В данном материале предложена рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "Планета знаний". Программа разработана с учётом федерального государственного образовательного стандарта, рассчитана на весь период обучения в начальной школе. Данный материал поможет при подготовке к новому учебному году учителям начальной школы.
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс УМК Планета Знаний.docx
Пояснительная записка.
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое
значение данного предмета заключается в формировании у детей 610 лет целостного
представления о мире и месте человека в нем.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание
характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного
отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их
взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент,
моделирование
социализация ребёнка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление,
запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном
пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия,
существенные признаки, классифицировать устанавливать взаимосвязи и причинно
следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и
сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание
своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях
и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовнонравственное воспитание учащихся.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и
методических рекомендаций:
• Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ
Минобрнауки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 (ред. от 26.11.2010) «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательных стандарта начального общего образования»
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном
процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017/2018 учебный год: приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N
1067 г.
"Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/2018 учебный год"
Москва • Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год
Сведения о программе. Рабочая программа по окружающему миру для 14 класса
общеобразовательной школы разработана на основе авторской
программы Г. Г.
Ивченковой, И. В. Потапова (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная
школа 14 класс, М, АСТ Астрель 2015 г) в соответствии с основными положениями
Федерального образовательного стандарта начального общего образования, требованиями
Примерной образовательной программой ОУ, Концепции духовнонравственного
воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами
начального общего образования, с учетом возможностей учебнометодической системы
"Планета знаний".
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки
рабочей программы, информация о внесённых изменениях в примерную или
авторскую программу. Логика изложения и содержание авторской программы полностью
соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта
начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что
учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных
образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного)
содержания.
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися
требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами. При отборе
содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного
образования» (дошкольное и начальное звено), утвержденной Федеральным координационным
советом по общему образованию Минобразования РФ 17 июня 2003 года. Ведущим из них
является принцип целостности, который достигается за счет интеграции знаний. В основу
интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы
«природа человек общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят
интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о
природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии.
Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников
представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с
другом.
Виды деятельности учащихся в процессе ознакомления с окружающим миром.
Наблюдение. Это основной вид деятельности на уроках окружающего мира. На первом этапе
используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно
они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям
приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды
наблюдений комбинируются друг с другом.
Опыт. Для ознакомления с окружающим миром используются различные по протяжённости
опыты. Кратковременные опыты занимают урок или часть урока. Длительные опыты могут занимать
несколько дней. Главный принцип использования этого вида деятельности – дать детям
инструментарий для познания, сформировать представление о способности познавать окружающий
мир опытным путём. Эксперимент. При проведении эксперимента выдвигается гипотеза, проводится её проверка,
отбор информации, соответствующей изучаемому объекту или явлению. Учащиеся проводят
наблюдения за явлениями, происходящими во время эксперимента, учатся делать выводы.
Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами,
твёрдыми телами, растениями и животными.
Практические работы. Учащиеся работают с картами, планами, приборами и моделями,
объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами.
Игры. Использование ролевых и дидактических игр определяется преобладанием при переходе
от дошкольного периода игровой деятельности, которая постепенно, по мере формирования
познавательных интересов, заменяется практикоориентированной деятельностью.
В вариативной части курса, обеспечивающей дифференцированный подход к изучению
материала, предполагаются такие виды работ, как творческая работа, интеллектуальный
марафон, проектная деятельность. Они предполагают наличие определённого уровня развития
воображения и нестандартного мышления у учащихся, владение на доступном уровне методами
исследования.
Основная форма организация учебной деятельности учащихся – урок.
Для ознакомления учащихся с объектами и явлениями окружающего мира предлагаются:
Урокипрактические занятия – организация работы учащихся с объектами
природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные
предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из
них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их
под руководством учителя.
Урокиэкскурсии – посвящены наблюдениям за природной и социальной средой.
Основная цель экскурсии – формирование у младших школьников представлений о
предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти
представления используются на последующих уроках как основа для формирования
конкретных знаний и практических умений.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений – проводятся тогда,
когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу
школьников изза сложности изучаемых объектов или руководствуется техникой
безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с
недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в
классе.
На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир»
учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных
жизненных ситуациях:
умение организовать свою деятельность, определив её цели и задачи;
взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности;
оценивать достигнутые результаты.
В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные
умения. Содержание программы
1 класс (66 ч).
Пришла пора учиться (13 ч)
Что изучает предмет «Окружающий мир».
Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе.
Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель —
ученик, ученик — ученик. Необходимость бережного отношения к школьному
имуществу.Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные
правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.
Человек (13 ч)
Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый,
старый. Основные особенности каждого возрастного периода.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши,
язык, кожа и их значение.
Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека: голова, шея, туловище,
руки, ноги. Элементарные правила личной гигиены. Осанка. Основные условия здорового
образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия
физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний. Эмоциональные
состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг,
спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния
окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и
самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.
Природа в жизни человека (21 ч)
Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе.
Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о
сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в
жизни растений и животных.
Мир растений. Строение растения (на примере цветкового): корень, стебель, лист, цветок,
плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лист
венные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения.
Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва.
Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека.
Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые,
рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что
необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними
животными. Значение домашних животных в жизни человека. Необходимость бережного
отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная
книга.
Человек среди людей (17 ч) Наша страна — Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих
нашу страну.
Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома.
Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра).
Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу,
обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила
безопасного поведения дома. Основные формы культурного поведения в обществе:
приветствие, выражение благодарности, умение высказать просьбу, умение вести себя за
столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах. Экскурсии: по школе, во
дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).
Резерв 2 ч.
2 класс (68 ч)
Как люди познают мир (16 ч)
Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные,
разнообразие их профессий.
Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и
инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра,
определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в
природе.
Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и
использование символов и знаков человеком.
Искусство как способ познания мира.
Мы живём на планете Земля (15 ч)
Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.
Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.
Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и
ночи.
Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов;
искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.
Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей
и океанов.
Природа вокруг нас (24 ч)
Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии,
свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.
В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота
камня.
Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и
животных на суше и в воде.
Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на
примере леса.
Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям
жизни.
Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние
человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.
Люди вокруг нас (13 ч) Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества.
Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и
общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в
первобытном обществе.
Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в
семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.
Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях.
Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.
Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.
3 класс (68 ч)
Природа вокруг нас (8 ч)
Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других
живых существ с окружающей средой.
Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.
Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.
Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.
Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)
Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет,
запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.
Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.
Вода в природе: родники, водные объекты (озеро, река, море, океан — естественные
водные объекты; пруд, водохранилище — искусственные). Облака, роса, туман, иней,
изморозь. Круговорот воды в природе.
Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального
использования воды, охрана воды от загрязнения.
Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ.
Примеси в воздухе.
Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло,
сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Ветер. Использование энергии ветра человеком.
Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от
загрязнения.
Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.
Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства
полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших
полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной
породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
О царствах живой природы (16 ч)
Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.
Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых
существ: наземновоздушная, водная, почвенная, другие живые существа.
Первые представления о растении как организме.
Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из
которых состоит растение.
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.
Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений.
Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.
Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир
растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.
Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.
Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.
Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание,
размножение и развитие животных.
Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к
животным. Меры по охране животных.
Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни
человека.
Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
Человек (10 ч)
Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие
человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.
Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье.
Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры
и труда для укрепления мышц.
Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.
Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.
Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.
Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов
жизнедеятельности.
Органы чувств, их значение и гигиена.
Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и
темперамент.
Человек в обществе (18 ч)
Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.
Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в
памятниках и достопримечательностях.
Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.
Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна.
Государственные награды.
Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше
государство. Органы власти.
Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой
природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.
4 класс (68 ч)
Наш край (22 ч)
Значение природных условий края для жизни и деятельности людей. Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды.
Предсказание погоды.
Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные
знаки. Из истории создания карт.
Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм
поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.
Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.
Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.
Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.
Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их
приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на
природные сообщества, их рациональное использование и охрана.
Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических,
плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с
растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.
Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.
Наша Родина на планете Земля (12 ч)
Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.
Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.
Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.
Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки,
Антарктида, Австралия, Евразия.
Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы
России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.
Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи.
Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их
приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.
Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние
деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.
Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и
пути преодоления сложившейся ситуации.
Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее
планеты Земля.
История нашей Родины (34 ч)
Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки
археологов). История на карте.
История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.
Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси.
Культура, быт и нравы древнерусского государства.
Российское государство в XIII—XVII вв.
Нашествие монголотатар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский.
Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван
IV.
Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии
Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв.
Российское государство в XVIII—XIX вв.
Пётр I — царь%реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и
нравы Петровской эпохи. Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В.
Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и
создание первого университета.
Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И.
Кутузов.
Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царьосвободитель.
Культура, быт и нравы в России XIX в.
Россия в XX в.
Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30е годы.
Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной
войны. Тыл в годы войны.
Основные вехи развития России во 2й половине XX века.
Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни.
Ближние и дальние соседи России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
к концу 1 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на
улице, в общественных местах;
понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
• понимание необходимости бережного отношения к природе;
• адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• понимания значения изучения курса «Окружающий мир»;
• понимания Родины, как родного края, родной природы, семьи, друзей;
• понимания ценности заботливого и уважительного отношения к своей семье,
взаимопомощи и взаимоподдержки членов семьи и друзей;
• понимания своей сопричастности к жизни страны;
• внимательного отношения к красоте окружающего мира, природы своей Родины.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
• называть характерные признаки времён года;
• различать и называть части растений;
• ухаживать за комнатными растениями;
• выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые
растения и животные;
• различать и называть основные части тела человека;
• называть органы чувств и рассказывать об их значении;
• приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных; • рассказывать о значении домашних животных в жизни
человека;
• приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц,
зверей).
Учащиеся получат возможность научиться:
• различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
• характеризовать особенности времён года (состояние неба, тепло или холодно, виды
осадков, состояние растений и животных);
• называть основные возрастные периоды жизни человека;
рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
• называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые,
рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
• рассказывать о способах движения и питания животных;
• рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
• различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
• рассказывать, как развивается растение из семени;
• выращивать растение одним из изученных способов.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
• называть своё имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
• выражать приветствие, благодарность, просьбу;
• выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной
гигиены;
• рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
• проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
• выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и
общественных местах;
• приводить примеры видов труда людей;
• узнавать герб и флаг России, называть её столицу;
• различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).
Учащиеся получат возможность научиться:
• различать виды эмоционального состояния человека;
• воспроизводить гимн России.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд
«маршрутного листа» (под руководством учителя);
• определять своё продвижение в овладении содержанием курса, что уже усвоено и что
предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.
Учащиеся могут научиться:
• осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий
учебника;
• замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников; • осуществлять взаимопроверку при работе в паре.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
• называть и различать окружающие предметы и их признаки;
• устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней
недели, времени суток).
Учащиеся могут научиться:
• осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
• сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
• группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
• выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
• участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
• высказывать эмоциональноценностное отношение к природе родного края, к своей семье,
здоровому образу жизни;
• соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Учащиеся могут научиться:
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к
общему решению, работая в паре;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
К концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• положительная мотивация к изучению курса «Окружающий мир»;
• внимательное и бережное отношение к природе родного края, понимание важности
соблюдения правил экологической безопасности;
• понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
• понимание значения взаимопомощи в семье;
• способность оценивать своё поведение и поведение других детей в соответствии с
нравственными нормами и правилами этикета.
Могут быть сформированы:
• положительное отношение к учёбе, как интеллектуальному труду;
• ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;
• понимание ценности семейных отношений;
• способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа Учащиеся научатся:
• понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
• давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
• приводить примеры приборов и инструментов;
• пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
• различать тела природы и изделия;
• приводить примеры тел и веществ;
• приводить примеры источников энергии;
• рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;
• рассказывать об исследованиях космоса;
• называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
• рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце, о спутнике Земли —
Луне;
• рассказывать о значении камня в жизни человека;
• называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
• приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового
леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
• различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению
Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений
и животных);
• сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.
Учащиеся получат возможность научиться:
• рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
• приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;
• рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических
открытиях;
• называть планеты Солнечной системы;
Отличать планету от звезды;
Показывать на глобусе материки и океаны;
приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
• рассказывать об использовании электрической энергии;
• рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
• понимать, что такое окружающая среда;
• приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка
леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
• приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и
некоторых взаимосвязей в живой природе;
• рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
• проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и
инструментов.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
• выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;
• понимать значение науки и труда в жизни общества;
• рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в
жизни общества.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать, что человек — часть общества и часть природы;
• понимать значение общества в жизни человека;
• осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
• рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека
(общение, познание);
• понимать значение искусства как способа познания мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• понимать своё продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
• понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством
учителя;
• намечать план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под
руководством учителя;
• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;
• проводить наблюдения и опыты по предложенному
плану;
• оценивать правильность выполнения заданий;
• осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
• оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или
частично, в чём проявилась сложность выполнения.
Учащиеся могут научиться:
• развивать и тренировать свою наблюдательность;
• ставить цели проведения наблюдений и опытов;
• осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
• планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в
рабочей тетради).
Познавательные
Учащиеся научатся:
• фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных
знаков;
• понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
• понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
• пользоваться справочником, помещённым в учебнике;
• понимать значение знаков и символов в жизни общества.
Учащиеся могут научиться:
• пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при
подготовке проекта;
• осуществлять описание объектов природы;
• сравнивать и группировать объекты природы по заданным признакам;
• устанавливать некоторые причинноследственные связи изменений в погоде;
• обобщать результаты наблюдений за погодой, делать простые выводы.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
• понимать и передавать содержание прочитанных текстов;
• слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; • ставить вопросы друг другу;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся могут научиться:
• высказывать своё мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций;
• соблюдать в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного
общения (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять);
• сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.