   льда,   рассказывать   по   схеме   о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку; наблюдать опыт фильтрация воды; высказывать   предположения   о   том,   почему   надо   беречь   воду, находить  цифровые данные из учебника; ­доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам; работать в паре:   работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой   информации,   моделировать   в   виде   схемы   источники загрязнения   воды;   характеризовать   процессы   образования   и разрушения почвы; анализировать   рисунок   учебника,   схему   связей   почвы   и   растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве высказывать предположения о плодородии почвы; классифицировать группы растений приводить примеры разнообразия растений; работать в группе определение растения  наблюдать в ходе научного   эксперимента  образование капель при охлаждении пара; 34 высказывать предположения о состояниях воды в природе; – – формулировать   на   основе   опыта   вывод   о   причинах   образования – – – – – – – – – облаков и выпадении дождя; работать   в   паре:   анализировать   рисунок­схему,   объяснять   с   его помощью   особенности   образования   льда,   рассказывать   по   схеме   о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку; наблюдать опыт фильтрация воды; ­высказывать   предположения   о   том,   почему   надо   беречь   воду, находить  цифровые данные из учебника; ­доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам; работать в паре:   работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой   информации,   моделировать   в   виде   схемы   источники загрязнения   воды;   характеризовать   процессы   образования   и разрушения почвы; анализировать   рисунок   учебника,   схему   связей   почвы   и   растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; высказывать предположения о плодородии почвы; классифицировать группы растений; приводить примеры разнообразия растений; работать   в   группе   определение   растения   с   помощью   «Атласа­ определителя»; характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения; моделировать строение пищеварительной системы; приводить примеры правильного питания; составлять меню здорового питания; характеризовать   строение   дыхательной   системы   и   ее   роль   в организме, строение кровеносной системы и ее роль в организме; доказывать на основе опыта взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы; работать в паре; характеризовать факторы закаливания;  приводить примеры факторов закаливания, составлять памятку; работать   в   паре:   составлять   инструкцию   по   предупреждению инфекционных заболеваний; – характеризовать понятие ЗОЖ; – формулировать правила ЗОЖ. – моделировать сигналы светофора; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;  соотносить изображение и название дорожных знаков.  объяснять   с   опорой   на   иллюстрации   учебника   потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; – – – – – – – – – – – – формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков; – формулировать   правила   безопасности   на   основе   прочитанных рассказов;  учиться соблюдать изученные правила безопасности;   характеризовать пожароопасные предметы;  запомнить правила предупреждения пожара; моделировать  вызов пожарной охраны  по обычному  и мобильному телефону, по номеру МЧС; рассказывать   о   назначении   предметов   противопожарной безопасности.  определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; обсуждать   вопрос   о   том,   почему   семья   является   важной   частью общества; сопоставлять формы правления  в государствах мира; – – – – – – – – – 35 Мы и наше здоровье (10ч) – Наша безопасность (7ч) Чему учит экономика  (12ч) – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – обсудить проблему экологической ситуации; раскрывать   понятия   «экономика»,   «потребности»,   «товары», «услуги»; различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг; характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; работать с терминологическим словариком; раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; приводить примеры использование природных богатств; прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий; раскрывать роль науки в экономическом развитии; актуализировать   знания   о   полезных   ископаемых   полученные   в   1­2 классах; определять полезные ископаемые с помощью атласа определителя; выявлять   взаимосвязь   растениеводства,   животноводства   и промышленности характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; соотносить продукцию и отросли промышленности; выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; собирать информацию об экономике своего края; оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.; презентовать и оценивать результаты проектной деятельности характеризовать понятия  виды обмена товарами; моделировать ситуации бартера и купли  продажи; раскрывать роль денег в экономики; различать денежные единицы разных стран; характеризовать государственный бюджет и доходы; выявить взаимосвязь между доходами и расходами государства; оформлять экспозицию музея; готовить сообщения (экскурсии по музею); презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов работать   в   группе:   самостоятельно   изучить   материал   учебника   о странах  Европы , подготовить сообщения с показом местоположения страны   и   её   столицы   на   политической   карте   Европы;   выступать одному   из   представителей   группы   или   распределять   материал   на несколько сообщений; соотносить государства и их флаги; узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей соотносить   памятники   архитектуры   и   искусства   с   той   страной,   в которой они находятся; обсуждать цели международного туризма; работать с картой. прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; узнавать   достопримечательности   городов   Золотого   кольца   по фотографиям; составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; моделировать   маршрут   Золотого   кольца,   используя   фотографии достопримечательностей, сувениры  собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал); готовить сообщения (экскурсии по музею); презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов; работать   в   группе:   самостоятельно   изучить   материал   учебника   о странах  Европы , подготовить сообщения с показом местоположения 36 Путешествие по городам  и странам ( 15 часов) Раздел учебного курса Земля и человечество      (9 ч) . Природа России(10 ч) страны   и   её   столицы   на   политической   карте   Европы;   выступать одному   из   представителей   группы   или   распределять   материал   на несколько сообщений; соотносить государства и их флаги; узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей соотносить   памятники   архитектуры   и   искусства   с   той   страной,   в которой они находятся; обсуждать цели международного туризма; работать с картой. 4 класс (68 часов) Характеристика деятельности обучающихся характеризовать   особенности   самой   маленькой   и   самой   большой планет Солнечной системы; отличать планеты и их спутники; моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси; устанавливать   связи   между   движением   Земли   вокруг   своей   оси   и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времен года; наблюдать   Луну   невооруженным   глазом   и   с   помощью   бинокля (телескопа); анализировать готовые схемы вращения  Земли вокруг  своей оси и вокруг Солнца; находить   в   небе   и   на   карте   звездного   неба   атласа­   определителя изучаемые объекты; моделировать изучаемые созвездия; определять направление на север по Полярной звезде; выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером; составлять рассказы о мире с точки зрения историка; характеризовать   роль   исторических   источников   для   понимания событий прошлого; обсуждать   роль   бытовых   предметов   для   понимания   событий прошлого; посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села); определять   по   «ленте   времени»   век,   в   котором   происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях; характеризовать современные экологические проблемы; предлагать свои меры по решению экологических проблем; рассказывать о мире с точки зрения эколога рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия; различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия; определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографии. находить   на   физической   карте   России   изучаемые   географические объекты; различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья; характеризовать формы рельефа России; находить   на   физической   карте   России   изучаемые   водные географические объекты; различать моря и озера; характеризовать особенности изучаемых водных объектов различать физическую карту России и карту природных зон; находить на карте природные зоны России и характеризовать их; устанавливать   взаимосвязь   между   освещенностью   Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; 37 – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – Родной край – часть большой  страны (15 ч) Страницы всемирной истории  (5ч ) Страницы истории Отечества  (22 ч) – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами; различать широтную и высотную поясность; находить на карте природных зон зоны высотной поясности; устанавливать   взаимосвязь   природных   особенностей   различных природных зон  характеризовать природные особенности  выявлять экологические связи в природных зонах прослеживать цепи питания. обсуждать меры по охране поверхности своего края; моделировать знакомый участок поверхности своего края; сопоставлять   карту   своего   региона   с   политико­административной картой России с целью выяснения местоположения региона; находить   свой   регион   и   его   главный   город   на   физической   карте России и карте природных зон; характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте; рассказывать о значении водных богатств в жизни людей; составлять список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона; описывать одну из рек по данному в учебнике плану; составлять план описания озера (пруда); моделировать наиболее знакомый водный объект; находить   на   карте   природных   значки   тех   полезных   ископаемых, которыми он обладает; работая   в   группах   определять   название   полезного   ископаемого, образец которого выдан учителем; выяснять   в   краеведческом   музее,   какие   полезные   ископаемые имеются в регионе; извлекать   из   краеведческой   литературы   сведения   о   предприятиях региона по переработке полезных ископаемых; различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах; извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; моделировать тип почв своего региона; выявлять нарушения экологического  равновесия  по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества; обсуждать роль огня и приручения животных; рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; понимать роль археологии в изучении первобытного общества; определять   по   «ленте   времени»   длительность   существования Древнего мира, Средневековья, Нового времени, Новейшего времени; находить на карте местоположение древних государств; обобщать сведения о  государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; описывать   по   фотографиям     достопримечательности   современных городов; понимать важность изобретения книгопечатания для человечества; прослеживать   по   карте   маршруты   Великих   географических открытий; обсуждать   роль   великих   географических   открытий   в   истории человечества. рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX­ XXI веков; характеризовать верования древних славян; составлять план рассказа на материале учебника; прослеживать   по   карте   Древней   Руси   путь   «из   варяг   в   греки»   и 38 – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – расширение территории государства в IX­XI веках; характеризовать систему государственной власти   в IX­XI веках в Древней Руси; отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси; обсуждать   причину   введения   на   Руси   христианства   и   значение Крещения; обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; характеризовать   значение   летописи   об   основании   Москвы   как исторического источника; рассказывать о монгольском нашествии, о Ледовом побоище по плану учебника; находить на карте места сражений ; прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; составлять план рассказа о Куликовской битве; рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; описывать достопримечательности Санкт­Петербурга; составлять план рассказа о М.В.Ломоносове; составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова; обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры; высказывать свое отношение к личности М.В. Ломоносова; описывать достопримечательности Петербурга; сравнивать положение разных слоев российского общества; рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове; отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; знакомиться   по   карте   СССР   с   административно­территориальным строением страны; сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР; составлять   план   рассказа   о   ходе   Великой   Отечественной   войны, рассказывать о ней по плану; обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; встречаться с ветеранами войны,  интервьюировать их; выяснять в краеведческом музее, какой вклад  внес город (село)  в Победу; готовить праздник ко Дню Победы; составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать   материал   из   различных   источников   в   соответствии   с инструкцией в учебнике; составлять план и текст доклада; презентовать проект; анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей различать   права   и   обязанности   гражданина,   устанавливать   их взаимосвязь. подбирать материал из различных источников в соответствии с  инструкцией в учебнике; составлять план и текст доклада; презентовать проект; анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других  людей; различать права и обязанности гражданина, устанавливать их  взаимосвязь;  анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; 39 Современная Россия (7ч) – – – – – – – – обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других  людей; различать права и обязанности гражданина, устанавливать их  взаимосвязь; следить за государственными делами по программам новостей ТВ и  печатным средствам массовой информации; моделировать деятельность депутата (вносить предложения по  законопроектам); знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его  историей, символикой, отличать герб РФ от гербов других  государств; выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и  правила его исполнения, знакомиться с историей гимнов России,  отличать  гимн РФ от гимнов других государств; обсуждать, зачем государству нужны символы; моделировать символы своего класса, семьи Л ис т «Согласовано» Рук. ШМО уч.нач.кл. ____________ Борисова И.В. Протокол заседания ШМО №____ «__» ____________2017 г. «Согласовано» Зам.дир.по УВР ____________Мещерякова О.А. «__» ____________2017 г. внесения изменений в рабочую программу   учебного предмета « Окружающий мир» 40 Внесенные изменения утверждаю: Директор МОУ Раменской СОШ № 9  ___________ /Попов А.В./  «__» ______20 ___ г. 41

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018