Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Оценка 4.8
Документация
doc
окружающий мир
1 кл
17.08.2018
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир: Мир вокруг нас» (УМК «Школа России»)Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир: Мир вокруг нас» (УМК «Школа России»)
КТП по окружающему миру 1 класс.doc
Согласовано
Заместитель директора по УР
___________________________ Грогуленко М.А.
Утверждаю
Директор МКОУ «Андринская СОШ»
__________________ Федоренко О.М.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 20182019 учебный год
Окружающий мир 1 класс
Программа по окружающему миру 1 4 классы общеобразовательных учреждений.
А.А. Плешаков «Окружающий мир: Мир вокруг нас» 14 классы. Москва, издательство «Просвещение» 2013 г. Программа для ОУ 14
классы.
Автор рабочей программы Емельянова Ольга Юрьевна
Учебник: Окружающий мир 1 класс. Учебник для ОУ в двух частях. А.А. Плешаков Издательство Москва «Просвещение» 2016г.
Гриф учебника Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Наименование
Комплексная
контрольная работа
I четверть
0
II четверть
0
III четверть
0
IY четверть
1
Год
1
Учитель МКОУ «Андринская СОШ»: Емельянова О.Ю.
Рассмотрено: на заседании МО «__» августа 2018 г. №
Дата
ФГОС
Календарно тематическое планирование по окружающему миру
По плану
Факти
ческая
Тема урока
Содержание курса
Планируемые результаты
Основные виды учебной
деятельности учащихся
1
Задавайте вопросы!
Регулятивные: знать основные правила
поведения в окружающей среде.
Познавательные: использовать общие приёмы
решения задач: правила ориентирования в УМК.
Коммуникативные: ставить вопросы,
используя словапомощники: что?, кто?, как?,
откуда?, куда?, где?, когда?, почему?, зачем?;
обращаться за помощью к учителю.
Учащиеся осваивают первоначальные
умения:
— задавать вопросы;
— вступать в учебный диалог;
—пользоваться
обозначениями учебника;
— различать способы и средства
познания окружающего мира;
— оценивать результаты своей
работы на уроке
условными
Введение1ч
Знакомство с
учебником и учебными
пособиями (рабочей
тетрадью, сборником
тестов, атласом
определителем «От
земли до неба», книгами
для чтения «Зелёные
страницы» и «Великан
на поляне»).
Знакомство с
постоянными
персонажами учебника
— Муравьем
Вопросиком и Мудрой
Черепахой
Что и кто? 20ч 2
3
4
Что такое Родина?
Знакомство с целями и
задачами раздела. Роди
на — эта наша страна
Россия и наша малая
родина.
Первоначальные
сведения о народах
России, её столице, о
своей малой родине
Регулятивные: использовать речь для
регуляции своего действия. Познавательные:
использовать знаковосимволические средства;
подводить под понятие на основе распознавания
объектов, выделения существенных признаков
(национальный костюм: цвет, орнамент и т. д.).
Коммуникативные: формулировать
собственное мнение и позицию; договариваться
о распределении функций и ролей в совместной
деятельности
Что мы знаем о народах
России?
Многонациональный
характер населения
России; Представления
об этническом типе
лица и национальном
костюме. Национальные
праздники народов
России. Основные
традиционные религии.
Единство народов
России
Регулятивные: использовать речь для
регуляции своего действия. Познавательные:
использовать знаковосимволические средства;
подводить под понятие на основе распознавания
объектов, выделения 4существенных признаков
(нац5иональный костюм: цвет, орнаме6нт и т.
д.).
Коммуникативные: формулировать
собственное мнение и позицию; договариваться
о распределении функций и ролей в совместной
деятельности
Что мы знаем о Москве?
Москва — столица
России.
Достопримечательности
Москвы: Кремль,
Красная площадь, собор
Василия Блаженного,
метро, зоопарк и т. д.
Жизнь москвичей —
наших сверстников
Регулятивные: использовать речь для
регуляции своего действия. Познавательные:
использовать знаковосимволические средства;
подводить под понятие на основе распознавания
объектов, выделения существенных признаков
(национальный костюм: цвет, орнамент и т. д.).
Коммуникативные: формулировать
собственное мнение и позицию; договариваться
страны,
— Понимать учебную задачу
урока и стремиться её выполнить;
— работать с картинной картой
России,
актуализировать
имеющиеся знания о природе и
городах
занятиях
жителей;
— сравнивать, различать и
описывать герб и флаг России;
— рассказывать
о малой
родине» и Москве как столице
государства;
— отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения на
уроке.
— Понимать учебную задачу
урока и стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации
учебника, сравнивать лица и
национальные
костюмы
представителей разных народов;
— работать в паре:
рассказывать (по фотографиям
и личным впечатлениям) о
национальных праздниках;
— обсуждать, чем различаются
народы России и что связывает их
в единую семью;
— работать со взрослыми:
находить информацию о народах
своего края;
— отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения на
уроке.
— Понимать учебную задачу
урока и
её
выполнить;
— рассматривать иллюстрации
извлекать из них
учебника,
нужную информацию о Москве;
узнавать
—
достопримечательности столицы;
стремиться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности
Проект «Моя малая Родина»
Подготовка к
выполнению проекта:
знакомство с
материалами учебника,
распределение заданий,
обсуждение способов и
сроков работы
Регулятивные: использовать речь для
регуляции своего действия. Познавательные:
использовать знаковосимволические средства;
подводить под понятие на основе распознавания
объектов, выделения существенных признаков
(национальный костюм: цвет, орнамент и т. д.).
Коммуникативные: формулировать
собственное мнение и позицию; договариваться
о распределении функций и ролей в совместной
деятельности
Что у нас над головой?
(Экскурсия.)
Дневное и ночное небо.
Солнце и его форма.
Звёзды и созвездия.
Созвездие Большой
Медведицы
Регулятивные: соотносить правильность
выбора, выполнения и результата действия с
требованием конкретной задачи.
Познавательные: использовать общие приёмы
решения задач: алгоритм нахождения созвездия
на ночном небе.
Коммуникативные: работать в группах,
ставить вопросы участникам группы
Что у нас под ногами?
Камни как природные
объекты, разнообразие
Регулятивные: сличать способ действия и его
результат с заданным эталоном с целью
5
6
7
опираясь
в семейном
соответствующий
— работать в паре:
рассказывать по фотографиям о
жизни москвичей — своих
сверстников;
— отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения на
уроке
В ходе выполнения проекта
первоклассники с помощью
взрослых учатся:
— фотографировать наиболее
значимые достопримечательности
своей малой родины;
— находить
фотоархиве
материал;
— интервьюировать
членов
своей семьи об истории и
достопримечательностях своей
малой родины;
— составлять устный рассказ;
— выступать с подготовленным
сообщением,
на
фотографии (слайды);
— оценивать результаты
собственного труда и труда
товарищей
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— наблюдать и сравнивать дневное
и ночное небо, рассказывать о нём;
— моделировать форму Солнца;
— работать в паре: моделировать
форму созвездий;
— работать со взрослыми:
находить на ночном небе ковш
Большой Медведицы; проводить
наблюдения за созвездиями, Луной,
погодой (по заданиям рабочей
тетради);
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу
урока и стремиться её выполнить; Экскурсия.
их признаков (форма,
цвет, сравнительные
размеры).
Представление о
значении камней в
жизни людей.
Распознавание камней
обнаружения отклонений и отличий от эталона:
алгоритм определения вида камня.
Познавательные: узнавать, называть и
определять объекты и явления окружающей
действительности в соответствии с
содержанием учебного предмета.
Коммуникативные: формулировать свои
затруднения, свою собственную позицию
Что общего у разных
растений?
Части растения (корень,
стебель, листья, цветок,
плод, семя).
Представление о
соцветиях
Регулятивные: сличать способ действия и его
результат с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона:
описание растения. Познавательные: развивать
первоначальные умения практического
исследования природных объектов: описание
растения по готовому плану.
Коммуникативные: ставить вопросы,
обращаться за помощью, аргументировать свою
позицию и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности
практическая
— группировать
объекты
неживой природы (камешки) по
разным признакам;
работа:
—
определять образцы камней по
фотографиям, рисункам атласа
определителя;
— различать гранит, кремень,
известняк;
— работать в паре:
использовать
представленную
информацию для получения
осуществлять
новых знаний,
самопроверку;
— отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения на
уроке
— Понимать учебную задачу
урока и стараться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации
извлекать из них
учебника,
нужную информацию;
— практическая работа в
группе: находить у растений их
части, показывать и называть;
— работать в паре:
использовать
представленную
информацию для получения
новых знаний, различать цветки
и соцветия, осуществлять са
мопроверку;
Что растёт на подоконнике?
Наиболее
распространённые
комнатные растения.
Зависимость внешнего
вида растений от
природных условий их
Регулятивные: формулировать и удерживать
учебную задачу.
Познавательные: узнавать, называть и
определять объекты и явления окружающей
действительности: комнатные растения (назва
ние и краткое описание внешнего вида).
— отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения на
уроке
— Понимать учебную задачу
урока и стараться её выполнить;
— наблюдать
комнатные
растения в школе и узнавать их
по рисункам;
8
9 родины. Распознавание
комнатных растений в
классе
Коммуникативные: ставить вопросы учителю
и участникам рабочей группы, обращаться за
помощью, формулировать собственное мнение и
позицию
10
Что растёт на клумбе?
Наиболее
распространённые
растения цветника
(космея, гладиолус,
бархатцы, астра,
петуния, календула),
цветущие осенью.
Распознавание растений
цветника
Регулятивные: формулировать и удерживать
учебную задачу. Познавательные: подводить
под понятие на основе распознавания объектов,
выделять существенные признаки: краткое
описание декоративного растения.
Коммуникативные: проявлять активность во
взаимодействии для решения коммуникативных
и познавательных задач
11
Что это за листья?
Деревья возле школы.
Листья деревьев, разно
образие их формы и
осенней окраски.
Распознавание деревьев
по листьям
Регулятивные: формулировать и удерживать
учебную задачу. Познавательные:
использовать общие приёмы решения задач:
единый алгоритм распознавания породы дерева
по листьям. Коммуникативные: использовать
речь для регуляции своего действия; ставить
вопросы собеседнику с целью более прочного
усвоения материала
практическая
различать
примеры
рассказывать
—
работа:
определять комнатные растения
с помощью атласаопределителя;
—
изученные
растения;
— работать в паре:
использовать
представленную
информацию для получения
новых знаний о родине комнатных
растений,
осуществлять "са
мопроверку;
приводить
—
комнатных растений;
—
об
особенностях любимого растения;
— отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения на
уроке
— Понимать учебную задачу
урока и стараться её выполнить;
— наблюдать растения клумбы и
дачного участка и узнавать их по
рисункам;
работа:
—
определять растения цветника с
помощью атласаопределителя;
— работать в паре: узнавать по
фотографиям растения цветника,
осуществлять самопроверку;
— рассказывать о любимом
цветке;
— отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения на
уроке
— Понимать учебную задачу
урока и стараться её выполнить;
— наблюдать осенние изменения
окраски листьев на деревьях;
— узнавать листья в осеннем
букете, в гербарии, на рисунках и
фотографиях;
— сравнивать и группировать
листья по различным признакам;
практическая 12
13
Что такое хвоинки?
Лиственные и хвойные
деревья. Ель и сосна —
хвойные
деревья.
Хвоинки — видоизме
нённые
листья.
Распознавание хвойных
деревьев
Кто такие насекомые?
Насекомые как группа
животных. Главный при
знак насекомых —
шесть ног. Разнообразие
насекомых
Регулятивные: применять установленные
правила в планировании способа решения:
алгоритм описания дерева с целью определения
его породы. Познавательные: узнавать, назы
вать и определять объекты и явления
окружающей действительности: распознавание
сосны и ели. Коммуникативные: задавать во
просы, просить о помощи, формулировать свои
затруднения
Регулятивные: преобразовывать практическую
задачу в познавательную: изучение видов
насекомых.
Познавательные: узнавать, называть и
определять объекты и явления окружающей
действительности, выделять и обобщенно
фиксировать группы существенных признаков
объектов с целью решения конкретных задач:
описание насекомого.
Коммуникативные: аргументировать свою
позицию и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке об
щего решения в совместной деятельности
14
Кто такие рыбы?
Рыбы — водные
животные, тело которых
большинства)
(у
покрыто
чешуёй.
Морские и речные рыбы
Регулятивные: преобразовывать практическую
задачу в познавательную, сличать способ
действия и его результат с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона, устанавливать соответствие получен
— практическая работа в группе:
определять деревья по листьям;
— описывать
внешний вид
листьев какоголибо дерева;
— отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения на
уроке
— Понимать учебную задачу
урока и стараться её выполнить;
— различать лиственные и
хвойные деревья;
— практическая работа в группе:
определять деревья с помощью
атласаопределителя;
— сравнивать ель и сосну;
— описывать дерево по плану;
— отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения на
уроке
— Понимать учебную задачу
урока и
её
выполнить;
— рассматривать иллюстрации
извлекать из них
учебника,
информацию о строении насеко
сравнивать части тела
мых,
различных насекомых;
— работать в паре: узнавать
насекомых
рисунке,
определять насекомых с помощью
атласаопределителя,
осуществлять самопроверку, при
водить примеры насекомых;
— сочинять и рассказывать
сказочные истории 1 по рисункам;
— отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения на
уроке
— Понимать учебную задачу
урока и
её
выполнить;
— рассматривать иллюстрации
стремиться
стремиться
на 15
Кто такие птицы?
Знакомство с птицами
как одной из групп жи
вотных.
Перья —
главный признак птиц.
Первоначальное
знакомство
строением пера птицы
со
ного результата поставленной цели: изучение
видов рыб. Познавательные: узнавать, назы
вать и определять объекты и явления
окружающей действительности, выделять и
обобщенно фиксировать группы существенных
признаков объектов с целью решения
конкретных задач: описание рыбы по готовому
плану. Коммуникативные: определять общую
цель и пути её достижения, вести устный
диалог, слушать собеседника
Регулятивные: применять усвоенные правила в
планировании способа решения, сличать способ
действия и его результат с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона, устанавливать соответствие
полученного результата поставленной цели:
отличие птиц от других видов животных.
Познавательные: узнавать, называть и
определять объекты и явления окружающей
действительности, выделять и обобщенно
фиксировать группы существенных признаков
объектов с целью решения конкретных задач:
описание птицы по готовому плану.
Коммуникативные: адекватно оценивать
собственное поведение и поведение
окружающих, проявлять активность во
взаимодействии для решения коммуникативных
и познавательных задач
извлекать из них
учебника,
нужную информацию;
— моделировать строение чешуи
рыбы с помощью монет или
кружочков из фольги;
— работать в паре: узнавать
рыб на рисунке, осуществлять
самопроверку;
— описывать рыбу по плану;
— приводить примеры речных и
морских рыб с помощью атласа
определителя;
— отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения на
уроке
— Понимать учебную задачу
урока и
её
выполнить;
— рассматривать иллюстрации
извлекать из них
учебника,
нужную информацию;
—
практическая
исследовать
птицы;
— работать в паре: узнавать
определять
птиц на рисунке,
птиц с помощью атласа
проводить
определителя,
самопроверку;
— описывать птицу по плану;
— сочинять и рассказывать
сказочную историю по рисунку;
работа:
строение пера
стремиться
16
Кто такие звери?
Внешнее строение и
разнообразие зверей.
Основные признаки
зверей: шерсть,
выкармливание
детёнышей молоком.
Регулятивные: предвосхищать результат,
выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её
реализации: самостоятельное составление плана
описания животного.
Познавательные: узнавать, называть и
— отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения на
уроке
стремиться
— Понимать учебную задачу
урока и
её
выполнить;
— рассматривать иллюстрации
извлекать из них
учебника, 17
Что окружает нас дома?
Связь строения тела
зверя с его образом
жизни
определять объекты и явления окружающей
действительности, выделять и обобщенно
фиксировать группы существенных признаков
объектов с целью решения конкретных задач:
описание животного по плану, предложенному
другой группой. Коммуникативные: ставить и
задавать вопросы, обращаться за помощью,
предлагать помощь и сотрудничество
Систематизация
представлений детей о
предметах домашнего
обихода. Группировка
предметов по их
назначению
Регулятивные: преобразовывать практическую
задачу в познавательную, составлять план и
последовательность действий при
возникновении опасной ситуации.
Познавательные: моделировать группы
существенных признаков объектов с целью
решения конкретных задач (определение вида и
степени опасности объекта); узнавать, называть
и определять объекты в соответствии с их
назначением. Коммуникативные: работа в
группах: определять цели, функции участников,
способы взаимодействия; определять общую
цель и пути её достижения
работа:
строение шерсти
нужную информацию;
—
практическая
исследовать
зверей;
— работать в паре: узнавать
зверей на рисунке, определять
зверей с помощью атласаопре
проводить
делителя,
самопроверку;
— устанавливать связь между
строением тела зверя и его
образом жизни;
— отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения на
уроке
— Понимать учебную задачу
урока и
её
выполнить;
— характеризовать назначение
бытовых предметов;
— находить
предметы определённых групп;
стремиться
на рисунке
— работать в паре:
группировать
предметы
домашнего обихода; проводить
взаимопроверку;
приводить
—
предметов разных групп;
примеры
— отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения на
уроке
18
Что умеет компьютер?
Знакомство с
компьютером, его
назначением и
составными частями.
Роль компьютера в
современной жизни.
Правила безопасного
Регулятивные: формулировать и удерживать
учебную задачу, различать способ и результат
действия.
Познавательные: использовать общие приёмы
решения задач (алгоритм начала работы с
компьютером), устанавливать аналогии,
причинноследственные связи.
стремиться
— Понимать учебную задачу
урока и
её
выполнить;
— определять составные части
компьютера;
— характеризовать назначение
частей компьютера; обращения с ним
Коммуникативные: проявлять активность во
взаимодействии для решения коммуникативных
и познавательных задач, осуществлять взаимный
контроль
19
Что вокруг нас может быть
опасным?
Первоначальное
знакомство
с
потенциально опасными
окружающими
предметами и транс
портом. Элементарные
правила дорожного дви
жения
Регулятивные: предвосхищать результат,
выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей (разбор конкретных
жизненных ситуаций, связанных с темой урока)
и условиями её реализации.
Познавательные: использовать знаково
символические средства для решения задач;
устанавливать причинноследственные связи.
Коммуникативные: строить монологическое
высказывание, аргументировать свою позицию
20
На что похожа наша планета?
Первоначальные
сведения о форме
Земли и её движении
вокруг Солнца и своей
оси. Глобус — модель
Земли
Регулятивные: составлять план и
последовательность действий; адекватно
использовать речь для планирования и
регуляции своей деятельности.
Познавательные: использовать знаково
символические средства (условные обозначения
стационарный
соблюдать
устройство
правила
с
устройство
стремиться
обращения
— сравнивать
компьютер и ноутбук;
— работать в паре:
рассказывать (по рисункусхеме)
о возможностях компьютера,
обсуждать значение компьютера
в нашей жизни;
— моделировать
компьютера;
—
безопасного
компьютером;
— отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения на
уроке
— Понимать учебную задачу
урока и
её
выполнить;
— выявлять
потенциально
опасные предметы домашнего
обихода;
— характеризовать опасность
бытовых предметов;
— работать в паре:
формулировать
правила
проводить
перехода улицы,
самопроверку;
— моделировать
светофора;
— оценивать своё обращение с
предметами домашнего обихода и
поведение на дороге;
— сочинять и рассказывать
сказку по рисунку учебника;
— отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения на
уроке
— Понимать учебную задачу
урока и
её
выполнить;
— выдвигать предположения и
доказывать их;
— использовать
стремиться
глобус для 21
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Что
и кто?»
Презентация проекта «Моя
малая Родина»
Презентация проекта
«Моя малая Родина»
Проверка знаний и
умений. Представление
результатов проектной
деятельности.
Формирование
адекватной оценки
своих достижений
знакомства с формой нашей
планеты;
— работать в паре:
рассматривать рисункисхемы и
объяснять особенности движения
Земли;
— моделировать форму Земли;
— отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения на
уроке
— Выполнять тестовые задания
учебника;
— выступать с сообщениями,
иллюстрировать их наглядными
материалами;
— обсуждать
учащихся;
— оценивать свои достижения и
достижения других учащихся
выступления
на карте, глобусе), поиск и выделение необ
ходимой информации из различных источников
в разных формах (видеофрагмент, учебник,
справочник).
Коммуникативные: строить монологическое
высказывание, слушать собеседника; проявлять
активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач
Регулятивные: использовать установленные
правила в контроле способа решения;
устанавливать соответствие полученного
результата поставленной цели; стабилизировать
эмоциональное состояние для решения
различных задач.
Познавательные: строить рассуждения;
обобщать, анализировать информацию;
самостоятельно создавать алгоритмы
деятельности при решении проблем различного
характера.
Коммуникативные: формулировать
собственное мнение и позицию; задавать
вопросы; строить понятные для партнёра
высказывания, монологическое высказывание,
вести устный диалог
Как, откуда и куда? 12ч 22
23
24
Как живёт семья? Проект
«Моя семья»
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в
сотрудничестве с учителем:
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения задач:.
Коммуникативные: ставить вопросы,
обращаться за помощью к членам совей семьи,
формулировать свои затруднения
Знакомство с целями и
задачами раздела. Се
мья — это самые
близкие люди.
Что
объединяет
членов
семьи. Имена, отчества
и фамилии членов
семьи. Жизнь семьи.
Подготовка
к
выполнению проекта
семья»:
«Моя
знакомство
с
материалами учебника,
распределение заданий,
обсуждение способов и
сроков работы
Откуда в наш дом приходит
вода и куда она уходит?
Откуда в наш дом приходит
электричество?
Значение воды в доме.
Путь воды от
природных источников
до жилища людей.
Значение очистных
сооружений для
предотвращения
загрязнения природных
вод. Опасность
использования
загрязнённой воды.
Очистка загрязнённой
воды
Значение
электроприборов в
жизни современного
человека. Разнообразие
бытовых
электроприборов.
Способы выработки
Регулятивные: предвидеть возможности
получения конкретного результата при решении
задачи (очищение воды), вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Познавательные: ставить и формулировать
проблемы, использовать знаковосимволические
средства, в том числе модели и схемы для
решения задач (оформление наблюдений в виде
простейших схем, знаков, рисунков).
Коммуникативные: формулировать свои
затруднения; оказывать в сотрудничестве
взаимопомощь
Регулятивные: преобразовывать практическую
задачу в познавательную (через сбор
электрической цепи к понятию пути тока от
электростанции до дома), составлять план и по
следовательность действий. Познавательные:
строить рассуждения, обобщать,
— Понимать
учебную задачу
данного урока и стремиться её
выполнить;
— рассказывать о жизни семьи по
рисункам учебника;
— называть по именам (отчествам,
фамилиям) членов своей семьи;
— рассказывать об интересных
событиях в жизни своей семьи;
— оценивать значение семьи для
человека и общества.
В ходе выполнения проекта дети с
помощью взрослых учатся:
— отбирать из семейного архива
фотографии членов семьи во время
значимых для семьи событий;
— интервьюировать членов семьи;
— оценивать значение семейных
альбомов для укрепления семейных
отношений;
— составлять экспозицию выставки;
—
результаты
собственного труда и труда
товарищей
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— прослеживать по рисункусхеме
путь воды;
— обсуждать
экономии воды;
— выяснять опасность употребления
загрязнённой воды;
— практическая работа: проводить
опыты, показывающие загрязнение
воды и её очистку;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
необходимость
оценивать
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— отличать электроприборы от
других бытовых предметов,
не
использующих электричество;
— запомнить правила безопасности 25
Как путешествует письмо?
26
Куда текут реки?
электричества и
доставки его
потребителям. Правила
безопасности при
использовании
электричества и
электроприборов.
Современные
энергосберегающие
бытовые приборы
Разнообразие почтовых
отправлений и средств
доставки
корреспонденции.
Значение почтовой
связи для общества.
Знакомство с работой
почты. Современные
средства коммуникации
Расширение и уточнение
представлений детей о
реках и морях,
о
движении воды от
истока реки до моря, о
пресной и морской воде
ориентироваться в разнообразии способов
решения задач: способы получения электри
чества.
Коммуникативные: уметь обмениваться
мнениями, слушать другого ученика – партнера
по коммуникации и учителя
Регулятивные: составлять план и
последовательность действий: этапы
«путешествия» письма, сличать способ
действия и его результат с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона
Познавательные: осознанное и произвольное
речевое устное высказывание о работе почты;
осуществление поиска необходимой
информации из рассказа учителя, родителей
Коммуникативные: уметь обмениваться
мнениями, слушать другого ученика – партнера
по коммуникации и учителя; согласовывать
свои действия с партнером; вступать в
коллективное учебное сотрудничество
принимать его правила и условия; строить
понятные речевые высказывания.
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей (путь реки
от истока до моря) и условиями её реализации,
предвосхищать результат, устанавливать
соответствие полученного результата
поставленной цели. Познавательные:
использовать общие приёмы решения задач (ра
бота с учебником и рабочей тетрадью), знаково
символические средства, в том числе модели и
схемы для решения задач. Коммуникативные:
при обращении с электричеством и
электроприборами;
— анализировать схему выработки
электричества и способа его доставки
обсуждать
потребителям;
необходимость
экономии
электроэнергии;
— практическая работа в паре:
собирать простейшую электрическую
цепь;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
отправлений,
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— наблюдать за работой почты и
рассказывать о ней;
— работать в паре: строить из
разрезных деталей схему доставки
рас
почтовых
сказывать по схеме о путешествии
письма, проводить взаимопроверку;
— различать почтовые отправления:
бандероли,
письма,
посылки,
работать в группе:
открытки;
высказывать
предположения о
содержании
иллюстраций
и
осуществлять самопроверку;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— прослеживать по рисункусхеме
путь воды из реки в море;
— сравнивать реку и море;
— различать пресную и морскую
воду;
— практическая работа в паре:
рассматривать морскую соль и
проводить опыт по «изготовлению»
морской воды; 27
28
29
Откуда берутся снег и лёд?
Снег и лёд.
Практическая работа
«Исследование свойств снега
и льда»
Снег и лёд.
Исследование свойств
снега и льда
Как живут растения?
Практическая работа
«Уход за комнатными
растениями»
Как живут животные?
Растение как живой
организм.
Представление о
жизненном цикле
растения. Условия,
необходимые для жизни
растений. Уход за
комнатными
растениями
Животные как живые
организмы.
Представление о
жизненном цикле
животных. Условия,
необходимые для жизни
животных. Уход за
животными живого
уголка
формулировать собственное мнение и позицию,
свои затруднения; определять общую цель и
пути ее достижения
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в
сотрудничестве с учителем (наблюдать
предметы и явления природы по предложен
ному плану), выбирать действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её
реализации. Познавательные: выбирать наи
более эффективные способы решения задач,
ставить и формулировать проблемы:
простейшие опыты с объектами неживой
природы. Коммуникативные: предлагать
помощь и сотрудничество, задавать вопросы,
необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром
Регулятивные: различать способ и результат
действия: формирование условий, необходимых
для жизни растений.
Познавательные: использовать общие приёмы
решения задач: создание перечня правил ухода
за комнатными растениями; поиск и выделение
необходимой информации из различных
источников в разных формах.
Коммуникативные: определять цели, функции
участников, способы
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации (условия, влияющие на
сохранение жизни животного), сличать способ
действия и его результат с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона («Как называют ребятокзверяток?»).
Познавательные: рефлексировать способы и
условия действий; осознанно и произвольно
строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные: проявлять активность во
взаимодействии для решения коммуникативных
и познавательных задач, ставить вопросы
и
рассказывать
— сочинять
сказочную историю по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— практическая работа в группе:
проводить опыты по исследованию
снега и льда в соответствии с
формулировать
инструкциями,
выводы из опытов;
— наблюдать форму снежинок и
отображать её в рисунках;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
за
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— наблюдать за ростом и развитием
рассказывать о своих
растений,
наблюдениях;
— прослеживать по рисункусхеме
этапы жизни растения;
— формулировать
выводы об
условиях, необходимых для жизни
растений;
— практическая работа в паре:
ухаживать
комнатными
растениями;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— наблюдать за жизнью животных,
рассказывать о своих наблюдениях;
— работать в группе: выполнять
формулировать выводы,
задания,
осуществлять самопроверку;
— практическая работа в паре:
ухаживать за животными живого
уголка;
— оценивать свои достижения на
уроке 30
Как зимой помочь птицам?
31
Откуда берётся и куда
девается мусор?
32
Откуда в снежках грязь?
Птицы, зимующие в
наших краях, их
питание зимой.
Важность заботы о
зимующих птицах.
Устройство кормушек и
виды корма. Правила
подкормки птиц
Источники мусора в
быту.
Необходимость
соблюдения чистоты в
доме,
городе,
природном окружении.
Раздельный сбор мусора
Источники загрязнения
нашей планеты и спосо
бы защиты её от
загрязнений.
Распространение
загрязнений в
окружающей среде
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации (способы помощи
оседлым птицам); использовать речь для
регуляции своего действия. Познавательные:
подводить под понятие на основе распознавания
объектов (зимующие и перелётные птицы),
выделения существенных признаков;
самостоятельно создавать алгоритмы
деятельности при решении проблем различного
характера: изготовление кормушки.
Коммуникативные: договариваться о
распределении функций и ролей в совместной
деятельности, координировать и принимать
различные позиции во взаимодействии
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в
сотрудничестве с учителем, выполнять учебные
действия в материализованной форме: улуч
шение ближайшего природного окружения
(школьный двор). Познавательные:
самостоятельно создавать алгоритмы
деятельности при решении проблем различного
характера, использовать общие приёмы решения
задач: экологически сообразные правила
поведения в природе. Коммуникативные:
адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих, договариваться о
распределении функций и ролей в совместной
деятельности
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации: привлечение к
природоохранительным мероприятиям;
различать способ и результат действия:
выполнение правил экологически сообразного
поведения.
Познавательные: ставить и формулировать
проблемы, моделировать. Коммуникативные:
ставить вопросы, необходимые для организации
собственной деятельности и сотрудничества с
партнёром
зимующих птиц,
зимующих птиц по
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— наблюдать
различать
рисункам и в природе;
— обсуждать формы кормушек и
виды корма для птиц;
— практическая работа в паре:
изготавливать
простейшие
кормушки и подбирать из предло
женного подходящий для птиц корм;
— запомнить правила подкормки
птиц;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
и
рассказывать
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— определять с помощью рисунков
учебника источники возникновения
мусора и способы его утилизации;
— обсуждать важность соблюдения
чистоты в быту, в городе и в
природном
окружении;
необходимость раздельного сбора
мусора;
— практическая работа в группе:
сортировать мусор по характеру
материала;
— сочинять
сказочную историю по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— практическая работа в паре:
исследовать снежки и снеговую воду
на наличие загрязнений;
— обсуждать источники появления
загрязнений в снеге;
— формулировать предложения по
защите окружающей среды от
загрязнений;
— сочинять и рассказывать сказку
на предложенную тему;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке 33
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Как,
откуда и куда?» Презентация
проекта «Моя семья»
Проверка знаний и
умений. Представление
результатов проектной
деятельности.
Формирование
адекватной оценки
своих достижений
Регулятивные: использовать установленные
правила в контроле способа решения;
устанавливать соответствие полученного
результата поставленной цели; стабилизировать
эмоциональное состояние для решения
различных задач.
Познавательные: строить рассуждения;
обобщать, анализировать информацию;
самостоятельно создавать алгоритмы
деятельности при решении проблем различного
характера.
Коммуникативные: формулировать
собственное мнение и позицию; задавать
вопросы; строить понятные для партнёра
высказывания, монологическое высказывание,
вести устный диалог
— Выполнять тестовые задания
учебника;
— выступать с подготовленными
иллюстрировать их
сообщениями,
наглядными материалами;
—
учащихся;
обсуждать
выступления
— оценивать свои достижения и
достижения других учащихся
34
Когда учиться интересно?
Где и когда? 10ч
Знакомство с целями и
задачами раздела. Усло
вия интересной и
успешной учебы:
хорошее оснащение
классного помещения,
дружный коллектив
класса, взаимопомощь
одноклассников,
доверительные
отношения с учителем.
Обращение к учителю
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в
сотрудничестве с учителем: ориентирование в
здании школы.
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения задач: разные
пути к одному школьному помещению.
Коммуникативные: ставить вопросы,
обращаться за помощью к работникам школы,
формулировать свои затруднения
Знания: познакомятся с различными
школьными помещениями, а также с
работниками школы.
Умения: научатся ориентироваться в
школьном здании, знать рас
положение необходимых помещений.
Навыки: использовать основные
правила поведения в школе 35
Когда придёт суббота?
36
Когда наступит лето?
Время и его течение.
Прошлое, настоящее и
будущее.
Последовательность
дней недели
Регулятивные: сличать способ действия и его
результат с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона:
последовательность дней недели и названий
месяцев, формулировать и удерживать учебную
задачу. Познавательные: оценивать инфор
мацию (достоверность); ставить и
формулировать проблемы, связанные с
понятиями «настоящее», «прошлое»,
«будущее».
Коммуникативные: формулировать свои
затруднения; определять цели, функции
участников, способы взаимодействия
Последовательность
смены времён года и
месяцев в нём. Названия
осенних,
зимних,
весенних
и летних месяцев.
Зависимость природных
явлений от смены
времён года
Регулятивные: вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта сделанных ошибок:
анализ придуманных значков для каждого
времени года.
Познавательные: использовать знаково
символические средства, в том числе модели и
схемы для решения задач; устанавливать анало
гии: старорусские названия месяцев.
Коммуникативные: строить понятные для
партнёра высказывания, монологическое
высказывание
различать
иллюстрации
прошлое,
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— анализировать
учебника,
настоящее и будущее;
— работать в паре: отображать с
помощью
карточек
последовательность дней недели, на
зывать дни недели в правильной
последовательности,
проводить
взаимоконтроль;
— называть любимый день недели и
объяснять,
почему именно он
является любимым;
— сочинять
и
сказочную историю по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— анализировать схему смены
времён года и месяцев; называть
года в правильной
времена
соотносить
последовательности,
времена года и месяцы; использовать
цветные фишки для выполнения
заданий; характеризовать природные
явления в разные времена года;
— называть любимое время года и
объяснять,
почему именно оно
является любимым;
рассказывать
— работать в паре: находить
несоответствия
природных
явлениях на рисунках учебника;
в
— наблюдать сезонные изменения в
природе и фиксировать их в рабочей
тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке 37
Где живут белые медведи?
38
Где живут слоны?
Холодные районы
Земли: Северный
Ледовитый океан и
Антарктида. Животный
мир холодных районов
Регулятивные: вносить необходимые
дополнения и изменения в план и способ
действия (простейший алгоритм описания
природной зоны) в случае расхождения эталона,
реального действия и его результата.
Познавательные: обрабатывать информацию,
узнавать, называть и определять объекты и
явления окружающей действительности.
в соответствии с темой урока.
Коммуникативные: слушать собеседника;
формулировать собственное мнение и позицию,
задавать вопросы
Жаркие районы Земли:
саванна и тропический
лес. Животный мир
жарких районов
Регулятивные: использовать установленные
правила в контроле способа решения.
Познавательные: выполнять рефлексию
способов и условий действий, искать и выделять
необходимую информацию из различных
источников в разных формах (текст, рисунок,
таблица, диаграмма, схема).
Коммуникативные: строить монологическое
высказывание, слушать собеседника
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— практическая работа в паре:
находить на глобусе Северный
Ледовитый океан и Антарктиду,
характеризовать их, осуществлять
самоконтроль;
— рассматривать и сравнивать
иллюстрации учебника, извлекать из
них информацию о животном мире
холодных районов;
— приводить примеры животных
холодных районов;
— устанавливать
связь между
строением, образом жизни животных
и природными условиями;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учетную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— практическая работа в паре:
находить на глобусе экватор и
жаркие районы Земли,
харак
осуществлять
теризовать
самопроверку;
группе:
—
анализировать рисунок учебника,
рассказывать по плану о полученной
информации;
— приводить примеры животных
жарких районов;
— устанавливать
связь между
строением, образом жизни животных
и природными условиями;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
работать
их,
в 39
Где зимуют птицы?
40
Когда появилась одежда?
Зимующие и перелётные
птицы. Места зимовок
перелётных птиц.
Исследование учёными
маршрутов перелёта
птиц. Причины,
заставляющие птиц
улетать на зиму
Регулятивные: прогнозируют результаты
уровня усвоения изучаемого материала;
принимают учебную задачу
Познавательные: строить рассуждения,
осуществлять поиск необходимой
информации( из рассказа учителя, из
собственного жизненного опыта, рассказов,
сказок)
Коммуникативные: согласовывать свои
действия с партнером; строить понятные
речевые высказывания
История появления
одежды и развития
моды. Зависимость типа
одежды от погодных
условий, национальных
традиций и её
назначения (деловая,
спортивная, рабочая,
домашняя, праздничная,
военная)
Регулятивные: сличать способ действия и его
результат с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона
(назначение разного рода одежды), составлять
план и последовательность действий
(характеристика конкретного вида одежды).
Познавательные: строить рассуждения,
анализировать информацию и передавать её.
Коммуникативные: осуществлять взаимный
контроль, предлагать помощь и сотрудничество
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— различать
зимующих и
группировать
перелётных птиц;
(классифицировать) птиц с ис
пользованием цветных фишек;
— работать в паре: выдвигать
предположения о местах зимовок
птиц и доказывать их, осуществлять
самопроверку;
— объяснять причины отлёта птиц в
тёплые края;
— приводить примеры зимующих и
перелётных птиц;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— прослеживать
с помощью
иллюстраций учебника историю
появления одежды и развития моды;
описывать
одежду людей по
рисунку;
— отличать национальную одежду
своего народа от одежды других
народов;
— работать в паре: различать типы
одежды в зависимости от её
назначения, подбирать одежду для
разных случаев;
со взрослыми:
— работать
изготавливать маскарадный костюм;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке 41
Когда изобрели велосипед?
42
Когда мы станем взрослыми?
История появления и
усовершенствования
велосипеда. Устройство
велосипеда,
разнообразие со
временных моделей
(прогулочный,
гоночный, тандем,
детский трёхколёсный).
Правила дорожного
движения и
безопасности при езде
на велосипеде
Отличие жизни
взрослого человека от
жизни ребёнка.
Необходимость выбора
профессии, целевых
установок на будущее.
Ответственность че
ловека за состояние
окружающего мира
Регулятивные: предвосхищать результат,
вносить необходимые коррективы в действие
после его завершения на основе его оценки и
учёта сделанных ошибок (части велосипеда,
правила ПДД для велосипедистов).
Познавательные: выбирать наиболее
эффективные способы решения задач (разбор
жизненных ситуаций, связанных с целью урока),
использовать знаковосимволические средства,
в том числе модели и схемы для решения задач
(правила ПДД для велосипедистов).
Коммуникативные: прогнозировать
возникновение конфликтов при наличии разных
точек зрения, строить понятные для партнёра
высказывания; слушать собеседника
Регулятивные: осуществлять констатирующий
и прогнозирующий контроль по результату и
способу действия, ставить новые учебные
задачи в сотрудничестве с учителем:
последствия деятельности людей в природе,
место и роль человека в биосфере как существа
биосоциального.
Познавательные: осуществлять сравнение,
анализ информации, ставить и формулировать
проблемы.
Коммуникативные: аргументировать свою
позицию и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности,
слушать собеседника
старинные и
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— сравнивать
современные велосипеды;
— работать в паре: извлекать из
учебника информацию об устройстве
осуществлять
велосипеда,
самопроверку;
— обсуждать роль велосипеда в
нашей жизни;
— запомнить правила безопасной
езды на велосипеде;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
профессии
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— сравнивать жизнь взрослого и
ребёнка;
— определять по фотографиям в
учебнике
людей,
рассказывать о профессиях ро
дителей и старших членов семьи,
обсуждать, какие профессии будут
востребованы в будущем;
— работать в паре: сравнивать
рисунки учебника, формулировать
выводы в соответствии с заданием;
— рассуждать о том, что в
окружающем мире зависит от наших
поступков;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке 43
44
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Где
и когда?» Презентация
проекта «Мой класс и моя
школа»
Проверка знаний и
умений. Представление
результатов проектной
деятельности.
Формирование
адекватной оценки
своих достижений
Регулятивные: использовать установленные
правила в контроле способа решения;
устанавливать соответствие полученного
результата поставленной цели; стабилизировать
эмоциональное состояние для решения
различных задач.
Познавательные: строить рассуждения;
обобщать, анализировать информацию;
самостоятельно создавать алгоритмы
деятельности при решении проблем различного
характера.
Коммуникативные: формулировать
собственное мнение и позицию; задавать
вопросы; строить понятные для партнёра
высказывания, монологическое высказывание,
вести устный диалог
— Выполнять тестовые задания
учебника;
— выступать с подготовленными
иллюстрировать их
сообщениями,
наглядными материалами;
—
учащихся;
— оценивать свои достижения и
достижения других учащихся
обсуждать
выступления
Почему Солнце светит днём,
а звёзды ночью?
Почему и зачем? 22ч
Знакомство с целями и
задачами раздела.
Солнце — ближайшая к
Земле звезда. Форма,
цвет, сравнительные
размеры звёзд.
Созвездие Льва
Регулятивные: сличать способ действия и его
результат с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона
(моделирование звёзд), использовать
установленные правила в контроле способа
решения (правила работы с пластилином).
Познавательные: моделировать, т. е. выделять
и обобщенно фиксировать группы
существенных признаков объектов с целью
решения конкретных задач (цвет, форма и раз
мер); интерпретация информации.
Коммуникативные: осуществлять взаимный
контроль, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— сопоставлять видимые и реальные
размеры звёзд, в том числе и Солнца;
— работать в паре: моделировать
форму, цвет, сравнительные размеры
некоторых звёзд (Альдебаран, Регул,
проводить взаи
Солнце, Сириус),
мопроверку;
— использовать атласопределитель
для получения нужной информации;
моделировать созвездие Льва;
— работать со взрослыми:
наблюдать картину звёздного неба,
находить на нём созвездие Льва;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке 45
Почему Луна бывает разной?
Луна — спутник Земли,
её особенности. Измене
ние внешнего вида Луны
и его причины. Способы
изучения Луны
46
Почему идёт дождь и дует
ветер?
Причины возникновения
дождя и ветра. Их зна
чение для человека,
растений и животных
Регулятивные: предвидеть возможности
получения конкретного результата при решении
задачи (поиск решения поставленной про
блемы).
Познавательные: использовать знаково
символические средства, в том числе модели и
схемы, для решения задач (фазы Луны, модель
Земля Луна); осуществлять сбор информации
из всех доступных источников.
Коммуникативные: договариваться о
распределении функций и ролей в совместной
деятельности; задавать вопросы, необходимые
для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром
Регулятивные: предвосхищать результат;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль
по результату.
Познавательные: узнавать, называть и
определять объекты и явления окружающей
действительности в соответствии с темой урока,
устанавливать причинноследственные связи.
Коммуникативные: строить понятные для
партнёра высказывания; осуществлять взаимный
контроль
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— анализировать схемы движения
Луны вокруг Земли и освещения её
поверхности
Солнцем;
формулировать выводы о причинах
изменения внешнего вида Луны;
— моделировать из пластилина
форму Луны;
— рассказывать
с помощью
рисунков в учебнике об изучении
осуществлять са
Луны учёными,
мопроверку;
— работать со взрослыми:
наблюдать за изменениями внешнего
вида Луны, фиксировать результаты
наблюдений в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— наблюдать за дождями и ветром;
— работать в группе: рассказывать
по рисунку учебника о видах дождя
(ливень,
ситничек);
отбирать из списка слов те, которые
подходят для описания ветра;
объяснять причины возникновения
осуществлять
дождя и ветра;
самопроверку;
— сочинять и рассказывать сказку
по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
косохлёст, 47
Почему звенит звонок?
Разнообразие звуков в
окружающем мире.
Причина возникновения
и способ
распространения
звуков. Необходимость
беречь уши
Регулятивные: формулировать и удерживать
учебную задачу, преобразовывать практическую
задачу в познавательную (изучение свойств
звука).
Познавательные: осуществлять анализ
информации, полученной в процессе
переживания жизненных ситуаций, связанных с
темой урока; ставить и формулировать
проблемы.
Коммуникативные: адекватно оценивать
собственное поведение и поведение
окружающих
48
Почему радуга разноцветная?
Радуга — украшение
окружающего мира.
Цвета радуги. Причины
возникновения радуги
Регулятивные: сличать способ
действия и его результат с заданным
эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона
(отображение последовательностицветов радуги
), составлять план ипоследовательность действи
й.
Познавательные: обще учебные –
самостоятельно выделяют и
формулируют познавательные цели;
логические – осуществляют поиск
существенной информации (из материалов
учебника, из рассказа учителя, по
воспроизведению в памяти).
Коммуникативные: осуществлять
взаимный контроль, предлагать
помощь и сотрудничество
передавать
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— анализировать рисунок учебника
и
голосом звуки
окружающего мира;
— практическая работа в паре:
исследовать
возникновение и
распространение звуков;
— обсуждать, почему и как следует
беречь уши;
— высказывать предположения о
причине
возникновения
эха,
осуществлять самопроверку;
— сочинять и рассказывать сказку
по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— описывать чувства, возникающие
при виде радуги; называть цвета
радуги по своим наблюдениям и
рисунку учебника;
— запомнить последовательность
цветов радуги
с
помощью
мнемонического приёма;
— высказывать предположения о
причинах возникновения радуги,
осуществлять самопроверку;
— работать в паре: отображать
последовательность цветов радуги с
помощью
полосок,
осуществлять взаимопроверку;
— сочинять
сказочную историю по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
рассказывать
цветных
и 49
50
Почему мы любим кошек и
собак?
Взаимоотношения
человека и его
домашних питомцев
(кошек и собак).
Предметы ухода за до
машними животными.
Особенности ухода за
кошкой и собакой
Регулятивные: преобразовывать практическую
задачу в познавательную (создание условий,
необходимых для содержания кошки и собаки
дома), предвидеть возможности получения
конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: выделять и обобщённо
фиксировать группы существенных признаков
объектов с целью решения конкретных задач
(перечень правил содержания домашних
животных); выбирать наиболее эффективные
способы решения задач.
Коммуникативные: договариваться о
распределении функций и ролей в совместной
деятельности; аргументировать свою позицию и
координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения
в совместной деятельности
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— описывать по плану своего
домашнего питомца (кошку, собаку);
— обсуждать наше отношение к
домашним питомцам;
— рассказывать
по рисункам
учебника об уходе за кошкой и
собакой;
— практическая работа в паре:
познакомиться с предметами ухода
за кошкой и собакой и их
назначением;
— участвовать в ролевой игре,
моделирующей
взаимоотношения
хозяина и домашнего любимца;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
Почему мы не будем рвать
цветы и ловить бабочек?
Разнообразие цветов и
бабочек. Взаимосвязь
цветов и бабочек.
Необходимость
сохранения природного
окружения человека.
Правила поведения на
лугу
Регулятивные: использовать речь для
регуляции своего действия. Познавательные:
контролировать и оценивать процесс и
результат деятельности; передавать
информацию. Коммуникативные: ставить воп
росы, обращаться за помощью, формулировать
свои затруднения
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— работать в паре: определять
цветы и бабочек с помощью атласа
осуществлять
определителя,
самопроверку;
— рассматривать и сравнивать
оценивать
рисунки учебника,
поступки других людей и свои
собственные по отношению к
формулировать правила
природе,
поведения в природе, сопоставлять
их с эталоном;
— устанавливать
взаимосвязь
цветов и бабочек на основе
информации учебника;
— сочинять
сказочную историю по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
рассказывать
и 51
Почему в лесу мы будем
соблюдать тишину?
52
Зачем мы спим ночью?
Звуки леса, их
разнообразие и красота.
Необходимость
соблюдения тишины в
лесу
Регулятивные: различать способ и результат
действия; устанавливать соответствие
полученного результата поставленной цели
(узнать животное по голосу). Познавательные:
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения; интерпретировать
информацию.
Коммуникативные: договариваться о
распределении функций и ролей в совместной
деятельности; строить понятные для партнёра
высказывания
Значение сна в жизни
человека. Правила
подготовки ко сну. Как
спят животные. Работа
человека в ночную
смену
Регулятивные: адекватно использовать речь
для планирования и регуляции своей
деятельности; выделять и формулировать то,
что уже усвоено и что еще нужно усвоить,
определять качество и уровень усвоения.
Познавательные: ставить и формулировать
проблемы; устанавливать аналогии; строить
рассуждения. Коммуникативные: координиро
вать и принимать различные позиции во
взаимодействии, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение
окружающих
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— определять лесных обитателей по
звукам,
которые они издают;
передавать голосом звуки леса;
— объяснять (с опорой на рисунок
учебника), почему в лесу нужно
соблюдать тишину;
— работать в паре: устанавливать
причинноследственные связи (на
основе информации учебника),
осуществлять самопроверку;
— оценивать своё поведение в лесу и
поведение других людей на основании
чтения (прослушивания) рассказов из
книги «Великан на поляне»;
—
поведения в природе;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
формулировать
правила
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— сравнивать рисунки учебника,
делать выводы о значении сна в
жизни человека;
— работать в паре: рассказывать о
правилах подготовки ко сну,
использовать для выполнения задания
цветные фишки, осуществлять вза
имопроверку;
— оценивать правильность своей
подготовки ко сну;
— рассказывать
(на основе
наблюдений) о сне животных;
обсуждать информацию о животных,
которые
спят,
содержащуюся в книге «Зелёные
страницы»;
— определять
по рисункам
профессии людей и рассказывать об
их работе;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
ночью
не 53
54
Почему нужно есть много
овощей и фруктов?
Овощи и фрукты, их
разнообразие и значение
в питании человека.
Витамины. Правила
гигиены при
употреблении овощей и
фруктов
Почему нужно чистить зубы и
мыть руки?
Практическая работа
«Освоение приёмов чистки
зубов и мытья рук»
Важнейшие правила
гигиены, необходимость
их соблюдения.
Освоение приёмов
чистки зубов и мытья
рук
Регулятивные: предвосхищать результат
(последствия правильного и неправильного
питания), различать способ и результат
действия (забота о здоровом образе жизни).
Познавательные: выбирать наиболее
эффективные способы решения задач;
классифицировать по заданным критериям
(отличие овоща от фрукта; внешние и
внутренние отличия здорового и больного
человека) Коммуникативные: договариваться
о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих
Регулятивные: вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта сделанных ошибок,
(правила здорового образа жизни); адекватно
воспринимать предложения учителей,
товарищей, родителей и других людей по
исправлению допущенных ошибок.
Познавательные: осознанно и произвольно
строить сообщения в устной форме, грамотно
строить рассуждения; обобщать полученную
информацию.
Коммуникативные: аргументировать свою
позицию и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— различать овощи и фрукты;
группировать
(классифицировать)
их с использованием цветных фишек,
осуществлять самопроверку;
— работать в группе: находить в
учебнике информацию о витаминах в
соответствии с заданием; сравнивать
роль витаминов А, В и С в жиз
недеятельности организма;
— сочинять
сказочную историю по рисунку;
— запомнить правила гигиены при
употреблении овощей и фруктов;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— обосновывать
чистки зубов и мытья рук,
— отбирать
нужные
предметы
объяснять их назначение;
— рассказывать по рисункам, в
каких случаях следует мыть руки;
— практическая работа в паре:
осваивать приёмы чистки зубов и
мытья рук;
— запомнить, что зубная щётка и
полотенце у каждого человека
должны быть личные;
из предложенных
гигиены,
необходимость
и
рассказывать
— формулировать
правила гигиены;
основные
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке 55
Зачем нам телефон и
телевизор?
56
Зачем нужны автомобили?
Почта, телеграф,
телефон — средства
связи. Радио,
телевидение, пресса
(газеты и журналы) —
средства массовой
информации. Интернет
Регулятивные: использовать установленные
правила Познавательные: контролировать и
оценивать процесс и результат деятельности;
использовать знаковосимволические средства,
в том числе модели и схемы (устройство
автомобиля) для решения задач; классифи
цировать по заданным критериям
Коммуникативные: адекватно оценивать
собственное поведение и поведение
окружающих, оказывать в сотрудничестве
взаимопомощь
Автомобили —
наземный транспорт, их
разнообразие и
назначение. Знакомство
с устройством
автомобиля.
Электромобиль —
автомобиль будущего
Регулятивные: использовать установленные
правила (план описания транспортного
средства) в контроле способа решения.
Познавательные: контролировать и оценивать
процесс и результат деятельности; использовать
знаковосимволические средства, в том числе
модели и схемы (устройство автомобиля) для
решения задач; классифицировать по заданным
критериям (назначение транспортного
средства). Коммуникативные: адекватно оце
нивать собственное поведение и поведение
окружающих, оказывать в сотрудничестве
взаимопомощь
объяснять
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— различать средства связи и
средства массовой информации;
— рассказывать
(с опорой на
фотографии в учебнике) о видах
телефонов;
—
назначение
радиоприёмника, телевизора, газет и
журналов;
— работать в паре: сравнивать
старинные и современные предметы
(телефоны,
телевизоры,
радиоприёмники);
— обсуждать назначение Интернета;
— моделировать ситуации вызова
экстренной помощи по телефону;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— классифицировать автомобили и
объяснять их назначение;
— работать в паре: по рисунку
схеме знакомиться с устройством
проводить
автомобиля,
взаимопроверку;
— использовать представленную в
учебнике
для
выполнения задания;
— сочинять
и
сказочную историю по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
информацию
рассказывать 57
Зачем нужны поезда?
58
59
Зачем строят корабли?
Зачем строят самолёты?
Поезда — наземный и
подземный транспорт.
Виды поездов в
зависимости от
назначения. Устройство
железной дороги.
Представление о
развитии
железнодорожного
транспорта
Регулятивные: определять последовательность
промежуточных целей и соответствующих им
действий с учетом конечного результата (со
ставление планаописания железнодорожного
транспорта), предвосхищать результат.
Познавательные: строить рассуждения;
анализировать информацию.
Коммуникативные: строить понятные для
партнёра высказывания, монологическое
высказывание
Корабли (суда) —
водный транспорт.
Виды кораблей в
зависимости от
назначения (пассажир
ские, грузовые,
рыболовные,
исследовательские суда,
военные корабли).
Устройство корабля
Самолёты — воздушный
транспорт. Виды само
лётов в зависимости от
их назначения (пасса
жирские, грузовые,
военные, спортивные).
Устройство самолёта
Регулятивные: осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по результату,
устанавливать соответствие полученного
результата поставленной цели (назначение
корабля).
Познавательные: устанавливать причинно
следственные связи; строить рассуждения;
обобщать полученную на уроке информацию.
Коммуникативные: ставить вопросы,
обращаться за помощью
Регулятивные: преобразовывать практическую
задачу в познавательную (составление рассказа
«Аэропорт).
Познавательные: ставить и формулировать
проблемы; классифицировать по заданным
критериям назначение самолётов); устанавли
вать аналогии, причинноследственные связи;
вносить необходимые коррективы в действие
после его завершения на основе его оценки и
учёта сделанных ошибок. Коммуникативные:
задавать вопросы; строить понятные для парт
нёра высказывания, монологическое
высказывание
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— классифицировать поезда в
зависимости от их назначения;
— работать в паре: рассказывать
об устройстве железной дороги,
осуществлять самоконтроль;
— использовать
информацию
учебника для выполнения задания,
сравнивать старинные и современные
поезда;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— классифицировать корабли в
зависимости от их назначения;
— рассказывать
своих
о
впечатлениях от плавания на корабле;
— работать в паре: по рисунку
схеме знакомиться с устройством
корабля, проводить самопроверку и
взаимопроверку;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— классифицировать самолёты в
зависимости от их назначения;
— рассказывать
своих
о
впечатлениях от полёта на самолёте;
— работать в паре: по рисунку
схеме знакомиться с устройством
самолёта, проводить самопроверку и
взаимопроверку;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения нa уроке 60
61
62
Замысловатые вопросы для
любознательных
Почему в автомобиле и
поезде нужно соблюдать
правила безопасности?
Правила безопасности в
автомобиле, в поезде и
на железной дороге, а
также в других
средствах транспорта
(автобусе, троллейбусе,
трамвае)
Регулятивные: определять последовательность
промежуточных целей и соответствующих им
действий с учетом конечного результата.
Познавательные: строить рассуждения;
анализировать информацию.
Коммуникативные: строить понятные для
партнёра высказывания, монологическое
высказывание
Почему на корабле и в
самолёте нужно соблюдать
правила безопасности?
Правила безопасности
на водном и воздушном
транспорте.
Спасательные средства
на корабле и в самолёте
Регулятивные: определять последовательность
промежуточных целей и соответствующих им
действий с учетом конечного результата.
Познавательные: строить рассуждения;
анализировать информацию.
Коммуникативные: строить понятные для
партнёра высказывания, монологическое
высказывание
Зачем люди осваивают
космос?
Систематизация
сведений о космосе,
полученных в течение
года. Освоение
человеком космоса:
цели полётов в космос,
Ю.А. Гагарин — первый
космонавт Земли,
искусственные
спутники Земли,
космические научные
станции
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в
сотрудничестве с учителем, стабилизировать
эмоциональное состояние для решения
различных задач.
Познавательные: ставить и формулировать
проблемы, связанные с темой урока;
устанавливать причинноследственные связи.
Коммуникативные: определять общую цель и
пути ее достижения; осуществлять взаимный
контроль, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— обобщать сведения о транспорте,
полученные на предыдущих уроках;
— обсуждать
необходимость
соблюдения правил безопасности в
транспорте;
— работать в группе: знакомиться
с правилами безопасности в
автомобиле, поезде и на железной
рассказывать о правилах
дороге;
безопасности
в
автобусе,
троллейбусе, трамвае;
— участвовать в ролевой игре,
моделирующей правила безопасности
в транспорте и действия в опасной
ситуации;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— работать в группе: знакомиться
с правилами безопасности и
спасательными
средствами на
корабле и в самолёте;
— участвовать в ролевой игре,
моделирующей правила безопасности
на водном и воздушном транспорте и
действия в опасной ситуации;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— рассказывать
об освоении
человеком космоса, опираясь на
иллюстрации учебника;
— работать в группе: высказывать
вопросам
предположения
учебника,
Са
мопроверку;
— моделировать
космонавта;
— участвовать в ролевой игре
«Полёт в космос»;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
осуществлять
экипировку
по 63
64
Почему мы часто слышим
слово «экология»?
Первоначальное
представление об
экологии. Взаимосвязи
между человеком и
природой. День Земли
Проверим себя и оценим свои
достижения Презентация
проекта «Мои домашние
питомцы»
Проверка знаний и
умений. Представление
результатов проектной
деятельности.
Формирование
адекватной оценки
своих достижений
Регулятивные: преобразовывать практическую
задачу в познавательную (способы сохранения
окружающей природы); ставить новые учебные
задачи в сотрудничестве с учителем (поведение
и деятельность людей с точки зрения их
экологической допустимости).
Познавательные: использовать знаково
символические средства, в том числе модели и
схемы
для решения задач (плакаты экологической
направленности); осознанно и произвольно
строить сообщения в устной форме;
устанавливать причинноследственные связи.
Коммуникативные: аргументировать свою
позицию и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности
Регулятивные: использовать установленные
правила в контроле способа решения;
устанавливать соответствие полученного
результата поставленной цели; стабилизировать
эмоциональное состояние для решения
различных задач. Познавательные: строить
рассуждения; обобщать, анализировать ин
формацию; самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблем
различного характера.
Коммуникативные: формулировать
собственное мнение и позицию; задавать
вопросы; строить понятные для партнёра
высказывания, монологическое высказывание
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— находить в тексте учебника
ответы на вопросы;
— приводить примеры взаимосвязей
между человеком и природой;
— оценивать свои поступки по
отношению к природе и рассказывать
о них;
— участвовать в конкурсе рисунков
на тему «Чудесный мир природы»;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Выполнять тестовые задания
учебника;
— выступать с подготовленными
иллюстрировать их
сообщениями,
наглядными материалами;
—
учащихся;
— оценивать свои достижения и
достижения других учащихся
обсуждать
выступления 65
66
Проект «Мои домашние
питомцы»
Подготовка
к
выполнению проекта:
знакомство
с
материалами учебника,
распределение заданий,
обсуждение способов и
сроков работы
«Проект «Мой класс и моя
школа»
Подготовка к
выполнению проекта:
знакомство с
материалами учебника,
распределение заданий,
обсуждение способов и
сроков работы
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в
сотрудничестве с учителем:
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения задач: разные
пути к одному школьному помещению.
Коммуникативные: ставить вопросы,
обращаться за помощью к работникам школы,
формулировать свои затруднения
Регулятивные: преобразовывать практическую
задачу в познавательную (создание условий,
необходимых для содержания кошки и собаки
дома), предвидеть возможности получения
конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: выделять и обобщённо
фиксировать группы существенных признаков
объектов с целью решения конкретных задач
(перечень правил содержания домашних
животных); выбирать наиболее эффективные
способы решения задач.
Коммуникативные: договариваться о
распределении функций и ролей в совместной
деятельности; аргументировать свою позицию и
координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения
в совместной деятельности
оценивать
презентовать
В ходе выполнения проекта дети с
помощью взрослых учатся:
— фотографировать
наиболее
интересные события в классе, здание
школы, классную комнату и т. д.
— коллективно составлять рассказ о
школе и классе;
—
итоги
коллективного проекта, сопровождая
рассказ фотографиями (слайдами);
— оформлять фотовыставку;
—
результаты
собственного труда и труда
товарищей
В ходе выполнения проекта дети с
помощью взрослых учатся:
— наблюдать
любимцем
и
результаты наблюдений;
— фотографировать свою кошку
(собаку) в наиболее интересных
ситуациях;
— составлять рассказ о своей кошке
(собаке), её характере, повадках,
играх;
— презентовать свой проект с
демонстрацией
фотографий
(слайдов);
— оформлять фотовыставку;
—
результаты
собственного труда и труда
товарищей
за домашним
фиксировать
оценивать
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа Росси
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.