Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.
Оценка 4.8

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Оценка 4.8
Документация
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
19.01.2017
Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.
Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива. Базовый уровень. Срок реализации- 4 года. Составлено учителями начальных классов Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Школа № 2103. Представлено: Планируемые результаты освоения учебного предмета Содержание учебного предмета. Календарно - тематическое планирование по классам.Текстовый документ
Рабочая программа ОКР МИР ПЕРСПЕКТИВА 1-4кл .docx
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Школа № 2103 Голубинская ул., д.5, корп.3, г. Москва,117574 Телефон: (495) 421­41­00 http://sch2103uz.mskobr.ru ОКПО 18651821, ОГРН 1137746932850, ИНН/КПП 7728858365/772801001 _____________________________________________________________________________ УТВЕРЖДЕНО Директор СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  .  mos   E­mail: 2103@   edu   .  ru  РАССМОТРЕНО Председатель методического  объединения учителей  начальных классов ГБОУ Школа № 2103 ГБОУ Школа № 2103 ГБОУ Школа № 2103 _______________Н.П. Ильина приказ №________ от «__»_________2016 г. ______________________ от «__»_________2016 г. _________________________ протокол №_______ от «__»_________2016 г. по предмету «Окружающий мир» для 1­4­х классов Рабочая программа «Перспектива» Базовый уровень Срок реализации – 4 года                                                                                   Программу составили:                                                                      Ахмерова Е.Н., Лукина Е.В., Пучкова Л.А., Трушевская Т.И., Гаркуша В.Р.                                                                      Учителя  высшей квалификационной категории Москва 2016 год Содержание программы I.     Планируемые результаты освоения учебного предмета                                             3 стр. II.   Содержание учебного предмета                                                                                   49 стр. III.  Календарно ­ тематическое планирование                                                                 58 стр. I. Планируемые результаты освоения учебного предмета     1. Личностные, предметные, метапредметные результаты: Результатами освоения программы «Окружающий мир» за 1 класс являются  личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты. У обучающихся будут сформированы:  Первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания  себя как юного гражданина России и свою принадлежность к определённому  этносу;  Умение использовать позитивную лексику, передающую положительные  чувства в отношении своей Родины;  Ценностные представления о своей семье и своей малой Родине; общее и  первичное представление о ценностях многонационального российского  общества (образ Родины – России как семьи разных народов, образ Москвы  как духовной ценности, важной для разных народов);  Эмоционально­положительное отношение к внутреннему смыслу  государственной символики России;  Целостное видение окружающего мира через постепенное практическое  знакомство с формулой «окружающий мир – это природа, культура и  человек», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа,  дом, город, страна);  Представление о необходимости бережного отношения к культуре других  народов России;  Представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи  людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, в городе, стране);  Положительное отношение к школе, учебной деятельности;  Представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни  (ответственно относиться к уроку окружающего мира – ежедневно быть  готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным  принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и пр.; первичное представление о личной ответственности за свои поступки через  бережное отношение к природе и окружающему миру в целом; эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры,  произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.; этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий; этические чувства на основе знакомства с культурой народов России; потребность сотрудничества во взрослым и сверстниками через знакомство с  правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе  товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми; освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к  сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к         мнению одноклассников; установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное  соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в  домашнем быту и на школьных занятиях, соблюдение распорядка дня. Метапредметные результаты. Регулятивные: Обучающиеся научатся:  Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;  Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе  учителя);  Выделять из темы урока известные знания и умения;  Планировать своё небольшое по объёму высказывание (продумывать, что сказать  вначале, а что сказать потом);  Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная  ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);  Фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к  своим успехам/неуспехам;  Оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»;  Сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному  учителем на доске. Познавательные. Обучающиеся научатся:  Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для  передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в  рамки и др.);  Находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из  текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.;  Понимать схемы учебника, передавая их содержание в словесной форме;  Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную  информацию в виде элементарных таблиц или простых схем;  Анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;  Проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;  Устанавливать элементарные причинно­следственные связи;  Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в  соответствии с возрастными нормами;  Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем,   Располагать культурные события и явления на шкале относительного времени  подготовке сообщений и пр.; «раньше – теперь». Коммуникативные. Обучающиеся научаться:  Включаться в диалог с учителем и сверстниками;  Формулировать ответы на вопросы;  Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;  Договариваться и приходить к общему решению;  Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;  Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с  собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо  общаться;  Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;  Употреблять в случае неправоты вежливые слова «Извини, пожалуйста»,  «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно  учту» и пр.  Понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы  (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;  Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с   учётом возрастных особенностей, норм); Готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя  ГПД и др.) по теме проекта. Предметные результаты.      Обучающиеся научатся:  Различать природу и культуру;  Различать живую и неживую природу;  Отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в  окружающем мире;  Различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста;  Соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира,  Называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются  характера, настроения; природа, культура и человек;  Распознавать и называть комнатные растения;  Ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности;  Различать деревья, кустарники, травянистые растения;  Устанавливать связь живой и неживой природы, культуры и деятельности человека;  Называть наиболее распространённые растения своей местности;  Различать культурные и дикорастущие растения;  Различать хвойные и лиственные деревья;  Называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;  Называть фрукты, овощи, ягоды;  Отличать животных от растений;  Распознавать наиболее распространённые виды аквариумных рыбок;  Перечислять группы животных и их существенные признаки;  Различать домашних и диких животных;  Приводить примеры растений и животных из Красной книги России;  Называть, сравнивать правила поведения в старинных заповедных местах и  современных заповедниках и следовать им;  Приводить примеры развивающих игр, в том числе игр народов своего края;  Ухаживать за домашними животными: собаками, кошками;  Называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;  Правильно обращаться с огнём, водой и электроприборами в доме;  Определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»;  Правильно называть родной город; иметь первичные представления о его  историческом прошлом;  Определять ближайшие родственные связи в семье;  Работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи;  Находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе в творчестве народов своего  края;  Перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из  них качествами и способностями человека;  Определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя  как наставника в жизни;  Понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских  учреждений, как библиотеки музеи; определять значение книги и музейного  предмета для расширения знаний об окружающем мире;  Узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь первичное  представление о соотношении символических образов флага, герба, гимна с  ценностями, традиционными для культуры России;  Определять достопримечательности Москвы и своего региона;  Определять некоторые особенности традиционной культуры своего края;  Находить место России на земном шаре. Программа 2 класса  направлена на достижение обучающимися следующих  личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные результаты: У обучающихся будут сформированы: ­ внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям  по курсу «Окружающий мир», к школе; ­ интерес к предметно­исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; ­ ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; ­ понимание причин успеха в учебе; ­ оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной  деятельности; ­ понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; ­ этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков  одноклассников и собственных поступков; ­ представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как  гражданина России; ­ представление о своей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность для формирования: ­ интереса к познанию окружающего мира; ­ ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной  задачи; ­ самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; ­  чувства сопричастности и гордости за свою Родину ; ­ ориентации в поведении на принятые моральные нормы; ­ понимания чувств одноклассников, учителей; ­ представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с  окружающим миром. Метапредметные результаты: Регулятивные: Обучающийся научится: ­ принимать и сохранять учебную задачу; ­  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; ­ принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; ­ самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи,  представленной   на   наглядно­образном уровне; ­ осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; ­ вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; ­ адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими  лицами; ­ принимать роль в учебном сотрудничестве; ­ выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Обучающийся получит возможность научиться: ­ контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно­образным  (рисунками, картой), словесно­образным и словесно­логическим материалом при  сотрудничестве с учителем, одноклассниками; ­ в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения  учебной задачи; ­ на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и  одноклассниками; ­ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно­образным материалом. Познавательные: Обучающийся научится: ­ пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами,  приведенными в учебной литературе; ­ строить сообщения в устной форме; ­ находить в тексте ответ на заданный вопрос; ­ ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; ­ анализировать изучаемые объекты с выделением существенных   и    несущественных признаков; ­ смысловому  восприятию познавательного текста; ­ анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков  (в коллективной организации деятельности); ­ осуществлять синтез как составление целого из частей; ­ проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по  самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; ­ устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; ­ обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и  самостоятельно); ­ подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня  обобщения (природа сделанное человеком; природа живая ­ неживая; группы растений,  группы животных); ­ проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: ­ осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных  источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; ­ строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; ­ выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; ­ осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; ­ проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по  самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания  количества групп; ­ понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об  объекте (явлении); ­ обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). Коммуникативные: Обучающийся научится: ­ выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; ­ воспринимать другое мнение и позицию; ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­ умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной  деятельности под руководством учителя); ­ строить понятные для партнера высказывания; ­ задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в  процессе общения. Обучающийся получит возможность научиться: ­ строить монологическое высказывание; ­ ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; ­ учитывать другое мнение и позицию; ­ умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в  паре); ­ контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность  действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы  их выполнил «я сам»; ­ адекватно использовать средства устной речи для решения различных  коммуникативных задач; ­ навыкам взаимоконтроля. Предметные результаты: Обучающийся научится: ­ устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой  природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения  необходимости бережного отношения к природе: сравнивать объекты природы на основе  внешних признаков или известных характерных свойств; ­ проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в  соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и  измерительные приборы; соблюдать технику безопасности; ­ описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и  неживой природы; ­ характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли; ­ ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила  пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам; ­ различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и  ядовитые грибы; ­ определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло,  пища); ­ различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери); ­ приводить примеры представителей разных групп растений и животных; ­ строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных  птиц зимой. ­ выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в  природной среде; ­ соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль  учителя; ­ определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям,  животным, грибам, бактериям. Обучающийся получит возможность научиться: ­ определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года; ­ показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы; ­ различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения; ­ различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные,  пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) ­ использовать на практике основные правила познания окружающего мира; ­ понимать различия между источниками информации об окружающем мире:  наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет; ­ оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах. Программа 3 класса направлена на достижение обучающимися следующих  личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные универсальные учебные действия Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы: ­ овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я»  как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;  ­ проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с  отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;  ­ представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;  ­ доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических,  конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в  форме Списка Всемирных духовных сокровищ; ­ целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через  последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов:  Мир как дом; Дом как мир; ­ представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре  разных народов  России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных  формах семейных традиций; ­ представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от  старшего поколения к младшему (традиции в семье); ­ внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца  прилежного ученика; ­ мотивы учебной деятельности (учебно­познавательные, социальные); ­ интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.; ­ готовность к  бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям; ­личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы,  необходимых для будущего  России; ­ эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических  образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными  духовными сокровищами; ­ понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с  основами семейной жизни; ­ представление об этических нормах через формулирование правил экологической  и семейной этики; ­ представление об этических нормах через формулирование правил нравственного  общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и  культурным наследием; ­ потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;  ­ соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам,  бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников  в ходе проектной и внеурочной деятельности; ­ установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе ­ использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края. Обучающийся получит возможность для формирования: ­ интереса к познанию окружающего мира; ­ ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; ­ самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; ­ ориентации в поведении на принятые моральные нормы; ­ понимания чувств одноклассников, учителей; ­ представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Метапредметные результаты: Регулятивные: Обучающийся научится: ­ понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную  учителем; ­ сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе  выполнения работы на различных этапах урока); ­ выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; ­ планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений  для раскрытия темы, приводить примеры); ­ планировать свои действия в течение урока; ­ фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей  работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем);  объективно относиться к своим успехам/неуспехам; ­ оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для  самопроверки» и критерии, заданные учителем; ­ соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; ­ контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил; ­ в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Обучающийся получит возможность научиться: ­ контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно­образным  (рисунками, картой), словесно­образным и словесно­логическим материалом при  сотрудничестве с учителем, одноклассниками; ­ в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения  учебной задачи; ­ на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и  одноклассниками; ­ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно­образным  материалом. Познавательные: Обучающийся научится: ­ понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и  рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;  ­ выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и  научно­познавательной); ­ использовать знаково­символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач; ­ понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную  информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц; ­ анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки,  пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков; ­ классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; ­ сравнивать объекты по различным признакам; ­ осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.; ­ устанавливать причинно­следственные связи между явлениями, объектами; ­ строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в  соответствии с возрастными нормами; ­ проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,  условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении  загадок; ­ моделировать различные ситуации и явления природы. Обучающийся получит возможность научиться: ­ осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных  источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; ­ строить сообщения в устной и письменной форме; ­ выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; мире; ­ осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем ­ проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по  самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания  количества групп; ­ понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об  объекте (явлении); ­ обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). Коммуникативные: Обучающийся научится: ­ включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками,  проблем и вопросов; ­ формулировать ответы на вопросы; ­ слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на  полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; ­ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; ­ высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; ­ проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию  партнера в общении; ­ признавать свои ошибки, озвучивать их; ­ употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости,  я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; ­ понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при  выполнении заданий; ­ строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с  учетом возрастных особенностей, норм);   ­ готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых; ­ составлять рассказ на заданную тему; ­ осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую  взаимопомощь; ­ продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников. Обучающийся получит возможность научиться: ­ строить монологическое высказывание; ­ ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; ­ учитывать другое мнение и позицию; ­ умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в  ­ контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность  действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; ­ адекватно использовать средства устной речи для решения различных  паре); коммуникативных задач; ­ навыкам взаимоконтроля. Предметные результаты: Обучающийся научится: ­ характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование); ­ определять тип справочной и научно­познавательной литературы; ­ работать с планом местности и его видами, с масштабом; ­ ориентироваться относительно сторон света; ­ показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;  ­ перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой; ­ перечислять правила ответственного туризма; ­ перечислять правила пользования личным и общественным транспортом; ­ определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной  части; ­ приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать  знакомые вещества; ­ характеризовать строение Солнечной системы и названия планет; ­ характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;  ­ показывать на карте водные объекты; ­ характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе; ­ характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для  человека; ­ характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в  образовании почвы, находить в атласе­определителе животных, живущих в почве; ­ приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники,  хвойные, лиственные и цветковые растения; ­ перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные,  паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия,  необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль  животных в жизни человека; ­ различать группы животных по особенностям питания (растительноядные,  насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных; ­ характеризовать природные сообщества на примере леса; ­ характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и  неживого; ­ характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное  сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей,  моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей; ­ определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах; ­ перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями,  земляками, незнакомыми людьми; ­ определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов,  красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);  ­ перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в  соответствующих ситуациях; ­ определять терминологию родства в применении к членам своей семьи; ­ определять значение своего имени; ­ характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из  органов; ­ характеризовать основные правила гигиены; ­ характеризовать функции органов чувств как источников информации об  окружающем мире; ­ оказывать себе и другим людям первую помощь; ­ перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные  правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности  распределения обязанностей в семье; ­ определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять  приблизительную смету расходов на эти потребности; ­ узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, ­ определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России; ­ определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из  материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы; ­ характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности  перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях; Обучающийся получит возможность научиться: ­ толковать смысл эмблемы Всемирного наследия; ­ составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих  ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий; ­ понимать различия между источниками информации об окружающем мире:  наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет; ­ оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах. Программа 4 класса обеспечивает достижение учащимися начальной школы определенных  личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами изучения курса в 4 классе является формирование  следующих умений: 1 понимание причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности  2 3 действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);  способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;  готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к  животным, природе, окружающим людям;  4 придерживаться правилам работы в группе, доброжелательное отношение к  сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению  одноклассников. Метапредметными результатами изучения курса "Окружающий мир" является  формирование  следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД:  понимать, принимать и формулировать учебную задачу;   ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом  урока; планировать свои высказывания и действия; уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям;   использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и  регуляции своей деятельности; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.    Познавательные УУД: понимать , толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с  условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи  информации; осуществлять поиск необходимой информации из различных источников; понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать  прочитанную информацию в виде таблиц или схем; устанавливать причинно­следственные связи; ориентироваться в разнообразие способов решения задач. Коммуникативные УДД: донести свою позицию до других: формировать свою мысль в устной и письменной  речи; слушать и понимать речь других; признавать свои ошибки, озвучивать их; готовить сообщения, выполнять проекты по теме; выразительно читать и пересказывать текст; вступать в беседу на уроках и в жизни; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе.                           Предметные результаты: распознавать природные объекты с помощью атласа­определителя; различать  наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и  несъедобные грибы; проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; объяснять в пределах требования программы взаимосвязи в природе и между  природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость;  выполнять посильную работу по охране природы; выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую медицинскую  помощь при небольших повреждениях кожи; владеть элементарными приемами чтения карты; приводить примеры городов России, стран зарубежной Европы и их столиц. 2. Требования к подготовке обучающихся по предмету: В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь: узнавать государственную символику РФ; называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ; приводить конкретные примеры прав ребенка; показывать на карте границы России, ее крайние точки; показывать на карте и называть государства, сопредельные России;    приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края; отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и  легендах; назвать памятные даты России. 3. КИМ Структура тестов Все тесты состоят из  трёх частей. Часть А – задания №1­5 ( № 1­12), предусматривают  выбор одного правильного ответа из предложенных. Данные задания проверяют основные  знания по теме урока или раздела.  Часть В – задания состоит из вопросов, которые требуют записи ответа одним  предложением или соотнести понятия и определения. Данные  задания помогают проверить как учащиеся научились   перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; преобразовывать  информацию из одной формы в другую; работать по плану, сверять свои действия с целью  и при необходимости исправлять ошибки.   Часть  С содержит один вопрос, на который нужно дать связный ответ из 2­5 предложений. Учитель отслеживает умение учащихся перерабатывать полученную информацию: делать  выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в  другую: представлять информацию в виде текста; доносить свою позицию до других:  оформлять свои мысли в письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций,  высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать. Основные разделы курса: ­ Мы граждане единого Отечества ­ По родным просторам ­ Путешествие по реке времени ­ Мы строим будущее России Общие требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу В результате изучения окружающего мира ученик должен: знать/понимать ­ государственную символику и государственные праздники современной России; что  такое Конституция; основные права ребенка; ­ особую роль России в мировой истории; проявлять чувство гордости за национальные  свершения, открытия, победы; ­ важнейшие события и великих людей отечественной истории; ­ представление об особенностях природы своего края: формы земной поверхности,  полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; ­ суть  исторических  побед России, сыгравших  решающую роль в мировой истории: уметь ­ замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести,  правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка; ­ иметь первоначальное представление об уникальности России как единого  неделимого государства, об исторической роли многонационального народа России как  народа­созидателя, хранителя российской государственности; ­ приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале  отечественной истории; ­ выявлять причинно­следственные связи между различными историческими  событиями, явлениями социальной действительности; ­ проявлять уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;  ­ уметь в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку  деятельности людей; ­ самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по  определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в  виде сообщения, рассказа. Оценивание работы За каждый правильный ответ блока А ставится один балл, в блоке В оценивание  идёт от1 до2 баллов, блок С оценивается 1­4 балла. Таблица оценивания тестов Тесты по темам  уроков Оценки  «2» «3» «4» 0 – 5  баллов 6 баллов 7­10 баллов Тесты по разделам 0 – 6  баллов 6 – 10 баллов Итоговый тест 0­7 баллов 8 – 15 баллов 11 – 16   баллов 16 – 20   баллов «5» 11 – 13  баллов 17 – 20  баллов 21 – 24  баллов Очень важно при проведении тестирования указывать время, необходимое для  работы учащимся. Время является фактором, который определяет качество получаемых в процессе тестирования результатов. Увеличение времени приводит к утомлению учащихся, что в свою очередь повлияет на результаты тестирования. На выполнение тестов отводится определённое время: на тест по теме урока­ 15 минут; на тест по разделу – 25­ 30 минут; на итоговый тест­ 40 минут. Учащимся выдаются заранее заготовленные бланки или  индивидуальные листы с вопросами и вариантами ответов (для заданий закрытого типа).  Таким образом, неоспоримые преимущества для учителя тестовых заданий  следующие:      выявление знаний и умений каждого ученика;  своевременное обнаружение пробелов в знаниях;  быстрота проведения;  простота проверки.  А для ученика следующие:    этот вид работы не утомляет детей;  проявляется интерес учебному материалу; мотивация к учебно­ познавательной деятельности;  умение выполнять самопроверку.  Но нельзя забывать, что для учащихся начальных классов важное значение имеет  развитие речи на всех уроках, в том числе и окружающем мире. А тестовые задания не  способствуют этому. Поэтому они не должны являться единственной формой проверки, а  умело использоваться в процессе обучения вместе беседой, самостоятельной работой,  контрольной работой, практической работой. Инструкция для учащихся Выполняя часть А,  прочитайте внимательно вопрос и выберите один из  предложенных вариантов ответов. В части В вы должны ответить одним предложением (словом, словосочетанием) или  соотнести левую и правую части задания. В части С вам необходимо дать  связный ответ на вопрос из 2­5 предложений. Тест  1 по теме «Конституция России» А1. Какое другое название имеет наша страна? 1 Российская империя 2 Российская республика А2. Что такое конституция? 1 основной закон нашей страны 2 другое название нашей страны 3 Российская Федерация 4 Российская страна 3 4 устройство нашей страны объединение народов нашей страны А3. Как переводиться с латинского языка слово «конституция»? объединение, союз соглашение 3 4 А4. Когда была принята последняя Конституция РФ? 3 4 в 1977 г. в 1917 г. 1 2 1 2 заявление устройство в 1922 г. в 1993 г. А5. Что относится к правам и свободам человека? 1 2 3 4 образование труд забота о детях защита Родины В1. Почему Конституция называется основным законом нашей страны? ______________________________________________________________ В2. Соедините права и обязанности, записанные в Конституции, со сказками, где  иллюстрируются эти нравственные правила. Право/обязанность 1.Каждый имеет право на жизнь. 2.Каждый имеет право на свободу и личную  неприкосновенность. 3. Каждый имеет право на жилище. 4.Забота о детях ­  равное право  и  обязанность родителей. 5.Каждый имеет право на отдых. Сказка А. «Теремок» Б. Шарль Перро «Золушка» В. Дж.Родари «Приключения Чиполлино» Г. «Иван­церевич и Серый волк» Д. А.Резников «Приключения кота  Леопольда» С.Как ты понимаешь слова « Наша страна стала Российской Федерацией с  республиканской формой правления»? Напиши свой ответ в виде связного текста из 2­4  предложений. Тест  2 по теме «Права ребёнка» А1. Как называется документ, который защищает права юных жителей планеты? 1 Всеобщая декларация прав человека 2 Конституция Российской Федерации 3 Конвенция о правах ребенка 4 указ Президента Российской Федерации А2. До какого возраста гражданин страны считается ребенком? 1 до 1 года 2 до 18 лет 3 до 14 лет 4 до 21 года А3. Как с латинского языка переводится слово «конвенция»? объединение 1 2 постановление 3 4 соглашение устройство А4. Кто берет на себя заботу о ребенке, если он остался без родителей? 1 2 родственники соседи 3 4 учителя государство А5. Когда ООН была принята Конвенция о правах ребенка? 1 2 3 в 1989 г. в 1948 г. в 1945 г. 4 в 2004 г. В1. Какое право представляют тебе учебные учреждения? ______________________________________________ В2. Какие права имеет юный гражданин? _________________________________________________________ С. Как вы понимаете десятый принцип Декларации прав человека: «ребёнок должен  воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами …….»?  Напиши свой ответ в виде связного текста из 2­3 предложений. Тест  3 по теме « Государственное устройство России» А1. Кто обладает высший властью в решении государственных вопросов в России? 1 Президент 2 Народ 3.Председатель правительства 4.Депутаты Государственной думы А2. Кто избирает Президента России? 1 Депутаты Государственной думы 2 Народ 3.правительство 4.Председатель Правительства А3. Какому государственному органу принадлежит законодательная власть? 1 Правительству России 2 Верховному суду 3.администрации Президента 4.Федеральному собранию А4. Какому государственному органу принадлежит исполнительная власть? 1 Правительству России 2 Совету Федерации 3.народу 4.Государственной Думе А5. С какого возраста гражданин имеет право участвовать в управлении государством? 1 2 с 18 лет с 21 года 3 4 с 25 лет с 14 лет В1.Вставьте пропущенные слова в предложения. Высшая власть в России принадлежит ………………….. . Исполнительная власть  принадлежит ………………………… . Законодательная власть принадлежит  …………………………… . В2. Каковы полномочия Президента РФ? _______________________________________________________________ С.Почему надо ответственно относиться к выборам Президента и депутатов  Государственной думы? Тест  4 по теме « Государственная граница России» А1. Какая страна не имеет с Россией общей границы? 1 Норвегия 2 Польша 3 Белоруссия 4 Франция А2. Какая страна является нашим морским соседом? 1 Китай 2 Казахстан А3. В какой стране самое многочисленное население? 1 2 в США в Китае А4. Какая страна граничит с Россией на севере? 1 Норвегия 2 Азербайджан 3 Япония 4 Украина 3 4 в Монголии в Польше 3 Грузия 4 КНДР А5. Какая страна имеет с Россией самую короткую границу? 1 Польша 2 Белоруссия 3 Монголия 4 КНДР В1. Какие страны находятся на территории Европы? ________________________________________________________ В2. Какие страны находятся на территории Азии? _________________________________________________________ С.В какой стране ты бы хотел побывать? Объясни почему. Тест 5– Проверочная работа по разделу «Мы граждане единого Отечества». Вариант 1. А1. Что относится к характеристике общества «семья»? 1 2 3 4 совместное хозяйство свой язык границы государственные символы А2. Кто является главой государства в нашей стране? 1 император 2 король А3. Как называется основной закон нашей страны? 1 федеральный закон 2 конституция 3 президент 4 султан 3 декларация 4 конвенция А4. В каком возрасте гражданин России получает паспорт? 1 2 в 18 лет в 21 год 3 4 в 16 лет в 14 лет А5. Как называется документ, который защищает права юных жителей планеты?  1 Всеобщая декларация прав человека 2 Конституция Российской Федерации 3 Конвенция о правах ребенка 4 указ Президента Российской Федерации В1. Чем занимается Государственная дума? ______________________________________________________________ В2.  Что символизирует двуглавый орел на гербе России? _______________________________________________________________ С.Что помогает строить добрые отношения между народами В России и за её пределами? Тест 5 –Вариант 2. А1. Что относится к характеристике общества «народ»? 1 2 территория национальный костюм 3 4 совместное хозяйство столица А2. Каким государством, согласно Конституции РФ, является наша страна? 1 демократическая республика 2 монархия 3 президентская республика 4 социалистическая республика А3. С какого возраста гражданин имеет право участвовать в управлении государством? 1 2 с 18 лет с 21 года А4. Что такое конституция? 1 основной закон нашей страны 2 другое название нашей страны 3 4 устройство нашей страны объединение народов нашей страны А5. Что относится к правам гражданина? 3 4 с 2 лет с 14 лет защита чести и доброго имени сохранение природы 1 2 3 исполнение законов государства 4 забота о своем ребенке В1. Что относится к символам государства? _______________________________________________________ В2. Чем занимается Государственная дума? ______________________________________________________________ С.Что помогает строить добрые отношения между народами В России и за её пределами? Тест 6  по теме «В поисках подземных кладовых» А1. Какое полезное ископаемое самое прочное? 1 известняк 2 гранит А2. Какое полезное ископаемое может плавиться? 1 глина 2 песок 3 каменный уголь 4 торф нефть 3 4 железная руда А3. Из какого полезного ископаемого получают жидкое топливо? 3 из нефти 4 из торфа 1 из глины 2 из железной руды А4. Какое полезное ископаемое обладает пластичностью? 1 глина 2 песок 3 известняк 4 гранит А5. Какое полезное ископаемое называют «черным золотом»? торф 1 2 природный газ нефть 3 каменный уголь 4 В1. Какие полезные ископаемые горючи? _________________________________________________________ В2. Какие полезные ископаемые используют в строительстве? _________________________________________________________ С.Для чего люди добывают полезные ископаемые? Тест 7 по теме « По морским просторам» А1. Какое из этих морей является морем Атлантического океана?  1 Белое  2 Охотское А2. Какое море самое теплое? 1 Черное 2 Балтийское А3. Какое  озеро самое глубокое в мире? 1 Байкал  2 Селигер 3 Балтийское 4 Карское 3 Берингово 4 Баренцево 3 Ладожское 4 Онежское А4. Какая река протекает по Восточно­Европейской равнине? 3 Лена 4 Енисе 1 Амур 2 Волга А5. Какое озеро называют морем? 1 Байкал 2 Ладожское 3 Онежское 4 Каспийское В1. Моря каких океанов омывают берега России? _________________________________________________________ В2. О каком озере идет речь? Это озеро расположено на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей.  Оно является вторым по величине озером в Европе после Ладожского. Название озера в  переводе с древнефинского ­  означает «дымящееся озеро». В народе озеро любовно  называют «батюшка». Из него вытекает одна река – Свирь, которая потом впадает в  Ладогу. 1 2 3 4 об озере Селигер о Телецком об Онежском о Байкале С. Почему загрязняются моря? Как мы можем помочь в сохранении их экологии? Тест 8 по теме « В ледяной пустыне» А1. Где расположена зона арктических пустынь? 1 в тропическом поясе 2 в умеренном поясе 3 на экваторе А2. Какая температура бывает в Арктике летом? 1 2 выше +20оС немного выше 0оС 4 3 4 в полярном поясе ниже ­10 оС ниже ­40 оС А3. Какая группа растений преобладает в арктических пустынях? хвойные 1 2 цветковые лишайники 3 4 папоротники А4. Чем питаются птицы в арктических пустынях? 1 2 рачками растениями 3 4 рыбой насекомыми А5. Чем в Арктике занимается человек? 1 исследование природы 2 животноводством 3 добычей полезных ископаемых 4 охотой В1. Какая экологическая проблема существует в Арктике? __________________________________________________________________ В2. Какие схемы цепи питания можно составить из этих живых существ: рачки, сайка,  кайра, белый медведь, тюлень, водоросли? __________________________________________________________________ С.Как приспособились к условиям суровой Арктики животный и растительный мир? Тест 9 по теме « В холодной тундре» А1. Каковы погодные условия тундры? 1 2 3 4 холодная зима, теплое лето суровая зима, жаркое лето суровая зима, холодное лето суровая зима, лета не бывает А2. Какое растение является основной пищей для оленей? 1 морошка 2 карликовая ива А3. Какое основное занятие северных народов? выращивание кормовых культур выращивание зерновых культур 1 2 3 птицеводство оленеводство 4 3 4 брусника ягель А4. Как приспособлены птицы к суровым условиям тундры? ложатся на зиму в спячку 1 2 питаются насекомыми, которых много в тундре 3 4 на брюхе и лапах у них густые, длинные перья на зиму улетают на юг А5. Какой вред наносит тундре деятельность человека? 1 2 3 нарушается поверхность почвы из­за добычи нефти загрязняется воздух вырубаются леса 4 вылавливается много рыбы В1. Прочитай текст. Определите, может ли такое быть. Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Вдруг видим: над березами, вдалеке  торчат шляпки грибов. Остановились мы, принялись искать еще. Раздвинешь две­три  березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзину. Смотрим на часы,  за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце и не думает заходить. Положили мы свои  спальные мешки на березы и крепко заснули. _________________________________________________________________ В2. Почему растения в тундре низкорослые? _________________________________________________________________ С. Напиши, хотя бы, одну экологическую проблему Тундры и предложи  пути её решения. Тест 10  по теме «Среди лесов» А1. Чем отличаются погодные условия зоны лесов? теплая зима 1 2 теплое лето 3 мало влаги 4 солнце поднимается низко над горизонтом А2. Какое дерево не относится к хвойным? 1 кедровая сосна 2 лиственница А3. Какое дерево относится к мелколиственным? 3 ясень 4 пихта 1 дуб 2 3 клен липа 4 А4. Какая птица способствует распространению семян кедра? береза 1 2 глухарь рябчик А5. Какое животное «лишнее»? 1 2 бурундук олень 3 кедровка 4 сокол­дербник 3 4 рысь заяц В1. Напиши кратко характеристику зоны лесов? __________________________________________________________________ В2. О какой лесной птице идет речь? Эта птица относится к отряду куриных. Самцы крупнее и ярче самок. Весной самцы  собираются на тока. Токующие птицы издают особые звуки, а иногда жестоко дерутся. Во  время токового «пения» они теряют слух, отчего эти птицы и получили такое название. ___________________________________________________________. С. Как вы понимаете выражение : «лес – место отдыха»? Тест 11 по теме « В широкой степи» А1. Каковы погодные условия в степях? 1 жаркое лето, мало влаги 2 холодное короткое лето суровая зима, прохладное лето 3 4 дождливое и жаркое лето А2. Какой растительный покров преобладает в степях? 1 широколиственные леса 2 деревья и кустарники 3 4 разнообразные травянистые растения хвойные леса А3. Какое растение имеет корни – луковицы? 1 типчак 2 ковыль А4. Какое животное – хищник? серая куропатка 1 2 дрофа 3 4 тюльпан осока 3 кобылка 4 степная гадюка А5. Какие степные животные занесены в Красную книгу? 1 журавль­красавка 3.пустельга 2.хомяк 4. Суслик В1. О каком природном явлении в степях идет речь? Она возникает в степях во время засухи, особенно там, где земли распаханы. При этом  явлении резко уменьшается видимость. Переносимая ветром пыль проникает повсюду,  повреждая механизмы и затрудняя дыхание. В результате уничтожается почва, нередко уже с семенами. Они могут выпасть на землю за тысячи километров. __________________________________________________________ В2. Почему в степях погибает много птиц? _________________________________________________________ С. Напиши, как растения приспособились к продолжительному засушливому лету? Тест 12  по теме « В жаркой пустыне» А1. Каковы погодные условия в пустыне? 1 жаркое лето, осадков мало 2 жаркое лето, суровая зима 3 теплое дождливое лето 4 короткое жаркое лето А2. Какое колючее растение охотно поедают верблюды? 1 джузгун 2 колосняк А3. Какое животное называют «кораблем пустыни»? 1 2 сайгака верблюда А4. Что такое барханы? 1 животные 2 растения верблюжью колючку 3 4 кактусы 3 корсака 4 скарабея 3 валы из песка 4 пыльные бури А5. Какое животное с помощью длинных сильных ног прыгает до 3 м в высоту? 1 сайгак 2 корсак 3 4 ящурка быстрая  тушканчик В1. Как животные приспособились к условиям пустыни? _____________________________________________________________­ В2.Какая экологическая проблема существует в пустынях? _________________________________________________________________ С.Подумай, что произойдёт в пустыне, если верблюды исчезнут совсем? Тест13 по теме « По страницам Красной книги» А1. Какие животные взяты под охрану в Таймырском заповеднике? 1 краснозобая казарка 2 лемминг 3 4 олень сокол­сапсан А2. Какое степное животное занесено в Красную книгу? 1 Гадюка 3.степная дыбка 2.хомяк 4.кобылка А3. Какие животные взяты под охрану в заповеднике на острове Врангеля? 1 тупик 2 морж 3 4 А4. Какое лесное животное занесено в Красную книгу? белый медведь овцебык лось 1 2 филин 3 медведь 4 жук­олень А5. Какое млекопитающее занесено в Красную книгу? 3 4 полевка черноморская афалина 1 2 косуля заяц­русак В1. Соедините экологическую проблему с зоной, к которой она относится. Экологическая проблема 1.Разрушение почвы тяжёлой техникой. 2.Загрязнение морей и побережий нефтью. 3.Вырубка лесов. 4.Образование подвижных песков. 5.Браконьерство. Природная зона А.Арктические пустыни Б.Степи В.Тундра Г.Черноморское побережье Д.Пустыни Е.Лесная зона __________________________________________________________________ В2. Почему озеро Байкал включено в Список Всемирного природного наследия? ______________________________________________________________ С.Прочитайте стихотворение. Дерево, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Какие действия надо предпринять, чтобы человек не остался один на планете? Тест 14– Проверочная работа по разделу «По родным просторам» Вариант 1. А1. Как лес защищает почву? 1 2 3 4 не дает солнцу высушивать почву в лесу трудно пахать и сеять не дает ветру и потокам воды смыть почву, удерживает ее в лесу животные не вытаптывают почву? А2. Какое степное растение имеет корни – луковицы? 1 типчак 2 ковыль А3. Какое животное называют «кораблем пустыни»? 1 2 сайгака верблюда А4. Что такое балки? 3 ирис 4 осока 3 корсака 4 варана 1 2 3 4 скопление холмов углубления с поросшими растениями склонами склоны высоких гор горы, расположенные рядами А5. Что такое приток? начало реки 1 2 место впадение реки в море 3 4 правый берег реки река, впадающая в другую реку А6. Какое полезное ископаемое обладает пластичностью? 1 глина 2 песок А7. Какой вид почвы самый плодородный? 1 2 тундровая луговая А8. Какая птица живет и вьет гнезда на лугу? 1 перепел 2 дятел 3 известняк 4 гранит 3 подзолистая 4 чернозем 3 иволга 4 дрозд А9. Какие леса растут на склонах гор Черноморского побережья? 1 широколиственные 2 хвойные 3 смешанные 4 кустарники А10. Какое животное с помощью длинных сильных ног прыгает до 3 м в высоту? 1 сайгак 2 корсак 3 4 ящурка быстрая  тушканчик В1. Почему траву на лугу надо начинать скашивать от центра, двигаясь по кругу? ______________________________________________________________ В2. Чем привлекает хлеборобов степь? _____________________________________________________________ В3. Какие объекты Всемирного природного наследия находятся на территории России? _____________________________________________________________ С.Какие места на территории России вам бы хотелось посетить? Почему? Тест 14­Вариант 2 А1. Какие деревья растут в тайге? береза, осина 1 2 дуб, клен А2. Какое животное степи – хищники? серая куропатка 1 2 дрофа А3. Что такое овраги? 1 2 3 4 углубления с крутыми склонами углубление между горами рытвины у склонов холмов высокие холмы А4. Что такое исток? 3 4 сосна, пихта ясень, вяз 3 кобылка 4 степная гадюка начало реки 1 2 место впадения реки в море 3 4 песчаная отмель на берегу река, впадающая в другую реку А5. Какое полезное ископаемое обладает плавкостью? 3 4 железная руда 1 глина 2 песок нефть А6. Какой вид почвы распространен в степях? 1 2 серая лесная почва луговая почва 3 подзолистая почва 4 чернозем А7. Какая равнина раскинулась от западных границ России до Уральских гор? 1 Восточно­Европейская 2 Приволжская 3 Среднесибирское плоскогорье 4 Западно­сибирская А8. Какая характеристика относится к тундре? 1 солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом, из растительности на  камнях встречаются лишайники, животные питаются рыбой 2 короткое лето. Земля оттаивает на 1,5 м в глубину, вода не впитывается, поэтому  3 4 там много болот, растения стелются по земле лето теплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, так как они менее  требовательны к теплу; животный мир разнообразен в лесах растут теплолюбивые широколиственные растения; растительный и  животный мир богат и разнообразен А9. Почему в субтропиках теплее, чем в умеренных поясах? солнечные лучи там падают отвесно 1 2 пояс всегда обращен к Солнцу 3 4 из­за вращения Земли вокруг Солнца там много вулканов А10. Какие горы России самые высокие? 1 Кавказские 2 горы Камчатки 3 Саяны 4 Уральские В1. Почему озеро Байкал включено в Список Всемирного природного наследия? ______________________________________________________________ В2. Как растения приспособились к продолжительному засушливому лету? _____________________________________________________________ В3. Какой вред наносит экологии тундры деятельность человека? ________________________________________________________________ С. Какие места на территории России вам бы хотелось посетить? Почему? Тест 15 по теме « Москва – преемница Владимира» А1. Какой князь бросил вызов Золотой Орде? 1 Иван Калита 2 Юрий Долгорукий 3 Александр Невский 4 Дмитрий Иванович А2. Какое прозвище получил князь Дмитрий после Куликовской битвы? 1 Донской 2 Невский А3. Когда состоялась Куликовская битва? 1 2 в 1240 г. в 1380 г. А4. Какой город был столицей Руси в XIII в.? 3 Долгорукий 4 Красное Солнышко 3 4 в 1237 г. в 1300 г. 1 Киев 2 Владимир 3 Москва 4 Великий Новгород А5. Какие монахи были посланы Сергием Радонежским с князем Дмитрием? 1 Илья Муромец 2 Добрыня Никитич 3 Пересвет 4 Владимир В1. Почему Дмитрий Донской перед битвой просил благословения в Троицком  монастыре? _______________________________________________________________­ В2. Какое Какие три беды пришли на Русь? _________________________________________________________________. С. Подумайте, почему князя Даниила Московского со временем в народе называли  хозяином земли Русской? Тест 16  по теме «Начало московского царства» А1. Где произошла встреча русской рати с войском Ахмата? 1 2 на реке Непрядве на реке Дон 3 4 на реке Угре на реке Неве А2. Какой монгольский хан привел свои войска к реке Угре? 1 Мамай 2 Батый А3. Какой кремль был построен при Иване III? белокаменный 1 2 дубовый А4. Какой символ появился на печати Ивана III? 1 Георгий Победоносец 2 двуглавый орел А5. Кто из правителей стал первым в России царем? 1 Иван III 2 Иван Грозный 3 Ахмат 4 Касым 3 из железных решеток 4 из красного кирпича 3 медведь 4 щит и меч 3 Иван Калита 4 Дмитрий Донской В1. Почему Иван III решил дать отпор Золотой Орде? __________________________________________________________________ В2. Соедини понятие с его определением. Понятие  А.Казаки Б. Мечеть  В. Земский собор Определение  1.Культовое здание для людей исламской веры. 2.Вольные люди, бежавшие от татар в необжитые степи. 3.Орган управления на Руси, собрание верных и  разумных людей. С. Что общего вы заметили в политике киевских князей и московских государей? Тест 17  по теме « Подвижники Руси и землепроходцы» А1. Какой царь приказал основать в Москве типографию? 1 Иван III 2 Иван Калита 3 Ярослав Мудрый 4 Иван Грозный А2. Как звали мастера, создавшего в Москве первую типографию? 1 Кирилл 2 Мефодий 3 Иван Федоров 4 монах Нестор А3. Какую книгу для обучения грамоте создал Иван Федоров? «Повесть временных лет» «Слово о полку Игореве» «Апостол» 1 2 3 4 первый русский букварь А4. Где поставлен памятник Ивану Федорову? в Киеве в Москве 3 4 А5. В каком году вышла первая печатная книга на Руси? 3 4 в 1480 г. в 1564 г. 1 2 1 2 в Ярославле во Владимире в 1612 г. в 1500 г. В1. Какие города были построены в Сибири в XVI – XVII вв.? _________________________________________________________________ В2. Дай определениям понятия. Человек, открывающий для себя  мир, прокладывающий новый путь  ­  ……………………………….. .  Человек, служащий добру, справедливости, заботе о человеке ­  ………………………………… . Люди, которые осваивали новое дело, приводили в движение окружающий мир ­  ………………………… .  С. Как пословица : «Как поживёшь, так и прослывёшь», характеризует мировоззрение  митрополита Филиппа? Тест 18  по теме « На пути к единству» А1. Когда польские захватчики выступили против России? 1 2 в XI в. в XIV в. А2. Где укрылись польские захватчики? 1 2 в Новгороде в Киеве 3 4 3 4 в XVI в. в XVII в. в Москве в Рязани А3. Кто из русских людей призвал народ к сопротивлению врагам? 1 Иван Федоров 2 Дмитрий Донской А4. Кто встал во главе русского войска? 1 Козьма Минин 2 Дмитрий Пожарский А5. Когда была одержана победа над поляками? 1 2 в 1612 г. в 1610 г. 3 Иван Грозный 4 Козьма Минин 3 Александр Невский 4 Иван Грозный 3 4 в 1604 г. в 1613 г. В1. Какой подвиг, совершенный во время этой войны описывается в стихотворении К.  Рылеева? Все глуше и диче становится лес!  И вдруг пропадает тропинка пред ними;  И сосны и ели, ветвями густыми Склонившись угрюмо до самой земли,  Дебристую стену из сучьев сплели.  Вотще настороже тревожное ухо:  Всё в том захолустье и мертво и глухо... "Куда ты завел нас?" ­ лях старый вскричал.  "Туда, куда нужно! ­ Сусанин сказал. Убейте! замучьте! ­ моя здесь могила!  Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!» _____________________________________________________________. В2. Соедини  человека с его ролью в освобождении Руси во времена Смуты. Деятель  1.Козьма Минин 2.Дмитрий  Пожарский 3.Патриарх Гермоген. Роль в истории А.Сделал первый взнос на создание войска, призвал граждан  «не жалеть добра» на защиту Отечества. Б.Отказался подписать грамоту на царствование польского  королевича. В.Встал во главе войск народного ополчения. С. Почему победа на Руси  со смутой и иноземным нашествием стала возможна? Тест 19  по теме  «Начало Российской империи» А1. Какое прозвание получил царь Петр I? 1 Донской 2 Красное Солнышко А2. Чем увлекался Петр I в детстве? 1 2 военными играми танцами А3. Когда Петербург стал столицей России? 1 2 в 1480 г. в 1612 г. А4. Что создал Петр I в России? 1 первый университет 2 морской флот 3 Мудрый 4 Великий астрономией 3 4 искусством 3 4 в 1703 г. в 1712 г. 3 Академию наук 4 Первый корабль А5. В каком возрасте Петр I был провозглашен царем? 1 2 3 4 в 26 лет в 20 лет в 10 лет в 18 лет В1. Почему для России важно было создать флот? __________________________________________________________ В2. Какие науки хорошо знал Петр I? ___________________________________________________________ С. Почему современному атомному ракетному крейсеру дали имя Петра I ? Тест 20 по теме  «Жизнь ­ Отечеству, честь – никому» А1. Что основал Михаил Ломоносов по возвращении в Петербург из Германии? 1 Академию наук 3.химическую лабораторию 4. институт физики 2. обсерваторию А2. Какой памятник был поставлен Екатериной II в честь Петра I? 1 Петропавловский собор 2 Зимний дворец 3 Медный всадник 4 Адмиралтейство А3. Какой полководец прославился победой над крепостью Измаил? 3 М.И. Кутузов 4 Дмитрий Пожарский А4. Какой флотоводец взял штурмом морскую крепость на острове Корфу? 1 А.В. Суворов 2 Ф.Ф. Ушаков 1 А.В. Суворов 2 Ф.Ф. Ушаков

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.

Рабочая программа по Окружающему миру. 1-4 класс. Перспектива.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017