Рабочая программа по окружающему миру к учебно-методическому комплекту "Перспектива" (авторский коллектив: Плешаков А. А., Новицкая М. Ю., Белянкова Н. М., Румянцев А. А., Саркисян Ю. В.) рассчитана на период обучения в первом классе и составлена в соответствии с ФГОС. Тема года: «Открытие мира в кругу верных друзей».Рабочая программа по окружающему миру к учебно-методическому комплекту "Перспектива"
РП окруж. 1 кл.doc
Рабочая программа по окружающему миру 1 В класса школы №127
Рабочая программа по окружающему миру
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета составлена с учетом следующих нормативноправовых документов:
Закон «Об образовании в РФ» № 273ФЗ, принят от 29 декабря 2012 г.;
Приказ Министерства образования РФ от 06.10.2009г №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015 №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников,
рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и
общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №
253»;
Авторская программа Плешакова А. А., Новицкой М. Ю., Белянковой Н. М., Румянцева А. А., Саркисян Ю. В.
Учебный план ГБОУ СОШ № 127 на 2016 / 2017 учебный год;
Цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рациональнонаучного познания и
эмоциональноценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
• духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия
российского общества.
1 Рабочая программа по окружающему миру 1 В класса школы №127
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной
мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социальногуманитарных наук,
необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
• уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре,
истории;
• понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
• модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных
целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их
единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в
окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг. Предмет «Окружающий мир» занимает
важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико
ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинноследственные связи в окружающем мире, в том числе
на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших
школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить
наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа
жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет
2 Рабочая программа по окружающему миру 1 В класса школы №127
наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовнонравственном развитии и воспитании личности, формирует
вектор культурноценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных
связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках
чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей
способность рациональнонаучного и эмоциональноценностного постижения мира вокруг. Знакомство с основами естественных и социально
гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и
предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как
личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как
компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии,
географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественнонаучных и социальногуманитарных
знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи
экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного
уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее
национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части
предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Тема года: «Открытие мира в кругу верных друзей»
В 1 классе основное внимание необходимо уделять развитию дружеских и добросердечных отношений, ведь дети только начинают входить в
новый для них школьный мир с его требованиями и сложными для малышей правилами. Адаптация к школе часто бывает болезненной и ведёт
3 Рабочая программа по окружающему миру 1 В класса школы №127
к появлению неуверенности в себе, излишней застенчивости. Нервные перегрузки могут стать причиной отклонения в поведении —
агрессивности, повышенной возбудимости, озлобленности. Чтобы избежать этих трудностей, необходимо создать в классе такую атмосферу, в
которой дети чувствовали бы себя уверенно и защищённо. Поэтому название темы года — «Открытие мира в кругу верных друзей» —
представляется достаточно ёмким.
В течение учебного года первоклассники будут не только осваивать азы курса «Окружающий мир», но и учиться азам дружбы. Эта
наука не менее сложная, чем любая другая. Она требует отзывчивости, чуткости, ответственного отношения, самоотверженности. Ребятам
предстоит узнать, что такое верность, долг, обязательность. Они уже сталкиваются с негативными качествами и поступками своих
одноклассников. Но, соприкасаясь со светлыми и темными сторонами характера людей, дети постепенно расширяют свой жизненный опыт и
представления о добре и зле. В этом им помогут как реальные примеры из повседневной жизни, так и опыт, полученный из книг и фильмов.
Огромное место в воспитании дружбы и чувства долга играет введение кодекса чести класса, который далее будет подробно рассмотрен в
данном пособии.
Отталкиваясь от житейских проблем, волнующих ребят, необходимо, однако, по возможности переводить разговор на более
возвышенные темы: о героях — защитниках Родины, их смелости, стойкости и верности долгу; о том, что воины, которые жили много лет
назад, отстаивали не только свободу нашего государства, но и нашу личную свободу. Былинные богатыри и солдаты Великой Отечественной
войны равно достойны уважения и восхищения. Познакомившись с их подвигами, ребята поймут, что этих сказочных и исторических героев
можно также включить в круг своих друзей. Их имена и подвиги знать необходимо, чтобы научиться отличать истинную храбрость от
показной бравады, честность от изворотливости, верность долгу от пустого упрямства.
Внимание можно уделить и знакомству детей со святыми, которые являются нашими невидимыми заступниками и помощниками в
добрых делах. Детям важно помнить о тех святых, имена которых они носят. Это поможет им задуматься о том, как вести себя, чтобы быть
достойными этих имён.
4 Рабочая программа по окружающему миру 1 В класса школы №127
В круг друзей ребята могут включить и литературных героев.
Учитель может использовать их «авторитет» для обсуждения какихлибо проблемных ситуаций и объяснения плохого и хорошего в
жизни.
Наблюдая за отношениями детей в классе, необходимо корректировать их поведение при возникновении конфликтов и личностного
неприятия. В этом случае важно давать конфликтующим ученикам общие задания, объединять их в пары в урочной и внеурочной
деятельности. Для сплочения класса необходимы коллективные задания. Одновременно ребят нужно знакомить с правилами этикета,
прививать им хорошие манеры.
С некоторыми важными правилами дети 6—7 лет уже знакомы, однако они еще не научились понимать их важность для жизни в
обществе. Среди наиболее значимых для этого возраста можно назвать формы обращения к старшим и сверстникам, правила поведения в
школе и классе, дома и в гостях, за столом, на улице, в транспорте, при посещении музеев, театров, заповедников.
Таково общее содержание работы за страницами учебника в 1 классе. Однако оно будет конкретизировано в соответствии с разделами
учебника «Окружающий мир».
Программа для 1 класса закладывает основу мыслительного инструментария, необходимого для восприятия явления ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР: природа и культура, целое и часть, инвариант и вариант, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и
время как важнейшие параметры бытия; ритм как способ организации мира и его составных частей; природосообразный ритм человеческой
жизни как основа физического и психического здоровья человека; мир как иерархия, порядок, лад.
Программа последовательно представляет три способа освоения явления МИР, выработанные людьми в ходе развития человеческой
культуры, — любовь, понимание (сопереживание, сочувствие), знание. Только соединение этих трёх способов освоения мира даст культурно
значимый результат в системе современного обучения и воспитания детей. Педагогически и социально необходимой в программе предстаёт
ведущая роль культуросозидающего СУБЪЕКТА: «МЫ — ЭТО Я и ДРУГИЕ». В соответствии с расширением образа МЫ в программе
5 Рабочая программа по окружающему миру 1 В класса школы №127
постепенно предстаёт и расширяющийся образ МИРА КАК ЦЕЛОГО в его особых пространственных, временных, социокультурных обликах
(мир видимый и невидимый, мир близкий и далёкий, мир разных культур, мир в прошлом, настоящем и будущем и т. д.).
В результате программа для 1 класса намечает вектор для построения интегрированных программ для 2, 3 и 4 классов с точки зрения
ЦЕЛОСТНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ, которое характерно как для традиционной, устойчивой культуры, так и для ребёнка младшего
школьного возраста.
Общая характеристика учебного курса
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично
объединяют естественнонаучные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства
мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природнокультурное целое, а
человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природнокультурное целое. Программу определяют
важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения
культурнонормативного, культурнозначимого, культурнодолжного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать
целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные
ценностносмысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностноконсолидирующее пространство культуры обеспечивает
согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:
• природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие
параметры бытия;
• природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
6 Рабочая программа по окружающему миру 1 В класса школы №127
• мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших
школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки,
литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры.
В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа,
работа с семьёй, в группах продлённого дня. Поэтому в конце каждого раздела предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с
примерной тематикой.
Место курса в учебном плане
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс
— 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).
Ценностные ориентиры курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для
подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и
неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также
переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения
здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социальнонравственном здоровье.
7 Рабочая программа по окружающему миру 1 В класса школы №127
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей
человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность
культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами,
законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести,
достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в
осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы
мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Содержание курса
Дорога в школу — дорога к открытию мира.
Наш мир — это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа.
Мы и наш мир (11 ч)
8 Рабочая программа по окружающему миру 1 В класса школы №127
Культура. Мы — это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш
мир — это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди — творцы культуры.
Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за город в мир красок и звуков родной природы.
Наш класс (13 ч)
Наш класс в школе. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и
учителем.
Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила
поведения в классе и школе, организация труда и отдыха.
Природа в классе — источник радости, красоты и знаний. Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями.
Разнообразие растений возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аквариум и его обитатели, другие животные живого
уголка. Необходимость бережного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные
отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека.
Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учёбе с давних времен. Игры во
время переменок, на уроке физкультуры, в группе продлённого дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир
детских игрушек
и детского фольклора.
Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного
края. Путешествие (с участием родителей) за город для знакомства с природой в её естественных формах.
Наш дом и семья (15 ч)
9 Рабочая программа по окружающему миру 1 В класса школы №127
Мы в семье — это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное
древо. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и
нерукотворная) хранится в семье и передаётся от одного поколения к другому.
Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия
благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей.
Комнатные растения у
нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и
культурные растения. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек.
Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы
и творчества человека.
Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней
утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.
Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц
«Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».
Город и село (13 ч)
Мы в городе, селе — это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе.
Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу —
чувство, необходимое
для счастливой жизни человека.
10 Рабочая программа по окружающему миру 1 В класса школы №127
Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Разнообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья.
Растения цветника. Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края —
наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним.
Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке.
Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего.
Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и селе: общее и различное.
Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в городе и селе — норма жизни каждого культурного человека.
Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурнопросветительных
учреждений. «Мастер своего дела» — встреча с родителями — представителями городских, сельских профессий.
Родная страна (8 ч)
Мы в стране — это я и мои соотечественники. Россия — наша Родина. Символы России: флаг, герб, гимн. Москва — столица России.
Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жизни культурного человека.
Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они
рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность,
верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России — основа мира и согласия в стране.
Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная
книга России. Заповедники.
Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс — семья народов России». Посещение
природного и/или историкоархитектурного заповедника родного края.
Человек и окружающий мир (6 ч)
11 Рабочая программа по окружающему миру 1 В класса школы №127
Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего
на внешнее, внешнего на внутреннее.
Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в
разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве. Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом
жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных
народов мира.
Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.
Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и/или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля,
кинофильма, представляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией,
представляющими динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.
Блок внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника»
Одной из наиболее важных составляющих духовнонравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За
страницами учебника» является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела,
когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а
родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного
уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.
Рассмотрим цели, задачи, механизмы и принципы работы педагогов в этом направлении.
Цели: духовнонравственное и патриотическое воспитание младших школьников; развитие эстетического восприятия окружающего
мира и гармонического мироощущения через систему уроков и занятий дополнительного образования во второй половине дня.
12 Рабочая программа по окружающему миру 1 В класса школы №127
Задачи. За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества:
отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи: сплочение коллектива класса как единой
семьи, психологопедагогическая работа с семьями учащихся.
Механизмы реализации задач блока «За страницами учебника»
1. Классные часы по духовнонравственному воспитанию.
2. Факультативы (по выбору) «Введение в народоведение», «Экология для младших школьников», «Планета загадок», «Твоя Вселенная»,
изучение природы и культуры региона и др.
3. Направления дополнительного образования (музыкальная школа, хореография, театральная студия и др.).
4. Семейный клуб.
5. Семейные праздники.
6. Посещение филармонии, театров, музеев и других учреждений культуры.
7. Экскурсии.
8. Кодекс чести класса.
Планируемые результаты изучения курса " Окружающий мир "
Результатами освоения программы «Окружающий мир» за 1 класс являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
13 Рабочая программа по окружающему миру 1 В класса школы №127
У обучающихся будут сформированы:
Первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания себя как юного гражданина России и свою
принадлежность к определённому этносу;
Умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
Ценностные представления о своей семье и своей малой Родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального
российского общества (образ Родины – России как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных
народов);
Эмоциональноположительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России;
Целостное видение окружающего мира через постепенное практическое знакомство с формулой» окружающий мир – это природа,
культура и человек», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город, страна);
Представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;
Представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе,
дома, в городе, стране);
Положительное отношение к школе, учебной деятельности;
Представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира –
ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и пр.;
Первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в
целом;
Эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества,
традиционного костюма и пр.;
Этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
Этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;
Потребность сотрудничества во взрослым и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не
мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми;
Освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
14 Рабочая программа по окружающему миру 1 В класса школы №127
прислушиваться к мнению одноклассников;
Установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в
домашнем быту и на школьных занятиях, соблюдение распорядка дня.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
Выделять из темы урока известные знания и умения;
Планировать своё небольшое по объёму высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что сказать потом);
Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по
усмотрению учителя);
Фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных
учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
Оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»;
Сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения,
выделения цветом, оформление в рамки и др.);
Находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.;
Понимать схемы учебника, передавая их содержание в словесной форме;
Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или
15 Рабочая программа по окружающему миру 1 В класса школы №127
простых схем;
Анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
Проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
Устанавливать элементарные причинноследственные связи;
Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
Располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь».
Коммуникативные
Обучающиеся научаться:
Включаться в диалог с учителем и сверстниками;
Формулировать ответы на вопросы;
Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит
собеседник;
Договариваться и приходить к общему решению;
Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над
другими, вежливо общаться;
Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
Употреблять в случае неправоты вежливые слова «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за
замечание, я его обязательно учту» и пр.
Понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре)
при выполнении заданий;
Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
Готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и др.) по теме проекта.
Предметные результаты
16 Рабочая программа по окружающему миру 1 В класса школы №127
Обучающиеся научатся:
Различать природу и культуру;
Различать живую и неживую природу;
Отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;
Различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста;
Соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;
Называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и человек;
Распознавать и называть комнатные растения;
Ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности;
Различать деревья, кустарники, травянистые растения;
Устанавливать связь живой и неживой природы, культуры и деятельности человека;
Называть наиболее распространённые растения своей местности;
Различать культурные и дикорастущие растения;
Различать хвойные и лиственные деревья;
Называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;
Называть фрукты, овощи, ягоды;
Отличать животных от растений;
Распознавать наиболее распространённые виды аквариумных рыбок;
Перечислять группы животных и их существенные признаки;
Различать домашних и диких животных;
Приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
Называть, сравнивать правила поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках и следовать им;
Приводить примеры развивающих игр, в том числе игр народов своего края;
Ухаживать за домашними животными: собаками, кошками;
Называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;
Правильно обращаться с огнём, водой и электроприборами в доме;
Определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»;
Правильно называть родной город; иметь первичные представления о его историческом прошлом;
Определять ближайшие родственные связи в семье;
17 Рабочая программа по окружающему миру 1 В класса школы №127
Работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи;
Находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе в творчестве народов своего края;
Перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из них качествами и способностями человека;
Определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя как наставника в жизни;
Понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений, как библиотеки музеи; определять значение
книги и музейного предмета для расширения знаний об окружающем мире;
Узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь первичное представление о соотношении символических
образов флага, герба, гимна с ценностями, традиционными для культуры России;
Определять достопримечательности Москвы и своего региона;
Определять некоторые особенности традиционной культуры своего края;
Находить место России на земном шаре.
Описание материальнотехнического обеспечения образовательного процесса
Для ученика:
1. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях. 1 класс. М., «Просвещение», 2011 год.
Методические пособия для учителя
Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. М.: «Просвещение», 2011 год,
Плешаков А. А. От земли до неба: Атласопределитель. М.: «Просвещение», 2011 год,
Плешаков А. А. Зеленые страницы. М.: «Просвещение», 2011 год,
Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. М.: «Просвещение», 2013 год,
18 Рабочая программа по окружающему миру 1 В класса школы №127
Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности: Рабочая тетрадь. 1 класс. М.:
«Просвещение», 2016 год,
Плешаков А. А., Новицкая М. Ю, Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты. 1 класс. М.: «Просвещение», 2017 год
Интернетресурсы
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Режим доступа: http
. edu
2.КМшкола (образовательная среда для комплексной информатизации школы). Режим доступа: http
collection
:// school
. ru
:// www
. km
scool
. ru
3.Диск к учебнику.
Наглядные пособия
1.Таблицы.
2.Географическая карта.
3.Глобус.
4.Иллюстрации растений, животных.
Технические средства обучения
1.Ноутбук.
2.Мультимедийный проектор.
3.Экран проекционный.
19
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.